128 . И не только о мире и благодати читаем мы, о верный император, но и о любви и общности. Ибо о любви сказано: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога» ( 2Кор 13:13 ). Мы услышали о любви Отца, но та же самая любовь и у Сына. Он Сам сказал об этом: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его» ( Ин 14:21 ). Ибо такова любовь Сына, что Он предал Себя за нас и искупил нас Своей кровью ( Еф 5:2 ). Та же любовь пребывает и в Отце, ибо написано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» ( Ин 3:16 ). 129 . Следовательно, Отец отдал Сына, и Сын отдал Сам Себя. При этом и любовь Божия сохранилась, и милосердие не нарушилось. Ибо нет ущерба для милосердия там, где совершается подвиг. Безусловно, Отец отдал Сына не для наказания, но ради благодати. Отдал Того, Кто Сам этого желал, Того, Кто хотел быть принесенным в жертву. Избранный сосуд ясно показал нам единство этой Божественной любви: ибо и Отец отдал Сына, и Сын отдал Сам Себя. Отдал Отец, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим 8:32 ). О Сыне также говорит: «Предавший Себя за меня» ( Гал 2:20 ). 130 . Но уразумей, что как Отец отдал Сына, и Сын отдал Сам Себя, так и Дух отдал Его. Ибо написано: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» ( Мф 4:1 ). Следовательно, и Дух по любви отдал Сына Божия. Ибо единая любовь Отца и Сына излилась Духом Святым ( Рим 5:5 ). И мы свидетельствуем, что это – плод Святого Духа, ибо плоды Его: любовь, радость, мир, долготерпение ( Гал 5:22 ). 131 . Очевидно, что общение происходит и с Отцом, и с Сыном, ибо написано: «А общение наше – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» ( 1Ин 1:3 ); и в другом месте: «И общение Святого Духа со всеми вами» ( 2Кор 13:13 ). Если же у Отца, Сына и Святого Духа един мир, едина благодать, едина любовь и едино общение, то, конечно же, едино и действие. А где одно действие, конечно же не может быть разобщения добродетели и разделения сущности. Разве должна благодать одного и того же действия сочетаться с чем-либо еще? Глава 13

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

129. Не все покупают Христа по одинаковой цене. По одной цене купил Фотин – чтобы убить, по другой цене арианин, покупающий Его, чтобы унизить, по третьей покупает верный – чтобы прославить, и покупает не за деньги, как написано: У которых нет серебра, возьмите без серебра ( Ис. 55:1 ). 130. Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесное ( Мф. 7:21 ), – свидетельствует Писание. Хотя многие называют себя христианами и присваивают себе это имя, однако не все получат награду. Каин тоже принес жертву 96 , и Иуда получил целование, но услышал: Иуда, целованием ли предаешь Сына Чвловеческого?( Лк. 22:48 ), иными словами: «Залогом любви ты совершаешь свое преступление, орудием мира ты плетешь ненависть и проявлением почтения приносишь смерть». 131. И ариане пусть не оболыцаются присвоенным себе именем, утверждая, что являются христианами. Господь отвечает им: «Вы прикрываетесь Моим именем и отрицаете Мою природу? Но Я не признаю Моего имени там, где нет Моей вечной божественной природы; это не Мое имя, если оно оторвано от Отца и отделено от Духа; Я не признаю Моего имени там, где не признаю Моего учения; Я не признаю Моего имени там, где не признаю Моего Духа, ибо не может Дух Отца сравниваться с рабами, которых Сам создал». Но об этом мы уже сказали довольно. 132. Подведем итог, чтобы в конце более четко перечислить различные соображения, разбросанные по всему тексту 97 , потому что божественная слава становится очевидной особенно из этих четырех признаков (как впрочем и из других): Бог познается или из того, что Он без греха, или потому, что прощает грехи, или потому, что является Творцом, а не тварью, или потому, что не поклоняется, но Ему поклоняются. 133. Никто не без греха, один лишь только Бог, ибо никто не без греха, только один Бог ( Мк. 10:18 ). И никто не прощает грехи, но один только Бог, и об этом написано: Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? ( Лк. 5:21 ). И Творцом всего может быть лишь Тот, Кто не является тварью. Тот, Кто не творение, несомненно, Бог, об этом свидетельствует Писание: Они служили твари вместо Творца, Который есть Бог, благословенный во веки ( Рим. 1:25 ). И Бог не поклоняется, но Ему поклоняются, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи ( Мф. 4:10 ; Втор. 6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

12 . 76. Итак, каждый должен быть чистым и искренним в своих чувствах и выражать их простыми и честными речами, хранить свой сосуд в святости 583 и не обманывать лживыми словами брата своего, не давать недостойных обязательств, а если все же даст, то лучше не выполнить обещанное, чем поступить постыдно 584 . 77 . Часто многие связывают себя священной клятвой и, хотя сами же понимают, что не следовало обещать, однако, почитая святость клятвы, исполняют то, что пообещали, как это выше 585 мы писали об Ироде, который постыдно пообещал награду танцовщице, и безжалостно исполнил: постыдно – так как пообещал царство за пляску; безжалостно – потому что ради соблюдения святости клятвы в жертву была принесена жизнь пророка. Насколько было бы здесь уместнее нарушить клятву, нежели ее исполнить. Однако вряд ли можно назвать нарушением клятвы то, в чем поклялся пьяница, пообещал изнеженный пирами и забывший мужество среди хороводов танцовщиц. И вот внесли на блюде голову пророка, и то посчитали исполнением верности клятве, что воплощало безумие. 78 . И меня никогда не заставят отказаться от мнения, что военачальник Иеффай неосторожно пообещал 586 принести в жертву Господу то, что первым встретится ему по возвращении домой на пороге его дома, так как и сам он раскаялся в своем обете, когда на пороге ему встретилась дочь. Он разорвал на себе одежды и сказал: Увы, дочь моя! Из-за тебя я в тяжком положении. Ты стала причиной моего горя ( Суд.11:35 ). И хотя он из благочестивого страха исполнил свое жестокое решение, однако учредил для потомков ежегодный траур и завещал им оплакивать ее. Жестокий обет, еще более жестоко исполнение его, и оплакивал обет даже тот, кто сам дал его. В Израиле было принято постановление на все дни: Ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина четыре дня в году ( Суд.11:40 ). Я не могу обвинять человека, который посчитал необходимым исполнить то, в чем поклялся, однако это очень печальное обязательство, за него расплачиваются убийством близкого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

12 . Есть также различие и между самими людьми. Иначе был мудр Даниил, о котором сказано: «Кто мудрее Даниила?» (Ieзek. XXVIII, 3). Иначе другие мудрецы, иначе Соломон, который своею мудростию превосходил мудрость древних, а также всех мудрецов египетских (III Цap. IV, 29 и сл.). Иное дело мудрствовать одинаково со всеми (communiter sapere) и иное мудрствовать, как подобает совершенным (perfecte). Кто 910 мудрствует одинаково со всеми, тот мудрствует о временном, о самом себе, о том, чтобы похитить что либо у другого и присвоить себе. Кто же мудрствует, как свойственно совершенному, тот не умеет (nescit) наблюдать своих выгод; но к тому, что вечно, что прилично и честно стремится он всею душой, заботясь о полезном не для себя, а для всех. 13 . Указанное различие даст нам возможность не смешивать 911 взаимоотношений честнаго и полезнаго (ut inter dao illa, honestum atque utile, errare nequeamus). Праведный и не подумает отнять что либо у другого и не захочет строить собственное благополучие на несчастии ближняго. Это правило предписал тебе и апостол, когда сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, на не все назидает. Никто пусть не ищет своего, но того, что (касается) другого» (I Kop. X, 23–24) 912 , т. е. никто пусть не ищет своей выгоды, но (каждый выгоды) другого; никто пусть не ищет почестей для себя, но для другого. Почему и в другом месте он говорит: «Один другого почитая высшим себя, каждый заботясь не о своем, но о чужомъ» (Фuл. II, 3–4). 14 . Никто также пусть не ищет милости или похвалы для себя, а не для другого. Это (достаточно) ясно, как можно видеть 913 , было раскрыто в притчах, где Дух (святой) сказал устами Соломона (per Salomonem): «Сын (мой), если ты будешь мудр, то будешь мудр для себя и для ближних; если же станешь злым, то один почерпаешь зло» (Npumч. IX, 12) 914 . Мудрый подобно праведному дает советы другим, ибо та и другая добродетель пребывают нераздельно (quando quidem consors sui est, utriusque forma virtutis).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

12 . Есть также различие и между самими людьми. Иначе был мудр Даниил, о котором сказано: «Кто мудрее Даниила?» ( Иез.28:3 ). Иначе другие мудрецы, иначе Соломон, который своей мудростью превосходил мудрость древних, а также всех мудрецов египетских ( 3Цар.4:29 и сл.). Иное дело мудрствовать одинаково со всеми (communiter sapere), и иное мудрствовать, как подобает совершенным (perfecte). Кто 578 мудрствует одинаково со всеми, тот мудрствует о временном, о самом себе, о том, чтобы похитить что-либо у другого и присвоить себе. Кто же мудрствует, как свойственно совершенному, тот не умеет (nescit) наблюдать своих выгод; но к тому, что вечно, что прилично и честно стремится он всею душой, заботясь о полезном не для себя, а для всех. 13 . Указанное различие даст нам возможность не смешивать 579 взаимоотношений честного и полезного (ut inter dao illa, honestum atque utile, errare nequeamus). Праведный и не подумает отнять что-либо у другого и не захочет строить собственное благополучие на несчастье ближнего. Это правило предписал тебе и апостол, когда сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, на не все назидает. Никто пусть не ищет своего, но того, что (касается) другого» ( 1Кор.10:23–24 ) 580 , т. е. никто пусть не ищет своей выгоды, но (каждый выгоды) другого; никто пусть не ищет почестей для себя, но для другого. Почему и в другом месте он говорит: «Один другого почитая высшим себя, каждый заботясь не о своем, но о чужом» ( Фил.3:3–4 ). 14 . Никто также пусть не ищет милости или похвалы для себя, а не для другого. Это (достаточно) ясно, как можно видеть 581 , было раскрыто в притчах, где Дух (святой) сказал устами Соломона (per Salomonem): «Сын (мой), если ты будешь мудр, то будешь мудр для себя и для ближних; если же станешь злым, то один почерпаешь зло» ( Притч.9:12 ) 582 . Мудрый подобно праведному дает советы другим, ибо та и другая добродетель пребывают нераздельно (quando quidem consors sui est, utriusque forma virtutis). Глава III.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

12. Итак, первины наши – апостолы, избранные из всех плодов того времени, которым сказано: и больше сих сотворите ( Ин. 14. 12 ), ибо на них излилась благодать Божия. Они, говорю я, стенали, ожидая искупления всего тела ( Рим. 8. 23 ), и до сих пор стенают, ибо много еще страданий у тех, кто обуреваем, – точно так же когда кто-то выбирается на берег, и половина тела его еще бьется в волнах, он стенает и мучится ( Рим. 8. 22 ), пока не выберется весь. Конечно же стенает тот, кто прежде говорил нам: Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? (2 Кор. 11. 29). 13. Так что пусть не смущает нас, что написано так: И мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего ( Рим. 8. 23 ). Ибо смысл ясен, потому что те, кто имеет начаток духа, стенают, ожидая усыновления, а это усыновление есть искупление всего тела, когда лицом к лицу ( 1Кор. 13. 12 ), словно Сын Божий, чрез усыновление увидит это божественное и вечное благо. Ибо есть усыновление 692 в Церкви Господней, когда Дух вопиет: Авва, Отче ( Гал. 4. 6 ), как читаешь в Послании к галатам. Но оно будет совершенным, когда воскреснут в нетлении, чести, славе все те, кто удостоится видеть лице Божие, 693 ибо тогда человеческое состояние сочтет себя истинно искупленным. Отчего апостол хвалится, говоря, что мы спасены в надежде ( Рим. 8. 24 ), ибо надежда спасает, как и вера, о которой сказано: Вера твоя спасет тебя ( Лк. 18. 42 ). 694 14. Итак, тварь, которая не добровольно, но в надежде покорилась суете ( Рим. 8. 20 ), спасается надеждой, как и Павел, который знал, что для него приобретение – умереть, чтобы быть со Христом ( Флп. 1. 20, 23 ), отрешившись от тела, но пребывал во плоти ради ( Флп. 1. 24 ) тех, кого обретал для Христа. 695 А что есть надежда, как не ожидание будущего? Отчего он и говорит: надежда же, когда видит, не есть надежда ( Рим. 8. 24 ). Ведь не то, что видимо, но то, что невидимо, вечно ( 2Кор 4. 18 ). Ибо если кто видит, то чего ему и надеяться ( Рим. 8. 24 )? Мы видим, что имеем то, что видим, так каким же образом мы станем надеяться на то, что имеем? Следовательно, из того, на что надеются, ничто не видимо. Ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2. 9 ). 696

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

12. Прежде всего, где ты должен молиться? Кажется, что Павел говорит одно, а Господь – другое. Неужели Павел смог бы учить вопреки наставлениям Христа? Никогда. В чем же дело? В том, что он не противник Христа, а Его истолкователь, поскольку говорит: «Будьте моими подражателями, подобно как и я – Христа» (см. 1Кор.4:16 ; 1Кор.11:1 ). Итак, что же? Ты можешь всегда и везде молиться в своей комнате. Твоя комната везде с тобой. Даже если ты будешь находиться среди язычников или иудеев, ты сможешь молиться, ибо везде с тобой есть уединенное место. Твоя комната – это твоя душа. Хотя бы ты находился среди толпы, в твоем внутреннем человеке содержится твое тайное и уединенное место. 13. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою». Хорошо Он говорит: «Войди», чтобы ты не молился, как иудей, о котором сказано: «Народ этот устами чтит Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня» (см. Ис.29:13 ; Мф.15:8 ). Итак, пусть твоя молитва исходит не только из одних уст. Устремляйся всей душой, войди в тайники твоего сердца, войди всецело. Пусть не найдет тебя поверхностным Тот, Кому ты желаешь понравиться. Пусть Он увидит, что ты молишься в сердце, и да удостоит тебя, молящегося в сердце, Своего внимания. 14. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою». Ты узнаешь об этом и из другого места: «Иди, народ мой, и войди в убежища твои, дабы укрыться немного, доколе не пройдет гнев Господень»(см. Ис.26:20 ). Господь говорил это через пророка. В Евангелии же Он говорит: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь, молись Отцу твоему». 15. Что значит «затворив дверь»? Что для нас является «дверью»? Знай же, что у тебя есть «дверь», которую ты должен затворять всякий раз, когда молишься. О, если бы женщины уразумели это! Ты же уразумел это, ибо святой Давид научил тебя, говоря: «Положи, Господи, охрану устам моим, и дверь в ограждение уст моих» (см. Пс.140:3 ). В другом месте о «двери» говорит апостол Павел: «Да будет открыта мне дверь слова для возвещения тайны Христовой» (см. Кол.4:3 ). Таким образом, когда ты молишься, не кричи, не разглашай и не выставляй напоказ свою молитву перед толпой. Молись втайне, будучи уверен, что Тот, Кто все видит и все слышит, сможет услышать тебя втайне. «И молись Отцу Твоему втайне». Ведь Он, «Видящий втайне» (см. Мф.6:6 ), слышит твою молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

132 . Если даже слух людей не всегда телесен, как ты можешь ждать в Боге звуков – показателей человеческой слабости – и свойственных телу органов слуха? О Боге говорится, что Он слышит, потому что Он знает. Мы знаем лишь то, что услышали, и слушаем прежде, чем мы сможем узнать. В Боге же, поскольку Он знает все прежде бытия его ( Дан. 13:42 ) 84 , знание предшествует слышанию. Выражая ту мысль, что Сыну не остается неведома воля Отца, мы говорим: «Он услышал». Нет в Боге ни звука, ни слога, которыми обычно выражается воля, но единство воли созерцается в божественных тайнах и выражается в наших символах. 133 . Что же значит: Не от Себя говорить будет ( Ин. 16:3 )? Следующее: Дух не говорит без Меня, ибо говорит истину и выдыхает премудрость; Дух не говорит без Отца, ибо Он Дух Божий; Дух слушает Отца, ибо всё от Бога 85 . 134 . Сын все получил от Отца, как Он Сам сказал: Все предано Мне Отцем Моим ( Мф. 11:27 ). Сын обладает всем, чем обладает Отец, о чем Он тоже сказал: Все, что имеет Отец, есть Мое ( Ин. 16:15 ). И все, чем Он обладает по единству природы, по этому же единству от Сына получает Дух, как Сам Господь Иисус свидетельствует о Своем Духе: Потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин. 16:15 ). Следовательно, возвещаемое Духом – от Сына, а данное Сыном – от Отца. Таким образом, не от Себя говорят Сын и Дух, ибо Троица говорит ничего в Себе Самой. 135 . Если ты задумаешь считать слышание недостатком Святого Духа, сходным с несовершенством, присущим человеческому телу, так ты дойдешь и до оскорбления Сына, ибо Он сказал о Себе: Как слышу, так и сужу ( Ин. 5:30 ) – и еще: Сын ничего неможет творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего ( Ин. 5:9 ). Если это верно, как верны и следующие слова Сына: Все, что имеет Отец, есть Мое ( Ин. 16. 15 ), то Сын и Отец одно по божеству 86 . Одно – по природе и сущности, а не Один, как утверждает ересь Савеллия. Одно по свойству сущности не может быть разделено, и поэтому Сын может творить лишь то, что услышал от Отца, поскольку Слово Божье пребывает вовек 87 , а Отец никогда не отделен от действия Сына. Сын знает, что совершаемое Им угодно Отцу, знает и Отец, что Сын творит по Его желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

133. Adque utinam, quod in me est, audire uellent, ut crederent, audire cum bona caritate et mansuetudine, ut uerum quaerentes, non ueritatem inpugnantes. Scribtum est enim, ut non intendamus fabulis et genealogies interminabilibus, quae quaestiones magis praestant quam aedificationem dei, quae in fide est. Finis autem praecepti est caritas de corde puro et conscientia bona et fide non ficta. A quibus quidam aberrantes conuersi sunt in uaniloquium uolentes esse legis doctores, non intellegentes, neque quae locuntur neque de quibus adfirmant. Alibi quoque idem apostolus dicit: Stultas autem etsine disciplina quaestiones deuita. О как бы мне хотелось, чтобы они желали услышать, чтобы уверовали и желали слушать благожелательно, с любовью и кротостью, ища истину, а не борясь с ней. Написано, чтобы мы не занимались баснями и бесконечными родословиями, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. От чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают ( 1Тим.1:4–7 ). В другом послании апостол также говорит: Глупых и невежественных состязаний уклоняйся ( 2Тим.2:23 ). 134. Tales deserendos apostolus dicit, qui quaestiones serant: hos esse hereticos, de quibus et alibi dicit quod discedent quidam a fide intendentes spiritibus seductoribus doctrinis daemoniorum. Апостол призывает избегать устроителей таких состязаний, они – еретики. В другом месте он говорит о них: Отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 ). 135. Et Iohannes dicit haereticos esse antechristos, Arrianos utique designans. Haec enim haeresis post omnes haereses coepit et ex omni haeresi uenena collegit. Sicut enim de antechristo scriptum est quia aperuit os suum in blasphemia ad deum blasphemare nomen eius et bellum facere cum sanctis eius, ita et isti et filio dei derogant nec martyribus pepercerunt et, quod fortasse ille non faciet, scripturas falsauere diuinas. Itaque qui dicit quia Iesus non est Christus, hic est antechristus. Qui negat «saluatorem mundi», negat Iesum; qui negat filium, negat et patrem, quia scriptum est: Omnis qui negat filium, nec patrem habet.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

135 . С болью отсекается даже сгнившая часть тела, но и то (добрый врач) прежде старательно (diu) исследует, нельзя ли помочь ей лекарствами, и (уж окончательно убедившись в том, что) это невозможно, решается на отсечение. Подобно доброму врачу и добрый епископ желает врачевать слабых, вылечивать (auferre) разрастающиеся язвы, прижигать некоторые (из них), но никак не отсекать; и (лишь после того, как он придет к убеждению) в невозможности вылечить (язвы), он с болью (в сердце решается) отсечь (от церкви недостойных членов) 549 . Здесь особенно ценно (magis eminet) прекраснейшее (апостольское) наставление, чтобы мы больше думали не о том, что (касается) нас, но о том, что (касается) других ( Флп.2:4 ), ибо в том случае, мы не будем склонны к гневу и не будем питать излишней слабости к нашим желаниям. Глава XXVIII. Нужно быть широко милосердным, даже если бы это не было выгодно для нас; здесь приводится памятная история о священных сосудах, проданных на слом Амвросием для выкупа пленных; затем даются наставления о законном пользовании золотыми и серебряными драгоценностями, принадлежащими церкви. Потом на примере святого Лаврентия разъясняется, каковы действительные сокровища церкви, и затем излагаются правила для переплава и продажи освященных сосудов. 136 . Величайшим побуждением к милосердию служит сострадание чужим несчастьям и посильная помощь в их нуждах, а иногда и непосильная (et plus interdum quam possumus). Ибо лучше самим подпасть осуждению (causas praestare) за милосердие или подвергнуться неприязни, чем проявить немилость, как мы некогда подверглись ненависти за то, что продали (confregerimus) священные сосуды с тем, чтобы выкупить пленных; это не понравилось арианам, и (пожалуй) не столько не понравилось самое дело, сколько (хотелось) найти в нас что-либо заслуживающее порицания. Но кто же столько жесток, немилостив и бесчувствен, которому было бы не по душе избавление человека от смерти, женщины – от бесстыдства варваров, что еще хуже смерти, отроковиц, отроков и младенцев – от идольской мерзости, которой они осквернялись из страха пред смертью?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010