Герцог Де-Брольи (католик) Глава I Жизнь святого Амвросия протекала в период внешнего и внутреннего распада Римской Империи. Особенного внимания она заслуживает потому, что этот отец Церкви, вместе с высотой духовного подвига, соединял в себе и доблести государственного деятеля. Занимая важнейшие посты в государстве и принимая близкое участие в его превратностях, Амвросий употреблял все свои силы, чтобы возродить духом новой веры разлагающееся общество того времени. Амвросий родился в Трире, в первой половине IV-ro столетия 1 , когда христианство , в силу эдиктов императора Константина, приобрело не только свободу исповедания, но пользовалось уже и некоторым покровительством государственной власти. Отец святого Амвросия был префектом Галлии, считавшейся тогда самой важной провинцией, так как она заключала в себе кроме Галлии, в собственном смысле, еще Испанию и Англию. Это был сановник выдающихся способностей, он принадлежал к древнему знатному сенаторскому роду, принявшему христианство еще во времена гонений. (При Диоклетиане один из отпрысков этого рода, – девушка, имя которой до нас не дошло, – запечатлела свою веру во Христа мученичеством). У Амвросия был брат Сатир и сестра Марцеллина. Воодушевленная с юных лет горячей верой, Марцеллина оставила родной дом и отправилась в Рим, к папе Либерию, с намерением принять обет девства и провести там остальную жизнь в строгом уединении. Сатир и Амвросий, оставшись в родительском доме, были примером трогательной братской дружбы. У обоих был одинаковый характер, одни и те же вкусы и почти одна и та же наружность, но младший Амвросий отличался сверх того еще особенной детской миловидностью. (Сохранилось поэтическое сказание, что к нему в колыбель, как к Платону, прилетали пчелы и с его уст собирали мед). После преждевременной смерти отца, Сатир и Амвросий вместе с матерью также переселились в Рим, центр тогдашней науки и просвещения, – с целью докончить там образование. Общество, окружившее их в Риме, было чуждо христианства, горячо исповедуемого ими с детства. Одряхлевший политеизм среди потомков патрицианских родов имел еще много последователей. Памятники, связанные с былым величием Рима, когда роды эти были на вершине могущества и славы, в их наследниках возбуждали чувство благоговения к старине. Они думали, что, удаляясь от верований и преданий прошлого, они нарушат свой долг по отношению к отечеству и предкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава XIII. «Императору принадлежат дворцы, священнику – церкви» (Амвросий. Письмо 24, 12) Неудача миссии Амвросия к Максиму и укрепление политического положения Валентиниана II подтолкнули Юстину к давно задуманному плану: отторгнуть у Медиоланской церкви одну из базилик для богослужений ариан. Кроме того, властная императрица хотела поставить строптивого епископа на место и оградить сына от его влияния. Ввиду того, что двор уступил Амвросию в споре об алтаре Победы, Юстина считала себя вправе настаивать на взаимной «услуге» со стороны церкви и просить уступить базилику для ариан. Конфликт из-за базилики в Медиолане, начавшийся в 385 г., явился самым крупным и серьезным из всех случавшихся до сих пор столкновений между христианской церковью и императорской властью, которое внешне было облечено в форму борьбы ортодоксального христианства с арианской ересью, и имело далеко идущие последствия не столько для судеб никейства и арианства, сколько для будущих отношений церкви и государства. Догорал закат. На дворе стоял теплый безветренный апрельский вечер 385 г. Амвросий тяжелыми шагами смертельно уставшего человека, прошел в угол своей небольшой комнаты, служившей ему кабинетом, и достал из старинного красивого ларца стиль, чернила и свиток чистого папируса. Сегодня предстояло написать важное письмо, и в таких случаях епископ обычно использовал дорогой папирус, а не вощеные таблички. Вернувшись к столу, за которым он имел обыкновение писать и к которому он относился с какой-то почти благоговейной любовью, доказательством которой служила его привычка постоянно поглаживать его гладкую поверхность во время раздумий над той или иной фразой своих произведений, Амвросий подлил масла в светильник и поймал себя на мысли о том, что он давно уже ничего не писал. Все последние дни прошли в крайнем напряжении, и он, и без того не отличавшийся крепким здоровьем, вдруг почувствовал страшную усталость. Однако отходить ко сну было еще рано, все епископские дела на сегодня были закончены, и Амвросий решил посвятить остаток вечера описанию только что произошедших событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Г. В. Прохоров Скачать epub pdf Часть третья. De officiis ministrorum св. Амвросия Meдuoлahckoro u De officiis Цицерона Различные решения вопроса о характере зависимости св. Амвросия в его De officiis ministrorum от Цицерона. Правильная постановка вопроса. Творение св. Амвросия De officiis ministrorum в течение многих столетий пользовалось у христиан большим вниманием и почитанием, как об этом можно судить, с одной стороны, по тем похвалам, которые дошли до нас от некоторых отцов и учителей церкви, 3358 а с другой, – по тем многочисленным спискам не только всего этого творения, но и отдельных частей его, 3359 которые сохранились до нашего времени. 3360 Объясняется это прежде всего церковным авторитетом св. Амвросия, а также тем, что долгое время (до Фомы Аквината) De officiis ministrorum было почти единственным опытом систематизации христианской этики, 3361 в котором христианское общество при разрешении возникавших в нём вопросов этического характера находило авторитетное указание. 3362 Мало того. Ввиду специального назначения данной книги – быть указательницей именно священнослужителей, трактат миланского святителя De officiis ministrorum в течение всего средневековья служил также теоретическим и практическим руководством для молодых клириков, готовившихся к пастырскому служению. 3363 Однако, и в самое последнее время интерес к названному творению св. Амвросия не только не ослабел, но, можно сказать, ещё более усилился, только интерес не практической нужды, а научной, вызванный особой близостью этого творения к сочинению Цицерона De officiis. Сходясь в признании факта подражаний и заимствований св. Амвросием из цицероновского сочинения De officiis, учёные исследователи разногласят между собой по вопросу о том, ограничилось ли подражание медиоланского епископа знаменитому римскому философу только внешней стороной дела – заглавием, планом и т. п., или же оно коснулось и самого содержания цицероновского De officiis. Другими словами: остался ли св. Амвросий в De officiis ministrorum истинно христианским моралистом, или же он привнёс в свой труд чуждый христианству огонь языческой этики Цицерона?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Г. В. Прохоров Скачать epub pdf Чем объяснить близкую зависимость св. Амвросия в его De officiis ministrorum от Цицерона? Предыдущие рассуждения привели нас к тому выводу, что, несмотря на всю свою близость к цицероновскому сочинению De officiis, св. Амвросий в своём трактате De officiis ministrorum остался именно христианским писателем. Пусть принцип христианской этики не намечен у него ясно и отчётливо, пусть он не проведён последовательно через всю книгу, пусть он затемняется иногда у св. отца языческо-цицероновским принципом, но несомненно то, что принцип христианской этики и авторитет Св. Писания св. Амвросий в данном творении ставит на первом месте, почему и книга его De officiis ministrorum запечатлена характером христианского произведения. Но этим утверждением, как мы уже показали выше, нисколько не отрицается факт копирования св. отцом цицероновского сочинения, а равно и весьма усердного (а иногда почти буквального) заимствования им из De officiis как общих моральных положений, так и отдельных нравственных предписаний языческой этики римского оратора (хотя бы даже и потерявшим под рукой св. отца свою языческую соль). Невольно напрашиваются вопросы: чем вызвана была нужда св. отцу обращаться к Цицерону, чем объяснить то, что св. Амвросий, проработавший на поприще богословско-литературной деятельности целых пятнадцать лет и, значит, достаточно уже ознакомившийся с христианской истиной, стал в такую чрезвычайную зависимость от языческого писателя, какой мы не наблюдаем ни в одном из его раннейших произведений, не говоря уже о более поздних? Ответ на поставленные вопросы мы начинаем с указания на то, что, хотя данное произведение, составившееся из тех бесед, которые св. Амвросий вёл в своём пресвитериуме, и появилось в свете в 390 – 391 годах, однако составлялось оно, как нами уже было упомянуто в своём месте, вероятно, не один год, причём самая мысль об этом трактате могла зародиться у св. Амвросия уже в первые годы его епископского служения, т. е., тогда, когда его богословские познания не были ещё так обширны и определённы, как в более позднюю пору его святительской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава VII. «Алтарь Христа не принимает Твоих даров, потому что Ты принес жертву алтарю идолов» (Амвросий. Письмо 17, 14) Первые годы епископства Амвросия не были отмечены никакими значительными событиями, связанными с противостоянием христианства и язычества, которым наполнен весь IV век и которое можно назвать главным антагонизмом эпохи. Амвросий был столь тесно связан со своим языческим прошлым и столь многим обязан этому прошлому, что с самого начала своего нового служения просто не мог объявить войну старой религии. Да и политика веротерпимости, проводимая Валентинианом I и на первых порах Грацианом, заставляла епископа до поры до времени воздерживаться от демонстрации своей позиции по отношению к факту мирного сосуществования двух враждебных религий в одном государстве. Однако острота проблемы не позволяла откладывать ее разрешение на бесконечно долгий срок. Процесс распространения христианства в Римской империи обычно называют термином «христианизация», и он включает в себя не только количественный рост сторонников веры в Христа, их появление в различных регионах римского мира и в разных социальных слоях римского общества. Христианизация включает также и становление христианской церкви, как элемента надстройки общественного строя, и взаимодействие и противоборство языческой и христианской культур. Очень важной стороной этого процесса была религиозная политика римских императоров, начиная с Константина, и их отношение к язычеству и христианству. Рассмотрение именно этого аспекта христианизации позволит лучше понять роль и место Амвросия Медиоланского в победе, одержанной христианством над язычеством на исходе IV в. Император Константин, осознавший, раньше своих соперников значение христианского фактора в политике, продолжал покровительствовать христианству и после Миланского эдикта. Правда, действовал он еще довольно осторожно и предоставлял привилегии церкви с определенными оговорками. Так, христианские клирики были освобождены от муниципальных повинностей, но, исходя из финансовых соображений, Константин запретил переход в клир куриалам, обладавшим большим состоянием, и были изданы законы о возвращении в курию лиц, ранее поставленных в церковные должности. В 326 г. Константин даже попытался сократить неумеренный рост количества клириков и установить церковные штаты: было издано постановление о том, чтобы новых клириков принимали только на места умерших. Однако уже тогда государству была не под силу задача регулирования роста церковной организации, и в конце концов забота о церковных штатах была передана компетенции епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Из истории Западного Богословия Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 6 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 Начала богословия святителя Амвросия Медиоланского Святитель Амвросий, епископ Миланский известен прежде всего как архипастырь и учитель благочестия, не боявшийся отстаивать свою веру перед лицом многочисленных еретиков и представителей государственной власти, но в не меньшей степени он был и богословом. Ему принадлежит более 30 сочинений по различным догматическим, экзегетическим, нравственно-аскети­чес­ким и литургическим вопросам. При этом в своем богословии святитель Амвросий удачно сочетает, с одной стороны, лучшие достижения западной и восточной богословской мысли своего времени, а с другой — теоретико-догматические элементы с нравственно-практическими.   1. Учение о Боге 1.1. Сущность и свойства Божии По учению святителя Амвросия, Бог есть самобытная и вечная Сущность, о чем говорит само греческое слово oЩs…a , которое, с точки зрения святителя Амвросия, произошло от греч. obsa (‘вечно-сущая’, О вере III.127; IV.100; О таинстве Господнего воплощения X.3). В Самом Себе Бог заключает только то, что есть Он Сам; Ему чужды всякие случайные, привходящие свойства (О вере I.106). По Своей природе Бог есть чистейший Дух, бестелесный, простой, лишенный всякой материальной сложности или составности (Шестоднев I.25; Об Аврааме II.58; Толкование на Пс XL.20; О вере I.106). Он безначален и бесконечен (Шестоднев I.9), невидим для глаз, невыразим словами, непостижим умом. Он — высшая и совершенная Природа, самобытное и высшее Благо, Полнота благости и добродетели (О вере I.14; Посл. к Иринею 5–10). Богу подобает “все, что можно ощутить из самого святого, самого прекрасного, самого могущественного” (О вере I.106). Бог все Собой наполняет, но никогда ни с чем не сливается. Он все проницает, но Сам никак не проницаем. Присутствуя одновременно повсюду, Бог, тем не менее, всюду остается целым (О вере I.106). По отношению к миру Бог есть его Творец, Правитель, Господь и Спаситель. 1.2. Триадология

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Оба сочинения относятся к одной теме, однако “О тайнах” более осторожно в ее раскрытии, чем “О таинствах”. Это дало повод считать “О таинствах” копией, которую святитель Амвросий адресовал новокрещенным на Светлой седмице, когда dis­cip­lina arcana не препятствовала говорить ему откровенно 3 . Шесть книг “О таинствах” соответствуют шести дням после Пасхи. Небольшое сочинение Святителя “Объяснение Символа” тесно связано с трактатом “О таинствах”. Долгое время оно оставалось не изданным по причине своей краткости. Две существующие рукописные традиции, Saint-Gall 188 и Vaticanus 5760, имеют “Объяснение Символа” непосредственно перед трактатом “О таинствах”. Это сочинение — не проповедь, а стенография объяснения Символа веры. Оно интересно тем, что является схваченным на лету, живым элементом оглашения, которое сохранилось для нас, живущих в эпоху, когда крещение детей стало обычным правилом. Точная датировка указанных сочинений неизвестна. О. Б. Бот­те относит “О таинствах” к 380–390 годам, а “О тайнах” — 387–391 годам 4 . Огласительное обучение святителя Амвросия покоится на двух основаниях: символизм обрядов и символизм Священного Писания. У святителя Амвросия таинства — это священные обряды, а тайны — глубинный смысл Писания. Символизм обрядов содержит основой символизм Божественного Писания, о которомнеофит еще не знает. Без сомнения, неофиты уже знают библейские рассказы, но до этого времени они извлекали из них только нравственные уроки. Они еще не знают о тайнах. Они уже научены обязанностям нравственной жизни, а теперь им предстоит постичь глубины христианской тайны (О тайнах 1,2). В этом смысл названия “О тайнах”: именно тайны Священного Писания послужат объяснением священных обрядов. Святитель Амвросий, как и другие Отцы, видит ценность библейских повествований не только в их историческом и нравственном аспектах, но и в их символизме. “Все Божественное Писание и символично, и таинственно, и нравственно”. Неофиты уже знают символическое и нравственное, теперь они будут изучать таинственное. Крещение — не конец, это начало, и необходимо, чтобы новые христиане отдавали себе отчет в том изменении, которое произошло в них.

http://pravmir.ru/tainstva-kreshheniya-i...

IV. Жизнь о. Амвросия от пострижения в монашество до принятия на себя старческого служения (1842–1860) На следующий год, т. е. в 1812 году, в жизни брата Александра совершилось одно весьма важное событие: он, по представлению своего начальства и согласно разрешению Св. Синода, 29 ноября, был пострижен в мантию 138 . В это время постриженному было уже ровно 30 лет. Лета для пострижения, разумеется, не молодые. Но для человека, пришедшего в обитель только три года тому назад, – пострижение в эти годы – очень раннее. Однажды в Бозе почивший старец рассказывал про это пострижение следующее: «Нас тогда через три года постригли. – Как тогда это скоро уж очень делалось, – заметил на это старцу один из слушателей. –Да, нет, ведь и тогда бывало, что лет по 12 живали послушниками до пострижения в мантию. А это так уж меня, – и старец махнул рукой, давая этим жестом понять, что я-де совсем не стоящий этого человек, что мне-де всю жизнь оказывали предпочтение не по заслугам» 139 . Но, во всяком случае, если его там скоро постригли, то на то было благословение старца, батюшки о. Макария. А последний, разумеется, хорошо уже знал душу молодого постриженика и надеялся на твёрдость его воли и приуготовленность духа к принятию мантии. Обычно в Оптиной пустыни в то время разрешения на пострижение из Св. Синода приходили к Великому посту; но в тот раз это разрешение пришло к октябрю. В объяснение этого почивший старец говорил, что тут всё «дело в том, что тогда служил в Синоде один мой товарищ, который мной весьма интересовался, но всё ещё не знал: где я нахожусь. А тут как представление к пострижению сделали, он узнал обо мне и сразу же ради меня выхлопотал немедленно разрешение на пострижение» 140 . Пострижение состоялось 29 ноября. Новопостриженный наречён Амвросием в честь Амвросия, Епископа Медиоланского (7 декабря). Монахам известно то значение, какое имеет пострижение. Этот момент, когда постригаемый совершенно забывает всё, кроме Бога, когда даже его внешние органы – слух и зрение – нечувствительны к внешнему миру, действительно, имеет значение перерождения человека. Это такой акт, который производит в душе прямо переворот. Причина сего заключается в гармоничном содейетвовании и благодатных и естественных сил: душа обычно бывает так настроена и возбуждена, что она способна бывает воспринимать сообщаемое в самую глубь своего существа, а обряд произнесший обетов и молитвы так содержательны, что могут наполнить всю душу. Момент пострижения естественно запоминается твердо и не забывается во всю жизнь. Когда монахам приходится бывать на чужих пострижениях, то без слёз они не могут смотреть на этот дорогой им обряд.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

В 354 году 12 умер отец св. Амвросия. Воспитание последнего теперь перешло всецело в руки его матери, которая вскоре после смерти мужа вместе с Сатиром и Амвросием переселилась в Рим. Несомненно, мать, и вообще семья, дала св. Амвросию хорошее христианское воспитание, которому он в значительной степени обязан той твёрдостью и ревностью в делах веры и благочестия, какими он отличался в своей последующей, ближе всего епископской, деятельности. Утверждая св. Амвросия в началах христианской веры и нравственности, его мать, принадлежавшая к аристократической фамилии Рима, позаботилась и об общем образовании своего сына, 13 т. е. о том образовании, которое знатные римские юноши, в том числе и христиане, получали в тогдашних школах. В школах этих, всецело пропитанных духом язычества, 14 главным и любимейшим занятием было изучение произведений отечественной словесности как прозаической, так и поэтической; на втором месте после отечественной стояла греческая литература. 15 Книги были переполнены языческой мифологией, а в самих школах царили языческие обычаи. 16 Конечно, для родителей-христиан, особенно настроенных пуритански, 17 такое положение вещей было весьма нежелательным, однако, дело обстояло так, что в этом случае они не имели выбора: им приходилось или совсем не посылать своих детей никуда, или посылать их к риторам. 18 Правда, некоторым утешением для христиан могло служить то обстоятельство, что среди учителей языческих школ встречались иногда и их единоверцы, 19 однако, утешения здесь было ещё немного, так как, с одной стороны, это случалось не часто, а, с другой, – эти христианские учители не могли изменить принятого римскими школами курса, до самого конца остававшегося языческим. 20 Но, повторяем, выбора не было, и христианам волей-неволей приходилось получать образование по той самой системе, которая издавна установилась в языческом Риме, 21 тем более, что знание древней литературы и вообще образование в тогдашних, т. е. средней и высшей, школах почиталось, с одной стороны, необходимым для каждого образованного человека, а с другой, – обязательным для ищущего более или менее высшей общественной должности. 22

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В.С. Дуров Предлагаемая книга представляет собой серию очерков о всех значительных латиноязычных авторах христианской античности от Тертуллиана до Драконтия, сочинения которых рассмотрены главным образом с точки зрения их художественной выразительности, своеобразия языка и стиля. Для всех, кто изучает историю зарубежных литератур и интересуется культурой раннего христианства. Моим сыновьям Николаю и Павлу Предисловие Предмет этой книги – латинская христианская литература III–V вв., т.е. последних веков античности. Первое оригинальное произведение христианского автора на латинском языке появилось в 197 г. Концом античного мира и началом средневековья традиционно считается 476 г., когда вождь германских наемников Одоакр низложил последнего римского императора Ромула Августула. Западная Римская империя распалась на несколько варварских королевств, и на смену язычеству пришла христианская цивилизация. В творческом отношении самым плодотворным является период, который охватывает IV – первую треть V в., получивший название «золотого века» патристики. Он прославлен именами выдающихся писателей Отцов Церкви Амвросия Медиоланского , Иеронима Стридонского , Аврелия Августина , поэтов Пруденция, Павлина Ноланского и других. В это время полностью оформляются основные жанры христианской литературы: проповедь , послание, трактат, житие, хроника, гимн. Полемика с еретиками и раскольниками придает литературе этого периода особую остроту и динамичность. Предлагаемая книга представляет собой серию разных по величине очерков о всех значительных латиноязычных авторах христианской античности от Тертуллиана до Драконтия, сочинения которых рассмотрены главным образом с точки зрения их художественной выразительности, своеобразия языка и стиля. Проблемы, относящиеся к христианской теологии, организации ранней Церкви, ересям и схизме, затронуты лишь в необходимых пределах. О них можно подробно узнать из специальной литературы, список которой дается в приложении. Остается выразить надежду, что книга будет полезна всем, кто изучает историю зарубежных литератур и интересуется культурой раннего христианства. Часть I. Истоки и становление латинской христианской литературы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010