почислен на покой решением Священного Синода в связи с достижением 75-летнего возраста. В Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии свыше 160 приходов, 12 монастырей, духовная семинария 08.08.2006 присвоено звание «Почетный гражданин Ивановской области» 8.11.2016 завершение пути земной жизни архиепископа Амвросия издание книги «Я возжелал заповедей Твоих. Памяти архиепископа Амвросия (Щурова) 1. Священник Анатолий Щуров 2. Посещение Ивановской епархии Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. 1993 3. С губернатором Ивановской области В.Н. Тихомировым. 1999 год 4.С Менем М.А. и Пахомовым С. А. в Иваново-Вознесенской духовной семинарии 5.С паствой. 1995 г. 6. Инаугурация Тихонова В.И. 7. На могиле архиепископа Амвросия. В ограде кладбищенского храма св. ап. Петра и Павла. М. Балино г. Иваново Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/27/...

С осени 1991 года указом архиепископа Амвросия было организовано подворье Николо-Шартомского монастыря в Воскресенском соборе г. Шуи . Новые приходы требовали большого количества духовенства. Если, например, в 1984 году архиепископом Амвросием были рукоположены 4 священника и 3 диакона, то в 1989 году рукоположены были 12 священников и 1 диакон. В 1991 году 13 священников и 8 диаконов, в 1993 году 25 священников и 6 диаконов. В 1996 году 44 священника и 5 диаконов . Все направляемые архиепископом Амвросием в адрес местных властей ходатайства о передаче храмов, строений и прочих церковных нуждах в 1991 году неизменно благожелательно рассматривались и разрешались. Так, по его запросу в облисполком было принято решение 375 от 25.10.1991 года, которое можно назвать переломным в отношении к Церкви со стороны местной администрации. Епархии были переданы в собственность оставшиеся 6 храмов (кроме 2-х, ранее переданных) г. Плеса Приволжского района – курортного города республиканского значения. Таким образом, все церковные сооружения этого города стали принадлежать епархии. Собственностью епархии стал и знаменитый памятник архитектуры – Крестовоздвиженский храм поселка Палеха, ранее принадлежавший Палехскому государственному музею искусств. Следует отметить, что хотя епархия и стала собственником двух величественных ансамблей   – Крестовоздвиженского храм поселка Палеха и летнего с зимним Троицких соборов города Плеса Приволжского района, – пользоваться этими сооружениями она смогла лишь совместно с Палехским государственным художественным историко-архитектурным музеем-заповедником. Сделано это было согласно специальному положению, разработанному по аналогии с «Положением о совместном использовании Новгородского Софийского Собора Кремля». Согласно этому же решению, облисполкомом были переданы в собственность епархии здания Покровской церкви в городе Гавриловом Посаде, Успенской и Владимирской церквей в г. Иваново и трапезной части бывшей единоверческой старообрядческой Казанской церкви в центре г. Иваново .

http://bogoslov.ru/article/5137614

Первой из переданных Д. м. церквей была восстановленная Крестовоздвиженская ц., находящаяся в центре села, на торговой площади. С 1996 г. в ней совершаются богослужения. В этом же году по благословению архиеп. Амвросия (Щурова) начались реставрационные работы в расположенном недалеко от Д. м. бывш. Благовещенском жен. мон-ре. Отремонтирована Казанская ц. обители, в к-рой с 2004 г. совершаются богослужения, восстанавливаются др. храмы. Ежегодно в праздник Благовещения Пресв. Богородицы совершается крестный ход от Д. м. к Благовещенской обители, где и служится молебен Божией Матери. По благословению архиеп. Амвросия с 1992 г. при Д. м. действует гимназия-пансион для девочек. Построен благоустроенный дом в мон-ре, где девочки живут вместе с сестрами-воспитателями. Гимназия имеет лицензию Управления образования и выдает аттестаты гос. образца. В гимназии ведется расширенное и углубленное преподавание гуманитарных дисциплин, изучаются история христ. культуры, история Церкви, иконопись, пение и музыка, основы медицины, переплетное мастерство и даже золотое шитье. В 1996 г. при гимназии устроена и освящена домовая ц. во имя равноап. вел. кн. Ольги. В 1998 г. старшеклассницы, обучающиеся иконописи, получили благословение игум. Ольги самостоятельно писать иконы для иконостаса Крестовоздвиженского храма. В мон-ре также организована и золотошвейная мастерская. Сестры и ученицы гимназии вышивают иконы, плащаницы, церковные облачения. При Д. м. действует б-ка для сестер и прихожан. Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 369; Ф. 280. Оп. 5. 695. Л. 259; ГАИО. Ф. 395. Оп. 2. 3-А. Л. 9 об.- 10, 25 об.; 7. Л. 1, 8 об.- 9; 24. Л. 2; Ф. 863. Оп. 1. 3. Л. 22. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1991. 11. С. 11. Лит.: Борисов В. А. Описание г. Шуи и его окрестностей. М., 1851. С. 160-161; Фёдоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд.: Мат-лы. С. 104, 105; Ист. заметки о г. Юрьеве//Владимирский сб. М., 1857. С. 93; Сервицкий А. И. Упраздненные мон-ри во Владимирской епархии//Владимирские ЕВ. 1873. Ч. неофиц. 8. С. 230-240; Березин В. М., Добронравов В. Г. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5. С. 83-91, 503-505; Упраздненная Воробьевская пуст.// Малицкий Н. В. Из прошлого Владимирской епархии. Владимир, 1911. Вып. 3. С. 41-45; Сурин Г. И. Город на Тезе: Очерк истории Шуи. Ярославль; Иваново, 1989. С. 75; Зосима (Шевчук), архим. Мон-ри земли Ивановской. Иваново, 1999. С. 22-29; СПАМИР: Ивановская обл. М., 2000. Ч. 3. С. 595-598; Иереи Шуйского у. Владимирской губ. (XIX в.- 1918 г.): Ист.-генеалогич. справ. Иваново, 2003. С. 250-264; Захарова О. И. Семья и дело Асигкрита Балина//Потарский юбил. альм. Иваново; Южа, 2007. Вып. 2. С. 44-45; Любушка: Жизнеописание блж. старицы Любови (Лазаревой): Восп. СПб.; М., 2007. С. 185-187.

http://pravenc.ru/text/180583.html

К концу 1997 года в Ивановской епархии имелось 4 монастыря, 8 монашеских общины и свыше 160 приходов. В 1998 году число монастырей возросло до 10, за счет реорганизации монашеских общин . В 1992 году в Ивановской епархии была издана первая книга по благословению архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия – брошюра о жизни и деятельности преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России Чудотворца . В определенной степени это было началом издательской деятельности Ивановской епархии. Первая в епархии православная газета «Николо-Шартомский благовестник» вышла в свет в 1993 году. Однако было выпущено лишь три ее номера, и затем выпуск был прерван и возобновлен лишь спустя определенное время . Начало активной издательской деятельности Ивановской епархии следует отнести к 1994 году. Оно было связано с деятельностью Свято-Введенского женского монастыря г. Иваново и Макариев-Решемской монастырской общины поселка Решма Кинешемского района. Свято-Введенским монастырем начала издаваться православная газета «Яко с нами Бог», а затем «Слово утешения» , причем вторая издавалась до конца 1998 года как ежемесячное приложение к областному периодическому общественно-политическому изданию «Ивановская газета». С января 1999 года газета «Слово утешения» стала издаваться как самостоятельное издание. Газета «Яко с нами Бог» просуществовала недолго: было выпущено менее 7 номеров. Ее издание прекратилось вскоре после выхода в свет первых номеров «Слова утешение», так как в силу экономических и других объективных причин было трудно одному монастырю иметь два регулярно выходящих православных периодических издания. Макариев-Решемской монашеской общиной (с 1998 года – мужским монастырем) примерно тогда же был начат выпуск достаточно регулярно выходящего православного альманаха «Свет Православия» , который впоследствии стал издаваться в виде отдельных брошюр православных авторов. В 1998 году был начат выпуск периодических епархиальных изданий: ежемесячной газеты «Ивановский епархиальный вестник», ежеквартального «Журнала Ивановской епархии», ежегодного «Богословского сборника Ивановской епархии». Если в отношении журнала и сборника можно отметить, что в свет вышли только по несколько их номеров, то газета «Ивановский епархиальный вестник» выходила достаточно регулярно свыше пяти лет, имела свидетельство о регистрации как СМИ, тираж достигал до 30 тысяч экземпляров.

http://bogoslov.ru/article/5137614

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Представлена книга об архиепископе Амвросии (Щурове) 10.10.2017 В духовно-просветительском центре Санкт-Петербургской епархии " Невский, 177 " 28 сентября была представлена книга " Я возжелал заповедей Твоих " (памяти архиепископа Амвросия (Щурова) ). Ее редактор-составитель доктор исторических наук Алексей Федотов рассказал, что в книге собраны 50 воспоминаний о владыке, биографический очерк с вкраплениями мемуаров самого владыки, статья, посвященная его архиерейскому служению, множество фотографий и документов. Издание подготовлено в короткие сроки: 8 ноября 2016 года владыка скончался, а 28 марта следующего года состоялась презентация первого издания. Спустя полгода вышло второе издание. " Очень живая книга: разные люди по-разному, в силу своего положения и образования, рассказывают об общении с владыкой, и его образ получается объемным " , - отметил Алексей Федотов. Он рассказал, что владыка происходил из неверующей семьи, крестился в 16 лет и решил посвятить жизнь служению Богу. Первую книгу - биографический очерк " Архипастырь " - Алексей Федотов подготовил в 1998 году. По его словам, владыка делился воспоминаниями с большой неохотой и смущался, когда люди просили надписать эту книгу. Воспоминаниями поделились гости - миряне из Иваново-Вознесенской епархии . Они отмечали, что владыка являл подлинный образ любви Божией: ни на кого не повышал голоса, всегда находил время для всех, кто в нем нуждался. В трудные 1990-е архиепископ ходил по улицам и обращался к людям со словами утешения, вселял надежду в то, что наступят другие времена. Он явил пример любви к Богу, Церкви, людям. В беседе с корреспондентом ИА " Вода живая " Алексей Федотов рассказал, что был знаком с владыкой около четверти века: был у него иподиаконом, затем работал в епархиальном управлении, был первым проректором духовного училища. Владыка был духовным отцом ученого-историка. Замысел книги о духовном отце возник у Алексея Федотова, когда готовился сборник " Человек Церкви " , посвященный митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову): владыке Амвросию предложили написать воспоминания о встречах с владыкой Никодимом, и он попросил духовного сына подготовить текст. Затем воспоминания владыки были дополнены. Pravchtenie.ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 10.10.2017 15:41:12

http://drevo-info.ru/news/22860.html

Не будем говорить здесь о ее подвигах, скажем только, что она в своем доме всегда содержала одиноких старушек и каждую минуту, в каждый момент своей жизни спешила делать всем добро. Она была земным человеком, но такого духовного качества, что через ее душу можно было смотреть в небесные дали и видеть, как и чем жили подвижники в апостольский век и как жили святые во времена расцвета пустынничества. Можно было ощущать реально, созерцать глазами, что значит, когда человек близок к Богу, когда его молитва может легко быть услышана, и что такое человек, душа которого, просветившись небесным светом, становится подобна иконе. Сомнения и препятствия По благословению епископа Ивановского и Кинешемского Амвросия (Щурова) я был пострижен в монашество с именем Дамаскин — в честь преподобного Иоанна Дамаскина. Постриг совершил архимандрит Амвросий (Юрасов) в кафедральном Преображенском соборе города Иванова. Это было в 1988 году, в праздник Благовещения, он же и день памяти Патриарха Тихона. 28 декабря того же года епископ Амвросий рукоположил меня в иеродиакона, а на следующий день во иеромонаха. И до рукоположения, и после этого я продолжал собирать сведения о пострадавших от репрессий в ХХ столетии. И конечно на этом пути бывали случаи, которые могли закончиться неприятностями. В одном маленьком городке я расспрашивал дочь расстрелянного священника о судьбе ее отца, у нее была его фотография, может единственная сохранившаяся. На просьбу переснять фотографию она ответила отказом — так запугала детей репрессированных советская власть. Вскоре я пришел на кладбище, чтобы помолиться на могиле чтимого в городе исповедника, иеромонаха Серафима, умершего вскоре после освобождения из тюрьмы. Через некоторое время туда пришла и эта женщина. Что-то ее тогда поразило, и она приняла решение — отдать фотографию отца, чтобы с нее была сделана копия. Фотографию она отдала. Но какое же малодушие гнездилось тогда в сердцах людей, разрушая и парализуя их души, что уже через несколько часов она пошла в отделение милиции и наговорила там вероятно что-то про контрреволюцию и агитацию, так что к хозяевам дома, где мы остановились, был направлен милицейский наряд.

http://pravoslavie.ru/126697.html

Уже к 1993 году было сделано много новых достижений в развитии епархиальной жизни. Значительно изменился облик Свято-Введенского монастыря г. Иваново, где близилось к концу строительство келейных корпусов и надвратной колокольни. На конец 1993 года в монастыре проживали 76 насельниц. У монастыря уже имелись два подворья в сельской местности: в селе Доронино Тейковского района и местечке Златоуст Лежневского района. В Свято-Успенском женском монастыре села Дунилово в это время проживало 47 насельниц, в Николо-Шартомском мужском монастыре села Введенье Шуйского района – 50 насельников. В 1993 году, с одной стороны, наблюдался приток в храмы все большего количества людей, с другой – жизнь епархии в материальном плане становилась все тяжелее. В своем отчете в Патриархию в 1993 году архиепископ Амвросий отмечал: «Особенно осложняется процесс реставрации храмов из-за политики правительства, проводимой в отношении текстильных предприятий области. Не имея средств, текстильные предприятия области не в состоянии больше помогать храмам, а рабочий народ, трудящийся на предприятиях и помогавший своими пожертвованиями восстановлению храмов, оставлен без средств к существованию. Однако хотелось бы отметить, что, несмотря на весь трагизм ситуации, народ от Церкви не отходит, а местные власти пока изыскивают возможности как-то контролировать ситуацию и помогать обездоленным» . Необходимо отметить, что с 1990 по 1993 год наблюдался резкий рост количества людей, желающих креститься, венчаться, отпевать своих усопших родственников. В 1989 году в храмах епархии было совершено: 25394 крещения, 505 венчаний, 12298 отпеваний (из них очных 4120, заочных 8278); в 1990 году 36354 крещений, 1208 венчаний, 12003 отпевания (из них очных 2496, заочных 9507); в 1991 году 34188 крещений, 902 венчания и 16390 отпеваний (из них очных 2558, заочных 13832). Для сравнения: в 1968 году в Ивановской епархии было совершено крещений 6453, венчаний 58, отпеваний надгробных 1611, отпеваний заочных 8578 . Такое резкое возрастание числа людей, желающих креститься и венчаться, объясняется тем, что после 1988 года и даже несколько раньше в общественном сознании начали происходить значительные перемены во взгляде на Церковь, религию, верующих. Верующих перестали считать неполноценными людьми, они получили возможность открыто исповедовать свои убеждения, не опасаясь того, что последствием этого будет ущемление их гражданских прав и свобод. Большая часть жителей Ивановской области, которые боялись креститься во время гонений на Церковь, крестились в период с 1989 по 1992 год. Уже в 1993 году наблюдается некоторый спад в количестве совершаемых в храмах Иванова крещений – 18695, при сохранении числа венчаний (1409) и отпеваний (14056) . Этот спад объясняется как раз тем, что большинство ранее некрещеных уже крестились к этому времени, а также где-то с 1993 года начали отходить от Церкви те, кто шел в нее не по велению сердца, а отдавая дань моде.

http://bogoslov.ru/article/5137614

С момента открытия училища в 1999 году велись переговоры о том, чтобы его председателем стал губернатор Ивановской области. Но Губернатор, в то время В. Н. Тихомиров, ответил отказом на эту просьбу епархии, предложив, чтобы областную администрацию в совете представлял один из его заместителей. В 2000 году согласие возглавить попечительский совет дал председатель правительства Ивановской области А. П. Головков. Он провёл два заседания совета, которые были очень важны для того, чтобы многие уважаемые в области люди осознали необходимость поддержки училища, привыкли собираться в его стенах. Были решены некоторые практические вопросы существования училища. В конце 2000 года в Ивановской области прошли выборы в региональные органы власти, в результате которых губернатором стал В. И. Тихонов, а главой города Иваново А. В. Грошев. В. И. Тихоновым было дано согласие стать председателем попечительского совета духовного училища, А.В. Грошевым – заместителем председателя. 17 июля 2002 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии Иваново-Вознесенской Духовной семинарии. Необходимо было пройти лицензирование в Министерстве образования России, организовать учебный процесс уже на новом уровне, активизировать научную и издательскую работу, строить новые помещения, на порядок увеличить количество книг в библиотеке. Архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий дал благословение семинарии быть названной в честь Святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. 5-6 декабря 2003 года в Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии прошла III Международная научная конференция «Церковь, государство и общество в истории России XX века». В ней приняли участие ученые, священнослужители аспиранты и студенты из разных городов России, а также из Германии, Швейцарии, Англии, США. В вышедшем ко дню открытия конференции сборнике материалов были опубликованы выступления 125 участников. Открывая конференцию, сопредседатель оргкомитета, доктор исторических наук, профессор Корников А.А.

http://bogoslov.ru/article/5137614

Документальная база государственно-церковных отношений советского периода свидетельствует, что только наивные люди могли и в настоящее время могут считать, что власть тогда прислушивалась к мнению архиереев или верующих. О позиции советской власти по отношению к Церкви и духовенству ярко свидетельствует доклад заместителя председателя СДР В. Фурова в 1974 году . Его одтверждает мнение архиепископа Амвросия (Щурова), управлявшего Ивановской епархией на протяжении 29 лет — с 1977 по 2006 годы. «Излишняя активность архиерея могла в то время только озлобить советские властные структуры, и, например, в ответ на ходатайство об открытии в г. Иванове второго храма могло последовать закрытие и единственного кафедрального собора, — писал он о жизни церковных структур и епархиальных архиереев в советское время. — Необходимо было ждать, терпеливо ждать свыше 10 лет, когда изменятся государственные отношения в стране и станет возможным возрождение Церкви» . Советская власть даже при провозглашении курса на лояльность Церкви в послевоенный период не давала повода упрекнуть себя в снисходительном отношении к духовенству. С 1947 по 1948 годы по надуманному обвинению в «контрреволюционной деятельности» было арестовано 679 церковников, среди них митрополит Харбинский и Маньчжурский Патриарший экзарх Нестор (Анисимов), архиепископ Чкаловский Мануил (Лемешевский), в 1949 году арестован профессор архимандрит Вениамин (Милов) и другие священнослужители. Почти весь состав правящих архиереев в 1940-1950-х годах состоял из бывших сидельцев (заключенных), четко выполнявших предписания властей и Патриархии . Обратим внимание на аргумент обличителей митр. Антония в потворстве властям в виде финансовых отчислений в Фонд мира. Заметим, что игнорировать такие отчисления не осмеливался в советский период ни один архиерей, в том числе и восхваляемый «правдолюбцами» в лице прот. Г. Эдельштейна Ермоген (Голубев). Перед архиереями не стоял выбор — платить или не платить в Фонд мира, требовать от духовенства приобретения госзаймов или не требовать. Указания об отчислениях не были личной инициативой архиереев, их давало Управделами Московской Патриархии .

http://bogoslov.ru/article/6170542

Основы монашеского устроения, навыки иерейского служения, пастырской деятельности — всему этому я был научен в Николо-Шартомском монастыре на ивановской земле благодаря слову и примеру архимандрита Никона (Фомина) , ныне митрополита Астраханского и Камызякского. Всегдашнее архипастырское попечение я ощущал от приснопамятного архиепископа Амвросия (Щурова) , которым был пострижен в монашество и наречен в честь святителя Московского Петра и от руки которого получил посвящение в иерейский сан. Сугубую признательность выражаю митрополиту Иваново-Вознесенскому и Вичугскому Иосифу , а также двум последним правящим архиереям Шуйской епархии — епископу Матфею и епископу Иоанну , преподавшим мне образ архиерейского служения, применительно к его современным особенностям. Значительную часть своего служения мне пришлось нести на монастырском подворье, в Покровском храме города Шуи. Хотел выразить благодарность всем сопастырям, сомолитвенникам, всей братии и прихожанам, оказывавшим неоценимую помощь в созидании церковной жизни в этом старейшем храме Шуи. Сыновнюю благодарность выражаю Вам, Ваше Святейшество, и членам Священного Синода за оказанное мне доверие и высокую честь быть епископом нашей Русской Церкви. Пример Вашего святительского служения станет путеводным для меня так же, как и для всех наших архипастырей. Проповедование слова Истины, всестороннее попечение о пастве, внимательное воцерковление прихожан, стоящих на пороге храма, укрепление традиций нравственной жизни в обществе перед лицом многих вызовов и соблазнов — вот те дела, которым буду посвящать свои силы и время. Волей Божией мне выпало служение в Кудымкарской епархии Пермской митрополии . С помощью Господней надеюсь познать этот край, его традиции и обычаи, уклад жизни людей, его населяющих, их потребности и нужды. Прошу Ваше Святейшество, всех всечестных архипастырей благословить меня и помолиться о начале моего служения, о помощи Божией, заступлении Пресвятой Богородицы и пермских святых в предстоящих мне трудах и начинаниях на ниве Христовой.

http://patriarchia.ru/db/text/6114246.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010