В 1848 году архиепископом Тобольским и Сибирским Георгием Александр Сулоцкий был рукоположен в сан диакона, затем священника и направлен в город Омск на должность законоучителя Сибирского кадетского корпуса и настоятеля храма при этом учебном заведении. За усердное пастырское служение в 1863 году священник Александр Сулоцкий был возведен в сан протоиерея. Тридцать лет прослужил отец Александр в Омске. Он уделял очень много внимания своей преподавательской работе, состоял председателем правления Омского Духовного училища. Главным предметом трудов А. И. Сулоцкого была церковная история Сибири. В рукописи «О составлении церковно-исторического и статистического описания епархий» отец Александр изложил свой взгляд на важность церковно-исторических исследований. Он писал: «История Российской Церкви – один из главных предметов духовного образования и как наука служит весьма важным пособием к основательному изучению истории Отечества». Отец Александр является одним из основоположников церковного краеведения, он во многом предвосхитил современные требования к описанию памятников прошлого, показал важность церковно-исторических описаний. За монографию «Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский» А.И. Сулоцкий был удостоен звания магистра богословия. Архив протоиерея Александра Сулоцкого хранится в Государственном архиве Тюменской области, фонд 144. Александр Иванович Сулоцкий скончался 3 мая 1884 года от туберкулеза. Печатные труды 794 . Авторская исповедь//Тобол, епарх. ведомости. – 1884. – 10. 795 . Антоний (Знаменский), архиепископ Тобольский: [Биогр. очерк). – СПб.: Тип. Духов. журн. «Странник», Ценз. 1863. – 49 с. – Отт. из: Странник. – 1868. – Окт. 796 . Архиепископ Евгений (Казанцев) как архипастырь Тобольский//Странник. – 1872. -Апр. 797 . Архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет). – [СПб. : Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1874. – 83 с. – Отт. из: Странник. – 1874. 798 . Архиереи из сибирских уроженцев: Иоанникий Павлуцкий, епископ Воронежский. – [СПб.]: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1868. – 12 с. – Из.: Странник. – 1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В поисках более подходящего места для своей общины преподобный Зосима предпринял путешествие по окрестным сибирским пределам и рядом с городом Туринском (который находился в Тобольской, а не Иркутской, как Кузнецк и деревня Сидоровка, епархии) облюбовал запустевший монастырь, храм которого после секуляризации 1764 г. был обращён в приходскую церковь 28 . Заручившись поддержкой архиепископа Тобольского Амвросия (Келембета), старец отправился в Петербург, чтобы в Святейшем Синоде лично добиться возобновления Туринского Свято-Николаевского монастыря и обращения его в женское общежитие. Поездка эта продолжалась с осени 1821 до октября 1822 г. 29 . С собой преподобный Зосима вёз доверенность от четырёх своих духовных дочерей (А. Н. и Н. М. Васильевых, Е. Романовой, А. И. Конюховой), которой ему поручалось вести от их лица дело о преобразовании Туринского монастыря. При этом сам старец выступал как “отставной поручик Захар Верховский”. Именно как мирянин он фигурирует во всех официальных документах, а также в переписке с церковными и государственными инстанциями. Это могло означать, что его постриг в Коневском монастыре (который состоялся в 1791 или 1792 г.) не был соответствующим образом проведён по духовному ведомству, и социальный статус отца Зосимы не изменился, что позволяло ему пользоваться преимуществами дворянского состояния, передвигаться по стране, заключать сделки, не будучи формально связанным с консисторским начальством. Прошение сестёр и старца было удовлетворено. Император Александр I подписал соответствующий указ 13 февраля 1822 г. Согласно утверждённому решению, туринское общежитие было открыто на правах третьеклассных женских монастырей (что предполагало штатное число монахинь — до 12 человек), начальница общежития должна была избираться из среды сестёр, а не присылаться со стороны епархиальным начальством (на этом условии особенно настаивал отец Зосима). Он сам назначался попечителем общежития, в ведении которого находились хозяйственные нужды обители: распоряжение её угодьями и пожертвованиями в её пользу, а также “исправление строений монастыря”. Общежитие подчинялось тобольской епархиальной власти в церковно-административном, но не в финансово-хозяйст­венном отношении, поскольку должно было существовать “от собственного и благотворителей содержания” 30 . При этом в докладе Синода подчёркивалось, что попечитель должен жить вне монастыря, “не нарушая уединённого жития посвящающих себя оному”, то есть старец рассматривался как внешний по отношению к общежитию мирской человек 31 .

http://pravmir.ru/turinskaya-tragediya/

Все сборы к путешествию на Кавказ кончились к 17 марта – дню Алексия Божия человека; а 19, в субботу крестопоклонной святого поста седмицы, Преосвященный Кавказский отбыл из святого Киева во град креста на Богоданную паству свою со многими скорбями, – с скорбию и жалением о св. граде, в коем, по милости Божией, в продолжении двенадцати лет сподобился провести лучшие лета своего жития и благополучно (еще и неплодно) пройти различные послушания в тамошней академии, семинарии и митрополии; с скорбию и опасением от представления пути дальнего, трудного в месяц самый тяжелый для слабогрудных; с скорбию наконец и грустью о предстоявшем бесприютстве и о житейских заботах и попечениях, к коим всегда был не сроден и неспособен, в чем и с детства укоряли его родители, с родительским сердоболием, называя расточительным потому, что у него не было своего ничего, а все принадлежало имеющим нужду. Благотворители его, благоприятели и друзья киевские (а паче, по благоволению Христову меньшие его братья – нищие) проводили его в час пополудни из Киево-злато-верхомихайловской обители, с любовию скорбною и многослезною. Далее всех, несмотря на разлив Днепра, проводил г. Профессор академии Димитрий Иванович Макаров – ныне наместник Киево-Печерской Лавры, архимандрит Лаврентий. 20-го, в воскресенье, слушал Божественную литургию в Бориспольской Михайловской церкви. Здесь вечером, услышав песни, впал в грех осуждения и сделал замечание священнику, у которого имел ночлег. 21-е провел в Переславле, где в отсутствие Преосвященнейшего Гедеона, в Святейшем Синоде заседающего, принят и добре упокоен ректором (по зданиям убогой) семинарии, архимандритом Флавианом и добродетельным сверстником своим по Севской семинарии, протоиереем Павлом Диомидовым, который в детстве и юношестве моем блюл мою нравственность как видимый Ангел хранитель и которого боялся я, как совести. 24-е и день Благовещения находились мы, путники кавказские, в знаменитой Лубенской обители. Тут поклонились и помолились Святителю Афанасию и по смерти седящему бодренно – за то, что не любил во временной сей жизни леностно возлегать на одре, подобно некоторым.., от них же первый сие пишущий; воздали подобающую честь Преосвященному Амвросию Келембету, первому Святителю Оренбургскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

На Оренбургскую епархию с кафедрой в Уфе, поставленную последней (20-й) среди третьеклассных епархий, 13 ноября 1799 г. вступил епископ Амвросий Келембет, из архимандритов новгородского Юрьевского монастыря. Содержание его дома и штата по III классу определено вновь, причем, по положению 18 декабря 1797 г., к архиерейскому дому вновь приписана полная пропорция земли с угодьями, мельницами и рыбными ловлями. 1174 По крайней мере, так постановил Св. Синод в своем докладе. Как ни странно, во всей огромной вновь зарождаемой Оренбургской епархии не оказалось ни одного штатного мужского монастыря. Св. Синод обратил внимание на это обстоятельство при самом учреждении кафедры, заявив в своем докладе, что мужскому монастырю и пристойно, и необходимо быть в Оренбургской епархии. По справкам оказалось, что до учреждения Екатерининских духовных штатов в Уфе существовал Успенский Богородицкий мужской монастырь, обращенный в 1764 г. в приходскую церковь . Этот то монастырь решено восстановить, учредив в нем, на основании указа 18 декабря 1797 г. – архимандрию. Чтобы не требовать новой суммы из казны на содержание восстановленного монастыря, в него переведен штат коломенского третьеклассного Спасского монастыря. Так открыта новая окраинная епархия с кафедрой в Уфе, где еще в 1667 году предполагалось учредить епископию. С образованием и устройством Оренбургской и Уфимской епархии, Казанская и Симбирская, ранее «и Свияжская», епархия окончательно введена в границы двух губерний – Казанской и Симбирской, в которых насчитывалось около 1200 церквей, в том числе 281 цер. по Симбирской губернии поступили из Нижегородской епархии, именно Алатырь – 95 ц., Саранск – 93 ц., Курмыш – 73 ц., Инсарского уез. – 14 ц., Корсунского уез. – 6 цер. Из Тамбовской епархии по Симбирской губернии поступило в Казанскую епархию 75 церквей: 65 ц. по Инсарскому уезду и 10 – по Саранскому. Кроме того в Казанской епархии, как известно, оставлены церкви Уральского войска, числом – 6. ц. 1175 Тобольская и Сибирская епархия тогда же введена в границы одной Тобольской губернии с 389 церквами. XXXV

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Она возвратилась домой. Спустя некоторое время она снова увидела во сне одного мужа, который оказался ее умершим деверем. Он упрекал Ирину в нерадении и, приведя ее в некую храмину, показал образ Богородицы «Всех скорбящих Радость». После этого откровения болящая еще раз попросила в селе Ивановском поискать старую икону. Тогда староста, по ее неотступной просьбе, пошел искать, и, против ожидания, в храме найдена была одна икона Богоматери. Больная лишь только взглянула на образ, как тотчас же узнала в нем виденное ею во сне изображение. Ирина просила священника отслужить перед иконой молебен и после усиленной молитвы здесь же получила исцеление. Слух о чуде быстро распространился по окрестным селам, и к образу потекли толпы народа, чающего утешения, заступления и помощи Царицы Небесной. «Всех скорбящих Радость» в Тобольске В 1819 году один тобольский купец, Иван Васильев Пиленков, бывший прихожанином Воскресенской Захарьевской церкви, отправился по своим торговым делам на Оренбургскую линию. В пути с ним случилось несчастье. По дороге в г. Троицк везшие его лошади чего-то испугались, свернули с дороги и так понесли, что седоку каждую минуту угрожала опасность убиться до смерти. Отчаявшийся в спасении купец быстро в своем уме стал изыскивать все средства к избавлению от гибели. Вспомнил Пиленков и об иконе «Всех скорбящих Радость», находившейся в его приходском храме. С горячей молитвой обратился он к Пресвятой Богородице, обещая в случае Ее милостивой помощи устроить для иконы новую серебряную ризу и установить в честь нее особое празднество. И лишь только он окончил свое моление, как лошади побежали тише и скоро совсем остановились. Когда купец возвратился в Тобольск, он немедленно явился к Тобольскому епископу Амвросию (Келембету) и поведал ему обо всем случившемся с ним в дороге. При этом он испросил архипастырское благословение на установление ежегодного празднества в Захарьевской церкви 24 октября в честь образа «Всех скорбящих Радость». В 1830 году купец этот устроил на икону новую серебропозолоченную ризу, весом в 6 фунтов 13 1/2 золотников, украшенную жемчугом и другими драгоценными камнями.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Росс. Иер.», II, 105 (с грамотами); VI, 944; Ратшин, 376; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгор.», 143; “Истор. разговоры о древн. Вел. Новг.», 86; Проценко, “М-ри в России», 5; “Новгород. Сборн.», IV, Отд. 6, 1; Ключевский, “Жит. свят.», 306; Макарий, “Археолог. опис. Новгр.», I, 455 (с указанием на историч. источники); “Матер. для стат. России», изд. Мин. Вн. Д., 1841 г., Отд. I, 44; “Воен. стат. обозр. Новгор. губ.», 162; Озерецковский, “От Спб. до Ст. Руссы», 23; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 1; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 55; “Опис. монаст.», 1817 г., 7; “Новгород. губ. вед.», 1840 г., 9,10 (описание монаст.); “Опис. Воронеж. Алексеев. Акатова мон.», 34 (архим. Амвросий Келембет); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1843 г., 98 (пожертв. лавки); “Олон. губ. в.», 1850 г., 42 (вотчина Антонова м-ря в Никол. Оштин. погосте, 1628 г.); “Новгор. губ. в.», 1851 г., 50 (указат. свят. и древн. Новгор.); 1852 г., 51 (Запись вкладная м-ря двор. Савину Обухову о получении вклада на вечные времена); 1853 г., 28 (истор. памятн.); 1858 г., 41 (по духов. завещ. 1626 г. цар. Дарья Ал. отказала в Антонов м-рь 10 руб.); “Описание Антониева Новгород. мон.», Москва, 1810 г.; “Пут. по св. мест. Русск.», II, 332, 355; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 20; Вихров, “Новгор. святые места», 86; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 39 122 (преп. Антоний), 45, 139 (Сокольниц. чудотв.); Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей», 58, 5; Барщевский, “Фотограф. альбом, хранящ. в Новгор. музее», л. 1029 и 1030 (собор), л. 1031 (покров на раке преп. Антония), л. 1032–1034 (муссийные иконы), л. 1035 (митра), л. 1036 (крест и кадило), л. 1265 (слюдяной фонарь); “Архив ист. и практ. свед. относящ. до России», 1859 г., I (Коркунов, “Отрыв. из путев. записок»); “Акты Арх. Эсп.», I, 308 (соборн. постановл. 1581 г.; игум. Иосиф); II, 7 (избр. 1598 г. Бор. Годунова; вместо игум. Трифона расписался Вяжиц. игум. Закхей); III, 139 (ц. гр. 1623 г. Новгор. митр. Макарию на влад. вотчин.), 145 (ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Филарет (Амфитеатров) прошёл тяжёлую школу. По окончании курса в Орловской семинарии, он был в ней с 1798 г. учителем, с 1802 г. ректором; в 1804 г. переведён на должность ректора в Оренбургскую семинарию. Здесь два года служил с простым и кротким архиереем Амвросием (Келембетом); но, назначенный после Амвросия в Оренбург, Августин Сахаров, человек ограниченный, великий законник с канцелярской закваской и строгий формалист, обрушился на него со страшной силой. Сначала, в Июне 1808 г., он донёс Святейшему Синоду, что архимандрит Филарет, по расстроенному здоровью и истощению сил, чувствует себя неспособным к исправлению возложенных на него должностей по семинарии, консистории и монастырю, и просит об увольнении от оных и перемещении для поправления здоровья из Оренбургской епархии в другую на одну настоятельскую должность в какой-нибудь монастырь. Законник архиерей прописал и об освидетельствовании здоровья архимандрита Филарета местной врачебной управой. Но это было только началом горя для Филарета. Через три месяца Августин прислал в Синод другое донесение о сделанном на Филарета денежном начёте за непринятие мер к взысканию с бывших членов Оренбургского духовного правления казённой суммы, не оказавшейся при сдаче дел из правления в консистории в 1801 году. Затем пошёл целый ряд следствий о разных взведённых на Филарета обвинениях: о жестокостях в наказании учеников, беспорядках и упущениях при сдаче семинарской библиотеки, неисполнении Филаретом должности ректорской и учительской, нехождении его в классы и прочее. Филарета допрашивали по всем этим делам и требовали письменных показаний. Архиерей относился к нему с каким-то злобным раздражением, сам присутствовал в консистории при его допросах и, при всяком случае возражений Филарета на предлагаемые ему вопросы, приказывал составлять акты об оскорблении его преосвященства и консистории. С таким же непонятным озлоблением и совершенно произвольно он лишал его жалованья по ректорской и учительской должности на несколько месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Амвросий Зертис-Каменский ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 07.11.1753 08.03.1761 КРУТИЦКАЯ 08.03.1761 18.01.1768 в/у МОСКОВСКАЯ 18.04.1767 18.01.1768 МОСКОВСКАЯ 18.01.1768 16.09.1771 Амвросий Казанский КРЕМЕНЕЦКАЯ 20.01(02.02)1920 ВОТКИНСКАЯ СЫЗРАНСКАЯ 07.1924 (1925) МЕЛЕКЕССКАЯ Амвросий Келембет ОРЕНБУРГСКАЯ 13.11.1799 26.05.1806 ТОБОЛЬСКАЯ 25.05.1806 28.10.1822 Амвросий Ключарев МОЖАЙСКАЯ 15.01.1878 06.04.1878 ДМИТРОВСКАЯ 06.04.1878 15.09.1882 в/у МОСКОВСКАЯ 31.03.1879 08.04.1879 в/у МОСКОВСКАЯ 09.06.1882 27.06.1882 ХАРЬКОВСКАЯ 22.09.1882 03.09.1901 Амвросий Либин ЛУЖСКАЯ 18.06(01.07)1929 07(20)03.1935 Амвросий Морев ОРЕНБУРГСКАЯ 17.06.1823 01.12.1828 ЖИТОМИРСКАЯ 01.12.1828 01.02.1832 НИЖЕГОРОДСКАЯ 01.02.1832 19.01.1835 ПЕНЗЕНСКАЯ 19.01.1835 15.10.1854 Амвросий Нагорский ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ, обн. 16(29)11.1925 27.05(09.06)1926 МАРИУПОЛЬСКАЯ, обн. 27.05(09.06)1926 НИКОЛАЕВСКАЯ, обн. 23.09(06.10)1937 в/у ХЕРСОНСКАЯ, обн. 23.09(06.10)1937 Амвросий Орнатский СТАРОРУССКАЯ 12.03.1816 09.03.1819 ПЕНЗЕНСКАЯ 09.11.1819 04.09.1825 Амвросий Подобедов ОРЛОВСКАЯ 05.07.1778 28.04.1782 КРУТИЦКАЯ 28.04.1782 27.03.1785 КАЗАНСКАЯ 27.03.1785 16.10.1799 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 16.10.1799 26.03.1818 НОВГОРОДСКАЯ 19.12.1800 06.04.1818 Амвросий Поликопа НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 15(28)06.1998 03(16)10.2003 в/у ЧЕРНИГОВСКАЯ 02(15)07.2003 03(16)10.2003 ЧЕРНИГОВСКАЯ 03(16)10.2003 Св. Амвросий Полянский ВИННИЦКАЯ 22.10(04.11)1918 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 17(30)11.1925 Амвросий Протасов ТУЛЬСКАЯ 10.01.1804 07.02.1816 КАЗАНСКАЯ 07.02.1816 06.11.1826 ТВЕРСКАЯ 06.11.1826 01.07.1831 Амвросий Райнис АЛЯСКИНСКАЯ, обн. Амвросий Рождественский-Вещезеров ВЯТСКАЯ 15.07.1817 28.10.1822 ТОБОЛЬСКАЯ 28.10.1822 14.02.1825 Амвросий Серебренников (Сербинов) ЛАДОЖСКАЯ 26.12.1783 28.11.1786 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 28.11.1786 13.10.1792 в/у КИШИНЕВСКАЯ 22.12.1789 29.12.1791 Амвросий Смирнов МИХАЙЛОВСКАЯ 31.07.1911 26.05.1917 в/у РЯЗАНСКАЯ 14.04.1917 26.05.1917 ЕЛЕЦКАЯ 26.05.1917 04(?) 1921 БРЯНСКАЯ 04.(?)1921 12(25)09.1923 РЯЗАНСКАЯ 12(25)09.1923 20.10(02.11)1923

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во дни упомянутых архипастырей появилась с 1817 г. в Сибири разрешенная по ходатайству главы методистов Рихарда Ватсона английская миссия, раздававшая населению книги Св. Писания, переведенные на русский язык с искажениями в протестантском духе. Помимо этих переводов английские миссионеры беспрепятственно распространяли в среде грамотных людей напр. такие изуверские сочинения: – «Таинство Креста» (Mystere de la croia), в которой синоды и вселенские соборы названы «зверем, порождением Вавилона и духом антихристовым», и «Победная Повесть», обещающая торжество над Православием для менонитов, сепаратистов, методистов, пиетистов, квакеров и проч. Стараниями английской миссии был введен в моду по Сибири их «Сионский. Вестник», в котором одновременно с масонскими бреднями проводилось отрицание святости постановлений и преданий Православной Церкви. Против всего этого английского набега на Православие трудно были архипастырям Амвросию и Михаилу что-либо предпринять. Они сами по приказанию учрежденного в 1817 году министерства духовных дел поневоле состояли членами издававшего означенные книги Британского Библейского Общества и были вынуждены отписываться от грозных запросов по поводу их слабого содействия английскому посеву ересей. На глазах у архипастырей Библейское Общество переписывалось с раскольниками и открыто поддерживало их жалобы на духовенство, пользуясь своими влияниями в Петербурге. Помимо раскольников стояли на стороне этого влиятельного общества и все разночинцы и служебные люди Сибири, которые были уже в то время развращены собственным безнаказанным своеволием, обилием преступного люда и влиявшим из внутренней России западным вольнодумством. В такое-то время Тобольский преосвященный Амвросий Келембет покинул кафедру и его место заступил 28 октября 1822 г. Амвросий Рождественский (Вещезеров), святительствовавший до 14 февраля 18252 года, После него архипастырем Тобольским был с 30 сентября 1825 года Евгений Казанцев, переведенный потом в Рязань с 7-го августа 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Во дни упомянутых архипастырей появилась с 1817 года в Сибири разрешенная по ходатайству главы методистов 303 Рихарда Ватсона английская миссия, раздававшая населению книги Священного Писания , переведенные на русский язык с искажениями в протестантском духе. Помимо этих переводов, английские миссионеры беспрепятственно распространяли в среде грамотных людей, например, такие изуверские сочинения: «Таинство Креста» («Mystere de la croix»), 304 в которой Синоды и Вселенские соборы названы «зверем, порождением Вавилона и духом антихристовым», и «Победная повесть», 305 обещающая торжество над Православием для меннонитов, 306 сепаратистов, 307 методистов, пиетистов, 308 квакеров 309 и пр. Стараниями английской миссии был введен в моду по Сибири их «Сионский вестник», 310 в котором одновременно с масонскими бреднями проводилось отрицание святости постановлений и преданий Православной Церкви. Против всего этого английского набега на Православие трудно было архипастырям Амвросию и Михаилу что-либо предпринять. Они сами по приказанию учрежденного в 1817 году Министерства духовных дел 311 поневоле состояли членами издававшего означенные книги Британского Библейского общества и были вынуждены отписываться от грозных запросов по поводу их слабого содействия английскому посеву ересей. На глазах у архипастырей Библейское общество переписывалось с раскольниками и открыто поддерживало их жалобы на духовенство, пользуясь своим влиянием в Петербурге. Помимо раскольников стояли на стороне этого влиятельного общества и все разночинцы и служебные люди Сибири, которые были уже в то время развращены собственным безнаказанным своеволием, обилием преступного люда и веявшим из внутренней России западным вольнодумством. В такое-то время Тобольский Преосвященный Амвросий (Келембет) покинул кафедру и его место заступил 28 октября 1822 года Амвросий Рождественский (Вещезеров), святительствовавший до 14 февраля 1825 года. После него архипастырем Тобольским был с 30 сентября 1825 года Евгений (Казанцев), переведенный потом в Рязань с 7 августа 1831 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010