Отдел III. Время служения в Орловской духовной Семинарии в г. Уфе (1804–1810 г.) Глава IV. Первоначальная служба его в Уфе. Служение его под начальством Преосв. Августина. Самые тяжёлые отношения Преосв. Августина к Филарету «Не бойся! Судьбы архимандрита Филарета в руках Божиих» 88 . «Пятый уже год каждый день паче всякой меры отягощаемо было сердце моё, яко не надеятися мне и живу быти. Состояние моё можно не обинуясь, приравнять к состоянию Иосифа во рве. Обаче Господь Спаситель сподобил меня сохранить в незлобии так, что воистину я готов возлюбить вовек всякого, творящего мне напасти» 89 . Тяжкие испытания и скорби, о которых только что предуказано нами в предшествующей главе, постигли Архимандрита Филарета не непосредственно по вступлении его на службу в Уфе, но спустя полтора года, так как и самый виновник их – Преосв. Августин – прибыл сюда Епископом в эту только пору. Поэтому оставляя пока в стороне эти обстоятельства, скажем сначала о состоянии перемещённого и о положении самых дел на новом месте его службы, из чего тем яснее будет видно, что всё, что привелось впоследствии испытать в Бозе почившему, произошло действительно от прямых недоброжелательств и преследований известных лиц. О самом прибытии в Уфу и первоначальном своём положении в ней Филарет сам говорит в своих Записках: «В Уфу приехал я зимою на святках, в сопровождении родного брата своего Гавриила 90 и одного Иеромонаха. Тамошний Преосвященный Амвросий (Келембет) принял меня весьма ласково, – оставил у себя обедать и потом уже на ночь отпустил меня в монастырь, мне назначенный. Монастырь этот, только что открытый в 1801 году, находился вне города в чистом поле, обнесён плетнёвым забором и состоял из нескольких мазанок, почти совсем занесённых снегом. Поутру встав, я пошёл обозревать свой монастырь и увидел единственную деревянную бедную ветхую церковь и только начавшуюся постройкой новую каменную. Это произвело на меня крайне грустное впечатление и до слёз растрогало меня. Этими слезами я начал здесь своё служение».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Амвросий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Келембет Андрей Петрович) Родился около 1750 года в местечке Чернухи Луховицкого уезда Полтавской губернии в семье диакона. В 1777 года окончил Киевскую духовную академию и был оставлен в ней преподавателем латинского языка. В 1777 году, по предложению знавшего его лично митрополита Киевского Гавриила (Кременецкого), принял монашество и был назначен лаврским ризничим. С 1791 года – префект Киевской духовной академии. С 1793 года – архимандрит, ректор Воронежской духовной семинарии. С 1796 года – ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря. В 1797 году – архимандрит Новгородского Юрьева монастыря. 13 ноября 1799 года хиротонисан во епископа Оренбургского. С 25 мая 1806 года – архиепископ Тобольский и Сибирский. 21 декабря 1822 года уволен на покой в Мгарский Спасо-Преображенский монастырь Полтавской губернии. Скончался 4 июля 1825 года и был погребен в храме Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Это был несколько простоватый, добрейший, хотя и вспыльчивый, человек. Простота его, некоторая неловкость и неповоротливость в движениях давали повод окружающим шутить над ним. И даже распространилось изречение – «это второй Келембет» – когда кого-то хотели представить простаком. Преосвященный Евгений (Болховитинов) говорил о нем, что хотя «Амвросий и человек простой, но драгоценно в нем то, что он человек добрый». Воспитан он был в строгих правилах монашеской жизни. Преосвященный был общительный, разговорчивый, а также большой хлебосол. Такие качества снискали ему любовь среди окружавших его лиц, всегда находивших у него радушный прием. Он с великой любовью и состраданием принял в свою епархию архимандрита (позднее митрополита) Филарета (Амфитеатрова) в трудное для последнего время и был для него истинным благодетелем. За шесть лет управления Оренбургской епархией он снискал себе славу добрейшего пастыря. В своей деятельности преосвященный Амвросий не прибегал к жестким мерам. Он постепенно и последовательно занимался делом устроения вновь учрежденной епархии. Ему пришлось быть основоположником главнейших епархиальных учреждений, в том числе и консистории. При нем в Уфе был открыт Успенский монастырь (1800 г.) и Оренбургская духовная семинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МЕФОДИЙ (СМИРНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мефодий (Смирнов) ( 1761 - 1815 ), архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский . В миру Смирнов Михаил Алексеевич, родился 7 ноября 1761 года в селе Гжатская пристань Верейского уезда Смоленской губернии в семье священника Георгиевской церкви Алексея Сергеевича Смирнова. Евгений (Болховитинов) местом его рождения называет село Алексино Владимирской губернии, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. В 1774 – 1782 годах он учился в Троице-Лаврской семинарии , по окончании которой определен учителем греческого и еврейского языков в той же семинарии. В 1782 г. пострижен в монашество митрополитом Московским Платоном (Левшиным) . 10 февраля 1783 года Мефодий назначен префектом и библиотекарем Троице-Лаврской семинарии. 25 декабря 1783 г. назначен ректором Троицкой семинарии. В начале 1790 года произведен в архимандриты Заиконоспасского монастыря и назначен ректором и профессором богословия Славяно-греко-латинской академии . По распоряжению Екатерины II в 1792 году архимандрит Мефодий участвовал в комиссии по рассмотрению сомнительных и подозрительных печатных и письменных книг. 14 февраля 1794 г. назначен архимандритом Московского Новоспасского монастыря . 21 мая 1795 г. хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского . В Воронеж прибыл он 15 июля 1795 года, а 20 июля “имел публичный вход в город”: торжественная встреча его горожанами состоялась в Благовещенском кафедральном соборе. В его лице Воронежская духовная семинария обрела просвещенного начальника. Семинария при нем достигла образцового устройства в сравнении с другими. Он покровительствовал префекту Болховитинову , который оттеснил на второй план ректора архимандрита Амвросия (Келембета) . В 1795 году епископ Мефодий заводит словесный, нотный и уставный класс, а в 1796 году – класс рисования и гражданской архитектуры. Показателем уважительного отношения владыки Мефодия к духовной школе было то, что при нем преподаватели семинарии практически не покидали ее и не переходили на другие места. При нем возник просветительский кружок местной интеллигенции, получивший название “Болховитиновского кружка”. В мае 1798 года открыта губернская типография, к ее созданию семинарские педагоги имели самое непосредственное отношение. По словам П.В. Никольского, “заботы пр. Мефодия о Воронежской семинарии сделали из него опытного руководителя духовного просвещения и в других епархиях, а впоследствии дали ему возможность стать в числе наиболее видных деятелей духовно-учебной реформы 1808 года”.

http://drevo-info.ru/articles/12501.html

Иваново-Подбельское. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Архитектурные стили: Барокко , Классицизм Год постройки:Между 1804 и 1810. Ссылки:   Адрес: Россия, Самарская область, Клявлинский район, деревня Иваново-Подбельское. Координаты: 54.316686, 52.362577 Проезд: Из Самары на автомобиле:выезд из города на трассу М-5, ехать прямо до указателя поворота на Камышлу и Клявлино, повернуть налево и двигаться прямо до Клявлино. Не въезжая в Клявлино, повернуть направо на дорогу, ведущую в Старый Маклауш. Проехать через все село и двигаться прямо по грунтовой дороге ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Самары на автомобиле:выезд из города на трассу М-5, ехать прямо до указателя поворота на Камышлу и Клявлино, повернуть налево и двигаться прямо до Клявлино. Не въезжая в Клявлино, повернуть направо на дорогу, ведущую в Старый Маклауш. Проехать через все село и двигаться прямо по грунтовой дороге в сторону деревни Иваново- Подбельское. Заброшенная церковь стоит на пригорке перед деревней слева от дороги. Проехать туда можно только в сухую погоду, это примерно в 5,5 км за Старым Маклаушем. Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты По данным V ревизии 1795 г., «сельцо, что ныне село Подбельское», расположенное по обеим сторонам р. Шешмы, находилось во владении пяти дворян. Майорше А. А. Подбельской принадлежало 40 душ муж. пола и 39 – жен. пола в 11 дворах; майорше И.И. Стрелковой – 26 душ муж. пола и 29 – жен. пола в 6 дворах; поручице А. И. Алакаевой – 55 душ муж. пола и 50 – жен. пола в 13 дворах; прапорщице Е. И. Кисловской – 45 душ муж. пола и 48 душ жен. пола в 15 дворах; коллежской протоколярше А. С. Степановой – 22 души муж. пола и 27 – жен. пола в 6 дворах. Всего в 51 дворе числилось 188 душ муж. пола и 193 – жен. пола. В селе были 5 господских домов и церковь. На выделенной для храма земле в трёх дворах проживали священно- и церковнослужители – 4человека муж. пола и 6 – жен. пола. Первая церковь, по всей видимости, была деревянной. Каменный храм в селе Подбельское Бугульминского уезда построили в 1810 г. стараниями помещицы Анны Ивановны Алакаевой. Впоследствии она вышла замуж за капитана Петра Григорьевича Ляхова, потомка польских шляхтичей, перешедших на русскую службу. Постройка храма, по всей видимости, началась ещё в 1804 г. По крайней мере, до революции у причта хранился указ первого оренбургского епископа Амвросия (Келембета) от 13 апреля 1804 г. Храм из тёсаного камня под железной крышей имел каменную колокольню, был холодным и вмещал до 400 богомольцев. Рядом, в ограде, находилась деревянная сторожка.

http://sobory.ru/article/?object=43408

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Василиск Туринский. Икона. XX в. Прп. Василиск Туринский. Портрет. XIX в. (Гаврилов Василий Гаврилович; ок. 1740, дер. Иванищи близ Калязина - 29.12.1824, туринский во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь), прп. Туринский (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых). Из крестьянской семьи. С детских лет Василий отличался трудолюбием, стремлением к уединенной молитве, в юности любил слушать проповеди Тверского еп. св. Гавриила (Петрова) в Макариевом калязинском мон-ре, повлиявшие на его духовное становление. Вступив в брак, по взаимному согласию с женой жил в целомудрии. Ежегодно под предлогом поездки на заработки трудился в мон-рях. Ок. 1777 г. оставил семью, ушел в Островскую пуст. Владимирской губ., настоятель к-рой, ученик прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа I дал Гаврилову благословение на пустынножительство. Первоначально Гаврилов подвизался вместе со своим старшим братом Космой, позже с 2 пустынниками в лесах Чувашии, затем перешел в Брянские леса под руководство старца Площанского мон-ря иером. Адриана (Блинского), к-рый постриг его в монашество с именем Василиск. Здесь же преподобный познакомился со своим буд. учеником и духовным другом прп. Зосимой (Верховским) . Осенью 1788 г. иером. Адриан перешел в Коневецкий мон-рь , и с 1792/93 г. В. также подвизался на о-ве Коневец, в 3 верстах от мон-ря. Летом 1799 г. инок оставил Коневецкую обитель и вместе с прп. Зосимой ушел в Малороссию и Крым, осенью 1800 г. перебрался в Сибирь. Архиеп. Варлаам I (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение жить на территории Тобольской епархии, и в 1802 г. они поселились в лесах Кузнецкого у. К 1818 г. вокруг иноков сложилась жен. община. В 1821 г. прп. Зосима по благословению В. обратился к Тобольскому архиеп. Амвросию (Келембету) с прошением основать жен. обитель на месте упраздненного в 1764 г. муж. мон-ря в г. Туринске Тобольской губ. Открытию туринского во имя свт . Николая Чудотворца жен. мон-ря (1822) способствовали почитавшие В. и прп. Зосиму Московский митр. св. Филарет (Дроздов) и министр духовных дел кн. А. Н. Голицын . С осени 1822 г. В. нес подвиг старчества в новообразованной обители. Учеником В. был прав. Петр (Мичурин) . В. был погребен 4 янв. 1825 г. в Туринском мон-ре. В 1913 г. над могилой подвижника была поставлена часовня во имя мч. Василиска. В 2000 г. мощи В. были обретены и перенесены в екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса мон-рь .

http://pravenc.ru/text/149787.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Акатов Алексеевский, в Воронеже, основан в 1620 г.; ныне второклассный. [III, 73.] Архимандриты Иосиф † вскоре после 1701 или в нём (sic). Никанор (1700?), 1703 и 4. Иосиф , 1710–12. Мефодий в февр. 1712 перев. из Лютикова. Антоний , 1718. Пахомий , 1741–43. Ефрем , 1744–49. Самсон определён 25 апр. 1750–1764. Гервасий 1764 перев. из Белгородского Николаевского; до 1767. Самсон , опять, 1767–93, уволен и вскоре †. Амвросий Келембет , из префектов Киевской акад., произведён 22 мар. 1793, а 29 дек. 1796 – в Новгородский Антониев. Иустин Трипольский перев. из Белгородского Николаевского, 1797–1807, уволен на покой; † 16 дек. 1809. Афанасий Савинский , бывший архим. Новгородского Антониева, с 1807; † 22 дек. 1811. Мефодий Соколов 13 февр. 1812 перев. из Лютикова, а 28 февр. 1826 хирот. в епископа Нижегородского. Филадельф перев. из Козелецкого Георгиевского, 1826–29. Иннокентий , 1829–34. Варлаам Успенский перев. из Белевского Спасского, 1834–37, перев. в Белгородский Николаевский. Елпидифор Бенедиктов , 259 с 1837, а 2 февр. 1842 хирот. в викария Воронежского и потом управлял мнтрём до 1848. Феогност , епископ Острогожский, 1848–52, июнь. Антоний , епископ Острогожский, 1852 и 53, окт. Иларион , 1854–59. Феодосий Шаповаленко , с 1861; 1 сент. 1863 хирот. в епископа Тамбовского. Феодосий Макаревский , с 1863; 29 янв. 1867 хирот. в епископа Острогожского и управлял им; 23 июня 1871 перев. в Екатеринославского архиерея. 2 Успенского, в Воронеже, соединённого с Акатовым. [III, 74.] Игумены Кирилл . (См. Акатов 1). Феодосий , 1616–29, 31 (sic), в февр. (sic) 1638. Иона , в авг. (sic) 1625. ( Сергий , строит., в нояб. 1657). Алексий , 1659 и 60, авг. (sic), в апр. (sic) 1662. Геннадий , 1664. Макарий , 1665–1669. Сергий , 1674–85. Мнтрь соединён с Акатовым в 1700 г. 3 Успенский Пристанский, под Валуйками, заштатный, основан в XVII веке. [III, 493.] Игумены Макарий , 1626. Кирилл , строит., в сент. 1634. Иона , строит., 1651 и 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Семилужки. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Примерно в 70-е гг. XVIIb. в с.Семилужном на р.Каменка была построена Вознесенская часовня. 7 июля 1702 г. чудесным образом была явлена икона святителя Николая архиепископа Мир Ликийского чудотворца, которую затем ежегодно Крестным ходом приносили в г. Томск. В 1708 г., по Благословению преосвященного митрополита Тобольского и Сибирского Филофея (Лещинский, 1702-1711; в схиме Федор, 1715-1721; канонизирован) расширенна в церковь и освящена в честь святителя Николая. За годы и века деревянную церковь приходилось не раз то рубить заново, то переделывать и достраивать. Семилуженцы просят у Сибирского владыки Сильвестра (Гловацкий, 1749-1755) разрешение на строительство. Старосты бережно припасали каждую копеечку для строительства нового каменного храма. Поступление шло медленно и долго, составляясь в основном из пожертвований в дни ношения иконы в город. Строительство новой каменной церкви во имя Вознесения Христова окончательно завершилось к 1818 году. Святой Антиминс для вновь построенной церкви на тонкой шелковой ткани священнодействован Архиепископом Тобольским и Сибирским Амвросием (Келембет, 1806-1821) 29 июня 1821 года. Церковь, построенная в стиле барокко, имела два придела: летний, холодный – в честь Вознесения Господня и зимний, отапливаемый – в честь Николая чудотворца. В 1862 г. был пристроен придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Священнослужители в селе Семилужном сменялись часто, как и везде. Лишь один «служитель культа», о. Иоанн Москвин, оставался в Вознесенском храме с 1914 по 1928 годы (в 1937 году погиб в тюрьме). Краткое время в 1918 году в Семилужном священствовал о. Иоанн Иваницкий (осужден в 1920-м году на принудительные работы). В 1930 году священником служил о. Иаков Авсенев в сентябре 1937г. арестован как черносотенец и вскоре расстрелян. В 1924 году при Вознесенской церкви недолго состоит в диаконах Гавриил Дмитриевич Осипов (осужден на принудительные работы), а в 1935-1936 годах иеродиакон Иосиф (Иван Митрофанович Яковлев), который в 26 году был осужден на пять лет ссылки. Последним настоятелем Вознесенской церкви села Семилужного на 22 октября 1935 года значится игумен Серафим Скорняков, судьба которого после ареста неизвестна. По воспоминаниям старожилов, как арестовали «батюшку-игумена», так и церковь закрыли.

http://sobory.ru/article/?object=44690

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Келембет Андрей Петрович; 1745 мест. Чернухи Лубенского полка - 4.07.1825, Мгарский мон-рь Полтавской епархии), архиеп. Тобольский и Сибирский. Из дворян, сын диакона. В 13-летнем возрасте бежал из родительского дома и, Амвросий (Келембет), архиеп. Тобольский Амвросий (Келембет), архиеп. Тобольский назвавшись сиротой, поступил в КДА. 9 апр. 1777 г. принял монашеский постриг, 4 июня того же года рукоположен во иеродиакона, 28 июня 1780 г.- во иеромонаха. По окончании академического курса, 1 июля 1777 г., назначен учителем греч. языка при КДА, в 1784 г.-риторики, в 1785 г.- философии. В годы преподавания жил в Киево-Печерской лавре , неся послушание ризничего. Вел аскетическую и уединенную жизнь, все доходы раздавал бедным и нищим. С 10 сент. 1791 г. префект КДА, 22 марта 1793 г. возведен в сан архимандрита Акатова мон-ря Воронежской епархии с назначением ректором Воронежской ДС. 29 дек. 1796 г. перемещен на архимандритию в Антония Римлянина новгородский мон-рь с назначением ректором Новгородской ДС. С 17 сент. 1797 г. архимандрит новгородского Юрьева мон-ря . 17 сент. 1799 г. А. был назначен, 6 нояб. в Гатчине наречен, 13 нояб. хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. Деятельность А. в Оренбургской епархии заслужила высокую оценку первоприсутствующего в Святейшем Синоде С.-Петербургского митр. Амвросия (Подобедова) , перед к-рым за А. ходатайствовал Старорусский еп. Евгений (Болховитинов) . 25 мая 1806 г. А. был перемещен в Тобольск с возведением в сан архиепископа. А. столкнулся с крайним упадком правосл. просвещения в Сибири, принимал меры для борьбы с резко усилившимся влиянием ислама. По инициативе А. в 1820 г. на хантыйский и мансийский языки был переведен НЗ, не получивший, однако, одобрения духовной цензуры в Петербурге. А. особенно заботился о Тобольской ДС: построил для нее новый каменный корпус; открыл в томском во имя Алексия, человека Божия, мон-ре трехклассное латино-рус. уч-ще. В числе ректоров ДС, к-рым А. оказывал особое покровительство, был буд. Киевский митр. Филарет (Амфитеатров) . Посетивший в 1821 г. Тобольскую ДС М. М. Сперанский дал исключительно благоприятный отзыв о ней.

http://pravenc.ru/text/Амвросия ...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василиск Сибирский, Туринский, прп. - житие Василиск (в миру – Гаврилов Василий Гаврилович; родился ок. 1740, в деревне Иванищи близ Калязина, умер 29,12,1824 г., прп. Туринский (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых). Родом из крестьянской семьи. С детских лет Василий отличался трудолюбием, стремлением к уединенной молитве, в юности любил слушать проповеди Тверского епископа св. Гавриила (Петрова) в Макариевом калязинском монастыре, повлиявшие на его духовное становление. Вступив в брак, по взаимному согласию с женой жил в целомудрии. Ежегодно под предлогом поездки на заработки трудился в монастырях. Ок. 1777 г. оставил семью, ушел в Островскую пустынь Владимирской губернии, настоятель которой, ученик прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа I дал Василию Гаврилову благословение на пустынножительство. Первоначально Василий подвизался вместе со своим старшим братом Космой, позже с 2 пустынниками в лесах Чувашии, затем перешел в Брянские леса под руководство старца Площанского монастыря иеромонаха Адриана (Блинского), который постриг его в монашество с именем Василиск. Здесь же преподобный познакомился со своим будущим учеником и духовным другом прп. Зосимой (Верховским). Осенью 1788 г. иером. Адриан перешел в Коневецкий монастырь, и с 1792/93 г. Василиск также подвизался на острове Коневец, в 3 верстах от монастыря. Летом 1799 г. инок оставил Коневецкую обитель и вместе с прп. Зосимой ушел в Малороссию и Крым, осенью 1800 г. перебрался в Сибирь. Архиепископ Варлаам I (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение жить на территории Тобольской епархии, и в 1802 г. они поселились в лесах Кузнецкого уезда. К 1818 г. вокруг иноков сложилась женская община. В 1821 г. прп. Зосима по благословению Василиска обратился к Тобольскому архиеп. Амвросию (Келембету) с прошением основать женскую обитель на месте упраздненного в 1764 г. муж. монастыря в г. Туринске Тобольской губернии. Открытию туринского во имя свт. Николая Чудотворца женского монастыря (1822) способствовали почитавшие Василиска и прп. Зосиму Московский митрополит св. Филарет (Дроздов) и министр духовных дел князь А. Н. Голицын. С осени 1822 г. Василиск нес подвиг старчества в новообразованной обители. Учеником его был прав. Петр (Мичурин). Василиск был погребен 4 янв. 1825 г. в Туринском монастыре. В 1913 г. над могилой подвижника была поставлена часовня во имя мч. Василиска. В 2000 г. мощи Василиска были обретены и перенесены в екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса монастырь. Частица мощей св. прп. Василиска находится в Туринском Свято – Николаевском женском монастыре.

http://pravicon.com/info-1953

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕНЗЕЛИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Мензелинский Ильинский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Мензелинский Ильинский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Находился в г. Мензелинске Оренбургской (с 1865 Уфимской) губ. (совр. Республика Татарстан). 1836-1917 гг. Основан как жен. община в 1836 г. Е. Ф. Собиной ( 21 сент. 1881), дочерью мещанина г. Мензелинска. В 1831 г. по совету духовника Собина побывала у прп. Серафима Саровского, который благословил ее на устроение обители. Ок. 1836 г. Собина приобрела дом близ мензелинского Николаевского собора. В доме поселились девицы и вдовы, желавшие посвятить себя монашеству. Они пели на богослужениях в соборе, выпекали просфоры. Когда собрались 12 сестер, дом стал тесен, и в кон. 40-х гг. XIX в. по приглашению прот. Александра Шильнова община поселилась при деревянной ц. во имя прор. Илии, принадлежавшей собору, на месте бывш. кладбища. 28 окт. 1855 г. община была официально принята «в ведение и покровительство духовного и гражданского начальств» с оставлением ее при собственных средствах содержания, без пособия от казны. В постановлении Синода отмечалось, что существующая уже более 15 лет в Мензелинске община «служит приютом для вдов и сирот и имеет полезное влияние на духовно-нравственное состояние народа». В ведение общины был передан храм прор. Илии. Храм был построен в 1799 г. по благословению 1-го еп. Оренбургского и Уфимского Амвросия (Келембета) на средства мензелинского городничего И. И. Микунова. За общиной были закреплены 127,5 дес. земли со всеми постройками, переданные Собиной и мещанкой Мензелинска Д. А. Реутовой, а также 30 дес., пожертвованные в пользу обители Шильновыми - сыновьями умершего прот. Александра. Содержание общины обеспечивали также доходы от трудов сестер и проценты на вклады (до 400 р. серебром). На содержание причта 6 тыс. р. серебром пожертвовал елабужский купец И. Г. Стахеев. Начальницей общины была утверждена Собина, принявшая монашеский постриг с именем Евгения, казначеей назначена Реутова, поступившая в общину в 1843 г. и ставшая ближайшей сподвижницей основательницы.

http://pravenc.ru/text/мензелинского во ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010