Помилуй меня, и услышь молитву мою. Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего; Господь слышит, когда я призываю Его. Ты исполнил сердце мое веселием, С того времени, как у них хлеб, и вино, и елей умножились. Спокойно ложусь я и сплю: Ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности 90 . Кроме этих богатых граждан Галаада, в Маханаиме к царю присоединилось и много других жителей, которые не увлечены были мятежем. И из других колен многие, по здравом обсуждении дела, видели причину сомневаться в пользе и успехе восстания Авессалома и, раскаиваясь в своем временном отступничестве, возвращались к Давиду и увеличивали ряды его войска, которое к этому времени возросло уже до нескольких тысяч человек. Между тем Авессалом был торжественно помазан царем в Иерусалиме и, пользуясь своею властью, спешил стянуть вокруг себя всех израильтян и собрать громадное, хотя бы и не дисциплинированное войско, достаточное, как ему казалось, простою своею численностью сокрушить всякое противодействие. По скоро случилось событие, набросившее первую мрачную тень на все дело восстания. Авессалом потерял своего главного советника, Ахитофела. Этот хитрый и честолюбивый человек, который, поддерживая дело узурпатора, стремился к своим личным целям, увидав свой совет отвергнутым и свое влияние поколебленным, сразу же понял, что все дело погибло. В крайнем огорчении он поспешно оставил двор, возвратился в свой город, привел в порядок свои хозяйственный дела, и, подобно своему отобразу, новозаветному Иуде, добровольно повесился. Но из-за этого нельзя было опускать рук. Нужно было назначить полководца над всем собравшимся войском. Иоав и Авесса находились с Давидом; вследствие этого, Авессалом выбрал некоего Амессая, который находился в таком же родстве с Давидом, как и они, будучи сыном Авигеи, сестры Саруиной. Отец его был измаильтянин, по имени Хефер, из Изрееля. Как хорошо известный и испытанный воин, Амессай, самым своим родством с царственным домом, усиливал уверенность, с которою к нему вообще относились, и нельзя было избрать лучшего главнокомандующего, чем каким был он.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ст. 28–31. … Слух об этом (т. е. о казни Адонии и низложении Авиафара) дошел до Иоава, – и убежал Иоав в скинию Господню, и ухватился за роги жертвенника... И послал Соломон Ванею военачальника, говоря: пойди, умертви его,... и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и с дома отца моего... Убитые, некогда, Иоавом вожди Израильские Амессай и Авенир 429 были родственники Давида; и, значит, кровь их, не отмщенная родственниками, по духу и смыслу ветхозаветного закона могла лежать тяжелым укором на памяти Давида и на совести Соломона. Посему то, сей последний, казнью Иоава надеется смыть невинную кровь с себя и с дома отца своего. Ст. 34. …И пошел Ванея, сын Иодаев, и поразил Иоава, и умертвил его… около священного жертвенника всесожжения. Сим, однако же, не нарушен был, в сущности, закон Божий; ибо Господь Сам повелевал, что, если кто с намерением умертвит ближнего коварно (как Иоав) и прибежит к жертвеннику, то и от жертвенника Моего бери его на смерть 430 . Если же Соломон, не отвлекая Иоава от жертвенника, повелел казнить его при самом жертвеннике; то, конечно, он полагал, что это будет надлежащей жертвой божественному правосудию, и, значит, делом небеззаконным пред очами Божиими. Ст. 36–37. …И послав призвал царь Семея и сказал ему: построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда; и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь; кровь твоя будет на голове твоей... В этом распоряжении относительно Семея, видно столько же мудрости Соломона, сколько и милости его к Семею. Хитрому льстецу и тайному врагу своему, еще при отце заслужившему смерть тяжким оскорблением царского величества, Соломон дарует жизнь, уважая, конечно, клятву отца, данную сему человеку 431 . Но эту жизнь ставит Соломон в зависимость от неважного и, по-видимому, безразличного обстоятельства, – именно, чтобы Семей безвыходно жил в столице. Мудрая цель была здесь та, чтобы иметь этого лукавого человека всегда на виду и под непрерывным наблюдением, и тем отнять у него всякую возможность к злокозненным замыслам; а с другой стороны, – чтобы подвергнуть испытанию искренность льстивых слов Семея, насчет беспрекословного его послушания царской воле. Это испытание вполне открыло злой нрав и дерзость Семея, которого Соломон по всей справедливости и подверг заслуженной им участи 432 . Глава 3. Испрошение Соломоном мудрости у Бога, и Божьи ему обетования

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Таков конец и всех обещаний и надежд мира сего. Не обещал ли дух мира нечестивому Аману славы и почестей, не обещал ли сделать его вторым после царя, и что исполнил? Возвел его на виселицу! И кому только не лжет этот мир? На словах – мед, а на деле – желчь; обещает много, а ничего не дает; кормит надеждами, а есть велит камни. Похож этот мир на учителя и наставника своего – князя тьмы, отца лжи. Таков и ученик своего учителя, – мир этот нищ, так как все, что имеет он, временно, превратно и обманчиво; лжив, так как ничего не исполняет из того, что говорит, что обещает. И вот все, делающие неправду, любящие ложь и лесть, коварствующие против ближнего, – все эти носят в себе не Духа Господня, а духа мира, духа лжи. «Слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи», 64 говорит о таких пророк Давид. Мягко слово, но остра злоба на сердце; мягка беседа льстеца, но остр коварный замысел; мягка лицемерная дружба, но остро предательство. На словах: «радуйся, Равви»!, 65 а на деле: «Тот и есть, возьмите Его». 66 На словах: здоров ли, брат? А на деле, – убийство, смерть. Последнее относится до Иоава, полководца Давидова; он, увидевши, что Амессай лучше его, подошел к нему, приветствуя: «Здоров ли, брат?» и потом, взявши рукою за бороду, как бы желая поцеловать, ударил ножом в живот и убил его до смерти. О, дух мира – льстивый, лукавый, коварный, кому ты сделал добро? Кто, опираясь на тебя, не упал; кто, надеясь на тебя, не погиб; кто, любя тебя, не был обольщен?.. Дух Господень незлобив; укоряемый, – он не укоряет взаимно. Если носящий в себе Духа Божия будет обличен в чем-либо, он не разгневается, а напротив полюбит обличающего; написано же: «Обличай мудрого, и он возлюбит тебя». 67 Не таков дух мира; не говори ему правды, не обличай его, чтобы он не возненавидел тебя; дух мира бежит от правды, боясь обличения. Пример – Понтий Пилат, неправедный судья, осудивший на смерть Господа нашего; когда он услышал от Господа слова: «Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». 68

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

17 Садоку и Авиафару. См. 8,17 и ком.; 15,27–29,35.36. 17 на равнине в пустыне. См. 15,28. 17 Ионафан и Ахимаас. См. ком. к 17,15. у источника Рогель. Этот источник находился за пределами Иерусалима, возможно, с юго-восточной его стороны. И пошла служанка и рассказала им. Опасаясь входить в город, Ионафан и Ахимаас обосновались у источника, где служанка могла передавать им интересующие их сведения. Источник был избран местом встречи, поскольку, как они полагали, никто не заподозрит в чем-либо служанку, приходящую туда за водой. 17 в Бахурим, в дом одного человека. Во время своего последнего пребывания в Бахуриме (16,5–14), Давид, по всей видимости, сумел узнать, кто из жителей его сторонник, а кто враг. Ионафан с Ахимаасом как раз и укрылись у одного из сторонников Давида. См. ком. к 3,16. 17 и удавился. Ахитофел кончает с собой не только потому, что он оскорблен и унижен решением Авессалома отвергнуть его в высшей степени разумный план, но также и осознавая, сколь малы были теперь шансы восставшего царевича на успех. Он также понимал, что своим советом (16,21.22) разрушил всякую надежду на примирение с Давидом. 17 Маханаим. См. ком. к 2,8. 17 Амессай. Согласно 1Пар. 2,13–17 , Амессай был племянником Давида (его мать Авигея приходилась царю единокровной сестрой). Таким образом, Амессай приходился двоюродным братом как Авессалому, так и Иоаву. к Авигее. Мать Амессая, одна из сводных сестер Давида (не путать с вдовой Навала, ставшей женой Давида, см. 1Цар. 25,18 и дал.). Нааса. Этот Маас и Маас «из Раввы Аммонитской», упоминаемый в ст. 27, по всей видимости, два разных человека. 17 Сови, сын Нааса. Как и Аннон, Сови принадлежал к аммонитскому царскому роду (10,1.2), но, в отличие от Аннона, был дружественно настроен к Давиду и после взятия израильтянами Раввы был назначен им правителем этого города (12,2 –31). из Раввы Аммонитской. См. ком. к 11,1. Махир. См. ком. к 9,4. Верзеллий. См. 19,31–39; З Цар. 2,7. Глава 18 18 тысяченачальников и сотников. Тысячи и сотни воинские подразделения (см. Исх. 18,21 ; Чис. 31,14 ; Втор. 1,15 ; 1Цар. 8,12; 22,7; 29,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И вновь мы можем только догадываться, какая буря бушевала в те дни в душе Иоава, сына Серуйи. Наверняка опала казалась ему унизительной и несправедливой. Разве не он бегал вместе с Давидом от Саула? Разве не его храбрости и таланту полководца обязан был Давид большинством своих побед? Разве не он выполнял его самые деликатные поручения, как это было в случае с Вирсавией? И наконец, разве не он сыграл решающую роль в подавлении мятежа Авессалома?! Теперь же Иоав вынужден был следовать за младшим братом во главе небольшого отряда, и лишь роскошная одежда и дорогое оружие напоминали о том, что совсем недавно он командовал всей армией и был вторым человеком в стране после царя. Пока небольшое войско Авессы продвигалось по землям колена Вениамина, Амессаю удалось, наконец, собрать армию из мужчин колена Иуды, и Давид велел ему присоединиться со своими воинами к Авессе. Встреча двух армий произошла возле Гивона; Амессай подошел к армии Авессы как раз в тот час, когда тот вместе с Иоавом обедали. Все дальнейшее, видимо, произошло в считанные минуты. Иоав, поднявшись навстречу Амессаю с самым дружелюбным видом, словно случайно обронил на землю ножны своего меча, оставив его обнаженным. Затем, назвав Амессая братом (что было чистой правдой!) и заверив, что он хочет окончательно примириться с ним (что уже правдой не было), правой рукой притянул его за бороду, делая вид, что хочет поцеловать кузена. Именно то, что Иоав сделал этот жест правой рукой, видимо, усыпило бдительность Амессая и заставило его поверить в искренность родственника. Но при этом Амессай то ли не знал, то ли забыл, что Иоав был левшой. Поэтому, притянув Амессая к себе за бороду правой рукой, левой Иоав вонзил ему в живот меч, и, когда вытащил его, внутренности Амессая вывалились к его ногам. Еще мгновение Амессай смотрел на это валявшееся у его ног кровавое месиво, а затем бездыханный повалился на землю. С ужасом глядели воины обеих сторон на распростертый на земле труп Амессая, но тут один из телохранителей Иоава поспешил провозгласить: “Кто за Иоава — тот за Давида! За Иоавом!” — и вся армия устремилась за тем, кто командовал ею на протяжении почти четырех десятилетий.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

19 различу ли хорошее от худого? Верзеллий имеет в виду, что в своем преклонном возрасте он уже не может наслаждаться радостями жизни. 19 Кимгам. Исходя из слов Давида в 3Цар. 2,7 , можно заключить, что Кимгам был сыном Верзеллия. Кроме упоминаний в данной главе, с Кимгамом можно связать лишь Иер. 41,17 , где говорится о неком «селении Химам, близ Вифлеема», которое, предположительно, являлось частью награды Кимгаму за его верную службу Давиду. 19 десять частей у царя. Северных колен, объединившихся затем в северное царство, было десять, в то время как южных только два: Иуда и Симеон. Есть некая ирония в том, что, претендуя сейчас на «десять частей у царя», буквально в следующем стихе северяне отрекутся от обладания хотя бы одной. слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян. Вражда между северными и южными коленами Израиля, столь очевидно выразившаяся в данном эпизоде, вскоре выльется в мятеж Савея (гл. 20), а в конечном итоге приведет к разделению царства (3 Цар., гл. 12). См. ком. к 1Цар. 11,8 . Глава 20 20 негодный человек. См. ком. к 1Цар. 2,12 . Савей, сын Бихри, Вениамитянин. Савей, принадлежавший к тому же колену, что и Саул, мог быть его близким родственником (в случае, если имя Вихри соотносится с Бехорафом, упомянутым в родословии Саула, 1Цар. 9,1 ). трубою. См. ком. к 1Цар. 13,3 . нет нам части в Давиде. См. 19,43 и ком. Все еще живые в среде северян симпатии к Саулу привели к тому, что Давид лишился поддержки северных племен. все по шатрам своим. Архаичный идиоматический оборот, который не следует понимать буквально, т.е. в том смысле, что в описываемый период израильтяне все еще 20 десять жен наложниц. См. 15,16; ком. к 16,21.22. 20 Амессаю. См. ком. к 17,25. 20 промедлил более назначенного ему времени. Т.е. либо Амессай не вполне разделял позицию Давида, либо же оказался неспособен добиться немедленного отклика среди иудеев, чьи симпатии до сих пор оставались на стороне Иоава (см. ст. 11 и ком.). 20 сказал Авессе. Поскольку Амессай не оправдал ожиданий Давида, последний, не желая снимать опалу с Иоава (19,13), обращается не к нему, а к его брату Авессе. Однако, какова бы ни была воля Давида, Иоав вскоре снова займет прежнее положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

20:3. Судьба десяти наложниц. Поскольку Авессалом «входил» к наложницам Давида, они не могли продолжать служить царю в этом качестве. Если они были в гареме представительницами тех политических сил, которые поддержали Авессалома, то отношение к ним, как к «персонам нон фата», вдвойне оправдано. Давид позаботился о содержании этих женщин, но родить от него детей им было не суждено. Кодекс Хаммурапи предусматривает обеспечение вдов «пищей, маслом и одеждой», а Исх. 21закрепляет такие же права за наложницами. 20:4,5. Созыв войск. Возможно, повеление созвать войско из всех кланов Иудеи было проверкой преданности Амессая. Амессай служил Авессалому, а старейшины Иудеи только недавно повторно присягнули Давиду на верность. Обычно войска собирали при помощи скороходов (напр., в 1Цар. 11:3–5 на это понадобилось семь дней), но в текстах из Мари сообщается об использовании подписных листов, в которые вносили имена всех военнообязанных. Эта процедура потребовала бы значительно больше времени. 20:6. Слуги господина. Давид называет Иоава господином Авессы. Поскольку Иоав впал в немилость и, возможно, был понижен в должности, командование войском было поручено Авессе. Войско разделялось на три группы. В первую группу, численность которой достигала нескольких сот человек, входили хелефеи и фелефеи, служившие телохранителями царя и составлявшие его личную гвардию. Вторая группа – собственно регулярная армия – включала как израильтян, так и наемников; это были хорошо обученные воины, состоявшие ранее в подчинении у Иоава и переданные теперь Авессе. Из них только иудеи остались верны Давиду, поэтому численность этой группы также составляла несколько сот человек, хотя в полном составе регулярная армия насчитывала несколько тысяч человек. В третью группу входили военнообязанные, подлежащие призыву в случае военной угрозы. Именно эту группу пытался собрать Амессай. 20:8. Большой камень у Гаваона. В библейском тексте постоянно упоминаются объекты, хорошо известные в те времена, но не дошедшие до наших дней (напр., Деворина пальма в Суд. 4:5 ). Возможно, автор имеет в виду жертвенник, или «высоту» вроде Неве-Самуил (примерно в миле к югу от el-Jib; см.: 1Цар. 14:33 ; 3Цар. 3:4 ), или просто какой-то необычайно большой валун близ Гаваона (el-Jib, в 4 милях к северо-западу от Иерусалима).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

299 То же самое, в общих чертах, выражают – Ewald, указ. соч. стр. 225; Eisenlohr, ук. соч. стр. 281, и другие. 300 Можно догадываться, поэтому, что Семей был весьма значительным и влиятельным лицом в своем колене. 302 Reuss положительно считает Сиву обманщиком, пожелавшим завладеть имуществом своего господина. Может быть, это и так. Но он напрасно удивляется, каким образом Давид мог позволить обмануть себя «такой нелепой басней», т. е. доносом Сивы. Указ. соч. стр. 375. В то время Давид не мог не отнестись с подозрением к кому бы то ни было. Поступок Семея мог только укрепить его подозрения, и сам Reuss в следующем же примечании по поводу Семея говорит: «соперничество колен и фамилий возгоралось с новой силой при кажущемся падении Давида. По мнению Eisenlohr’a сама оправдательная речь Мемфивосфея ясно указывает на его нечистую совесть и виновность. Указ. соч. стр. 293. 303 Так строго тогда держались взгляда, что обладание женщиной из дома царя есть посягательство на верховные права царя. 304 Как произошло это кровавое дело – в тексте не сказано ясно ( 2Цар. 20:8–10 ). Сначала замечено, что меч Иоава легко входит в ножны и выходил из них, потом сказано: Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава. Можно предполагать, что дело было так. Иоав знал, что если бы он, подходя к Амессаю, вынул меч обыкновенным порядком, то возбудил бы подозрение в Амессае, последний не подпустил бы его к себе, вынул бы тоже меч и произошел бы поединок, исход которого мог быть и сомнителен для Иоава. Поэтому Иоав, подходя к Амессаю, ловким, незаметным движением произвел то, что меч его, как бы сам собой выпал из ножен на землю. Подняв его и как бы спеша приветствовать Амессая, он не вложил его обратно в ножны, Амессай же, не подозревая злого умысла, не остерегся и был поражен. 305 Замечательно, что они не отворили все-таки Иоаву ворот города и до конца относились, как бы с недоверием. Может быть, они боялись, что войско Иоава, собранное по дороге поспешно, из кого попало, и не обученное как следует, могло, вопреки воле главнокомандующего, обойтись с жителями города, как с побежденными мятежниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

169 . Что означает рассказ об Иоаве ( 2Цар. 20 ), когда он преследовал Савея, сына Бихри, поднявшего руку свою на Давида ( 2Цар. 20, 21 ), и кто такая жена, бросившая со стены его голову? 775 [Имя] «Иоав» 776 с густым придыханием переводится как «пребывающий снаружи» или «преследующий», а с тонким придыханием – как «дающий» или «доставляющий». 777 Здесь же Иоава следует понимать как мужество, а Савея – как гордость, 778 которая, как глава строения объемлет все остальные страсти. Всякий раз когда добродетельный ум 779 узнает о мятеже гордости, он посылает Иоава, то есть мужество, который преследует 780 гордость и побуждает силы души к ее умерщвлению. Убегая, гордость скрывается в некоем городе, то есть в одной из добродетелей. 781 Мужество осаждает город, стремясь осуществить убийство гордости, а мудрая жена, которая есть мудрость, находит созидательные причины добродетели и убивает творящие причины страстей, 782 посредством которых в душе происходит всяческое созидание зла. 170 . Что означает рассказ об Амессае, когда Иоав убил его? 783 [Имя] «Амессай» переводится как «умащенный» или «умащающий». 784 Амессай понимается как бесстрастие, ибо он по своему совершенству легко избегает всякой западни врага, а Иоав понимается как мужество. Всякий раз, когда душа, которая, обретя совершенное бесстрастие в [своем] нраве, 785 умастила молитву мужеством, 786 тщетно увлекается 787 некой страстью, 788 [она] убивает [бесстрастие], то есть делает бездейственным совершеннейший путь созерцания, занятая [преследованием] побежденного врага. 789 171 . Что означает рассказ об Иоаве, когда он убил Авенира, и что есть наложенное на него проклятие? 790 Здесь Иоав понимается как злопамятное помышление, за которое он и получает проклятие – опираться на посох и пасть от меча ( 1Цар. 3, 29 ). Посредством посоха здесь, я думаю, обозначается упование злопамятного на чувственные [блага] – ведь любое злопамятное помышление, всегда обращаясь среди материальных [вещей], находит в них и опору; 791 словами же пасть от меча обозначается уничтожение такой взаимосвязи с помощью острейшего слова [Божия]. 792

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Так Иоав вернул себе роль главнокомандующего, и Авесса посчитал такой поворот событий вполне справедливым, ибо и в опыте, и в полководческом даре он уступал старшему брату. Талмуд утверждает, что уже потом, после подавления бунта Савея, сына Бихри, Синедрион судил Иоава за убийство Амессая. Однако на суде Иоав заявил, что, во-первых, Амессай заслуживал смерти уже как командующий армией мятежников; а во-вторых, не сумев выполнить царского приказа, Амессай на деле содействовал бунтовщикам во главе с Савеем и за это также подлежал по суду смертной казни. Таким образом, подвел итоги Иоав в своем последнем слове, он, по существу, судил Амессая военно-полевым судом, приговорил его к смерти и привел приговор в исполнение. И судьи Синедриона сочли эти доводы Иоава убедительными и оправдали его. Давид тогда вроде бы согласился с решением Синедриона, хотя, как показали последующие события, на самом деле придерживался по данному поводу совсем другого мнения. Надо заметить, что в одном Иоав был действительно прав: из-за нерасторопности Амессая было потеряно слишком много времени. Воспользовавшись предоставленной ему отсрочкой, Савей сумел собрать из своих сторонников из самых разных колен большую армию и намеревался двинуть ее навстречу войску Давида, чтобы встретить его в открытом поле. Но Иоав, предприняв стремительный марш-бросок, настиг Савея в момент последних приготовлений в городе Авел-Беф-Маахи (Авел-Бейт-Маахи) и осадил его. Опасаясь, что к Савею могут присоединиться новые части мятежников, Иоав приказал немедленно начать штурм города. Опыта в осаде и взятии городов Иоаву, как известно, было не занимать. В течение суток напротив городской стены была сооружена земляная насыпь такой же высоты, что и сама стена, с которой хорошо обученным гвардейцам и наемникам уже не составляло никакого труда ворваться в Авел-Беф-Маахи, и как они в этом случае поступили бы с бунтовщиками, догадаться нетрудно. Однако незадолго до начала решительного штурма на городской стене появилась женщина и заявила, что она хочет говорить с самим Иоавом. Иоав откликнулся на этот зов, и его страстный и обоюдоострый диалог с этой женщиной в итоге и привел к тому, что бунт Савея, сына Бихри, был подавлен без очередной гражданской войны:

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

   001    002   003     004    005    006    007