Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Амфиана и Едесия Память 2 апреля Святые мученики Амфиан и Едесий были братьями по плоти и происходили из греческого языческого семейства. Родиной их был город Патара в Ликии 2354 . Отсюда они были посланы родителями своими в город Бирит 2355 для изучения языческих наук. Здесь Амфиан и Едесий проводили в целомудрии дни юности своей, добродетельною жизнию своею удивляя всех своих сверстников. Будучи чужды всяких легкомысленных поступков, святые Амфиан и Едесий имели, по Писанию: «мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости» (Прем.Сол.4:9), за что и были награждены благодатью Божиею, ибо сердца их осиял свет разумения истины: сознав суету идолопоклонства, они восхотели возможно совершеннее познать путь благочестия христианского для того, чтобы быть рабами Господа нашего Иисуса Христа. Когда Амфиан и Едесий возвратились из Бирита в свой родной город, то нашли отца своего возведенным в сан начальника города и по-прежнему проводящим нечестивую жизнь языческую вместе со всеми родственниками своими. Не желая жить посреди нечестивцев и грешников, святые Амфиан и Едесий тайно оставили дом своих родителей и, руководимые Духом Божиим, пришли в палестинский город Кесарию 2356 . Здесь они встретили благочестивого пресвитера христианского, по имени Памфила, принявшего потом венец мученический за Христа. Быв научены сим святым пресвитером тайнам веры христианской, святые Амфиан и Едесий были просвещены тем же пресвитером святым крещением. После этого святые постоянно пребывали вместе с блаженным Памфилом, славословя и восхваляя Бога и занимаясь изучением священных книг и закона Господня. В это время императором был Максимиан 2357 , принявший в свое управление восточную половину римской империи от дяди своего Максимиана Галерия 2358 . Император этот жестоко преследовал христиан, так как был преисполнен языческого нечестия и ненавидел Бога истинного. Он был более жесток нежели все, предшествовавшие ему, римские императоры-язычники. Христиане в царствование Максимиана пришли в великое замешательство, так как всех, исповедывавших имя Христово, нечестивый гонитель предавал смерти. Многие из них, стремясь избавиться от мучений и смерти, спасались от яростных гонителей бегством, оставляя свои дома и города, и скрывались где-либо в потайных местах. Немало, впрочем, было и таких христиан, которые открыто предавали себя в руки мучителей своих и с мужеством переносили свой страдальческий подвиг. К числу последних принадлежал и мужественный Амфиан, хотя и юноша телесным возрастом своим (так как ему не было еще и двадцати лет), но столетний старец своим разумом и мужеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  Тропарь, глас 3: Яко светозарная звезда пришел еси от востока на запад, оставив отечество твое, Нижний Новград, и дошед богоспасаемаго града Суждаля, в нем обитель сотворил еси, и собрал еси монахов множества: и прием дар чудес от Бога, отче Евфимие, и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию. С нимже у Христа Бога испроси благоверному императору нашему Николаю Александровичу здравие, и спасение, и душам нашым велию милость.   Кондак, глас 2: Волнений множество невлажно преходя, безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси, богомудре Евфимие преподобне. Тем и чудес дар приял еси, моли непрестанно о всех нас.   В тот же день память преподобного отца нашего Макария исповедника, за почитание святых икон претерпевшего заключение в темницу и истязания, и скончавшегося в Афусии близ Царьграда, около 830 г.   В тот же день память святых мучеников Геронтия и Василида, от меча скончавшихся, и память праведного Ахаза.   В тот же день убиение святого мученика Аврамия Болгарского, в 1299 году. Память 2 апреля Страдание святых мучеников Амфиана и Едесия Святые мученики Амфиан и Едесий были братьями по плоти и происходили из греческого языческого семейства. Родиной их был город Патара в Ликии [ 1 ]. Отсюда они были посланы родителями своими в город Бирит [ 2 ] для изучения языческих наук. Здесь Амфиан и Едесий проводили в целомудрии дни юности своей, добродетельною жизнию своею удивляя всех своих сверстников. Будучи чужды всяких легкомысленных поступков, святые Амфиан и Едесий имели, по Писанию: «мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости» (Прем.Сол.4:9), за что и были награждены благодатью Божиею, ибо сердца их осиял свет разумения истины: сознав суету идолопоклонства, они восхотели возможно совершеннее познать путь благочестия христианского для того, чтобы быть рабами Господа нашего Иисуса Христа. Когда Амфиан и Едесий возвратились из Бирита в свой родной город, то нашли отца своего возведенным в сан начальника города и по-прежнему проводящим нечестивую жизнь языческую вместе со всеми родственниками своими. Не желая жить посреди нечестивцев и грешников, святые Амфиан и Едесий тайно оставили дом своих родителей и, руководимые Духом Божиим, пришли в палестинский город Кесарию [ 3 ]. Здесь они встретили благочестивого пресвитера христианского, по имени Памфила, принявшего потом венец мученический за Христа. Быв научены сим святым пресвитером тайнам веры христианской, святые Амфиан и Едесий были просвещены тем же пресвитером святым крещением. После этого святые постоянно пребывали вместе с блаженным Памфилом, славословя и восхваляя Бога и занимаясь изучением священных книг и закона Господня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Allgemeines Marmyrol. Muller. 1860). 2. Писатель стихословий мог приложить к неизвестному святому Ахазу слова иудейского царя, прилагая их к сему святому в прямом смысле. 2 Пр. Тит . Болландисты гадательно полагают, что св. Тит есть брат. Николая студита, упоминаемый в житии его 4 февр. Странно в таком случае то, что память его в церкви древнее и славнее самого св. Николая брата его, а жития, его нет. Тит находится в евангелиях 10 века, а Николай встречается в первый раз в прологах XI века; пр. Титу написан канон Феофаном и он поставлен на 1 месте в месяцесловах, брату его Николаю нет службы. Бог прославил пр. Тита, как видно, многими чудесами. Амфиан и Едесий . По Евсевию св. Амфиан пострадал в 306 году (в 3 год гонения Максимина) 2 числа месяца Ксантика за 4 дня до апрельских нон в пяток. По вычислению Болландистов пяток в 306 году падает на 5 апреля, и след. Ксантик яко бы не изо дня в день совпадает с апрелем. Не справедливо. У Евсевия и других писателей все дни сирских месяцев совпадают с римскими (см. ниже 3 апр. жизнь Никиты мидикийского). Лалош (Сравн. календарь. стр. 48) верно утверждает, что сиро-македонские месяцы отличались от римских только одними названиями. Буттлер кончину Амфиана полагает 2 апреля 306 года. Евсевий был очевидцем страданий св. Амфиана. Его описание в Христ. Чт. 1830. Ч. 39. Акты Амфиана и Едесий на халдейском языке обнародованы Стефаном Ассемани (Т. II. 188 и 195). По прологу Амфиан происходил из Лидии, у Евсевия из Ликии из города Пагаса. Такой город нигде неизвестен. В Лидии была гора Погос. 3 Пр. Никита мидикийский . Житие святого написано учеником его Феостириктом, иноком той же обители, которая находилась близ Пруссы и называлась обителию св. Сергия мидикийского. Первый настоятель и основатель ее св. Никифор (в греч. мин. память его 4 мая) подписался на 5 вселенском соборе (381 г.): Νικηφρος ηγομενος το γου Ζεργου Μτδικινος. В подлинном житии постоянно встречаются указания на современность писателя святому и житие с ним в одной обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Младший брат Едесий видел все, что делали язычники с Амфианом. Он только молился, чтобы Господь укрепил святого мученика. Не страх борол душу Едесия, а пламенное желание подтвердить своим исповеданием веру во Христа своего старшего брата. «Эх, братец мой и господин мой Амфиан! – говорил себе Едесий. – Как ты счастлив, что принял мученичества венец за Господа! А я вот еще скитаюсь и томлюсь, видя дела беззаконных». Но вот настал час и святого Едесия. Люди, видя страдания святого Амфиана и других мучеников, стали во множестве обращаться к христианской вере. Правитель Гераклий хотел террором и пытками устрашить народ. Он объявил гонение на христиан. Святой Едесий, будучи уже в Александрии, загорелся священной ревностью к святой вере Христовой. Будучи не узнанным, он проник во дворец правителя и, став перед ним, смело сказал: «Как ты не боишься гнева Божия, правитель! Как ты пытками и ложью давишь правду Христову… Убойся Живого Бога небесного, ибо Он будет судить тебя по правде Своей!» – «Кто ты такой? – спросил Гераклий юношу. – И как смеешь обличать меня!» – «Я – брат замученного Амфиана. Перестань обманывать народ, правитель, и познай правду», – ответил Едесий. Гераклий заметил, что юноша не из простых людей и хотел его обратить ласками. «Вижу, что ты ученый, – сказал он Едесию, – но знание сделало тебя гордым и дерзким. Почти наших богов и не будь, как твой брат, неразумным и упорным». «Правитель, – ответил мученик, – я служитель Христа и не хочу быть поклонником лжи и насилия! Христос мой Спаситель пострадал за всех людей. Зачем ты держишь народ в сетях сатаны и его ложных измышлений?» «Довольно, Едесий, ты еще юн препираться со мной!» – сказал Гераклий и велел подвергнуть святого пыткам. Святой Едесий радовался душой, что Господь его ведет к мученическому венцу. Измученного и окровавленного юношу бросили в темницу. Ночью к нему пришел мученик Амфиан и, ободряя брата, сказал: «Не бойся, Едесий, скоро мы будем вместе». На утро Едесия снова принуждали к идолопоклонству, но святой мученик категорически отказался и громко, чтобы слышал народ, сказал: «Люди, кому я буду кланяться? Этим ли бездушным истуканам или Живому Богу, живущему в небесах?» Гераклий поспешил осудить святого мученика на смерть. Его отвезли в лодке далеко от берега и утопили в море, как и его брата Амфиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Преподобный Евфимий основал Спасо-Преображенский монастырь в Суздале, где был архимандритом. Происходил из Нижнего Новгорода. С малых лет любил ходить в церковь и, чтобы не развлекаться, всегда становился в углу. Однажды особенно сильно тронули его слова Евавгелия: «Что пользы, если человек приобретет целый мир, а душу свой погубит?», оставил мир и ушел в монастырь. В обители св. Евфимий проводил жизнь строгого инока и изнурял тело свое железными веригами. Он был другом и собеседником св. преподобного Сергия Радонежского. Бедняки, больные, люди притесняемые в суде, и должники находили себе приют и защиту в его обители. Строгий к самому себе, он строго держал и братию: запрещал разговоры в храме и в трапезе, приказывал, чтобы никто не имел собственности и своей воли, а покорялся воле настоятеля. Скончался 78 лет, в 1405 г. В 1507 г. мощи его обретены нетленными, прославились чудесами, почивают в Суздальской обители его имени. Тут же хранятся его вериги, митра и посох. Преподобный Макарий был игуменом Пеликитской обители в Азии, жил в IX веке, во время иконоборства, и потерпел изгнание и заточение. Мученики Геронтий и Василид пострадали за Христа в III веке. Мученик Авраамий был богатым купцом в Камской Болгарии, исповедовал веру магометанскую. Крестившись, начал проповедовать христианскую веру своим единоземцам. Но они схватили его, мучили и убили. Это было в 1229 г. Русские купцы похоронили тело св. Авраамия, но на следующий же год перенесли мощи его в г. Владимир, где они и почивают в Успенском женском монастыре. В сей же день память св. Ахаза. 2-е число Преподобный Тит чудотворец был пресвитером. В ранних летах оставил мир и поступил в монастырь. Добродетельной жизнью приобрел дар чудотворения, отчего и назван чудотворцем. Где и когда жил он, – неизвестно. Мученики Амфиан и Едесий были родными братьями, детьми богатых язычников. Жили в начале IV века. Они ушли тайно от закосневших в язычестве родителей в палестинскую Кесарию, к христианскому учителю Памфилу и крестились от него. Когда император Максимин открыл гонение на христиан, то Амфиан вошел в языческий храм и удержал руку правителя города Урвана, приносившего жертву. Его подвергли страшным мукам и, наконец, бросили в море с камнем на шее. Море тотчас взволновалось; волны вынесли тело св. мученика на берег, и христиане похоронили его. Едесий после мученической кончины брата был сослан в рудники, где жестоко мучили его за веру и тоже утопили в море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

T.III. История вселенских соборов. Ч.I. Вселенские соборы IV и V в.в. Изд. 3-е. СПБ. 1904. Т. IV. Тоже. Ч. ΙΙ. Вселенские соборы VI, VII и VIII вв. Изд. 3-е. СПБ. 1904. Т. V. История разделения церквей в IX, X и XI в. в. СПБ. 1905. Т. VI. Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, Х и XI в.в. М. 1902. Т. VII. Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца XI до половины XV века. От начала крестовых походов до падения Константинополя (в 1453 г.). Изд. 2-е. М. 1902. Т. VIII. История греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя (1453 г.) до настоящего времени. Изд. 2-е. СПБ. 1904. T. IX. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения (из давних времён христианской церкви). Изд. 2-е. СПБ. 1903. Т. Х. Духовенство древней вселенской церкви (от времен Апостольских до IX века). Исторические очерки. М. 1905. – Уроки у примеры из истории древних соборов-применительно к предстоящему Всероссийскому собору. М. 1907. Лебедев Амфиан С. Вероисповедное положение армян в России до времени Екатерины II включительно. М. 1909. – О благотворительности в первые века христианства. Правосл. Обозр. 1862. – О брачных разводах по архивным документам Харьковской и Курской духов. консист. М. 1887. – Об избрании в епископский сан в древней вселенской и русской церкви. Русский Вестник. 1803, сент. Лебедев Амфиан С. Новые исследования о времени и личности патриарха Фотия. Правосл. Обозр. 1868. =Христианская помощь нуждающимся в древние времена христианства. Харьков. 1905. Лебедев Е. Единоверие в противодействие русскому обрядовому расколу. Новгород. 1904. Лебедев М. К вопросу об отношении церкви к государству. Правосл. Собесед. 1906. I. II. Лебедев Н. Стоглавый собор 1551 г. (Опыт изложения его внутренней истории). Чтен, в Общ. люб. дух. просв. 1882. 1, 2, 8 Леванда В. Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев от 1649–1873 г. СПБ. 1874. Левенстим А. Суеверие и уголовное право. СПБ. 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

1560 Студент Александров – тот самый, который, по исключении из Московской академии, поступил, в качестве гувернера, в дом князи Дадиан, – о чем мною было говорено выше. Примечание преосв. Саввы. 1563 Горский. Он был послан в Петербург для участия в заседаниях комитета по преобразованию духовно-учебных заведений. 1573 На родину митрополита Филарета, где на освящении, по поручению первосвятителя Московского, которого приглашали на это освящение Коломенские граждане, но который, по старческой немощи, не мог там быть, произносил и проповедь, составленную м. Филаретом. См Соч. митр. Филарета т. V, 516–519 Москва, 1885. 1576 Николая Николаевича, бывшего бакалавра академии, а потом профессора и помощника инспектора Московской семинарии, впоследствии – протопресвитера Моск. Успенск. собора † 1897 г. 4 марта. 1577 Амфиан Степанович Лебедев, магистр Москов. дух. академии выпуска 1856 года, действительно в 1861 году и назначен бы снова в Московскую дух. семинарию на кафедру церковной истории. За границею был в 1860–1861 и 1868 годах. В 1869 г. назначен экстраординарным профессором Харьковского университета по той же кафедре церк. истории и в 1871 г. возведен в звание ординарного профессора, в каковом звании служил и доселе в том же университете. 1578 Английскими миссионерами книга эта раздавалась Молдавским священникам. Примечание преосвящ. Саввы. 1579 Михаил Иванович Сабуров, магистр Моск. дух. академии выпуска 1858 г. и бакалавр ее с того же года, в 1862 г. вышел во священники в Москву к церкви св. Мартина Исповедника. Скончался 30 марта 1881 года. 1580 Статья проф. И.С. Казанского, предназначенная для Прибавления к Твор. св. Отцов, где и помещена была за 1861 г. ч. XX. стран 407 и далее. 1590 Рыбальского, бывшего проездом в пределах Московской епархии. Ехал же он из Смоленска на ректорскую должность в Томскую духовную семинарию. 1596 Богословский-Платонов, до 1850 г. бакалавр Московской дух. академии, а с 1850 г. священник церкви Успения на Могильцах, в Москве Скончался 15 дек 1870 г. протоиереем Троицкой, на Арбате церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех ( Ин. 1:29 )! Таковым было первое восклицание Иоанна Крестителя, когда заметил он Господа. И вот теперь на Голгофе это пророчество исполнилось: вот под тяжестью грехов всего лежит закланным и мертвым Агнец Божий! О братья, дорога эта Жертва и за наши грехи. Кровь [же] того незлобивого и кроткого Агнца предназначена всем векам и всем поколениям, от первого до последнего человека на земле. Христос ощутил боль на кресте и как следствие наших грехов в настоящее время. Оплакал Он в Гефсиманском саду и нашу злобу, и немощь, и порочность. Кровь Свою предназначил Он и нам. Не презрим же, братья, эту несказанно дорогую цену, которой мы искуплены. Именно благодаря этой жертве Христовой и обладаем мы некой значимостью как люди. Без этой жертвы – или если отвергнем мы эту жертву – наша собственная ценность равна нулю, дыму без огня и облаку без света. О Господи, не сравнимый в милости, помилуй и нас! Тебе слава и похвала вовеки. Аминь. 2 апреля 1. Преп. Тит Чудотворец . С малых лет возлюбил Христа Господа и возненавидел суетный Поэтому оставил ушел в монастырь и принял ангельский образ. Не жалея себя, предался он тесному и прискорбному иноческому пути. В подвиге великого терпения стяжал две главные добродетели: смирение и послушание, и в этих добродетелях превзошел «не только братию, но и всех людей». Чистоту души и тела сохранил он от юности своей. В эпоху иконоборческой ереси явил себя непоколебимым столпом Божией Церкви. За великое смирение и чистоту Бог наделил его даром чудотворения и при жизни, и по смерти. Отойдя ко Господу, оставил он своих многочисленных учеников. Мирно упокоился в IX веке. 2. Свв. мученики Амфиан и Едесий . Два юноши, два родных брата. Родом из города Патара. Родители их были знатными язычниками. Изучая светские науки в Вирите [Бейруте], они получили некое назидание от Духа Божия, так что, познав ложь язычества, узрели истину христианства. Вернувшись домой, они уже не могли жить с нечестивыми родителями и сродниками, но тайно удалились в Кесарию Палестинскую к пресвитеру Памфилу, известному святостью и духовной ученостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В Чет. Минее Житие, списанное Софронием, патриархом Иерусалимским. (Act SS. apr. I. р. 67. et in Append. р. 13. Mazoch. Kal. neapol. I. 172.) Март. P. 2 anp. Мес. В. Есть служба. Свв. мучч. Геронтия и Василида. Скончались от меча. Пролог. (Act SS. 1 apr.) Преп. Макария исповедника, игумена Пеликитской обители. Настоятельствовал после преп. Илариона (28 марта). При Льве Армянине и Михаиле Травлом за святые иконы был в изгнании, в котором и скончался около 830 г. Пролог. (Act SS. 1 apr.) Март. Р. Св. и праведного Ахаза. Пролог. Св. муч. Аврамия Болгарского. Пострадал за христианскую веру от своих единоземцев в 1229 г. Русские купцы принесли мощи его из Болгар во Владимир 1230 г. Мес. всех. Свв. Преп. Евфимия, архимандрита Суздальского. Нижегородец, ученик Дионисия, еп. Суздальского, строитель Спасо-Евфимиева монастыря, современник преп. Сергия Радонежского; преставился в 1404 г., 88 лет от рождения. Пролог. Обретение мощей его 4 июля. Есть служба. 2 Преп. Тита чудотворца. Чет. Минея. (Act. SS. 2 apr. Издатели почитают его современником препп. Феодора и Николая Студ., и даже братом последнего). Есть служба. Св. муч. Амфиана, и брата его Едесия. Из Ликии; познали христианскую веру в Берите. Амфиан всенародно обличил Урбана в заблуждении, подвергся мукам в Кесарии в 306 г. и брошен в море. Едесий, после трудов в рудокопнях, прибыл в Александрию, и там, подобно брату, обличил истязателя христиан Иерокла, мучен и повержен в море. Чет. Минея из Евсевия (О Палест. мучч. гл. 4 и 5) и Чет. Великой. (Аста Martyrium orient. chald. et lat. ed. ab Evod. Assemano Romae. 1748. p. 189–193). Март. Р. об одном Амфиане). Мес. В. Св. муч. Поликарпа. Пострадал в Александрии при Максимине, вызвавшись на мучение добровольно. Чет. Минеи. (Act SS. 2 apr.). Мес. В. 3 Преп. Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской в Вифинии. Управлял обителью и страдал за иконопочитание в царствование Льва Армянина. Скончался 824 г. В Чет. Минее Житие из написанного Феостериктом, учеником его, и из Великой Четьи. (Act SS. 3 apr. et in Appendice р. 22. Обитель св. Сергия το μιδικιδινος находилась не вдалеке от Прусы, на берегу Пропонтиды).1 Март. Р. Мес. В. Есть служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Когда звери, заметив жертву свою, стали медленно подкрадываться к святому Игнатию, он поднял свои руки к небу и стал вслух молиться: «Господи Иисусе Христе, Бог правды и любви, Ты молился за распинающих Тя, услыши и меня, раба Твоего, молящегося за город и народ сей, обрати сердца их к любви Твоей. Прости, Господи, гонителей веры Твоей и народа Твоего, не вмени им и мою смерть, раба Твоего. Спаси, Господи, Церковь Твою, в крови обагренную, и мою паству Антиохийскую»... Вдруг раздался страшный женский крик. Он походил на вопль отчаянно бьющегося за жизнь человека… Вслед за этим рев набросившихся на жертву зверей заглушил все прочее… По толпе зрителей пробежал холод непонятного страха, и римляне со своим цезарем и сановниками поняли, что они все – убийцы… Когда святой Игнатий был растерзан зверями, и цирк был очищен от зрителей, верные люди сумели проникнуть на арену. Они нашли на окровавленном песке одни кости и, как говорит Предание, нашли еще нетронутое сердце, на котором золотыми буквами было написано: «ИИСУС ХРИСТОС!» Так сердце, которое носило в себе Христа, могло ли быть растерзано зверями?! Святого Игнатия называли Богоносцем еще и потому, что когда он был еще младенцем, его держал на Своих Пречистых руках Господь наш Иисус Христос. Святое Евангелие говорит, что Иисус взял дитя и, показывая его народу, сказал: «Если не будете как дети, не внидите в Царствие Божие»... Это дитя и был святой Игнатий, будущий епископ Антиохийский. Ты – древний Рим и град былых времен! Сюда весь мир стремился, уповая Найти венцы под грохот, плач и стон, Здесь вечный бой и схватка мировая! Святая кровь страдальцев здесь дымит, Она разит безбожье и поныне! Язык любви громами говорит: «Спаситель-Бог! Нет больше сей святыни!» ЮНОШИ-МУЧЕНИКИ БРАТЬЯ АМФИАН И ЕДЕСИЙ Не бойтесь убивающих тело, души не могущих убить ( Мф. 10:28 ). Господь наш Иисус Христос, посылая Своих апостолов в мир, говорил им: «Кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня… Сберегший душу свою, потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее» ( Мф. 10:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

  001     002    003    004    005    006    007