Отара Иашвили, составленной при царе Имерети Георгии III (1604-1639). С 30-х гг. XVIII в. кафедрой управлял еп. Симеон (Чхетидзе), упомянутый в грамоте пожертвований Георгия III за 1637 г. ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 452). О нем также известно, что он был братом Сехнии Чхеидзе, министра Имеретинского двора, и после Никорцминдской занял в 1639 г. Хонскую кафедру. Еп. Гедеон (Лорткипанидзе), управлявший епархией с 1660 г., упомянут в грамоте пожертвований царя Имерети Баграта IV (ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 2143). В 40-х гг. XVII в. Никорцминдскую кафедру в течение короткого времени возглавлял внук Г. Саакадзе еп. Иосиф (Саакадзе), позже ставший митрополитом Тбилисским, известный церковный писатель, автор исторической поэмы «Дидмоуравиани». В 50-х г. XVII в. никорцминдели стал митр. Давид, сведения о к-ром сохранились в статейных списках российских послов Иевлева и Толочанова: митр. Давид сопровождал их из Рачи до Кутаиси и присутствовал вместе с ними на приеме у царя Имерети Александра III. Толочанов упоминает о Давиде как об архиепископе ( Толочанов. 1970. С. 98). Приблизительно в 70-80-х гг. XVII в. кафедру занимал еп. Арсений. Иоселиани называет его «богословом и философом, толкователем Священного Писания». По сведениям ученого, «чистота помыслов, простота в обращении и святость снискали жизни его название ангельской» ( Иоселиани. 1843. С. 130). После еп. Арсения кафедру занял Симеон (Цулукидзе), брат известного рачинского феодала Мераба Цулукидзе. Еп. Симеон в кон. 80-х гг. XVII в. пожертвовал мон-рю Мтис крестьянина Двали с его землей в с. Шавра. Со 2-й пол. XVIII в. Н. е. управлял митр. Герман (Цулукидзе), к-рый до этого был католикосом-патриархом Зап. Грузии (Абхазским). Никорцминдели Сильвестр (Гогоберидзе) вместе с Кутаисским митр. Максимом упомянуты в одной из грамот царя Имерети Соломона I ( Какабадзе. 1912. С. 47). Благодаря еп. Сильвестру была восстановлена хранившаяся в храме Никорцминда рукопись - 2-е Житие свт. Николая Мирликийского ( Амвросий (Хелая). 2011.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

В XIX в., в период, когда Грузинская Православная Церковь в качестве Грузинского Экзархата входила в юрисдикцию РПЦ, в М. прекратилась монастырская жизнь, его недвижимое имущество было передано мон-рю Челиши и др. мон-рям и церквам региона ( Амвросий (Хелая). 2011. С. 407). Часть ценностей, в т. ч. некоторые рукописи, были утрачены во время антирелиг. кампании гос-ва в 20-х гг. XX в., часть сохранилась в музеях. Несмотря на то что М. в наст. время не действует, здесь до сих пор ежегодно на Успение Пресв. Богородицы отмечают мариамоба. Святыни Вмч. Георгий. Икона. XVI–XVII вв. (Кутаисский гос. исторический музей) Вмч. Георгий. Икона. XVI–XVII вв. (Кутаисский гос. исторический музей) Об утраченных ценностях М. известно в основном благодаря Г. Ф. Бочоридзе, к-рый в 20-х гг. XX в. был здесь и описал святыни М., находившиеся в то время как в самом мон-ре, так и в принадлежавших ему селах Цкнори, Дзмуиси, Агара. Среди них наиболее примечателен т. н. Дзмуисский крест (дерево, X-XI вв., утрачен), с лицевой стороны покрытый позолоченным серебром. В центре креста было помещено чеканное изображение вмч. Георгия, сверху - Спасителя, по сторонам - Пресв. Богородицы и Спасителя. Снизу находилось изображение св. Иоанна Предтечи (украдено в 1923/24 г.). Согласно надписи на кресте, в к-рой он назван крестом св. Иоанна Предтечи, его выполнил некий Арсен (считается, что речь идет о католикосе Мцхетском (Картлийском) Арсении II (955-980)); упомянуты царь Грузии Баграт III (975-1014) и рачинские эриставы Кахабер и Микел (X-XI вв.). На чеканной сребропозлащенной иконе вмч. Георгия, выполненной по заказу еп. Ишханского Мелхиседека, святой представлен в редком иконографическом изводе. Великомученик изображен стоящим в правом углу иконы, его фигура развернута влево, в руках у него мешочек с деньгами. В левой части иконы расположены бедняки, просящие у него милостыню. Перед вмч. Георгием на веревке висят 3 беса, к-рые мешают беднякам и говорят святому: «Не давай им денег». Между вмч. Георгием и бедняками помещена надпись письмом асомтаврули: «Св. Георгий делится с бедняками». В 3-й надписи на иконе упоминается Ишханский еп. Мелхиседек.

http://pravenc.ru/text/2564308.html

Известны имена настоятелей М. кон. XIX - нач. XX в. (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57648, 64347; Ф. 500. Оп. 4. Д. 11). В М. более 40 лет служил иеродиак. Иосиф (Харазишвили). В кон. XIX в. он оборудовал дорогу к столпу прп. Антония, прежде неприступному. Основываясь на древнем предании о том, что в лесу близ М. была церковь, рядом с к-рой под деревянным крестом погребены мощи 12 убитых братьев-монахов, иеродиак. Иосиф раскопал находившийся рядом с крестом холм и в 1911 г. нашел развалины старой церкви (высота стен чуть больше метра, сохр. черепица зеленого цвета). Под одиночным крупным камнем он обнаружил большую комнату, выстроенную из камня и извести, с выступами в нижней части стены, где в сидячем положении находились скелеты 12 чел. с отрубленными головами (Сахалхо газети (Народная газета). Тифлис, 1912. 7. С. 2). Рельеф кафоликона. Фотография. Нач. XXI в. Рельеф кафоликона. Фотография. Нач. XXI в. 27 июня 1918 г. в М. был убит первый после восстановления автокефалии ГПЦ католикос-патриарх Грузии сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили) (1917-1918). С установлением в Грузии советской власти (1921) на Церковь начались гонения. Благодаря письмам, посланным католикосу-патриарху Грузии исп. Амвросию (Хелая) (1921-1927) настоятелем М. архим. Германом (Иашвили) (12 и 20 апр. 1923), известно, что члены Марткопско-Норийского исполнительного комитета на Благовещение описали имущество мон-ря, но «народ не давал им арбы и сопротивлялся разорению монастыря». 19 апр. братию М., состоявшую из 12 насельников, разогнали, в М. разрешили жить только «слепым, хромым и старикам»: остались архим. Герман, иером. Харалампий (Хомасуридзе), иеродиак. Айтала (Дзамашвили), слепой мон. Иосиф (Меладзе) (Монастырь Марткопи. 2009. С. 18). 19 июля 1926 г. жители с. Марткопи обратились к председателю ЦИК Грузии с просьбой открыть церковь в М. (ЦГАНИГ. Ф. 284. Оп. 1. Д. 149. С. 44). Был открыт не только кафоликон, но и сам мон-рь. 9 авг. 1932 г. по благословению католикоса-патриарха всей Грузии Каллистрата (Цинцадзе) (1932-1952) еп.

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Амвросий (Хелая) был посажен под домашний арест. Также работники ЧК собирали агентурную информацию и показания «свидетелей» об антисоветской деятельности митр. Назария. ЧК интересовала и роль митрополита в деле о ценностях мон-рей Гелати и Джручи , к-рые по распоряжению Г. Цинцадзе, личного секретаря председателя Грузинской Демократической Республики Н. Жордании, от 23/24 нояб. 1920 г. были перенесены в Кутаис и затем переправлены в Европу. 4 февр. 1923 г. митр. Назария допросил поверенный Кутаисского политбюро Кикалеишвили. Митр. Назарий отрицал свое участие в антисоветской деятельности, но 10 февр. по этому же обвинению его и кутаисского прот. Гавриила Цагареишвили арестовал др. представитель Кутаисского политбюро - Каландаришвили ( Гамахария. 2006. С. 165-166). Ему вменяли в вину сокрытие церковных ценностей и участие в меморандуме, к-рый 7 февр. 1922 г. католикос-патриарх исп. Амвросий направил Генуэзской конференции и в к-ром описал положение Грузии в условиях ее советизации. 11 марта 1923 г. митр. Назарий обратился к председателю ЧК Грузии с просьбой разрешить ввиду Великого поста духовенству, находящемуся в заключении, исповедоваться и причаститься «в одном из ближайших к тюрьме храмов» (НА Грузии. Ф. 516. Оп. 1. Д. 1. Л. 196). 19 марта 1924 г. в 8 ч. вечера, «после 25-часового заседания», суд вынес приговор, по к-рому в силу амнистии ЦК Грузии митр. Назарий после 14-месячного ареста был освобожден как невиновный. 29 марта 1924 г. измученный и больной архиерей вернулся в епархию (Комунисти (Коммунист). 1924. 147. С. 5). 1 авг. 1924 г. митр. Назарий вместе с кутаисским причтом по просьбе паствы поехал в с. Родинаули (Шорапанский р-н), чтобы освятить церковь. После вечернего богослужения они зашли в дом к одному из верующих. В час ночи местные власти арестовали их (9 чел.) «за попытку организации мятежа» и перевезли в Свирский районный исполком. По словам митр. Назария, его «вывели на улицу в нижнем белье, положили на арбу, как бандита, связали руки и повезли в Свири».

http://pravenc.ru/text/2564632.html

2005. С. 24). В 1923 г. церковь была закрыта. Часть древностей удалось спасти благодаря усилиям Г. Бочоридзе, их перевезли в Кутаисский государственный историко-этнографический музей . Село было переименовано в Синатле (Свет). В кон. 80-х гг. XX в. ему вернули историческое название, в церкви было возобновлено богослужение. Архитектурный комплекс Н. сильно пострадал во время землетрясения 1991 г.: частично был разрушен зап. притвор кафоликона, треснули купол и барабан, юго-сев. часть фасада, большая часть юж. части перекрытия обрушилась. Реставрационные работы при непосредственном участии еп. Никорцминдского Авраама (Гармелии) проводились почти до кон. 90-х гг. XX в. ( Двали. 1996). В 2012 г. была отреставрирована настенная роспись. В авг. 2015 г. прошли праздничные торжества, приуроченные к 1000-летию постройки храма. По инициативе католикоса-патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) был установлен ежегодный праздник никорцминдоба (накануне Успенского поста, 31 июля по ст. ст.). Святыни По сведениям исследователей, в XIX в. ризница Н. еще была «весьма богата не только иконами и обыкновенной утварью, но и предметами более ценными» ( Уварова. 1894. С. 136). Древности Н. были выявлены и изучены М. Броссе ( Brosset. 1851. P. 57-59), Н. П. Кондаковым и Д. З. Бакрадзе ( Кондаков. 1890. С. 58-63), П. С. Уваровой ( Уварова. 1894. С. 136-140), А. Кутателадзе ( Кутателадзе. 1894. С. 45-58), исп. Амвросием ( Хелаей; католикос-патриарх Грузии 1921-1927) ( Амвросий ( Хелая). 2011. С. 179-197), прав. Евфимием Такаишвили ( Такаишвили. 1963. С. 89-103), Г. Бочоридзе ( Бочоридзе. 1994. С. 110-122), Г. Чубинашвили. Мощи До нач. XX в. в обители в деревянном ковчеге хранилась частица мощей (локоть) свт. Николая. Согласно преданиям, эта святыня была привезена из Византии по случаю бракосочетания царевны Елены, племянницы визант. имп. Романа III Аргира, и царя Грузии Баграта IV в 1030 г. В 20-х гг. XX в. мощи были перенесены в Кутаисский музей (ныне утрачены). Бочоридзе также писал о мощевике с ящичками для разных частиц, изготовленном из доски. Иконы

http://pravenc.ru/text/2577593.html

В то же время происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке. Сократилось число епархий, церковное имущество оказалось в распоряжении русских властей, экзархами назначались архиереи русской национальности. Внутреннее духовное развитие Экзархата ограничивалось условиями Синодального управления Русской Православной Церкви. Бюрократическая опека со стороны светских властей, прямое вмешательство их в церковные дела, стремление превратить Церковь в одно из звеньев государственного аппарата – все это было и печальной действительностью, и реальной преградой для нормальной жизнедеятельности Церкви. Это вызывало многочисленные протесты. В конце XIX – начале XX в.в. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии. Особенно усилились автокефалистские устремления в ходе работы Предсоборного Присутствия (1906–1907), созванного с целью подготовки и изучения проекта предстоящих реформ в Русской Православной Церкви. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхета было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви без согласия всей полноты Церкви. Законный экзарх Грузии архиепископ Платон был насильственно отстранен от своих обязанностей. Автокефалию Грузинской Церкви признало лишь Временное Правительство, что еще больше разожгло внутрицерковный конфликт. 17 сентября 1917 г. в Тбилиси Католикосом-Патриархом был избран епископ Кирион (Садзагашвили). Сразу после этого Грузинская Церковь взяла курс на национализацию приходов и учебных заведений, откуда выживались русские священники, преподаватели и студенты. Это привело к конфликту Грузии с Русской Православной Церковью, которая сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при Патриархе Сергии (Страгородском) и Католикосе-Патриархе Каллистрате (Цинцадзе) после приветственного послания последнего по случаю избрания Патриарха Сергия. В советский период истории Грузинская Церковь претерпела гонения и репрессии от безбожного режима, как и вся Русская Церковь. С 1917 г. Католикосами-Патриархами последовательно были Кирион III (Садзагашвили) (1917–1918), Леонид (Окропиридзе) (1918–1921), Амвросий (Хелая) (1921–1926), Христофор II (Цицкишвили) (1927–1932), Каллистрат (Цинцадзе) (1932–1952), Мелхиседек III (Пхаладзе) (1952–1960), Ефрем II (Сидамонидзе) (1960–1972), Давид V (Девдариани) (1972–1977), Илия II (Шиолошвили) (с 1977 по сегодняшний день). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Патриархат. 5.2. Современное положение Грузинской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На страницах вестника активно обсуждался поднятый в эти годы в среде груз. общественности и духовенства вопрос о восстановлении автокефалии ГПЦ. Материалы и исследования публиковали С. Горгадзе - «Рецензия на книгу К. Цинцадзе «Автокефалия Церкви Грузинской»» (1906. 1/2. С. 37-47); И. Перадзе - «К материалам по истории автокефалии Грузинской Церкви» (1906. 6. С. 21-28), «Свобода совести и свобода Церкви» (1906. 1. С. 2-19), «Свобода совести и свобода Церкви в Византийской империи» (1906. 6. С. 4-15); А. Натроев (Натрошвили) - «Капиталы Грузинской Церкви» (1906. 5. С. 9-14; 6. С. 9-13), «К вопросу об автокефалии» (1906. 8. С. 21-25); сщмч. Амвросий (Хелая) - критическое письмо «По поводу ст. «Голос из Сухуми»» (1906. 9/10. С. 20-47); прот. Корнелий Кекелидзе - «Литургическая справка по вопросу об автокефалии Грузинской Церкви» (Там же. С. 3-9); Каллистрат (Цинцадзе ; впосл. Католикос-Патриарх Грузии) - «Историческая справка по вопросу об автокефалии Грузинской Церкви: Ответ Г. В. Самуилову» (1906. 7. С. 16-28; 8. С. 2-21; 9/10. С. 54-56) и др. Публиковались и открытые письма читателей: «Священник и политика» П. Кудрявцева (1906. 5. С. 4-8), «Когда и почему был приостановлен выбор Католикоса Грузинской Церкви?» (1906. 6. С. 13-16) свящ. Никандра Покровского; отзывы «сторонников умеренности» в вопросе об автокефалии и полемика между ними и автокефалистами: «Заметки сельского священника» благочинного свящ. А. Гулисашвили (1916. 8/9. С. 293-296), «Ко вниманию грузинского духовенства» еп. Имеретинского Леонида (Окропиридзе) (1906. 9/10. С. 16-18). В 1-й пол. 10-х гг. XX в. в вестнике в основном печатались материалы информационного характера: определения (Определение Синодальной конторы от 14 окт. 1910 г. за 1755 о прекращении хождения монашествующих по сбору на монастырские нужды//1910. 19. С. 2-3 и др.), памятки, списки учащихся или состоявших на службе, отчеты по Тифлисскому епархиальному свечному заводу, указы (1911. 21. С. 1-2; С. 2-4); журналы заседаний (см. напр., Журнал заседаний Комиссии о храмовом сборе с прихожан в пользу духовенства Грузинской епархии//1912. 12. С. 3-20), программы (Программа в г. Тифлисе: 50-летие деятельности Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе//1910. 15. С. 3-4).

http://pravenc.ru/text/180680.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРГВЕТСКО-УБИССКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой епископа в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Зестафони и резиденцией в мон-ре Убиси . Расположена на территории исторической груз. пров. Аргвети в Земо-Имерети (В. Имерети, Зап. Грузия). Эти территории в древности относились к Кутаисской епархии ГПЦ и позже - к Маргветской. Юрисдикция М.-У. е. охватывает муниципалитеты Грузии Зестафони и Харагаули. С запада граничит с Ванско-Багдатийской епархией, с севера - с Терджольско-Ткибульской и Чиатурско-Сачхерской епархиями, с востока - с Сурамско-Хашурской. 8-17 сент. 1917 г. на 1-м Соборе ГПЦ были восстановлены нек-рые древние епархии. Территория исторической Маргветской епархии вошла в состав Гаенатской (см. в ст. Кутаисско-Гаенатская епархия ). По постановлению Католикосского совета ГПЦ от 22 янв. 1926 г., из нее была выделена Маргветская епархия, которая охватила территории совр. муниципалитета Шорапани в Земо-Имерети ( Анания (Джапаридзе). 2003. С. 340, 342). 26 янв. 1926 г. правящим епископом был назначен настоятель кафедрального собора во имя св. Марины в г. Озургети прот. Варлаам Махарадзе. Он принял постриг, и 7 марта того же года в патриаршем соборе Тбилисский Сиони в Тифлисе католикос-патриарх Грузии исп. Амвросий (Хелая) и митр. Ниноцминдский Каллистрат (Цинцадзе) (впосл. католикос-патриарх Грузии) хиротонисали его во архиерея. 8 апр. еп. Варлаам прибыл в епархию. В состав Маргветской епархии входили 8 благочиний: Сачхерское, Чиатурское, Сверское, Шорапанское, Аргветское, Чхарское, Амашукетское, Харагаульское; в епархии действовали 136 храмов, 36 приписных церквей, служили 124 священника, 1 диакон. 29 окт. 1928 г. еп. Варлаам был переведен на Сухумско-Абхазскую кафедру, Маргветской епархией до 1930 г. управлял Кутаисско-Гаенатский митр. Давид (Качахидзе). В 30-х гг. XX в. были подвергнуты репрессиям клирики Маргветской епархии: прот.

http://pravenc.ru/text/2561966.html

Амвросий (Хелая), Католикос Грузии священником в Сочи (1887-1892) и Сухуми (1892-1897). В 1892-1896 гг. инспектировал церковноприходские школы Сухуми, Нов. Афона и с. Лыхны . Овдовев, в 1897 г. поступил в КазДА. Во время учебы принял постриг с именем А. В 1901 г. окончил академию со степенью канд. богословия, защитив работу «Борьба христианства с исламом в Грузии». Труд А. получил высокую оценку, автору было предложено представить его после доработки на степень магистра, однако А. предпочел вернуться на родину. По возвращении в Грузию в 1902 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Челишского мон-ря . В 1904 г. переведен в Тифлис членом синодальной конторы и настоятелем Преображенского мон-ря. В 1905 г. за участие в движении за восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви , осужденном Святейшим Синодом РПЦ, выслан из Грузии в рязанский во имя Св. Троицы мон-рь , откуда в 1910 г. переведен в Новгородскую епархию. В Грузию вернулся в авг. 1917 г. 15 окт. 1917 г. хиротонисан во епископа Чкондидского, в 1918 г. переведен на Сухумо-Абхазскую кафедру с возведением в сан митрополита. В сент. 1921 г. на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви избран Католикосом-Патриархом всей Грузии. В апр. 1922 г. А. обратился с воззванием к участникам международной Генуэзской конференции, в к-ром обличал большевистскую власть и требовал проведения референдума о выводе из Грузии Красной Армии. Вскоре был арестован. 19 марта 1924 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности приговорен к 7 годам тюремного заключения. в 1925 г. освобожден по многочисленным ходатайствам верующих и Местоблюстителя Патриаршего Престола Грузинской Православной Церкви митр. Христофора III (Цицкишвили) . После освобождения А. находился под домашним арестом без права совершения служб. Распространились слухи, что А. умерщвлен по приказанию властей. Во избежание волнений А. было разрешено провести службу, во время к-рой у него случился сердечный приступ. Его перевезли в Патриаршую резиденцию, где он скончался неск. дней спустя. Погребен в Тбилисском Сиони . А.- автор ряда сохранившихся в рукописях трудов по истории Грузии и Грузинской Церкви. В сент. 1996 г. А. был канонизирован на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/114372.html

Роль Православной Церкви в жизни грузинского общества остается предметом острых споров Тбилиси, 10 декабря 2009 г. Роль Грузинской Православной Церкви в жизни страны вызывает диаметрально противоположные реакции внутри грузинского общества. На днях тбилисский еженедельник «Головинский проспект» опубликовал ряд заявлений на эту тему, сообщает Благовест-инфо . 235 человек, позиционирующих себя как сторонников светского государства, выступили с заявлением, которое, в частности гласит: «Православная Церковь Грузии в последнее время активно участвует в текущих политических процессах и заявляет, что является лицом грузинской государственности и лицом национальной идентичности страны,- говорится в обращении. Исходя из этого мы, граждане, считаем, что необходимо дать ответы на вопросы, имеющиеся у общественности. Это поможет прояснить взаимоотношения между Церковью и властями. Мы считаем, что публичное обсуждение этого вопроса должно положить основу процессу люстрации и освобождению политической и религиозной реальности от советского наследия». Авторы обращения считают, что отношения между церковью и властями приходят в противоречие с основными принципами секулярного государства. Этот документ, обращенный лично к Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II, вызвал бурную реакцию в обществе. В первую очередь – отрицательную, и в основном, у оппозиционных сил. Партия «Мы сами» расценила его как «богохульство»: «Против Патриарха ведётся целенаправленная кампания, это – управляемая определёнными силами попытка лиц, скрывающихся за либерально-демократическими ценностями, подорвать авторитет Грузинской Церкви, - заявили представители партии. – Кампания оскорбления Патриарха и Церкви со стороны так называемой части общественности началась не сегодня и ставит целью искоренение православных ценностей... Возобновление антицерковной кампании именно в период Рождественского поста не случайно, оно ещё раз показывает, что данной части общественности чуждо всё православное». Христианские демократы уподобили авторов обращения большевистским следователям, допрашивавшим в 1920-е годы святого исповедника Католикоса Амвросия (Хелая).

http://pravoslavie.ru/33103.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010