III. Записки миссионера. Свящ. И. Полянского. С. 51–67. IV. Летопись происходящих в расколе событий. С. 67–81. V. Происшествие г. Амвросия митрополита (Окончание). С. 82–91. В приложении: Стоглав, л. 2. С. 92–107. 9 I. Протоиерея Алексия Иродионова Послание к Даниловским раскольникам (Продолжение). С. 112–137. II. Замечания на книгу: «Меч духовный». Е. Антонова (Продолжение). С. 137–161. III. Летопись происходящих в расколе событий. С. 161–178. IV. Из писем в редакцию. С. 179–191. В приложении: Стоглав, л. 2. С. 192–207. 1891 год 11–12 11 I. Протоиерея Алексия Иродионова «Обличение раскольнического лжеучения» (Продолжение). С. 3–21. II. Краткое руководство к познанию правоты святой церкви и неправоты раскола, изложенное в разговорах между старообрядцем и православным. Архим. Павла (Продолж.). С. 22–39. III. Ответы на 105 вопросов старообрядцев. Е. Антонова (Продолжение). С. 40–65. IV. Летопись происходящих в расколе событий. С. 66–82. В приложении: Стоглав, л. 23. С. 83–98. 12 I. Протоиерея Алексия Иродионова «Обличение раскольнического лжеучения» (Продолжение). С. 103–117. II. Краткое руководство к познанию правоты святой церкви и неправоты раскола, изложенное в разговорах между старообрядцем и православным. Архим. Павла (Продолж.). С. 118–135. III. Ответы на 105 вопросов старообрядцев. Е. Антонова (Продолжение). С. 136–157. IV. Письмо к редактору «Братского Слова» и вопросы Савватию с его Духовным Советом. С. 158–165. V. Летопись происходящих в расколе событий. С. 166–189. В приложении: Стоглав, л. 24. С. 191–206. 1891 год 13–14 13 I. Протоиерея Алексия Иродионова «Обличение раскольнического лжеучения» (Продолжение). С. 8–21. II. Краткое руководство к познанию правоты святой церкви и неправоты раскола, изложенное в разговорах между старообрядцем и православным. Архим. Павла (Продолжение). С. 21–41. III. Ответы на 105 вопросов старообрядцев. Е. Антонова (Продолжение). С. 42–62. IV. Новая поездка в Гуслицу. С. 63–80. V. Из переписки раскольнических деятелей. С. 81–87.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Александрова-Чукова Л. К. « Единение цвета науки и Церкви…»… С. 353–370. Имя следователя ленинградского ГПУ Алексея Дорофеевича Макарова впервые появилось в публикуемом дневнике 12 февраля 1926 г., когда он поставил вопрос о легализации. Амвросий (Либин; 1878–1937 гг.), в 1921–1922 гг. клирик Казанского собора; в 1924–1926 гг. в заключении по делу о «православных братствах», после освобождения – клирик собора Воскресения Христова. В июле 1928 г. принял постриг, возведен в сан архимандрита и назначен наместником Александро-Невской лавры (оставался в должности до 1933 г.). 14 июля 1929 г. хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. В 1935 г. арестован, сослан в Саратов. Расстрелян. Чуков Н.К., прот. Дневник. Тетрадь 30. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 681. Воробьев В., прот., Косик О. В. Слово Местоблюстителя. Письма Местоблюстителя священномученика митрополита Петра (Полянского) к митрополиту Сергию (Страгородскому) из Тобольской ссылки и люди, послужившие появлению этих документов//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 3(32).С. 37–69; Мазырин А., свящ. Подвиг первосвятительского служения… С. 646. Сергий (Гришин; 1889–1943 гг.), архиепископ Горьковский и Арзамасский, ближайший помощник Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия. В «Памятной записке заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] о нуждах Православной Патриаршей Церкви тов. П. Е. Смидовичу» от 16 (или 19) февраля 1930 г.в пункте 20 он поставил вопрос о потребности Патриархии иметь периодическое издание (Акты Святейшего Тихона… Ч. 2. С. 689–691). Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 696. Там же. С. 644. Косик О. В. Интервью митрополита Сергия (Страгородского) 15 февраля 1930 года в восприятии современников//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. М., 2003. С. 266—277. Николай (Ярушевич; 1891–1961 гг.), 1926 г. епископ Петергофский, с 17 сентября 1927 г. до февраля 1928 г. временно управлял Ленинградской епархией, с 1935 г. архиепископ.

http://sedmitza.ru/lib/text/10047581/

Архиепископ Дмитровский, с 1931 года — митрополит Трифон (Туркестанов) (1861–1934). Похоронен в Москве на Немецком (Введенском) кладбище. Интернет-журнал Свято-Данилова монастыря. Воспоминания об архимандрите Серафиме. http://msdm.ru/2013–05-31–13-31–10/arhiv/332–113 Цитируется по: Сайт православной энциклопедии «Древо». Документы. Декрет от 23 января 1918 года. Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Церковные ведомости. 1918. 13–14. Акты Святейшего Патриарха Тихона, С. 165. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь 1922–1925. — В 2х кн. — М.: РОССПЭН, 1997. — Кн. 1., 345–346. Владимир Дмитриевич Красницкий (10 декабря 1881 — ноябрь 1936) — видный деятель обновленчества, в обновленческой церкви имел сан протопресвитера, сотрудник ЧК, до 1922 года — протоиерей Русской Православной Церкви. Цыпин В. , протоиерей. История Русской православной Церкви (1917–1990). — М.: Изд. дом «Хроника», С. 58–59. Там же, С. 59. Священномученик Серафим (Чичагов) , автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, с 1928 митрополит Ленинградский, расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне. Священномученик Иларион (Троицкий) . богослов, видный церковный деятель, ближайший помощник Патриарха Тихона, противник обновленческого раскола, скончался в заключении в 1929 году. О епископе Амвросии (Полянском) см. на с. 000, примечание 0. Архиепископ Черниговский Пахомий (Кедров) скончался от перенесенных тягот и гонений в 1937 году, прославлен РПЦЗ в лике новомучеников и исповедников. Священномученик Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский и Таврический, входил в состав временного Синода при патриархе Тихоне, многократно находился в ссылках с 1925 по 1937 год, был расстрелян в 1937 году. Священномученик Валериан (Рудич), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии, расстрелян в 1938 году, прославлен УПЦ в лике новомучеников и исповедников Российских. Священноисповедник Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский и Брацлавский. По окончании гражданской войны на территории Украины и с возникновением обновленчества, советские власти начали беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в обновленчество, оказывая давление при помощи светских чиновников. В ответ епископ Амвросий и викарный Проскуровский епископ Валериан (Рудич) обвинили Пимена в пособничестве ОГПУ. Владык Амвросия и Валериана арестовали в 1923 году, они оба были высланы за пределы Украины и поселились в Москве. Осиротевшая Каменец-Подольская епархия была совершенно разгромлена обновленцами; в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Бедных оказалось в нашем приходе огромное количество. Нашему Совету надобно было бы иметь в десять раз более того, чем он мог располагать, чтобы всем им оказать значительное пособие. Кого из них предпочесть другим и какой способ вспомоществования признать за лучший, – об этом не мало мы рассуждали. Наконец, утвердившись на мысли: „будем делать, что можем“, мы записали в книгу с небольшим 50 лиц одиноких и семейных, и решили положить ежемесячные пособия одиноким и престарелым по 1 р. сер., вдовам с одним, или двумя детьми по 1 ½ и по 2 р., многосемейным бедным, особенно жившим прежде в достатке, по 3 р. сер. в месяц. Таким образом в течение прошедшего года мы ежемесячно раздавали бедным от 87 до 94 р. сер. Деньги раздаваемы были во второй половине каждого месяца в церкви после литургии в присутствии членов Совета. Не взирая на скудость наших пособий, мы видели много слез благодарности на глазах бедных вдов с малолетними детьми, особенно тех, которые никогда не ходили по людям и не просили милостыни. Пред раздачею пособий, каждый месяц члены Совета посещали бедных, чтобы узнать, не выбыл ли кто из них из прихода (выбывшим пособие прекращается), не встретилось ли у них каких-либо особенных нужд. На места бедных умерших, или выбывших из прихода, были записываемы другие. Кроме постоянных пособий бедным, вписанным в книгу, были выдаваемы единовременные пособия к праздникам Пасхи и Рождества Христова бедным семействам, пользующимся дешевыми квартирами в доме, нанимаемом в нашем приходе „братолюбивым обществом». Чтобы сделать что-нибудь для всех, без исключения, бедных живущих в нашем приходе, с июля месяца прошедшего года, мы устроили безмездное лечение приходских бедных. Хотя в нашей стороне есть две общественные больницы, Городская и Голицынская, но эта мера оказалась не лишнею. Бедному человеку трудно отрываться от работы и идти в больницу, а матерям бедным невозможно оставлять детей без присмотра. При болезни не опасной и даже при начале трудной болезни, для них дорого пособие в своей квартире. Приносим искреннюю благодарность за безмездные труды для наших бедных двум врачам, живущим в нашем приходе: Алексею Васильевичу и Сергею Васильевичу Добровым, и г. Керну, содержателю новой Полянской аптеки, отпускавшему лекарства для наших бедных с уступкою 30°.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

В 1925 году скончался патриарх Тихон, и епископ Иоасаф был одним из тех, кто 11 апреля служил литургию при гробе Святейшего Тихона 824 , а 12 апреля принимал участие в погребении и подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру 825 , доверенным лицом которого епископ Иоасаф стал довольно скоро. Он участвовал в ответственных переговорах митрополита Петра с властями об организации Священного Синода Русской Церкви, составил по просьбе патриаршего местоблюстителя (и руководствуясь его тезисами) проект декларации, в которой говорилось об отношениях между Русской Православной Церковью и советским государством и которая должна была быть направлена в СНК СССР от имени патриаршего местоблюстителя. Владыка Иоасаф прочел составленный текст жившим тогда в Даниловом монастыре епископам Пахомию (Кедрову), Парфению (Брянских) и Амвросию (Полянскому) и, после их замечаний и поправок, представил откорректированный текст на утверждение митрополита Петра 826 Но митрополит Петр не желал передавать декларацию советскому правительству через представителей ГПУ, поскольку в этом документе говорилось об «административном давлении» (фактически, гонениях) на Церковь , нарушении законности в отношении нерегистрируемых православных общин, насильно удерживаемых вне своих епархий иерархов, духовных лиц, содержащихся в тюрьмах вместе с уголовниками и пр. В проекте обращения митрополита Петра, составленном епископом Иоасафом, в частности, говорилось: «...беру на себя смелость возбудить ходатайство пред Совнаркомом о смягчении участи административно наказанных духовных лиц. Одни из них – и притом некоторые в преклонном возрасте – не один год томятся в глухих безлюдных местах Печоры и Нарыма со своими застарелыми недугами без всякой медицинской помощи кругом, другие на суровом Соловецком острове исполняют физическую принудительную работу, к которой большинство из них совершенно не приспособлено. Есть лица, амнистированные ЦИКом СССР и после этого вот уже 2 года томящиеся в безводных степях Туркестана, есть лица, отбывшие свой срок ссылки, но все еще не получившие разрешения возвратиться на места служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В отношении реформы духовных семинарий комиссия предлагала выделить в отдельные мужские школы первые 4 класса, в которых должны были преподаваться общеобразовательные дисциплины. По окончании этих 4 лет обучения выпускники получали бы право поступать для продолжения обучения в светские учебные заведения. В 5-м и 6-м классах семинарий должны были преподаваться специальные богословские дисциплины. А последние два класса семинарий, в соответствии с этим проектом, надлежало выделить в пастырско-богословские школы с более сложной богословской программой. Участники III сессии Всеукраинского Церковного Собора также выразили протест против нового государственного закона Украины о церковно-приходских школах и высказались за то, чтобы целиком заново рассмотреть вопрос об их деятельности. На Соборе было признано необходимым возвысить до степени епископа ректора Киевской Духовной семинарии. В соответствии с этим решением 20–21 октября 1918 г. состоялись наречение и хиротония ректора КДС архимандрита Амвросия (Полянского) во епископа Винницкого, викария Киевской митрополии. Однако большинство разработанных Учебной комиссией материалов делегаты Собора таки и не успели рассмотреть, так как соборные заседания были прерваны государственным переворотом и приходом к власти петлюровской Директории. После того, как петлюровские власти арестовали и выслали в Галицию митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Евлогия (Георгиевского), по инициативе митрополита Херсонского и Одесского Платона (Рождественского) 7–8 (20–21) декабря 1918 г. в Киеве был проведен Собор украинских православных архиереев. На нем было постановлено образовать в Киеве т.н. Контору Священного Собора епископов Украины – орган, призванный решать поточные церковные дела в перерыве между сессиями Собора епископов. Во главе Конторы был поставлен епископ Кременецкий Дионисий (Валединский), ее членами избраны епископ Каневский Василий (Богдашевский) и епископ Уманский Димитрий (Вербицкий). Однако реальным органом высшей церковной власти Контора Священного Собора епископов Украины так и не смогла стать, так как 1 января 1919 г. Директория своим декретом объявила об автокефалии Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев идеи автокефалии была сформирована т.н. «Украинская высшая освященная церковная рада» во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Впрочем, Рада вскоре также прекратила свое существование по причине наступления большевиков на Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Видя, что арестовывают всех значительных и стойких архиереев, Местоблюститель и сам приготовился к аресту. Составил завещание о преемстве первосвятительской власти и позаботился, чтобы оно дошло по назначению. 9 декабря Местоблюститель был арестован. Следствие длилось до конца мая 1926 года. К этому времени григорианцы определились как отдельная раскольничья группа, митрополит Агафангел отказался от своих прав на местоблюстительство, место заместителя занял митрополит Сергий (Страгородский). 21 мая Особое Совещание при коллегии ОГПУ приговорило: епископов Амвросия (Полянского), Прокопия (Титова), священника Петра Шипкова, псаломщика Иоанна Попова, бывшего товарища обер-прокурора Синода Петра Истомина – к трем годам концлагеря; епископа Тихона (Шарапова) и священника Иоанна Скворцова – к трем годам ссылки в Казахстан; епископов Николая (Добронравова), Дамаскина (Цедрика), Гурия (Степанова), Иоасафа (Удалова), Парфения (Брянских), Пахомия (Кедрова), священников Николая Покровского, Василия Скворцова, Константина Скворцова, бывшего обер-прокурора Синода Александра Самарина, мирян Владимира Токаревского, Кирилла Матвеева, Феодора Челищева – к ссылке в Зырянский край на три года; священника Николая Семеняко – к ссылке в Зырянский край на два года; епископа Германа (Ряшенцева), диакона Михаила Шика и мирян Льва Хреновского, Иоанна Мещерского – к ссылке в Казахстан на два года; мирянина Константина Виноградова – к условной высылке в Зырянский край на два года; бывшего обер-прокурора Синода Владимира Саблера и крупного дореволюционного дипломата Павла Мансурова – к лишению права проживания в шести крупных городах с их областями. 17 августа 1926 года коллегия ОГПУ постановила: прекратить следствие по обвинению епископа Никона (Дегтяренко), члена церковного совета Сретенского монастыря Владимира Андронова, архимандрита Серафима Крутеня, келейника почившего Патриарха Тихона Константина Пашкевича, митрополита Серафима (Александрова), который был арестован только для того, чтобы ГПУ было удобней провести очную ставку с епископом Борисом (Рукиным).

http://fond.ru/kalendar/954/petr/

Другая группа хотя публично и не протестовала, но уклонялась от сотрудничества с Сергием, отказываясь от новых назначений, просясь под благовидными предлогами «на покой» и «в отпуска», а некоторые, не отвергая правомочности власти Сергия, в то же время не поминали его имени как заместителя местоблюстителя за богослужением и продолжали возглашать имя патриаршего Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) . Показательно, что даже современные церковные авторы, занимающие субъективно-политизированную, отвергающую позицию в отношении деятельности митрополита Сергия и его декларации, вынуждены признавать, что «круг архиереев, не отошедших от митрополита Сергия, был весьма широк» 109 . Они и вошли в третью группу, в которой насчитывалось до половины наличного состава епископов, среди которых такие авторитетные, как митрополиты Арсений (Стадницкий) , Никандр (Феноменов), Михаил (Ермаков), Серафим (Чичагов) ; архиепископы Иларион (Троицкий) , Евгений (Зернов), Петр (Зверев) , Прокопий (Титов), Амвросий (Полянский), Феофан (Туляков), Василий (Зеленцов), Борис (Шипулин); епископы Мануил (Лемешевский) , Николай (Ярушевич) , Венедикт (Плотников), Лука (Войно-Ясенецкий) и другие. Иерархи, исходя из объективных обстоятельств в Советской России, считали, что только устраняя политическое противостояние церкви и государства, сняв «недомолвки» и «недоговоренности» в отношении общественного и государственного устройства в СССР, можно было надеяться на то, что «тихоновская» церковь «выживет» в новых социально-политических условиях. Не случайно же, спустя годы, вспоминая сложившуюся тогда ситуацию, патриарх Алексий (Симанский) говорил: «Когда преосвященный Сергий принял на себя управление Церковью, он подошел эмпирически к положению Церкви в окружающем мире и исходил тогда из существующей действительности. Все мы, окружавшие его архиереи, были с ним согласны. Мы все Временным Синодом подписали с ним Декларацию 1927 года в полном убеждении, что выполняем свой долг перед Церковью и ее паствой» 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Епископ Борис согласился, но заявил, что один он ничего сделать не может, и отправил представителя ГПУ к Местоблюстителю, рекомендуя тому принять предложение ГПУ. Местоблюститель решительно отверг эту сделку. По Москве пошли слухи, что епископ Борис стал красным большевистским архиереем и замышляет новый раскол. Отношения между епископом Борисом и Местоблюстителем окончательно испортились. Епископ Борис, однако, не оставил своих попыток изменить порядок церковного управления и вновь вступил в переговоры с представителем ГПУ. Договорившись об условиях легализации, он потребовал от Местоблюстителя созыва архиерейского собора, предполагая сместить на нем митрополита Петра с поста. Будучи противником патриаршего управления, епископ Борис добивался отмены патриаршества и возвращения Русской Православной Церкви к синодальной форме правления — коллегией епископов. Местоблюститель решительно отверг все его предложения как провокационные.«Власти несомненно не допустят никакого свободного собрания православных архиереев, не говоря уже о Поместном соборе», — сказал он. Условия легализации, предложенные Местоблюстителю представителями ГПУ, были: 1) издание декларации, призывающей верующих к лояльности относительно советской власти; 2) устранение неугодных власти иереев; 3) осуждение заграничных епископов и архиереев; 4) контакт в деятельности с правительством в лице представителя ГПУ. Осенью 1925 года Местоблюститель все же решил составить и подать декларацию советскому правительству, показать, какими он видит отношения между Русской Православной Церковью и советским государством. Митрополит Петр набросал черновой вариант и отдельные пункты проекта декларации и передал его епископу Иоасафу (Удалову), прося написать текст. Владыка Иоасаф составил черновой текст, прочел его некоторым архиереям, жившим тогда в Даниловом монастыре, — епископам Пахомию (Кедрову), Парфению (Брянских) и Амвросию (Полянскому) — и после их замечаний внес в текст поправки и передал Местоблюстителю. Декларация так и не приняла окончательный вид.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Есть все основания полагать, что гораздо большее, чем соседи-архипастыри, воздействие на Местоблюстителя оказал через своих гонцов епископ Дамаскин, но рапортовать кремлевскому начальству об организованной им миссии, которую ОГПУ первоначально проворонило, никак было нельзя. Поэтому решено было выставить на первый план «архиепископа Амвросия Полянского и профессора-церковника Попова». Последнего, кстати, тоже арестовали только в феврале 1931 г., дали довольно мягкий приговор, а в 1932 г. и вовсе позволили ему вернуться в Москву – с «наиболее влиятельными черносотенцами» так не поступали. В целом из всего сентябрьского донесения Лубянки в Кремль соответствовало истине лишь то, что митрополит Петр переводился в изолятор. Во внешнем мире про новый арест Местоблюстителя мало кто узнал, многие продолжали думать, что он по-прежнему находился в Хэ. Спустя много лет, в 1960-е гг., митрополит Мануил (Лемешевский) писал: «Остаток жизни митрополит Петр провел в поселке на о. Хэ Обдорского района Тобольского округа. Находясь там, он составил “чин молебного пения о страждущем мире» и “чин краткого освящения воды с особой молитвой». Скончался в 1936 году» 1263 . В действительности, последние семь лет своей жизни Патриарший Местоблюститель провел не в Хэ (который, как уже говорилось, располагался не на острове, а на берегу Обской губы) и скончался (не своей смертью) не в 1936-м, а в 1937 г. Что касается новых богослужебных последований, то, может быть, он их и составлял (непонятно, правда, как об этом узнал Преосвященный Мануил), но они, к сожалению, если и были, видимо, не сохранились. 28 ноября 1930 г. (спустя три с лишним месяца после ареста) начальником 2-го отделения Секретного отдела Полномочного представительства ОГПУ по Уралу в отношении митрополита Петра было начато следствие по обвинению в том, что, «находясь в ссылке, он среди окружающего населения вел пораженческую агитацию, говоря о близкой войне и падении Соввласти и необходимости борьбы с последней, а также пытался использовать церковь для борьбы с Соввластью» 1264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010