Канонизирован священноисповедник епископ Амвросий (Полянский) на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Память его чествуется 7 (20 по н. ст.) декабря. Священномученик Парфений (Брянских), епископ Ананьевский, викарий Одесской епархии, с 1921 по1923 год временно управляющий Одесской епархией. Вместе с ближайшим другом и единомышленником епископом Макарием (Кармазиным) совершил епископские хиротонии наиболее твердых сторонников патриарха Тихона, способных к активной церковной деятельности. Владыка Парфений отличался необыкновенной прямотой и всегда безбоязненно обличал безбожие и обновленчество, за что подвергся многочисленным арестам. Уже в декабре 1921 года он арестован в Ананьеве и заключен в тюрьму до мая 1922 года, после чего выехал в Киев. Здесь он снова был арестован в октябре 1922 года, препровожден в Харьков, где находился под стражей 10 суток, а по освобождении выехал в Москву. В Москве проживал в Данилове монастыре без права выезда. С 1924 года, после ареста настоятеля монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) , владыка Парфений возглавил братию обители. Он был одним из ближайших помощников патриаршего местоблюстителя священномученика митрополита Петра (Полянского) . 30 ноября 1925 года последовал арест епископа Парфения по делу митрополита Петра. Находясь в заключении, 10 декабря 1925 года он был формально освобожден он управления Ананьевской кафедрой. Во время следствия владыка содержался в Бутырской тюрьме, а 5 ноября 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ осудило его по статье 68 УК РСФСР, обвинив в членстве и участии в «деятельности церковно-монархической организации, поставившей себе задачей нанесение ущерба диктатуре пролетариата». Владыке Парфению, как и епископу Герману (Ряшенцеву), было предъявлено обвинение, что он состоял членом так называемого «Даниловского Синода». Кроме того, ему и епископу Амвросию (Полянскому), предъявили обвинение в том, что они являлись членами своеобразного Бюро даниловской группировки, предварительно обсуждавшего все вопросы наибольшей важности и передававшего «линию поведения остальным членам группировки, привлекая к своим особо важным заседаниям и других черносотенных церковных деятелей, как например митрополита Петра… и других».

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Людей-то ведь жалко. Чтобы выяснившиеся в беседах мнения кому бы то ни было передавались в качестве руководства не знаю, во всяком случае через меня никогда ничего подобного не производилось. Показание мне прочитано и с моих слов записано правильно. Подпись: Степанов А.И. (архиепископ Гурий). Добавление: Цель моих посещений Даниловского монастыря — исповедь у епископа Федора; бывал часа по полтора; после ареста Федора был в Даниловом монастыре, раза два к старцу Симеону заходил и к братии. Подпись: Степанов А.И. (архиепископ Гурий). Добавление: Все беседы в Даниловом монастыре, на которых я участвовал, носили характер не обсуждений, а разговоров. Подпись: Степанов А.И. (архиепископ Гурий)» . В ходе следствия была выявлена и деятельность владыки Гурия по борьбе с обновленчеством. Митрополит Петр (Полянский) в показаниях от 28.01.1926 писал: «С миссионерской целью печатали брошюры религиозного содержания, между прочим брошюру Гурия «Об обновленчестве» . 5 мая 1926 года было вынесено обвинительное заключение по делу 36033): «Считать доказанной преступную деятельность всех перечисленных лиц: Полянского А.А.(Амвросия), Добронравова Н.П.(Николая), Брянских П.А. (Парфения), Цедрика Д.Д. (Дамаскина), Ряшенцева Н.С. (Германа), Титова П.С. (Прокопия) и Степанова А.И. (Гурия) в том, что …все перечисленные лица составили так называемый «Даниловский синод» и служили в качестве такового проводниками всех указаний двух бывших оберпрокуроров – Самарина и Саблера, устраивая совещания и советы между собой для обсуждения вопросов практического проведения Самарино-Саблеровской линии, как например, в вопросе об оставлении Киевской митрополичьей кафедры за белогвардейским эмигрантом Антонием Храповицким; для обсуждения и корректирования готовящихся к выпуску документов митрополита Петра, как например декларации, и в придании этим документам антисоветского характера; для сообщения и распространения сведений о движении эмигрантской части церкви, зачитки контр-революционных документов, для обсуждения вопросов о воздействии на непокорных Самарино-Саблеровской указке, как например о воздействии на митрополита Михаила и т.д., проделывая все это для отвода глаз или за обедом или тотчас после него» . Владыка Гурий был приговорен к ссылке в Сибирь в Якутию.

http://pravoslavie.ru/61450.html

М. И. Губонин сообщал о письме патриарха Тихона архиепископу Феодору, в котором он благодарил его за поддержку, благодаря которой близкие ему епископы «заняли четкую и твердую линию в пользу признания деятельности Святейшего Патриарха безукоризненной и незапятнанной» . Для патриарха мнение епископов-«даниловцев», прежде всего, архиепископа Феодора (Поздеевского), было очень весомо. Позднее люди, близкие к патриарху, показывали на следствии о Даниловском монастыре: «Влияние монастыря было очень велико. Патриарх Тихон прямо называл монастырь “даниловским синодом” и очень считался с его мнениями, часто размышляя перед тем, как принять какое-либо важное решение: а что скажет по этому поводу Даниловский синод» . «Даниловский синод», согласно обвинительному заключению в деле митрополита Петра (Полянского) от 1926 года, составляли епископы Амвросий (Полянский), Николай (Добронравов), Парфений (Брянских), Дамаскин (Цедрик), Герман (Ряшенцев), Прокопий (Титов), Гурий (Степанов) . На близких позициях стоял митрополит Серафим (Чичагов) и другие архиереи. Святитель Тихон, понимая объединяющую, скрепляющую Церковь роль, которую играет патриарх, не шел на разрыв с ними, пытаясь, по мере возможности, удовлетворить их требования. «Даниловцы» отказались служить по новому стилю, о введении которого было объявлено в Москве 1 (14) октября 1923 года, в то время как близкие к патриарху архиереи и он в октябре–ноябре 1923 года делали это. Материалы следственного дела патриарха Тихона подтверждают то, что «даниловцы» в этом и других случаях, не соглашаясь с решениями Патриаршего Синода, прекращали в своем монастыре поминовение патриарха. В начале ноября, после того как патриарх отказался от введения нового стиля, власти приступили к репрессиям. В отчете ОГПУ за ноябрь 1923 года отмечалось, что «Иларион начинает проявлять себя как антисоветский элемент» . 15 ноября 1923 года он был арестован. Хотя члены Синода архиепископы Тихон и Серафим не были арестованы, заседания Синода на время прекратились. Все решения, в том числе касающиеся хиротоний и перемещений архиереев, патриарх начал принимать единолично.

http://bogoslov.ru/article/376306

Митрополит Сергий предпочел ничего не менять, разве только что в его Синод, чтобы он чуть больше стал напоминать Синод, учрежденный Собором 1917 г., были введены еще временные члены, вызываемые от групп епархий. Впрочем, с письмами митрополита Петра эта реорганизация синодального управления вряд ли была связана. Прошло еще примерно полгода. Никакой реакции Заместителя на письма Местоблюстителя так и не последовало. Тогда митрополит Петр, воспользовавшись представившимся случаем, вновь обратился к нему с первым своим письмом, сопроводив его следующей краткой запиской: «Высокопреосвященному Митрополиту Сергию. Долго не получаю сведений, достигли ли Ваших рук два моих заказных письма, отправленных по адресу: Сокольники, ул. Короленко, д. 3/5, и что по ним предпринято, – собственно по первому письму, так как второе написано с тем, чтобы остановить Ваше внимание на этом письме. Копию последнего на всякий случай посылаю с оказией и прошу поглубже укоренить убеждение, что мое решение – предложить Вам исправить ошибку и устранить все мероприятия, превысившие Ваши полномочия, есть Богом благословенное и имеет обязательную силу. Патриарший Местоблюститель М[итрополит] Петр» 1259 . Тон этого, уже третьего письма весьма решительный. Можно гадать, стал бы Местоблюститель в качестве следующего шага предпринимать в отношении Заместителя административные меры? До этого, однако, дело не дошло: 17 августа 1930 г. Местоблюститель был вновь арестован и отправлен в тюрьму города Свердловска. В подготовленной вскоре после этого сводке Секретного отдела ОГПУ «об антисоветской деятельности политических партий и церковников за время с 20 августа по 1 сентября 1930 г.» было сказано: «Вокруг административно высланного митрополита Петра Полянского , проживающего на Урале, образовалась группировка. Наиболее влиятельны в группировке черносотенцы: архиепископ Амвросий Полянский и профессор-церковник Попов. Последние (оба) отбывают ссылку после заключения в концлагере. Под их влиянием митрополит Петр решил потребовать от своего заместителя митрополита Сергия отчет о политической деятельности последнего, ставя ему в вину “соглашательскую» по отношению к советской власти политику.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Молитвами святых новых исповедниц и мучениц, прославленных и непрославленных, имена которых знает Господь, зажглась невидимая неугасимая лампада и в Акатовской обители, и нашу родную землю освящает и ее тихое благодатное горение. 21 Иеромонахи Иннокентий (Орешкин, 1869 – 1949) и Мелхиседек (Лихачев, 1867–1931) жили после закрытия Смоленской Зосимовой пустыни в деревне Олесово Московской области и были наставниками монахинь нескольких закрытых монастырей. Отец Мелхиседек проходил по тому же делу, что и акатовские монахини, и был приговорен к расстрелу, отец Иннокентий скрывался, был арестован в 1933 году и выслан (База данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие» в Интернете). 22 Непоминающие – епископы и священники, не признающие полномочий митрополита Сергия (Страгородского) для принятия ответственных решений в отсутствие Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) , не разделяющие взятого им политического курса и не возносящие за богослужением его имени, а также их паства. Упомянутые выше почитаемые верующими епископы Серафим (причислен ныне к лику святых священномучеников) и Арсений также были непоминающими. «Связаны с Ленинградом» – то есть с ленинградскими непоминающими. У нас нет данных, позволяющих подтвердить или опровергнуть это сообщение. Возможно, оно добавлено следователем для усиления виновности арестованных, хотя и лояльность к митрополиту Сергию никого не спасала от преследований. 23 Преподобный Аристоклий (Амвросиев, 1846–1918), старец Афонский и Московский, с 1909 года был настоятелем Афонского подворья в Москве. 26 Священником этой церкви был Иван Арсентьевич Троицкий. Расстрелян в Бутове 17 февраля 1938 года (книга памяти «Репрессированная Россия» в Интернете). 27 В следственном деле как место рождения указана «дер. Тавринка Северного края», согласно новому административному делению. Но волость Тавреньга, по названию речки, была в Вельском уезде Вологодской губернии. Деревни с таким названием нет в справочниках. Может быть, по названию волости неофициально так называли ее административный центр, село Пономаревское.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

На заседании Собора 12 дек., к-рое посетил гетман Скоропадский, принято решение об избрании митрополита Киевского и др. правосл. архиереев Украины на Всеукраинском Церковном Соборе с последующим утверждением Патриархом Московским и всея Руси и информированием Правительства Украины; власти Украины не получали права вето по данным вопросам. Собор вновь подчеркнул, что правосл. Церковь является первенствующей конфессией на Украине и имеет соответствующий юридический статус. Экономическая комиссия во главе с еп. Никодимом (Кротковым) рассмотрела и после внесения незначительных поправок 10 дек. одобрила проект Мин-ва исповеданий об окладах клирикам, разработала «Положение о пенсиях духовенству», приняла решение направить 3 делегатов в Мин-во земледелия для отстаивания церковного землевладения. В комиссии были разработаны принципы материального обеспечения духовенства: 1) сохранение землевладения причта как исторического способа содержания клира вплоть до проведения II Всеукраинского Собора; 2) бесплатное служение клириков в случае введения гос. обеспечения духовенства. Собор постановил оставить клирикам земельные наделы даже при условии выплаты денежных окладов гос-вом. Комиссия по украинизации богослужения, председателем к-рой был Кременецкий еп. Дионисий (Валединский), вик. Волынской епархии, предполагала вынести на обсуждение Собора подготовленный прот. Николаем Бортовским вопрос об издании учебников Закона Божия на укр. языке, но к рассмотрению предложений комиссии приступить не успели. По инициативе митр. Антония в составе комиссии по вопросам духовного образования во главе с еп. Василием (Богдашевским) была создана подкомиссия для рассмотрения утвержденного правительством нового устава Киевской ДА; в нее вошли: митр. Платон (Рождественский), архиеп. Георгий (Ярошевский), еп. Василий (Богдашевский), архим. Тихон (Лященко), профессора Ф. Титов, Глаголев, М. Мухин и Станиславский. Учебная комиссия вновь вернулась к вопросу об освобождении помещений духовных учебных заведений и о ремонте их за счет духовных школ. В отношении реформы ДС комиссия предлагала: выделить в отдельные муж. школы первые 4 класса, преподавать в них общеобразовательные дисциплины и предоставить их выпускникам право поступать в светские учебные заведения; в 5-м и 6-м классах ДС преподавать специальные богословские дисциплины; последние 2 класса семинарий выделить в пастырско-богословские школы с более сложной богословской программой. Собор выразил протест против нового закона о церковноприходских школах. Он признал необходимым возвысить до степени епископа ректора Киевской ДС. 2-3 нояб. 1918 г. в Софийском соборе при участии 20 архиереев - делегатов Собора были совершены наречение и хиротония ректора семинарии архим. Амвросия (Полянского) во епископа Винницкого, викария Киевской митрополии.

http://pravenc.ru/text/155554.html

от Валаамского монастыря: иеромонаха Арефы (Митренина; 1879-1932) и монаха Иеремии (Леонова; 1876-1918); от Соловецкого монастыря: архиепископа Одесского Прокопия (Титова; 1877-1937) и священника Иоанна Скадовского († 1937), епископа Подольского Амвросия (Полянского; 1878-1937), протоиерея Александра Сахарова (1873-1927) и Анны Лыкошиной (1884-1925). 3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике преподобномучеников, убиенных во время нашествия шведов 20 февраля 1578 года из числа братии Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря: священноинока Тита, схимонаха Тихона, инока Геласия, инока Сергия, инока Варлаама, инока Саввы, инока Конона, инока Сильвестра, инока Киприана, инока Пимена, инока Иоанна, инока Самона, инока Ионы, инока Давида, инока Корнилия, инока Нифонта, инока Афанасия, инока Серапиона, инока Варлаама, послушников Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с просьбой благословить открытие двух женских обителей в Московской епархии: Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Наро-Фоминского района Московской области и Серафимо-Знаменского скита в селе Битягово Домодедовского района Московской области и назначить их настоятельниц. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Открыть Троице-Одигитриевскую Зосимову пустынь Наро-Фоминского района Московской области, преобразовав ее из ныне существующего подворья Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря. Назначить настоятельницей Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Наро-Фоминского района Московской области монахиню Елену (Конькову) с возложением наперсного креста по должности. 2. Открыть Серафимо-Знаменский скит в селе Битягово Домодедовского района Московской области, преобразовав его из ныне существующего одноименного прихода. Назначить настоятельницей Серафимо-Знаменского скита в селе Битягово Домодедовского района Московской области монахиню Иннокентию (Попову) с возложением наперсного креста по должности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

Отдельной комнаты я не имел, а помещался за ширмой в комнате хозяев; никуда, ни в какие другие дома без нужды какой-нибудь мелкой не ходил. Если бы я систематически агитировал, то хозяевам моим было бы известно, ввиду условий помещения в таком маленьком поселке. Ежегодно зимой через Киеват про­езжали раз до пяти в зиму уполномоченный ГПУ и его помощник. У меня произведен был в первую зиму моей ссылки обыск, в другую зиму лишь осмотр помещения. Каждый раз агенты ГПУ расспрашивали о моей жизни и поведении моих хозяев, и если бы я систематически агитировал во время своей ссылки, то я был бы арестован и привлечен к ответственности много раньше июля сего 31 года. Отдельные же фразы случайных и шутливых разговоров с хозяевами едва ли можно считать агитацией. Газет я не имел и не читал. Свои воззрения по затронутым при допросе вопросам я высказывал уполномоченному Лопаткину. Об этих беседах с ним я, конечно, рассказывал вместе со мной арестованному и содержимому Амвросию Полянскому. Но это тоже не может быть признано агитацией». 14 декабря 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ пригово­рило архиепископа Прокопия к трем годам ссылки в Казахстан. Освободив­шись в апреле 1934 года, владыка сразу же уехал к матери в Томск, надеясь здесь вылечиться от малярии, которой тяжело заболел, находясь в ссылке. Но климат Томска мало помог выздоровлению. Между тем владыке часто писал один из ближайших к нему херсонских священников, отец Иоанн Скадовский, который отбывал в то время ссылку в городе Камышине Сталинградской области, и приглашал архиепископа к себе. По дороге в Камышин архиепископ Прокопий заехал сначала в Мос­кву узнать о последних церковных событиях. 16 сентября 1934 года архиепископ приехал в Камышин и поселился у священника Иоанна Скадовского. Но совсем кратким стало его пребывание на воле в этот раз. Через две недели, 2 октября, архиепископ был арестован по подозрению в монархической и антисоветской деятельности. Арест владыки Прокопия был в какой-то мере случаен. НКВД собирался арестовать жившего в ссылке епископа Иоасафа (Попова) и близких ему людей, в это время приехал архиепископ Прокопий – арестовали и его.

http://fond.ru/kalendar/1216/ioann/

Петра Царапкина (1883 -?) Сергия Тихомирова (1865-1922) от Троице-Сергиевой Лавры: архимандрита Кронида (Любимова; 1859-1937) от Валаамского монастыря: иеромонаха Арефы (Митренина; 1879-1932) монаха Иеремии (Леонова; 1876-1918) от Данилова монастыря: архимандрита Георгия (Лаврова; 1868-1932) от Новоспасского монастыря: архиепископа Могилевского Павлина (Крошечкина; 1879-1937) епископа Екатеринбургского Аркадия (Ершова; 1878-1937) епископа Орловского Макария (Гневушева; 1858-1918) священника Анатолия Левицкого (1894-1937) священника Никандра Чернелевского (1880-1937) Киприана Анникова (1875-1937) от Соловецкого монастыря: епископа Белгородского Никодима (Кононова; 1871-1918) епископа Подольского Амвросия (Полянского; 1878-1932) архимандрита Вениамина (Кононова; 1869-1928) протоиерея Александра Сахарова (1873-1927) священника Иоанна Скадовского († 1937) иеромонаха Никифора (Кучина; † 1928) Анны Лыкошиной (1884-1925) от Нижегородской епархии: епископа Балахнинского Лаврентия (Князева; 1877-1918) протоиерея Алексия Порфирьева (1856-1918) священника Александра Белякова (1890-1937) священника Александра Ильинского (1899-1937) священника Александра Крылова (1879-1937) священника Александра Курмышского (1879-1937) священника Александра Никольского (1883-1937) священника Алексия Молчанова (1878-1937) священника Андрея Бенедиктова (1885-1937) священника Валентина Никольского (1885-1937) священника Василия Завгороднего (1893-1937) священника Евгения Яковлева (1856-1937) священника Иоанна Быстрова (1888-1938) священника Иоанна Лазарева (1876-1937) священника Иоанна Никольского (1868-1937) священника Иоанна Ромашкина (1891-1937) священника Иоанна Флерова († 1918) священника Михаила Адамонтова (1892-1937) священника Михаила Воскресенского (1883-1918) священника Николая Восторгова (1875-1930) священника Николая Троицкого (1885-1937) священника Николая Хвощева (1883-1937) священника Павла Борисоглебского (1874-1937) священника Павлина Старополева (1865-1937) священника Петра Лебединского (1881-1937)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

По основному богословию. Протоиерей Петропавловский издал исследование: «Безбожие и вера в Бога в их сравнении с исторической, психологической и логической точек зрения». Москва. 1897 г. Значительный вклад в эту науку составляет сочинение Владимира Никольского : «Вера в промысл Божий и ее основания». Казань. 1896 года. По нравственному богословию замечательна попытка профессора М. Олесницкого дать новую систематизацию нравственных истин в сочинении: «Из системы христианского нравоучения». Киев. 1896 г., и исследование Ивана Попова «Естественный нравственный закон». Сергиев Посад. 1897 года. По священному писанию особенно ценный труд составляет обширное ученое исследование профессора Московской духовной академии Ив. Корсунского, под названием: «Перевод LXX, его значение в истории греческого языка и словесности». 1897 г. Книга профессора Корсунского полагает твердое основание для филологического изучения греческого текста Св. Писания. Научная ценность ее еще увеличится, когда появится обещанный автором словарь языка перевода LXX с церковно-славянскими и русскими значениями слов. В качестве пособий по истолкованию Св. Писания изданы, Ф. Вигуру: «Руководство к чтению и изучению Библии , т. I в переводе В. Воронцова». Москва. 1897 г., «История ветхозаветных писаний в Христианской Церкви до Оригена включительно» – П. Соколова. Москва. 1896 года, «Св. Амвросий Медиоланский , как толкователь Св. Писания Ветхого Завета». С. Лосева. Киев. 1897 года, «Библейские ветхозаветные факты по толкованиям св. отцов и учителей Церкви» – В. Протопопова . Казань. 1897 г., «Идолопоклонство у древних евреев» – М. Пальмова. С.-Петербург. 1897 г., «Книга пророка Исаии в древнеславянском переводе» – Ив. Евсеева. С.-Петербург. 1897 г., «Первое послание св. апостола Павла в Тимофею» – П. Полянского. Москва, 1897 г., «Толкование послания св. апостола Павла к евреям (по Зигабену)» – Н. Братолюбова. Самара. 1896 г., «Толкование послания св. апостола Павла к евреям Зигабена» перевод с греческого В. Любимова. Тула. 1897 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010