Спрашиваешь, если спросят твоего мнения о чьем-нибудь характере, то как тебе отвечать: правду ли или придумать еще какой ответ. Ежели правду, то не будет ли это осуждением? – Должно стараться о всех людях иметь хорошее мнение. Один Бог – Сердцеведец, мы же о людях безошибочно судить не можем (прп. Иларион, 20). Только старайся жить по евангельским заповедям Господним и прежде всего никого ни о чем не судить, чтобы и самой несудимой быть (прп. Амвросий, 1). Главные же и важнейшие заповеди закона евангельского три: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете ( Лк. 6, 37 ). Если прежде всего будем держаться исполнения этих заповедей, то удобно будет исполнять нам и прочие заповеди (прп. Амвросий, 1). Если же что-либо или кто-либо нас соблазняет или смущает, то явно показывается, что мы не вполне правильно относимся к закону заповедей Божиих, из которых главная заповедь – никого не судить и не осуждать. Каждый от своих дел прославится или постыдится на Страшном Суде Божием. Судить других нам и права не дано, да и весьма часто мы судим ошибочно и неправильно. И еще в Ветхом Завете предписано было внимать себе и своему спасению и исправлению собственной своей души. Об этом и следует нам более всего заботиться (прп. Амвросий, 1). Всякого своя совесть, а не чужая оправдывает и осуждает. Имеем апостольскую заповедь, глаголющую: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога ( 1Кор. 4, 5 ), а не от людей и не по суду людей (прп. Амвросий, 1). Не входи в рассмотрение поступков людей, не суди, не говори: зачем так, для чего это? Лучше говори себе: а мне какое до них дело? Не мне за них отвечать на Страшном Суде Божием. Отвлекай всячески мысль свою от пересудов дел людских, а молись с усердием к Господу, чтобы Он Сам тебе помог в этом, потому что без помощи Божией мы ничего доброго не можем сделать, как и Сам Господь сказал: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5 ) (прп. Амвросий, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Утешает нас апостол, говоря: Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение ( 1Кор. 10, 13 ). Укрепляйте себя сей надеждой и не удивляйтесь, что вы как будто стали равнодушны ко всему и даже к своему семейству. Непомерная скорбь притупляет отрадные чувства и в этом отношении. Но будем молиться Господу, да сотворит с нами милость Свою. В подобных случаях полезна молитва по примеру мытаря, который против укоризн, и порицаний, и унижений фарисея не оправдывался ни словом, ни мыслию. О! Дабы и мне усвоилась молитва сия (прп. Амвросий, 1). Сказано в апостольских Деяниях: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное ( Деян. 14, 22 ). Не определено, какими скорбями, а вообще сказано – многими, ибо у каждого человека свои скорби, смотря по его внешнему положению и внутреннему устроению и душевным немощам. Сообразно со всем этим одному приходится испытывать одного рода прискорбия, другому – другого рода. Но для всех Господь положил одно общее правило: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21, 19 ), и претерпевший до конца спасется ( Мф. 10, 22 ) (прп. Амвросий, 1). Что делать? Должно быть, от скорбей никуда не уйдешь, не уедешь. Покойный наш старец о. игумен Антоний говаривал: «Тогда будет нам покой, когда пропоют над нами: со святыми упокой». Такая уж временная жизнь человека, беспокойная и многоскорбная. Впрочем, если будем смотреть на скорби с христианской точки зрения, то и в самых скорбях увидим для себя утешение. Уже тем одним дороги для нас скорби и болезни, что ими только одними и можно достигнуть вечно бесскорбной светлоблаженной жизни на Небесах. Об одном только должно нам позаботиться, чтобы безропотно переносить их (прп. Амвросий, 1). Внутренняя скорбь значит, например, памятозлобствовать или терпеть отсечение своей воли, потому что другой никто не может знать, что у тебя внутри. А внешняя скорбь со стороны других (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Всеблагой Господь праведным посылает различные скорби, вопервых, для того, чтобы не ослабевали в подвигах благочестия и, разленившись, не уклонились в противную сторону и не погибли, как сказано у пророка Иезекииля: Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, – то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал ( Иез. 33, 13 ). Во-вторых, праведным Господь посылает различные скорби для того, чтобы через это они совершенно очистились от грехов и страстей и получили велие воздаяние в будущем веке, по сказанному: Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную ( Прем. 3, 6 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Языческий период патриарха совсем не препятствовал медиоланскому учителю видеть в Аврааме высокое благочестие. Во второй книге De Abraham мы встречаем два места, где Амвросий, рассуждая о халдейском периоде жизни Авраама, категорически отвергал мысль о том, что патриарх был подвержен каким-нибудь порокам. Первым поводом к этому послужил стих «И Лот пошел с ним» (Быт. 12, 4). Исходя от филоновской этимологии имени Лот как «уклонение», Амвросий оказался перед экзегетической проблемой. С одной стороны, предполагается, что Авраам, отвечая на божественный призыв, идет правым путем, с другой стороны он идет этим путем с «уклонением». Для того, чтобы разрешить эту проблему, святитель признает, что, даже следуя «путем истины», Авраам был все же nutabundus «объят сомнением» . Затем, Амвросий переходит к жизни Авраама, предшествовавшей призванию Божьему: По большей части [Авраам] был ведом обманчивым образом благого, но он не отклонялся вполне. Ибо не сбиваться свойственно [только] совершенному, осторожному же свойственно не отклоняться окончательно. Не сбивался никогда только Тот, о Ком написано: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе (Ис. 7, 14). Авраам не мог избирать благое прежде, чем он познал худое. Но он был привязан к небесным повелениям, чтобы не уклоняться от истины . Из контекста видно, что речь тут идет скорее о заблуждениях разума, то есть неверном представлении о Боге, чем о порочной жизни. Но чтобы оправдать Авраама и от этого, Амвросий приводит сильный довод: только Христос не мог ошибаться. Для остальных же ошибки являются своего рода вспомогательным средством к совершенствованию. Соответственно, то, что Авраам следует за Богом с «уклонением», вовсе не компрометирует святого, а лишь свидетельствует о том, что как бы праведен он не был, в своей праведности он не смог превзойти Христа. Второе место, где святой Амвросий говорит о благочестии Авраама в халдейский период, мы находим в толковании 5 стиха 12-ой главы: «И взял Аврам с собой Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране». Речь идет о выражении possidere omnem animam . Принимая прямой смысл этого выражения как «владеть людьми», «владеть слугами», святитель находит другой способ чтения, а именно possidere animam suam , что заведомо изменяет смысл:

http://bogoslov.ru/article/791027

А потерпеть все-таки надо. «Блажени терпящие, яко окрылатеют, вознесутся, яко орли», пророчит Исайя (Ср.: Ис.40, 31). А тебе разве не нравится распустить могучие крылья подобно орлу и носиться по поднебесью, в райских садах? Да ведь это не сказка, а вечная истина. А если веришь и желаешь этих милостей от Бога, потерпи. Это-то и есть могучие крылья: насколько вознесешься и прославишься во славе Бога и Отца и Господа нашего Иисуса Христа (преп. Анатолий). Мир душевный имей, а терпеть — терпи, и за себя, и за других. Терпение, по слову святого Григория Синаита, и в буре тишина (преп. Амвросий). Напрасно ты все так к сердцу принимаешь. Потверже быть - и покойнее, и полезнее. Теперь назад ворочаться уже нельзя, а лучше все случающееся потерпеть и получить милость Божию (преп. Амвросий). Терпение обид Для успокоения душ ваших нахожу благовременным напомнить вам о Евангельских словах Самого Господа: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5, 39). — То есть когда нас укоряют и обвиняют в том, в чем мы нисколько не виноваты, тогда мы должны обратить мысль свою к тем случаям, в которых мы были виноваты пред Богом или пред людьми, и для получения прощения в своих согрешениях должны простить несправедливость и обиды, наносимые нам от ближних наших, слыша паки Господа, глаголющего: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших...» (Мф.6, 14—15). Грозно и страшно слово сие! Постараемся исполнить то, что от нас требует слово Божие, и оставим самолюбивые наши претензии, домогаясь человеческой правды. — Словом, позаботимся о том, чтобы не относился и к нам упрек апостольский: «усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10, 3). — Правда же Божия состоит в том, чтоб при ударении в десную ланиту помнить дела свои с шуией стороны (преп. Амвросий). ...Пишешь, что одна послушница нанесла тебе несправедливое и нисколько не заслуженное оскорбление, и ты в горести сердца плакала, а внутренний голос говорит тебе: «Держи ум горе " и твори неослабную молитву, — все пройдет». Так в подобных случаях и поступай. Тогда и будет проходить все прискорбное и оскорбительное (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Такое бывает, когда человек не полностью раскрыл грех. У священника бывает много народу на исповеди. Не нужно стесняться говорить грехи, потому что злой дух, который неотступен от нас, всегда внушает нам это. Не надо бояться того, что священник о тебе подумает. Надо смело говорить, тогда Господь принимает такую кающуюся душу в свои объятия. Нет такого греха, который бы Господь не простил. Нет такой болезни, которую бы Бог не исцелил. Телефонный звонок: - Существуют разные мнения о порядке исповеди и соборования. Разъясните, пожалуйста, этот вопрос? Архимандрит Амвросий (Юрасов):  - Апостол Иаков говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак.5, 14). «И если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5, 15). Прежде чем собороваться, человек должен пойти на исповедь, покаяться во всех грехах, чтобы на совести у него ничего не оставалось. В Таинстве Соборования прощаются те грехи, которые человек по немощи своей уже не помнит. Иеродиакон Елеазар (Титов): - Что значит « прощеный грех »? Я прочитал у святых отцов, о том, что прошеный грех -  буквально значит « небывший грех », т.е. если человек совершил грех и покаялся в нем, то в очах Божьих этого греха и не было. Вот какую великую силу имеет покаяние! Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Да. В греческом языке слово « грех » означает промах. Когда человек целится «в десятку», а попадает в «молоко», то это – промах. Так же происходит и когда человек грешит, но думает так: «Сейчас я напьюсь или покурю и получу от этого удовольствие». Оказывается, человек ошибается. Это принесет ему большое зло. Уходит благодать Божья, наступает унынье, отчаянье, тревога и нет радости. А апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес.5, 16-18). Телефонный звонок: - Во что верят иудеи? Можно ли их считать врагами нашей Церкви? Не могли бы разъяснить этот вопрос? Архимандрит Амвросий (Юрасов):

http://radonezh.ru/text/kak-pravilno-vys...

Венец всех добродетелей есть любовь. О ней-то и будет говориться в последующих главах. XIII. Евангельская любовь старца Амвросия, выражавшаяся по отношению к ближним вещественной помощью и мудрыми советами А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась. ( 1Ин.2:5 ) Плодом, или венцом, всех добродетелей старца Амвросия, приобретенных им через исполнение заповедей евангельских, является любовь к Богу и ближним. Это не та любовь, которую в большей или меньшей мере имеет и ощущает в себе и каждый из нас, грешных. Наша любовь непостоянная, себялюбивая, иногда лицемерная, греховная. Потому, когда однажды пропели для старца положенный на ноты стих Апостола: Кто отлучит нас от любви Божией ( Рим.8:35 )? – старец с серьезным выражением лица и как будто несколько смущенный, говорил вслух всех: «Кто разлучит? Да всё нас разлучает от Бога». В число других включал себя здесь старец, конечно, по смирению. Его любовь была постоянная, бескорыстная и всеобъемлющая; такая любовь, о которой сказано: крепка, как смерть, любовь ( Песн.8:6 ). Эта любовь старца Амвросия в отношении к Богу проявлялась в неуклонном исполнении им евангельских заповедей, по слову Самого Господа: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое ( Ин.14:23 ), о чём и говорено было выше; по отношению же к ближним обнаруживалась в сострадании и милостивости ко всем людям. Любить ближних так, чтобы желать им всякого счастья, благословляемого Богом, и стараться доставить им это счастье было жизнью и дыханием его. Смотря на человека как на образ Божий и всегда памятуя, что благотворящий бедному дает взаймы Господу ( Притч.19:17 ) и что милостыня очистит грехи ( Сир.3:30 ), он старался всемерно по возможности удовлетворять нужды всех просителей, с какими бы кто ни обращался к нему. К этому были направлены: а) все вещественные приношения, которые Господь посылал ему через благотворителей, б) свое опытное знание; и в) духовные дарования, которыми ущедрил его Бог . Таким образом, старец помогал нуждающимся: а) деньгами и вещами; б) советами и наставлениями устными и письменными; и, наконец, в) своею действенною, приятною Богу молитвою. Но сей последний предмет будет содержанием дальнейшей главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Внутренняя скорбь значит: например, памятозлобствовать или терпеть отсечение своей воли, — потому что другой никто не может знать, что у тебя внутри. А внешняя скорбь со стороны других (преп. Амвросий). Всеблагий Господь праведным посылает различные скорби, во-первых, для того, чтобы не ослабевали в подвигах благочестия и, разленившись, не уклонились в противную сторону и не погибли, как сказано у пророка Иезекииля: «Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, -то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал» (Иез.33, 13). Во-вторых, праведным Господь посылает различные скорби для того, чтобы чрез это они совершенно очистились от грехов и страстей и получили велие воздаяние в будущем веке, по сказанному: «Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную» (Прем. 3, 6) (преп. Амвросий). Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь, по благости Своей и милосердию Своему, хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы, по слепоте своей, более желаем, ищем счастья и благополучия временного на земле. Вот Господь, по благости Своей и по любви к роду человечес­кому, и вразумляет нас разными скорбями, и болезнями, и другими бедствиями... (преп. Амвросий). ...У вас теперь хорошо, и все скорби миновались. Очень рад этому. Только вы боитесь чего-то в будущем. Если настоящее хорошо, то и будущее будет хорошо. Не даром глаголет Господь во Святом Евангелии, ободряя нас: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32). Поэтому утвердим себя верою и упованием, что силен Господь устроить о нас все благое и полезное. Если же и придется иногда потерпеть что-либо скорбное и болезненное, в то время повторяем себе слова святого Ефрема: «боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни». И святой Апостол пишет: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Ср.: Рим. 8, 18; 2Кор. 4,17). По этой причине святой Иаков, брат Божий, советует радоваться в находящих скорбях и печалях, чтобы и на нас исполнилось псаломское слово: «радуйтеся, праведнии, о Господе» (Пс.32, 1). А подобные мне грешные да переносим это к очищению наших согрешений. Так дело наше и будет уравновешиваться (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

...Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия... (преп. Лев). Всеблагий Господь, имиже весть судьбами, да вразумит нас и да наставит на путь хранения Божественных Его заповедей, ими же приобретается жизнь вечная и веч­ное блаженство, где кому Промысл Божий укажет место, как сказано в псалмах: «на всяком месте владычества Его, благослови душе моя Господа» (Пс. 102, 22) (преп. Амвросий). « ...Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165). Другого средства для получения мирного устроения душевного, кроме исполнения Евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно. Евангельские же заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений, по сказанному: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19) и «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22), чтобы никого не судить и никого не осуждать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле. Так как только один и есть Судия живых и мертвых, пред Которым каждый из нас от своих дел или прославится, или постыдится (преп. Амвросий). ...Убеждаю поверить... Евангельскому слову Самого Господа, глаголющего: «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди» (Мф. 19, 17). И паки: «Не всякий, говорящий Мне: " Господи! Господи! " , войдет в Царство Небесное» (Мф. 7, 21). Вникни рассудительно в слова сии и не надейся спастись одним исполнением келейных правил, без исполнения заповедей Божиих, из которых главная сия: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5) (преп. Амвросий). Ты писала, что тебе было внушение внутреннего гласа: «покойся в Господе». Спрашиваешь, что могут означать слова эти. Думаю, что, во-первых, они означают то, что желающий иметь покой в Господе должен стараться исполнять все заповеди Господни, по сказанному от святого Давида пророка: «ко всем заповедям Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех» (Пс. 118, 128). При таком направлении, хотящему иметь покой в Господе, необходимо понуждаться, чтобы любить врагов, благословлять клянущих, добро творить ненавидящим и молиться за творящих напасть и гонящих его. Ежели на это не будем понуждаться, то не можем иметь совершенного покоя в Господе. И насколько будем в себе допускать самооправдания и обвинения других, настолько будем лишаться мира душевного, по сказанному в псалмах: «мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165) (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Заботливость твоя об успокоении М. N. простирается до излишней крайности, и чувство в тебе это смешанное с некоторой тонкой прелестью – предполагать успокаивать ближнего тогда, когда нас об этом не просят и, может быть, надобности в этом не будет. Когда же на самом деле придется показать любовь к ближнему, тогда окажутся у нас совсем иные чувства и язык наш возглаголет совсем не то, что предполагали мы прежде касательно непрошеного успокоения ближнего. Тогда на самом деле виднее будет, что нужно будет сделать для М. N. (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Любовь к Богу доказывается любовью и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются через смирение и самоукорение, когда во всех скорбных и неприятных случаях будем возлагать вину на себя, а не на других, что мы не умели поступить как следует, оттого произошла неприятность и скорбь, и если так будем рассуждать, то менее будем огорчаться и предаваться гневу, который не творит правды Божией (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Знаю, что ты давно желаешь и ретишься на безмолвие и уединение. Но потерпи еще и потрудись… в окормлении и наставлении сестер общины. Правда, что безмолвие и уединение дают большое удобство к молитве жаждущей того душе. Но, по святоотеческому слову, молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобщая. Любовью и Бог именуется по сказанному: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин. 4, 16 ). Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин. 15, 13 ). И паки: Любящий другого исполнил весь закон ( Рим. 13, 8 ).Любовь есть исполнение закона ( Рим. 13, 10 ). И паки: Никто не ищи своего, но каждый пользы другого ( 1Кор. 10, 24 ). Поэтому потрудись еще с сестрами, живя в общине, а там после, когда воля Божия будет, поживешь в безмолвии и уединении (прп. Амвросий, 3, ч. 2). И ты, сестра и мать, иди предлежащим тебе путем, не озираясь, хотя бы предстояли скорби и встречались препятствия и различные затруднения. В затруднительном положении для своего утверждения всегда повторяй слово Самого Господа: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10, 38 ), претерпевший же до конца спасется ( Мф. 10, 22 ). Евангельский крест твой – Промыслом Божиим возложенная на тебя обязанность заботиться об устроении N. общины и живущих в ней сестрах. И так как дело сие сопряжено со многим трудом и не может исправляться без болезнования телесного и душевного, то и пишу к тебе послание в этом роде, чтобы ободрить дух твой и возбудить к ревностному занятию своим делом. Не раз тебе писал и теперь повторю апостольское слово, что каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор. 3, 8 ). Большего же труда уже нет, как положить душу свою за ближних, чем доказывается и большая любовь к ним, без которой, если бы человек предал тело свое на сожжение, не получит никакой пользы. Любовь же покрывает множество грехов, и своих, и чужих (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Одно сладко, а другое приятно (прп. Амвросий, 1). Помни сказанное в старчестве: «Сиди в келье твоей, и келья твоя тебя всему научит». Это тебе тем более прилично, что заботишься о внутреннем монашестве, так как ко внешнему не совсем способна по слабому телосложению и нежному воспитанию. И Господь более взирает на сердце, нежели на лицо или внешнее делание человека, хотя от здоровых телесно и это требуется. Впрочем, и слабым здоровьем, но понуждающимся по евангельскому слову и внешнее делание большую приносит пользу, если безропотно проходит оное (прп. Амвросий, 1). Если апостол Иаков и говорит о делах, что вера без дел мертва ( Иак. 2, 20 ), то говорит об этом не просто, а указывает на жестокосердие и немилосердие того, кто имеет возможность благотворить ближнему и не благотворит ему в нужде, говоря так:Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а ктонибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст ему потребного для тела: что пользы? ( Иак. 2, 15–16 ). А святой апостол Павел еще яснее говорит, что не должно много надеяться на видимое благотворение, а более заботиться о стяжании милосердия в сердце и любви к ближнему, говоря так: если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы ( 1Кор. 13, 3 ). И Варсонофий Великий говорит, что если кто-либо, имея на собственную потребу, скажет просящему: не имею, – несть солга 81 ; потому что не имеет действительно к раздаянию. Также и в Ветхозаветном Писании сказано: Благотвори требующему, елико рука твоя может 82 . Вообще под христианскими делами разумеется исполнение животворных заповедей Божиих, которыми исправляется сердце человека, а не просто нагие видимые дела. При оскудении же делания заповедей приемлется смирение, растворенное покаянием, и наоборот (прп. Амвросий, 1). – Это, брат, все придет в свое время – все дадут; добрых дел никто не даст (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Каждая вещь и дело не вдруг совершаются, а мало-помалу, по мере старания и внимания, а иногда и понуждения и с ошибками и неприятностями, которые по времени все пройдут, а дело останется и возвеселит человека (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010