Архив Пн Слово архимандрита Матфея (Самкнулова) при наречении во епископа Шуйского и Тейковского 1 декабря 2016 г. 18:22 1 декабря 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Матфея (Самкнулова) во епископа Шуйского и Тейковского. При наречении архимандрит Матфей обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Ныне предстоя пред вами, святители Христовы, аз грешный и недостойный со страхом и трепетом взираю на предстоящее мне архиерейское служение. Но памятуя слова Господа, обращенные к святому апостолу Павлу: «сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12:9), смиренно склоняю главу пред тем высоким избранием, на которое я призываюсь Богом через Вас, Ваше Святейшество, и Священный Синод. Хочу принести слова благодарности за оказанное мне доверие. Перед вами, святители Божии, «ныне преклоняю колена сердца моего, умоляя о благости» (2 Пар. 36:22). С благодарностью вспоминаю моих сродников, особенно бабушку и мать, которые будучи педагогами, прививали мне не только любовь к просвещению, но и приобщили меня с детства к духовной науке и таинствам Святой Церкви. Период моей учебы в Белорусском государственном университете, который пришелся на время больших перемен в советском государстве, обогатил меня не только познанием наук, но и общением с людьми различных мировоззрений. С благоговением вспоминаю общение с духовниками Троице-Сергиевой лавры, которые помогли мне избрать путь монашеской жизни, и не оставляли советом и молитвой. Находясь под омофором архиепископа Амвросия (Щурова), я принял от него монашеский постриг и был посвящен в сан диакона и пресвитера. Своим жертвенным служением, добрым отношением к клиру и пастве владыка явил мне образ «пастыря доброго» (см. Ин. 10:11). Многим я обязан нынешнему митрополиту Иваново-Вознесенскому и Вичугскому Иосифу, который воспитывал в клириках епархии ответственное отношение к возложенным послушаниям, а также митрополиту Астраханскому и Камызякскому Никону, под чьим началом проходило мое монашеское становление в Николо-Шартомской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4702283.ht...

С юности я шел путем Христовым, призываемый гласом Божиим: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Мои первые шаги в Церкви начинались с низших степеней служения. Так мною были постигнуты в деталях алтарные труды на далеком приходе, а впоследствии и различные монастырские послушания в обители. В Ивановской епархии шло мое становление. На протяжении девятнадцати лет постепенно возрастая в меру возраста, я принял монашеский постриг, диаконское и пресвитерское достоинство от мудрого архипастыря — архиепископа Амвросия (Щурова). Он личным примером сформировал во мне образ «пастыря доброго», сам всегда полагая всю свою душу и все свое время на окормление вверенной ему паствы. Вы, Ваше Святейшество, часто вспоминаете слова Евангелия: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37), и призываете пастырей подъять и усугубить труды на ниве Христовой. Ваше Святейшество! Пример жертвенного служения Первосвятителя Церкви Русской вдохновляет пастырей и всевает ревность о спасении вручаемого Христом словесного стада. Благодарю Господа, что на моем жизненном пути я встретил истинных пастырей, общение с которыми обогатили меня драгоценным духовным опытом. Благодарю всемерно епископа Иваново-Вознесенского Иосифа, мудрого архипастыря, в котором обрел я назидательнейший пример рассудительности и пастырской ответственности, сподобившего меня, по милости Божией, потрудиться над восстановлением древней монашеской обители, Золотниковской пустыни, в которой вновь смогла затеплиться лампада, зазвучать молитва иноков и совершаться Бескровная Жертва. Благодарю братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры, архимандрита Никона (Фомина), наместника Николо-Шартомского мужского монастыря с братией обители, протоиерея Валериана Кречетова, духовника Московской епархии, поддерживающих и утешающих меня в трудных обстоятельствах жизни. Невольно восходя мысленно чуть более, чем на три столетия назад, представляю, как из Золотниковской пустыни был призван на святительское служение святитель Митрофан Воронежский. К святителю Митрофану в эту минуту обращаюсь я, ища и его святой помощи в моем укреплении, при низведении на меня дара епископской благодати.

http://patriarchia.ru/db/text/2287291.ht...

Однако, епископу Савве, видимо, важно было дискредитировать не автора, а руководителя работы протоиерея Вадима Леонова, известного своими консервативными взглядами, поскольку его невзлюбило новое руководство Семинарии и отстранило от руководства созданного им магистерского профиля по пастырскому богословию. На его место был назначен человек, не имевший к созданию этой программы никакого отношения, иерей Стефан Домусчи, чей научный и педагогический опыт не входит ни в какое сравнение с опытом о. Вадима. Отцу Стефану всего 35 лет, какой пастырский опыт он может передать студентам семинарии?! Откуда он у него?! У него и житейского опыта не так много. На голосовании епископ Савва требовал поставить за отличную и качественную социологическую работу Дмитрия Щурова … неудовлетворительно. К счастью, у членов комиссии хватило совести и здравого смысла не поддержать подобный произвол и всё же была поставлена оценка «хорошо». Можно представить, что чувствовал при этом сам автор работы. Ещё более рьяно епископ Савва стал «заваливать» о. Бориса Яковенко, чью работу относительно числа таинств в Православной Церкви достаточно компетентный рецензент кандидат богословия, кандидат исторических наук о. Павел Ермилов оценил на «хорошо». На бедного студента посыпался град вопросов и обвинений – в компилятивности, неправильном цитировании источников и т.д. По большому счёту, это были мелкие придирки, которые, однако были представлены как основание для того, чтобы вынести оценку «неудовлетворительно». К счастью, и здесь комиссия не поддержала «творческих инициатив» епископа Саввы, поставив оценку «удовлетворительно». Такой раж владыки Саввы в заваливании несчастного магистранта можно объяснить просто: о. Борис Яковенко – ученик протодиакона профессора Владимира Василика, которого архиепископ Амвросий лишил всех лекций и методически травил весь учебный 2019-2020 г., требуя от сотрудников Сретенской духовной семинарии найти поводы к его увольнению. Еще более интересная ситуация сложилась с учеником доцента Павла Кирилловича Доброцветова Арсением Ручкиным, который написал прекрасную работу «Принципы пастырского душепопечения по трактату «Пастырское правило» свт. Григория Двоеслова» с использованием практически всей доступной литературы, в т.ч. иностранной. Ему не задали ни одного вопроса, однако, по настоянию епископа Саввы поставили «удовлетворительно». Причина и здесь достаточно проста: П.К. Доброцветов вызвал неудовольствие ректора Семинарии архиепископа Амвросия и проректора протоиерея Павла Великанова своей принципиальностью и разоблачением целого ряда подлогов. Руководство неоднократно пыталось уволить известного церковного ученого, придумывая для этого различные надуманные поводы и объявляя несправедливые выговоры. И вот теперь «удовлетворительно» ученику Доброцветова должно, видимо, дискредитировать его и стать основанием для его увольнения.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/29/ot...

В 1995 г. указом архиеп. Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия (Щурова) все храмы с. Дунилова были переданы в ведение Д. м. В с. Дунилове, одном из самых интересных исторических сельских поселений России, сохранились помимо бывш. Воробьёвской пуст. 6 каменных храмов и часовня. В центре села расположена ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, построенная в 1685-1704 гг. на средства Ф. А. Лопухина. Она относится к типу традиц. бесстолпных храмов с трапезной и колокольней и завершена глухим пятиглавием. Алтарь одноапсидный, однако наружные скругления придают ему вид 3-апсидного. Высокая колокольня увенчана шатром. Храм отличается удачно найденными пропорциями и выразительным силуэтом, что дополняется великолепным декором нарышкинского стиля. Храм послужил образцом для ряда церквей Шуйского у. В 1742-1743 гг. недалеко от него был построен небольшой одноглавый бесстолпный теплый храм во имя Всех святых. В 1821-1828 гг. севернее, на торговой площади села, была возведена ц. в честь Воздвижения Креста Господня, в 1870 г. полностью перестроенная в формах рус. стиля. Храм одноглавый, четверик со срезанными углами перекрыт сомкнутым сводом, апсида 5-гранная. В 1867 г. непосредственно к четверику, без трапезной, была пристроена колокольня. К юго-востоку от села находилась кладбищенская ц. в честь Преображения Господня (1821, перестроена в 1832) - 5-главое сооружение в грубоватых формах позднего классицизма. В сев. части села расположен комплекс бывш. Благовещенского мон-ря. Характерный для костромского зодчества 2-столпный собор Благовещения с 2 симметричными боковыми приделами был построен в 1675 г. артелью каменщиков под рук. Назара Борисова и Ивана Исаева. В 1685 г. он был надстроен на средства владельца с. Дунилова боярина Ф. А. Лопухина, получив перекрытие крестовыми сводами и глухое пятиглавие. На столбах уцелела живопись посл. четв. XVII в., характерная для ярославского круга. В 1764 г. мон-рь был упразднен и храм стал приходским. В нач. XIX в. были расширены объемы приделов (с запада), к небольшому притвору был пристроен тамбур с колонным портиком. В 1-й трети XIX в. храм расписали клеевыми красками по новому грунту, столбы были прописаны; живопись представляет собой характерный образец провинциального классицизма. Колокольня монастыря, типичная для владимирской архитектуры XVII в., была сооружена над св. вратами ограды в 1685 г. В 1888 г. к ней была пристроена теплая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в скромных формах рус. стиля. Существующая в наст. время ограда мон-ря с башенками на углах имеет элементы классицистического декора и относится к 1-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/180583.html

В авг.-сент. 1935 г. в Кинешме и Маврине были арестованы 7 сестер во главе с мон. Арсенией (Дрочковой), обвинены в участии в контрреволюционной группе «Сестры Макарьевской обители» и приговорены к 3 годам лишения свободы. Летом 1937 г. в Кинешме и Кинешемском р-не группу верующих (более 10 чел.) приговорили к 10 годам заключения в Акмолинском лагере жен изменников родины в Казахстане. 2 окт. 1937 г. в Решме в ходе расследования деятельности т. н. церковно-монашеской контрреволюционной группы во главе с настоятелем Воскресенской ц. с. Нагорного свящ. Димитрием Никольским были арестованы 2 насельницы мон-ря: Анна Константиновна Корыгина (род. в 1905) и Ульяна Герасимовна Куляшова (Куляшёва) (род. в 1894). 8 окт. Тройка УНКВД по Ивановской обл. приговорила Корыгину к расстрелу (приговор привели в исполнение 9 окт.), а Куляшову - к 10 годам заключения в лагере. 18 апр. 1951 г. в г. Владимире была арестована Наталья Ивановна Давыдова (1898 - после 1951), уже подвергавшаяся аресту в 1938 г. и отбывавшая 5 лет в лагере. 16 июня 1951 г. ее приговорили к 5 годам ссылки в Карагандинскую обл. Казахстана. По-видимому, Давыдова стала последней насельницей М. Р. м., арестованной в советское время. В 30-х, 40-х и нач. 50-х гг. XX в. неск. десятков насельниц М. Р. м. были арестованы (некоторые неоднократно), сосланы, заключены в лагеря, расстреляны. 2 насельницы мон-ря причислены к лику святых. Прп. Анимаиса (Смертина Мария Михайловна; 1875-1963) поступила в обитель ок. 1900 г., вероятно, в 20-х гг. ХХ в. приняла монашеский постриг, некоторое время проживала в Маврине, затем - в сторожке при Троицком храме в с. Острецове Родниковского р-на Ивановской обл. В 1940 г. церковь была закрыта. Несмотря на угрозы, прп. Анимаиса не отдала представителям властей ключи от храма. В 1945 г. Троицкая ц. была возвращена верующим. В янв. 1946 г. в Острецово приехал свящ. Иоанн Клевцовский, которому прп. Анимаиса вручила ключи от храма. Прп. Анимаиса была похоронена в Острецове у стен церкви. 18 сент. 1997 г. по благословению архиеп. Ивановского и Кинешемского Амвросия (Щурова) мощи Анимаисы были обретены и торжественно перенесены из Острецова в ц. во имя св. кн. Александра Невского в Родниках.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

– И последний вопрос, батюшка. Наверное, на примере Вашей жизни можно отчетливо, со всей ясностью увидеть, что значит человек услышал зов Божий и откликнулся на него всем сердцем. Вы приняли Православие в Америке, в Бостоне, а монахом стали в России, в провинциальном городе Иванове. Приезд в Россию – это тоже зов Божий, воля Божия? – Точнее будет сказать – возвращение. Ведь во времена СССР я закончил отделение автоматизированных систем управления Московского института инженеров транспорта. А в Америке, правда, заочно – Свято-Троицкую Духовную семинарию в Джорданвилле (штат Нью-Йорк). Из США я уехал в сентябре 2000 года, спустя какое-то время после того, как Америка стала бомбить маленькую славянскую страну Сербию. Я почувствовал, что мне стыдно показывать свой американский паспорт. Приехав в Москву, пробыл в ней недолго. Где-то недели через две по благословению правящего архиерея владыки Амвросия (Щурова) (сейчас он на покое) направился в Иваново, поступил послушником в Свято-Введенский монастырь. Там и принял монашеский постриг, а в 2003 году был рукоположен в священнический сан. С того времени я служащий священник, священник исповедующий. Также преподаю в Свято-Алексиевской Иваново-Вознесенской Духовной семинарии и отвечаю с еще одним человеком, несущим послушание, за епархиальный сайт. Стараемся сделать его информационным и просветительским. Еще веду сайт http://СвященникОтвечает. рф/. – Неудивительно, что Вас называют неутомимым миссионером. Мне, например, довелось слышать от самых разных людей, что Ваши статьи и книги, написанные в яркой публицистической форме, выступления на форумах, интернет-семинарах помогли им в духовных исканиях. – Я рад этому, поскольку наше церковное дело – работа ради Христа и ради России. Беседовала: Нина СТАВИЦКАЯ Фото: Владимир ХОДАКОВ Рейтинг: 10 Голосов: 22 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/74033.html

В 1993 году началась работа по формированию еще одного (четвертого) монастыря Ивановской епархии на месте, где ранее располагалась Свято-Николо-Тихонова пустынь, основанная преподобным Тихоном Лухским. В Ивановской епархии примерно в это же время, кроме монастырей при некоторых приходах, стали появляться такие монашеские общины, которые, не имея статуса монастыря, успешно решали проблемы реставрации храмов, строительства жилья для монашествующих, занимались возделыванием земли, производством пищевых продуктов. В 1993 году такие общины успешно функционировали при Свято-Никольском храме села Чихачево Верхнеландеховского района, при храмах Воскресения Словущего и Николая Чудотворца села Толпыгино Приволжского района, при храме Воскресения Словущего села Ермолино Фурмановского района, при Свято-Никольском храме села Решмы Кинешемского района . 1993 год ознаменовался для Ивановской епархии посещением Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.   Приезд Святейшего сопровождался большим духовным подъемом среди верующего населения области, а для многих неверующих стал событием, которое дало им повод переосмыслить свою жизнь и начать путь к Богу. Очень доброжелательно и почтительно был встречен Патриарх областной администрацией. Приезд Первосвятителя пришелся на праздник Преображения Господня, в который Святейший служил Божественную Литургию в Преображенском соборе г. Иваново, а накануне совершил всенощное бдение в Свято-Введенском женском монастыре. За четыре дня пребывания в Ивановской епархии Святейший Патриарх Алексий посетил Николо-Шартомский и Свято-Успенский монастыри, Воскресенский собор города Шуи, женскую колонию, перинатальный центр, встретился с администрацией, духовенством и общественностью. Приезд Первосвятителя оказал огромное влияние на дальнейшее успешное налаживание отношений между Церковью и государственной властью на территории Ивановской области . По причине происходящего в стране экономического кризиса, примерно с 1994 года все большую роль в жизни Ивановской епархии стали играть монашествующие. В 1994 году монашествующими были уже свыше 30% священнослужителей епархии. К 1998 году процентное соотношение монашествующих ко всему духовенству епархии составило уже свыше 60%. Сам архиепископ Амвросий говорил об этом так: «Монашествующему нужно меньше, чем семейному человеку, а отдача от него несравненно большая. Часто на заброшенных приходах молодые монахи, в исключительно суровых условиях, налаживают уже давно прекратившуюся церковную жизнь, помогают сформировавшимся в атеистический период людям найти дорогу к храму» .

http://bogoslov.ru/article/5137614

Публикация кратко обрисовывает проблематику книги «Четвертая промышленная революция» К. Шваба. Автор в статье подчеркивает, что вызовы, которые ставит перед человечеством это новое экономическое явление, перекликаются с вопросами, над которыми размышляли философы и писатели в прошлом столетии. Дух эпохи отражается в литературных памятниках. Автор статьи концентрируется на довольно обширном периоде в истории английской литературы и, пользуясь многочисленными примерами, показывает, как постепенно приходят в упадок нравственные цености, когда на смену вере в Бога приходит вера в прогресс и человека. Каким образом организован учебный процесс в духовных учебных заведениях, как эти учебные заведения создаются — надежным источником такого рода информации являются отчеты председателя Учебного Комитета об инспектировани школ. Основываясь на данных таких отчетов, автор статьи рассказывает о становлении и развитии духовных учебных заведений в непростое для нашей страны время — 1990–2000-е годы. Вопрос о природе жизни и смерти всегда волновал человечество. И писатели, как главные голоса эпохи, тоже касаются в своих произведениях этой темы. Авторы статьи подробно исследовали тексты английских писаталей, чтобы выявить их взгляды на смерть и возможность бессмертия. Предлагаем читателям портала небольшой экскурс в произведения английских писателей конца XIX - начала XX вв. В волшебных историях, созданных Оскаром Уайльдом и Льюисом Кэроллом, можно найти попытку осмысления смерти и бессмертия. " Хрущевская оттепель " памятна масштабными гонениями на Церковь, одним из инструментов которых было давление на отдельных церковных служителей. Кто-то, в результате, только укреплялся в вере, но некоторые последовали печальным путем вероотступничества. Что же приводило к разрыву с Православием? Автор подробно излагает причины поступка одного из самых известных церковных ренегатов той эпохи. 10 ноября 2016 года в городе Иваново состоялось отпевание почившего архиепископа Амвросия (Щурова). В данной статье автор обозначает некоторые из вех его архипастырского служения, охватившего две эпохи церковной жизни в России, принципиально отличающиеся в сфере церковно-государственных отношений: тотальный государственный контроль советского времени сменился практически вседозволенностью 1990-х, от которой удалось уйти далеко не сразу, после 1997 года.

http://bogoslov.ru/person/254887

5. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в день интронизации в Богоявленском патриаршем соборе 10 июня 1990 года. – 1994, 2, 52. 6. 65 лет Святейшему Патриарху Алексию II. – 1994, 3, 2. 3448. ПЯТАЯ годовщина интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – 1995, 6–8, 21. 3449. АЛЕКСИЙ II, патр. О миссии Русской Православной Церкви в современном мире. (Доклад на торжественном акте по случаю присвоения ему ученой степени доктора богословия “гонорис кауза” Тбилисской Духовной академии). – 1996, 8, 15. 3450. О.К. Тезоименитство Святейшего Патриарха Алексия. – 1998, 4, 24. 3451. ЮБИЛЕЙ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: 1. Кирьянова О. Церковное празднование юбилея Предстоятеля Русской Православной Церкви. – 1999, 3, 12. 2. В.С. Выставка в Московском Кремле. – 1999, 3, 18. 3. Геннадьева О. Поздравление Президента Российской Федерации. – 1999, 3, 20. 4. Сафонов В. Юбилейный вечер в Большом театре. – 1999, 3, 21. 5. Святейший Патриарх благодарит всех поздравивших его с юбилеем. –1999, 3, 23. 3452. КИРЬЯНОВА О. Тезоименитство Святейшего Патриарха. –2000, 4, 30. 3453. ЖИЛКИНА М. Десятилетие интронизации Святейшего Патриарха Алексия. –2000, 7, 51. -------- 3454. ГАВРИИЛ, архим. Памяти Святейшего Патриарха Алексия (Симанского). – 1988, 4, 56. 3455. СМИРНОВ В., прот. Памяти Святейшего Патриарха Алексия. –1990, 6, 10. 3456. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 7 марта 2000 года: Об информации о занесении в листы Памяти “Золотой книги Санкт-Петербурга” имени Святейшего Патриарха Алексия I за огромные заслуги в деле защиты Ленинграда от вражеского порабощения. – 2000, 4, 13. -------- 3457. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Алексия (Фролова) во епископа Орехово-Зуевского. – 1995, 11, 7. -------- 3458. ФЕДОТОВ А. Юбилей архипастыря. (Рассказ о жизни архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия (Щурова). – 2000, 5, 26. -------- 3459. ЗЕЛЕНСКАЯ Г. Земной путь епископа Амфилохия (Казанского) (1818–1893). – 1993, 9, 26.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Надеюсь, что в предстоящем служении мне поможет опыт, приобретенный за годы жизни в обители в качестве благочинного монастыря, руководителя монастырской школы-интерната, первого проректора богословского института. Данный опыт было бы мне невозможно приобрести без пастырского окормления священноархимандрита обители — епископа Шуйского и Тейковского Никона , с которым нас связывают без малого 19 лет совместного служения. Сердечно благодарю архиепископа Амвросия (Щурова) , в котором я увидел первый пример архипастырского служения, а также других преосвященных, которые не по долгу, но по любви наставляли и вразумляли меня. Низко кланяюсь и выражаю признательность духоносным отцам и преподавателям Троице-Сергиевой Лавры и Академии , в особенности моему научному руководителю Константину Ефимовичу Скурату, который ввел меня в соприкосновение с классической русской богословской школой. Не могу не вспомнить воспитавших во мне трудолюбие и явивших образец любви к детям деда и бабушку, привившего усердие к учебе отца и горячо молившуюся за меня покойную маму, многих близких мне братьев и сестер во Христе. В сей час испрашиваю у Вас, Ваше Святейшество, ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, святых о мне молитв, «чтобы Бог отверз мне дверь для слова, возвещать тайну Христову, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать» (Кол. 4:3-4). Желаю от всего сердца произнести перед верующими Воркутинской епархии дивные слова святого апостола Павла: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1 Фес. 1:1). Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939).

http://patriarchia.ru/db/text/4439194.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010