Митрополит Шио Сенакский и Чкороцкусский: О преподобном Алексии (Шушания) и вере в эпоху гонений Мало кто знает не только в России, но и в самой Грузии, что Святейший Патриарх Илия является представителем и преемником замечательной духовной и монашеской традиции, заложенной в Западной Грузии преподобным Алексием (Шушания) и своими корнями уходящей еще глубже и дальше – в Гелатский мужской монастырь и на Святую гору Афон. 4 января, 2013 Мало кто знает не только в России, но и в самой Грузии, что Святейший Патриарх Илия является представителем и преемником замечательной духовной и монашеской традиции, заложенной в Западной Грузии преподобным Алексием (Шушания) и своими корнями уходящей еще глубже и дальше – в Гелатский мужской монастырь и на Святую гору Афон. К 35-летию Патриаршества и 80-летию со дня рождения Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II Городок Сенаки расположен в Западной Грузии, в Мингрелии. Его название переводится на русский язык как «келья». Словно в иноческой келье, здесь в годы богоборческого лихолетья теплилась лампада молитвы. Несмотря на гонения, продолжали действовать монастыри – Теклатский и на «Острове архангелов», что являлось отнюдь не типичной ситуацией для эпохи гонений как в Грузии, так и в России. В сенакских обителях подвизались монашествующие, среди которых и архимандрит Шио (Дзидзава), духовник Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии ΙΙ. Еще жива была память о светильнике веры, великом грузинском подвижнике, преподобном Алексии (Шушания), просиявшем в Сенаки на рубеже ΧΙΧ–ΧΧ столетий и воспитавшем целую плеяду учеников. На этом фундаменте преемственности мистического опыта Преподобного в последующем поколении его духовных чад сумела выстоять Церковь в Западной Грузии. Выдающийся вклад преподобного Алексия в сохранение церковной жизни и монашества в годы атеизма по достоинству оценил назначенный в 2003 году в новообразованную Сенакскую и Чкороцкусскую епархию Грузинской Православной Церкви епископ Шио (Мужири), выпускник Тбилисской консерватории и Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета в Москве.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

В XI веке, появившийся на персидской почве политически-религиозный орден, прославившийся под названием секты Ассисинов или Измаелитов («очистителей веры Божией»), значительно способствовал ослаблению военного могущества Персии и вследствие этого свободнее вздохнула мученическая Иверия. К фанатизму последователей корана Измаелиты присоединяли индийское учение о переселении душ. Эта секта – родоначальница европейских сект и тайных обществ, занесенных с востока на запад еще во время крестовых походов, просуществовала в Персии 172 года 20 . К сказанному должны еще прибавить, что завоевания Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия заметно пошатнули мусульманский мир и дали возможность Грузии окрепнуть и освободиться. Во всей истории самые мрачные часы ночи постоянно предшествовали рассвету утра, и притом более лучезарного, чем все, прежде зачинавшиеся. Такое точно явление повторилось и в Грузии после турецкого погрома; небосклон ее на время освободился от зловещих туч, надвинутых на нее исламом и на чистом, яснолазурном небе Грузии печальной показалось величественное светило, которое своими живительными лучами должно было залечить раны родной страны, возвеличить и прославить ее. Взошло солнце, и в его сиянии потонул полумесяц. Глава II Объединение Грузии и свержение ига Сельджуков. Время политического могущества и просвещения Грузии. Св. царь Давид III Агмашенебели, Георгий III и Тамара Великая. Предсказания о завоевании Грузии монголами. Нашествие Тамерлана. Временное торжество мусульманского оружия в Азии и Европе. Покорение Византии. Сефевиды. Персидское иго. Отношение Надир шаха к Грузии и ее религии. Виды Османов на западную Грузию У каждого народа, жившего своею прошлою историческою жизнью, есть свои счастливые моменты и заветные имена, к которым часто любит возвращаться народная память в продолжении веков и среди радостных и особенно среди печальных обстоятельств позднейшего существования. Сто двадцать лет от воцарения Давида III (1089–1125 гг.) Агмашенебели (Строитель) до смерти Царицы Тамары заключает в себе большую часть того, что только помнит Грузия самого отрадного и самого блестящего в своем историческом прошлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Афанасий, получив приведенное постановление Святейшего Синода через наше посольство в Константинополе, отвечал на него следующим письмом от 1 апреля 1835 года нашему константинопольскому послу: «Патриарх Иерусалимский, имев честь получить сообщение Вашего Превосходительства об определении Святейшего Синода 8 октября 1834 года относительно имений в Грузии, принадлежащих Иерусалимскому патриаршему престолу, рассмотрел со вниманием замечания Святейшего Синода, как равно мнение экзарха Грузии. Принимая с глубочайшим душевным уважением все замечания Святейшего Синода по сему предмету, патриарх с чувством искреннейшего удовольствия видит, что таковые действия Святейшего Синода основаны на духе единства и любви к Иерусалимской Церкви. И поскольку Святейший Синод благоволил мнение экзарха Грузии, так и собственные свои замечания сообщить на усмотрение патриарха, требуя от него свободного изложения своих также замечаний, то он приемлет смелость изъяснить, что независимое и свободное управление имениями Святого Гроба в Грузии с незапамятных времен принадлежит Иерусалимскому патриаршему престолу, который поручает управление оными посылаемым от себя по временам в Грузию архимандритам. От сего же престола равным образом зависят и священники, избираемые как из крестьян Святого Гроба, так и из других священнослужителей в случае недостатка первых. Патриарх не отказывает в определении сих священников, как равно и в их увольнении, когда архимандрит изберет их из священников частных и с ведома экзарха Грузии. Патриарх равномерно находит согласным с правилами должного порядка, чтобы жизнь отправляемых туда архимандритов подчинена была надзору канцелярии Святейшего Синода в Грузии. Он согласен также с мнением экзарха Грузии, чтобы те, коих архимандрит изберет из крестьян Святого Гроба в священническое достоинство, были законным образом испытываемы экзархом. Изъясняя согласие свое по сим предметам, патриарх совершенно полагается на братолюбивые чувства Святейшего Синода и твердо надеется, что Святейший Синод, взирая на выгоды Иерусалимской Церкви как на свои и как на выгоды страждущей матери и сестры своей, благоволит иметь постоянное попечение как о неприкосновенности духовных ее преимуществ, так и о том, чтоб экзарх Грузии не утверждал священников в церкви Святого Гроба без воли и предварительного представления архимандрита. Патриарх, повторяя просьбы свои, изложенные в письме его от 1 июня 1833 года, надеется, что Святейший Синод прострет попечительную по благоусмотрению своему заботливость на неприкосновенность имуществ Иерусалимской Церкви и сохранение привилегий, полученных ею от достопамятных пожертвователей оных, оказывая во всем относящемся до выгод Святого Гроба братскую и сострадательную предусмотрительность, помощью коей многостраждущая Иерусалимская Церковь надеется получить объяснение». В заключение патриарх просит нашего посла его, патриарха, «суждения и ответы» довести до сведения Святейшего Синода, что и было сделано.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В начале X века распалась могущественная держава аббасидов, просуществовавшая немного более двух веков. Халифатство пало, но православной Грузии от этого не стало легче, так как ей угрожала новая опасность – нашествие турок. Воспользовавшись слабостью Византии, не имеющей возможности дать серьёзный отпор, турки-сельджуки, под предводительством Альп-Арслана, в 1064 г. наводнили раздробленную Грузию несметными полчищами. Тысячи пленных грузин были сожигаемы в храмах и монастырях: церкви были обращены в конские стойла; священники, принося бескровную жертву, сами становились кровавой жертвой у алтаря Господня; старцы и мужи были избиты; женщины насиловались, и поругаема была стыдливость юношей. При этом опустошении, по словам «Картлис Цховреба», были разорены султаном все церкви, сёла и деревни, принадлежащие Мцхетскому храму, за исключением самого собора, истреблено было так много населения, что от множества валяющихся трупов, люди не находили места для своего пребывания. Жители, побросав сёла и деревни, спасались в горных ущельях и лесах 66 . Приписывая всё постигшее несчастье гневу Божьему за грехи, народ, по свидетельству «Картлис Цховреба», видел поразительные явления на небе, из багровых облаков, носившихся над Грузией, проливные дожди крови и освещение ночной тьмы каким-то ужасающим зрение светом. Но, наконец, грозные тучи прояснились, и на ясно-лазурном небе печальной Грузии взошло величественное солнце, в сиянии которого потонул полумесяц, эта эмблема, враждебного религии Христовой, исламизма. Этим солнцем был Давид III Возобновитель (1089–1125). При нём, по словам историка С. Баратова, «долго безмолвствовавшие горы и долины Грузии огласились вновь торжественным звоном церковных колоколов и вместо рыданий раздались песни весёлых поселян». Вступив на престол в 1088 году 16-летним юношей, Давид III озаботился, прежде всего, восстановить мир и спокойствие в своей стране, потушить всякие внутренние раздоры и междоусобия, исходившие от своеволия и корысти некоторых владетельных князей, отпавшие области вновь присоединить к Грузии и восстановить поколебленное уважение к св. вере и царской власти. Всё это, конечно, было делом нелёгким, но оно являлось неотложным и совершилось Давидом III с полным успехом путём строгих и решительных мер. Восстановив внутреннее спокойствие в своём царстве, Давид III позаботился очистить страну и от всех внешних врагов веры и отечества. Он усмирил и сделал своими подданными некоторые дикие языческие племена, беспокоившие беспрерывными хищническими набегами пределы Грузии, горцев-осетин, по временам разорявших северные области Иверии, подчинил своей власти и почти всех обратил в христианство. Окончательно ослабил и злейших своих врагов – турецкие полчища, часть которых отвлечена была от пределов Грузии на юг, к Иерусалиму, для борьбы с крестоносцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для меня же образ Святейшего Патриарха Илии навсегда останется светлым символом Грузии, с любовью лобызающей и незваных гостей. Рейтинг: 10 Голосов: 1691 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 17 января 2018, 09:47 Слава Богу за все! Господь никогда не оставит нас Своим попечением.Святейшему патриарху Грузии Илии II многая и благая лета! Вадим Павлов 4 января 2018, 23:12 Святейшему Патриарху Илие - многае лета!! Мира, любви и крепости нашим грузинским дорогим братиям во Христе! Dmitri 4 января 2018, 22:50 Вместе с супругой ездили в Грузию года 2.5 назад. Действительно осталось впечатление от благодати, количества святынь и радушия людей. К сожалению, страна перетерпела много горя. Дай Бог здоровья Святейшему Патриарха Илие и Милости Божьей этому великому народу! Наталья Богоявленская 4 января 2018, 20:57 Да, духовный урок преподан замечательный. И не только отцу Димитрию, но и всем нам. Благослови, Господи, Католикоса -- Патриарха всея Грузии Илию и даруй ему многая и благая лета. 4 января 2018, 20:41 Очень рада этой заметке, с любовью и величайшим уважением отношусь к Патриарху Грузии Илие! У нас в Орске есть Иверский женский монастырь, в нем храм пр.Гавриила Самтаврийского - монахини и духовник монастыря протоиерей Сергей Баранов часто бывают в Грузии,а монахини из Грузии приезжают в гости к нам-такая духовная цепочка.Снят великолепный фильм " Страна Пиросмани " (С.Баранов)-посмотрите в Ютубе!Всех с Рождеством! ШШ 4 января 2018, 17:28 Поздравляю Святейшего Патриарха Илию с днем рождения! Сегодня ему исполнилось 85 лет. Многая и благая лета любимейшему Патриарху! Марина 4 января 2018, 13:32 Спасибо огромное за столь светлый рассказ в эти предрождественские дни. Всегда очень поучительно узнать о наших православных предстоятелях и владыках. Спаси Господи! Татьяна Константиновна (Киев) 4 января 2018, 12:47 Грузия - благословенная страна. Мечтаю о паломнической поездке туда к православным святыням.Святейший Патриарх Грузии Илия П удивительный пастырь. Дай ему,, Господи, многая и благая лета!!!

http://pravoslavie.ru/109715.html

Затем предстоятели Церквей посетили кафедральный собор Св. Троицы, строящийся на горе пророка Илии. Патриарх Варфоломей благословил архитектора и строителей. Он сказал, что возносит молитвы ко Господу, чтобы как можно скорее строительство было завершено и в храме отслужена первая литургия. Журналистам, ожидавшим его во дворе храма, Патриарх Варфоломей сказал: «Это церковь увенчает патриаршеское служение Его Святейшества и Блаженства Католикоса-Патриарха Илии, который очень многое сделал за последние двадцать пять лет на благо Грузинской Церкви и грузинского народа, в сердцах которого он возродил храмы духа. Я благодарю государство за помощь православию. Желаю, чтобы Церковь и люди шли в Грузии по одному пути и к одной цели». В кафедральном соборе Мцхеты Светицховели Патриарх Варфоломей передал грузинскому народу икону великомученика Георгия со словами, что добро всегда побеждает зло. Там же он благословил три пары молодоженов. Вечернюю службу Патриархи отслужили в кафедральном Сионском соборе Тбилиси. После службы Патриарх всея Грузии Илия напомнил о богоизбранности Грузии, о том, что в этом уделе Богородицы грузины всегда ощущали особую благодать. Он благодарил Бога за то, что сегодня люди возвращаются в Церковь не только в Грузии, но и во всем мире. От имени Священного Синода и всей православной Грузии он пожелал Вселенскому Патриарху еще долгие годы служить благу православия во всем мире. Патриарх Варфоломей выступил с ответной речью и сказал, что сегодня воюют друг против друга в Грузии люди, ушедшие из Церкви. «Они сироты, потерявшие Отца. От этого случаются конфликты, стрессы, депрессии. Я прошу Бога, чтобы Он дал силы грузинам вернуться к Нему, любить друг друга и жить мирно». Константинопольский Патриарх вручил настоятелю Сионского собора отцу Георгию (Гамрекели) наперсный крест. 21 сентября, в день открытия торжеств, посвященных храму Баграта в Кутаиси, Патриархи отслужили торжественную воскресную литургию в соборном храме монастыря в честь Пресвятой Богородицы в Гелати. На литургии присутствовал президент Грузии Эдуард Шеварнадзе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Мы живем в эпоху возрождения христианской жизни и христианских традиций. В Грузии процесс изучения и освоения национального и мирового богатства христианской культуры приобретает все большую интенсивность. Учитывая, с одной стороны, приход нового этапа в развитии аскетико-исихастской традиции, с другой – возможности открытия, изучения, издания новых грузиноязычных текстов из кодексов, которые в течение долгих веков лежали под спудом, в обозримом будущем можно предвидеть как возрождение самой практики умного делания и аскетики в грузинском ареале, так и научное освоение этой самобытной традиции, издревле развитой в Грузии. Итак, влияние исихазма среди грузинского монашества было заметным и плодотворным; однако оно не поглотило и не вытеснило иные формы иноческой жизни. К характеристике исихазма в Грузии можно приложить слова выдающегося бельгийского картвелолога о. Жерара Гаритта, которыми он отозвался о грузинской церковной литературе: «Грузинская духовная литература характеризуется теми же чертами, что и сама Грузинская Церковь , единственная восточная община, оставшаяся верной греко-халкидонскому православию. В основном, она является отблеском византийской литературы, с помощью которой она явно противостояла соседним литературам, армянской и сирийской; но она не менее сохранила свой восточный и национальный характер, что помогло ей сберечь свою индивидуальность перед натиском мощной греческой культуры и избежать тотальной эллинизации» 162 . Этот «царский путь» меры и равновесия и характерен для исихазма в его грузинском воплощении. Справочно-библиографические материалы История Грузии 1 . Бердзенишвили Н., Джавахишвили И., Джанашиа С. История Грузии. Тбилиси 1946. 2 . Горгиджанидзе П. История Грузии/Пер. с груз. Кикнадзе Р., Путуридзе В. Иссл., указатели Кикнадзе Р. Тбилиси 1990. 3 . Мартен А. Грузия//Католическая энциклопедия. М. 2001. 1486–1492. 4 . Такайшвили Е. Источники грузинских летописей. Тифлис 1900. 5 . 1889 . [Бакрадзе Д. 3. История Грузии. I. Тбилиси 1889].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Закавказский геополитический пасьянс На политику Грузии оказывает серьезное воздействие изначальный и не обещающий в существующем контексте мира конфликт с Абхазией, которая, предвидя объективное стремление Грузии ассимилировать ее, проявила отчетливый пророссийский вектор. Закономерности межнациональных отношений в треугольнике " большой - средний - малый " таковы, что малый народ всегда опасается гегемонистских устремлений среднего и тяготеет к большому. Однако одной из причин абхазо-грузинского антагонизма является и историческая перспектива полного отхода Грузии от России. На территории Абхазии сложилась сложная церковная обстановка . Достаточно сказать, что Абхазию покинул грузинский епископ и все священники-грузины, с тех пор целая поместная церковь, имеющая древние традиции и богослужение на абхазском языке вынуждена существовать без епископского окормления. Большую роль в сохранении духовной близости абхазов с Россией играет Ново-Афонский монастырь, основанный русскими, всегда бывший русским. Похожая ситуация в Южной Осетии, которую Грузинская Церковь оставила во время конфликта. В конституции Южной Осетии православие объявлено государственной религией, окормление верующих осуществляется через патриаршее подворье РПЦ в Цхинвале. Буферная роль России, которая признает территориальную целостность Грузии, но не дает условий для уничтожения абхазской самостоятельности, подогревает в Тбилиси антироссийскую реакцию. Постоянным источником дипломатической " войны " становится " проабхазская " роль российских военных, не верящих в лояльность Тбилиси к пребыванию российских баз на Черном море, утратив которые Россия утратит многовековой паритет в этом регионе. Ответное косвенное мелкое " пособничество " Грузии Чечне, разумеется, исключительно демонстрация, политический рычаг для торга с Россией - обмена " чеченской " карты на " абхазскую " . Тбилиси не может не понимать, что гипотетический успех чеченских террористов стал бы не частным событием, это подожгло бы весь Кавказ, возвращая его в орбиту Турции на уровень XVIII в., что сделало бы положение Грузии таким же трагично уязвимым, как Кипра и Армении. Да и в прошлом столетии Кавказскую войну России пришлось вести лишь для защиты Причерноморья и Закавказья - то есть Грузии. Павел I, со свойственными ему политическим и юридическим доктринерством долго не хотел присоединять Кавказ, уповая на химеру устойчивой " горской федерации " , которая бы выстояла " против покушающихся врагов " , что так же мало соответствует кавказской действительности сегодня, как и двести лет назад. Без России стабильность Кавказа не сможет обеспечить и НАТО.

http://pravoslavie.ru/5102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНГОРОКВА [груз. ] Павел Иессеевич (1.11.1893, г. Поти Сенакского у. Кутаисской губ.- 1983), картвелолог, литературовед, кодиколог, писатель. Начальное образование получил дома. Студент Новороссийского ун-та Е. Г. Бокерия (юрист, расстрелян 15 сент. 1937 - АП РФ. Оп. 24. Д. 411. Л. 75) преподавал И. и Г. Читая (впосл. этнограф, академик) историю, лит-ру, алгебру и др. предметы. И. продолжил учебу в классической муж. гимназии во Владикавказе. В 1912 г. при содействии Историко-этнографического об-ва Грузии изучал скриптории и книгохранилища монастырей Мартвили , Джручи , Гелати , Убиси , Удабно , о чем 8 февр. 1913 г. представил отчет собранию об-ва. В 1912 г. поступил на историко-филологический факультет С.-Петербургского ун-та. В 1915 г. из-за перенесенного туберкулеза оставил учебу и вернулся в Грузию. После восстановления 12 марта 1917 г. автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) избран членом Временного Управления ГПЦ. 8-17 сент. 1917 г. принимал участие в Соборе ГПЦ, провозгласившем автокефалию ГПЦ и избравшем Первоиерарха - Католикоса-Патриарха сщмч. Кириона III (Садзаглишвили) . И. стал членом созданного при Католикосе-Патриархе Совета, состоявшего из светских лиц. И.- один из инициаторов создания в окт. 1917 г. Союза писателей Грузии. В 1918 г. на К-польской конференции, посвященной проблемам Кавказа и прошедшей с участием представителей республик Закавказья и Горской республики Сев. Кавказа, он зачитал доклад «О территориальном разделе государств Кавказа» (издан при содействии П. Харисчирашвили//Прометей. К-поль, 1918. 2 (на груз. яз.)), содержащий исторический обзор территориальных владений Грузии. В том же году И. принял участие в военных действиях в Самцхе-Джавахети, оккупированной тур. войсками в июне-нояб. 1918 г. ( Чхеидзе. 1990. Т. 1. С. 42-46). В знак протеста против присоединения Грузии к Советской России в февр. 1921 г. И., писатель К. Гамсахурдия, В. Котетишвили и поэт А. Абашели неск. месяцев не снимали траурные чохи. Их действия привели к возникновению движения, названного «чохоснеби» (груз.- носящие чоху). В 1924-1925 гг. И. учредил и был редактором журналов «Кавкасиони» (Кавказ) и «Ахали Кавкасиони» (Новый Кавказ). Вместе с Гамсахурдия, Абашели, И. Гришашвили и др. И. стал членом Академической ассоциации писателей - антисоветского лит. движения, основанного 27 нояб. 1925 г. В 1928 г. И., Абашели и др. создали изд-во «Сакартвелос цигни» (Грузинская книга). В 1929-1939 гг. И. руководил отделом рукописей в Гос. музее Грузии (ныне Гос. национальный музей Грузии). В нач. 30-х гг. исключен из Союза писателей Грузии. Несмотря на это, принимал участие в подготовке доклада о груз. лит-ре для М. Г. Торошелидзе, представлявшего Грузию на Первом Всесоюзном съезде советских писателей (авг. 1934); в дальнейшем репрессиям не подвергался.

http://pravenc.ru/text/389545.html

Такую же роль на протяжении веков играли грузинские монастыри за пределами Грузии – на Кипре, в Болгарии, Сирии, Палестине, на Синае и на Горе Афон. Грузины-монахи подвизались в монастырях на Святой Земле еще с ранних веков христианства и вскоре основали там свои монастыри. На протяжении сотен лет позиции Грузинской Церкви на Святой Земле были непоколебимы. Позже мусульманские правители предоставляли привилегии грузинским пилигримам, и те въезжали в Иерусалим с развернутыми знаменами. Даже в самые трудные для Грузии времена – XVI–XVIII века, когда страну раздирали межусобица и непрерывные войны с захватчиками, турками или персами, грузинские цари и князья заботились о своих монастырях за пределами страны, поддерживали их и посылали пожертвования. Грузины не прерывали связи с Иерусалимом и Афоном и в XIX – начале XX века, в период подчинения Синоду Русской Церкви на правах экзархата. Но в годы коммунистического режима связь с православными монастырскими центрами была безоговорочно прервана. Сегодня же в Грузии множество монастырей, есть они в каждой епархии, в некоторых – несколько, а к началу патриаршества Илии II их было всего четыре! Наряду с возрождением монастырской жизни в самой Грузии первейшей задачей патриарха было установление контактов с монастырскими центрами православного мира, а затем и борьба за восстановление прав Грузинской Церкви в исторически принадлежавших ей монастырях. Прежде всего – Святая Гора Афон, центр православной монашеской жизни. Здесь с XI века существовал грузинский Иверский монастырь – знаменитый Ивирон. В этом монастыре подвизались великие грузинские ученые-монахи. Именно об истории этого монастыря, о его роли в духовной и культурной жизни Грузии написал свою работу выпускник Московской Духовной академии иеромонах Илия. Ивирон был ему особенно дорог, и понятно, что первые взоры новоизбранного патриарха были обращены к Афону. Через несколько месяцев после избрания патриарх пригласил в Грузию губернатора Горы Афон Димитриоса Цамиса. Посещение Грузии произвело на него огромное впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010