Все по шатрам своим, израильтяне»! И отделилась масса евреев из северных колен и пошла прочь. Давид остался только с людьми своего колена, которые и проводили его до Иерусалима. По прибытии сюда он, прежде всего, позаботился очистить, насколько возможно, свой дом от позора, нанесенного ему Авессаломом. Он убрал из дворца остававшихся в нем наложниц и заключил их в особый дом под строгий надзор. Им не позволено было выйти замуж, и они жили, как вдовы до своей смерти 303 . После этого Давид поспешил принять меры к подавлению мятежа, произведенного спором народных представителей и поднятого открыто Савеем. Хотя этот мятеж, как показали последствия, не был делом народным, не имел почвы, собственно, в народной массе северных колен, а был произведением затронутого самолюбия представителей этих колен, однако, оставленный без внимания, мог произвести решительное разделение царства, так как масса народная легко могла быть увлечена вожаками возмущения. Давид окончательно решил дать отставку сыновьям Саруи, Иоаву и Авессе. Он дал поручение Амессаю созвать ополчение в три дня для подавления мятежа и этим, фактически, поставил Амессая главнокомандующим вместо Иоава. Но от сыновей Саруи нельзя было так легко отделаться, за них были их таланты, их заслуги, привычка народа и войска, словом – сила вещей, против которой ничего не могла поделать личная воля царя. Амессай оказался ниже положения, в которое был поставлен. По отсутствии ли распорядительности и энергии или по холодному приему, сделанному ему народом, может быть, даже по упорству и отказу повиноваться, как человеку новому и неавторитетному, он не мог выполнить поручения в назначенное время. Между тем, медлить было невозможно. Давид поневоле должен был обратиться к Авессе и послал его с наличными военными силами в погоню за Савеем, чтобы помешать ему организовать вооруженную силу и укрепиться в каком-нибудь городе. Иоав, по собственной воле примкнул к преследующим, рассчитывая иметь удобную встречу с соперником, который тоже должен был принять участие в подавлении мятежа и участь которого он уже решил в своем уме.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Тем временем, следуя совету Хусия, Авессалом собрал огромное войско, и, перейдя через Иордан, двинулся с ним на Маханаим. При этом главнокомандующим своей армией он поставил Амессая (Амасу) — сына Авигеи, сводной сестры Давида и единоутробной сестры Серуйи. Таким образом, Амессай и главнокомандующий армией Давида Иоав были кузенами, которым теперь предстояло помериться полководческим талантом. В преддверии решающей битвы Давид тщательно пересчитал свою армию и, разделив ее на сотни и тысячи, назначил командиров всех этих подразделений — будучи старым, опытным бойцом, он хорошо знал, что исход битвы в итоге решат дисциплина и готовность воинов выполнять приказы своих командиров. Эту армию Давид разделил на три части, три “дивизии” — одной командовал Еффей, а двумя другими — братья Иоав и Авесса. Сам Давид также хотел выйти за пределы города, чтобы лично командовать сражением, однако на военном совете все командиры резонно заметили, что у Давида в данном случае вообще нет права рисковать — ведь без него продолжение войны бессмысленно; его гибель и будет означать поражение. И пока он жив, будут сохраняться и шансы на победу над мятежниками. Поэтому Давиду было предложено следить за ходом разворачивающегося сражения со стен Маханаима и при необходимости передавать приказы армии через вестовых. Подумав, Давид согласился с этим предложением, но обязал Иоава, Авессу и Еффея “ради него” быть поосторожнее с Авессаломом и, что бы ни случилось, любой ценой сохранить ему жизнь. Этот приказ был немедленно передан по всей армии: как бы ни сложилась битва, ни один волос не должен упасть с головы мятежного принца — ибо, несмотря ни на что, Давид продолжал любить сына. Как считается, накануне этой судьбоносной битвы Давид и сложил 20й псалом, полный веры в грядущую победу и ставший позже тем гимном, который левиты распевали перед выходом израильтян на войну: “Руководителю хора. Песнь Давида. Господь ответит тебе в день беды, укрепит тебя Имя Бога Яакова. Он пошлет тебе помощь из святилища, поддержит из Циона. Он вспомнит все твои приношения и всегда примет благосклонно твою жертву всесожжения. Он исполнит твое сердечное желание и исполнит все твои замыслы…” ( Пс. 20:1:5 ).

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

Весть о том, что царь воссел на место судьи, мгновенно распространилась по всей стране. Всем было понятно, что этим жестом Давид показал мятежникам, что ждет их явки с повинной. Однако далеко не все спешили приветствовать возвращение Давида на трон. После мятежа Авессалома в народе зрели семена нового бунта. Глава шестая. " По шатрам своим, Израиль! " После гибели Авессалома в стране сложилась парадоксальная ситуация безвластия. Так как Авессалом был провозглашен царем в Хевроне при огромном стечении народа и в присутствии старейшин всех колен, то многие считали его законным царем, в то время как Давид в их глазах потерял право на царствование. В связи с этим возникал резонный вопрос: стоит или не стоит возвращать Давида на трон — несмотря на его победу над Авессаломом? Наконец, после долгих споров между старейшинами было решено, что у Давида достаточно заслуг перед народом, чтобы без всяких нареканий вернуть его на трон в Иерусалиме. Один за другим в Маханаим с выражением преданности стали прибывать старейшины колен Израиля, но день шел за днем, а среди них все не было представителей колена Иуды, наиболее активно поддержавшего Авессалома. Теперь лидеры этого колена опасались репрессий, а потому намеревались либо продолжить противостояние Давиду, либо получить от него твердые гарантии своей безопасности. Поняв это, Давид направил на переговоры со старейшинами колена Иуды первосвященников Садока и Авиафара, которые должны были, с одной стороны, воззвать к совести старейшин, а с другой — пообещать от имени царя, что тот не собирается никому мстить, и уж тем более приходящимся ему родичами членам колена Иуды. Более того, в знак примирения с соратниками Авессалома и того, что он не только не держит на них зла, но и верит в их преданность, Давид согласился назначить командовавшего армией Авессалома Амессая главнокомандующим своей армией вместо Иоава, которому никак не мог простить смерти сына. Садок и Авиафар начали выполнять поручение царя с того, что встретились с Амессаем и передали ему обещание царя, а польщенный этим обещанием Амессай уже сам сделал все, чтобы старейшины поскорее явились к Давиду.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

Злополучный Амессай оставлен был на дороге плавающим в своей крови; но, когда оказалось, что войско его было крайне смущено убийством своего вождя, и колебалось, что делать, один из военачальников Иоава удалил труп из вида и, призывая всех, которые желали служить с Иоавом на стороне Давида, немедленно же следовать за Иоавом, убедил войско признать над собою власть своего старого главнокомандующего. Как бы с целью загладить печальное событие, Иоав начал серьезное преследование мятежников. Савей, у которого было лишь немного войска и который не обладал никакими военными дарованиями, могшими бы для него возместить недостаток силы, был выбиваем из одной позиции за другой, так что он не в состоянии был нигде оказать сопротивления и все более отступал к северу, пока наконец не нашел себе убежища в Авел-Беф-Маахе, сильном городе, лежавшем в нескольких верстах к северу от озера Меромского, где некоторые из жителей Вениаминова города Беерофа основали колонии Берим. Жители этой местности, мало знавшие о последних событиях на отдаленном юге, сострадательно приняли беглеца, хотя отнюдь не сочувствовали его делу, если только не имели какой-нибудь действительной причины враждовать против Давида. Иоав скоро подступил к этому городу и начал военные операции с возведения земляного вала, с которого можно бы было штурмовать стены и поражать защитников. Город скоро принужден бы был к сдаче и подвергся бы той жестокой участи, которая была обычным явлением по военному праву в древности, если бы в дело не вмешалась одна умная женщина, которая вызвалась вступить в переговоры с Иоавом и горячо восставала против угрожающего со стороны Иоава разрушения того города, который, по ее словам, «был матерью городов в Израиле», то есть главным городом во всем округе и важною частью в наследии Господнем. Иоав отвечал, что у него отнюдь нет желания разрушать этот старый и верный город; он преследует лишь мятежного Савея, и если бы граждане выдали его, то он сразу же снимет осаду. Женщина обещала, что все это будете сделано, и действительно убедила граждан, чтобы они исправили свою ошибку и спасли себя на счете мятежного Савея.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Чем объяснить такое недовольство колена Иудина Давидом? Относительно отдельных лиц всегда возможны и особенные, личные, так сказать, объяснения. Возможно, что Амессай считал себя великим полководцем, униженным пред Иоавом 259 и примкнул к Авессалому в надежде стать у него главнокомандующим. Возможно, что Ахитофела отклоняет от Давида желание «играть новую и еще более высокую роль, 260 или чувство мести за оскорбление Вирсавии, своей родственницы, Давидом, не утоляемое самыми решительными признаками особенной привязанности к ней со стороны последнего. 261 Ho недовольство целого колена должно иметь более глубокие причины. Жители Хеврона, где сосредоточилось первоначально возмущение, могли быть недовольны тем, что чрез возведение Иерусалима на степень столицы их город, прежде главный, потерял теперь всякое значение, или, что тоже, знатнейшие фамилии этого города, халевиты, чувствовали себя униженными сравнительно с незначительною прежде фамилиею Иессея из Вифлеема. 262 Подобные причины недовольства могли иметь и все иудеи. Отделяясь от Саула и его потомства, они могли иметь в виду, с возвышением Давида на царский трон всего Израиля, занять среди других колен первенствующее положение подобное тому, какое занимало при Сауле колено Вениаминово, – и жестоко ошиблись в своем ожидании. Вся деятельность Давида дотоле – и в религиозном и государственном отношении направлена была, как мы видели, именно на возможное сглажение коленных преимуществ, на уравнение колен и объединение их в одном целом государственном организме. Это-то приравнение их к другим коленам, приравнение, исходящее от лица, от которого они могли ожидать противного, – возвышения пред другими, и могло возбудить в них недовольство Давидом, надежду достигнуть исполнения своих желаний от Авессалома, которому они и оказывают теперь особенную помощь. Что именно ревность к другим коленам руководит иудеями при возмущении Авессалома, это открывается с особенною ясностью из того, что и по смерти его, когда другие колена решили возвратить Давида на царство, они остаются в стороне от этого движения до тех пор, пока он не напомнил им особенным образом о своем близком с ними родстве, следовательно, пока некоторым образом не обещал им некоторого предпочтения пред другими коленами и даже не доказал этого на деле, предназначив военачальником Амессая, бывшего при Авессаломе военачальником и следовательно лицо, ими в то время любимое и у них влиятельное ( 2Цар.19:11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 исполнилось слово. Повествователь всегда отмечает исполнение обещанного Господом (8,20; 12,15; 15,29; 16,12). В данном случае с изгнанием Авиафара сбывается пророчество об умалении и отстранении от священнического служения дома Илиева( 1Цар. 2,30–36 ). 2 убежал Иоав в скинию Господню. См. ком. к 1,39.50. 2 пойди, умертви его. Иоав мог бы найти убежище у алтаря только в том случае, если бы его вина заключалась в непредумышленном убийстве ( Исх. 21,14 ). Поддержка же, оказанная им мятежному Адонии, давала Соломону право исполнить волю отца и убить Иоава, даже укрывшегося в скинии. 2 поразил мечем... Авенира... Амессая. Несмотря на то, что в свое время они выступали на стороне противников Давида, Авенир был назначен царем военачальником израильского войска ( 2Цар. 3,27 ), а Амессай иудейского ( 2Цар. 20,8–10 ); естественно, Иоав, также военачальник, видел в них серьезных соперников. 2 Садока священника поставил царь... вместо Авиафара. Первоначально Давид назначил двух первосвященников Авиафара и Садока ( 2Цар. 8,17 ). После изгнания Авиафара первосвященниками в Израиле становились только потомки Садока ( 1Цар. 2,35 ). 2 в Гефе. Геф был одним из пяти главных городов филистимлян ( Нав. 13,3 ; 1Цар. 6,16; 21,10.11; 27,2 ). Глава 3 3 породнился с фараоном. Дочь какого именно фараона взял в жены Соломон, неизвестно. Однако, зная, что основатель XXII династии фараон Шешонк I (библейский Сусаким) вторгся в Израиль в царствование сына Соломона Ровоама (14,25.26), можно заключить, что в данном стихе имеется в виду один из двух последних фараонов XXI династии Сиамун (978–959 гг. до Р.Х.) или Псесеннес II (959–945 гг. до Р.Х.). Этот брачный союз свидетельствует об укреплении международного престижа Израиля в эпоху единого царства. 3 приносил жертвы на высотах. Т.е. в святилищах, расположенных на вершинах холмов. Когда израильтяне пришли в Ханаан, они должны были разрушить святилища местных языческих народов ( Чис. 33,52 ; Втор. 7,5; 12,3 ). Вместо них им надлежало воздвигнуть святилища и жертвенники истинному Богу ( Исх. 20,24 ; Суд. 6,24; 13,19 ; 1Цар. 7,17; 9,12.13 ). Богослужения и жертвоприношения Господу во множестве разных святилищ считались в Израиле допустимыми до тех пор, пока не было построено главное и единственное святилище ( Втор. 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2 в путь всей земли. Т.е. в могилу ( Нав. 23,14 ). 2 ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его. Давид наказывает Соломону хранить верность Господу и соблюдать Его заповеди, стяжая тем самым Его благословение (ср. Втор. 6,2; 8,6.11; 10,12.13; 11,22 ). В случае, если бы Соломон не прислушался к словам отца, его самого и весь Израиль ожидали бы тяжкие испытания ( Втор. 31,7.23 ; Нав. 1,6.7.9.18 ; 1Цар. 4,9 ). 2 если сыны твои будут наблюдать за путями своими. В завещании Соломону Давид отчасти повторяет то, что было возвещено ему Господом через пророка Нафана ( 2Цар. 7,7–16 ) и затем прозвучало в благодарственной молитве самого Давида ( 2Цар. 7,18–29 ). от всего сердца своего и от всей души своей. См. Втор. 4,29 и 6,5. Когда Иисуса Христа спросили, какая заповедь является «наибольшей», Он также повторил эти слова ( Мф. 22,35–40 ). 2 Иоав, сын Саруин. Иоав был одним из самых удачливых военачальников Давида, но при этом не отличался разборчивостью в средствах для достижения цели (см. ком. к 1,7). Давид просит Соломона не оставить безнаказанными убийство Иоавом своих соперников Авенира, сына Нирова ( 2Цар. 3,22–30 ) и Амессай, сына Иеферова ( 2Цар. 20,4–10 ). Иоав заслужил кару не только тем, что Авенира и Амессаю он убил вероломно, но и потому, что при этом «пролил кровь бранную во время мира», что по закону было недопустимо ( Втор. 19,1–13; 21,1–9 ). 2 сынам Верзеллия. См. 2Цар. 17,27–29; 19,31–40 . чтоб они были между питающимися твоим столом. Давид просит Соломона приблизить сыновей Верзеллия ко двору и обеспечить им содержание за государственный счет (ср. 2Цар. 9,7; 19,28 ; 4Цар. 25,29 ; Неем. 5,17 ). 2 Семей, сын Геры. См. 2Цар. 16,5–8; 19,16–23 . 2 не оставь его безнаказанным. Закон Моисеев воспрещал поношения и проклятия в адрес правителей (ср. 21,10; Исх. 22,28 ). 2 в городе Давидовом. Т.е. в Иерусалиме. 2 Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет. Давид царствовал приблизительно с 1010 по 970 г. до Р.Х. В последние годы он, по-видимому, правил совместно с Соломоном (1,38–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Так судил Бог, чтобы приготовить злодеям достойное наказание. Первый понес его Ахитофел. Обиженный тем, что его совет не принят и предвидя, какая гибель угрожает всему скопищу возмутителей, он удалился из собрания, уехал в свой городок, сделал завещание на счет своего дома и удавился. Между тем Хусий все, что говорено было в совете Авессаломовом, передал священникам Садоку и Авиафару для сообщения Давиду, и велел сказать царю, чтобы он спешил в эту же ночь переправиться за Иордан на случай, если бы Авессалом вздумал опять изменить еще решение. Сыновья первосвященнические, Ахимаас и Ионафан, скрывались в эту пору в садах царских, на южной стороне Иерусалима, близ источника Ен-Рогиль. На источник послана была служанка, которая и пересказала им все, что они должны были передать Давиду от имени Хусия. Но их заметил какой-то мальчик и донес Авессалому. Они поспешили в пустыню, но за нимн уже гнались посланные от Авессалома. Ахимаас и Ионафан, забежавши в Вахурим, укрылись у одного из жителей этого селения, у которого на дворе был пустой колодезь. Они спустились в этот колодезь, а хозяйка дома раскинула полость над устьем колодезя, и просушивала на ней крупу. Слуги Авессаломовы зашли к этой женщине и спрашивали: «где Ахимаас и Ионафан?» Она отвечала, что они уже ушли. Посланные отправились далее, но вскоре должны были возвратиться в Иерусалим без всякого успеха. После их удаления, Ахимаас и Ионафан прибыли к Давиду и сообщили ему нужные сведения о намерениях Авессалома. Давид еще до рассвета успел со всеми людьми своими переправиться чрез Иордан, и занял Галаадский город Маханаим (Манаим). И Авессалом переправился чрез Иордан, и привел многочисленное войско в землю Галаадскую. Начальником его войска был Амессай, сын другой сестры Давидовой, Авигеи, и, значит, двоюродный брат как самому Авессалому, так и сыновьям Церуи, Иоаву и Авессе. Давид, со своей стороны, разделил свое войско на три отряда, под предводительством Иоава, Авессы и Еффея, который незадолго перед тем поступил к нему на службу с Филистимлянами из Гефа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

1:49. Гости Адонии разошлись. Сторонники Адонии надеялись ускорить решение вопроса о престолонаследии, но явно не имели желания развязывать гражданскую войну. Не хотели они и того, чтобы их имена связали с человеком, которого теперь, несомненно, назовут мятежником. Они поняли, что Соломону удалось добиться поддержки и от царя, и от влиятельных политических группировок в Иерусалиме, и потому дело Адонии проиграно. 1:50. Ухватился за роги жертвенника. Адония воспользовался правом на неприкосновенность, которое дает святилище (см.: Исх. 21:13,14 ). Жертвенники, снабженные рогами, найдены археологами в таких местах, как, например, Вирсавия (см. коммент. ко 2:28). Правда, закон предусматривал предоставление убежища преступнику, совершившему неумышленное убийство, а «преступление» Адонии заключалось в незаконном присвоении права на власть. Очевидно, жертвенник, будучи элементом священной сферы, связанной с божеством (см. коммент. к Исх. 27:1–8 ), мог использоваться как место принесения клятвы о невиновности (как явствует из кодекса Хаммурапи). 2:1–11 Завещание Давида Соломону 2– 11. Наставления умирающего царя. Многочисленные произведения нравоучительной египетской литературы, в том числе «Наставления Мерикаре» (ок. 2100 г. до н. э.), представляют собой советы и поучения, данные новому царю его предшественником. Как и наставления Давида, они посвящены главным образом тому, как следует действовать в тех или иных ситуациях, чтобы обеспечить справедливое и благополучное правление. Царь обязан мудро поступать с теми, кто выказывает мятежные наклонности. Даже типы мятежников, упоминаемые в египетском тексте, имеют некоторое сходство с теми, на кого Давид советует Соломону обратить внимание. 2:5. Преступления Иоава. Авенир (см. коммент. ко 2Цар. 3:29 ) и Амессай (см. коммент. ко 2Цар. 20:9 ) – политические соперники Иоава, которых он устранил вопреки намерениям Давида. 6 каждом случае Давид был политически скомпрометирован, и ему пришлось публично отмежевываться от поступков Иоава. Принимая во внимание то, как Иоав расправлялся со своими политическими противниками, следует признать, что в интересах стабильности царства его следовало наказать как преступника.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19:11–15. Процесс восстановления Давида. Ввиду того что Авессалом был помазан на царство, а старейшины Иуды и Израиля разделились во мнении, следует ли возвращать Давиду титул царя, пришлось пойти на определенный компромисс. Например, Амессай, военачальник Авессалома, получил приглашение возглавить войско Давида (кроме отборных частей и наемников, которые остались в подчинении Иоава). Давиду пришлось уговаривать даже людей из собственного колена, напоминая им о кровном родстве и о принесенных ранее клятвах верности. Бегство и возвращение Давида на престол можно сравнить с перипетиями биографии Идрими, царя Алалаха (XV в. до н. э.), который был смещен с престола, и только через семь лет сумел вернуть преданность своих подданных. 19:15. Галгал. Очевидно, в начале периода царств Галгал служил культовым центром. Избрание этого места для встречи старейшин с Давидом, вероятно, определялось тем обстоятельствами, что здесь был венчан на царство Саул, а также расположением этого селения (предположительно Khirbet Mefjir, в миле к северо-востоку от Иерихона) близ Иордана. См. коммент. к 1Цар. 7:16; 11:14,15 . 19:24. Не омывал ног и не заботился о бороде. Безразличие к внешнему виду свидетельствует о том, что Мемфивосфей предавался скорби. Например, в Иез. 24хождение босиком и прикрывание бороды определяются как признаки траура. С другой стороны, это служило доказательством, что Мемфивосфей не вынашивал никаких планов по захвату престола, ибо в противном случае он должен был позаботиться о том, чтобы иметь приличествующий царю вид. 19:22,29. Помилование, дарованное в порядке исключения. Царь считался «отцом» знати и придворных. В этом смысле он, подобно римскому paterfamilias, имел право даровать им жизнь или приговаривать их к смерти за политические преступления или предательство (см.: 3Цар. 2:19–46 ). Семей и Мемфивосфей совершили против Давида преступления, караемые смертной казнью. Однако в день возвращения на престол Давид предпочел проявить великодушие и помиловать своих политических противников (см. сходное заявление Саула в 1Цар. 11:12,13 ). В Месопотамии было принято объявлять anduraru – амнистию заключенным и долговым рабам – в связи с восшествием на престол нового царя. Как явствует из документов о реформе, предпринятой шумерским царем Урукагиной (XXIV в. до н. э.), помилованию подлежали не только уголовные, но и политические преступники. В Египте коронация нового фараона также сопровождалась объявлением амнистии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004   005     006    007