В научной лит-ре хорошо известна т. н. Агарская икона вмч. Георгия (Кут. 1926, XI в.), которую принесли из М. в рачинское с. Агара. Икона (126,5 ´ 75,5 см) написана на дереве и покрыта позолоченным серебром, сильно повреждена. Сохранилось устное предание, которое в 1902-1903 гг. записал настоятель Челиши архим. исп. Амвросий (Хелая ; католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) со слов 80-летнего жителя с. Агара Г. Момцемлидзе. В древности икона вмч. Георгия находилась в с. Хорга в Мегрелии. Царь Баграт III подарил ее одному из представителей рода Момцемлидзе (жалованная грамота хранилась в семье потомков), мусульманину, к-рый позже крестился с именем Георгий. Он перевез икону в Рачу, сперва на гору Св. Георгия (к-рая, по легенде, была названа в честь иконы, а не в честь мон-ря). В XVII в. икона находилась уже в Агаре. В XIX в. во время засухи ее поднимали из села на гору Св. Георгия, к развалинам М., и молились о ниспослании дождя. Икону изучали Бочоридзе и прав. Евфимий Такаишвили , к-рые считали, что она связана не только с М., но и с Мегрелией, т. к. до сер. XX в. на Мариамоба в М. приезжали мегрелы ( Такаишвили. 1963. С. 43-44; Бочоридзе. 1994. С. 146; Амвросий (Хелая). 2011. С. 204-205). Сохранилась поврежденная икона вмч. Георгия (Кут. 144; приблизительно XVI-XVII вв.), деревянная, покрытая позолоченным серебром, отличается редкой иконографией. Восседающий на коне вмч. Георгий поражает змея, контуры на туловище и шее которого образуют муж. профиль (очевидно, имп. Диоклетиана). Также в М. находились чеканные серебряные иконы (не датированы): вмч. Георгия («неумелой работы», обновлена в 90-х гг. XIX в.); икона великомучеников Георгия, Феодора, Прокопия, Меркурия «прекрасной работы»; выполненная, очевидно, тем же мастером, что и предыдущая икона великомучеников Димитрия, Феодора Тирона, Нестора и Евстафия; поврежденная икона Спасителя; икона вмч. Георгия, к-рую Бочоридзе назвал ценнейшей, содержавшая фрагмент др. иконы (очевидно, обе иконы были частями либо большой иконы, либо креста); икона вмч. Георгия, украшенная драгоценными камнями (6 крупных жемчужин с нее хранятся в Кутаисском гос. историко-этнографическом музее, Кут. 145), в надписи письмом мтаврули упомянуты имена заказчика Куцны Мхеидзе и представителей его семьи ( Бочоридзе. 1995. С. 90-95, 99-102).

http://pravenc.ru/text/2564308.html

Ист.: Цхвилоели П. Письмо//Иверия. Тифлис, 1893. 119. С. 3 (на груз. яз.); Утверждение рус. владычества на Кавказе/Ред.: В. А. Потто. Тифлис, 1904. Т. 3. С. 506; АКавАК. Т. 6. Ч. 1. 796, 797; Какабадзе С. Церк. док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. [Т. 2.] С. 144 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), Католикос-Патриарх. Я выполнил свой долг//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1988. 10. С. 152 (на груз. яз.). Лит.: Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 219-306; То же. Батуми, 1988. С. 252; Ивановский Я. И. Св.-Троицкий Александро-Свирский мон-рь. СПб., 19013. С. 165; Давид Багратиони [Батонишвили]. Мат-лы по истории Грузии, 1744-1840 гг. Тбилиси, 1905 (на груз. яз.); Киквидзе А. История Грузии: XIX-XX вв. Тбилиси, С. 111, 112 (на груз. яз.); Дадиани Н. Жизнь грузин. Тбилиси, 1962. С. 206-207 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1978. С. 15-18; Коридзе Т. Гаенатский митр. Евфимий//Фудзе (Основа). Тбилиси, 2004. 2. С. 13-14 (на груз. яз.); Ткешелашвили Л. Груз. архиереи-мученики Досифей и Евфимий, 1820 г. Тбилиси, 2005. С. 39-65 (на груз. яз.). Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/187673.html

23/24. С. 6-54) и «Русский монастырь в Грузинской епархии» (Там же. С. 61-63), храмы и монастыри Кахети описаны в ст. П. Карбелашвили «Кахсубанский древний монастырь во имя Пресв. Богородицы» (1897. 11. С. 5-10). Был напечатан обширный материал об Об-ве восстановления правосл. христианства на Кавказе, о его истории и деятельности (1891. 6. С. 15-19; 7. С. 4-22; 9. С. 6-20; 12. С. 19-32; 13. С. 1-14; 14. С. 1-20; 16. С. 1-8; 18. С. 1-7; 1892. 1. С. 1-9; 6. С. 30-31; 1895. 3. С. 10-16; 1896. 12. С. 22-26). Миссионерской деятельности ГЭ были посвящены публикации сщмч. Амвросия (Хелая) (впосл. католикос-патриарх Грузии) - «Географический очерк» (1891. 13. С. 2-14; 14. С. 1-20); Е. Талаквадзе и И. Меунаргия - «Несколько исторических сведений о Батумской области» (1891. 9. С. 6-20); Н. Добронравова - «Богослужение и собеседование с сектантами в молитвенном доме Общества восстановления Православия на Кавказе» (1892. 3. С. 23-28; 5. С. 9-15; 7/8. С. 14-32), «Из памятной книги о моей противосектантской проповеди с сентября 1895 по май 1896 г.: Поездка в духоборье» (1897. 6. С. 5-17; 9/10. С. 23-31; 1898. 2. С. 20-24; 4. С. 20-24; 11. С. 12-16; 12. С. 11-13; 1899. 1. С. 7-10); преподавателя Тифлисской ДС Н. Булгакова - «Обоготворение женщин в русской мистической секте хлыстов («хлыстовские богородицы») и причины этого явления» (1893. 6. С. 13-30), «Баптизм как секта, опасная для государства» (1894. 23/24. С. 10-24); А. Хаханова (Хаханашвили) - «Закавказские молокане-прыгуны» (1893. 20. С. 20-27; 1894. 4. С. 25-29), «Секта молокан-прыгунов в Карсской области» (1894. 18. С. 26-30); свящ. В. Джанаева (Джанашвили) - «Некоторые исторические сведения о христианстве в Закатальском округе (в хронологическом порядке)» (1895. 11. С. 11-19); С. Мураховского - «Социально-политический характер штунды» (1896. 21. С. 4-16; 22. С. 13-25). Ряд очерков о верованиях и просвещении осетин, ингилойцев, жителей Гудамарского ущелья в сер. «Из записок миссионера» подготовил иером. Леонид (1891. 5. С. 34-38; 8.

http://pravenc.ru/text/ Духовном ...

В XIX в., в период, когда Грузинская Православная Церковь в качестве Грузинского Экзархата входила в юрисдикцию РПЦ, в М. прекратилась монастырская жизнь, его недвижимое имущество было передано мон-рю Челиши и др. мон-рям и церквам региона ( Амвросий (Хелая). 2011. С. 407). Часть ценностей, в т. ч. некоторые рукописи, были утрачены во время антирелиг. кампании гос-ва в 20-х гг. XX в., часть сохранилась в музеях. Несмотря на то что М. в наст. время не действует, здесь до сих пор ежегодно на Успение Пресв. Богородицы отмечают мариамоба. Вмч. Георгий. Икона. XVI–XVII вв. (Кутаисский гос. исторический музей) Об утраченных ценностях М. известно в основном благодаря Г. Ф. Бочоридзе, к-рый в 20-х гг. XX в. был здесь и описал святыни М., находившиеся в то время как в самом мон-ре, так и в принадлежавших ему селах Цкнори, Дзмуиси, Агара. Среди них наиболее примечателен т. н. Дзмуисский крест (дерево, X-XI вв., утрачен), с лицевой стороны покрытый позолоченным серебром. В центре креста было помещено чеканное изображение вмч. Георгия, сверху - Спасителя, по сторонам - Пресв. Богородицы и Спасителя. Снизу находилось изображение св. Иоанна Предтечи (украдено в 1923/24 г.). Согласно надписи на кресте, в к-рой он назван крестом св. Иоанна Предтечи, его выполнил некий Арсен (считается, что речь идет о католикосе Мцхетском (Картлийском) Арсении II (955-980)); упомянуты царь Грузии Баграт III (975-1014) и рачинские эриставы Кахабер и Микел (X-XI вв.). На чеканной сребропозлащенной иконе вмч. Георгия, выполненной по заказу еп. Ишханского Мелхиседека, святой представлен в редком иконографическом изводе. Великомученик изображен стоящим в правом углу иконы, его фигура развернута влево, в руках у него мешочек с деньгами. В левой части иконы расположены бедняки, просящие у него милостыню. Перед вмч. Георгием на веревке висят 3 беса, к-рые мешают беднякам и говорят святому: «Не давай им денег». Между вмч. Георгием и бедняками помещена надпись письмом асомтаврули: «Св. Георгий делится с бедняками». В 3-й надписи на иконе упоминается Ишханский еп. Мелхиседек.

http://pravenc.ru/text/2564308.html

Отара Иашвили, составленной при царе Имерети Георгии III (1604-1639). С 30-х гг. XVIII в. кафедрой управлял еп. Симеон (Чхетидзе), упомянутый в грамоте пожертвований Георгия III за 1637 г. ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 452). О нем также известно, что он был братом Сехнии Чхеидзе, министра Имеретинского двора, и после Никорцминдской занял в 1639 г. Хонскую кафедру. Еп. Гедеон (Лорткипанидзе), управлявший епархией с 1660 г., упомянут в грамоте пожертвований царя Имерети Баграта IV (ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 2143). В 40-х гг. XVII в. Никорцминдскую кафедру в течение короткого времени возглавлял внук Г. Саакадзе еп. Иосиф (Саакадзе), позже ставший митрополитом Тбилисским, известный церковный писатель, автор исторической поэмы «Дидмоуравиани». В 50-х г. XVII в. никорцминдели стал митр. Давид, сведения о к-ром сохранились в статейных списках российских послов Иевлева и Толочанова: митр. Давид сопровождал их из Рачи до Кутаиси и присутствовал вместе с ними на приеме у царя Имерети Александра III. Толочанов упоминает о Давиде как об архиепископе ( Толочанов. 1970. С. 98). Приблизительно в 70-80-х гг. XVII в. кафедру занимал еп. Арсений. Иоселиани называет его «богословом и философом, толкователем Священного Писания». По сведениям ученого, «чистота помыслов, простота в обращении и святость снискали жизни его название ангельской» ( Иоселиани. 1843. С. 130). После еп. Арсения кафедру занял Симеон (Цулукидзе), брат известного рачинского феодала Мераба Цулукидзе. Еп. Симеон в кон. 80-х гг. XVII в. пожертвовал мон-рю Мтис крестьянина Двали с его землей в с. Шавра. Со 2-й пол. XVIII в. Н. е. управлял митр. Герман (Цулукидзе), к-рый до этого был католикосом-патриархом Зап. Грузии (Абхазским). Никорцминдели Сильвестр (Гогоберидзе) вместе с Кутаисским митр. Максимом упомянуты в одной из грамот царя Имерети Соломона I ( Какабадзе. 1912. С. 47). Благодаря еп. Сильвестру была восстановлена хранившаяся в храме Никорцминда рукопись - 2-е Житие свт. Николая Мирликийского ( Амвросий (Хелая). 2011.

http://pravenc.ru/text/Никорцминдскую.ht...

историк прав. Евфимий Такаишвили: в 1890 г. в сб. «Три исторические хроники» он опубликовал только часть - историческую хронику с малой редакцией Жития Н. ( Такаишвили. 1890. С. 1-39); остальную часть, т. е. пространную редакцию Жития Н., он издал в 1891 г. (Новый вариант. 1891. С. 1-74). Параллельно оба варианта текста, шатбердский и челишский, прав. Евфимий опубликовал в нач. XX в. (Описание рукописей. 1912. Т. 2. Вып. 1-4. С. 708-815). Позже оба текста, также параллельно, были изданы в сер. «Памятники древнегрузинской агиографической литературы» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 81-163). Шатбердский сб. в 1979 г. издали Б. Гигинеишвили и Е. Гиунашвили (Шатбердский сб. 1979. С. 320-343). Челишской версией памятника занимались католикос-патриарх всей Грузии исп. Амвросий (Хелая) ( Амвросий (Хелая). 1909. С. 1-29) и груз. историк С. Кубанеишвили ( Кубанеишвили. 1940. С. 91-101). «Мокцеваи Картлисай» издавали также Ф. Д. Жордания ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 11-19), И. Кипшидзе ( Кипшидзе. Имнаишвили. 1949) и др. Сравнительно недавно были найдены еще 2 редакции ( Алексидзе. 2004. С. 3-16; он же. 2007; о научном дискурсе касательно «Мокцеваи Картлисай» и его редакций см.: Мания К. Из истории изучения «Мокцеваи Картлисай» и «Жития св. Нино»//«Житие св. Нино» и «Обращение Картли». 2009. С. 17-29). Архетип «Мокцеваи Картлисай» относится ко 2-й пол. V в.: создание памятника, очевидно, было инициативой царя Грузии св. Вахтанга Горгасали (40-е гг. V - нач. VI в.), осуществившего гос. реформы и реорганизацию древнегруз. Картлийской Церкви, что потребовало активизации знаний об истории обращения Грузии. Представление об архетипном тексте можно составить на основе дошедших до нас редакций «Мокцеваи Картлисай». Наиболее четко заметны следы 2 редакций: 40-х гг. VII в. и IX в. Малая редакция Жития Н. одновременна «Мокцеваи Картлисай», в то время как пространная редакция является прототекстом житийного цикла Н. и была создана раньше, вскоре после обращения грузин в христианство (326). Составителем этого произведения является св.

http://pravenc.ru/text/2577665.html

ФЕВРАЛЬ 4 Евагрий Мгвимели (Шиомгвимский, Цихедидский), прп., VI в. 6 Арсений Икалтоели (Икалтойский; Калипосский), прп., переводчик, писатель, философ, поэт, + 1127 7 Соломон II, св., последний царь Имерети, + 1815 10 Иоанн (Чимчимели. Философ), прп., XIII в. 12 Собор Иерусалимских груз. преподобных отцов и жен, подвизавшихся в IV-XVIII вв. В числе их: Прохор Грузин (Георгий Шавтели), прп., XI в. Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77 Николай, Двали. мч., + 1314 14 Иларион Грузин (Картвели; Афонский; Святогорец, Новый) (Канчавели), прп., иеросхимон., афонский старец, + 1864 17 Феодор (Тевдоре) Аджарский (Ачарели), сщмч., замученный османами на Афоне, XVIII-haч.XIX вв. 18 Николай VIII (Багратиони), свт. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1589/91 19 Лазские первомученики: Максим, Феодот, Евсухий (Исихий), мц. .Асклепиодота, 41 (в святках РПЦ – 305-311) 22 Колайские мученики, 9 братьев (VI в.): Адарнасе, Бакар, Бардзим, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз, МАРТ 3 Иоанн IV (Окропири), свт., католикос-патриарх всей Грузии, + 1001 Мученики, пострадавшие в Команах в Абхазии: Евтропий, Клеоник и Василиск , + 308 6 Досифей (Церетели), сщмч. ГПЦ, местоблюст. Западногруз. (Абхазского) Католикосата, митр. Кутаисский, + 1821 10 Иоанн Хахулели (Хахульский), Окропири (Златоуст), прп., X–XI вв. 12 Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули), св. царь-мч. единой Грузии + 1289 16 Амвросий (Хелая), исп., Католикос-Патриарх Грузии, + 1927 ли лезгин прпп. Антоний Месх и Пимен Салос (Блаженный), XIII в. 17 Гавриил Мцире, иером. прп., + 1802 28 Иоанн Манглели (Саакадзе), свт., еп. Манглисский, + 1751 АПРЕЛЬ 1 Евлогий Пророк (Салос, Блаженный), блж., ясновидец и Иоанн Шавтели, прп., XII -XIII вв. 2 Георгий Мацкверели (Шуартклели), свт., еп. Ацкурский, IX-X вв. 10 Квабтахевские мученики, отцы и жены + 1386 г. 14 Димитрий Кипиани, мч., культурный и общественный деятель Грузии, + 1887 15 Сухий вмч. и 16 воинов с ним (т. наз. Месукевийские мученики) († 100/130): Андрей (Андриа), Анастасий, Виктор, Доментиан, Зосима, Иаков, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангий, Полиевкт, Фалалей (Талале), Феодорит, Фока. 17 Ефрем Великий (Мацкверели), свт., еп. Ацкурский ГПЦ, IX в. 18 Василий Ратишвили, прп. XIII в. 21 Евфимий (Шервашидзе), сщмч., митр. Гелатский Абхазского Католикосата, +1822 29 Лазские (Папатские, Дудикватские) 300 мчч., пострадавшие в Дудикети и Папати (Турция), XVII – XVIII вв.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

24 октября 1921 года митр. Назарий под предлогом отсутствия у него документов, удостоверяющих личность, был задержан гражданскими властями на железнодорожной станции в Кутаисе . Его допросили и освободили. 10 июня 1922 года митр. Назарий был вновь задержан вместе с протоиереем Квирильского благочиннического окр. Иаковом Гвелесиани, протоиереем кутаисского кафедрального собора во имя св. Александра Невского Василием Долаберидзе, прот. Мелитоном Келенджеридзе и управляющим канцелярией Кутаисско-Гаенатской епархии Э. Тутберидзе, когда они намеревались выехать в Свирский и Сачхерский округа . 12 января 1923 года представители советской власти арестовали членов Католикосского совета, католикос-патриарх Амвросий (Хелая)  был посажен под домашний арест. Также работники ЧК собирали агентурную информацию и показания «свидетелей» об антисоветской деятельности митр. Назария. ЧК интересовала и роль митрополита в деле о ценностях монастырей Гелати и Джручи , которые по распоряжению Г. Цинцадзе, личного секретаря председателя Грузинской Демократической Республики Н. Жордании, от 23/24 ноября 1920 года были перенесены в Кутаис и затем переправлены в Европу. 4 февраля 1923 года митр. Назария допросил поверенный Кутаисского политбюро Кикалеишвили. Митр. Назарий отрицал свое участие в антисоветской деятельности, но 10 февраля по этому же обвинению его и кутаисского прот. Гавриила Цагареишвили арестовал другой представитель Кутаисского политбюро - Каландаришвили . Ему вменяли в вину сокрытие церковных ценностей и участие в меморандуме, который 7 февраля 1922 года католикос-патриарх Амвросий направил Генуэзской конференции и в котором описал положение Грузии в условиях ее советизации. 11 марта 1923 года митр. Назарий обратился к председателю ЧК Грузии с просьбой разрешить ввиду Великого поста духовенству, находящемуся в заключении, исповедоваться и причаститься «в одном из ближайших к тюрьме храмов» . 24 апреля 1923 года представитель Кутаисского политбюро Цирекидзе допросил архим.  Павла (Джапаридзе) и кутаисского прот. Платона Цкитишвили о судьбе спрятанных церковных ценностей. Архим. Павел заявил, что, приехав в Кутаис, все 4 ящика и мешок оставил на железнодорожной станции и ничего не знает об их дальнейшей судьбе, а прот. Платон дал показания, что вместе с архим. Павлом видел эти 4 ящика в кутаисском кафедральном соборе и что их отнесли в дом митр. Назария. Из-за несоответствия показаний их обоих арестовали. 25 апреля специальная комиссия обнаружила ценности в указанном месте .

http://drevo-info.ru/articles/25296.html

В 60-х гг. XV в. крышу храма отделали медью и свинцом. Также были обновлены двери (Кут. 608. Л. 1-2; Жгенти. 2011. С. 205). На иконе вмч. Георгия из М. сохранилась надпись, в которой упоминается Ишханский еп. Мелхиседек. Поскольку икона утрачена и при описании не была датирована, исследователи полагают, что речь может идти о деятеле XVI в. Мелхиседеке (Сакварелидзе), жившем во время правления в Имерети царя Баграта III (1510-1565). Первоначально он был Гелатским епископом, затем, в период нахождения княжества Самцхе в составе Имерети (1535-1545), занял южногрузинскую церковную Ишханскую кафедру. С 1559 г. упоминается как епископ Никорцминдский. Очевидно, после потери Самцхе царь Баграт III еп. Мелхиседека и других архиереев, которых он поставил на самцхийские кафедры, отозвал в Имерети. Поскольку в 1545 г. Никорцминдскую кафедру занимал предыдущий архиерей, еп. Давид (Сакварелидзе), еп. Мелхиседек, возможно, в этот период (до поставления на Никорцминдскую кафедру) жил в М. и привез туда свою икону, где впосл. и оставил ( Жгенти. 2014. С. 44-47). О высоком значении М. свидетельствует случай, произошедший во 2-й пол. XVIII в. Католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) свт. Иосиф (Багратиони ; 1769-1776) решил примирить своего брата, царя Имерети Соломона I, и проявлявшего сепаратистские намерения рачинского эристава Ростома. Рачинская рать и Ростом с почестями встретили царя на горе Св. Георгия, у стен М. (офиц. процедура примирения состоялась в мон-ре Баракони) ( Амвросий (Хелая). 2011. С. 434). Главным престольным праздником в М., как и в др. мон-рях и церквах во имя вмч. Георгия, являлся мариамоба, который отмечали на Успение Пресв. Богородицы, 15 авг. В этот день в М. собирались квемо-рачинцы и земо-имеретинцы; мн. жертвователи именно на мариамоба заказывали поминовения себя и членов своих семей. Такое почитание Успения Пресв. Богородицы может указывать на существование здесь дохрист. языческого культа, по мнению И. Джавахишвили , связанного с культом Луны; этот праздник в древности отмечали так же в сер. авг. ( Джавахишвили. 1979. С. 88-99).

http://pravenc.ru/text/2564308.html

Скончался 29 марта 1927 года в Тбилиси. Был похоронен в Тбилисском Сионском соборе . В 1995 году житие католикоса-патриарха всей Грузии Амвросия (Хелая) было рассмотрено на расширенном заседании Священного Синода Грузинской Православной Церкви . За выдающиеся труды на благо Церкви и грузинского народа он был канонизирован в сентябре 1996 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви как святой Амвросий Исповедник. Сочинения Помимо отдельных статей, помещенных в грузинских и русских периодических изданиях за 1887-1917 годы иногда под псевдонимами " Самурзаканели " , " Коренбедиели " и " Амбери " , им напечатаны: Челишский вариант обращения Грузии в христианство, 1911 (по-грузински). Путешествие по Раче в Лечхуму, 1915-1917 (по-грузински). Перу Амвросия принадлежит ряд полемических статей в Петербургских Ведомостях за 1912-1917 годы (с 1914 года переименованных в Петроградские Ведомости); в Сухумском Сотруднике Закавказской Миссии за 1912-1913 годы; в Тбилисской газете Закавказье в 1913 году и в Вестнике Грузинского Экзархата. В последнем он напечатал объемистую статью под названием: " По поводу статьи " Голос из Сухуми " , вышедшую и отдельным оттиском в Тбилиси в 1906 году. Из напечатанных его трудов интересен Дневник на 1909 г., который он вел в Рязани. Награды орден св. Анны II степени (6 мая 1905) . Литература Православный Собеседник, 1900, апрель, 477. ФКМ (рукописный фонд Католикоса Мелхиседека III). Использованные материалы Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 131-135. См. также житие по книге прот. Захарии в русском переводе Василия Томачинского: Абашидзе Заза, " Амвросий (Хелая Виссарион) "http://Православная энциклопедия, т. 2, с. 139-140: http://www.pravenc.ru/text/114372.html Амвросий (Хелая), биография на сайте " Русское Православие " (зеркало): http://ortho-rus.tk/articles/arhierei-5955.html Скурат, К. Е., История Православных Поместных Церквей, «Глава I. Грузинская Православная Церковь»: http://www.sedmitza.ru/index.html?did=4506 Вениамин (Гомартели), монах, Летопись Церковных событий, " 1922-1924 " : Григорян, Владимир, " Первый священномученик - Сто лет со дня убийства архиепископа Никона (Софийского) " , Русская линия, 19.III.2008: http://www.rusk.ru/st.php?idar=26297

http://drevo-info.ru/articles/11284.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010