Содержание Предисловие переводчика Житие свт. Амвросия     Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, по праву может быть назван одним из великих отцов неразделенной христианской Церкви, имя которого наряду с именами блж. Иеронима , Августина и свт. Григория Двоеслова вошло в число великих западных учителей Церкви (magni doctores Ecclesiae), а на Востоке почиталось наравне с великими учителями и святителями Василием Великим , Григорием Богословом и Иоанном Златоустом . Свт. Амвросий родился ок. 339/340 г. 1 в г. Августа Треверов в Галлии 2 в семье, принадлежавшей к потомственной римской аристократии и имевшей христианские традиции. Среди его предков наряду с консулами была и св. дева Сотерия, пострадавшая в гонение Диоклетиана 3 . Отец Амвросия, которого также звали Амвросий, занимал высокий пост преторианского префекта Галлии и заведовал гражданским управлением всех западных провинций империи 4 . После его гибели семья Амвросия переехала в Рим 5 . Впоследствии его старшая сестра Марцеллина 6 приняла монашество, а брат Сатир стал чиновником. После избрания Амвросия в епископы Сатир помогал ему в церковных делах и постарался снять с брата бремя хозяйственных забот 7 . Амвросий, самый младший в семье, обучался грамматике, риторике и юриспруденции, получив образование, обычное для людей его круга, готовившихся к государственной карьере. Его образованность и начитанность были весьма велики, в своих творениях он цитирует не только Цицерона, Вергилия, Горация, Саллюстия, Лукреция и других латинских авторов 8 , но и греческих, например Платона и Плотина. Началом светской карьеры будущего епископа стала должность адвоката в Сирмии, в судебном ведомстве префектуры Иллирик, куда он был назначен ок. 365 г. 9 Молодой юрист столь успешно трудился, что был замечен префектом претория Клавдием Петронием Пробом и назначен на должность советника 10 . Ок. 370 г. Проб ходатайствовал перед императором Валентинианом I о назначении Амвросия на должность губернатора (с титулом консуляра) провинций Лигурия и Эмилия с центром в Медиолане (совр. Милан), где с конца III в. находилась одна из западных императорских резиденций 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Содержание Введение Глава I. Время, в котором он «был потерян» Глава III. «Я стал учить вас тому, чему и сам еще не научился» Глава IV. «Арианский яд» Глава V. У истоков великого церковного раскола, или разногласия «между самими правоверными» Глава VI. «Превосходнейшему Августу Грациану и христианнейшему принцепсу Амвросий епископ» Глава VII. «Алтарь Христа не принимает Твоих даров, потому что Ты принес жертву алтарю идолов» Глава VIII. «Скорблю о тебе, любимейший сын мой Грациан; ты дал нам много доказательств своего благочестия» Глава X. «Вы просите у императора мира для своих богов, мы же испрашиваем у Христа мира для самих Императоров» Глава XII. «...Я не общался с епископами,...которые просили предать смерти неких людей, пусть и уклонившихся в сторону от веры...» Глава XIII. «Императору принадлежат дворцы, священнику – церкви» Глава XIV. «Ты привел меня к Нему без моего ведома, чтобы Он привел меня к тебе с моего ведома» Глава XV. «...в самых военных делах, думается, нужно обращать внимание на то, справедливы ли эти войны или нет» Глава XVI. «...он сложил с себя царские знаки отличия и публично в церкви оплакивал грех свой...» Глава XVII. «...небо придет на помощь твоему благочестию, которое спасет римскую империю от варварской дикости разбойников и от царствования недостойного узурпатора» Глава XVIII. «...с уходом из жизни такого человека, Италии будет угрожать гибель» Заключение Эпилог Амвросий Медиоланский – человек, политик, епископ     Книга кандидата исторических наук Казакова М. М. освещает одну из интереснейших и драматических эпох истории мировой цивилизации – христианизацию Римской империи в IV веке. В центре внимания автора находится личность отца церкви, выдающегося политика, епископа и писателя Амвросия Медиоланского , одной из ключевых фигур едва ли не всех бурных политических событий, происходивших на западе в последней четверти IV столетия. В книгу включено множество выдержек из произведений Амвросия и других позднеантичных авторов, значительная часть которых публикуется на русском языке впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМВРОСИЙ Аврелий [лат. Aurelius Ambrosius] (ок. 339, Августа Треверов, совр. Трир - 4.04.397, Медиолан, совр. Милан), свт. (пам. 7 дек.), еп. Медиоланский (с 7.12. 373), один из великих зап. отцов Церкви. Житие Источником сведений о жизни А. являются прежде всего его творения, среди к-рых наибольшее значение имеют письма, датируемые периодом с 379 по 396 г. Житие А., написанное в 412-413 гг. его последним секретарем св. Павлином Медиоланским по просьбе блж. Августина , вполне заслуживает доверия, поскольку автор пользовался сведениями, полученными от близких к А. лиц (его сестры Марцеллины и др. «достойнейших доверия людей»). Большое значение имеют также «Церковные истории» Руфина , Сократа , Созомена и особенно блж. Феодорита Кирского . Созданные на основе последней греч. жития, одно из к-рых приписывается св. Симеону Метафрасту (X в.), имеют с исторической т. зр. второстепенное значение, равно как и анонимное лат. житие IX в. Дата рождения А. устанавливается по его собственному свидетельству о том, что он достиг 53-летнего возраста ко времени неких бурных событий в империи (Ep. 59. 4). Относя эти слова к гос. перевороту, устроенному Арбогастом (392), рождение А. обычно датируют 339 г. ( Dassmann. S. 362 - называются также 330, 334 и 337 гг.). Родители А. происходили из Рима и принадлежали к аристократическим семьям с давними христ. традициями: среди его родни наряду с консулами была св. дева Сотирия, принявшая мученичество в гонение при имп. Диоклетиане (Exhort. virg. 12. 82). Отец его, Аврелий Амвросий, занимал высокий пост префекта Галлий и ведал гражданским управлением зап. провинций империи с резиденцией в Августе Треверов. После его гибели во время похода имп. Константина II в Италию (340) мать А. с малолетними детьми переехала в Рим. Старшая сестра А., Марцеллина, в 353 г. приняла монашество. Его брат Ураний Сатир, также не вступивший в брак, стал чиновником и впосл. помогал Медиоланскому епископу; он скончался в 375 г. после изнурительной поездки в Африку по церковным делам. А., самый младший в семье, изучал грамматику, риторику и юриспруденцию, получив образование, обычное для людей его круга, готовившихся к карьере на гос. поприще. Его образованность и начитанность были весьма велики: он свободно владел ораторским искусством на лат. и греч. языках, увлекался философией и лит-рой, особенно Платоном , в его творениях весьма часты реминисценции из Цицерона , Вергилия , Светония и др.

http://pravenc.ru/text/114346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАУДЕНЦИЙ († ок. 410), св. (пам. зап. 25 окт., 27 апр. перенесение мощей), еп. г. Бриксия (совр. Брешиа, Сев. Италия), церковный писатель. Жизнь О жизни Г. известно гл. обр. из его проповедей и предисловия к ним, а также из неск. писем свт. Иоанна Златоуста , соч. «Диалоги о жизни св. Иоанна Златоуста» прп. Палладия , еп. Еленопольского, и посвященного Г. перевода Руфина Аквилейского соч. «Recognitiones», приписываемого Клименту Римскому. Незначительные дополнения к этим сведениям содержатся в речи Рамперта, еп. Бриксии (IX в.), по поводу обретения мощей еп. Бриксии св. Филастрия и в «Церковной истории» визант. историка Никифора Каллиста Ксанфопула . Время рождения Г. неизвестно. Вероятно, он происходил из Сев. Италии, из Бриксии или ее окрестностей. Был близок к еп. св. Филастрию, возможно был клириком. Ок. 386 г. Г. предпринял путешествие на Восток, видимо, с целью посвятить себя монашеской аскезе, подобно др. своим современникам. В г. Кесария Каппадокийская он познакомился с 2 племянницами свт. Василия Великого , настоятельницами жен. мон-ря, к-рые передали ему частицы мощей Севастийских мучеников ( Gaud. Tract. 17). Возможно, в Иерусалиме он познакомился с Руфином Аквилейским и св. Сильвией, сестрой префекта претория Востока Руфина. После смерти св. Филастрия (после 384/5 г.; блж. Августин видел св. Филастрия в Медиолане (совр. Милан), в 384-387 гг.- Aug. De haer. Praef.) Г. был избран на кафедру Бриксии. Однако, ссылаясь на молодость, он не хотел принимать бремя епископского служения и оставался на Востоке. Только после настойчивых требований жителей Бриксии, обращений свт. Амвросия Медиоланского и др. италийских епископов ( Gaud. Tract. 16) Г. согласился принять сан. Рукоположение было совершено в Бриксии при участии свт. Амвросия (Ibidem; до 397 - даты смерти свт. Амвросия). Известно, что Г. занимал епископскую кафедру не менее 14 лет ( Gaud. Tract. 21; Ramp. De Transl. Philast. 9).

http://pravenc.ru/text/161744.html

священник Андрей Лысевич, епископ Феодорит (Тихонов) Аннотация Всё чаще на страницах российских изданий, посвящённых традиции толкования апостольских посланий, можно встретить имя древнего римского автора Амвросиаста . Однако сведения о том, как появилось это необычное имя в латинской патристике, часто представлены неполно и с искажениями. В настоящей статье собраны наиболее достоверные сведения из иностранной исследовательской литературы, кроме того, описаны результаты собственного анализа реминисценций «Комментария Амвросиаста на послание апостола Павла к Римлянам» в латинской письменности. Анализ проводился на основании методики маркерных слов и метода мотивного анализа. Появление имени Амвросиаста исследуется в статье в несколько этапов: атрибуция его произведений близкими по времени авторами от блж. Августина до Кассиодора; цитация его произведений более поздними латинскими писателями; развитие вопроса с началом книгопечатания. В статье приводится наиболее вероятная версия появления имени Амвросиаст.н6 Чаще всего человек получает имя при рождении. Иногда говорят, что автор получает имя, когда его произведения получают широкую известность. Но совсем иначе получилось с именем древнего римского экзегета Амвросиаста 1 . Имя это было дано автору более чем через тысячу лет после его настоящего рождения и значительно позже того времени, когда его произведения приобрели популярность. Опираясь на внутренние свидетельства 2 , можно указать место и время его жизни: Рим при папе Дамасе (366–384). Можно даже утверждать, что его произведения пользовались уже тогда определённой известностью, однако даже современники затрудняются назвать имя их автора. Ранняя цитация Самая ранняя ошибочная атрибуция главного произведения Амвросиаста «Комментариев на 8 посланий ап. Павла» (далее – «Комментарии») может быть отнесена к 405 г. Она встречается в контексте спора между блж. Августином и блж. Иеронимом по поводу «противостояния» апостола Павла первоверховному Петру (см. Гал.2:11 ). Святой Августин подтверждает своё мнение авторитетом свт. Амвросия Медиоланского , говоря, что и он считал противостояние апостолов мнимым 3 . Исследователи показали, что данное мнение не встречается ни в одном из подлинных сочинений свт. Амвросия, но присутствует в толковании на соответствующее место у Амвросиаста 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosiast/amv...

Старое Шамордино. Казанская Амвросиевская пустынь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преп. старца Амвросия. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С.В. Шервуда. Величественный, 15-главый собор выполнен в «русском стиле» - с декоративными кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. На северном и южном фасаде – стилизованные крыльца с шатровыми завершениями с крестами. В 1902 году 11/24 октября Калужский Преосвященный Вениамин совершил его освящение. В годы лихолетья храм, как и весь монастырь, сильно пострадал: был осквернен и обезглавлен. С возрождением обители началось его восстановление. В 2005 году 31 июля/13 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери и два придела: правый – в честь свят. Николая Мирликийского и свят. Амвросия Медиоланского, левый – в честь свщмуч. Игнатия Богоносца и свщмуч. Поликарпа Смирнского. Большая часть внутреннего убранства в настоящее время, как и прежде, выполнена в мастерских обители. Для благолепного украшения Божия храма сестры пишут иконы для иконостаса и в киоты, вышивают бисером оклады, изготавливают витражи, в чеканной мастерской делают басменные киоты, в золотошвейной - вышивают плащаницы и хоругви. Информация о постройках монастыря на Официальном сайте Казанской Амвросиевской женской пустыни www.shamordino-m.ru Собор Казанской иконы Божией Матери – главная постройка Казанского Свято-Амвросиевского монастыря в Шамордино, сердце обители. Грандиозный 15-главый собор построен в русском стиле и выглядит как дворец из сказки. Кокошники, полуколонны, подзоры, узорчатые наличники – вот далеко не все детали, украшающие постройку. Освящен собор в 1902 году. Кроме основного престола, было еще 4. Большая часть внутреннего убранства собора создавалась в мастерских обители. Иконы, вышитые бисером руками насельниц монастыря, производили особое впечатление на молящихся.  Перед главным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери стоял великолепный золотисто-белый иконостас в 4 яруса. За алтарем располагался иконостас витражный. Солнце, отражаясь и дробясь в цветных стеклах, создавало в соборе атмосферу праздничную и радостную.

http://sobory.ru/article/?object=05230

1)  Наставник богословских наук, как мы видели, должен был преподать: а) Богословие изъяснительное, б) Богословие созерцательное, или Догматическое, в) Богословие нравственное, г) Археологию и д) Чтение священного писания. Ректор и учитель богословских наук архимандрит Афанасий в течение первого учебного курса преподал: а) Богословие изъяснительное по системе Рамбахия с приложением к сему образца изъяснения, по преподанным правилам, на послание св. апостола Павла к Ефесеям, б) Богословие созерцательное по учебной книге Irenaei compendium Theologiae dogmatico-polemicae в том объеме, в каком оно изложено в этой книге; в) Богословие нравственное по сокращению из Institutiones Theologiae moralis Buddaej, именно: а) Богословие деятельное подлежательное, или богословское нравоучение; b) Богословие деятельное предметное, или право богословское, и с) Христианское благоразумие, – при чем прочитана была и книга о должностях пресвитеров приходских; г) Археологию. Так как для этой науки учебника не было указано, то записки по ней составлены были самим наставником при пособии Antiquitatum ecclesiasticarum Bingami и отечественных книг: Новой скрижали и изъяснения на литургию 87 . При сем в каждый учебный день в начале класса предлагаемо было ученикам чтение нового завета с надлежащими объяснениями и нравственными приспособлениями; также учащиеся как по окончании созерцательного богословия так наиболее по окончании археологии занимаемы были чтением священного писания с требованием от них отчета по руководству к чтению священного писания и, сверх означенных занятий в классе и сверх надлежащих приготовлений к урокам, ученики упражняемы были как чтением писаний св. отец догматических, как-то: Афанасия Александрийского , Григория Богослова и Иоанна Дамаскина и нравственных: Иоанна Златоустог о, Амвросия Медиоланского , Григория Великого , Августина, Макария Египетского , о подражании Иисусу Христу и прочих с должными также отчетами, замечаниями и выписками, так и пространными, равно как и краткими, рассуждениями и сочинением поручений на праздничные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.В. Фомин Глава 3. Чудесные видения райских обителей Описание святыми отцами блаженства праведников Самое картинное описание блаженства праведников встречается у Ефрема Сирина , Иоанна Златоуста и Василия Великого из отцов Восточной Церкви; у Лактанция и Амвросия Медиоланского из древних отцов и учителей Запада. Особенно замечательно по живости и яркости красок описание Ефрема Сирина : оно находится в его знаменитых «Гимнах о рае», проникнутых глубоким восторженным чувством его святой души и отмеченных величавой прелестью оригинального высокопоэтического дарования. Рай он называет «Эдемом», «садом», «местом света и блеска», «местом радостей», «пристанищем победителей» и т. п., и помещает его «по ту сторону океана, омывающего землю». В раю четыре реки, воды которых подземными каналами проходят на землю и образуют здесь водные потоки. По форме он представляет высокую гору – «превыше всех гор земных» и так обширен по величине, что может вместить всех праведных; гора разделяется на три отделения: нижнее – от подошвы до средины, средняя часть и вершина горы, над которой обитает сам Бог; праведные же, переходящие в рай по смерти, размещаются по степеням их заслуг по трем различным отделениям райской горы. Рай имеет врата, которые для вступающих в него служат местом испытания, так как только люди вполне достойные могут проходить через них, а недостойные остаются вне врат, и в этом смысле, по словам Ефрема Сирина , каждый человек обладает ключами от рая. В раю среди множества райских деревьев возвышаются «древо познания добра и зла»: и «древо жизни» – последнее Ефрем Сирин называет «солнцем рая»: его листья всюду распространяют свет, «все деревья райского сада преклоняются пред ним, как пред своим царем», его красота и блеск выше всякого описания. И «древо жизни» также отличается необыкновенными достоинствами и красотой – под ним и вокруг него цветы, «образующие цельный цветочный ковер», на его ветвях «роскошные плоды», составляющие как бы его прикрытие, «его небо...». Кроме этих деревьев, в раю множество других, множество растений и трав, обладающих необыкновенными свойствами: «число их и блеск превосходит число и блеск небесных звезд», их благоухание подобно целительному бальзаму...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

А. Кордочкин Вестготский период Свт. Леандр Севильский Леандр родился в городе Картаго Нова (ныне Картахена) в 536–538 гг. Его младшие братья и сестры – будущие святители Исидор Севильский и Фульгенций Астигийский и преподобная Флорентина Карфагенская. После завоевания Византией побережья семья переехала в Гиспалис (Севилью). Здесь Леандр получил образование. С 578 г. до своей кончины Леандр – архиепископ Севильи. Он был духовным наставником мученика Ерминингельда (память 1/14 ноября), одного из четырех испанских святых, чье имя внесено в святцы Русской Православной Церкви. Когда в 579 г. Ерминингельд восстал против своего отца Леовигильда, Леандр отправился в Константинополь, надеясь заручиться военной помощью. Там Леандр сблизился с будущим свт.  Григорием Великим , легатом папы Пелагия (579–585). 391 После казни Ерминингельда Леовигильд разрешил Леандру снова занять кафедру. Под руководством Леандра брат Ерминингельда Рекаред, наследовав престол, принял православие, которое на III Toлeдckoм соборе (589 г.) было провозглашено официальной религией страны. Леандр явился вдохновителем собора, с которого начинается «золотой век» христианской культуры и литературы в Испании. Деяния собора завершила проповедь Леандра «Торжество Церкви об обращении готов», гимн торжеству Православия на испанской земле. Если в проповеди Леандр раскрывается как церковно-общественный деятель, то его наставления девам «Об образе жизни дев и презрении к миру» показывают Леандра как человека глубокой внутренней жизни, молитвенного сосредоточения. Этот труд не является систематическим уставом монашеской жизни, скорее, Леандр обозначает общие принципы монашеской жизни, полагаясь во многом на труды свт. Киприана Карфагенского , свт. Амвросия Медиоланского , блж. Иеронима Стридонского , блж. Августина Гиппонского и преп. Иоанна Кассиана Римлянина . 392 Святитель скончался около 600 г. Его мощи пребывают в кафедральном соборе Севильи. Согласно литургическим источникам, в эпоху неразделенной Церкви святитель Леандр почитался за пределами Испании; его имя встречается в галльских «Мартирологии Флора» (1 noл.IX b.), «Мартирологии Усуарда» (2 noл.IX b.), в которых его память обозначается 27 февраля. 393 В мосарабском «Календаре Рецемунда» его память – 13 марта. 394 Проповедь святого епископа Леандра во славу Церкви по поводу обращения народа, произнесенная после собора

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Авторитет Августина, епископа Иппонского, в области христианского богословия по суду древних христианских писателей Источник Бл. Августин, епископ иппонский (354–430), – бесспорно выдающаяся личность в истории христианского богословия. Его значение коренится главным образом в его многочисленных литературных произведениях, в которых он старается дать ответ положительно на все злобы дня современной ему богословской и философской мысли. Академический скептицизм с его отрицанием возможности познать истину, манихейство с его дуалистической системой религиозного-философского миросозерцания, донатизм с его своеобразным ригористическим взглядом на жизнь церкви и ее задачи, пелагианство и полупелагианство с их деистическим рационализмом в решении вопросов христианской антропологии, арианство и духоборчество с их лжеучением, низводящим личность Сына и Духа на положение простых тварных существа, иудейство с его узко-националистическими тенденциями и мечтами, язычество с его горделивым отношением к откровенной христианской мудрости и целый ряд других вопросов 1 нравственно-религиозного самосознания современного ему общества – все это было предметом глубоких, обстоятельно научных размышлений для всестороннего гениального ума знаменитого иппонца. Отсюда естественно, что имя Августина очень скоро завоевало себе почетное положение в истории христианской мысли не только запада, его родины, но и чуждого ему востока. Его значение в области богословия можно сравнить с тем широким влиянием, каким пользовался александриец Ориген . Подобно тому, как сочинения Оригена были настольными книгами для Афанасия Великого , Василия Великого , Григория Нисского , Григория Богослова , Амвросия Медиоланского , Иеронима Стридонского , подобно этому сочинения Августина легли в основу богословствования многочисленных писателей последующего времени. Особенно же усердно сочинения Августина изучались во времена средневековой схоластики и мистики, во времена реформационных движений Лютера и Меланхтона. Замечательно, что богословы самых разнообразных направлений старались прикрыть свои богословско-философския рассуждения авторитетом Августина. И в данном случае, по справедливому замечанию немецкого историка Гергенротера 2 «с Августином произошло то же самое, что и с апостолом Павлом: его учение много раз объяснялось, как его друзьями, так и противниками, и при этом различным образом – с точки зрения односторонних предвзятых мнений различных религиозных партий». Августину его тенденциозными комментаторами навязывались самые противоположные мысли и богословские положения. Особенно антропологическое учение знаменитого епископа иппонского в ученой богословской литературе составляет предмет самых противоположных суждений. Вероисповедные особенности католичества и протестантства, –которые, нужно заметить, создались по преимуществу на почве антропологического учения, отразились и на толковании августиновской антропологии 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Pisarev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010