«Да обратит Господь, – говорил Соломон, – кровь Иоава на голову его за то, что он убил двух мужей (Авенира и Амессая) невинных и лучших его» 455 . Убил мужей, лучших его – это, конечно, следует понимать так, что они были лучше Иоава и прежде, чем последний запятнал себя убийством их. Но чем они были лучше Иоава? История молчит, а то, что она говорит, опровергает Соломона. Авенир был дерзким, по отношению к своему законному государю, Иевосфею, и изменил ему. Кроме того, разве Соломон не знал, что Авенир самым делом совершил то, (овладел одной из наложниц Саула), к чему Адония сделал только попытку и был казнен? А Амессай, во главе армии мятежника Авессалома, воевал против своего законного государя, Давида. Что же касается военных способностей, то Иоав, несомненно, превосходил не только Амессая, но и Авенира. Вот что заставляет нас предположить неискренность в речи Соломона. Эвальд говорит, что в древности преступник, помилованный живущим царем, по смерти этого царя, при другом, лишался помилования и снова подлежал казни 456 . Но это еще не доказывает, что Иоав был казнен не за участие в замысле Адонии. Здесь опять является поставленный нами выше вопрос: почему Иоав думал, что найдет спасение у жертвенника? Значит, такого воззрения у евреев не было, а если бы оно было, то Иоав не мог быть невеждой на этот счет. То правда, что Иоав был человек строптивый, жестокосердый, и не наказанный преступник, почему его казнь можно бы было и не ставить в упрек Соломону. Она, вероятно, и не произвела бы особенно тяжелого впечатления на современников, если бы не была совершена у подножия алтаря. Последнее же обстоятельство показывало, что новый царь склонен не стесняться чем бы то ни было. Был еще один беспокойный человек, оставленный Давидом без наказания, но навсегда оставшийся для него личностью подозрительной – Семей из Бахурима. Виновный в тяжком преступлении против Давида и побежденный его великодушием, Семей, по-видимому, оставил всякую вражду против него лично. Но дом сына Иессеева, утверждение господства его потомков над Израилем, весьма вероятно, продолжали оставаться ненавистными для этого сурового вениаминянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Так объясняют это убийство все библеисты, даже Келер, который не ставит честолюбия Иоава в числе мотивов к умерщвлению Авенира. 37 Но и здесь можно, кажется, обойтись без этого личного честолюбия, или, по крайней мере, можно поставить его на второй план. Усердие к Давиду, и забота о благе его, и спокойствии государства, и здесь, по нашему мнению, стоят у Иоава на первом месте. Еще прежде возмущения Савея, чтобы склонить на свою сторону упорствовавших, или выжидавших иудеев и Амессая, стоявшего во главе их, Давид обещает, как мы уже говорили, поставить последнего военачальником вместо Иоава навсегда. Последнее обещание могло быть в то время тактичным со стороны Давида. Амессай был у Авессалома начальником всех его войск, состоявших из всего Израиля. Поставление этого военачальника во главе войск Давидовых, теперь, после поражения Авессалома, и во время возвращения Израиля к Давиду, могло казаться уступкой со стороны царя не иудеям только, но и израильтянам других колен, бывшим недавно под его командованием. Общему благу мира, Давид, как бы жертвовал Иоавом, правда, верным и преданным слугой, но вместе с тем и крайне своевольным. 38 Иное дело было поручение Авессаю преследовать Савея и подавить возмущение израильтян. Возмущение это вышло из подозрения привилегий, данных Давидом колену Иудину, в ущерб другим коленам. Появление Амессая, теперь, во главе усмирителей, могло действовать наоборот, не успокаивать, а возбуждать страсти. Теперь, наоборот, именно смерть, или, по крайней мере, устранение Амессая из отряда, преследовавшего Савея, могло успокоить страсти. Устранить это препятствие, именно умертвить Амессая, и берет Иоав на свой риск, и делает это, по крайней мере, думает делать, для благо царя и спокойствия народного. Смерть Амессая могла казаться в глазах Иоава заслуженною карой изменника, восставшего на помазанника Божьего. Подобная расправа была совершенно в духе сынов Саруиных. Незадолго перед этим Авесса, его брат, требовал смерти Семею, злословившему прежде Давида, и теперь явившемуся к нему с повинной, и по всей вероятности, умертвил бы его, если бы встреча с ним не произошла на глазах царя ( 2Цар. 19:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

Можно ли оставлять свою судьбу связанной с таким дрянным человеком? Он видел ясно, что дело Авессалома погибло, что Давид снова воссядет на своем престоле. Куда тогда деваться Ахитофелу, главному виновнику его бедствия? Принять достойную казнь от оскорбленного царя, или еще хуже – принять незаслуженное унизительное помилование от великодушного врага? Нет, Ахитофел не мог этого вынести. Он оседлал осла, отправился в свой дом, сделал последние распоряжения и удавился. Великий ум, чуждый смирения, не пережил своего заблуждения. Все он предвидел и понимал ясно, но в Авессаломе ошибся. Этот загадочный человек, ослеплявший своим наружным блеском до того, что нельзя было видеть его внутреннюю пустоту и негодность, обманул и Ахитофела, погубил его и сам погиб без него. Давид остановился за Иорданом в Маханаиме и встретил здесь весьма радушный прием. Заиорданские евреи, отличавшиеся консервативным духом 288 , возмущались поступком Авессалома, поднявшего руку на отца и на законного царя, и оказали последнему всевозможное внимание 289 . Богатые люди – Верзеллий из Роглима Галаадского и Махир из Лодевара (тот самый, который давал у себя приют и сыну Иоанафанову) и даже Сови, сын Нааса, бывшего царя аммонитского, принесли Давиду и его людям все, в чем они нуждались, главным образом, в изгнании: постели, сосуды и всякого рода пищу. Полагают, что Сови платил таким образом за то, что Давид после поражения его брата Аннона не разрушил в конец царство аммонитское и поставил Сови царем вместо Аннона. Между тем, Авессалом действительно собрал но совету Хусии ополчение из всех колен по сю сторону Иордана, чтобы напасть на Давида. Он поставил военачальником у себя Амессая. Амессай приходился племянником Давиду, точно так же, как и Иоав, только от другой сестры 290 . Он не играл при Давиде выдающейся роли, вероятно? по недостатку способностей или почему-нибудь другому, и был, конечно, в числе недовольных Давидом 291 . Авессалом перешел Иордан и расположился станом в земле Галаадской. Но прошло уже немало времени, как Давид устроился в Маханаиме 292 , и он успел собрать значительные силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Уже поэтому нельзя думать, что помазание совершено в присутствии старейшин вифлеемских пред жертвенным обедом, на который были приглашены они и Иессей со своими сыновьями, как можно бы заключать из ст. 5. 6. 11. Вероятно, оно совершено во время освящения Иессея и его сыновей, которое совершил лично Самуил в доме Иессея Этому освящению должен был подвергнуться и Давид, который также присутствовал при жертве (5:11). Köhler. Lehrbuch. II. S. 181. Понятно далее, что при жизни Саула помазание Давида в цари держалось в тайне, и мы не видим действительно указаний на него, кроме общих гаданий, источником коих могли быть любовь народа к Давиду и его удивительная судьба. Таковы, например, предположения Ионафана и Саула ( 1Цар.23:17; 24:21 ). По-видимому, на слух о помазании Давида опирается речь Авигеи, когда она говорит: «и когда сделает Господь господину моему все, что говорил о тебе доброго, и поставит тебя вождём над Израилем»... ( 2Цар.25:30 ). Но вся речь Авигеи льстивая, лесть и здесь могла заставить выразить так общую уверенность. He в интересе также Иевосфея и его приверженцев было распространять молву о помазании Давида, – хотя она могла теперь распространяться свободнее в израильском царстве; зато распространение её было в прямом интересе иудеев. Эту молву подтвердил потом и Авенир и на ней основал, в глазах народа, свой план о передаче Иевосфеева царства Давиду. 222 Кёлер находит невероятным, чтобы Давид признал главнокомандующим Авенира вместо Иоава на том основании, что он вел в последнее врема несчастные войны и что верность его сомнительна, и отвергает аналогию 2Цар.19 . Но и Амессай был поражен в борьбе с Давидом, и верность его могла представляться тоже сомнительною, а неисполнительность обнаружилась вскоре, – и все-таки Давид обещает сделать его военачальником. 226 Поводом к перенесению скинии сюда именно могло послужить известное из истории завоевания Ханаана Иисусом Навином обязатсльство, возложенное на гаваонитян, – рубить дрова и черпать воду для общества и для жертвенника Господня ( Нав.9:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последние распоряжения Моисея священникам Обличительная песнь Моисея к Израилю Пророческое благословение его к народу по коленам Книга Иисуса Навина Иисус Навин и иерихонские соглядатаи Переход через Иордан и Иисус Навин у Иерихона Заклятие И. Навина над Иерихоном и чудо при Гаваоне Разделение им земли обетованной и собственный удел его Книга Судей Судьи народа израильского Гедеон и чудо с руном Смерть Самсона 1 книга Царств Пленение кивота филистимлянами и пребывание его в Азоте Пророк Самуил и помазание им Давида на царство Победа Давида над Голиафом и преследования его Саулом 2 книга Царств 2 и 3 помазания Давида на царство Обетование Божье Давиду о Мессии Бегство Давида из Иерусалима и измена Ахитофела Поругание Семея над Давидом, Иоав и Амессай Молитва Давида о народе во время моровой язвы 3 книга Царств Помазание Соломона на царство и завещание Давида Мудрость Соломона и построение им храма Пророк Илия и воскрешение им сына вдовы сарептской Жертвоприношение пророка Илии на горе Кармил Бегство пророка Илии в пустыню 4 книга Царств Взятие пророка Илии на небо. Пророк Елисей и дети из г. Вефиля Воскрешение им сына соманитянки и чудо с хлебами Чудесное извлечение из воды топора Чудо от костей пр. Елисея 1 Цена 1 р. 25 к. с пересылкой. (331†XII стр.). Выписывать из книжного магазина Тузова (СПб, Гостиничный Двор и от автора (1 р. с пересылкой) Шпалерная, 52. 2 «Аще будет исследуемо слово Писания, – гласит это правило, – то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и Учители Церкви в своих писаниях. И сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы при недостатке умения в сем не уклонимся от подобающего» («Введение в православное Богословие» преосвященного Макария стр. 355, 3, а), б); СПб, 1872 г.). 3 Все они при экзегезисе ограничиваются лишь общей ссылкой на святых Отцов Церкви и самое большее – указанием их имён, не цитируя самих толкований. Таковы, например, „Учебные руководства по предмету Священное Писание ”, составленные для учеников 1–4 классов духовных семинарий Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Это новая, довольно уважительная для Давида, причина, чтобы Саула с другими врагами своими не смешивать. Теперь остается нам разрешить ещё один вопрос, к которому подаёт повод надписание псалма, дабы узнать точнее и определённее время, в которое он составлен. Надписание говорит, что он составлен в день, в онь же избави Господь Давида от руки всех враг его, и от руки Саули: когда же это случилось? Под конец жизни Давидовой, в чём ясно и решительно удостоверяет нас вторая книга Царств, которая, поместив весь этот псалом в 22 главе, с таким же предуведомлением, каково и надписание, заключило так: и сия словеса Давидова последняя, верен Давид сын Иессеов, и верен муж, егоже возстави Господь в христа Бога Иаковля, и благолепны псалмы Израилевы ( 2Цар.23:1 ). След., под именем врагов, упоминаемых в надписании, разумеются не только Саул и иноплеменники, с которыми Давид во всю жизнь свою воевал и едва только под конец жизни успокоился, но и сын его Авессалом и Ахитофел, и Иоав и Амессай и многие другие, им подобные. След., в этом псалме Давид почти за целую жизнь свою приносит благодарность Господу Богу, толико благодеявшему ему. Сколь же важен он, и при простом на него взгляде, по своему высокому и обширному значению? А когда бы мы могли углубиться в него ещё обширнейшее таинственное знаменование, и подпокровом буквы открывая дух животный, сквозь ряд веков светящийся и озаряющий времена грядущие, исчерпать всю полноту его; то как много, в соразмерность с сим, увеличился бы объём его, и как мы много удивились бы премудрым и всегда благодетельным судьбам промысла Божия, издалеча, путями, большею частию для нас незаметными, уготовляющего судьбы наши? Итак, стоит труда, чтобы подробным и внимательным рассмотрением псалма сего открыть и уразуметь хотя некую часть таин в нём сокровенных, и научиться, подобно Давиду, всё в жизни сей благодушно терпеть и за всё благодарить Господа Бога, что только благоугодно будет Ему послать или сделать с нами. Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой и уповаю на Него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой ( Пс.13:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Ибо некоторые становятся в соприкосновение близко, и не становятся издали; так например: Самуил знал о пропаже ослов, предсказал отыскание их, и предвозвестил Саулу будущее царство ( 1Цар.9:15, 20 ); предсказывает, даже, что Давид будет его преемником, но не предсказывает, что сей будет отцом Царя вечного ( 1Цар.16:12 ). А некоторые становятся в соприкосновение (с духом) издали, и не становятся близко. Так, например, тот же Давид знал о воплощении Единородного Сына Божия, говоря о Сионе: человек и человек родися в нем, и той основа и Вышний ( Пс.86:5 ); разумел и то, что Он вознесется на небеса и сядет одесную Бога Отца, говоря: рече Господь Господеви моему: сиди одесную Мене ( Пс.109:1 ); и однако же не предвидел ближайших событий. Из множества их скажу о немногих: он не знал о замысле слуги Мемфивосфеова, Сивы, против господина своего ( 2Цар.16:3–4 ); а Амессаю обещая говорит: сия ми да сотворит Бог и сия да приложит, аще не будеши князь силы предо мною во вся дни вместо Иоава ( 2Цар.19:13 ), именно по незнанию того, что должно было случится; потому что этот Амессай не только не получил начальства над войском вместо Иоава, но и жизнь свою кончил чрез несколько времени от Иоава ( 2Цар.20:10 ). А когда хотел построить храм Богу, то не зная, что будет вблизи, вопросил о том другого Пророка ( 2Цар.7:3 ). 14 . Но некоторые (Пророки) становятся в соприкосновение (к духу) как издали, так и вблизи. Так Исайя пророчествует о далеком событии в будущем, говоря: се Дева во чреве приимет, и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил ( Ис.7:14 ). О Нем же он опять говорит: Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же начальство бысть на раме Его: и нарецается имя Его велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века, Начальник мира. И велие начальство Его, и мира Его несть предела ( Ис.9:6–7 ). И он же (Исайя), близко поставленный в соприкосновение с духом пророчества, предсказал Царю Езекии, что сей выздоровеет, и сколько еще лет проживет после выздоровления ( Ис.38:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

    Русский перевод пересмотренного и исправленного издания Библейского словаря, составленного Эриком Нюстремом в 1868 г. А    Аарон • Аароновы потомки • Аваддон • Авана и Фарфар (Парпар) • Аварим • Авва • Аввакум • Аввеи • Аввим • Август • Августово рассмотрение • Авдемелех • Авденаго • Авдий • Авдон • Аве-Ситтим • Аведдар • Авель-Беф-Маах • Авель-Керамим • Авель-Мехола • Авелмехола • Авель-Мицраим • Авель или Хавель • Авен • Авен-Езер • Авенир • Авесса • Авессалом • Ави • Авиам • Авиафар или Эвиафар • Авив • Авигея • Авизер 1 или Иезер • Авилинея • Авимелех • Авинадав • Авиноам • Авирон • Ависага • Авитала • Авихаиль • Авишуй • Авиуд • Авия • Авнан • Аврам, Авраам • Ав • Авран • Агав • Агава • Агаг • Агарь • Агаряне • Аггей • Аггифа • Агнец • Аголиав • Агур • Ад • Ада • Адам • Адама • Адар • Адда • Аддий • Адер • Адифаим • Адма • Адолламская пещера • Адони-Везек • Адонирам • Адониседек • Адония • Адораим • Адраазар • Адрамелех • Адрамит • Адриа • Адриэл • Адуммим • Азаил • Азария • Азека • Беф-Азмавеф • Азор • Азот • Аиалон • Аин • Аир • Аист • Акелдама • Акила • Акка • Аккад • Акравим • Алебастр • Александр • Александрийцы • Александрия • Аллилуйя • Алмодад • Алмон, Аллемеф • Алой • Алтарь • Алфей • Альфа и омега • Амадаф • Амалик • Амаликитяне • Амаликова гора • Аман • Амана • Амария • Амаса • Амасай • Амасия • Амвон • Амврий • Амелсар • Амессай • Амий • Аминадав • Аминь • Амми • Аммонитяне • Амнон • Амон • Аморреяне • Амос • Амплий • Амрам • Амрафел • Амфиполь • Ана • Анав или Анаф • Анамеил • Анамелех • Анамим • Ананий • Анания • Анания, Мисаил и Азария • Анафема • Анафоф • Ангел • Ангел Господень • Андрей • Андроник и Ония • Анна • Аннон • Антипа • Антипатрида • Антиохия • Антихрист • Анхус • Аод • Апокрифический • Аполлония • Аполлос • Апостол • Аппиева площадь • Апфика • Ар и Ар-Моав • Ара • Аравия, Аравитяне • Арад • Арам • Аран • Арарат • Арба • Арвад • Арвадены • Аргов • Ареопаг • Арета • Аримафея • Ариох • Аристарх • Аристовул • Ариэл • Аркей • Армагеддон • Армения • Арнон • Ароэр • Ароир • Арпад • Арса • Артаксеркс • Артем • Арум • Арфаксад • Архангел • Архелай • Архи • Архипп • Архитянин • Арюбов • Ас, Аш. • Аса • Асаил • Асаия • Асардан • Асасель • Асаф • Асенефа • Асийские начальники • Асинкрит • Асир • Асирово колено • Асироф • Асия • Аскалон • Аскеназ • Аснафар • Асор • Асарские царства • Ассуир • Ассупим • Асс • Ассур • Астароф • Астарта • Астинь • Атах • Атароф • Атталия • Афарим • Афарсафхеи, Афарсахеи • Афек • Афин • Афины • Афни • Ахав • Ахаз • Ахаик, Фортунат и Стефан • Ахаия • Ахан • Ахзив • Ахиил • Ахикам • Ахим • Ахимаас • Ахимаац • Ахимелех • Ахинадав • Ахиноама • Ахиноамь • Ахио • Ахисар • Ахитофел • Ахитув • Ахия • Ахор • Ахса • Ахсаф • Ашан • Ашбея • Ашима • Ашна • Аштерофа • Ашур

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

7 И изыдоша вслед его Авесса и мужие Иоавли, и Хереффи и Фелеффи и вси сильнии, и изыдоша из Иерусалима гнати вслед Савеа сына Вохорова. 8 И когда они были близ большого камня, что у Гаваона, то встретился с ними Амессай. Иоав был одет в воинское одеяние свое и препоясан мечом, который висел при бедре в ножнах и который легко выходил из них и входил. 8 И тии (бяху) у камене великаго, иже в Гаваоне, и Амессай вниде пред ними: Иоав же препоясан ризами одеяния своего, и верху того препоясан мечем припряженым при чреслех его в ножнах его, и егда отыде, и мечь изсунуся и паде. 9 И сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. 9 И рече Иоав Амессаю: здрав ли еси, брате; И взя Иоав рукою десною за браду Амессаеву лобзати его: 10 Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот, так что выпали внутренности его на землю, и не повторил ему удара, и он умер. Иоав и Авесса, брат его, погнались за Савеем, сыном Бихри. 10 Амессай же не побрежеся меча, иже в руце Иоавли: и удари его Иоав мечем в чресла его, и излияся чрево его на землю, и не повтори ему, и умре (Амессай). Иоав же и Авесса брат его гнаста вслед Савеа сына Вохоря. 11 Один из отроков Иоавовых стоял над Амессаем и говорил: тот, кто предан Иоаву и кто за Давида, пусть идет за Иоавом! 11 И муж ста над ним от отрок Иоавлих и рече: кто хощет (быти) Иоавль, и кто Давидов, вслед Иоава (да идет). 12 Амессай же [мертвый] лежал в крови среди дороги; и тот человек, увидев, что весь народ останавливается над ним, стащил Амессая с дороги в поле и набросил на него одежду, так как он видел, что всякий проходящий останавливался над ним. 12 Амессай же мертв валяшеся в крови посреде пути. И виде муж, яко остановляхуся над ним вси людие, и соврати Амессая с пути на село, и возложи на него ризу, понеже видяше всякаго приходяща над ним стоявша: 13 Но когда он был стащен с дороги, то весь народ Израильский пошел вслед за Иоавом преследовать Савея, сына Бихри.

http://drevo-info.ru/articles/8859.html

42 И отвечали все мужи Иудины Израильтянам: затем, что царь ближний нам; и из-за чего сердиться вам на это? Разве мы что-нибудь съели у царя, или получили от него подарки? [Или от податей освободил он нас?] 43 И отвечали Израильтяне мужам Иудиным и сказали: мы десять частей у царя, также и у Давида мы более, нежели вы; [мы первенец, а не вы;] зачем же вы унизили нас? Не нам ли принадлежало первое слово о том, чтобы возвратить нашего царя? Но слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян.   20 1 Там случайно находился один негодный человек, по имени Савей, сын Бихри, Вениамитянин; он затрубил трубою и сказал: нет нам части в Давиде, и нет нам доли в сыне Иессеевом; все по шатрам своим, Израильтяне! 2 И отделились все Израильтяне от Давида и пошли за Савеем, сыном Бихри; Иудеи же остались на стороне царя своего, от Иордана до Иерусалима. 3 И пришел Давид в свой дом в Иерусалиме, и взял царь десять жен наложниц, которых он оставлял стеречь дом, и поместил их в особый дом под надзор, и содержал их, но не ходил к ним. И содержались они там до дня смерти своей, живя как вдовы. 4 И сказал Давид Амессаю: созови ко мне Иудеев в течение трех дней и сам явись сюда. 5 И пошел Амессай созвать Иудеев, но промедлил более назначенного ему времени. 6 Тогда Давид сказал Авессе: теперь наделает нам зла Савей, сын Бихри, больше нежели Авессалом; возьми ты слуг господина твоего и преследуй его, чтобы он не нашел себе укрепленных городов и не скрылся от глаз наших. 7 И вышли за ним люди Иоавовы, и Хелефеи и Фелефеи, и все храбрые пошли из Иерусалима преследовать Савея, сына Бихри. 8 И когда они были близ большого камня, что у Гаваона, то встретился с ними Амессай. Иоав был одет в воинское одеяние свое и препоясан мечом, который висел при бедре в ножнах и который легко выходил из них и входил. 9 И сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. 10 Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот, так что выпали внутренности его на землю, и не повторил ему удара, и он умер. Иоав и Авесса, брат его, погнались за Савеем, сыном Бихри.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/452/...

   001    002    003    004    005   006     007