Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 85-116 заседания Священного Синода от 6 октября 2006 г Ниже публикуются Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 6 октября 2006 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке. Публикуемые ниже Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины Владимир ; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир ; Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет ; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ; архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет ; архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл ; епископ Новогрудский и Лидский Гурий ; епископ Барнаульский и Алтайский Максим ; епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий ; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент . ЖУРНАЛ 85 В заседании Священного Синода под председательством Патриарха Слушали : сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшейся встрече Его Святейшества с кардиналом Диониджи Теттаманци, архиепископом Милана. Справка 2 октября 2006 года в Синодальной резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Его Святейшества с делегацией Римско-Католической Церкви во главе с кардиналом Диониджи Теттаманци, архиепископом Милана. Кардинал Теттаманци передал Предстоятелю Русской Церкви ковчег с частицей мощей святителя Амвросия Медиоланского, а также мощи других святых IV века. Во встрече также принимали участие епископ Тернии-Нарни-Амелии Винченцо Палья, викарий архиепископа Миланского епископ Франческо Коккопальмерио, модератор Миланской курии священник Джанни Цаппа и другие официальные лица.

http://mospat.ru/archive/86323-zhurnaly-...

прот. Александр Гринь Три труда свт. Амвросия Медиоланского «Объяснение Символа веры » (Explanatio Symboli), «О таинствах» (De sacramentis) и «О тайнах» (De mysteriis) представляют собой огласительные поучения, в которых объясняются основные положения христианской веры и раскрывается смысл таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Если подлинность трактата myst. никогда не вызывала серьезных сомнений, то сочинения expl. symb. и sacr., напротив, долгое время не признавались аутентичными. При сравнении тестов sacr. и myst. возникало много вопросов, но прежде всего бросалось в глаза их, так сказать, «непохожее сходство». В самом деле, несмотря на общность темы, между sacr. и myst. сушествует как значительное сходство, так и немало различий. С одной стороны, оба сочинения адресованы новокрещеным и содержат объяснение священнодействий таинств; в них описываемся и подразумеваются, по сути, одинаковые обряды, а объяснение дается в более или менее схожих терминах. С другой стороны, между сочинениями существуют различия по жанру, содержанию и стилю. Текст sacr. представляет собой серию проповедей, в то время как myst. – цельный литературный трактат, который сохраняет лишь видимость проповеди (автор обращается к читателям так, как если бы они были слушателями). К тому же по объему трактат явно выходит за рамки проповеди. Sacr. содержит молитвы и формулы обрядов таинств, обширные выдержки из Евхаристического канона, а также толкование молитвы Господней. Ничего этого мы не находим в myst. Но важнее всего то, что sacr. явно уступает по литературному стилю и отделке myst. и другим трудам, несомненно принадлежащим свт. Амвросию. Стиль sacr. теряется за многочисленными повторениями и постоянными вопросами, которые могут показаться наивными и излишними. Подлинность sacr. не ставилась под сомнение до эпохи Реформации. Сочинение вошло в рукописную традицию под именем свт. Амвросия, и в IX в. на него ссылаются как на подлинный текст Пасхазий Радберт и Ратрамн из Корби. Но в XVI в. появляются критики аутентичности этою текста: сначала протестантские, а затем и католические ученые выдвигают ряд аргументов: sacr. сильно отличается по стилю от других сочинений свт. Амвросия; сомнительно, чтобы свт. Амвросий написал труд, копируя собственное сочинение myst.; в других трудах свт. Амвросия нигде не встречается критика жителей Медиолана за редкое причащение; критическое отношение к Римской Церкви не характерно для свт. Амвросия; упрек и адрес греков за причащение раз в году мог возникнуть только после времени свт. Иоанна Златоуста (ум. 407).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского  сочельника (7–17 января 2025г. включительно). Они называются также святыми вечерами. Святить период между Рождеством Христовым и Богоявлением Церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина , произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского . Продолжительность Святок Какова продолжительность Святок? Когда они начинаются и когда заканчиваются? На эти, казалось бы, простые вопросы в церковной литературе даются разные ответы. Фактически существует 4 (!) точки зрения на продолжительность Святок: I. 7–17 января (11 дней). Эта точка зрения отражена на нашем сайте, часто такая продолжительность указывается в календарях как сплошной период, в течение которого нет постных дней. Такая точка зрения лишена недостатков: во все дни периода совершаются богослужения с праздничными особенностями, поста нет. II. 8–19 января (12 дней). В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12. В частности, известный литургист середины XX века Г. И. Шиманский указывает для Святок период от Собора Богородицы до Крещения Господня. Однако в такой точке зрения два изъяна 1) в Святки включается день строгого поста – Крещенский сочельник; 2) почему-то Крещение Господне включается в период Святок, тогда как равный ему по степени торжественности праздник Рождества Христова – нет. III. 7–18 января (12 дней). Эта точка зрения отражается на некоторых электронных ресурсах (как правило, нерелигиозных). Эта точка зрения – фактически вариация предыдущей, имеет те же недостатки: в период Святок включается Крещенский Сочельник, а из двух Господских праздников один (Рождество Христово) считается, тогда как другой – нет. IV. 7–19 января (13 дней). В этом случае Святками считается весь период от Рождества Христова до Богоявления, такая позиция отражена в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) . (Впрочем, сам автор допускает ошибку: говорит о 12 днях Святок, хотя по факту указывает период в 13 дней). В таком подсчете только один недостаток: в Святки включается день строгого поста – Крещенский сочельник. Три периода святок их богослужебные особенности

http://azbyka.ru/svyatki

Разделы портала «Азбука веры» Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. Ссылки Сейчас в разделе 433  чел. Всего просмотров 16 млн. ©2024 Молимся по часам к содержанию О традициях поста Можно ли себе представить, что, увидь святой Ипполит Римский (II в.) практику пощения, которую мы сейчас знаем, он назвал бы её странной и парадоксальной? Можно! Ведь именно так он и его современники, включая Амвросия Медиоланского , эту практику и характеризовали. А дело в том, что со II века, под влиянием ереси монтанистов, воздержанием от скоромной пищи стали подменять понятие поста, под которым изначально понималось кратковременное воздержание от любой еды (даже «постной»). Возврат к истокам традиции позволяет снять такие недоразумения, как возможность послабления больным, путешествующим и прочим «льготным» категориям людей, а также решает проблему празднования Нового года без нарушения Рождественского поста, не переходя при этом на григорианский календарь. Неожиданные, но традиционные рекомендации пощения предлагает священник Вадим Коржевский в интервью 2020 года. Обоснования актуальности утраченной практики постов, исторические примеры различных форм пощения, рекомендации и практические советы в отношении пищевого режима содержатся в видеороликах. Ответы на вопросы 1. Что такое пост? Обычно для наших современников из православной или околоправославной среды пост ассоциируется с постными продуктами, в наборе которых нет (или почти нет) пищи животного происхождения. Для древних же существен­ным в посте считался не род пищи , а час её вкушения и, соответственно, продолжительность полного воздержания от неё .

http://azbyka.ru/chaso-slov/o-tradicziya...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Амвросий: святитель, споривший с царями, и немощный старец, помогавший всей России 7 мин., 10.07.2014 10 июля Православная Церковь вспоминает одного из самых известных святых — преподобного Амвросия Оптинского. Этому редкому имени, а также небесному покровителю преподобного Амвросия — святителю Амвросию Медиоланскому посвящен текст в рубрике «Значение имени» . Значение имени Амвросий В это трудно поверить, но пик популярности имени Амвросий в России за последние сто лет приходится на 1998 год. Нет, это вовсе не значит, что шестнадцать лет назад каждого второго новорожденного мальчика называли Амвросием. Скорее пропорция была обратной: как минимум двум мальчикам из десяти тысяч новорожденных родители давали имя Амвросий. Ранее не удавалось зафиксировать даже такого числа. Вообще, имя Амвросий в нашей стране никогда не входило даже в тридцатку популярных мужских имен. Другое дело европейские страны. Практически в любом из европейских языков мы его обнаруживаем. У англичан оно звучит как Эмброуз, у немцев — Амбросиус, у испанцев — Амбросио, у итальянцев — Амброджо, а в уменьшительной форме и вовсе Джотто, у венгров — Амбруш, у поляков — Амброджий. В Европе это имя имеет еще и женский вариант: Амбруазин — у французов и Амброси — у испанцев. Краткое обращение Эм — это уменьшительная форма английского варианта Эмброузин. в России же имя Амвросий прочно стоит особняком в ряду мужских и сугубо церковных имен, распространенных среди священства. Это имя чаще принимали монахи при пострижении и редко его давали детям по святцам. Впрочем, статистические данные указывают, что и вы тридцатые годы XX века, и в военные сороковые, и в шестидесятые, то и дело в нашей стране появлялись мальчики, в метриках которых значилось: Амвросий. Имя Амвросий имеет греческое происхождение. Созвучие имени с «пищей богов» у древних греков здесь вовсе не случайно. И амброзия (амбросия) «μβροσα», дарящая вечную молодость богам-олимпийцам, и Амвросий «μβρσιος» — слова однокоренные, различающиеся в лингвистическом отношении лишь по роду. «μβρσιος» значит «бессмертный, неумирающий».

http://foma.ru/imya-amvrosij-svyatitel-s...

Самый ранний источник сведений о жизни З.- послание свт. Амвросия Медиоланского к Сиагрию, еп. Веронскому ( Ambros. Mediol. Ep. 5. 1//PL. 16. Col. 891), написанное ок. 380 г. (см.: Ordo Epistolarum secundum temporum rationem distributarum asseritur//PL. 16. Col. 853B; Bigelmair. 1904. S. 52; Grazioli. 1940. P. 185; L ö fstedt, ed. 1971. S. или ок. 395-397 гг. (см.: Dudden H. The Life and Times of St. Ambrose. Oxf., 1935. Vol. 1. P. 154. Not. 12; Paredi A. S. Ambrogio e la sua età. Mil., 19602. P. 461), в к-ром З. упоминается как «святой памяти Зинон» (Zeno sanctae memoriae), т. е. уже почивший почтенный епископ. Блаженные Иероним Стридонский, Августин, еп. Гиппонский, и др. современники З. хранят о нем молчание. Только в V в. св. Петроний , еп. Бононии (ныне Болонья) (см.: Morin G. Deux petits discours d " un évêque Petronius//RBen. 1897. Vol. 14. P. 3-8), упоминает о «дне памяти святого Зинона» (natale sancti Zenonis), к-рого он называет «выдающимся архиереем Христовым» (egregius Christi pontifex - Petronius. Sermo in natale S. Zenonis//PLS. T. 3. Col. 141; CPL, N 210). Затем в VI в. о «блаженном Зиноне мученике и архиерее» (beatus Zeno martyr atque pontifex) упоминает свт. Григорий I Великий в связи с чудесными событиями, происшедшими в церкви, где покоились мощи З. ( Greg. Magn. Dial. III 19). Последние исторические сведения о жизни З. относятся к каролингской эпохе. Сохранились два перечня веронских епископов, восходящие к церковным диптихам и датируемые кон. VIII - нач. IX в.: это археологический памятник под названием Velo di Classe ( Cipolla C. Il Velo di Classe//Le Gallerie Nazionali Italiane. R., 1895/1896. Vol. 3. P. 195-249. Verona, 1972r; Mazzotti M. Il Velo di Classe//Nova Historia. 1955. Vol. 7. P. 5-14) и лит. памятник «Стихи о Вероне» (Versus de Verona//MGH. Poet. Bd. 1. S. 118-122; Pighi, ed. 1960. P. 152-154; др. название: Rhythmica antiqua Veronae//PL. 136. Col. 765-768 (с лакунами)). В обоих документах З. упоминается как 8-й епископ г. Вероны. Наконец, ок. 800 г. нотарий Коронат написал пространное «Слово о житии св. Зинона» ( Coronatus. Sermo de vita S. Zenonis//PL. 11. Col. 199-204; CPL, N 209). Позже появилась стихотворная версия этого Жития - «Стих о жизни св. Зинона» (Rhythmus de vita S. Zenonis//PL. 11. Col. 204-206; MGH. Poet. Bd. 4. S. 577-580; CPL, N 209a). Мн. сведения о жизни З., содержащиеся в текстах каролингской эпохи, носят легендарный характер (см.: Vecchi. 1984. P. 143-166; Jeanes, ed. 1995. P. 15).

http://pravenc.ru/text/199839.html

Скачать epub pdf 12 июля – праздник апостолов Петра и Павла. Их называют еще святыми и первоверховными 1 . Обычно к этому празднику готовятся постом, который так и называется Петровский или апостольский. Его продолжительность бывает разная, в зависимости от дня Пасхи. Если Пасха ранняя, то пост будет длинный, если поздняя, то он может длиться чуть больше недели. Правда, так было не всегда, и еще в 12 веке Феодор Вальсамон (+ ок. 1195) 2 , знаменитый толкователь церковных правил, напоминал: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла… миряне и монахи обязаны поститься…» 3 . Значит, в его время продолжительность этого поста еще не была четко установлена, и во многих местах он мог начинаться только за неделю до самого праздника. День памяти двух апостолов известен уже с глубокой древности и отмечался как на Востоке, так и на Западе 29 июня. Эта дата осталась и до сих пор. Только у юлианского календаря, которым по-прежнему пользуются в Русской Церкви, две недели разницы с нашим обычным гражданским календарем, григорианским. Вот почему и получается 12 июля. Первые упоминания о празднике Апостолов Петра и Павла восходят к 4 веку. В царствование Константина Великого (+337) в Константинополе в их честь воздвигли величественный храм, а от знаменитых проповедников этого времени – Амвросия Медиоланского (+397) , Григория Богослова (+389), Иоанна Златоуста (407), блаженного Августина (+430) сохранились вдохновенные проповеди и поучения в честь апостолов. К 6 – 7 веку входит в обычай отмечать этот праздник особенно торжественно. Сохранилось свидетельство некоего Феодора чтеца , который пишет: «Один римский сенатор Фест, прибыв в столицу по делам к императору Анастасию (491–518), убеждал праздновать праздник верховных апостолов Петра и Павла с особой честью и благоговением. Хотя и до просьбы Феста этот день был праздничным, то теперь его стали проводить с гораздо более большей торжественностью» 4 . Интересно, что многие песнопения праздника написал в 8 веке очень почитаемый в Церкви святой Иоанн Дамаскин . Их до сих пор поют на богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Скачать epub pdf Большой праздник – Вход Господень в Иерусалим 1 . В народе его называют еще Вербным Воскресеньем. Праздник этот очень древний. Первые упоминания о нем восходят уже к третьему – четвертому векам. Сохранились проповеди известных проповедников того времени – Мефодия Патарского (+311), Амвросия Медиоланского (+397), Иоанна Златоуста (407), Прокла, архиепископа Константинопольского (+446) и других 2 . Вообще, христианский праздник – не просто одно из торжеств, к которым мы привыкли в обыденной жизни. Это скорее созерцание и пища для ума и сердца 3 . Так и Вербное воскресенье делает из нас свидетелей и символических участников исторического события, которое описывают все 4 евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Я думаю, что этот евангельский сюжет знают почти все. Помните, приближались последние дни земной жизни Иисуса, и Он решил идти в Иерусалим. Ученики привели Ему осленка, возложили на него свои одежды и посадили на него Своего Учителя. Собралось множество людей, которые кричали: «Осанна, т.е. спаси нас, Сын Давидов, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!». Одни снимали с себя одежды и постилали их под ноги Иисуса, а другие резали финиковые ветки и ими постилали путь или потрясали в воздухе. Народ радовался и ликовал, а Господь скорбел. Уж Он-то знал, как переменчиво мнение этих людей, и что скоро они же вместо «осанна» будут вопить: «Распни, распни Его». Вот как замечательно описывает это настроение Спасителя святитель Димитрий Ростовский (+ 1709): «О люди! Как трость колеблется ветром, так и вы колеблетесь непостоянством! Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете мне почести, а через несколько дней обесчестите Меня. Ныне вы режете ветви с деревьев, а через несколько дней эти самые деревья вы будете рубить и тесать для креста Мне. Ныне вы подстилаете ветви под ноги, а через несколько дней вы возложите на хребет Мой палки, розги и бичи, избивая Меня и причиняя Мне многие раны. Ныне вы со славою встречаете Меня, а через несколько дней вы будете с ругательствами вести Меня на распятие. О непостоянство человеческое! О непрочность и скорая отмена чести и славы мира сего!» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Скачать epub pdf В день великого праздника Рождества Христова вниманию читателей портала предлагается статья священника Михаила Желтова , посвященная обзору византийских песнопений рождественского богослужения. Тема вочеловечения Сына Божия присутствует в христианской гимнографии с древнейших времен. Но песнопения, специально посвященные Рождеству Христову, начали появляться только с IV века. Древнейшие из известных – несколько кратких гимнов, принадлежащих перу святых Илария Пиктавийского († 367) и Амвросия Медиоланского († 397), а также Пруденция († после 405). Среди греческих песнопений в честь праздника Рождества Спасителя наиболее древними датированными гимнами являются кондаки преподобного Романа Сладкопевца († 1-я пол. VI в.), созданные на рубеже V и VI веков. Это не означает, что более древних гимнов не было – среди тех текстов, что дошли до нас в позднейших сборниках рождественских песнопений, могут присутствовать композиции (или их фрагменты) V и, возможно, даже IV века, – но для датировки таковых не имеется оснований. Наиболее известен тот кондак преподобного Романа, с которого, по преданию, и началась его слава песнописца. Этот кондак состоит из 24 строф («икосов»), первые буквы которых образуют акростих: Το ταπεινο ομανο μνος («Гимн смиренного Романа»). Икосы предваряются проимием (вступлением) παρθνος σμερον τν περοσιον τκτει· – Дева днесь Пресущественнаго раждаетъ... 1 . Именно этот проимий известен нам сегодня как «кондак» Рождества, хотя в действительности кондаком первоначально называлось само многострофное произведение как единое целое, а не одно лишь краткое вступление к нему. В современных богослужебных книгах выписывается только первый икос из кондака прп. Романа, ниже помещен русский перевод полного текста кондака (перевод иером. Иакова (Цветкова) 2 , с нашей правкой): Проимий (вступление): Сегодня Дева рождает Превысшего всякого существа, а земля приносит вертеп Неприступному; ангелы вместе с пастырями славословят, волхвы же со звездой путешествуют: ибо ради нас родился Юный Младенец, Предвечный Бог!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Ф. Садов Так как в патриотической литературе, по отношению к разъяснениям пастырям обязанностей их служения, существуют поучительные и назидательные труды св. отцов: Иоанна Златоустог о (347–407) и Амвросия Медиоланского (340–397), то при изложении содержания сочинения св. Григория «Правило пастырское», представляется целесообразным обратить внимание на отношение их трудов к труду св. Григория (604). Ещё в «пастыре» Ерма 1 , сочинении, имеющем в виду благоустроение жизни христиан сообразно заповедям Христовым и заключающем в себе призвание к жизни Христовой неверующих, предлагаются наставления пресвитерам. «Вам теперь говорю, – говорится в «пастыре» Ерма , – которые начальствуете в Церкви и председательствуете... Как хотите вы воспитывать избранных Божиих, когда сами не имеете научения? Поэтому вразумляйте себя взаимно, и будьте в мире между собою («Пастырь» Ерма , 1:3, 9). После Ерма следует упомянуть о письме бл. Иеронима (к Непоциану об обязанностях клирицов 2 ), каковое письмо, в котором отношении может быть рассматриваемо, как зачаток тех наставлений пастыря, в которых впоследствии предложили в своих трактатах об обязанностях пастырей св. Амвросий и Григорий Двоеслов ; ибо многочисленные руководственные указания бл. Иеронима пастырям вышеназванными св. отцами были раскрыты в подробных наставлениях. Хотя в письмах бл. Иеронима довольно значительное место занимают наставления священникам (вызванные обстоятельствами времени 3 ), однако здесь даются указания и относительно общих требований пастырского служения. Так бл. Иероним ставит на вид пастырям и вообще клирикам, что о достойном прохождении их служения им напоминает само имя, которое им усвояется (Христос). «Когда я доля Господа и наследный удел Его ( Втор.32:9 ), а потому не имею доли с прочими коленами, но как левит и священник, живу десятинами» ( Втор. 18:1 ) говорит он, «когда служа алтарю, получаю пропитание от вещей, приносимых к алтарю ( 1Кор.9:13 ), то имея пищу и питье, пусть сим доволен буду» ( 1Тим.6:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010