110 . Следовательно, это древо креста, подобное некоему спасительному судну, является средством нашего спасения, а не осуждения. Ибо ничто другое не спасительно, кроме пути к вечной жизни. Желая смерти, я не чувствую ее, презирая наказания, я не страдаю, пренебрегая страхом, я не допускаю его в свое сердце. 111 . Итак, чьими же ранами мы исцелены, если не Христа Господа, о Котором тот же Исаия пророчествует: «Ранами Его мы исцелились» ( Ис 53:5 ), о Котором пишет в своих посланиях апостол Павел: «Не познавший грех сделался для нас [жертвою] за грех» ( 2Кор 5:21 )? Действительно божественно в Нем, что тело не соделало греха, и не согрешило в Нем воспринятая тварная плоть. Ибо что удивительного, если бы не согрешило лишь Божество, не имеющее побуждения грешить? Но если один лишь Бог свободен от греха, то все прочее творение по своей природе, как мы уже сказали, подвластно греху. Глава 10 То, что Дух отпускает грехи, является у Него общим свойством с Отцом и Сыном, но не с ангелами. 112 . Ответь же мне, всякий отрицающий божественность Святого Духа, может ли быть подвластен греху Дух, в Чьей власти отпускать грехи? Дают ли прощение грехов ангелы или архангелы? Конечно же нет! Это лишь во власти Отца, и Сына, и Святого Духа ( Лк 5:21 ). Никто не может оспорить Его власти отпускать грехи. 113 . Но возможно кто-то возразит нам, вспомнив, что серафим сказал Исаии: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» ( Ис 6:7 ). «Удалено», – говорит серафим,-и «очищен». Не «я удаляю», но огонь от алтаря Божия, который и есть благодать духовная. Что же находящееся в алтаре Божием может быть нами благочестиво понято, как не благодать Духа? Конечно же, это не дерево, сажа или уголь! Наиболее разумно будет с нашей стороны проникнуть в таинственный смысл сказанного. Ибо под образом уст Исаии раскрывается, что всем людям надлежит очиститься страданиями Христа, Который словно углем выжжет грехи наши, как мы видим у Захарии: «Не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус же одет был в запятнанные одежды» ( Зах 3:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

111 . Не презирай предвозвещенного пророками Сына, как иудей, не презирай Святого Духа! Не осуждай Исаию, не осуждай Иеремию, которого вытащил на тряпках и веревках со дна колодца в иудейском доме «Взятый Господом» 72 . Презиравший пророческое слово иудейский народ бросил Иеремию в колодец, и не нашлось среди них никого, кто бы поднял его оттуда, но лишь эфиоп Авдемелех, как свидетельствует Писание 73 . 112 . Это имя заключает в себе дивный прообраз. Мы, грешники из язычников 74 , прежде черные от грехов и бесплодные, приняли из глубин пророческое слово, которое иудеи по нечистоте своих мыслей и плоти извергли вон. Слова: Эфиопия простерла руки свои к Богу ( Пс. 67:32 ) – указывают на святую Церковь , которая говорит в Песни песней: Черна я, но прекрасна, дочь Израиля ( Песн. 1:4 ). Черна она грехом, прекрасна благодатью; черна происхождением, прекрасна искуплением. Быть может, черна она от дыма битв, черна сражающаяся, прекрасна же увенчанная знаками своей победы. 113 . Верно сказано, что пророк был поднят на веревках, по изречению верного: Веревки ниспали мне на прекрасные места ( Пс. 15:6 ). Хорошо сказано, что поднят он на тряпках. Сам Господь, пока приглашенные первыми на брак извинялись за свое отсутствие, послал Своих слуг на перекрестки, чтобы все встреченные, добрые и злые, были приглашены на брачный пир 75 . Их лохмотьями Он поднял из грязи пророческое слово. 11 114. Можешь и ты стать «Авдемелехом», то есть «взятым Господом», если поднимешь Слово Божье из глубин языческого невежества, если уверуешь, что Сын Божий не ошибается, не знает неведения, не сомневается в будущих событиях, как не ошибается и Святой Дух, о Котором говорит Господь: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин. 16:13 ). Говорящий все не упускает ничего: ни дня, ни часа, ни прошедшего, ни грядущего. 115 . Уразумей, что Дух знает все, Он возвещает будущее и обладает единым знанием с Отцом и Сыном, как говорит о Нем Истина Божия: Ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам ( Ин. 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

114 . Наконец, чтобы мы уже поняли, что эта тайна всеобщего искупления наиболее полно раскрыта пророками, прибегнем к следующему месту: «Вот, Я снял с тебя вину твою» ( Зах 3:4 ). Это сказано не потому, что Христос, не сотворивший греха, отложил грехи свои, но потому, что в теле Христа все народы освободились от грехов своих. 115 . Но даже если бы серафим и удалил грех , он действовал бы лишь как один из слуг Божиих, поставленный для исполнения этого таинства. Поскольку Исаия так сказал: «Ибо послан ко мне один из серафимов» ( Зах 6:6 ). Глава 11 Дух послан ко всем, однако Он не перемещается с места на место, будучи не ограничен временем или пространством. Он исходит от Сына, как Сам Сын от Отца, в Котором всегда пребывает, но также приходит и к нам, когда мы Его сподобляемся. Таким образом, Дух присутствует там, где и Сам Отец, от Которого Он не может быть отделен. 116 . Хотя и говорится, что Дух посылается, однако серафим посылается к одному, Дух же ко всем ( Ин 16:7 ). Серафим посылается как служитель таинства, Дух же – совершитель оного. Серафим исполняет лишь то, что ему предписано, Дух же разделяет каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор 12:11 ). Серафим перемещается с места на места, так как не наполняет все вокруг, но и сам наполняется Духом. Серафим спускается в какое-либо место согласно собственной природе, но мы не можем так подумать о Духе, о Котором Сын Божий сказал: «Когда же приидет Утешитель, Дух истины, Которого Я пошлю вам, Который от Отца исходит» ( Ин 15:26 ). 117 . Поскольку, если Дух выходит из места и на место приходит, то и Отец находится в определенном месте, и Сын. Если же нечто, посылаемое Отцом или Сыном, происходит из места, то очевидно, что Дух, также, согласно этой нечестивой интерпретации, выходящий из места и перемещающийся, представляется материальным телом, как и Отец с Сыном. 118 . Говорю же это я в отношении тех, кто считает, что Дух нисходит, передвигаясь с места на место. Но ни Отец, превышающий не только зримую природу, но и невидимую, не ограничен какими-либо пределами, ни Сын, как Создатель всего тварного, превышающий всякую тварь, не заключен в Своих действиях во временные или пространственные рамки, ни Дух истины, Который, будучи бестелесным, невыразимой полнотой Божества, превышает всякую рационально познаваемую тварную природу, не загнан в вещественные пределы ( Прем 7:23 ). Он дышит, где хочет ( Ин 3:8 ), и наполняет дыханием, кого пожелает, имея власть над всеми.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

116 . Духу Святому известно все, и Сын, говоря: О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные ( Мф. 24:36 ; Мк. 13:32 ), не включает сюда Его. Если же Святой Дух исключен из незнания, как может быть не исключен Сын Божий? 117 . Ты настаиваешь, что Писание причисляет Сына к ангелам. Хорошо, пусть так. Но оно причисляет Сына, а не Духа. Ты должен или признать Духа больше Сына Божьего, из арианина превратившись в настоящего фотинианина, или признать тот смысл, который вкладывает в слова о незнании Сыном ни дня, ни часа Писание: Он может быть причислен к творению, так как по человеческой природе был сотворен. 118 . Уразумей, что Сын Божий знает все и предвидит грядущее! Именно от Сына знает Святой Дух то, что, по твоему мнению, остается для Него неизвестным, и знает по единству природы то, что Сын получил от Отца: Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин. 16:14–15 ). Что может быть более явным, чем это единство? Принадлежащее Отцу принадлежит и Сыну, а принадлежащее Сыну получает Дух. 119–120. Признай же, что Сын знает день Суда. Откуда? Прочти у Захарии: И придет Господь Бог мой и все святые с Ним. В тот день не будет света, но лишь хлад и стужа будут в тот день, и день тот ведом Господу ( Зах. 14:5–7 ). Итак, это и есть тот день, который знает Господь и в который Он придет со Своими святыми, чтобы просветить нас Своим вторым пришествием. 121 . Продолжим наше исследование о Духе. Вспомни недавно приведенные слова Сына о Духе: Он прославит Меня ( Ин. 16:14 ). Значит, Дух прославляет Сына так же, как прославляет Его Отец. Но и Сын Божий прославляет Духа, как мы уже показали выше. Неужели слаб Возвещающий общую славу в единстве вечного света? Не уступает Духу и Прославляемый Им. 122 . Будешь и ты избран, если уверуешь, что Дух сказал то же самое, что сказал Отец и что сказал Сын 76 . Был взят на небо Павел, так веровавший и так учивший: Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим ( 1Кор. 2:9–10 ) 77 . Он называется Духом откровения, как ты читаешь: Бог дает подготовленным Духа премудрости и откровения к познанию Его ( Еф. 1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

119 . Следовательно, Дух, исходя от Сына, не посылается из какого- либо места и не исходит из него. Сам Сын говорит: «Я от Отца исшел и пришел в мир» ( Ин 16:28 ), опровергая тем самым все предположения, что перемещается с места на место, как нечто телесное. Подобным же образом, когда мы читаем, что Бог пребывает внутри или снаружи, мы не разделяем Бога и некое тело, но, признавая всю высоту и непостижимость этого, разумеем здесь тайну Божественной природы. 120 . Наконец, премудрость говорит, что она исходит из уст Вышнего ( Еккл 24:5 ), чтобы не быть вне Отца, но у Отца, ибо и Слово было у Бога ( Ин 1:1 ). И не только у Отца, но и в Отце, ибо сказано: «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин 14:10 ). Но, исходя от Отца, не удаляется от места, и не отделяется, как тело от тела, а будучи во Отце, не поглощается, подобно телу, находящемуся в другом теле. Также и Святой Дух, исходя от Отца и Сына, не отделяется ни от Отца, ни от Сына. Да и как может отделиться от Отца Дух уст Его ( Пс 32:6 ), Который воистину является свидетельством Его вечности и изображает единство Божества? 121 . Следовательно, всегда пребывает Дух уст Его. Однако нам кажется, что Он нисходит, когда мы принимаем Его, чтобы обитать в нас, дабы мы не были отделены от Его благодати. Но нам так кажется не потому, что Он действительно спускается, но потому, что наши души восходят к Нему. Об этом мы уже упоминали, если нам не изменяет память, в более ранних книгах 6 , где указывалось, что и Отец сказал: «Сойдем и смешаем языки их» ( Быт 11:7 ), и Сын сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин 14:23 ). 122 . Следовательно, Дух приходит туда, куда приходит и Отец, ибо где Отец, там и Сын, а где Сын, там и Дух Святой. А потому должно полагать, что Святой Дух не приходит отдельно. Приходит же не от места к месту, но от установления к искуплению, от оживляющей благодати к благодати освящающей, чтобы возвести нас от земли к небесам, от беззаконий к благодати, от рабства к царству.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

11 . В воду погружается плоть, дабы всякий плотской грех был смыт. При этом уничтожается всякое злодеяние. На древе был распят Господь Иисус, когда Он страдал за нас. В виде голубя, как ты знаешь из Нового Завета, сошел Дух Святой, Который дарует душе твоей мир и спокойствие духу. Ворон есть образ греха, который ушел и не возвращается, если и в тебе также пребудет трезвение и пример праведного. 12 . Есть и третье свидетельство. Апостол учит тебя, что «отцы наши все были под облаком, и все перешли море, и все были крещены в Моисея в облаке и в море» (см. 1Кор 10:1–2 ). К тому же и сам Моисей говорит в песне: «Ты послал Духа Твоего и покрыло их море» (см. Исх 15:10 ). Ты замечаешь, что уже тогда, в том переходе евреев, было предызображено святое крещение, в котором египтянин погиб, а еврей спасся. Чему же иному мы ежедневно научаемся в этом таинстве, если не тому, что вина тонет и прегрешение уничтожается, благочестие же и целомудрие всецело остаются. 13 . Ты слышишь, что отцы наши были под облаком, и притом благим облаком, которое погасило пламя плотских страстей; благое облако осеняет тех, кого посетил Святой Дух. Наконец, Дух Святой нашел на Деву Марию, «и сила Вышнего» осенила Ее ( Лк 1:35 ), когда Она родила искупление рода человеческого. И это чудо было совершено через Моисея прообразовательно. Если же Дух присутствовал там, где был образ, то неужели Он не присутствует там, где истина, когда и Писание говорит тебе, что «Закон был дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (см. Ин 1:17 )? 14 . Мерра была горьким источником. Моисей бросил в источник дерево – и он стал сладким ( Исх 15:23–25 ). Вода без прославления Креста Господня бесполезна для предстоящего спасения. Когда же вода освящена тайной спасительного Креста, тогда она готова стать духовной баней и чашей спасения. 15 . Верь же не только своим телесным очам: невидимое более видимого, ибо одно – вечно, а другое – временно. Невидимое для глаз более, ибо оно постигается умом и душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

11. Представь себе преступника, уличенного и обличенного в преступлении, не пытающегося выстроить какую-то защиту, но молящего и припадающего к коленам судьи. Судья отвечает ему: И ничего не могу творить сам от себя ( Ин. 5. 30 ), в правосудии – справедливость, в правосудии нет власти. Я не сужу ( Ин. 8. 15 ), но дела твои судят тебя, сами они тебя обвиняют и сами осуждают. 652 Тебя осуждают законы, которые я, судья, не меняю, но охраняю. Я ничего не привношу от себя, но ты сам виновник своего притвора. Я как слышу, так и сужу ( Ин. 5. 30 ), не как хочу, и потому суд Мои истинен ( Ин. 8. 16 ), ибо я повинуюсь не своей воле, но справедливости. 12. Итак, рассмотрим, что есть добросовестность в принятии судебного решения. Господь неба и земли, Судия всех говорит: Я ничего не могу творить Сам от Себя; как слышу, так и сужу ( Ин. 5. 30 ), а человек говорит Господу своему: Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя ( Ин. 19. 10 )? Почему Господь не может? Потому что говорит: Суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Ин. 5. 30 ), то есть не воли Человека, Которого вы видите, не суждения Человека, Которого вы считаете только человеком, не хотения плоти ( Ин. 1. 13 ), ибо дух бодр, плоть же немощна ( Мф. 26. 41 ), но воли божественной, которая создала закон и направляет суждение. Точно так же и истинный свидетель – это тот, кто свидетельствует не о самом себе, но о другом, ибо написано: Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои ( Притч. 27. 2 ). 13. Но прекрасно таинственное изречение, обращенное к иудеям: Я вас не сужу ( Ин. 8. 15 ), то есть Я, Искупление ( 1Кор. 1. 30 ) всех, Я, Прощение грехов ( Кол. 1. 14 ), вас не сужу, ибо вы Меня не приняли, не сужу Я, охотно прощающий. Не сужу Я, кровью Своей искупающий грешников. Не Сужу Я, изглаживающий преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну ( Ис. 43. 25 ). Не сужу Я, предпочитающий жизнь, а не смерть грешника. 653 Я не сужу, ибо не осуждаю, но оправдываю исповедующихся. Моисей вас обвиняет, он вас обличает, на которого вы уповаете ( Ин. 5. 45 ), он обвиняет вас, ибо не имеет власти судить, отданной его Творцу. Следовательно, тот, на кого вы уповаете, вас обвиняет, Тот же, на Кого вы уповать не пожелали, вас освобождает.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

123 . Итак, Дух приходит туда, куда приходит Отец. Ибо сказано Сыном: «Я и Отец придем, и обитель у него сотворим». Но неужели Отец приходит физически? Следовательно, приход Духа являет полноту присутствия и Отца с Сыном. 124 . Кто же может отделять Святого Духа от Отца и Сына, если мы не можем даже назвать Отца и Сына без Святого Духа? Ибо «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор 12:3 ). А если мы не можем назвать Иисуса Господом без Духа, то уж тем более не можем восхвалять Его без Духа. Если же и ангелы восхваляют Господа Иисуса, что невозможно без Духа, следовательно, и в них действуют дары Святого Духа. 125 . Итак, мы доказали, что едина благодать Отца, и Сына, и Святого Духа, которая столь небесна и божественна, что о ней Сын, благодаря Отца, так говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф 11:25 ). Глава 12 Благодать и мир Отца, Сына и Святого Духа едины. Едина и любовь, явившаяся во всей полноте в искуплении людей. Наконец, едина и общность Трех. 126 . Поскольку едино призывание, едина и благодать. Наконец, написано: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» ( Рим 1:7 ). Итак, мы видим, что едины благодать и мир Отца и Сына. Но эти благодать и мир являются плодами Духа, о чем учит сам апостол: «Плод же Духа любовь, радость, мир, долготерпение» ( Гал 5:22 ). Мир же этот благ и необходим, дабы никого не волновали сомнительные споры, и не сотрясали бури телесных страстей, но чтобы в простоте веры и спокойствии разума жизнь упокоилась бы вокруг исповедания Бога. 127 . Касательно мира мы уже провели доказательство, о благодати же пророк Захария сказал, что Бог пообещал излить на Иерусалим Дух благодати и умиления ( Зах 12:10 ). И апостол Петр сказал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Господа Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян 2:38 ). Следовательно, как Отцу и Сыну, так и Святому Духу принадлежит благодать. Да и может ли благодать, обожествляющая всех в Святом Духе, быть без Духа?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

123 . Итак, существует единство знания. Открывает дающий Духа откровения Отец, открывает и Сын, как написано: Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф. 11:27 ). О Сыне сказано больше, но не потому, что Он имеет больше, чем Отец, но чтобы не подумали, что меньше. Он открывает так же, как и Отец, поскольку знает Отца так же, как и Он знает Сына. 124 . Убедись, что и Дух знает Бога Отца. Написано: как никто из человеков не знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем, так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ). Никто не знает, кроме Духа Божия. Может, исключен из этого знания и Сын Божий? Ничего подобного! Как и Святой Дух не был исключен там, где Писание говорит: Отца не знает никто, кроме Сына ( Мф. 11:27 ). 125 . Единой природой и единым знанием обладают Отец, Сын и Святой Дух. Нельзя причислять Святого Духа ни к чему, сотворенному Сыном, так как Он знает Бога Отца, Которого, как написано, не знает никто, кроме Сына ( Мф. 11:27 ). Если Святой Дух знает, то под «никто» понимается все творение, но не Святой Дух. 126 . Я хочу, чтобы еретики ответили еще на один вопрос: какая часть человеческого существа знает то, что в человеке ( 1Кор. 2:11 )? Без сомнения, это умное начало, возвышающееся над остальными силами души и признаваемое главным в человеческой природе. Что такое Дух, Который проницает глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ) и через Которого открывается всемогущий Бог ? Может ли быть менее значим в полноте божества 78 Тот, Кто и в этом рассуждении должен быть признан единосущным Отцу? О чем может не знать Тот, Кто знает советы и тайны Божьи, от века сокрытые? 79 Что может утаиться от Знающего все Божье? 127 . Воистину Дух проницает и глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ). Предотвращая неверное мнение, что Дух проницает то, чего не знает, и проницает для того, чтобы узнать, апостол сказал: Нам Бог открыл это Духом Своим ( 1Кор. 2:10 ). Наставляя тебя, что Дух знает открываемое нам через Него, он продожает: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? ( 1Кор. 2:11 ). Если человеческому духу ведомо человеческое, и ведомо еще до того, как он его проницает, что в Боге может остаться неизвестным Духу Божьему, по верному и уместному слову апостола: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ). Он знает не потому, что изучил, но знание свойственно Ему по природе, и знание вещей божественных для Него не случайное качество, а природное.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

128 . Если тебя смущает слово «проницает», употребленное апостолом, послушай, что так же написано о Боге, Который проницает сердце и испытывает внутренности ( Иер. 17:10 ). И о Сыне Божьем ты читаешь в Послании к евреям, что Он проницает душу и помышления 80 . Стало очевидно, что низший не может проницать глубины того, кто выше, и лишь божественной власти доступно знание вещей сокровенных. Следовательно, Святой Дух проницает так, как проницает Отец, Он проницает так, как проницает Сын. Знает все только Тот, от Кого ничего не скрыто. 129 . Да и апостол, избранный Христом, был научен Духом 81 . Наставленный Духом в познании божественных тайн, он сам свидетельствует, что Дух знает Бога 82 и что Дух, как и Сын, открывает нам знание божественных вещей, и заключает: Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами ( 1Кор. 2:12–13 ), но в откровении Духа и в силе Божией. 12 130. Достаточно приведено примеров, что Бог открыл нам Свое, и Сын с Духом открыли нам Божье; от единого Духа и через единственного Сына наше знание восходит к единому Отцу, и от единого Отца через единственного Сына к единому Святому Духу передаются добро, освящение и царское право вечной власти. Сила Божья там, где явление Духа и где по единству действия не может быть никакого различия. Сын говорит то, что Отец, а Отец то, что Сын. 131 . Сын Божий сказал о Духе: Ибо не от Себя говорить будет ( Ин. 16:13 ), то есть Он будет говорить в единстве со Мной и с Отцом 83 . Дух не отделен и не удален, Он будет говорить, что услышит ( Ин. 16:13 ), но слышит Он, безусловно, благодаря единству природы и знания, которым Он обладает. Не телесными ушами слышит Дух, и глас Божий звучит не по законам этого мира. Слышит Он не тο, о чем не знает, хотя по человеческому обычаю именно слышание порождает знание. Впрочем, даже у людей речь не всегда звучна, а слышание не всегда по плоти: Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не слышит его ( 1Кор. 14:2 ). Дух возвещает тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010