Итак, первоначальный смысл осуждения Оригена был каноническим. Неслучайна и поддержка Димитрия со стороны Рима, оплота епископской власти. Однако этой канонической стороной дела все не исчерпывалось, если даже такой апологет Оригена , как Евсевий, сообщает, что он вынужден был писать «письма к Фабиану, епископу Римскому, и многим другим епископам, о своем православии» (Церковная история, VI. 36). Разумеется, столь обширная литературная деятельность, какую Ориген вел на протяжении многих лет, не могла не вызвать нареканий. Упомянутое здесь письмо к папе Фабиану датируется 241 г. по Р. Х., т. е. относится уже к кесарийскому периоду. Таким образом, клубок догматических разногласий вокруг Оригена разматывался постепенно, но началось это еще при его жизни. Большое значение для исследований творчества Оригена представляют его философско-богословские источники. Порфирий, ученик Плотина, пишет об Оригене : «Он был учеником Аммония, который в наше время преуспевал в философии; Аммоний ввел его в науку и многое ему дал, но в выборе жизненного пути Ориген свернул на дорогу, противоположную дороге учителя: прошел совсем по иному пути. О мире материальном и о Боге думал как эллин, но эллинскую философию внес в басни, ей чуждые. Он жил всегда с Платоном, читал Нумения, Крония, Аполлофана, Лонгина, Модерата, Никомаха и писателей, известных в пифагорейских кругах. Пользовался книгами Херемона-стоика и Корнута; узнав от них аллегорическое толкование эллинских мистерий, он применил его к иудейским писаниям» (цитируется у Евсевия в Церковной истории, VI. 19, 6–8). Под «баснями» здесь разумеется христианская вера; но такой же оборот употребляли церковные соборы, осудившие Оригена впоследствии, говоря о привлечении в его космологической системе элементов греческой мифологии. Прежде всего, это касалось уже упомянутого мирового цикла и соответствующего ему предсуществования душ. Если попытаться проанализировать внутренние причины отступления Оригена как дидаскала от канона церковной мысли. Наиболее плодотворной будет такая попытка в области историко-философской. Ориген сочетал в себе способность к глубокому анализу с волей к творческому синтезу. Реализуя свой талант, он хотел довести александрийский всеобъемлющий синтез до конца, без противоречий соединив богословие, философию, науку, аскетику, мистику. Если для каждой из этих разноуровневых наук был свой метод, которым Ориген владел виртуозно, то интегральным методом для их соединения могла быть только творческая интуиция. В увлечении ее возможностями Ориген отступил от простоты и ясности христианского учения, в аскетической терминологии – оказался «прельщенным». Это не замедлило сказаться на его отношении к церковной дисциплине; догматические же последствия были намного более долговременными. Мог ли Ориген избежать этого итога, который заставил его как ревностного служителя Церкви войти в противоречие с самим собой? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны подробнее разобрать его учение.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

р. 890, в похвальном слове Григ. Богослова Ч. 2. 350 О заточении пресвитеров Hist. aceph. Здесь же упоминается и о Пифиодоре, который со своей шайкой настоял у префекта об изгнании пресвитеров. О нем говорит и св. Григ. Богослов в 1 обличительном слове на Юлиана Ч. I. О сожжении церкви упоминают – св. Епифаний (Haer. 69. Т. I. р. 728) и св. Амвросий медиоланский ер. 40. (Patrolog. Т. 16. р. 1107). 352 Ер 6. «Если к декабрю Афанасий не оставит города, и даже Египта, – писал Юлиан, – то, клянусь Сераписом, взыщу с твоей когорты сто фунтов золота». 353 Hist, aceph. p. 501. Episcopus moratus, sicut praedictum est, apud Thereon, ascendit ad superiores partes Aegypti, usque ad Hermopolim et Antinoum. 355 Паммон, вероятно, одно лицо с аввой Памвой, о котором в Патерике также говорится, что он был близок к Афанасию и был приглашаем им в Александрию. 356 Следуем рассказу об этом самого св. Афанасия, изложенному в письме Аммония к Феофилу, епископу александрийскому. Аммоний, в 351–354 годах, жил в Тавенне у Феодора, и сообщая об нем, что знал, припоминает между прочим и этот рассказ, слышанный из уст св. Афанасия самим Феофилом, – когда еще он был пресвитером александрийским. Act. ss. Maii Т. 3. p. 356. Opp. s. Athan. T. 1. p. 868. С этим соглашается и дальнейшее повествование неизвестного, современного писателя о делах Афанасия. Quo in his locis degente, – продолжает он после слов, выше приведенных, – cognitum est, Iulianum imperatorem mortuum, et Iovianum christianorum imperatorem. Ingressus igitur Alexandriam latenter Episcopus, adventu ejus non pluribus cognito, occurrit navigio ad imp. Jovianum, et post, ecclesiasticis rebus compositis, accipiens litteras venit Alexandriam et introivit in Ecclesiam Athir XIX die, consul. Ioviani et Varroniani, ex quo exiit Alexandria secundum praeceptum Iuliani, usque dum advenit praedicto die Athir XIX, post annum unum et menses III et dies XXII. Hist. aceph. p. 503. Но здесь, вместо месяца Athir (соответствующего нашему окт. 28 – нояб. 27) должно стоять Wechir (который соответствует 26 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Акакий Веррейский (о недовольстве которого было уже упомянуто) и Антиох, другой сирийский епископ, стали на сторону Севериана. Они старались происками в Антиохии найти какое-нибудь основание для обвинения в прежней жизни архиепископа, и хотя в этом отношении злоба их потерпела полную неудачу 1698 , они, однако скоро нашли неожиданный случай для удовлетворения ее. Среди знаменитейших из нитрийских монахов были четыре брата, известные под названием «длинных или высоких братьев», – Диоскор, Аммоний (быть может тот самый, о решительном отказе которого принять епископство было упомянуто в предыдущей главе 1704 ), Евсевий и Евфимий. Феофил питал высокое почтение к этим братьям; он принудил Диоскора принять епископию Ирмопольскую – диоцез, в котором находилась Нитрийская гора, и вызвав Евсевия и Евфимия из их уединения, он пользовался их услугами в денежных делах своей церкви. Но занимаясь этим делом, они сделали чрезвычайно смутившее их открытие касательно средств, которыми Феофил добывал себе деньги для удовлетворения своей страсти к церковному строительству; вследствие чего, опасаясь, чтобы соучастием в этом деле не повергнуть свои души опасности, они оставили Александрию, под предлогом желания возвратиться к своей монашеской жизни. Феофил скоро узнал, что не это было главным для них побуждением и решил дать им почувствовать свое мщение 1705 . Около того же времени Исидор, начальник госпиталя в Александрии 1706 , который был рукоположен во пресвитера Афанасием и которому было 80 лет от роду, навлек на себя немилость архиепископа противодействием ему в некоторых предполагавшихся денежных сделках. Феофил обвинил старца в омерзительных преступлениях, о которых он будто бы получил сведения 18 лет тому назад. Бумага, содержавшая это сообщение, случайно была затеряна, и Исидор, зная непреклонный характер своего гонителя, искал убежища в Нитрии 1707 . Архиепископ возбудил антропоморфистских монахов против предметов своей ненависти, изображая их оригенистами; он добился от одного Александрийского собора осуждения их в оригенизме и волшебстве, донес на нитрийцев правителю Египта как на ослушников, наводнил их пустыню солдатами и враждебными монахами, и совершил много насилий, сжигая кельи, истребляя книги и другие находившиеся в них вещи, и даже убивая некоторых из отшельников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Отсутствие какого-либо упоминания о корпусе сочинений ранее IV века. 2 . Упоминание о нем в рамках халкедонского времяисчисления (451 г.н. эры). 3 . Свидетельство об этом в философии Прокла. 4 . Явная ссылка в ЕН III 3.7. на песнопение Крида во время Святого причастия, практики, введенной в Антиохии Петром Монофиситом в 476 г. 5 . Явное предупреждение Дионисия, считавшего христианский догмат отражением имперской политики, введенную в силу Генотиконом с 482 до 518 гг. Географически использование Кредо, первых цитат Дионисия и всеобщий литургический охват сводится в Западную Сирию. Пока Стиглмайер, продолжая писать статьи, имеющие большую ценность, в частности, касающиеся СД и неоплатонизма, в 1900 г. появилась статья Коха «Pseudo- Dionysius Areopagite in seinen Beziehungen Zum Neo- platonismus and Mysterienwesen», важнейшее единое исследование, рассматривающее языческие корни учения Дионисия. Эта монография, которая осталась разновидностью Библии для последующих ученых, выставила на обозрение во всесторонних детальных лексических, литературоведческих и понятийных параллелях «свода Диониссийских сочинений» и произведения поздней античности, связанные с религией и философией. В тридцати трех подрубриках, ранжированных по предмету рассмотрения от «Заключительного догмата» до «Мистической Гармонии и тишины», Кох с помощью бесценного упоминания книги, возражает любому, кто мог бы оспорить заключение о том, что Дионисий взял больше от позднего платонизма, особенно от Прокла, чем от любого христианина и до и после. Но что означает сказанное, что СД заимствовал из язычества? Просто ли дело в терминологии или дело обстоит гораздо глубже? Здесь мы попадаем в тупик спора, который означает конец консенсуса. Кох и Стиглмайер пришли к общему соглашению по поводу «когда» и «где» дионисийских произведений, что в них взято от позднего неоплатонизма. «Кто» и «что» СД продолжает вдохновлять серьезнейшие дискуссии. Возвращаясь к раннее сказанному, следует отметить, например, что пока все сходятся во мнении, что Дионисий не был апостолом, превращенным Павлом в Ареопагита, никто не может определить его личность. И не по причине недостатка кандидатов. За прошедшие пятьдесят лет Дионисий был по-разному определен как Аммоний Саккас, Дионисий Великий Александрийский, приверженец Базилл Каэзари в Каппадосии, Дамасский последний из диадохов и Сергий из Решайне- среди прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Манускрипт открывают 3 полностраничные композиции: Избрание ап. Матфия (Деян 1. 21-26), Богоматерь с Младенцем, Аммоний Александрийский и Евсевий. Далее на листах 3v - 12v изображения занимают поля таблиц канонов и располагаются в 3 регистра: сверху - персонажи из ВЗ (в первых 12 таблицах), в среднем регистре - евангельские сцены, в нижнем - растительные мотивы и животные. Затем еще 4 полностраничные миниатюры: Распятие, Вознесение, Христос с предстоящими и Пятидесятница. Один из наиболее полно сохранившихся ранних библейских манускриптов - сир. Библия (Parisin. syr. 341) кон. VI - нач. VII в. Для иллюстраций отведено место в колонках текста. Они расположены перед началом соответствующих книг ВЗ. Миниатюры этой рукописи выполнены в соответствии с античными художественными принципами: изображения представлены в беглой живописной манере, лики с по-восточному выразительными чертами написаны отдельными мазками, фигуры объемны и подвижны, хотя за одеждами реже угадываются очертания тела. Иов на гноище. Миниатюра из Сирийской Библии. Кон. VI - нач. VII в. (Parisin. syr. 341. Fol. 46r) Иов на гноище. Миниатюра из Сирийской Библии. Кон. VI - нач. VII в. (Parisin. syr. 341. Fol. 46r) Общее снижение художественной активности в Византии в эпоху иконоборчества (726-843) не способствовало созданию иллюстрированных рукописей. Неизвестно, был ли наложен запрет на украшение рукописей священными образами. Рукописи светского содержания по-прежнему продолжали украшать миниатюрами. В 753-754 гг. в К-поле был создан кодекс астрономических таблиц Птолемея (Vat. gr. 1291). Таблицы украшают изображения солнца, луны, знаков зодиака, ветров; их стиль и иконография восходят к классической традиции, но качество исполнения невысокое. В 80-90-х гг. VIII в. в Студийском мон-ре был изобретен минускул - более экономичный и быстрый тип письма. Все рукописи предшествующего периода и большинство иллюстрированных манускриптов IX в. написаны унциалом (или маюскулом). В IX-X вв. унциал применяли преимущественно для переписывания библейских, агиографических, гомилетических и литургических текстов; в XI в. он постепенно выходит из употребления и используется лишь для заголовков. На протяжении IX и части X в. формируются новые принципы книжной декорации. Помимо миниатюр в рукописях постепенно появляются орнаментальные инициалы и заставки, со временем приобретающие традиц., легко узнаваемый облик. Число иллюстраций сокращается; складываются иллюстративные циклы наиболее часто копируемых текстов (Четвероевангелия, Лекционария, Псалтири и др.).

http://pravenc.ru/text/383977.html

С восемнадцати лет наступает период его самостоятельной общественной деятельности в Александрийском огласительном училище, и с первого же выступления своего на поприще церковно-учительского служения он является не дюжинным учителем, а таким зрелым и сильным, какого только могло желать славное училище христианское: у всех он возбуждает к себе внимание и уважение не менее знаменитых своих предшественников – Паптена и Климента, и собирает к своей кафедре толпы не одних христиан, по и образованных язычников, и победоносно ведет состязания с неверующими во Христа, надменными философскою мудростью. Пылкий и ретивый в силу своей молодости, он чувствует, особенно при борьбе с противниками, что не обладает полнотой знания, и потому, не оставляя должности учителя, сам усиленно учится. Ему не хотелось уступать в чем-либо людям, гордым своею образованностью и с высока смотревшим на веру христиан, и он, верный духу и завету Климента, тщательно изучает разные системы иномыслящих, чтобы знать силу и слабости каждой из них и, чтобы при столкновении с чужими убеждениями, успешнее действовать против них их же оружием. Процветала в то время в Александрии школа Аммония Саккоса, учителя глубокомысленного Плотина, и Ориген , сам учитель, посещает уроки знаменитого философа, и Аммоний мог гордиться таким учеником не менее, как и Плотином. Любознательность Оригена обнимает всю широту современного ему образования, Все гуманные пауки, составлявшие цикл тогдашних знаний, ему известны, и каждую из них он и состоянии преподавать. Тотчас после смерти отца, еще до вступления в должность учителя оглашенных, Ориген только что переступивший шестнадцатилетний возраст, уже занимается преподаванием словесных наук и тем снискивает себе пропитание. И в огласительном училище Ориген не довольствовался изъяснением веры, а сообщал и сведения, относящиеся к кругу общих светских наук (τ γκκλια) и разбирал мнения философов. Только после, когда число учеников его умножилось и он увидел осложнение задачи, предлежавшей ему в училище, он разделял свои занятия с другом своим Ираклом, вместе с ним слушавшим уроки у Аммония, и предоставив ему ведение низшего курса, себе оставил сообщение высших знаний, чтобы иметь больше свободы в труде и больше возможности вести слоях слушателей по всей области греческой философии к лучшему пониманию тайн веры и божественного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Нередко случалось, что исследователи преувеличивали влияние эллинизма на Святых Отцов в ущерб их христианским убеждениям. Эллинизм представляли в качестве источника святоотеческого богословия, тогда как в действительности Святые Отцы заимствовали из него средства выражения и усовершенствованный понятийный аппарат. Для большинства христианских писателей эллинизм, прямо или косвенно, являлся той культурной средой, в которой они получили образование и в которой жили. Он представлял собой совокупность идей, понятий и представлений, передаваемых языком, на котором они говорили и проповедовали. На различных уровнях им были знакомы литературные, филологические, критические, научные и, особенно, философские традиции эллинизма. Много написано о платонизме Отцов, стоицизме Отцов, аристотелизме Отцов и даже эпикуреизме Отцов. Они заимствовали в различных школах несчетное количество терминов, которые нередко преобразовывали на свой манер, придавая им новый смысл. Они также использовали доктрины философских школ, чтобы проиллюстрировать, развить или защитить христианское вероучение. Когда фон Арним пожелал собрать сохранившиеся фрагменты древних стоиков Зенона, Хрисиппа и Клеанфа, он широко использовал церковных авторов. Философия Святых Отцов эклектична, так же как и доктрины современных им философских школ. До времени Климента Александрийского стоицизм в духе Посидония Апамейского и Филона преобладал над платонизмом, Аристотель занимал еще меньшее место. Платонизм берет вверх вместе с Оригеном , в то время как стоицизм по-прежнему занимает значимое место, присутствует также и аристотелизм. Таков был средний платонизм, или начальный неоплатонизм, с которым Оригена познакомил загадочный Аммоний Саккас, бывший впоследствии наставником основателя неоплатонизма Плотина. В антиохийской школе IV в. преобладало влияние Аристотеля, Каппадокийцы, будучи учениками Оригена , предпочитали неоплатонизм, а чтение Плотина повлияло на обращение Августина. Все это исследует патролог, и ему надлежит дать адекватную оценку всем этим явлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Как гласит та же коптская версия, архиепископ Феофил захотел рукоположить Евагрия во епископа Тмуисского (или Тмуитского) 935 , но тот, чтобы избежать этой участи, скрылся в Палестине. В этой связи Сократ передает такой любопытный эпизод. Сообщив об уже упомянутой попытке рукоположить Аммония, церковный историк говорит: «Спустя несколько времени Александрийский епископ Феофил взял для епископства Евагрия, который также убежал, но не изуродовал никакой части своего тела и, встретившись с Аммонием, ласково сказал: “Худо сделал ты, что отсек себе ухо, за такой поступок будешь отвечать пред Богом”. – “А ты не будешь отвечать, Евагрий, что не отсек у себя язык и ради самолюбия не воспользовался дарованной тебе благодатью?” – отвечал Аммоний» 936 . В этой «дружеской подначке» двух выдающихся подвижников скрыто много нюансов их внутренних отношений, но главное состоит в том, что оба были единодушны в своей любви к «исихии» и к тишине Богомыслия, ради которых и отказались от мирской суеты и искушений властью и честолюбием, неотделимых от епископского служения. К сожалению, ничего не известно о том, когда и при каких обстоятельствах Евагрию была предложена епископская хиротония; почти ничего не знаем мы и о его посещении (втором или были еще?) Палестины. Наиболее вероятно, что он и на этот раз остановился у своих друзей – преп. Мелании Старшей и Руфина, но сколь долго он гостил у них, неизвестно. В коптской версии сообщается, что во время своего пребывания в Палестине «апа Евагрий» встретил некую жену трибуна, одержимую нечистым духом: она испытывала отвращение ко всему тварному, возомнив, что живет ангельской жизнью, не выполняла своих супружеских обязанностей и изрекала слова «внешних философов», не понимая их смысла. Вполне приемлема гипотеза Г. Бунге, что здесь Евагрий имел дело с одной из заблудших овец, увлеченных в прелесть «лжеименного ведения» 937 . Как повествуется далее, «человек Божий апа Евагрий» обратил сердце этой женщины одним словом и одной молитвой, избавив ее от демонского наваждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Hist. eccl. VI, 14, 10//PG. T. 20. Col. 553A; р. п.: C. 266), что было при папе Зефирине, около 211 г.; 2) около 214 г. посетил правителя Аравии (в Петре), просившего к себе Оригена для собеседования (Euseb. Hist. eccl. VI, 19, 15//PG. T. 20. Col. 569A; р. п.: C. 271). Ho обе эти отлучки были кратковременными. Ко времени возвращения Оригена Александрийская школа разрослась настолько, что Ориген принуждён был разделить преподавание с одним из своих учеником – Ираклом. Ему он предоставил вести первоначальное обучение, сам же занимался с более совершенными (Euseb. Hist. eccl. VI, 15//PG. T. 20. Col. 553В; р. п.: C. 266), сосредоточиваясь, главным образом, на изъяснении Священного Писания. Параллельно продолжал он и самообразование. В целях изъяснения Священного Писания он изучал еврейский язык (Euseb. Hist. eccl. VI, 16, II/PG. T. 20. Col. 553C; р. п.: C. 266), а так как к нему часто обращались люди образованные, философы и еретики, то он счёл нужным изучить учения философские и еретические, тем более, что некоторые его ученики упредили его в этом, например, Иракл, который на пять лет раньше его начал посещать философскую школу (Euseb. Hist, eccl. VI, 19, 12–14//PG. T. 20. Col. 568C–569A; р. п.: C. 271). Будучи в возрасте около 25 лет, Ориген стал посещать школу знаменитого «учителя философских наук»; сам он не называет его по имени. Но неоплатоник Порфирий, видевший Оригена в детстве, утверждает, что этим учителем был Аммоний Сакк (Euseb. Hist. eccl. VI, 19, 6–7 II PG. T. 20. Col. 564B–565A; р. п.: C. 270), известный основатель неоплатонизма и учитель Плотина (204–269). Успехи Оригена в философии были велики. По словам Порфирия, «он постоянно обращался с Платоном, много занимался с книгами [философов] Нумения, Крония, Аполлофана, Лонгина и Модерата, Никомаха и знаменитейших пифагорейцев; пользовался также сочинением стоиков: Херемона и Корнута» (Euseb. Hist. eccl. VI, 19, 7//PG. T. 20. Col. 565A; р. п.: C. 270). Своими обширными познаниями по философии Ориген охотно делился на своих уроках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Вмале, и к тому не видите Мене, и паки вмале, и узрите Мене; яко иду ко Отцу ( Ин.16:16 ). «Немного времени, и вы не увидите Меня»: это значит, что скоро наступит время Его страданий и смерти. «Немного времени, и вы увидите Меня»: этим указывается, что скоро за смертию последует воскресение Его, когда они увидят Его. «Поскольку Я иду ко Отцу»: восход ко Отцу для принятия славы за крестные подвиги объясняет собою как нужду крестной смерти, так и воскресение Его. Так объясняли слова Спасителя, непонятые тогда учениками ( Ин.16:17–18 ), св. Златоуст, Кирилл Александрийский , Аммоний, Леонтий, озаряемые светом событий. И такое объяснение согласно: а) с предсказанием Спасителя о том, что Апостолы скоро увидят Его, по воскресении Его ( Ин. 14:19 ); б) согласно с объяснением, какое дает Он после того словам Своим ( Ин.16:20–22 ); в) объяснение сие подтверждается и самим положением учеников. Во время страданий и смерти Спасителя они не видели Его телесными очами, и душевный взор их до того помрачался смущениями и сомнениями, что они как бы теряли из виду Христа и Господа своего. Это ясно высказывали эммаусские путники Самому воскресшему Спасителю ( Лк. 24:17–45 ). Реша же от ученик Его к себе: что есть сие, еже глаголет: вмале, и не увидите Мене... Не вемы, что глаголет? ( Ин.16:17–18 ). Если бы ученики твердо содержали в уме, что говорил им пред тем Господь о Своем восходе и возвращении к Богу-Отцу, то слова Его не казались бы им темными. Но несмотря на то, что Спаситель так ясно говорил им о близкой Своей смерти, им все еще приходило на мысль, что не умрет Он позорною смертию, а с тем вместе забывали и предсказание Его о Его воскресении. «Если увидим Тебя, говорят: то куда идешь? Если идешь, то как увидим Тебя?» 33 И это-то предубеждение иудейское о видимой славе Его мешало им теперь понять слова Спасителя? Ах! как многие предметы веры, многие правила жизни евангельской кажутся нам то не ясными, то не убедительными оттого только, что наши страсти помрачают взор наш на них! Как много сомнений и затруднений решает детская простота сердца и ума!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010