3. Дарвиновский эволюционизм. К тому времени, когда Фрейд начал свою деятельность, материалистическое мировоззрение уже прочно приняло теорию эволюции в качестве своего единственного объяснения фактов разнообразия биологической природы. Поэтому нет ничего необычного в том, что психоанализ имеет в своей основе дарвинизм. Учение о происхождении всех видов живых существ, и в том числе человека, от простейших «сгустков» живого вещества было единственно-приемлемым для философии биологического детерминизма. К нему прибавилось и учение Геккеля (основателя социал-дарвинизма) о том, что каждая особь в своем индивидуальном развитии проходит стадии, подобные тем, которые прошел в истории целый вид. Фрейд перенес эту концепцию на психологическую жизнь: каждый человек с детства проходит этапы развития человечества от «первобытной орды» до развитой культуры, в которой он воспитан. «В 1912 году я согласился с предположением Ч. Дарвина, что первобытной формой человеческого общества была орда, над которой неограниченно властвовал сильный самец. Я сделал попытку показать, что судьба этой орды оставила неизгладимые следы в истории человечества» . То правда, что люди культурными не рождаются, но на самом деле в этой теории содержится уловка. Она позволила Фрейду «восстановить» психологическую историю человечества на основании его реконструкции детской психологии; а последнюю он выстраивал исходя из работы со своими взрослыми пациентами, лишь в иллюстративных целях прибегая к собственно детским психическим феноменам " . ААлексей Михайлович 30 декабря 2010г. 01:36 о. Амфиан, вопрос творения как тела Адама, так  и наших тел из праха перед Судом и как творение нашего мира, так и нового мира после Суда относится к догматическим. Словом " бог " обозначаются божества языческих религий. ЖМП Вы написали заглавными букавами. иеромонах амфиан 30 декабря 2010г. 13:41 алексей михайлович, 1) а как вы определяете, что относится к догматическим вопросам? 2) ну, допустим, творение " из праха " - догматический вопрос. а что такое " творение " ? а что такое " из праха " ?

http://bogoslov.ru/article/1320432

______________________ Нельзя допускать, что Констанций управлял Галлией, ибо в Галлии во времена царствования Диоклетиана, именно в 303–304 годах, происходило такое же гонение на христиан, как и в других странах. Об этом свидетельствуют акты Рогациана и Донациана (о них была речь); на это же указывает и Евсевий, когда перечисляя страны, страдавшие от гонения в 303–304 годах, включает сюда и Галлию (О Палест. мучениках, гл. 13 ad fin.). Но приписывать гонение Констанцию, как сейчас увидим, мы не имеем права. Hunziker думает, что Галлия не была в распоряжении Констанция (S. 259). Евсевий. Церк. ист. VIII, 13. См.: Hunziker. S. 182. Hist. Augusta. Fl. Uopisci. Carinus, cap. 17. Preuss. Op. cit. S. 152. Жизнь Константина I, 13; 17. Эту мысль развивает Zahn. Constantin der Gr. S. 8–9. " He участвовал в преследовании христиан " . VIII, 13. То же утверждает относительно Галлии (?) Оптат Милевийский: Constantine… cujus pater persecutionem non exercuit (De schism. Donatistarum, I. 22). Conventicula, id est parietes, dirui passus est (Константин, отец которого не участвовал в преследованиях) (De mort., cap. 15). ______________________ Как Констанций приводил в исполнение четвертый указ Диоклетиана, воздвигавший гонение на всех христиан, неизвестно. Более определенно можно говорить о Констанции и его отношении к христианству после того, как произошло отречение Диоклетиана от престола в 305 году и когда императором сделался сам Есть основание полагать, что Констанций, сделавшись императором, хотя и не отменил указов Диоклетиановых, однако же по его воле действие их на Западе совершенно прекратилось. Евсевий с большой уверенностью утверждает, что гонение Диоклетианово на Западе продолжалось только два года, а потом совершенно прекратилось. Это прекращение гонения совпадает со вступлением на престол Можно думать, что влияние нового Констанциева царствования, толерантного к христианам, простиралось и на Восток, умягчая здесь гонение. В самом деле, в Палестине в 305 году (год вступления Констанция на престол), по свидетельству Евсевия, был лишь один пример мученичества. Именно, потерпел мученическую кончину некто Апфиан (или Амфиан), но и тот пострадал не столько за исповедание христианства, сколько за свою смелость и, как казалось, неуважение к властям. Апфиан был прекрасно образованный юноша; увидев однажды, что проконсул Кесарии Урбан (язычник) публично приносит жертву, схватил его за руку и начал уличать его в языческом заблуждении; дерзновенный был К сожалению, Констанций слишком мало царствовал, в середине 306 г. он

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Из семинарии Амфиан Лебедев 652 переходит в Университет на кафедру церковной Истории, и с Богом. Говорят, пошлют его предварительно на два года заграницу, хотя и в семинарии на лекциях своих нередко выходил он из границ, в особенности вооружаясь против монашества вообще». На это письмо от 13-го ноября я писал почтенному Капитону Ивановичу: «Приложенный при брошюре вашей снимок с плащаницы волоколамской очень интересен и сделан весьма исследование ваше об этой плащанице, без сомнения, также весьма интересно, но не знаю, удастся ли мне прочитать его. До сих пор, кроме Московских Ведомостей, я не смел даже и в руки брать ни одной почти книги. Да правду сказать, до сих пор и библиотека моя хранится еще в тех самых коробьях, в которых привезена из Москвы. Я наследовал от моего предместника обширные палаты и немало мебели, но ни одного книжного шкафа, ни одной даже полки, так что, если бы я не догадался привесть с собою из Москвы три этажерки, то решительно некуда было бы положить ни книги, ни тетради. Поэтому я должен был вновь заказывать книжные шкафы, и на будущей неделе обещают мне доставить их. О каких либо ученых занятиях пока и мечтать мне непозволительно. При отправлении в Витебск, одну только и имел я утешительную надежду, что авось у меня будет здесь более свободного времени или свободных занятий, чем в Москве, потому что, думал, я, епархия небольшая, консисторских дел, вероятно, будет немного: оказалось совсем иное. Я должен заниматься ежедневно не только текущими делами, но и переделывать прежние дела, соприкосновенные с настоящими. Если же и остается несколько свободного времени по вечерам, то оно все без остатка поглощается корреспонденциею, которая не только удвоилась, но, можно сказать, удесятерилась сравнительно с Московскою. Витебский губернский статистический комитет почтил меня избранием в свои почетные члены, и я раз был в заседании этого комитета, где присутствовал и католический декан и еврейский раввин. Такой же чести удостоило меня, назад тому недели две, и Московское общество Истории и Древностей Российских. Но к чему, думаю я, сии почетные праздные титулы, когда нет ни малейшей надежды на какое-либо полезное содействие в ученых изданиях обществ?!»

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

187 Кроме официальных оппонентов и критиков, потрудились дать подробный разбор ее проф. А. Г. Брикнер (Russische Revue, 1886. III. 274318) и А. Н. Пыпин («Вест. Евр.», 1887 г. I. 255296), сами много сделавшие по западно-европейскому у нас вопросу; затем встретили мы суждения проф. В. С. Иконникова («Рус. стар.», 1886. IV), Д. И. Иловайского («Моск, вед.·, 1886. 12), Д. А. Корсакова («Истории, вести.·, 1886. VIII. 399403) и других. 188 Багалей Дмитрий Иванович (18571932) – историк, общественный деятель, член Государственного Совета, ректор Харьковского университета (19061910), Харьковский городской голова в годы Первой мировой войны, с 1918 г. академик Украинской Академии наук, в 1920-е гг. преподавал историю в ряде высших учебных заведений. – Комментарии. 191 Бриннер Александр Густавович (18341896) – российский историк немецкого происхождения, профессор Дерптского университета, исследовал влияние институтов западноевропейского общества на «европеизацию» России. А. С. Лебедев. Впервые: Лебедев А. С. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. Историческое исследование Дм. Цветаева. Москва, 1890//Журнал Министерства народного просвещения. 1892. Март. С. 175–228. Печатается по этому изданию. Название публикации дано составителем. Лебедев Амфиан Степанович (1833–1910) – историк и правовед. Окончил Московскую Духовную академию, там же защитил магистерскую диссертацию по богословию, с 1869 г. профессор кафедры церковной истории Харьковского университета. Среди его трудов – «О нравственном достоинстве гражданских законов Моисеевых» (1856), «История Церкви как предмет университетского преподавания» (1875), «Христианская помощь нуждающимся в древние времена христианства» (1905). – Комментарии. 192 Тезис XIII: «Соответственно с основною системою допускать иноверие в пределах его безвредности для православия, протестантство, допускаемое на практике и, отчасти, в видах политико-экономических покровительствуемое, было в смысле государственно-юридическом только дозволено». Тезисы к диссертации мы встретили потом перепечатанными целиком в одном из отчетов о нашем диспуте (Прав. обозрение. 1890. 1112).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

4 августа 1911 года иеромонах Анатолий был удостоен степени магистра богословия за сочинение «Исторический очерк сирий­ского монашества до половины VI века». По отзывам рецензентов, этот труд, касаясь мало разработанной в церковно-исторической науке области, отличается неоспоримыми достоинствами. Чтобы собрать исторические сведения о подвижниках и киновиях Сирии на протяжении почти четырех веков, автору пришлось употребить огромные усилия на поиск и изучение документов. Осведомлен­ность его настолько широка, что всякий, кто захотел бы работать после него в области истории сирийского монашества, мог бы довериться результатам его труда совершенно. О труде иеромонаха Анатолия по истории сирийского мона­шества один из рецензентов писал: «Основательное знакомство с первоисточниками и обширной литературой по данному вопросу, глубокое проникновение в дух сирийского отшельничества, яс­ность мысли и колоритность языка отличают труд автора и делают его ценным вкладом в литературу этого предмета» . 29 августа 1911 года отец Анатолий был возведен в сан архи­мандрита. Осенью того же года Комиссия по присуждению пре­мий митрополита Макария (Булгакова) рассмотрела труды настав­ников академии, напечатанные в академическом журнале за 1910 год. Были рассмотрены сочинение отца Анатолия «Историчес­кий очерк сирийского монашества до половины VI века» и его статьи «Памяти профессора В.В. Болотова (по поводу 10-летия со дня смерти)», «Профессор Амфиан Степанович Лебедев», и была присуждена премия имени митрополита Макария. В октябре 1911 года состоялось заседание совета Киевской Ду­ховной академии, на котором было заслушано заявление профес­сора протоиерея Ф. Титова. «Я считаю своим долгом, – сказал он, – как представитель церковно-исторической науки в акаде­мии, указать на доцента архимандрита Анатолия как именно на такого доцента, который вполне заслуживал бы удостоения его званием экстраординарного профессора. Архимандрит Анатолий служит в академии уже семь лет. Он всем известен как отличный преподаватель и руководитель студентов в занятиях их церковно-исторической наукой. Наконец, всем членам совета, без сомне­ния, известно то крайне стесненное материальное положение, в каком он находится, получая содержание, присвоенное должнос­ти доцента академии» .

http://fond.ru/kalendar/62/anatoliy/

Он всегда оставался благочестивым христианином. Какое величественное и поучительное зрелище представляют ученики Оригена, учившиеся в его александрийской школе! Несколько из его учеников, цветущих молодостью, талантливых, с прекрасной жизненной перспективой, идут с полной готовностью на смерть за исповедание той веры, которой они так дорожили и значение которой им было объяснено юным учителем - Оригеном. Но что это? Вместе с учениками Оригена отводится на казнь и какая-то молодая женщина. Кто она? Да и эта ученица Оригена, это та Гераиса, которая так любила уроки Оригена, которая недавно оглашена и теперь идет креститься в " огне " : ее ведь определено сжечь на Кому неизвестно также, что св. Иустин Философ имел школу в Риме и что когда приспело время доказать его приверженность к вере делом, пострадать за свои убеждения, то он с твердостью пошел на место казни. А за ним пошли и все его ученики, все они, вся школа захотела разделить жребий своего Все они были преданы казни. И хотя бы один стон, один звук! Лишь легкая бледность лица свидетельствовала, что исповедники навсегда прощаются со здешней жизнью. Христианские юноши, прошедшие языческую школу, заявляли себя не меньшей твердостью характера. Когда брату Григория Богослова знаменитому врачу Кесарию предстоял выбор: оставаться ли верным " подвигоположнику Христу " , или же стать на сторону " жестокого властелина (Юлиана), то обольщавшего Кесария сладкими речами, то устрашавшего обширностью своей власти " , тогда бывший питомец александрийской языческой школы с твердостью остался верен своим христианским Еще один и последний пример. Св. Амфиан, сын богатых родителей, получивший прекрасное образование в Оксфорде древних времен - в Берите (в Финикии), пламенеет такой ревностью к христианским убеждениям, что безбоязненно идет обличить язычника-префекта и приобретает мученический венец за свое неустрашимое мужество. И поверите ли, что св. Амфиану в это время не было и двадцати Остается сказать о тех взглядах на жизнь и деятельность, какие вырабатывались у христианских образованных юношей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Святые славные ученики Христовы, до смерти любившие Господа, понимали слова Спасителя полно и буквально. Они, как и святые Апостолы, не допускали никакой завуалированной лжи в толковании слов Спасителя. Они шли за Христом, взяв свой крест мученический, и не берегли души своей, как-либо уклоняясь от страданий. А что же мы видим теперь? Теперь – век высокоумия и ложной философии. И эта ложная философия, толкуя, извращает слова Спасителя по-своему. Особенно современное церковное богословие, возлюбив нынешний век с его удобствами жизни, идя за Христом, не хочет брать креста своего. Богословы приводят целый ряд изречений Спасителя, например, такие: «Если вас будут гнать в одном городе, бегите в другой» ( Мф. 10:23 ). Или: «Будьте мудры, как змеи и просты, как голуби» ( Мф. 10:16 ) и др. Они, утончаясь в мудровании, говорят, что Спаситель учил Своих учеников избегать опасностей и страданий за веру. Что Он, будто, велел мудрствовать им по-змеиному и утончаться до голубиной простоты. Святые отцы тоже, будто, так учили. И что теперь получается на деле? А вот что. Мудрость змеиная понимается теперь как хитрость, позволяющая служителям Церкви приспособленчество и забутыльное панибратство с римским начальством. Простота голубиная – как кротость, по которой все церковные интересы можно уступить, отдать, а вместе и продать всех верующих. Сбережение души своей понимается как настоящая маскировка и тщательное оберегание своей жизни от всех трудностей и опасностей, связанных с пастырским делом. Вот уж времена настали! Поистине мы, пастыри, – «безводные облака», носимые лжемудрования ветром, «свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими» ( 2Пет. 2:17 ; Иак. 1:6 ). О, Господи! Если возможно, прости наше малодушие и пощади! Святые мученики Амфиан и Едесий были детьми славных и ученых родителей города Патара Ликийского. Для получения высшей науки они были посланы в Кесарию Палестинскую, где познакомились со святым мучеником Памфилом. Он научил их Христовой вере. Славные юноши-братья горели желанием пострадать за Христа и прославить святое Имя Его. Они могли бы тайно хранить свою веру и достичь высокого звания у языческого правителя, но исключительная честность и правдолюбие не позволяли им лицемерить. Им противны были языческие порядки и подлая заносчивость неверных. Они видели, как жестоко насмехается ложь над правдой, и гордые язычники издеваются над христианами. Как хотелось юным братьям во всеуслышание всем сказать: «Истинный Бог есть Иисус Христос, распятый за грехи мира! А чему кланяетесь вы, чего вы чтите? Идолов – обжорство, блуд, богатство, славу и пр. Все это ложь и обман чувств»...

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Из семинарии Амфиан Лебедев 2106 переходит в Университет на кафедру церковной Истории, и с Богом. Говорят, пошлют его предварительно на два года заграницу, хотя и в семинарии на лекциях своих нередко выходил он из границ, в особенности вооружаясь против монашества вообще». На это письмо от 13-го ноября я писал почтенному Капитону Ивановичу: «Приложенный при брошюре вашей снимок с плащаницы волоколамской очень интересен и сделан весьма хорошо: исследование ваше об этой плащанице, без сомнения, также весьма интересно, но не знаю, удастся ли мне прочитать его. До сих пор, кроме Московских Ведомостей, я не смел даже и в руки брать ни одной почти книги. Да правду сказать, до сих пор и библиотека моя хранится еще в тех самых коробьях, в которых привезена из Москвы. Я наследовал от моего предместника —617— 1886 г. обширные палаты и немало мебели, но ни одного книжного шкафа, ни одной даже полки, так что, если бы я не догадался привезти с собою из Москвы три этажерки, то решительно некуда было бы положить ни книги, ни тетради. Поэтому я должен был вновь заказывать книжные шкафы, и на будущей неделе обещают мне доставить их. О каких-либо ученых занятиях пока и мечтать мне непозволительно. При отправлении в Витебск, одну только и имел я утешительную надежду, что авось у меня будет здесь более свободного времени или свободных занятий, чем в Москве, потому что, думал, я, епархия небольшая, консисторских дел, вероятно, будет немного: оказалось совсем иное. Я должен заниматься ежедневно не только текущими делами, но и переделывать прежние дела, соприкосновенные с настоящими. Если же и остается несколько свободного времени по вечерам, то оно всё без остатка поглощается корреспонденцией, которая не только удвоилась, но, можно сказать, удесятерилась сравнительно с Московскою. Витебский губернский статистический комитет почтил меня избранием в свои почетные члены, и я раз был в заседании этого комитета, где присутствовал и католический декан и еврейский раввин. Такой же чести удостоило меня, назад тому недели две, и Московское общество Истории и Древностей Российских. Но к чему, думаю я, сии почетные праздные титулы, когда нет ни малейшей надежды на какое-либо полезное содействие в ученых изданиях обществ?!»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Более определенно можно говорить о Констанции и его отношении к христианству после того, как произошло отречение Диоклетиана от престола в 305 году и когда императором сделался сам Констанций. Есть основание полагать, что Констанций, сделавшись императором, хотя и не отменил указов Диоклетиановых, однако же по его воле действие их на Западе совершенно прекратилось. Евсевий с большой уверенностью утверждает, что гонение Диоклетианово на Западе продолжалось только два года, а потом совершенно прекратилось. Это прекращение гонения совпадает со вступлением на престол Констанция. Можно думать, что влияние нового Констанциева царствования, толерантного к христианам, простиралось и на Восток, умягчая здесь гонение. В самом деле, в Палестине в 305 году (год вступления Констанция на престол), по свидетельству Евсевия, был лишь один пример мученичества. Именно, потерпел мученическую кончину некто Апфиан (или Амфиан), но и тот пострадал не столько за исповедание христианства, сколько за свою смелость и, как казалось, неуважение к властям. Апфиан был прекрасно образованный юноша; увидев однажды, что проконсул Кесарии Урбан (язычник) публично приносит жертву, схватил его за руку и начал уличать его в языческом заблуждении; дерзновенный был утоплен. К сожалению, Констанций слишком мало царствовал, в середине 306 г. он умер.    Третьим соправителем Диоклетиана был кесарь Галерий, его зять. Как кесарь (302—305 гг.) он не имел свободы в правительственной деятельности; местопребыванием его, как несменяемого полководца, были страны придунайские. Христианские писатели, например, Лактанций, самого невыгодного мнения о характере Галерия. Он говорит, что в нем было заметно «зверство, неведомое римлянам», говорит, что он был величайший деспот, по своему капризу он понижал в должностях чиновников; говорит, что обыкновенными казнями при нем были предание огню, вешание на кресте, растерзание зверями и что тот должен был считать себя счастливым, кто обрекался просто на обезглавление; говорит, что Галерий назначал префектами людей своевольных и суровых, без всякого образования, да и сам он не терпел науки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Синода. В октябре 1869 г. Высочайше повелено ему быть попечителем виленского учебного округа, каковую должность занимает и ныне. Лебедев Амфиан Степанович, статский советник. Магистр XX курса (1856). По окончании курса определен помощником инспектора московской Семинарии, а в 1858 г. перемещен на должность профессора всеобщей гражданской истории в той же Семинарии. В 1859 переведен по прошению на ту же кафедру в херсонскую Семинарию. В 1861 г. перемещен опять в московскую Семинарию и занял кафедру церковной истории. Два раза путешествовал за границу в 1860–1861 и в 1868 г. В 1869 г. назначен экстраординарным профессором харьковского Университета по кафедре церковной истории и в 1871 г. получил звание ординарного профессора. Напечатанные сочинения его: De perfectibilité du christianisme (Lunion Chretienne 1860). Краткие очерки из истории Христовой церкви в первые века (Душ. Чт. 1862, окт., ноябр. 1863, май, июль). Человеколюбивое участие церкви в судьбе угнетенных в IV-VI вегах по Р. Хр. (Там же 1862, сеут.). О благотворительности в первые вега христианства (Прав. Обозр. 1862. ноябрь). Попечение древней церкви о бедных и нуждающихся (там же 1863, март). Отпадение западной церкви от союза с восточной. Положение папской власти до сего события (там же 1864, апрель). О социальных учреждениях древних времен христианства (декаб. 1865). Заграничныт заметки (Прав. Обозр. 1868, январь). Новыя исследования о времени и личности патриарха Фотия. По поводу статей Костомарова и книги Гергенретера о Фотии (там же, май и сент.). Миссии протестантов на христианском востоке (там же, декабрь). Религиозное положение Чехии (там же 1869, февраль). Замечательные иностранные сочинения по истории славянства и его церковной жизни (там же. май). Об ученых заслугах гр. Η. П. Румянцева, митроп. Евгения и И. М. Снегирева (Публичные лекции – там же). Заметки на очерк истории христианской церкви Михайловского и Куртца (там же, август). Русская церковно-историческая литература (Русск. Вестн. 1869, февраль). Французская богословская литература (Прав. Обозр. 1870, апрель). Картина христианской церкви в XIX веке, Местраля (Прав. Обозр. 1870, сент.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010