Е. В. Банникова 1799-1919 гг. 27 сент. 1799 г. Синод представил имп. Павлу I Петровичу доклад об учреждении в границах 5 губерний, в их числе Оренбургской, самостоятельных епархий. Имп. указом от 16 окт. 1799 г. и указом Синода от 19 дек. была создана третьеклассная Оренбургская и Уфимская кафедра. К ней были причислены все города Оренбургской губ., ранее относившиеся к епархиям Казанской (см. Казанская и Татарстанская епархия ) (Оренбург, Уфа, Белебей, Бирск, Бугульма, Бугуруслан, Бузулук, Мензелинск, Сергиевск, Стерлитамак) и Тобольской (см. Тобольская и Тюменская епархия ) (Троицк, Челябинск, Верхнеуральск) губерний. В ведении архиерея первоначально состояло 205 приходов. Во избежание расходов на постройку помещений для епископа ему назначили местопребывание в Уфе, в зданиях бывш. Присутственных мест Уфимского наместничества. В Оренбургский архиерейский дом были переданы вещи из Олонецкой епархии (см. Петрозаводская и Карельская епархия ) и Переславля-Залесского вслед. упразднения Олонецкой и Суздальской епархий. В собственность архиерейского дома поступили из казны 60 дес. лугов, мельница и рыбные ловли на р. Белой, были переданы 43 гос. крестьянина сел Чесноковка и Дуваней Челябинского у. 17 сент. 1799 г. на Оренбургскую кафедру назначен и 13 нояб. хиротонисан Амвросий (Келембет) , архимандрит Юрьева новгородского монастыря , 21 янв. 1800 г. он прибыл в Уфу. 4 марта Уфимское духовное правление было заменено учрежденной в Уфе Оренбургской духовной консисторией. Первыми ее членами стали протоиерей уфимского Смоленского Богородицкого собора Василий Михайлов и священник Троицкой ц. Андрей Семёнов. В ведение консистории перешли Оренбургское, Бугульминское и Челябинское духовные правления, в мае было учреждено Мензелинское духовное правление. Во главе правлений стояли протоиереи (настоятели) соборных церквей. Территория, находившаяся в ведении правления, была поделена на благочиния, объединявшие по 10-15 церквей. После учреждения Оренбургской кафедры было определено возобновить уфимский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , упраздненный в 1764 г.; его открытие состоялось 15 авг.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Обе должности отнимали у отца Филарета очень много времени. Как преподаватель богословия, он чувствовал необходимость своего усовершенствования в богословских науках. В то же время его весьма беспокоило то обстоятельство, что Севская духовная семинария находилась в нездоровой местности, где свирепствовали болезни, уносившие немало детей в могилу. Молодой ректор решил хлопотать о переводе семинарии в Орёл и рискнул разрешить этот вопрос в высших духовных инстанциях, минуя правящего архиерея, епископа Орловского Досифея (Ильина; † 1827). Епископ Досифей так был оскорблён поступком Филарета, что велел запереть его в одну из башен архиерейского дома и в 1804 году добился перевода его в Уфу с назначением настоятелем беднейшего Успенского монастыря. Печальный вид представляла в то время эта епархия. Архимандрит Филарет был назначен здесь ректором Оренбургской духовной семинарии, которая только что была основана. Тяжёлые испытания и скорби постигли в Уфе архимандрита Филарета. Первые полтора года, когда во главе епархии стоял епископ Амвросий (Келембет; † 1825), с которым у Филарета сложились добрые отношения, все было хорошо. Но с назначением на Уфимскую кафедру преосвященного Августина (Сахарова; † 1842), которому архимандрит Филарет был охарактеризован Орловским епископом Досифеем с отрицательной стороны, положение его резко изменилось. Епископ Августин невзлюбил молодого ректора. По малейшему поводу он преследовал архимандрита Филарета, писал на него жалобы в Святейший Синод. Такое притеснение продолжалось в течение всего уфимского периода жизни архимандрита Филарета. Он терпеливо сносил все обиды и унижения, но, в конце концов, у него появилась мысль оставить всё, удалиться в какой-нибудь отдалённый монастырь и, скрыв свой сан, начать жизнь самого последнего инока. Но Господь не оставил своего избранника. Однажды после пламенной слёзной молитвы коленопреклоненный Филарет, находясь в полусонном состоянии, увидел руку, писавшую на стене: «Не бойся! Судьбы архимандрита Филарета в руках Божиих!» С этого времени его жизнь совершенно изменилась. По ходатайству церковного композитора, протоиерея Петра Турчанинова (1856), пользовавшегося любовью митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова ; † 1818), архимандрит Филарет по Указу Святейшего Синода от

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Однако смирение, кротость и терпение его, а вместе с тем в высшей степени честное и ревностное исполнение своих обязанностей, строго-иноческая жизнь, прямота характера, искренняя доброжелательность и другие высокие достоинства были причиною того, что его скоро оценили и полюбили – и тогдашний преосвященный оренбургский Амвросий (Келембет), и граждане г. Уфы. Но в 1806 г. кафедру преосвященного Амвросия, переведенного в Тобольск, занял преосвященный Августин (Сахаров), который с самого начала своего управления епархиею стал притеснять Ф. Только величайшее терпение, глубокое смирение и уступчивость Ф. поддерживали его в несении бремени выпавшего на его долю послушания. Наконец, однако, настойчивым преследованием своего епископа он был доведен до необходимости просить Св. Синод об увольнении его от дел управления, с назначением в какой-либо монастырь. Св. Синод внял голосу несправедливо гонимого. Указом Св. Синода от 18 окт. 1810 г., Филарет был перемещен из Оренбургской епархии в Тобольскую, сначала на испытание, с званием лишь настоятеля тобольского второклассного Знаменского монастыря и с тем, чтобы местный преосвященный чрез каждую треть года доносил о нем в С.-Петербург высшему духовному начальству, а вскоре за тем (с 16 дек. того же 1810 г.) и с назначением на должности ректора тобольской духовной семинарии и благочинного монастырей. Постоянно лестные отзывы преосвященного тобольского Амвросия, который, зная хорошо Филарета по Уфе, при первом же своем обязательном донесении о нем писал митрополиту Амвросию: «ваше высокопреосвященство прислали ко мне на испытание не человека, а ангела во плоти», послужили к тому, что Филерт чрез три года вызвали на чреду священнослуженияи проповеди в Петербург, с назначением в настоятели Волоколамского Иосифова монастыря Московской епархии. Назначение и вызов состоялись 2 дек. 1813 г.; 15 фев. 1814 г. архимандрит Филарет был назначен инспектором новопреобразованной С.-Петербургской духовной академии и 13 авг. того же года удостоен степени доктора богословия. Тогда же он получил новое назначение – в инспекторы предположенной к открытию осенью 1814 г. Московской духовной академии, а 16 марта 1816 г. определен ректором этой академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

С 1737 года игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря был будущий святитель Белгородский Иоасаф (Горленко). В 1785 году на месте, где любил уединяться свт. Афанасий, была построена колокольня. В том же году основан и скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы. Население монастыря складывалось, в основном, из запорожских казаков, принявших монашество. В 1663 году под монашеским именем Гедеон здесь пребывал сын Богдана Хмельницкого Юрий. Мгарский монастырь оказал значительное влияние на духовное становление прп. Паисия Киево-Печерского (уроженца г. Лубны), оптинского игумена Феодосия (Попова), настоятеля Святогорской Успенской пустыни архимандрита Германа и многих других подвижников благочестия. На территории монастыря похоронены Константинопольский патриарх Серафим (Анин), Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский), архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет), а также епископ Полтавский, а затем Псковский Мефодий (Писнячевский). В XVII-XVIII ст. была создана Летопись Мгарского монастыря, рукописи которой хранятся в научных библиотеках Украины. В 1919 году, в ночь с 5 (18) на 6 (19) августа, большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения. В начале 1930-х годов на территории Мгарского монастыря был создан Патронат для детей «врагов народа». С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946 года — войсковые склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь. Возрождение святой обители началось лишь в 1993 году. Первым ее наместником в послереволюционный период стал игумен Филипп (Осадченко), впоследствии архимандрит, а ныне — Архиепископ Полтавский и Миргородский. В настоящее время монастырь имеет пахотные земли, свое животноводческое и птицеводческое хозяйство, пасеку, пекарню, занимается издательской деятельностью. Издаваемый монастырем журнал «Мгарский колокол» в 2005 году признан лучшим журналом УПЦ. По материалам сайта pravoslavie.ua

http://sobory.ru/article/?object=07368

В личном состоянии и настроении самого Филарета, отправляющегося к месту своего назначения, казалось бы, можно предполагать чувства, ободряющие его. Довольно представить, что будущий его Начальник – Архиепископ Тобольский был тот самый – Амвросий (Келембет), который, в бытность свою Епископом в Уфе, вполне благоволил к Филарету, прослужившему при нём два года (1804–1806 гг.). Но Августин во-первых, через посредство уже свата Несмелова напутствовал Филарета слишком неотрадными словами, а во-вторых, и через келейного священника Ил. Петр. Попова тоже передал неутешительные предсказания: «пусть ка теперь не больно рассчитывает на свою хитрость и пронырство, чтобы объехать Амвросия Тобольского по-прежнему, как здесь в Уфе... Туда сообщено всё, что нужно и строго-настрого предписано, чтобы не взирать ни на какие его ласкосердия... да и не прикрывать и не замедлять доносить о нём прямо Митрополиту в положенные сроки... а Митрополит-то уже спуску не даст ни при каких забегательствах его приятелей в Петербурге»! 166 Да и сам Филарет, впрочем, вовсе не рассчитывал на помилование, как видно было из его слов перед родными, – что он едет чисто в ссылку... Самое, прежде бывшее к нему, благоволение Амвросия в Уфе, – куда он тоже явился к нему как опальный... и где считал себя обязанным только личным его чувствам, чтобы пользоваться его архипастырским благоволением, – в настоящий раз, всего естественнее, стесняло и мучило его... Если он, Филарет, в письме своём к другу Турчанинову, выражался так, что и честь, и уверенность, и должность, – словом всё, что есть в служении в жизни достойное, – всё для него было уже потеряно, – и если сердце его паче всякой меры было отягощено и истощено, – и наконец, как известно, в бывших порывах самоуничижения Филарет желал себе только одного, чтобы быть отребием миру и попранием для всех… то, кажется, не может быть более подходящего изображения душевного состояния Филарета, отправлявшегося в Тобольск под начальство своего бывшего, благоволившего к нему, Архипастыря, – как вроде состояния блудного Евангельского сына...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Антоний (Знаменский) архиепископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 13.02.1803 по 25.05.1806 архиеп. Ярославский и Ростовский Амвросий (Келембет) архиепископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский с 25.05.1806 по 21.12.1822 на покое; † 4.07.1825 Амвросий (Рождественский-Вещезеров), архиепископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 28.10.1822 †14.02.1825 Евгений (Казанцев) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский с 30.09.1825 по 1.08.1831 архиеп. Рязанский и Зарайский Павел (Морев) архиепископ, бывший еп. Могилевский и Витебский с 7.08.1831 †18.12.1831 Афанасий (Протопопов) архиепископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский с 24.01.1832 † 21.09.1842 Владимир (Алявдин) архиепископ, бывший еп. Костромской и Галичский с 14.11.1842 † 20.05.1845 Георгий (Ящуржинский) архиепископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 30.06.1845 †1.04.1852 Евлампий (Пятницкий) архиепископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 16.06.1852 по 13.06.1853 на покое; † 12.03.1862 Феогност (Лебедев) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский, с 31.07.1856 архиепископ с 8.04.1862 по 27.09.1862 архиеп. Псковский и Порховский Варлаам (Успенский) архиепископ, бывший архиеп. Пензенский и Саранский с 7.10.1862 по 12.04.1872 на покое; † 31.03.1876 Ефрем (Рязанов) епископ, бывший еп. Березовский, викарий Тобольской епархии с 25.05.1874 по 11.01.1880 еп. Курский и Белгородский Василий (Левитов) епископ, бывший еп. Михайловский, викарий Рязанской епархии с 11.01.1880 по 9.03.1885 на покое, с 22.04.1889 еп. Пензенский и Саранский Авраамий (Летницкий) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 9.03.1885 по 16.12.1889 еп. Саратовский и Царицынский † 24.10.1893 Иустин (Полянский) епископ, бывший еп. Новомиргородский, викарий Херсонской епархии с 16.12.1889 по 17.07.1893 на покое, с 10.12.1894 еп. Рязанский и Зарайский †26.09.1903 Викарии Тобольской епархии Иркутские епископы Викариатство учреждено 15 декабря 1707 года Кафедра в Иркутске Варлаам (Косовский) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

6 мая 1788 г. И. был назначен епископом Воронежским, хиротония состоялась 29 июня того же года в соборе Спаса Нерукотворного Зимнего дворца в присутствии имп. Екатерины II. 10 сент. 1788 г. прибыл в Воронежскую губ. и первоначально остановился в Никольском загородном архиерейском доме на правом берегу Дона, 17 сент. торжественно въехал в Воронеж и совершил богослужение в кафедральном Благовещенском соборе. Завершил обширные работы на архиерейском подворье, начатые при Воронежском еп. Тихоне (Малинине) . В 1789 г. был устроен иконостас для крестовой церкви (на верхнем ярусе архиерейских покоев), к-рую И. освятил во имя Св. Софии Премудрости Божией. 31 марта 1793 г. предписал начать строительство колокольни при Благовещенском соборе. В 1790 г. назначил префектом Воронежской ДС и заведующим семинарской б-кой Е. А. Болховитинова (впосл. Киевский митр. Евгений ), с целью пополнения б-ки неоднократно посылал его в Москву. Для замещения семинарских вакансий приглашал преподавателей из Александро-Невской ДС. И. изменил установившуюся в учебных заведениях систему распределения нагрузки преподавательского состава, назначая молодых, но способных учителей сразу в старшие классы. Пользовался авторитетом у воронежской паствы как талантливый проповедник. За время пребывания на кафедре написал и произнес ок. 100 поучений. Болховитинов восстановил некоторые тексты его поучений по черновым рукописям и издал их в 1799 г. Похоронен в Благовещенском соборе (с 1836 на территории Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря ) Воронежа. Собор был разрушен в 50-х гг. XX в., могила не сохранилась. По завещанию И. его б-ка была пожертвована в Славяно-греко-латинскую академию, Александро-Невскую, Рязанскую и Воронежскую семинарии. Часть книг епископ передал ректору Воронежской ДС архим. Амвросию (Келембету ; впосл. архиепископ Тобольский) и Болховитинову. Вопрос об исполнении завещания, о распределении оставшихся книг в указанные учебные заведения и о др. имуществе И. обсуждался Синодом до кон. 1795 г. В отделе редких книг НБ Воронежского гос. ун-та выявлена книга из его собрания.

http://pravenc.ru/text/468749.html

Аарон Еропкин (паки) еписк., по указу 9 янв. 1728, а в 1730 отошёл на покой в Нилову пустынь и там † 1740. Андроник (паки) перев. из Антониева 20 янв. 1731; † 4 сент. 1734 в С.-Петербурге, под судом. Иосиф , архиеп. Грузинский, викарий Новгородский, с авг. 1734, а 9 окт. 1740 уволен; с 9 янв. 1741 – в Московском Знаменском. Гавриил Воронов 18 окт. 1740 перев. из Хутыня, а 24 янв. 1741 уволен. После в Хутыньском. Маркелл Родышевский (паки) с 24 янв. 1741, а 10 янв. 1742 хирот. в викария Новгородского. Павел Конюскевич , из проповедников Московской акад., определён 25 июля 1743, а 23 мая 1758 хирот. в митр. Тобольского. Иоасаф Хотунцевский , викарий Новгородский, с 31 мая 1758; † 29 апр. 1759. Иоанникий Святковский-Зверев 1 мая 1759 перев. из Вяжицкого 20 ; † 3 июня 1768. Иоанникий Микрицкий 21 25 авг. 1768 перев. из Переславского Данилова, а 17 мая 1775 хирот. в викария Новгородского. Виктор Онисимов 8 мая 1775 перев. из Иверского, а 3 июля 1782 хирот. в викария Новгородского. Арсений Бузановский 26 мая 1782 перев. из Хутыня; в 1785 уволен и † в 1786. Афанасий Вольховский 13 нояб. 1785 перев. из Вяжицкого, а 30 июля 1788 хирот. в викария Новгородского. Ириней Клементьевский 30 июня 1788 перев. из Ростовского Борисоглебского, а 6 июня 1792 хирот. в еписк. Тверского. Иоакинф Карпинский 27 июня 1792 перев. из Белоезерского Кириллова, а 18 апр. 1795 в Донский. Гервасий Линцевский 6 мая 1795 перев. Из Бизюкова, а 29 мая 1796 хирот. в викария Екатеринославского. Иннокентий Дубравицкий 23 мая 1796 перев. из Иверского, но, по прошению, уволен; † там 25 дек. 1799. Арсений Тодорский 21 июня 1796 перев. из Белоезерского Кириллова, а 15 авг. хирот. в еписк. Вологодского. Иоанн Островский 25 авг. 1796 перев. из Антониева, а 17 сент. 1797 – в тот же Антониев. Амвросий Келембет 17 сент. 1797 перев. из Антониева, а 13 нояб. 1799 хирот. в еписк. Оренбургского. Михаил Десницкий 6 дек. 1799 произведён из придворных протоиереев, а 20 июля 1802 хирот. в викария Новгородского. Амвросий Протасов 5 июля 1802 перев. из Иверского, а 10 янв. 1804 хирот. в еписк. Тульского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Погребен преосвященный Иоанн Максимович подле Софийского собора с северной стороны близ дверей, в пределе во имя преподобных Антония и Феодосия печерских . Лет чрез 30 после смерти Иоанна, при митрополите Антонии Нарожницком, этот придел, по тесноте своей и ветхости потолка был разобран. Таким образом гроб святителя Иоанна остался под открытым небом. Жителям Тобольска, благоговевшим к его памяти, это было неприятно; потому преемник Антония II, митрополит Сильвестр, в 1751 г., на собранные деньги на месте существовавшего прежде предела выстроил новый каменный, только не во имя преподобных Антония и Феодосия, а во имя святителя Иоанна Златоустог о, – ангела митрополита Иоанна Максимовича, притом так, что гроб Иоанна вошел в алтарь оного. – По выстройке придела, над гробом митрополита Иоанна, прошло около 60 лет. Но в 1806 или 1807 г. при архиепископе Тобольском Амвросие Келембете на северной стороне собора сделалась трещина от фундамента до сводов, притом над тем самым местом, где была могила преосвященного Иоанна. В 1826 г. архиепископ Евгений, чтобы предотвратить опасность, грозившую всему собору, решился исправить повреждение. Но поскольку ни заделать трещину, ни даже осмотреть в глубине её фундамент собора нельзя было, не тронув гроба Иоанна Максимовича: то оный 26 и 27 сентября 1826 г. перенесен был в новый склеп, устроенный в том пределе и также в алтаре, только на левой стороне. Над прежним местом погребения митрополита Иоанна, на правой стене придельного алтаря святитель изображен во весь рост в белом клобуке и голубой с источниками мантии, а над новой могилой, около левой стены алтаря, находится мраморный памятник, устроенный бывшим золотопромышленником купцом Н. Ф. Мясниковым. Им же в пределе в недавнее время переделан иконостас. В самой церкви на левой стене висит довольно большая икона с изображением Иоанна Златоустог о и Тимофея епископа Прусского, написанная в 1810 г. тобольским купцом А. Гневышевым и некоторыми другими гражданами также из благоговения к митрополиту Иоанну: Златоустый, как выше замечено, ангел сего митрополита, и память священномученика Тимофея празднуется церковью 10 июня, в день кончины Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

3 Переводы самонужнейших молитв, краткого катихизиса м. Платона, свящ. истории и четвероевангелия на остяцкий и вогульский язык были сделаны еще раньше несколько протоиереями Верпуновым и Фелицыным и другими лицами в 1820 годах. См. «Странник» 1875 г. т. 4. стр. 103–106. 4 Варлаам Петров, архиепископ тобольский, скончался в 1802 г. Сравн. Прав. Собеседн. 1870 г. ч. 2, стр. 234. 8 Здесь говорится о Ксенофонте Троепольском архиепископе подольском. Он в 1796 г. был архимандритом свияжского монастыря, а в 1800 г. викарием свияжским, следовательно, имел в Казани связи и знал хорошо положение дел в казанской епархии. В 1832 г. преосвященный Ксенофонт был уволен на покой и в 1834 г. скончался. 10 Вероятно, в вятской епархии, как и в казанской, употреблялись переселения крещеных инородцев с одного места на другое. 12 В 1868 г. в елабуж. уезде собиралось до 12 тысяч вотяков для жертвоприношения. См. Вятск. епарх. вед. 1869 г. 15, стр. 340. 13 См. Полное собрание слов и речей Кирилла, архиепископа каменец-подольского и брацлавского. Москва 1854 г. ч. 1. стр. 27. 28. 17 Полное собрание слов и речей Кирилла, арх. каменец-подольского и проч. Москва 1854 г. ч. I, стр. 26. 21 По всей вероятности, здесь имеется в виду св. Афанасий, патриарх константинопольский, нетленные мощи коего находятся в пяти верстах от уездного города полтавской губернии Лубны. Сравн. след. письма. P. S. 24 Инспектор калужской духовной семинарии Макарий (до монашества Михаил Зимин), студент 1-го курса московской духовной академии. О Макарий был очень умный человек: он составил, как мы слышали, догматическое богословие и начал было печатать оное на пособие от св. синода, но за смертью о. Макария печатание прекратилось. 25 Преосвященнейший Амвросий Келембет был архиепископом тобольским с 1806 по 1822 г. Он уволен был 28 октября 1822 г. на покой в лубенский мгарский спасопреображенский монастырь. См. Странник 1874 г. т. 4 стр. 3. 101. 176. «Архиепископ тобольский Амвросий (Келембет)», протоиерея Александра Сулоцкого .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010