25. ИОАНН Островский, с 1775 года, Сентября 1, по 1785 год. Потом произведён в Архимандрита в Знаменский Гамалеевский монастырь. Наконец, был Епископ Пермский. 37. ВАРЛААМ Миславский, в 1784 году, Августа 10, определён из Архимандритов Ростовского Борисо-Глебского монастыря. В 1787 году, Марта 8, за упразднением Киево-братского монастыря, переведён в Киево-Николаевский монастырь с оставлением по-прежнему в Ректорской должности. В 1791 году, Июля 30, скончался. 26. ДИМИТРИЙ Устинович, в 1785 году, Января 12, определён из учителей Академии Киевской и произведён в Игумена в Золотоножский Красногорский монастырь, и того же 1785 года, Сентября 1, определён учителем Богословия. За упразднением же помянутого монастыря, определён в Киево-Георгиевский Выдубицкий монастырь Игуменом же с оставлением при прежних по Академии должностях. Потом произведён в Архимандрита в Переяславский Вознесенский монастырь, а оттуда хиротонисан Викарием Киевской Митрополии, Епископом Переяславским. Наконец, переведён в Смоленск, где и скончался. 38. ИЕРОНИМ Блонский, в 1791 году, Сентября 9, определён из Архимандритов Киево-злато-верхо-Михайловского монастыря. В 1795 году переведён в Киево-Николаевский монастырь, где в 1797 году скончался. 27. АМВРОСИЙ Келембет, в 1791 году, Сентября 10, из учителей Киевской Академии. В 1792 году произведён в Архимандрита Акатова Воронежского монастыря, и определён Ректором Воронежской Семинарии. Оттуда переведён в Новгородский Антониев и после того в Юрьев монастырь. Потом произведён в Епископа в Оренбург. 39. ФЕОФИЛАКТ Слонецкий, в 1795 году, Августа 17, определён из Архимандритов Киево-злато-верхо-Михайловского монастыря. В 1798 году, Декабря 10, переведён в Киево-Николаевский монастырь. В 1803 году, Апреля 26, хиротонисан в Епископа в Вологду. 28. АНАТОЛИЙ Ставицкий, в 1792 году определён Префектом и Богословия учителем из учителей. В 1801 году произведён в Архимандрита Костромской Епархии в Галицкий Пансеин монастырь. 29. ИННОКЕНТИЙ Ставицкий, в Сентябре 1796 года определён из учителей. В 1800 году, в Мае, произведён в Архимандрита Каменец-Подольской Епархии в Шаргородский монастырь, и определён тамошней Семинарии Ректором.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

26. Иоанн Островский с 1775 Сентября 1 до 1785; потом был Архимандритом Гамалеевским, потом Новогородско-Юрьевским, а с 1800 Епископом Пермским и там 1801 г. скончался. 26. Димитрий Устимович с 1785 г. Генваря 12, в чине Игумена Золотоношского Красногорского монастыря и с того же года Сентября 1, обучал Богословии вместо Ректора, будучи Выдубицкого уже монастыря Игуменом; в 1791г. произведен во Архимандрита Переяславского Вознесенского монастыря, а с 1793 г. был Епископом Переяславским и Викарием Киевской Митрополии. Скончался Епископом Смоленским 1805 г. 28. Амвросий Келембет с 10 Сентября 1791 до 1792 г. потом Воронежской Семинарии Ректор и Архимандрит Акатова монастыря, потом Ректор Новогородской Семинарии и Архимандрит Антониева, потом Юрьева монастыря; с 1799 г. Епископ Оренбургский; с 1806 г. Архиепископ Тобольский, а с 1822 г. на покое в Полтавском Лубенском монастыре. 27. Афанасий Корчанов в конце 1792 г; определен Академии Префектом и был до Августа месяца 179З г; с того времени именовался Вицеректором, будучи и Настоятелем Киево-выдубицкого монастыря до 1799 г., в котором Апреля 8 переведен в первокласный Черниговский Елецкий монастырь и был Черниговской Семинарии Ректором до 1811 г., в котором 5 Сентября посвящен во Епископа в Пензу, где и ныне по увольнении живет на покое. 30. Анатолий Ставицкий с 1793 г. был Академии Префектом и Богословии учителем до 1795 г., в котором перемещен в Киево-Печерскую Лавру; в 1801 г. произведен во Архимандрита Костромской Епархии в Галицкий монастырь, после переведен в Ростовский Яковлевский, а потом в Новгородский Юрьевский, где и ныне по увольнении пребывает на покое. З1. Иннокентий Ставецкий с 1795 г. был Академии Префектом и Философии учителем до и 1800 г., в котором Мая месяца произведен во Архимандрита Каменец-Подольской Епархии в Шаргородский монастырь и был тамошней Семинарии Ректором, где и скончался. З2 . Иакинф Лагановский с 8 Мая 1800 до 30 Марта 1804 г. Он 180З г. Сентября при звании Префекта и Философии учителя произведен во Архимандрита Братского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

26 Разумеется, очевидно, Преосвященнейший Амвросий Келембет, при котором в Тобольске архимандрит Филарет Амфитеатров был ректором тобольской духовной семинарии с 1810–1814 г. Но был ли напечатан канон, составленный Преосвященнейшим Амвросием, бывшим тобольским архиепископом, в честь св. Афанасия лубенского. мы не знаем. 28 Т. е. Моисея Богданова-Платонова. Этот Моисей был товарищ и однокурсник по академии с Кириллом: оба они в 1814 г. были магистрами I курса Спб. духовной академии и в одном и том же 1824 г. сделались епископами. А в 1814 г. Филарет был, как уже замечено, инспектором спб. академии. В 1827 г. Моисей был епископом вологодским. 30 26 марта 1827 г. преосвященный Кирилл из Викариев дмитровских переведен был епископом в Вятку. 31 Преосвященный Кирилл был епископом дмитровским, викарием московским и очень скорбел, что его перевели в Вятку, в епархии коей было весьма много инородцев, особенно вотяков и черемис. 32 Иннокентий Сельно-Кринов из ректоров псковской духовной семинарии назначен был 23 мая 1827 г. викарием дмитровским. 33 Преосвященный Филарет из Рязани переведен был 20 февраля 1828 г. в Казань. В состав тогдашней казанской епархии входили нынешние симбирская и самарская епархия. 34 Преосвященный Кирилл обозревал церкви вятской епархии от половины июля до августа 1828 г. См. Полн. Собрание слов и речей Кирилла, архиепископа каменец-подольского и проч. Москва 1854 г. ч. 1, стр. 26. 35 Кажется, здесь разумеется протоиерей г. Глазова Иосиф Стефанов. Он был миссионером у вотяков и допускал, будто бы, какие-то злоупотребления. Началось, как мы слышали, дело об этих злоупотреблениях и тянулось довольно долго. Чем кончилось это дело, нам неизвестно, но знающие хорошо о. Иосифа Стефанова не отнимают у него миссионерских достоинств. Он составил и приготовил к отпечатанию перевод некоторых служб церковных на водский язык. Вятск. Епарх. Ведом 1867 г. 16, стр. 504. и 1869 г. 15, стр. 338. 36 Ректором вятской духовной семинарии в то время был архимандрит Иероним Нестеровский. Он переведен из ректоров орловской семинарии и вступил в должность ректора вятск. семинарии в январе 1828 г. Краткие сведения о его службе находятся в Вятск. Епарх. Ведомостях за 1869 г. 7, стр. 140. 141.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

2. Маия 1825 г. Иркутск. Письма сестер В 1821 г., по благословению архиепископа Тобольского Амвросия (Келембета; †1825; на кафедре — в 1806–1822 гг.) преподобный Зосима предпринимает свое первое по выходе из пустыни путешествие в Петербург. Его целью было добиться в Святейшем Синоде указа о возобновлении Туринского монастыря 33 . С собой он вез письмо сестер, написанное “на уверение Святейшего Синода” в их твердом желании быть под руководством старца и иметь его попечителем организуемой обители 34 . В марте следующего 1822 г. отец Зосима находился в Петербурге, где встречался с членами Синода и министром Духовных дел князем А. Н. Голицыным 35 . Двое из членов Синода послали сестрам свое письменное благословение 36 . Ко времени этой поездки относятся второе письмо сестер 37 , письмо первой ученицы старца Анисьи Конюховой 38 и первое письмо Евдокии Романовой 39 . Очевидно, они были написаны в ответ на неизвестное нам послание отца Зосимы, в котором он еще раз спрашивал сестер, уверены ли они в своем решении жить в монастыре под его попечением. На следующий год преподобный Зосима предпринял новое путешествие в европейскую Россию. Нужно было посетить Петербург, где предстояло представить в Синод устав новой обители, испросить возвращения монастырю ранее принадлежавших ему земель, а также собрать средства на восстановление монастыря. Кроме того, старец предполагал посетить Смоленскую губернию, свою родину и увидеться с родными, связь с которыми была прервана в течение примерно 30 лет 40 . Ко времени этого путешествия относится второе письмо Евдокии Романовой, третьей ученицы старца 41 . 1. † Во имя О[т]ца и С[ы]на и С[вя]таго Д[у]ха. Аминь! От духовных дочерей старцу Зосиме, именуемому Захарию. Сие еще тебе, о[т]цу нашему аки вновь написахом и вручихом на уверение Святеищаго Синода, святителем Христовым; что мы не отмещемся от тебе, но желаем пребыти к тебе таковыми и поступати тако, якоже в прежнем нашем завещании изъявлено пред Господем Богом 42 , а посему никоторой начал нице дондеже ты в живых в полное повиновение отдатися мы не склонны, и никакой монастырь, ниже иное какое место может нас умиротворить, лишася твоего духовного наставления и попечения, яковое ты обещался пред Богом и ныне являеши нам, разве точию святителие Святеищаго Синода рекут, яко есть богопротивно таковое наше к тебе, а твое к нам обязател ство о Христе и еже бы нам твоим наставлением спасатися; но тогда будем мы неповинны, ибо они Богу отвещают, аще по их повелению разлучася с тобою последует потеря нашему спасению, ибо ныне, ради нашего пре-//дания и послушания к тебе, по глаголу святого Иоанна Лествичника, ты бы был судим за наше спасение 43 .

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

—449— да 23 года. Дальнейшее его служение проходило на посту ректора семинарий в Уфе и в Тобольске. Тобольский архиерей, иерарх подвижнической жизни, преосвященный Амвросий (Келембет) очень тепло относился к близкому ему по духу архимандриту Филарету и охарактеризовал его в своём донесении Святейшему Синоду словами: «Это не человек, а ангел во плоти» 1222 . Именно в Тобольске в короткое время раскрылись педагогические и административные таланты архимандрита Филарета. Ничего не препятствовало развитию его аскетических наклонностей. Среди тобольчан он стал приобретать славу человека святой жизни. Однако пребывание его в Сибири было недолгим. Указом Святейшего Синода от 2 декабря 1813 г. архимандрит Филарет был назначен настоятелем Иосифова Волоколамского монастыря и вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божьего, к коей, по традиции, вызывались архимандриты, которых в Синоде рассматривали как возможных кандидатов на епископские кафедры. Покинув Сибирь, Филарет оставил там добрую память о себе. Интересно, что его канонизация прежде всего, ещё в 1984 г., произошла в лике святых, в Земле Сибирской просиявших. Вскоре после прибытия в Петербург архимандрит Филарет назначается инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и одним из первых удостаивается степени доктора богословия (в то время это была синодальная награда, причём весьма редкая). В столице Филарету пришлось служить недолго. Вскоре он отбыл в Троице-Сергиеву лавру в связи с назначением на должность инспектора Московской духовной академии. Назначение это было сделано Синодом вопреки представлению Августина (Виноградского) , который рекомендовал на эту должность иного кандидата. Впрочем, архиепископ Августин вскоре оценил деятельность архимандрита Филарета по обустройству Академии. Через два месяца после его назначения он писал в Петербург ми- —450— трополиту Михаилу (Десницкому) : «Отцом инспектором архимандритом я очень доволен» 1223 . Работать Филарету пришлось чрезвычайно много, так что не хватало времени для сна.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4. Колокольня каменная, в четыре яруса, отдельно от соборной церкви, в 20 саженях от нее, очень хорошей архитектуры, напоминающей собой Киево-Печерскую колокольню, вышиной 22 сажени; построена в 1786 г. при архиепископе Никифоре Феотоки. Из находящихся на ней 10 колоколов самый большой весом в 400 пудов, громкого и приятного звона; на нем находится следующая надпись: «Божией помощью, при державе благочестивейшей Государыни Императрицы Екатерины Второй, благословением преосвященного Гавриила, митрополита Екатеринославского и Херсонеса Таврического, сей колокол вылит в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь коштом того же монастыря 1797 года, июля 15 дня». К Полтавскому Крестовоздвиженскому монастырю приписана Сампсониевская церковь , что на Шведской могиле, построенная в 1856 году на проценты с капитала, пожертвованного Осипом Степановичем Судиенко. Обителью управляет викарный епископ Прилукский. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь в Лубенском уезде. Монастырь находится при селении Мгарь, Ольшанской волости, в 8 в. от у. г. Лубен, на правом берегу р. Сулы при впадении в нее р. Ольшавки. Основан он был в 1624 г. Исаией, епископом Перемышльским. Обитель не раз истреблялась опустошительными пожарами, но каждый раз с помощью Божией вновь возрождалась из пепла и развалин. Храмов в ней два: Преображенский собор и домовая Благовещенская церковь . В Преображенском храме почивают мощи Св. Афанасия (Пателлария), патриарха Константинопольского, умершего 5 апреля 1654 г. на возвратном пути из Москвы. Здесь же погребен епископ Тобольский Амвросий (Келембет). При монастыре существует псаломщицкая школа. Управляет обителью епархиальный епископ Полтавский, а за отсутствием его – наместник-архимандрит. Женские обители Козельщинский Рождество-Богородичный монастырь в Кобелякском уезде. Обитель находится в имении гр. Капниста Козельщине в 3,5 версты от станции «Гановка» Харьково-Николаевской железной дороги. Учреждена она виде общины в 1886 г., а в 1891 г. переименована в монастырь. Храм один, в честь Рождества Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

5 . Заметить также, что в Киеве тогда не в уважении была христианская вера (см. у Нестора стр. 55), а от католицкой и Владимир отказался. (там же стр. 74) Ольга имела у себя священника втайне (там же стран. 59). Для лучшего разрешения все сии статьи должно наперёд обследовать порознь, и потом ужо составить из них диссертацию. Источниками для сего будут летопись Несторова и все другие, Степенная книга, Четь-Минея в житиях Ольги и Владимира, Истории Татищева, Щербатова, Эмина, Стриттера, Елагина, а особливо Шлецеров Нестор и Карамзина История; по указаниям их должно справляться с другими книгами. Срок решения задачи полагается целый 1827 текущий год. За наилучшую диссертацию обещается награды сто рублей, а за другую по ней пятьдесят сочинения представить в январе 1828 года в Правление Киевской академии». Митрополит Серапион, за два года до обращения академии в семинарию, (21 июля 1815 г.) внёс в московский Опекунский совет билет в 2000 р. с тем, чтобы получаемые по оному проценты употребляемы были на содержание двух бедных учеников, под названием Серапионовых. При исполнении завещания, киевское губернское правление, при отношении от 15 марта 1827 года, препроводило в академическое Правление означенный билет для употребления по назначению: но академия, приняв его, немедленно отправила в киевскую семинарию, так как, по преобразовании высшего училища и возведении его в штатное положение, сумма эта уже не могла принадлежать академии, где все воспитанники-казённокоштные и частными пожертвованиями содержаться не имеют надобности. Библиотека академическая в этот курс особенно приумножилась приношением статских советников Каэтана и Михаила Келембетов, которые, после покойного дяди своего преосвящ. Амвросия, архиепископа Тобольского и Сибирского, прислали 14 июня 1827 года четыреста восемьдесят девять книг различного содержания. С окончанием академического курса, в степени магистров утверждены Комиссией духовных училищ следующие студенты: Шипулинский Степан Дмитриевич поступивший из Черниговской сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6) В Страннике: «Преосвященный Владимир, Епископ Тобольский и Сибирский» – 1861 г. кн. II; 1868 г. кн. I; «Нечто о начальнике Алтайской миссии, архимандрите Макарии» – 1862 г. кн. IV; «Сила тайной молитвы» – 1862 г. кн. V; «Промысл Божий в спасении одного бедного семейства от холода и голода» – 1862 г. кн. X; «Григорий Иванович Мансветов на службе в Тобольске» – 1863 г. кн. XI; «Жизнь Иоанна Максимовича , митрополита Тобольского и всея Сибири» – 1864 г. кн. I; 1876 г. кн. II; «Назидательная кончина подполковника Домалевского» – 1864 г. кн. I; «Мирная кончина Иркутского Епископа Вениамина» – 1865 г. кн. V; «Икона Божией Матери, всех скорбящих Радости, в Тобольской Захарьевской церкви» – 1866 г. кн. X; «Св. Димитрий Ростовский как Архипастырь Сибирский» – 1866 г. кн. XI; «Рукоположение во священники офицеров Сибирского казачьего войска – Путинцева и Шарапова – 1866 г. кн. XII, 1867 г. кн. VI; «Соблазн на зло под видом добра» – 1867 г. кн. I; «Жизнеописание Афанасия Протопопова, Архиепископа Тобольского и Сибирского» – 1867 г. кн. I, II; «О приходских летописях при церквах Тобольской епархии» – 1867 г. кн. III; «Наказанное зложелание и кощунство» – 1867 г. кн. V, VI; «Речь при первом отправлении в Петербург и Москву воспитанников Сибирского кадетского корпуса» – 1867 г. кн. XI; «Необыкновенные похитители неправильно приобретенного» – там же; «Черта из жизни митрополита Филарета» – 1868 г. кн. VIII; «Антоний Знаменский, Архиепископ Тобольский» – 1868 г. кн. X 47 ; «За Богом и святыми Его молитва не пропадает» – 1868 г. кн. XII 48 ; «Миссионерства Березовского края» – 1869 г. кн. VIII; «Иеромонах Михаил, духовник Тобольского архиерейского дома» – 1870 г. кн. I, II 49 ; «Биографический очерк Николая Алексеевича Абрамова» – 1870г. кн. XII 50 ; «Архиепископ Евгений Казанцев, как Архипастырь Тобольский» – 1872 г. кн. XI; «Амвросий Келембет, Архиепископ Тобольский – 1874 г. кн. X–XII 51 ; «Слово при праздновании 50-ти летия Сибирской военной гимназии» – 1876 г. кн. XI; «Крещение в Енисейской епархии инородцев-язычников» – 1876 и 1877 гг.; «Воспоминание о Томском Преосвященном Платоне» – 1877 г. кн. IV; «Омский протоиерей С.Я. Знаменский» – 1877 г. кн. IX; «Замечательная черта в кончине Чернавипа» – 1879 г. кн. IV 52 ; «Спасение четырех Тобольских Преосвященных от потопления, по их молитвам» – 1880 г. кн. I; «Иркутский Архиепископ Михаил П» – 1880 г. кн. II; «Тобольский кафедральный протоиерей П.А. Фелицын» – 1880 г. кн. V 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Благосостояние академии, со стороны внешнего обеспечения, во всё это время находилось в цветущем виде. Кроме ежегодно отпускаемой суммы на содержание, она имела и свои собственные капиталы, задолго пред сим внесённые в Сохранную Казну разными её благотворителями. Сберегаемые по всей строгости благоразумной экономии, они год от году увеличивались, и академия часто находила себя в возможности вносить значительные остатки, для приобщения к тем капиталам, которые оставались неприкосновенными; так что в 1825 году она имела своих собственных денег до четырёх сот тридцати восьми тысяч, семисот шестнадцати рублей семидесяти копеек ассигнациями, с которых получала узаконенные проценты двадцать одну тысячу девятьсот двадцать пять рублей восемьдесят три копейки. Библиотека академическая также приумножалась время от времени теми же способами, как и прежде, Из числа жертвователей, в этот двухлетний период, особенно заслуживают благодарную память сыновья коллежского асессора Николая Михайловича Беличи, капитаны Сампсон и Лев и поручик Григорий Беличи, принёсшие академии в дар 103 книги на разных языках, как знак признательности за воспитание, полученное родителем их в древнейшем нашем училище. По случаю кончины преосвящ. Амвросия Келембета приобщены с академической библиотек 149 книг разного содержания. Между другими благотворителями примечательны: действительный статский советник Мартынов и тайный советник, граф Хвостов. В октябре 1825 года совершенно окончен постройкою новый трёхэтажный корпус академический, под наблюдением городового архитектора Андрея Меленского, и в тоже время переведены туда Правление, наставники, студенты низшего отделения, и потом библиотека и физический кабинет. Постройка этого корпуса с внутреннею обделкою и с вещами, необходимыми для жительства, обошлась в 268,944 р. 21 коп. ассигнациями. За несколько же времени пред сим (14 декабря 1824 г.) торжественно совершено освящение обновлённого храма Благовещения Пресв. Богородицы, так называемого Конгрегационного. Сам первосвятитель Киевский, в присутствии духовенства из всех Киевоподольских церквей, совершил этот высокий обряд. Замечательно что крестный ход, пред началом освящения, имел торжественное шествие вне монастыря. Студенты академии, ученики семинарии и уездных училищ предшествовали духовенству, за которым следовал митрополит, нёсший на главе своей святые мощи. Процессия двинулась по левую сторону Богоявленской церкви чрез северные врата Киевобратского монастыря, улицею мимо старого академического корпуса и вошла в двор монастырский святыми вратами. На литургии ректор академии, архимандрит Мелетий произнёс приличное торжеству слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большинство трудов и рукописных материалов отца Александра Сулоцкого посвящено сибирской иерархии: «Крестный ход на осляти, который в старину был отправляем в Тобольске в Вербное воскресенье» 71 , «Встреча в Тобольске в старину вновь прибывших Преосвященных» 72 , «Архиереи из сибирских уроженцев» 73 , «Тобольские и Томские архипастыри» 74 . Эти статьи вместе с жизнеописаниями выдающихся Тобольских архипастырей XIX века – архиепископов Афанасия (Протопопова) 75 , Антония III (Знаменского) 76 , Евгения (Казанцева) 77 , Амвросия (Келембета) 78 и других являются важными источниками для церковной историографии Сибири, охватывают почти все стороны церковной жизни в крае. Следует выделить исследование отца Александра о святителе Димитрии, митрополите Ростовском, «Святитель Димитрий Ростовский как архипастырь Сибирский», которое было напечатано в журнале «Странник» в 1866 году 79 . Автор излагает малоизвестные события жизни святителя Димитрия, который был посвящен в архиерейский сан ради Сибири и который заочно, из Москвы, управлял Тобольской митрополией на протяжении девяти месяцев. «Живя в Москве, святитель Димитрий ласково принимал и речами своими назидал приезжавших туда сибиряков, равно и лиц, по делам службы или по своим собственным надобностям отправлявшихся в Сибирь» 80 . В заключение отец Александр Сулоцкий приводит пример молитвенного почитания святителя Димитрия среди сибирской паствы: «Тобольский Преосвященный Владимир (Алявдин; 1842–1845), по прибытии в Тобольск, узнав, что святой Димитрий Ростовский некогда был также митрополитом Тобольским, в 1843 году предписал циркулярно во всех церквах Тобольской епархии на отпустах всех дневных служб поминать ежедневно, кроме обыкновенно поминаемых святых, и святого Димитрия, Ростовского чудотворца» 81 . В главном своем историческом исследовании – книге о жизни и апостольских трудах святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского (в схиме Феодора) 82 ,– протоиерей Александр Сулоцкий сумел убедительно показать, что православные русские миссионеры в Сибири никогда не применяли насилия по отношению к просвещаемым народам, но проповедовали христианскую веру «тишайшими словесы» – в духе евангельской кротости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010