147 . По этой же причине Гедеон, собираясь победить мадианитян, приказал тремстам мужам взять кувшины, и зажечь в них огонь, а в правой руке держать трубы ( Суд 7:16 ). Наши предки сохранили полученное от апостолов предание, что сосуды – это наши тела, взятые из глины, которые не испытывают страха перед огнем духовной благодати, и звучным гласом исповедания свидетельствуют о страстях Господа Иисуса. 148 . Кто же усомниться в Божественности Святого Духа, если образ Божественности проявляется там, где присутствует благодать Святого Духа? Этим образом мы определяем не различие, но единство Божественного могущества. Ибо как возможно разделение могущества, где все действия производятся Одним? И действительно, не может быть благодати в таинствах там, где нет милости к грешникам. 149 . Чем же является сам огонь? Это, безусловно, не пожар, вспыхивающий в зарослях сорняков или истоптанной лесной соломы, но огонь, совершенствующий благие дела, подобно золоту, и потребляющий грехи, подобно траве. Это и есть Святой Дух, называемый огнем и светом лица Господня, как мы уже сказали выше: «Яви нам свет лица Твоего, Господи» ( Пс 4:7 ). Итак, что же обозначает свет, если не ту духовную печать, которой верующие запечатлены обетованным Святым Духом ( Еф 1:13 )? 150 . Как лицо Божие является светом, так и огонь возгорается от лица Бога, ибо написано: «В образе Его огонь поядающий» ( Пс 49:3 ). Ярко сияет благодать судного дня, чтобы пришло отпущение грехов, которое воздастся святым за послушание их. О неисчерпаемое обилие Священных Писаний, которые невозможно постичь человеческим гением! О величайшее доказательство Божественного единства! Ибо сколь много значат эти два стиха! Глава 15 Святой Дух, наравне с Отцом и Сыном, – есть жизнь. И действительно, если у Отца или у Сына есть Источник жизни, то должно разуметь, что этот Источник не может быть ничем иным, как Духом. 151 . Мы сказали, что Отец – свет, Сын – свет, и Святой Дух – тоже свет. Также мы узнали, что Отец есть жизнь, как и Сын, и Дух Святой. Ибо Иоанн сказал: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию жизнь, которая была у Отца» ( 1Ин 1:1–2 ). Сказал и «Слово жизни», и «жизнь», чтобы и Отца показать жизнью, и Сына. Ибо что такое Слово жизни, как не Слово Божие? Посему, и Бог, и Слово Божие – это жизнь. И как Слово называется жизнью, так и Дух тоже есть жизнь. Ибо написано: «И Дух жизни был в колесах» ( Иез 1:20 ). Итак, как Слово жизни есть жизнь, так и Дух жизни есть жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

148 . Единое действие Отца, Сына и Святого Духа мы находим не только в Петре – во всех апостолах проявляются единство божественного действия и изъявление высшей воли. Божественное действие повелевает, а не подчиняется. Бог созидает все и творит без труда и усилий: Он сказал, – и сделалось ( Пс. 32:9 ), Он повелел: Да будет свет, и стал свет ( Быт. 1:3 ). В самом повелении Божьем – исполнение действия. 149 . Если есть желание, мы можем рассмотреть свидетельства Писания о такой царственной власти Святого Духа. Мы легко увидим, что все апостолы были не только учениками Христа, но и служителями Отца, Сына и Святого Духа, как наставляет учитель языков 95 : Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы, также благодать исцелений, вспоможения, управления, разные языки ( 1Кор. 12:28 ), которые являются Его дарами. 150 . Итак, Бог поставил апостолов, пророков и учителей, даровал благодать исцелений, и ты уже прочитал 96 , что она подается Святым Духом, даровал разные языки. Однако не все апостолы, не все пророки, не все учители, не все чудотворцы, не все имеют дары исцелений, не все говорят языками 97 . Действительно, если посмотреть внимательно, то в одном отдельно взятом человеке не могут обретаться все дары Божии, но каждый получает в соответствии со своими возможностями то, чего желает и заслуживает. Но эта ограниченность земная не касается могущества Троицы, щедро раздающей всякую благодать. 151 . Бог поставил апостолов, и тех, кого Бог поставил в Церкви, Христос избрал, утвердил и отправил в мир, говоря: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мк. 16:15–18 ). Итак, Отец поставил учителей в Церкви, поставил их и Христос; Отец сообщает благодать исцелений, сообщает ее и Сын; Отец подает дары разных языков, наделяет ими и Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

149. Бог обладает силой восставлять мертвецов. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет ( Ин. 5:21 ). Но их воскрешает и Дух, Которым Бог восстанавливает, как написано: Оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ( Рим. 8:11 ). Не думай, что речь идет о чем-то малозначительном, послушай, что восставляет и Дух. Пророк Иезекииль говорит: Приди, Дух, и дохни на этих мертвых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них Дух жизни, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма великое полчище ( Иез. 37:10 ). И затем говорит Бог: Узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу народ Мой из гробов, и вложу в вас Дух Мой, и оживете ( Иез. 37:13–14 ) 112 . 150. Хорошо, но, возможно, говоря о Своем Духе, Он подразумевает другого духа, а не Духа Святого? Но Он не назвал бы Своим духа, вызываемого дуновением, и не мог бы таковой дух прийти от четырех сторон света 113 , поскольку дыхание ветров, наблюдаемое нами, явление частное, а не вселенское. Дыхание, которым мы живем, свойственно каждому человеку отдельно, а не всем вместе. Святой же Дух над всеми, через всех и во всех. Из слов пророка ясно, как кости, еще мгновение назад разбросанные и рассеянные по земле, вновь принимают форму человеческого тела, оживотворенные Духом, и прах слагается в суставы, оживленный призывом к воссоединению, еще не обретя живой образ. 151. Разве из подобия свершенного мы не обнаруживаем единства божественной власти? Дух воскрешает, как и Господь воскресил в Своих страданиях, когда внезапно, во мгновение ока, разверзлись гробы мертвецов 114 , и тела, возвратившиеся к жизни, восстали из могил, и прах останков, отложив тленное зловоние смерти и наполнившись ароматом жизни, вновь обрел черты тех, кто дышит. 152. Итак, Дух обладает силой, которой обладает Христос и которой обладает Бог, ибо Сын обладает всем, чем обладает Отец, потому и сказал Сын: Все, что имеет Отец, есть Мое ( Ин. 16:15 ). 153. Знаменательно, что от престола Божьего проистекает река, как мы читаем у евангелиста Иоанна: И показал мне реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца посреди площади, и по ту и по другую сторону реки древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления всех народов ( Откр. 22:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

14 . Думаю, нет ни одной веской причины для твоего негодования и сурового приговора народу за поджог. Истреблена синагога, место зловерия, дом нечестия, вместилище безумия, виновность же ее признана Господом Богом нашим устами Иеремии-пророка: Я так же поступлю с домом, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Сионом и отвергну вас от лица Моего, как отверг братьев ваших, всё семя Ефремово, ты же не проси за этот народ и не требуй для них милосердия, и не ходатайствуй предо Мною за них, ибо Я не услышу тебя. Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи? ( Иер. 7:14–17 ). Бог запрещает обращаться к Нему с просьбой об этом народе, который ты готов взять под свою защиту. 15 . Если бы я прибег к праву народов 293 , то привел бы точное число церковных базилик, которые иудеи сожгли во время правления Юлиана. Две сгорели в Дамаске: одну из них с трудом восстановили, но за счет Церкви, а не синагоги, другая же и поныне лежит в страшных развалинах. Подожжены были базилики в Газе, Аскалоне, Берите и во множестве других мест и никто не просил отмщения. Язычники и иудеи предали огню также базилику в Александрии, лучшую из всех. Церковь не взяли под защиту, а синагогу возьмут? 16 . Накажут также и за капище валентиниан 294 ? Как еще назвать самовольно построенное в сельской местности сооружение для их сходок, если не языческим капищем? Язычники почитают двенадцать богов 295 , а эти еретики поклоняются тридцати двум эонам, признавая их богами. Я узнал о посланном предписании наказать монахов, которые сожгли место нечестия, возмущенные наглостью валентиниан, препятствовавших шествию, которое по издавна заведенному обычаю направлялось на торжество мучеников Маккавеев 296 . 16. Сколько людей изъявят готовность принести себя в жертву, помня, что во времена Юлиана опрокинувший алтарь и помешавший жертвоприношению христианин был осужден и стал мучеником, а судью, который вынес ему приговор, все признали гонителем, и никто никогда не удостаивал его ни общения, ни приветственного поцелуя. Если бы он был еще жив, тебе, император, пришлось бы покарать его. Небесной же кары он не избежал, пережив собственного наследника.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

14 . И когда она говорит о Слове, освещаемая блеском Слова, то обращается к Нему: Где пасешь Ты? Где отдыхаешь в полдень? ( Песн.1:6 ). Правильно она говорит: Где пасешь Ты? – потому что Слово Бога царственно; где отдыхаешь? – потому что нравственно; в полдень, – потому что таинственно 61 , так как в полдень Иосиф, когда был со своими братьями на пиру 62 , открыл тайны будущих времен. Но также Давид говорит: Открой Господу путь свой и уповай на Него, и Он совершит и выведет, как свет, правду твою и суд твой, как полдень ( Пс.36:5–6 ). И сам Павел утверждал, что в полдень осиял его 63 свет, когда от гонений он обратился к благодати. Итак, душа жалуется, потому что она оставлена, потому что из богатой она сделалась бедной: она ведь изобиловала благодатными дарами, но начала нуждаться ( Лк.15:14 ), когда отказалась от изобилия божественного присутствия, и поэтому та, которая прежде как должное воспринимала благодать драгоценнейших родственных уз, просит, чтобы ее приняли хотя бы как наемницу 64 . 15 . Отвечает ей Слово Божие: Если ты не познаешь себя, прекраснейшая среди женщин ( Песн.1:7 ). Хоть бы ты и жаловалась на оставленность, если не познаешь себя 65 , если не раскаешься в своем падении, если не напряжешь всю свою преданность, если твоя вера и чистота не укрепятся, твоя жалоба не поможет. Или так: если ты не познаешь себя, как ты прекрасна, если ты не сохранишь красоту природы своей и если ты не будешь неподвластна телесным соблазнам и свободна от препятствий, нисколько не поможет тебе достоинство лучшего творения. 16 . Итак, познай себя и красоту своей природы и, освободившись от оков, пойди босая, чтобы ты не чувствовала плотского покрова, а телесные оковы не мешали шагу твоего разума 66 , чтобы поступь твоя была прекрасна. Таковы те, кого Господь избирает, чтобы возвестить Царствие Небесное, о них сказано: Как прекрасны... ноги благовестника, возвещающего мир ( Ис.52:7 ). Таков Моисей, которому говорится: Сними обувь твою с ног твоих ( Исх.3:5 ), – чтобы он, собираясь призвать народ к Царствию Божию, прежде отложил плотяные одежды и вступил чистым духом и разумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

14 . И мы осознаем, что все это является тайной о народе и Гос­поде Иисусе, так как Писание говорит: Пойдем, продадим Иосифа измаилътянам ( Быт. 37. 27 ). Какое истолкование у имени Иосиф? Разве не обозначает оно божественную благодать и не изобража­ет Высочайшего Бога? Кто же продается, как не Тот, Кто, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уни­чижил Себя Самого, приняв образ раба ( Флп. 2. 6–7 )? И ведь мы не купили бы Его, если бы свои Его не продали. Того, кого одни вероломно продали, другие еще вероломнее купили 43 . Они прода­ли его торговцам, а те купили приятное благоухание 44 у предате­лей. Продал его Иуда 45 , купили измаильтяне, что в переводе значит «ненавидящие Бога Своего». И где-то мы читаем, что Иосиф был куплен за 20, где-то – за 25 золотых монет или за 30 46 , так как не все оценивают Христа одинаково. Одни меньше, другие больше. Вера покупателя влияет на рост цены товара: для более благочес­тивого более ценен Бог , для грешника более ценен Искупитель. И Он значит больше для того, кто имеет больше благодати, но Он ценится больше тем, кому многое прошено, так как кому больше прошено, больше любит, как Сам Господь в Евангелии изрек о той женщине, которая возлила миро на Его ноги, и омыла слеза­ми, и отерла своими волосами, и осушила поцелуями 47 ; о которой Он сказал Симону: А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит ( Лк. 7. 47 ). Иногда различие в цене выражает не толь­ко количество, но и ценность, например, миро, о котором упо­мянул Господь, что оно излилось для погребения Его. Написано, что Иуда сказал: Можно было бы продать его за триста динариев ( Мк. 14. 5 ), – этим числом, видимо, обозначается не количество, а крест 48 . Так и здесь различие в количестве – 20 или 30 золотых либо серебряных монет – указывает на удвоенное или утроенное совершенство 49 . Ведь 25 золотых монет обозначают самую цен­ную часть юбилея, который является числом отпущения 50 . Также и здесь, чтобы ты обратился к образу Господнего страдания, пат­риарх Иуда говорит: Продадим Иосифа измаилыпянам, а руки наши да не будут возложены на него ( Быт. 37. 27 ). И хорошо он сказал выше: Руки же не налагайте на него ( Быт. 37. 22 ) 51 , – так как иудеи во время страданий Господа сказали: Нам не позволено убивать никого: да сбудется слово Иисусово, обозначая, какою смертью Он умрет ( Ин. 18. 31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

14 . И мы осознаем, что все это является тайной о народе и Господе Иисусе, так как Писание говорит: Пойдем, продадим Иосифа измаилътянам (Быт. 37. 27). Какое истолкование у имени Иосиф? Разве не обозначает оно божественную благодать и не изображает Высочайшего Бога? Кто же продается, как не Тот, Кто, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп. 2. 6–7)? И ведь мы не купили бы Его, если бы свои Его не продали. Того, кого одни вероломно продали, другие еще вероломнее купили 1507 . Они продали его торговцам, а те купили приятное благоухание 1508 у предателей. Продал его Иуда 1509 , купили измаильтяне, что в переводе значит «ненавидящие Бога Своего». И где–то мы читаем, что Иосиф был куплен за 20, где–то — за 25 золотых монет или за 30 1510 , так как не все оценивают Христа одинаково. Одни меньше, другие больше. Вера покупателя влияет на рост цены товара: для более благочестивого более ценен Бог, для грешника более ценен Искупитель. И Он значит больше для того, кто имеет больше благодати, но Он ценится больше тем, кому многое прошено, так как кому больше прошено, больше любит, как Сам Господь в Евангелии изрек о той женщине, которая возлила миро на Его ноги, и омыла слезами, и отерла своими волосами, и осушила поцелуями 1511 ; о которой Он сказал Симону: А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит (Лк. 7. 47). Иногда различие в цене выражает не только количество, но и ценность, например, миро, о котором упомянул Господь, что оно излилось для погребения Его. Написано, что Иуда сказал: Можно было бы продать его за триста динариев (Мк. 14. 5), — этим числом, видимо, обозначается не количество, а крест 1512 . Так и здесь различие в количестве — 20 или 30 золотых либо серебряных монет — указывает на удвоенное или утроенное совершенство 1513 . Ведь 25 золотых монет обозначают самую ценную часть юбилея, который является числом отпущения 1514 . Также и здесь, чтобы ты обратился к образу Господнего страдания, патриарх Иуда говорит: Продадим Иосифа измаилыпянам, а руки наши да не будут возложены на него (Быт. 37. 27). И хорошо он сказал выше: Руки же не налагайте на него (Быт. 37. 22) 1515 , — так как иудеи во время страданий Господа сказали: Нам не позволено убивать никого: да сбудется слово Иисусово, обозначая, какою смертью Он умрет (Ин. 18. 31–32).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

14. Итак, вы подошли к алтарю, вы получили благодать Христову, вы приняли небесные Таинства. Церковь радуется об искуплении множества людей. Она духовно ликует, видя рядом с собой семью в белых одеждах 58 . Об этом говорится в Песни Песней. Ликующая Церковь приглашает Христа на приготовленный пир, который, кажется, подобен небесному пиру. И потому она говорит: «Пусть придет Брат мой в Свой сад и берет плод с плодоносных деревьев Своих» (ср.: Песн.5:1 ). Что это за плодоносные деревья? В Адаме ты был сухим деревом, а теперь благодатью Христовой вы разрастаетесь, как плодоносные деревья. 15. Господь Иисус охотно принимает приглашение и с небесным почтением, отвечая Своей Церкви, говорит: «Я пришел в Мой сад, собрал мирру с благовониями Моими, поел Мой хлеб с медом Моим, напился вина Моего с молоком Моим. Ешьте, братья Мои и пейте допьяна» (см.: Песн.5:1 ). 16. «Собрал Я мирру с благовониями Моими». Что это за сбор? Узнайте, что такое виноград, и поймете, что за сбор 59 . Сказано: «Ты перенес виноград из Египта» (см.: Пс.79:9 ), речь идет о народе Божием. Вы – виноград, и вы – сбор. Вы подобны пересаженному винограду, приносящему плоды во время сбора. «Собрал Я мирру с благовониями Моими» – это то благоухание, которое вы приняли. 17. «Я поел Мой хлеб с медом Моим». Ты видишь, что в этом хлебе нет никакой горечи, но всякое наслаждение. «Я напился вина Моего с молоком Моим». Ты видишь, что это такая радость, которая не омрачена никакой грязью грехов. Ведь всякий раз, когда ты пьешь, ты получаешь отпущение грехов и «пьянеешь» в Духе. Об этом говорит и апостол: «Не упивайтесь вином, но наполняйтесь Духом» (см. Еф.5:18 ). Ведь тот, кто опьянен вином, качается и шатается, тот же, кто «опьянен» Духом, укоренен в Христе. И это «опьянение» прекрасно, потому что производит трезвость ума 60 . Таков наш краткий обзор Таинств. 18. . Что может быть превосходнее молитвы? И не считайте маловажным для добродетели знать, как следует молиться 61 . Святые апостолы сказали Господу Иисусу: «Господи, научи нас молиться, как Иоанн научил своих учеников». Тогда Господь произнес молитву: «Отче наш, Который на небесах, да святится имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш каждодневный подай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не допусти нам впасть в искушение, но избавь нас от лукавого» (ср. Лк.11:1–4 ; Мф.6:9–13 ). Смотри, как кратка молитва , но она полна всевозможных достоинств. Как велика благодать первого слова!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

150 . Достойна одобрения также щедрость, когда ты не оставляешь без внимания своих сородичей, зная, что они нуждаются. Лучше тебе самому прийти на помощь своим родным, которым стыдно просить у чужих денег либо требовать у кого-то помощи. Однако окажи им помощь не так, чтобы они захотели разбогатеть благодаря тем деньгам, которыми ты мог бы помочь бедным. Здесь важнее существо дела, а не твоя милость. Не для того ты посвятил себя Господу, чтобы обогатить своих близких. Ты взыскуешь себе жизнь вечную в награду за добрые дела, искупая свои грехи милосердием. Они полагают, что требуют немногого, но это цена твоей жизни, они готовы отнять плод усилий твоей жизни, обвиняя тебя в том, что ты не обогатил их, в то время как сами похищают у тебя награду вечной жизни. 151 . Мы дали совет, а теперь попробуем обосновать его 222 . Прежде всего, никто не должен стыдиться, если из богатого вдруг стал бедным, раздав нищим свое имущество. Христос, будучи богат, обнищал ( 2Кор.8:9 ), чтобы всех обогатить Своей нищетой. Он дал правило, которому мы должны следовать, чтобы разумно распорядиться своим имуществом: избавить нищего от голода, помочь ему в нужде 223 . Апостол говорит: Я даю на это совет, ибо это полезно вам ( 2Кор.8:10 ) – подражать Христу. Совет дается добрым людям, заблуждающихся же сдерживает порицание. Он говорит добрым людям: Вы не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года ( 2Кор.8:10 ). Совершенным присуще и то и другое, а не одно из двух. Поэтому он говорит, что и щедрость без доброты, и доброта без щедрости несовершенны. А затем он обращается к совершенным: Совершите же теперь самое дело, чтобы чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не потому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка, а их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего, а кто мало, не имел недостатка ( 2Кор.8:11–15 ) 224 . 152. Мы видим в словах апостола доброжелательность, щедрость и меру в щедрости, также он говорит о результатах и о тех, кто дает. Он упоминает меру, так как дает совет несовершенным людям, только несовершенные не могут терпеть тяготы. Но если кто-то, став епископом или священником 225 , не желает отягощать Церковь и не отдает всего, что имеет, однако поступает достойно, давая милостыню 226 , как подобает его сану, такой человек мне не кажется несовершенным. Я полагаю, что здесь апостол имеет в виду не духовные, а имущественные тяготы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

151 . Мы дали совет; постараемся теперь обосновать его (auctoritatem petamus). Прежде всего, никто не должен стыдиться, если он, благотворя бедному, из богатого (и сам) сделается бедным, потому что (и) Христос, будучи богатым, сделался бедным, дабы всех обогатить нищетой своей ( 2Кор.8:2 ). Он дал (нам) правило, которому мы и последуем, чтобы разумно распорядиться своим имением (ut bona ratio sit exinaniti patrimonii). (Будем помнить), что если кто утолил голод бедняка, тот облегчил (уже его) нищету. Почему апостол и говорит: «Я даю на это совет; ибо это полезно вам» ( 2Кор.8:10 ), т. е. подражать Христу 260 . Совет дается добродетельным (bonis), (а) заблуждающихся удерживает наставление. Поэтому он, как добродетельным (bonis) говорит: «Которые не только начали делать сие, но и желали того с прошедшего еще года» ( 2Кор.8:10 ). В совершенных проявляется, (таким образом) и желание, и самое действие (utrumque), а не одно только желание или действие (non pars). Итак, (Апостол) научает, что ни щедрость без благожелательства, ни благожелательство без щедрости не могут быть совершенны. Почему он и побуждает к совершенству словами: «Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не потому, чего не имеет 261 . Не (требуется), чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка, а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: «кто (собрал) много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка» (там же, 2Кор.8:11–15 ). 152 . Мы видели, каким образом (Апостол) объединяет благожелательность и щедрость, меру, награду (fructum) и (самые) лица. Здесь (он и говорит о соблюдении известной) меры; (это потому), что совет свой он давал (еще) несовершенным, ибо только они и могут претерпевать «тяжесть». Но если кто-либо и из священников или служителей церкви, не желая обременять церковь , не отдаст всего, что он имеет, если (в то же время) свою службу он будет проходить вполне достойно, – то такого я не почитаю за несовершенного. И я полагаю, что (Апостол) разумел (dixerit) здесь «тяжесть» не духа, а хозяйственных забот (rei familiaris).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010