[греч. Κριτβουλος] Михаил (1400-1410, о-в Имброс - после 1468, К-поль), визант. историк, идеолог проосманского направления греч. исторической мысли. К. происходил из знатной семьи. Вероятно, его настоящий патроним был Критопул (Κριτπουλος), а форма «Критовул» была авторским аттикизирующим псевдонимом. Наиболее раннее упоминание К. относится к 1444 г., когда с ним встречался итал. гуманист Кириак из Анконы. Он описывал К. как «знатного ученого мужа» и «близкого друга» Геннадия Схолария. Основанные на сообщениях Кириака предположения, что 2-м именем К. было Ермодор (Гермодор), ставятся исследователями под сомнение ( Critobuli Imbriotae Historiae. P. Reinsch. 2003. C. 299). Об образовании К. ничего не известно; судя по тексту «Истории», его отличали глубокие познания в медицине. Летом 1453 г. К. сыграл важную роль в посольстве знати о-ва Имброс к османскому адмиралу Хамза-бею, а затем (при посредничестве последнего) - в переговорах с султаном Мехмедом II . Благодаря переговорам К. удалось предотвратить разграбление островов Имброс, Фасос и Лемнос тур. флотом. Сначала они были переданы в управление генуэзскому семейству Гаттилузи, правителям г. Энос (ныне Энез, Турция) и о-ва Лесбос, однако зимой 1455/56 г. тур. флот высадился на Имбросе, Дорино Гаттилузи изгнали, а гражданским и военным наместником острова был назначен К. В 1457 г. К. удалось путем дипломатии уберечь Имброс от разорения итал. флотом, посланным папой Каллистом III (1455-1458) для восстановления влияния в регионе. В 1458-1460 гг. К. стал ключевой фигурой в заговоре протурецки настроенных динатов Лемноса, желавших освободить его от итал. влияния и передать в управление правителю Пелопоннеса Димитрию Палеологу в качестве наместника султана. После захвата Имброса венецианцами летом 1466 г. К. вынужден был бежать в К-поль. К 1468 г. относится письмо Георгия Амируци К., посвященное обсуждению кн. «О Промысле» митр. Мидийского Феофана (Феодора Агаллиана). Это послание указывает на принадлежность К. к кругу интеллектуалов, близких к Геннадию Схоларию. Утверждения историков XIX в., что К. был секретарем султана, а к концу жизни принял монашеский постриг, не находят подтверждений ( Critobuli Imbriotae Historiae. P.

http://pravenc.ru/text/2462009.html

2. Папа предложил, чтобы было назначено несколько человек, которые встречались бы с людьми папы и обсуждали некоторые второстепенные различия, согласно существовавшему письменному соглашению. Император и Патриарх выслушали это, словно между делом. Через несколько дней было сообщено об этом вновь. Наши на словах согласились это сделать, а на деле забыли. 3. По ходу этих дней Патриарх сказал всем нам, что «если они как-нибудь будут звать вас на трапезу – не ходите». Так, Юлиан позвал великого хартофилака и меня, и мы отклонили это предложение насколько возможно любезно. Перед нами звал он и [митрополита] Никейского, мудреца Гемиста [Плифона] и Амируци. Во время ужина нашим предлагали философские вопросы, и они находили для них подходящие решения. Затем он позвал на пир [митрополита] Эфесского вместе с его братом – номофилаком и [митрополитом] Митилинским. Итак, эти двое склонили [митрополита] Эфесского и, взяв его, пришли к Юлиану. Согласно их обычаю, они [т. е. латиняне] стали мудро беседовать с ним через переводчика. Затем в качестве совета Юлиан предложил ему написать что-нибудь папе, восхваляя его за труды и начало объединения, которое тот положил, а затем стал просить и побуждать его, чтобы и дальше он подвизался совершать это единство. [Митрополит] Эфесский, хотя и не был настроен писать, но убежденный просьбой Юлиана и побуждением со стороны Митилинского [митрополита] сказал, что «все же мне это кажется излишним (почему я и не настроен это делать), но если вам это представляется полезным, то я напишу и отправлю это тебе, – сказал он Юлиану. – И если это понравится твоему преосвященству, то пусть будет послано папе». Итак, он написал папе в форме энкомия, восхваляя его заботу о созыве Собора, убеждая и советуя ему еще больше потрудиться, чтобы привести это благое единство к доброму и богоугодному завершению. В этом энкомии среди других благочестивых и мудрых предложений содержалось и то, что папа может легко совершить единство, если захочет, и без труда сможет достигнуть этого через величие, начало и власть, которую он имеет в своей Церкви, через послушание и подчинение, которыми обязаны ему все латинские народы, как преемнику св. Петра. Ведь если он захочет изъять прибавление из св. Символа, прекратить мирную жертву на опресноках, то сразу совершится объединение, и будет оно одобрено всеми. Итак, папа может это сделать и всех христиан соединить в одной Церкви 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вознегодовав более остальных, [митрополит] Монемвасийский сказал: «Избыточно то, о чем мы спрашиваем. Если посол отправляется одним правителем к другому, а вернувшись и будучи спрошен, что он сделал, отвечает, что все хорошо, то это принимается всеми. Сейчас ходили повелитель наш император и господин наш Патриарх, и они говорят, что все сделано хорошо. Разве не подобает и нам это принять и не любопытствовать слишком? Ведь в любом случае они должны были сделать всё хорошо». Присоединились к этому и остальные из простых людей. Таким образом, вопрос был закрыт и собрание распущено. Желающим остается [только] догадываться, что это было за решение, о котором долгое время совещались наедине император с Патриархом после посещения папы, и думали, как они объявят это всем нам на следующий день. Они же сказали только то, что было многократно повторено: «Мы всё сделали весьма хорошо», – так что даже деспота не хотели иметь свидетелем этого. Ведь совещаясь об этом и готовясь, они оставили его верхом ожидать снаружи, чтобы он раньше нас не узнал, что «мы всё сделали хорошо». А поскольку он был вместе с ними у папы, когда они создавали это «хорошо», то, вроде бы, оно так и было. 21. После этого приготовления к Собору и исследования пошли в гору: кардиналы часто приходили к императору и говорили, и делали все необходимое для устроения и проведения Собора, поскольку они увидели, что Патриарх совсем мало в этом участвует, а все делается через императора и все зависит от его мнения. Император же призвал к себе шесть первых из архиереев, из церковных архонтов – великого хартофилака и меня, великого экклезиарха, двух игуменов – Пантократора и Калей, также иеромонаха Моисея Святогорца, и вместе с ними – учителя Гемиста [Плифона], учителя Схолария и Амируци . Когда все собрались во дворце, император сказал: «Надо, чтобы мы с помощью Божией начали соборные встречи. С чего вам кажется правильным начать их? Как я думаю, наш вопрос разделяется на две части: на то, что касается учения, надо, чтобы было исследовано, согласно ли с преданием нашего благочестия то учение, которое имеет Латинская церковь , или же оно ошибочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн VIII Палеолог (14251448) – предпоследний византийский император, известный своими династическими браками: он был женат на московской княжне Анне Васильевне, а после ее смерти в 1421 г. – на итальянке Софье Монферратской. Иоанн VIII был вдохновителем и участником Ферраро-Флорентийского собора 14381439 гг., часто встречался и беседовал с советником трапезундской делегации Георгием Амируци, сделавшим его одним из персонажей своего первого трактата. Подписание унии и признание византийской делегацией католического вероучения по всем основным пунктам расхождений вызвало бурю негодования в стране. Во взаимоотношениях с турками Иоанн VIII считал, что «лучшее средство для защиты от османов – это поссорить их между собой». Сея вражду между претендентами на турецкий престол, император нередко прибегал к подкупу. Однако это не помешало султану Мураду II овладеть Фессалоникой в 1430 г. Иоанн VIII принял участие в организации крестового похода 1444 г., закончившегося поражением крестоносцев под Варной и опустошением Мореи турками в 1446 г. Иоанн X Каматир (вторая половина XIIhaчaлo XIII вв.) – константинопольский патриарх (11981206), уделявший большое внимание школьному воспитанию и обучению. В годы его патриаршества возродилась и достигла больших успехов школа при церкви св. Апостолов, в которой преподавались предметы тривиума и квадривиума, но не было богословия. Студенты сами, без помощи преподавателя, изучали оба курса. Их знания оценивал патриарх, он же разрешал все спорные вопросы, возникавшие в процессе обсуждения предметов школьного курса. Основным средством обучения была дискуссия. Иоанн X Каматир вошел в историю культуры как автор двух астрологических поэм («О круге зодиака», «Введение в астрономию»), посвященных императору Мануилу I Комнину (11431180). Он использовал труды как античных («премудрого и прекрасного» Клавдия Птолемея), так и ранневизантийских авторов (Гефестиона Фиванского, Юлиана Лаодикейского, Ритория, Иоанна Лида и др.). В поэмах Каматира излагаются основные положения астрологии о планетах, неподвижных звёздах, о 12 знаках зодиака и приводятся различные методы составления гороскопов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При Михаиле VIII началось восстановление Константинополя, были отремонтированы городские стены, сожженные и разрушенные храмы и дворцы. По словам Никифора Григоры, император превратил «безобразие», содеянное крестоносцами, в «благообразие». Михаил VIII возродил грамматическую школу при храме св. Павла в Константинополе, восстановил Влахернский дворец и основал монастырь при церкви св. Димитрия, покровителя Палеологов. Он написал устав для этого монастыря, содержавший автобиографию императора. Годы царствования Михаила VIII Палеолога нашли отражение в исторических сочинениях Георгия Пахимера, Никифора Григоры и др. Михаил Аплухир (XII в.) – поэт, поставивший вопрос о положении художника-творца в обществе. В небольшом произведении «Драматия», написанном двенадцатисложными ямбическими стихами (312 строк), он заимствовал из античной драмы диалогическую форму и хоровые партии, из комедий Аристофана («Мир», «Плутос») использование аллегорических фигур, олицетворяющих социальные явления, их гротесковую трактовку и введение реалистических бытовых персонажей. Центральным персонажем «Драматии» является мудрец, доведенный до отчаяния голодом и нищетой. Он восстает против Судьбы и самодовольных Муз, рассуждающих о преимуществах духовной и интеллектуальной жизни и советующих ему питаться травой. Мудрецу противопоставлен мужик, довольный своим достатком и Судьбой, поселившейся в его доме. Конец произведения звучит пессимистически: «Пусть будет так! Грядущий день неведом нам, Боюсь лишь я, что будет все наоборот». Михаил Апостолий (Апостолис, XV в.) – ученик Иоанна Аргиропула, ритор и ученый, проникнутый новыми гуманистическим веяниями, Он переписывался с итальянскими гуманистами, хвалил Георгия Амируци за то, что тот считал страдание за веру суеверием, восторгался философией «божественного» Платона. Михаил Апостолий оставил описание преподавательской деятельности в императорской высшей школе, где он был помощником Иоанна Аргиропула, занимавшего должность судьи и попечителя этой школы. Апостолий сообщил интересные сведения о распорядке дня студентов, об учебном плане, о специфике преподавания отдельных дисциплин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ III († 3.04.1482), патриарх К-польский (с 14 марта 1476). В миру носил имя Мануил Христонимос. Под этим именем дошли тексты речи о Пресв. Богородице (в ркп. Paris. gr. 2135) и Монодии на падение К-поля ( Λμπρος. 1908. Σ. 227-240). Первое упоминание о М. содержится в письме 1453 г.: в нем некий друг М., «смиренный Димитрий», просит одолжить ему список Откровения Мефодия Патарского. Из письма следует, что М. в это время находился в г. Энос во Фракии ( Darrouz è s. 1964. P. 90-92). При патриархах Исидоре II Ксанфопуле и Иоасафе I Коккасе М. был великим екклесиархом. Согласно греч. хронистам (Historia politica. 1849. P. 98-99; Emperors, Patriarchs. 1990. P. 72), М. подвергся репрессиям вместе с Иоасафом I, вступив в конфликт с Георгием Амируци , греч. ученым, приближенным ко двору султана, к-рый, будучи женат, пожелал заключить брак со вдовой герц. Афин Франческо (Франко) Аччаюоли. Патриарх был низложен, а М. усекли нос. В 1474-1475 гг. против М. и великого скевофилакса Георгия Галисиота были выдвинуты обвинения в том, что они якобы способствовали ужесточению налогового гнета османских властей по отношению к Церкви ( Παζη-Αποστολοπολου, Αποστολπουλος. 2006. Σ. 37-38). Однако вскоре М. сумел упрочить свое положение и был избран патриархом. Основными задачами, стоявшими перед новым патриархом, были борьба с симонией и упорядочение финансовой жизни Церкви. Эти вопросы должен был решить созванный летом 1476 г. Собор, акты к-рого не сохранились (Ibid. Σ. 43-51). Важнейший документ, дошедший от времени Патриаршества М.,- Окружное послание от авг. 1477 г. В нем М. излагал свое видение принципов, в соответствии с которыми должна строиться повседневная жизнь христиан под османским владычеством. Особое внимание он уделял вопросам брака, подчеркивая, что заключение брака по османским законам не может считаться действительным для христиан, поэтому тем, кто отказываются от совершения таинства по христ.

http://pravenc.ru/text/2561618.html

Довод об отсутствии законного утверждения флорентийских определений «пентархией» настолько полюбился православной апологетике, что в дальнейшем (в частности, в трудах Георгия Корессия) греческими полемистами было сфабриковано еще несколько «подтверждений» этого тезиса – например, подложное письмо от лица Георгия Амируци Димитрию Навплийскому 56 или «Деяния» так называемого «Собора в храме Святой Софии» 1450 г. 57 . Тем не менее с формальной стороны Флорентийский собор действительно не отвечал византийскому представлению о Вселенском Соборе, поскольку трое патриархов из пяти отвергли унию. Следует отметить, что православные полемисты практически не использовали в качестве аргумента против унии ее неприятие в Сербии, Грузии или России, хотя и вполне сознавали, что эти государства и соответствующие церковные структуры сохраняют православную веру. Свт. Геннадию Схоларию принадлежат известные слова: «Что касается епископа из Боснии, то он православный, ведь он серб» 58 , однако это православие сербов он никогда не использовал в качестве аргумента против вселенского статуса Флорентийских определений. Итоги развития Несмотря на то, что центральная идея византийской полемики против формального-юридического «вселенского» статуса Флорентийского собора представляла собой наследие первого тысячелетия, в ходе дискуссии эта идея получала новое оформление. Тот же свт. Геннадий Схоларий , в частности, при обсуждении вопроса о церковной учительной безошибочности охотно заимствует фразеологию концилиаристов, говоря о Вселенском Соборе как о «Соборе, который представляет всю Церковь » 59 . В то же время, даже несмотря на использование концилиаристской терминологии 60 , представления ученого противника унии оставались фундаментально противоположными идеям соборного движения – в конце концов, «представлять всю Церковь » для Схолария по-прежнему означало «представлять “пентархию”». Следует оговориться, что несмотря на порой излишнюю приверженность уже до некоторой степени оторванным от реальности схемам, Схоларий (как и византийское богословие в целом) был способен и на движение вперед. В его трудах «пентархия» незаметно переходит в «тетрархию»; отпадение Рима от православия после Флорентийского собора было осознано как совершившийся факт, но свт. Геннадий утверждает, что созыв Вселенских Соборов возможен и без участия Рима, поскольку «отпадение схизматика не вредит вселенскости» 61 . Практической реализацией этого общего принципа стал «Вселенский» Константинопольский Собор 1484 г., которому принадлежит догматическое осуждение Флорентийской унии и тех основных положений католического учения, в которых оно расходится с православным 62 . Это был собор «тетрархии» восточных патриархов (Александрия, Антиохия и Иерусалим были представлены местоблюстителями), который, однако, сознавал и именовал себя именно «Вселенским» 63 . Следует отметить, впрочем, что на Большом Московском Соборе 1666–1667 гг. произошла частичная рецепция постановлений 1484 г. и на Руси 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/predst...

Вступив в его царство, Тимур, не доверявший Мануилу, заставил его стать вассалом, выставить 20 кораблей, наравне с Мануилом Палеологом, и, по-видимому, участвовать в Ангорской битве в числе многочисленных, свыше 30, «знаменитых государей», подчиненных Тимуру. Царство Мануила простиралось на 70 часов пути, следуя берегу, и на 1–2 дня пути в сторону гор. Но правил он непосредственно лишь городами и личными богатыми имениями. В остальной части небольшой его страны почти независимо правили могущественные архонты, среди которых выделялся туземный род Кабаситов Халдейских, пришлых Мелиссинов, грузинские князья, тюркские беи, породнившиеся с Великими Комнинами. Недоступность горных областей и антагонизм между туземцами и пришлыми архонтами помешали Комнинам объединить страну под планомерным и действительным управлением. Сила Комнинов заключалась в их царском имени и в громадных доходах. Их столица была сильно укреплена, красива и богата, дома были в два и три этажа; среди складов с азиатскими и европейскими товарами теснилась разноязычная толпа. Над городом высился кремль, содержавший дворец с его росписными галереями и позолоченными крышами, с залами, украшенными фресковыми портретами Комнинов, казначейство, архивы. От этого великолепия не осталось и следа на поверхности земли. Город славился церквами (Хрисокефал, св. Софии, св. Евгения – патрона города, монастырь Сумела, уцелевший доныне 69 ) и роскошными загородными садами. Страна была настолько одарена природой и обогащена караванным путем, что населявшая ее рослая, красивая раса не привыкла к дисциплине и упорному труду. Дворец, разукрашенный искусством, хранивший ценную библиотеку, был свидетелем грубого насилия, преступлений и разврата; в обществе царило суеверие, книгами занимались немногие, только монахи. Письменность, от которой дошли одни обломки, собранные особенно трудами ученого грека Пападопуло Керамевса, жившего в России, указывает несколько значительных имен; процветала местная агиография, были и хроники. К XV в. лучшие умы стремились на Запад, между ними знаменитый Виссарион, родом из Трапезунта, оставивший и похвалу родному городу; рядом с ним видим ревностного униата – архиепископа Амируци, после турецкого завоевания ставшего грубым льстецом султану и едва ли не ренегатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

«И Ангелу Филадельфийской (братолюбной, – схим. Георг, и новомуч. Михаил Новосёлов) Церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов (Сладчайшее Имя «Иисус» и вообще Имя Божие св. псалмопевцем Давидом, как никем другим, прославляемое, которым испытана в 1913 г. вся Вселенная и каждый православный христианин в отдельности, т. е. отношением к похуленному Синодом Имени Божию. Откр. 19:13 , – схим. Георгий), который отворяет, и никто не затворит; затворяет, и никто не отворит (это может означать открытую дверь проповеди имяславия, которую никто не может запретить, потому что Имяславие есть душа Православия, – схим. Георгий). Знаю твои дела; вот, Я открыл пред тобою дверь (проповеди), и никто не может затворить её; ты немного имеешь силы (т. е. малое количественное значение перед множеством отступников от Имени Божия, – схим. Георгий), и сохранил слово Моё, и не отрёкся имени Моего». Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи (т. е. правоверующие. Раньше правоверующими именовались одни иудеи, – схим. Георгий), но не суть таковы, а лгут; вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя (может произойти то, если благоугодно будет Господу продлить сей век, что имяборцы, познав своё заблуждение, поклонятся пред ногами имяславцев и познают, что Имяславие это есть истинное Православие, примут его, и воздадят должное почтение исповедникам-имяславцам, раньше оплёванным имяборцами, познают, что имяславцы сохранили Православие в чистоте, и потому Господь возлюбил их, – схим. Георгий (Макаровский)). «И как ты сохранил слово терпения Моего (т. е. огненные испытания, перенесённые исповедниками от имяборческой силы, – схим. Георгий): то и я сохраню тебя от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле (это уже возможный намёк на сохранение исповедников Славы Имени Божия от поклонения антихристу – при последнем испытании Вселенной, – схим. Георгий).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Внезапно отроковица вскричала, говоря: «Беги, человек, отсюда: вот уж змей с посвистом идет». И тут же, отпрянув слегка, страдалец за веру Христову святой Георгий увидел, как из взбурлившего озера явился огромный змей, поднял голову свою, точно свод, и пасть раскрыл, будто пропасть, и с ревом пошел на святого и на девицу. Но тотчас, знамение Христово начертав на земле, святой Георгий сказал: «Во имя Иисуса Христа, сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною». И сразу же силою Божьей и великого мученика и страдальца за веру Христову Георгия рухнул к ногам его страшный змей. И сказал святой и великий мученик Георгий отроковице: «Сними пояс твой и поводья коня моего и свяжи ими голову змея, волочи его и иди в город». Она и сделала то, что велел ей святой и великий мученик за веру Христову Георгий. И шел вслед за нею страшный тот змей, волочась по земле, как овца на закланье. Отроковица же волокла его, радуясь и веселясь. Царь же, отец ее, и мать ее в тот день рыдали и плакали очень об отроковице этой. Но, внезапно увидев отроковицу, волочащую змея, и чудотворца святого, великого мученика и страстотерпца Георгия, идущего впереди, испугавшись ужасно, пустились бежать. Святой же и великий мученик за веру Христову и чудотворец Георгий воскликнул громким голосом, говоря: «Не бойтесь! если веруете в Христа, в которого верую я, то увидите ныне спасенье свое». Царь же, выйдя навстречу ему, сказал ему: «Как зовут тебя, мой господин?» Он же ответил: «Георгием зовут». Тогда воскликнули люди все как один, говоря: «Тобою веруем в единого Бога Вседержителя и в единого Сына его, Господа нашего, Иисуса Христа, и в Святой животворный Дух». Тогда святой и великий чудотворец Георгий, протянув руку, извлек меч свой и отрубил голову лютому зверю. Увидев все это, царь и все жители тотчас подошли и поклонились ему, Богу хвалу воздавая и угоднику его великому чудотворцу Георгию. И повелел царь построить церковь во имя многославного и великого мученика и страдальца за веру Христову Георгия и украсил ту церковь золотом и серебром и дорогими каменьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010