Сам патриарх посещал Православные Церкви в разных странах мира, встречался не только с предстоятелями Церквей, но и с политическими лидерами стран. Свою приветственную речь он всегда начинал с рассказа об истории Грузии и объяснения сущности и уникальности Грузинской Церкви. В 1970–80-х годах прошлого века международная общественность почти ничего не знала о Грузии и грузинском народе. Предстоятель Грузинской Церкви стал тем посланником грузинского народа, усилиями которого весь мир познакомился с его страной. Эти встречи и незаурядная личность самого патриарха подняли авторитет Грузинской Церкви во всем православном мире. Кроме борьбы в защиту истинного христианства, христианского и национального самосознания, идеи национального единства, Грузинская Церковь в течение веков всегда вела широкую просветительскую деятельность, создавала, развивала и укрепляла культурно-образовательные центры, которыми в основном, конечно, были монастыри. Все монастыри как в самой Грузии, так и за ее пределами были философско-богословскими и литературно-переводческими школами. К существующим в IV–XI веках таким школам в XII веке добавились две академии – в Гелати и в Икалто (невдалеке от города Телави в Кахетии), которые стали центрами высшего богословского образования. В самую трудную для Грузии эпоху – в XV–XVIII веках, когда страна вела непрерывную борьбу против иранских и турецких завоевателей, грузинские монастыри на Афоне, в Иерусалиме, в бывшей Византии продолжали свою просветительскую миссию. Во второй половине XVIII века, по инициативе царя Картли и Кахетии Ираклия II, в Тбилиси и Телави были созданы духовные семинарии, а при крупных монастырях функционировали начальные школы. После упразднения автокефалии ГПЦ в 1811 году в Тифлисе в 1817 году русскими церковными властями была открыта Тифлисская Духовная семинария. Многие получившие в ней образование затем продолжили учебу в Киевской, Казанской, Петербургской, Московской Духовных академиях. Среди них были выдающиеся иерархи Церкви и ученые: святитель, епископ Гавриил (Кикодзе) , автор учебника по психологии, который был рекомендован для духовных академий России, св. епископ Александр (Окропиридзе), епископ Антоний (Гиоргадзе), св. Кирион, Католикос-Патриарх Грузии в 1917–1918 годах, Каллистрат (Цинцадзе), Католикос-Патриарх Грузии в 1932–1953 годах, Мелхиседек III (Пхаладзе), Католикос-Патриарх Грузии в 1952–1960 годах, историк и филолог академик К. Кекелидзе и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изд.: Молитвы на каждый день и сокращенный катехизис/Сост.: свящ. К. Цинцадзе. Тифлис, 1908, 1910 2 (на груз. яз.); Молитвослов и сокращенный катехизис. Тифлис, 1912, 1913, 1914, 1919 (на груз. яз.). Ист.: Перадзе И. Письма из Киева//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1892. 13/14. С. 10-11 (на груз. яз.); Антоний (Романовский), архиеп. Доклад Преосвященного архиеп. Ставропольского и Пятигорского Антония о данной ему Святейшим Патриархом Сергием командировке в г. Тбилиси//ЖМП. 1944. 3. С. 13-19; Возобновление молитвенно-канонического общения между двумя Православными Церквами - Грузинской и Русской: Выписка из журнального Определения Священного Синода при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси от 19 нояб. 1943 г. 12: [О признании автокефалии ГПЦ])//Там же. С. 6-8; Краткие биографические сведения о Католикосе-Патриархе Каллистрате и об епископах Грузинской Церкви//Там же. С. 20-21; Алексий I (Симанский), Патриарх. Речь перед литией//Там же. 1952. 12. С. 6-7; Исторические дни//Там же. С. 31-85; Архиереи епархий Грузинской Церкви. Тбилиси, 1949 (на груз. яз.); Католикос-Патриарх Каллистрат: Некролог//Там же. 1952. 2. С. 34; Телеграмма о кончине Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата//Там же. С. 10; Николай (Ярушевич), митр. Речь у гроба Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата//Там же. С. 27; он же. Кончина и погребение Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата//Там же. С. 36-40; Положение об управлении Грузинской Православной Церковью// Герман (Веретенников), иеродиак. Грузинская Православная Церковь, 1800-1970: Курс. соч. Ркп./МДА. Загорск, 1974. С. 119-128; Проект реорганизации Груз. Церкви 1905 г./Сост.: В. Силогава. Тбилиси, 2010 (на груз. яз.). Лит.: А. В. Радость единения//ЖМП. 1949. 12. С. 20; Жвания З. Католикосы-патриархи и архиереи Грузии с 1917 г. Кутаиси, 1994. С. 29-31 (на груз. яз.); Павлиашвили К. Грузинский духовный деятель - Каллистрат Цинцадзе//Вопросы истории культуры. Тбилиси, 1998. Вып. 4. С. 41-44 (на груз. яз.); Бенделиани М. Грузинская Православная Церковь в 30-40-е гг. XX в. Тбилиси, 2002 (на груз. яз.); Табидзе Н. Католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе). Тбилиси, 2008 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Святейший и блаженнейший католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе), 1932-1952. Тбилиси, 2009, 2011 (на груз. яз.); он же. Грузинские архиереи, XX-XXI вв. Тбилиси, 2010. С. 141-147 (на груз. яз.); Ростомашвили Н. Католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе). Тбилиси, 2009 (на груз. яз.); Алибегашвили К. Святейший и блаженнейший католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе): Библиогр. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1320121.html

Конституционное соглашение между грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Перевод с грузинского: Православие.Ru Конституционное соглашение между грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью Грузинское государство (далее Государство), представленное Президентом Грузии, и Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь (далее Церковь), представленная Католикосом-Патриархом всея Грузии, заключают конституционное соглашение. - Грузия восстановила свое историческое место в цивилизованном мире как независимое и демократическое государство. - Грузинская Автокефальная Православная Церковь представляет собой апостольский престол и неотделимую часть Вселенской Православной Церкви. Она автокефальна с V века и ее духовно-административным центром и кафедрой является Мцхета, патриаршие кафедры также в Тбилиси и Пицунде; - Православие, одно из традиционных вероисповеданий Европы, исторически было в Грузии государственной религией, которая сформировала многовековую грузинскую культуру, национальное мировоззрение и ценности; Подавляющее большинство населения Грузии – православные христиане; - Конституция Грузии признает особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви в истории страны и ее независимость от государства. В соответствии со статьей 9 Конституции Грузии Грузинское государство (далее Государство), представленное Президентом Грузии, и Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь (далее Церковь), представленная Католикосом-Патриархом всея Грузии, заключают конституционное соглашение (далее соглашение): Статья 1 1. Государство и Церковь подтверждают свою готовность сотрудничать, с учетом принципа взаимной независимости, на благо населения страны. 2. Государство и Церковь имеют право заключать соглашения в различных сферах совместных интересов, с целью реализации которых сторонами принимаются соответствующие акты.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

27 мая 2005 г. Синод ГПЦ причислил Д. и сщмч. Евфимия (Шервашидзе) к лику святых. Ист.: Потто В. А. Утверждение рус. владычества на Кавказе. Тифлис, 1904. Т. 3. С. 506; Какабадзе С. Церковные док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. Т. 2. С. 114, 145, 165 (на груз. яз.); Дадиани Н. Жизнь грузин/Ред., коммент., словарь: Ш. Бурджанадзе. Тбилиси, 1962. С. 206-207 (на груз. яз.); ПГП. Т. 3. С. 1105, 1119. Лит.: Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1936. С. 15-18 (на груз. яз.); Киквидзе А. История Грузии (XIX в.). Тбилиси, 1954. С. 111-112 (на груз. яз.); Ломинадзе Т. Мат-лы к хронологии истории Зап. Грузии XVII-XVIII вв.//Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1954. Вып. 31. С. 138, 139, 143 (на груз. яз.); Соселия О. Н. Очерки из истории социально-политической истории Зап. Грузии феодальной эпохи. Тбилиси, 1981; Коридзе Т. Досифей (Церетели)//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 171-172 (на груз. яз.); Ткешелашвили Л. Священномученики Грузии Досифей и Евфимий, 1820 г. Тбилиси, 2005. С. 6-37 (на груз. яз.). Т. В. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/180311.html

Антиохийский патриарх Михаил IV (ок. 1470/74-1484), в это время находившийся для сбора пожертвований в Зап. Грузии, при поддержке царя Картли и Имерети Баграта II (1466-1478) посвятил архиеп. Цаишско-Бедийского Иоакима (70-е гг. XV в.) в К. «лихт-имеров и абхазов» без санкции Восточногрузинского К. Также Михаил IV расширил права Западногрузинского К., к-рый отныне мог помазывать правителя Имерети на царство, созывать Собор западногруз. архиереев, хиротонисать и назначать западногруз. епископов (Судебник//ПГП. 1970. Т. 3. С. 221-233). Западногрузинский К. Малахия I (Абашидзе) (30-е гг. XVI в.) принял титул «католикос-патриарх Западной Грузии». Католикос-патриарх Евдемон I (Чхетидзе) (1557-1578) перенес кафедру Западногрузинского К. из Бичвинты в мон-рь Гелати . К. Зап. Грузии этого периода упоминается в источниках как «католикос Абхазии и Севера» (т. е. Зап. Грузии и Сев. Кавказа), в более расширенной формулировке - «Святитель и креститель понт-абхазов, осетин и двалов, лихт-имеров, Рача-Одиши-Гурии и всей стороны Северной, предстоятель Севера... глава Церкви Бичвинтской, ее попечитель и управитель... пастырствующий католикос, владыка» (Исторические документы. 1958. С. 105-106). В нач. XIX в. ГПЦ вошла в состав РПЦ в качестве Грузинского Экзархата . Церковь в Вост. и Зап. Грузии утратила автокефалию. Управлял Церковью в Грузии экзарх. Автокефалия ГПЦ, как и титул ее предстоятеля «католикос-патриарх всей Грузии», была провозглашена 12 марта 1917 г. и восстановлена на Соборе ГПЦ в сент. 1917 г. (первым был избран сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) ). В наст. время в Грузии насчитывается неск. кафедр католикоса-патриарха: в Светицховели, в соборе Тбилисский Сиони , в пицундском соборе в честь Успения Пресв. Богородицы, в соборе в честь Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Гелати, в соборе Самеба (Св. Троицы) в Тбилиси. В Антиохийской Православной Церкви в средние века существовал институт мелькитского (правосл.) Восточного Католикосата. Время его основания неизвестно. Т. н. Notitia V ( Hierocles [Grammaticus].

http://pravenc.ru/text/1683903.html

Ист.: Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского (кименная ред.)/Груз. текст, введ., изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1911. (ТРАГФ; 7); он же. То же (изм. загл.: Труд и деятельность жизни святого и блаженного отца нашего Григория архимандрита, строителя Ханцты и Шатберди и вместе с ним память многих отцов блаженных)//ПДГАЛ. 1963. Т. 1: V-X вв. С. 248-319; Басили Зарзмели. Житие и деяние благословенного Богом и блаженного отца нашего Серапиона//Там же. С. 319-347; Шарашидзе Х. Материалы по истории Грузии (XV-XVIII вв.)//Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1954. Вып. 30. С. 197-304 (на груз. яз.); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//КЦ. 1955. Т. 1. С. 139-244; он же. То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 75-136; Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба: Первый текст//КЦ. 1959. Т. 2. С. 326-442; Столетняя летопись//Там же. С. 151-325; То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 331-413; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4; Павел Алеппский, архидиак. Материалы к истории Грузии XVII в.: Описание Грузии, сост. Павлом Алеппским/Сост.: Н. Асатиани. Тбилиси, 1973 (на груз. и рус. яз.); КГН. 1980. Т. 1; Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд-ния Ин-та востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Макарий Антиохийский, патр. Сведения о Грузии//Армагани: Образцы вост. лит-ры. Тбилиси, 1982. С. 88-122 (на груз. яз.); Распорядок царского двора/Сост.: К. Сургуладзе. Тбилиси, 1993 (на груз., рус. и англ. яз.). Лит.: Марр Н. Я. Введение// Мерчуле. Житие. 1911. С. I-LXX; он же. Дневник поездки в Шавшию и Кларджию//Там же. С. 1-202; Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тбилиси, 1954 (на груз. яз.); Атлас истории Грузии/Сост.: Д. Мусхелишвили, Тбилиси, 2003 (на груз. яз.). Г. Чеишвили Архитектура Кафоликон мон-ря Долискана. 937–958 гг. Фотография Н. Я. Марра. 1911 г. Кафоликон мон-ря Долискана. 937–958 гг. Фотография Н. Я. Марра. 1911 г. Расцвет монастырской архитектуры в К.

http://pravenc.ru/text/1841253.html

Царица Тамара с супругом Георгием III в молении Богоматери. Роспись ц. Успения Божией Матери в Вардзиа (Грузия). Мастер Георгий. 1184 - 1186 гг. В XIV в. на юго-зап. рубежах Грузии появилась новая опасность - Османская империя. Общей задачей Грузии и В. и. стало получение помощи со стороны Зап. Европы. Визант. имп. Иоанн VIII хотел убедить Запад, что опасность угрожает не только В. и., но и всему вост. христианству, в частности Трапезундской империи и Грузии. В определении позиции европ. гос-в большую роль должен был сыграть Ферраро-Флорентийский Собор (1438-1439). С целью предварительных переговоров и согласования позиций в 1436 г. Иоанн VIII направил своего посла Андроника Агара в Грузию и Трапезунд. Ферраро-Флорентийский Собор, принявший акт об унии Римско-католической и Православной Церквей, вызвал негативную реакцию со стороны Грузинской Церкви, изначально занявшей в вопросе унии резко отрицательную позицию. Дипломатические контакты между Грузией и Византией продолжались вплоть до падения К-поля. Последний визант. имп. Константин XI в 1450 г. направил посольство в Грузию и Трапезунд для выбора невесты протовестария Георгия Сфрандзи. Выбор пал на дочь груз. царя Георгия VIII, к-рая должна была прибыть весной 1453 г., но 29 мая К-поль пал. Падение Византии имело тяжелые последствия для Грузии в религ., культурной и экономической сфере. Вместо правосл. гос-ва юж. соседом Грузии стала мощная мусульм. Османская империя. Грузия оказалась оторвана от мира активно развивавшейся западноевроп. культуры и потеряла единственный в то время выход к христ. странам Средиземноморского бассейна. Межгос. и торговые пути переместились с Закавказья на юг. Ист.: Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875; Церетели Г. В. Эпиграфические находки в Мцхета//ВДИ. 1948. 2. С. 49-57; Картлис Цховреба (История Грузии)/Изд. С. Г. Каухчишвили. Тбилиси, 1955. Т. 1; 1959. Т. 2 (на груз. яз.); Georgica: Сведения визант. писателей о Грузии/Тексты, груз. пер. и примеч. С. Г. Каухчишвили. Тбилиси, 1961-1970. 8 т.; Georgica-Byzantica: Груз. источники по истории Византии/Сост. и коммент. С. Г. Каухчишвили, Тбилиси, 1974 (на груз. и рус. яз.); Корпус груз. надписей. Кн. 1 (V-X вв.)/Сост. Н. Ф. Шошиашвили. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); Летопись Картли/Пер., введ. и примеч. Г. В. Цулая. Тбилиси, 1982; Каухчишвили Т. С. Корпус греч. надписей Грузии. Тбилиси, 1999-2000. Т. 1-3 (пер. и коммент. на груз. яз.); The Georgian Chroniche «Matiane Kartlisa»/Introd. and not. by R. Metreveli; Transl. and indexes by A. Chanturia. Tbilissi, 1996; Матиане Картлиса/Пер., введ. и примеч. М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1976; Сумбат Давитисдзе: История и повествование о Багратионах/Рус. пер., введ. и примеч. М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979; Повествование вардапета Аристакэса Ластивертеци/Пер. с древнеарм., вступ. ст., коммент. и прил. К. Н. Юзбашяна. М., 1968.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Католикос поддерживал деловые отношения с находившимися в Зап. Грузии католиками-миссионерами, по просьбе царя Имерети Георгия III он вел сложные переговоры с прибывшим в Грузию иран. шахом Аббасом I, неоднократно совершавшим разорительные походы в Картли и Кахети и стремившимся полностью истребить местное население (только в Кахети погибло 100 тыс. и 200 тыс. чел. было угнано в рабство в Иран). В 20-х гг. XVII в. в Грузии вспыхнуло восстание против иран. ига во главе с Великим Моурави (высшая адм. должность) Картли Георгием Саакадзе, с к-рым Малахия II неоднократно вел переговоры относительно хода восстания. Связи Грузии с Россией, прерванные в период монголо-татар. ига, были возобновлены в XV в., а в XVI-XVIII вв. приняли регулярный характер. Груз. правители неоднократно обращались с просьбой к рус. правительству об оказании военной помощи Грузии, также ставился вопрос о совместных действиях против Турции и Ирана. Видную роль в дипломатических отношениях с Россией играли и высшие церковные иерархи Грузии. В 1640 г. Абхазский католикос-патриарх Максим I (Мачутасдзе) принял рус. послов Ф. Ельчина и П. Захарьева, приглашенных кн. Одиши Леваном II (Дадиани) (1611-1657). Максим I показал послам Моквский мон-рь и хранимые там святыни, познакомил их с историей и культурой Грузии. Неск. раз принимали рус. посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева, приглашенное царем Имерети Александром III (1639-1660), католикосы Максим I и Захария (Квариани). По личной просьбе католикоса-патриарха Захарии кн. Одиши Вамех III (Дадиани) отдал во владение А. К. церковь в с. Сенаки, а кн. Одиши Симеон II (Гуриели) - храм в с. Акети. Католикос Захария был видным гос. деятелем, сыгравшим важную роль в политических событиях в Зап. Грузии. Как офиц. представитель Грузии он присутствовал в 1645 г. на церемонии присяги на верность царя Имерети Александра III российскому царю Алексею Михайловичу и поставил свою подпись в «Книге верности». Во время правления католикосов-патриархов Давида (Немсадзе) и Григория II (Лордкипанидзе) в Абхазии, выделившейся в самостоятельное княжество в 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/62536.html

Гермоген, архиеп. Методы католической пропаганды в Грузии//ЖМП. 1948. Джавахов И. А. История церковного разрыва между Грузией и Арменией в начале VII века//Известия ИАН. 1908. Джавахов. Проповедническая деятельность апостола Андрея и св. Нины в Грузии//«Журнал министерства народного просвещения». Петербург, 1901, январь. Джанашвили М. Г. Грузинские обители вне Грузии. Тифлис, 1889. Джанашвили М. Г. История Грузинской Церкви. Тифлис, 1898. Джанашвили М. Г. Каталог предметов церковного музея грузинского духовенства. Тифлис: Комитет церковного музея грузинского духовенства, 1914. Джанашвили М. Г. К материалам по истории и древностям Грузии и России. Заметки, переводы и комментарии. Тифлис, 1912. Днепров Р. Церковь Иверской земли//ЖМП. 1950. 10. Дубровин Н. Георгий XII, последний царь Грузии и присоединение ее к России. Дурново Н. Н. Исторический очерк автокефальных Церквей: Иверской и Имеретинской, со списками 120 епархий и Католикосов Мцхетских и Имеретинско–Абхазских. М., 1910. Егоров Владимир, свящ. К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 году. М., 1917. Жмакин В., прот. Грузинский католикос Антоний II в России//«Хр. Чт.». 1905. Ч. 1. Захарьин И. Кавказ и его герои. Кн. I: Святыни, богатства и народы. СПб., 1902. Знаменский Ф. Преосвященный митрополит Иона, Экзарх Грузии//«Церковные ведомости». 1906. Прибавление 12. И. К. Обозрение карталйнских церквей высокопреосвященным Владимиром, Экзархом Грузии//«Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1897. 12. Илия (Шиолошвили), иерод. Грузинская Церковь и попытки подчинить ее Римскому престолу//«Православная мысль». Прага, 1959. 1. Илия (Шиолошвили), исром. История Иверского монастыря на Афоне. (Курсовое сочинение). МДА, 1960. Машинопись. Илия, еп. св. Георгий Мтацминдэли (Святогорец)//ЖМП. 1966: 6. Иосселиан П. Жизнеописание святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью. Тифлис, 1850. Иосселиан П. Исторический взгляд на состояние Грузии под властью царей магометан. Тифлис, 1849. Иосселиан Платон, канд. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

20 сентября 1795 года Ага-Магомет-хан с богатой добычей и многочисленными пленными двинулся обратно в Персию, опасаясь мести царя Ираклия, который в это время поспешно собирал войска и готовился отрезать шаху путь к отступлению его в Персию. Состояние разорённой столицы грузинского царства после персидского погрома известный в то время духовный оратор, митрополит Амвросий Некресели, передаёт в следующих словах: «Не собственными ли глазами видели мы те страшные скорбь и печаль, поджоги, опустошения и пленения, кои ниспосланы были на нас Богом от рук неверных за великие прегрешения наши... Что думали бы, если бы увидели вы человека посреди разъярённого и взволнованного моря, сидящего в одной маленькой лодке, оставшегося без лодочника, – человека, у которого из рук выпали бы весла, и он, страшно перепуганный, носился бы по волнам моря... Взволнованное море – это самый гнев Божий на нас; маленькая лодочка – это постоянно стеснённая врагами страна наша; несчастные люди, постоянно полные печали и возбуждающие в жителях сожаления, – это мы сами, обитатели Грузии: лодочник – это наша надежда и предстательство, Пресвятая Богородица; весло и кормило – это молитва и просьба наша к Богу. Стеснены мы сильно в этой маленькой лодке». Полное расстройство внутренней государственной жизни, существовавшие и ожидавшиеся междоусобицы и крайняя опасность от внешних врагов, – не могли быть устранены собственными силами Грузии в то время, и она должна была естественно обратиться за покровительством и помощью к единоверной и могущественной России, к которой искони обращались грузинские цари в тяжкие минуты своей жизни. Последний царь грузинский Георгий XII перед своей кончиной († 1800 г. декабря 28), с согласия всех чинов своего государства и народа, просил императора Павла I принять Иверию в своё вечное подданство. Император Александр I, при восшествии своём на престол, обещал покровительство народу единоверному, вручившему свой жребий великодушной защите России. 12 сентября 1801 года был обнародован к грузинскому народу ВЫСОЧАЙШИЙ манифест о присоединении Грузии к России, и грузинское царство, как самостоятельное, перестало существовать. С того времени в лице России явилась для Грузии великая благодеющая сила, без которой она давно была бы стёрта с лица земли под беспощадными ударами персов и турок, и свет христианской религии померк бы в ней навсегда, как померк он в близлежащих к ней провинциях Малой Азии 104 . Глава X. Сношения Грузии с единоверной Россией, подготовившие собой окончательное её слияние с последней. Русский князь Святослав у подошвы Кавказа. Возникновение Тмутараканского княжества. Родственные связи русских князей с владетелями кавказских народов. Монгольское иго – средство теснейшего единения русских с грузинами. Могущество России привлекает к себе взоры грузин в бедственные времена их политической истории. Посольства Грузии в Россию и этой последней в Грузию. Вступление Грузии в подданство России и подчинение церкви грузинской Св. Синоду

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010