Так как Давида от Иордана сопровождало в столицу главным образом колено Иудино, из прочих же колен подоспело не более половины, то Израильтяне одиннадцати колен, нашедши царя уже в Иерусалиме, изъявили неудовольствие, что жители Иудина колена не дождались их у Иордана, чтобы и они могли послужить царю при переправе, и точно усвоили царя себе одним. Иудеи имели неосторожность заметить, что царь из одного с ними племени, и потому ближе им по родству. Это еше более оскорбило Израильтян: они сказали, что «нас десять участков у царя», и что «мы первые решились возвратить царя». К несчастию, нашелся тут один злонамеренный человек из колена Вениаминова по имени Савей: он затрубил трубою и провозгласил: «нет ничего у нас общего с Давидом! Израильтяне! ступайте каждый к себе домой!» После этого одиннадцать колен отложились от Давида и пошли за Савеем. Царь отдал приказание Амессаю собрать колено Иудино в три дня. Но так как Амессай замедлил, то Давид препоручил находившееся при себе войско Авессе и повелел ему преследовать Савея, пока этот мятежник не успел еще запереться в каких-либо городах. С Авессою отправился и Иоав. Близ Гаваона они встретились с Амессаем. Иоав подошел к нему поздороваться, и в то самое время, как целовал его, ударил его мечем в живот и умертвил; после этого, принявши главное начальство над войском, погнался за Савеем. Савей бежал в северные пределы Израильской земли и заперся в Авеле, городе Неффалимова колена. Иоав обложил город, и готовился разорить его. К счастию, нашлась в нем одна умная женщина, которая со стены кричала Иоану: «зачем ои приготовляется разрушить город, не сделавши ему никаких предложений? Этот город всегда был из числа самых миролюбивых, и притом он один из главных в Израиле». Иоав сказал, что «он не думал разрушить города; но в нем укрепился мятежник, который восстал на царя, и если его выдадут, он снимет осаду». Женщина обратилась к гражданам, и своими благоразумными представлениями убедила их обезглавить Савея. Когда голова мятежника брошена была со стены, Иоав отступил от города.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Таким образом, Савей отражал взгляды той части нации, которая и после воцарения Саула и Давида считала, что без царя всем коленам жилось куда лучше и свободнее. Эти люди мечтали о возвращении прежних, домонархических порядков, они идеализировали времена судей и даже патриархов, когда евреи еще даже не были оседлым народом. Это и нашло отражение в главном девизе бунта Савея, сына Бихри: “По шатрам своим, Израиль!”. Не исключено, что Савею было не по душе и то изменение атмосферы в обществе, которое наблюдалось в последнее десятилетие царствования Давида. Как отмечают историки, в этот период “наряду с политическими и экономическими успехами царя Давида в стране зарождается до сих пор чуждая Израилю идеология, согласно которой личность царя содержит в себе элементы святости и наделяется священническими прерогативами” . Мидраш утверждает, что Савей произносил “богохульственные” речи, в которых утверждал, что факт помазания Давида Самуилом ничего не значит и Давид ничем не отличается по своему статусу от других евреев. Эти его проповеди, судя по всему, находили отклик в сердцах народа, так что в конце концов до Давида стала доходить вся опасность этого человека для его трона и самой идеи государственности вообще: “И сказал Давид Авишаю: теперь Шева, сын Бихри, наделает нам зла больше, чем Авшалом” ( 2Цар. 20:6 ). Решив нанести по Савею и его соратникам сокрушительный удар, Давид вызвал к себе Амессая и велел ему в течение трех дней провести мобилизацию всех способных носить оружие мужчин колена Иуды и выступить с ними в поход. Поручив эту миссию Амессаю, Давид еще раз показал, что верен своему обещанию и не собирается возвращать Иоава на пост главнокомандующего. Однако Амессай не справился с первым же возложенным на него ответственным заданием. Прошло три дня, а армия так и не была собрана, и значит, у мятежников появлялось время для того, чтобы осмотреться и подготовиться к сражению, если царь решит бросить против них армию своего колена. Казалось, самым разумным в этой ситуации было вернуть пост командующего армией опытному и энергичному Иоаву, однако Давид не хотел даже видеть убийцу своего сына и потому вызвал к себе младшего племянника Авессу и приказал ему немедленно выступить в поход во главе отряда гвардейцев и иностранных наемников.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

Д. поручил новому военачальнику Амессаю в 3-дневный срок созвать ополчение, но недовольный его промедлением послал также Авессу преследовать Савея. После того как Амессай был убит Иоавом, к-рого он сместил на посту военачальника, Иоав возглавил преследование Савея, к-рый, отступив на север, пытался укрыться в Авеле-Беф-Маахе (верховье Иордана), но жители города, следуя совету одной мудрой женщины, убили его (2 Цар 20. 1-22). Повествование о преодолении мятежей и восстановлении прежнего единого гос-ва, объединившего сев. и юж. колена, завершается 2-м списком основных должностных лиц иерусалимской администрации (2 Цар 20. 23-26; ср. 8. 16-18). История прор. Давида и его сына Авессалома. Миниатюра из Симоновской Псалтири. Кон. XIII в. (ГИМ) История прор. Давида и его сына Авессалома. Миниатюра из Симоновской Псалтири. Кон. XIII в. (ГИМ) Заключительные главы Второй книги Царств подводят итоги деятельности Д. Длительное противостояние Д. и Саула (дома Д. и дома Саулова) оканчивается казнью 7 потомков Саула, виной чему - «кровожадность» дома Саулова и нарушение Саулом завета с Гаваонитянами. Д. же, напротив, хранил верность клятве, данной Ионафану, сыну Саула, щадил Мемфивосфея и даже перезахоронил останки Саула и Ионафана из Иависа Галаадского в родовую гробницу в Целе, где похоронил также и останки 7 казненных (2 Цар 21. 1-14). Победа над филистимлянами подытожена в кратком повествовании о 4 сражениях с упоминанием имен главных героев (2 Цар 21. 15-22). 22-я гл. включает песнь, к-рую Д. воспел, когда «Господь избавил его от руки всех врагов его» (2 Цар 22. 1-51). Сразу же за ней помещается др. поэтический фрагмент - «последние слова Давида» (2 Цар 23. 1-7), где так же, как и в предшествующем псалме, утверждается избрание Богом Д. и вечный завет, к-рый Бог положил с домом Д. Далее следует 2-й перечень героев - «храбрых у Давида». Этот список из 37 имен оканчивается Урием Хеттеянином, что напоминает о беззаконном поступке Д. и служит вступлением к рассказу о др. грехе Д. (2 Цар 23.

http://pravenc.ru/text/168470.html

Срок прошел, а между тем он не являлся: или он замедлил в своих движениях, или народ был не расположен к новому военному предприятию, или даже не хотел признать Амессая вождем, и Давид, опасаясь, чтобы восстание не приняло опасных размеров, в виде предосторожности и без всякой мысли о смещении Амессая, приказал Авессе взять с собой отряд телохранителей и гибборимов, а также и все другие войска, находившиеся налицо в Иерусалиме, и сразу же двинуться против Савея, чтобы он не овладел какою-нибудь сильною крепостью и не оказался в положении, которое бы давало ему возможность держаться против двинутой против него силы. Царь вверил начальство над этим военным предприятием Авессе, так как он отнюдь не возвратил свою благосклонность Иоаву и уклонялся иметь какое бы то ни было дело с ним. Но эти два брата поняли друг друга. Иоав, с отборным отрядом своих собственных войск, сопровождал этот отряд номинально в качестве добровольца, но в действительности с намерением захватить в свои руки должность главнокомандующего, как только представится к тому случай. Едва этот небольшой отряд достиг Гаваона, лежащего в нескольких верстах к северу от Иерусалима, как он встречен был Амессаем во главе только что собранного им войска. Встреча эта произошла при одном большом камне, который, вследствие совершившегося там кровавого события, сделался на всегда достопамятным. Иоав, одетый во все свои воинские доспехи и подтянутый поясом, за которым он постоянно носил короткий меч, самым дружелюбным образом пошел на встречу к своему двоюродному брату. Во время его торопливого движения, меч его, по-видимому случайно, выпал из-за пояса. Подняв его своей левой рукой, он продолжал идти вперед и, подойдя к Амессаю, своею правой рукой взял его за бороду, как это было в обычае в то время у друзей, для того, чтобы поцеловать его в щеку. Амессай, не подозревая ничего худого и оставив всякую предосторожность, ласково ответствовал на привет, и в это именно время получил смертельный удар от своего беззастенчивого родственника, который не останавливался ни пред чем в деле устранения опасного себе соперника, как это было уже и раньше, когда он подобным же образом устранил с своей дороги Авенира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

13), оставленные к тому же без наказания, более и более разоблачали царствование его от того ореола величия, которым оно было прежде окружено. Быть может, под влиянием этих семейных невзгод, а также, что вероятно, вследствие расширения границ государства и, следовательно, умножения забот государственного управления, Давид не мог уже выслушивать и решать сам или с надлежащею быстротою тяжбы, которые приносились к нему на суд; а поставляемые им для этого лица, быть может, не всегда отличались требуемым беспристрастием ( 2Цар.15:2–5 ). Все это, а быть может и нечто другое, 258 давало повод всем судить о Давиде, а врагам его и прямо чернить его, и производило некоторое разочарование и глухое недовольство во всем народе, или в большей его части. Этим-то глухим недовольством и пользуется Авессалом для своих честолюбивых целей и посредством льстивого подкупа в свою пользу народа раздувает его до открытого возмущения ( 2Цар.15:1–12 ). Все это, как справедливо замечает Эвальд, может способствовать значительно успеху восстания, но все-таки недостаточно для того, чтобы дать первый к нему толчок. Необходимы более глубокие причины, и они кроются во все еще непримиренной, a теперь, благодаря последним указанным обстоятельствам, вновь и с большею силою обнаружившейся противоположности двух групп колен. И замечательно, на этот раз недовольство и возмущение против Давида выходят из его родного Иудина колена. Главные деятели возмущения Авессаломова – члены колена Иудина: Амессай, родственник даже Давида ( 1Пар.2:13–17 ), ставший начальником войска при Авессаломе ( 2Цар.17:25 ), и Ахитофел из Гило ( 2Цар.15:12 ; ср. Нав.15:51 ), первый и лучший советник Давидов, советы которого считались как бы откровением самого Бога и переход которого на сторону Авессалома беспокоит особенно Давида и в такой же мере, конечно, благоприятен для дела Авессаломова (1Пар.27:33; 2Цар.16:23; 15:31 ). Исходный пункт и первоначальный центр возмущения – Хеврон, главный город колена Иудина ( 2Цар.15:7–12 ). Колено это как бы гневается на Давида и держится в стороне от него даже тогда, когда, по смерти Авессалома, другие колена решились опять возвратить его на царство ( 2Цар.19:9–12,43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в. Гди, что с умножиша м; мнози востаютъ на м, 2. Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; г. мнози глаголютъ дш моей: нсть въ бз 3. Многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге». 2–3. Псалмопевец, обращаясь в Господу, жалуется на чрезвычайное множество врагов своих и на обидная с их стороны замечания, будто Бог совершенно лишил его Своей помощи. Таково именно и было положение Давида во время Авессаломова восстания, когда вместе с недостойным сыном восстали на «его многие из самых приближенных и доверенных его царедворцев, как Ахитофел и Амессай, старейшины избравшего его на царство, родственного ему, колена Иудина ( 2Цар.19:11 ) и, за исключением небольшой части войска, почти весь народ Израильский. Число врагов Давида в это время, по выражению Хусия, представлялось, «как песок при море», и нападение их на Давида с горстью его защитников уподоблялось падению росы на землю ( 2Цар.17:11–12 ). Захваченный внезапно таким широким восстанием, и вынужденный поспешно бежать из Иерусалима в пустыню, спасающийся от руки собственного сына, недавний прославленный Богом Царь-победитель, теперь невидимому совершенно оставлен Богом и лишён Его помощи. Таким он мог казаться особенно врагам своим, из которых один прямо с злорадством говорил ему: Господь обратил на тебя вою кровь дома Саулова и предал царство в руки Авессалома, сына твоего... ( 2Цар.16:8 ). Давид и сам в постигшем его бедствии видел конечно исполнение предвозвещённого ему пророком Нафаном наказания Божия за его грехопадение ( 2Цар.12:10–12 ); тем болезненнее должны были отзываться в его скорбной душе подобные замечания врагов о том, что он, как грешник, оставлен Богом. В общеназидательном смысле – это изображение состояния всякого верующего, обуреваемого соблазнами, которые, увлекая ко греху, внушают ему отчаяние в милости и помощи Божией. Сл.-гр.-лат. «что» не выражение вопроса о причине умножения врагов, которая сана собою была понятна Давиду, на выражение изумления пред их множеством и жалобы на это к Богу,= коль (=тарг., сирск. и русск.: как), как то же еврейское слово и греческое τ переводится по слав. в Пс.21:20 ; ср. Пс.65:3; 83:2 =греч ς. глаголютъ дш моей, – гебраизм=говорят мне, в отношении ко мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Мы уже выше упоминали, что во время этих событий последовала кончина великого Самуила, которого оплакивали и погребли в городе его Раме. Между тем гроза сбирается над народом Израильским: Филистимляне собирают грозное ополчение, состоящее по-видимому из войск всех отдельных царств Филистимских, составлявших общий союз 222 . В числе этих союзников был и Анхус царь Гефский, который берет с собой в поход на Израиль Давида с его войском. Но во время похода князья Филистимские (XXIX, 2), т. е. по всей вероятности союзные владетели, встревожены присутствием Евреев в стане их, и настойчиво требуют, чтобы Анхус отпустил Давида назад в страну Филистимскую, и Давид, по требование Анхуса, уходит обратно в свой город Секелаг. Но, возвратясь туда, он находит, что город его сожжен, а семья его и семьи его воинов уведены в плен Амалекитянами. Здесь опять он требует, чтобы Авиафар принес эфод для вопрошения Господа об успехе задуманного им возврата семей, уведенных Амалекитянами. Господь обещает ему победу и Давид энергически преследует хищников, настигает их, и не только возвращает семьи свои и добычу, взятую Амалекитянами, но еще захватывает массу скота хищников; «это добыча Давида» (1 Ц. XXX, 20). Эту добычу Давид разделяет не только между своими людьми, но из нее посылает дары друзьям своим, старейшинам Иудиным, по городам и селам, лежавшим в южной Иудее до Хеврона (на севере) «во всех местах, где ходил Давид сам и люди его» (id. 31). Несомненно, что вся южная часть Иудеи с Хевроном, уже с того времени была готова признать Давида царем, и действительно признала его царем немедленно по смерти Саула 223 . По сохранившемуся преданию 228 Саула сопровождают к волшебнице ночью Авенир и Амессай 229 , когда он, сняв с себя царские одежды, в одежде простого воина, идет вопрошать темные силы о таинственном будущем. В главе XXVIII первой книги Царств изображена та таинственная сцена, которая поразила ужасом Саула. Саул, не открывая имени своего волшебнице, просит ее вызвать из могилы того, о ком он ей скажет.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Престарелый Верзеллий, Галаадитянин, гостеприимно принявший Царя за Иорданом, провожал торжествующего до берегов заветной реки, и приглашаемый идти далее, отвечал: «много ли еще дней жизни моей, чтобы мне следовать за Царем в Иерусалим? – вот уже мне восемьдесят лет и я не могу различать горького от сладкого: чувства мои притупились; мне ли вкушать яства от трапезы твоей и слышать голос ликующих и поющих? Зачем буду я в тягость владыке? – Но позволь рабу твоему пройти с тобой немного за Иордан и потом возвратиться в дом свой, чтобы умереть на родине, близ гроба отца моего и матери, а сын мой пойдет с тобой.» Согласился Царь и перейдя Иордан, с миром и благословением отпустил старца. Не вдруг однако же утихла буря, возбужденная Авессаломом. – Весь Иуда и пол Израиля провожали Давида, и распря возникла между ними: зачем мужи Иудины одни похищают себе Царя? Первые хвалились родством своим с Давидом, другие же числом десяти колен и старейшинством некоторых пред Иудой. Некто Савей, от рода Вениаминова, воспользовался несогласием, чтобы опять возмутить Израиль; но Иуда остался верен и с торжеством ввел Царя в Иерусалим; не изменил ему и бывший воевода Авессаломов, Амессай, и возбудил зависть Иоава. Видя, что Царь посылает Амессая против мятежников, Иоав приблизился к вождю, как бы для дружеского лобзания, и в ту минуту пронзил его мечем, как поразил некогда Авенира, вождя Саулова. Сам он ополчился против Савея и, преследуя чрез все колена Израилевы, осадил его в городе Авеле, в пределах Дановых. Уже готовился кровавый приступ, но одна женщина кликнула со стен воеводу и молила пощадить невинный город, обещая выдать врага; мудрыми речами склонила она к миру граждан, и голова мятежника скатилась со стен к ногам Иоава. Так истребились последние враги Царя. Читать далее Источник: Священная история/[А.Н. Муравьёв]. - Санкт-Петербург : тип. А. Бородина и К°, 1842. - IV, 516 с. (Авт. установлен по изд.: Межов. Систематический каталог русским книгам... с 1825 вплоть до 1869 года... 87). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Таким настроением мыслей израильтян пользуется один «негодный человек», по имени Савей, сын Бихри, вениаминянин. Он трубит трубою и, быть может, еще не ясно представлявшиеся мысли народа формулирует вслух всего его в следующих положениях: «нет нам части в Давиде, и нет нам доли в сыне Иессеевом; все по шатрам своим, израильтяне» ( 2Цар.20:1 ), – положениях, как видно, прямо вытекающих по противоположности из слов мужей Иудиных. Положения эти лишь более точное выражение мыслей всего, тут присутствовавшего, народа и потому производит свое действие. Все израильтяне отделяются от Давида и идут за Савеем; на стороне Давида остаются одни иудеи от Иордана до Иерусалима (20:2). Возмущение Савея, коренящееся в том же соперничестве Так происходит новое разделение и на этот раз более опасное для единства государства, чем возмущение Авессалома. В последнем случае израильтяне – все восставали против Давида в пользу его сына; единство государства оставалось неприкосновенным и дом Давида на престоле. Теперь готовится повториться то самое, что было в начале царствования Давида: – иудеи группируются около Давида, остальные израильтяне вокруг вениаминянина Савея. Единство государства порвано; во главе государства опять некоторым образом два начальника, можно предполагать со временем и междоусобную войну. Все дело доселешнего царствования Давидова готово совсем разрушиться. Необходимо быстрое и решительное действие со стороны Давида. Возмущение происходит собственно среди послов и с ними пришедших израильтян. Народ, отправивший послов и оставшийся дома, стоит на стороне Давида. Нужно предупредить распространение возмущения во всем народе. Давид сознает всю опасность этого нового возмущения, справедливо думая, что Савей может наделать зла больше, нежели Авеесалом ( 2Цар.20:6 ), и потому назначает новому полководцу Амессаю лишь три дня для собрания войска из иудеев ( 2Цар.20:4,5 ). Амессай почему-то не исполнил поручения в этот срок. Тогда Давид, не медля, отправляет против Савея Авессу с наличными войсками – людьми Иоава, хелефеями и фелефеями и богатырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16, 15 – 17, 29. Авессалом, занявший столицу, действует по совету Ахитофела и овладевает дворцовым гаремом (16, 15, 21–22), но затем отвергает другой совет Ахитофела о немедленном преследовании Давида и принимает совет Хусия (17, 1–14), сторонника Давида, специально оставленного им в столице (15, 32–37). Давид получает возможность беспрепятственно прибыть в Маханаим, бывшую столицу Иевосфея, сына Саула, в Заиорданье и здесь создать армию из своих сторонников. Ахитофел же после отвержения его совета оставляет столицу и совершает самоубийство, такое же, как потом Иуда, одним из прообразов которого он считается (17, 23). 18, 1 – 19, 8. Конец восстания Авессалома. Полководец Иоав в лесу Ефремовом разбивает армию сторонников Авессалома и убивает его самого, несмотря на приказ Давида сохранить жизнь Авессалома в предстоящем сражении. 19, 9–15. Возвращение Давида. Северные колена обратились к Давиду с просьбой возвратиться и снова управлять ими (19, 9–10), но Иудея, руководимая Амессаем, военачальником Авессалома, медлила до тех пор, пока не было получено согласие Давида назначить Амессая главнокомандующим вместо Иоава (11, 11–14), после чего Давид начал возвращение из Маханаима в Иерусалим. 19, 15–43. Прибывшего в Галгал, у Иордана, Давида встретили представители Иудеи и других колен, среди которых были злословивший Давида Семей (19, 15–23) и изменник Мемфивосфей (19, 24–30), получившие прощение. Здесь возникли споры о царе между северными коленами и иудеями (19, 41–43), ставшие причиной нового восстания. 20, 1–22. Восстание Савея. Вениамитянин Савей ловко использовал распри, возникшие в Галгале, и поднял новое восстание северных колен (20, 1–2). Новый военачальник Амессай, получивший приказ Давида в Иерусалиме, замедлил с преследованием Савея, Иоав же и Авесса начали действовать немедленно и вывели наемников. У Гаваона Иоав встречает Амессая, предательски убивает его так же, как раньше Авенира (20, 4–12; ср. 3, 8), таким образом самовольно возвращает себе пост главнокомандующего. Продолжив преследование Савея, Иоав осадил его в Авел-Беф-Маахе. Восстание окончилось, когда жители осажденного города доставили Иоаву голову Савея (20, 13–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

   001    002    003   004     005    006    007