25 Павел Фивейский – ярославской. Григорий Скворцов – московской. Федор Альбов – костромской. Стефан Веселовский – владимирской. Димитрий Орестов – рязанской. 30 Тимофей Второвский – владимирской. Иван Покровский – тульской. Иван Смирнов – московской. Аполлон Филаретов – тверской. Алексей Гапонов – курской. 35 Иван Собриевский – тверской. Василий Серапионский – вифанской. Николай Иконников – вологодской. Александр Цветков – владимирской. Иван Ливанов – ярославской. 40 Евтропий Прокопович – с.-петербургской. Иван Попов – орловской. Алексей Троицкий – вологодской. Николай Вознесенский – тульской. Тимофей Терлецкий – вифанской. 45 Михаил Книжников – воронежской. Михаил Твердый – могилевской. Иван Тихомиров – московской. Александр Невоструев – вятской. Николай Новакович – из сербов. Двадцатого курса (1852–1856) Магистры: Николай Световидов-Платонов – из московской Семинарии. Амфиан Лебедев – вифанской. Николай Сергиевский – московской. Илья Касицын – вифанской. 5 Владимир, в монаш. Хрисанов, Ретивцев – тверской. Федор Виноградов – владимирской. Димитрий Ковалев – ярославской. Сергей Модестов – вифанской. Иван Ненарокомов – московской. 10 Павел Миролюбов – тверской. Константин Троицкий – ярославской. Евстафий, в монаш. Епифаний, Избицкий – из учителей житомирского раввинского училища, Иеромонах Кирилл Говорович – полоцкой. Анемподист Малевинский – вологодской. 15 Михаил Сакдыревский – московской. Алексей Цветков – владимирской. Павел Лилов – нижегородской. Гавриил Квиетинский – рязанской Правом на получение степени магистра, по выслуге в дух. училищном ведомстве двух лет. Кандидаты: Яков Извеков – калужской. 20 Иеромонах Модест Куховский – псковской. Димитрий Вигилев – рязанской. Евфим Березин – тверской. Григорий Голынец – могилевской. Мирон Никольский – владимирской. 25 Николай Юхновский – с.-петербургскоЙ. Николай Крылов – ярославской. Василий Никитин – рязанской. Николай Троицкий – ярославской. Михаил Попов – тамбовской. 30 Егор Соколов – калужской. Андрей Власов – Костромской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Таковы, например, маститый профессор Дмитрий Федорович Голубинский, – достойный сын почтенного родителя Федора Александровича Голубинского, который почти полвека посвятил изучению физико-мате- —304— матических наук и многостороннему приложению своих обширных и основательных сведений в области этих наук к доказательству вековечных истин христианской религии и ближе всего премудрости и благости Божией в и как бы продолжая этим великое дело своего родителя, знаменитого профессора философии в той же академии, положившего первый камень в основание известного труда под заглавием: «Премудрость и благость Божия в судьбах и человека» 2050 ; Павел Иванович Горский, бывший профессор еврейского языка, поместивший целый ряд статей в чтении Общ. Люб. Дух. Просвещения (его магистерское соч. «История Тридентского собора» напеч. в 1868–1869 г.), в Душеполезном Чт., в Правосл. Обозр. и Прибавл. к Тв. св. О.; Николай Федорович Каптерев, профессор гражданской истории, известный в ученом своими трудами по разным вопросам в области церковной истории; Алексей Иванович Введенский, профессор философии, писавший ряд статей по вопросам философским в различных богословских и светских журналах; Сергей Иванович Смирнов , доцент Русской церковной истории. Получали в Вифанской семинарии среднее образование и профессора других академий и университетов. Например, четверо из ее питомцев (Михаил Холмогоров, Николай Минервин, Дмитрий Кастальский, Александр Гренков) были наставниками в Казанской Академии, один в Киевской (Парфений Репловский). Из профессоров университетов, вифанцев по среднему образованию, известны проф. Харьковского университета по кафедре Церковной Истории Амфиан Степанович Лебедев, Одесского по кафедре Богословия Александр Кудрявцев и петербургского Александр Васильевич Советов, биографические сведения о котором были помещены в текущем году по случаю его 50-летней ученой деятельности во многих периодических изданиях. Последний, между прочим, по получении общего образования в Вифанской семинарии, где, кстати заметим, существо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все означенные преподаватели выписывали лекции прямо от А. В-ча, другие же вели дело помимо его. Они сами записывали лекции в академической аудитории, списывали у других, брали экземпляры у товарищей, припоминали после чтения Горского. В библиотеках Импер. Москов. Дух. Академии и Московского Румянцевского музея сохраняются по экземпляру тождественных между собой лекций А. В-ча, записанных за ним студентами. Был в свое время подобный экземпляр и в Петербургской Академии, как показывает любопытное письмо о. Иоанна (Соколова) . 23-го Августа 1845 г. он писал из Петербурга: «Милостивый государь А. В-ч! не знаю, как покажется вам содержание этого письма: обаче, благожелая вам, отверзу уста. Досюда дошло, а досюда все доходит, что в Московск. Дух. Академии история церковная читается неправославно. Не только не в духе православной Церкви, но даже и прямо по книгам лютеранским и рационалистическим. Недавно это сказано было в полном заседании состоящего здесь при Академии Ученого Комитета (которого я член) при А. П. Карасевском 610 , ректоре Киевском Димитрии 611 и при многих других лицах. Я защищал вас известной мне вашей благонамеренностью и усердием к православной Церкви, на что и пресв. Афанасий 612 сдался. Во всяком случае, решившись писать вам об этом, думаю, что вы не замедлите принять надлежащие меры к отвращению подобных замечаний, а для сего советую вам, со своей стороны, обратить внимание на составляемые вашими студентами записки церковной истории в классе со слов ваших. Этих записок экземпляр есть и в здешней Академии. Теперь в комитете у нас составляется проект преобразования учебной части во всех духовных заведениях; скоро пойдет в дело. Между прочим, несколько замечаний относится и к преподаванию церковной истории, даже предначертан самый план для науки» 613 . Проф. Дим. Феодор. Голубинский рассказывал, что в 1852–54 гг. он записывал лекции А. В-ча. Когда один товарищ его был назначен преподавателем Владимирской семинарии, он выпросил их для своих нужд. После брали эти лекции у него преподаватель Москов. дух. семинарии, впоследствии профессор Харьковского университета Амфиан Стефанович Лебедев, и преподаватель Черниговской семинарии Ляпидевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Осия, епископ Кордубский (Кордова, в Испании), был одним из знаменитейших св. отцов, украшением церкви (Созом. стр. 39). Он приобрел у своих современников необыкновеннейшее уважение и такой высокий авторитет, что с жадностью слушали его наставления и его советами пользовались все христиане, как восточные, так и западные. Во время арианских смут, в 4 веке, не только епископы, но и поверенные по гражданским делам в разных случаях руководились его советами и получали пособие. С определенной точностью нельзя указать год рождения св. Осии, предполагают, что он родился в 260 г., а также и место его рождения. Полагают, что Осия родился в Кордове, но во всяком случае он был родом из Испании. Осия, еще будучи мирянином, отличался между мирянами своей добродетельной жизнью и блестящими способностями и потому-то его сограждане, жители Кордовы, к концу 3 века избрали на епископскую кафедру, которую он занимал почти 60 лет, случай беспримерный при тогдашних церковных смутах. Осия преимущественно отличался непоколебимостью своей веры и чистотой нравов, чем приобрел особенное к себе уважение и доверие современников. Они смотрели на Кордубского епископа, как на святого, соответственно его наименованию (Оσιος. праведный, святой), – и самые тщательные исследования смертельного врага не могли заподозрить Осию в чем либо порочном. Осия удивлял современников своей мудростью и сведениями по всем предметам человеческого знания. Смутные обстоятельства того времени закалили характер Осии. Гонение, воздвигнутое Диоклетианом на востоке, распространилось и на западе, в пределах римской империи. Максимин Геркул, его соправитель, со слепой яростью свирепствовал в Испании против непоколебимых борцов веры и Осия тогда приобрел славное наименование исповедника. Созомен , говоря об исповедниках веры, живших при Константине Великом , ставит во главе их св. Осию. «Тогда, говорит он, было много добрых христиан; и так как гонения едва прекратились, то в живых осталось еще много исповедников, служивших украшением церквей своих, именно: Осия, епископ Кордубский, Амфиан епископ Епифании, что в Киликии: и другие» (Церк. ист. стр. 39). Отречение от престола Максимина спасло Осию от мученической кончины. Непоколебимость веры Осия доказал во время гонений, а мудрость свою на Эльвирском соборе в 305 г. В списках правил этого собора имя Осии постановлено на втором месте между 19 епископами, присутствовавшими на соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В преподавании предметов семинарского курса произошли следующие перемены в текущем учебном году. В феврале месяце проф. прот. Самборский подал прошение об увольнении его от преподавания французского языка. На его место назначен был инспектор семинарии иером. Вениамин, как основательно знающий сей язык 183 . Проф. семинарии по классу гражданской истории и соединенных о ней предметов А. Цветков, взявший отпуск на каникулярное время 1858 г., не явился к началу учебного года в Одессу, прислав свидетельство о болезни. В виду этого правление семинарии, по прошествии узаконенного срока, обратилось в духовно-учебное управление с просьбой о назначении на место Цветкова другого преподавателя. В марте 1854 г. киевское акад. правление прислало следующее извещение херсонской семинарии. «Вследствие ходатайства преосвященного Филарета, митрополита московского, проф. московской семинарии Амфиан Лебедев 11-го текущего марта перемещен г. обер-прокурором св. синода в херсонскую семинарию наставником по классу гражданской истории и соединенных предметов, а занимавший сей класс проф. Алексей Цветков, назначен на вакансию Лебедева» 184 . В сентябре месяце правлению семинарии дано знать, что, по ходатайству академич. правления, г. обер-прокурор св. синода разрешил переместить проф. херсонской семинарии Павла Капитанникова и учителя орловской семинарии Николая Конокотина, согласно взаимному их желанию, одного на место другого, с поручением учителю Конокотину и должности помощника инспектора, какую занимал в херсонской семинарии проф. Капитанников, с тем, чтобы они, как перемещаемые по прошениям, на основании существующих постановлений, приняли на свой счет путевые при перемещении издержки 185 . В октябре текущего года проф. Гребинский подал прошение об увольнении его от должности эконома семинарии. Правление поручило исправление должности эконома учителю одесского училища Василию Левицкому впредь до усмотрения 186 . В журналах по учебной части за м. ноябрь находится интересная записка ректора семинарии архимандрита Феофилакта об аттестации успехов учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7-го ч. последовало Высочайшее утверждение доклада Св. Синода о бытии мне Епископом Харьковским и Ахтырским, – о чем на другой день, 8-го ч., извещен я быль телеграммою от верного агента моего, И. Г. Слиборского. Получив эту телеграмму, я на следующий день, 9-го ч., писал в Петербург г. Слиборскому: «Получив Вашу телеграмму, спешу выразить Вам мою душевную благодарность за добрую и весьма важную для меня весть. Новое назначение приму я, конечно, с совершенною покорностью и преданностью воле Божией. Но могу ли при этом предаваться преждевременной радости? Что меня ожидает на новом месте служения – радости или скорби, мир или брань, – не знаю, но я уверен, что мне едва ли придется начать также мирно и спокойно службу в Харькове, как я оканчиваю ее здесь, после продолжительной правда борьбы и немалых душевных тревог, о которых Вам не безызвестно. Если Вы сверх тех известий, которые сообщили мне в своем письме, приобрели какие-нибудь новые сведения о Харьковской, напр., Консистории, о Семинарии, о тамошнем духовенстве и обществе, то я просил бы Вас покорнейше сообщить мне. В Харькове у меня вовсе почти пет знакомых. Преосвященного Вениамина, кажется, я видел в Москве, когда он в 1859 г. переезжал из Вильны в Казань на должность Инспектора Академии. Более известен мне профессор Харьковского Университета Амфиан Лебедев 1248 , как Москвич по происхождению и по образованию в Академии и затем по службе в Московской Семинарии, раньше, впрочем, моего в ней ректорства. – И только». 12 ч. писал мне из Вильны Н. А. Сергиевский : «Словом горячей сердечной благодарности ответствую на телеграмму Вашего Преосвященства 6-го Декабря. Вы уезжаете, Владыко; Бог направляет Вам путь в Харьков. С грустью за себя, с радостью за Вас вспоминаю о предстоящей нашей разлуке. На следующей неделе стремлюсь побывать в Витебске и проститься с Вами. О если бы затем встретиться и жить нам вместе! Да будет на то воля Господня!» 14-го ч. имел я честь получить от Члена Св. Синода Преосвященнейшего Архиепископа Василия приветственное архипастырское послание в следующих лестных выражениях:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Таковы, например, маститый профессор Дмитрий Фёдорович Голубинский, – достойный сын почтенного родителя Фёдора Александровича Голубинского, который почти полвека посвятил изучению физико-математических наук и многостороннему приложению своих обширных и основательных сведений в области этих наук к доказательству вековечных истин христианской религии и ближе всего премудрости и благости Божией в мироустройстве и мироуправлении, как-бы продолжая этим великое дело своего родителя, знаменитого профессора философии в той-же академии, положившего первый камень в основание известного труда под заглавием: „Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека“ 58 ; Павел Иванович Горский, бывший профессор еврейского языка, поместивший целый ряд статей в чтении Общ. Люб. Дух. Просвещения (его магистерское соч. „История Тридентского собора» напеч. в 1868– 1869 г.), в Душеполезном Чт., в Правоел. Обозр. и Прибавл. к Тв. св. О.; Николай Федорович Каптерев, профессор гражданской истории, известный в учёном мире своими трудами по разным вопросам в области церковной истории; Алексей Иванович Введенский , профессор философии, писавший ряд статей но вопросам философским в различных богословских и светских журналах; Сергей Иванович Смирнов , доцент Русской церковной истории. Получали в Вифанской семинарии среднее образование и профессора других академий и университетов. Например, четверо из её питомцев (Михаил Холмогоров, Николай Минервин, Дмитрий Кастальский, Александр Гренков) были наставниками в Казанской Академии, один в Киевской (Парфений Репловский). Из профессоров университетов, вифанцев но среднему образованию, известны проф. Харьковского университета по кафедре Церковной Истории Амфиан Степанович Лебедев, Одесского по кафедре Богословия Александр Кудрявцев и петербургского Александр Васильевич Советов, биографические сведения о котором были помещены в текущем году по случаю его 50-летней ученой деятельности во многих периодических изданиях. Последний, между прочим, по получении общего образования в Вифанской семинарии, где, кстати заметим, существовали тогда уроки сельского хозяйства, поступил по призванию в Земледельческий Институт (Горыгорецкий), после имел насколько казённых умелых командировок и теперь состоит деканом (с 1888 г.) физико-математического факультета, почетным членом многих сельско-хозяйственных обществ и между прочим комитета министерства земледелия и государственных имуществ 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Из воспоминаний протоиерея С. С. Модестова 250 . – Прохождение академического курса (1852–1856 гг.) В 1852 году мы кончили семинарский курс 251 . На выпускном экзамене депутатом от Академии был у нас профессор протоиерей Петр Спиридонович Делицын, замечательный знаток святоотеческой литературы, главный тогда академический деятель по изданию «Творений святых отец». На экзаменах у нас он не столько нас слушал, сколько говорил сам, и мы с жадностью слушали его глубокомысленные объяснения самых трудных богословских вопросов и ясные толкования недоуменных мест из Священного Писания . Многое из этой области мы впервые услышали от высокоученого богослова, чего не мог нам сообщить наш о. ректор Леонид 252 , преподававший богословие и не особенно далекий в знании этого предмета. При весьма благодушном отношении к нам добрейшего экзаменатора о. протоиерея Петра Спиридоновича, прикрывавшего наши не очень удовлетворительные богословские познания своими беседами на экзаменах, они у нас прошли благополучно. Потом и на так называвшемся тогда публичном экзамене в присутствии митрополита Филарета, академических и лаврских гостей, благодаря расположению святителя к о. ректору Леониду, все обошлось без всяких замечаний святителя, обыкновенно весьма строгого ценителя знаний. Мне, как я помню, на этом экзамене, по бывшему у нас учебнику Антония, пришлось отвечать о протестантских учениях об евхаристии. Я отвечал весьма твердо о разных изворотливых до тонкости мнениях протестантских богословов по этому превыспреннему догмату. Митрополит, не все дослушав, только сказал: «Довольно». После всех экзаменов, при составлении выпускных списков, я был поставлен на третьем месте: первым Амфиан Степанович Лебедев, вторым Илья Федорович Касицын, и мы все трое были назначены к поступлению в Академию. Подробнее о них будет сказано ниже. Приятно было, как всегда и прежде, отправляться домой на каникулы на отдых после трудов учебных, но для нас, назначенных в Академию, предстоял еще вступительный экзамен в Академию, и во время отдыха пришлось и об этом подумать, хотя можно было быть уверенным, что примут, так как не было примера, чтобы из наших семинарий кого-либо не допустили – были бы только удачны сочинения (экспромты), а на устные ответы тогда не обращалось внимания. Потому я, по крайней мере, спокойно отдыхал, изредка только заглядывал в семинарские учебники.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Анатолий (Грисюк), еп. Чистопольский (Грисюк Андрей Григорьевич; 20.08.1880, г. Ковель Волынской губ.-23.01.1938, Ухтпеслаг, с. Кылтово, Коми АССР), сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых), митр. Одесский и Херсонский. Род. в семье чиновника. Окончил Кременецкое ДУ и Волынскую ДС, в 1900 г. поступил в КДА. В 1903 г., будучи студентом 4-го курса, митр. Киевским Флавианом (Городецким) был пострижен в монашество с именем Анатолий. 15 августа того же года рукоположен во диакона, а 30 мая 1904 г. во иерея. Окончив академию в 1904 г. в числе первых студентов, А. был оставлен на год профессорским стипендиатом, 3 июня 1905 г. назначен на кафедру общей церковной истории исполняющим должность доцента КДА. В 1905/6 г. А. был командирован в К-поль для занятий в Археологическом русском институте . Работал с рукописями Патриаршей б-ки. В 4 авг. 1911 г. за соч. «Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века» удостоен степени магистра богословия, осенью того же года за «Исторический очерк» и за статьи «Памяти профессора В. В. Болотова (по поводу 10-летия со дня смерти)», «Профессор Амфиан Степанович Лебедев» А. присудили митр. Макария (Булгакова) премию . 29 авг. 1911 г. возведен в сан архимандрита. С 11 янв. 1912 г. экстраординарный сверхштатный профессор КДА, с 18 мая штатный экстраординарный профессор. За проповеди, произнесенные в Великий пост 1912 г., совет КДА постановил присудить А. премию имени проф. В. Ф. Певницкого . С 8 июня 1912 г. назначен инспектором и экстраординарным профессором МДА по кафедре Истории Древней Церкви. 30 мая 1913 г. переведен в КазДА на должность ректора и профессора по кафедре Истории Древней Церкви. 29 июня 1913 г. в храме Христа Спасителя в Москве состоялась хиротония А. во епископа Чистопольского, второго викария Казанской епархии, к-рую возглавил митр. Московский свт. Макарий (Невский) . С 1913 г. А. являлся председателем казанского Историко-археологического об-ва, а также свт. Гурия Казанского братства .

http://pravenc.ru/text/114964.html

Святые сорок мучеников. (См. выше). 10. Святые Кодрат, с бородою, едва показавшеюся, Киприан, Анект и Криск, без бород, были усечены мечом. 11. Святой Трофим, старец, был распят. 12. Святой Орпасиан, старец плешивый, с остроконечною бородою, скончался от ожогов свечами. 13. Святой Александр, юный, без бороды. 15. Святые Агапий и Пуплий, старцы, Ромил, юный, иеродиакон Тимолай, два Александра и два Дионисия, юные, были усечены мечом. 16. Святой Савин, старец, с длинною бородою. 17. Святой Павел, с бородою, едва показавшеюся, был сожжен огнем за почитание св. икон. 18. Святые десять тысяч мучеников были усечены мечом. 19. Святые Хрисанф, молодой, и Дария скончались, будучи ввержены в яму и засыпаны землею. 20. Святые отцы, избиенные сарацинами. 21. Святые Фимон и Домнин, с бородами едва показавшимися. 22. Святые Василий пресвитер, с короткою раздвоенною бородою, скончался, весь истыканный шилами весь с головы до ног. 23. Святой Никон, старец, был усечен мечом. 24. Святой Артемом, старец с длинною бородою, был усечен мечом. 26. Святые двадцать шесть мучеников, юные и старые, в Готфии страдавшие, были сожжены огнем. 28. Святые Иона, юный, и Варихисий, с закрученною бородою, были усечены мечом. 29. Святые Марк, старец, Кирилл диакон. 31. Святый Ипатий, старец с остроконечною бородою, пораженный от одной женщины камнем, скончался, молясь Богу. Апрель 1. Святые Геронтий, молодой, и Василид с бородою, едва показавшеюся, были усечены мечом. 2. Святые Амфиан, старец, и Едесий, молодой, с круглою бородою, были брошены в море. 3. Святой Елипидифор, юный, без бороды, был застрелен из лука. 5. Святые Феодул и Агафопод, юные, без бород, были брошены в море. Святой Клавдий, старец, был усечен мечом. 6. Святые два мученика в Аскалоне, с бородами, едва показавшимися, были врыты в землю по самые ноздри. 7. Святой Каллиопий, юный, без бороды, был распят вниз головою. 8. Святые апостолы от 70-ти: Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт и Ерма , скончались в разных муках. 9. Святой Евтихий, юный, был усечен мечом. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010