Книга 1 1 (Maur. 7). Амвросий Юсту 24 желает спасения 1. Ты подал мне прекрасную мысль, брат: направить рассуждения в письмах и беседы с отсутствующими на истолкование небесного пророчества, – спросив меня, что означает та дидрахма, половину которой еврею предписано приносить во искупление души своей. 25 Ибо что еще так объединяет людей, как не разговор о предметах божественных? 2. Половина же дидрахмы – это драхма, а искупление души – вера. Итак, вера – это потерянная драхма, которую та евангельская жена, как мы читаем, прилежно ищет, возжегши светильник и подметая дом свой, и, если найдет, созывает подруг и соседок, прося порадоваться вместе с ней, потому что она нашла драхму, которую потеряла. 26 Ибо великий это ущерб для души, если кто потеряет веру или благодать, которую приобрел себе ценою веры. Так что и ты зажги светильник твой, потому что светильник твой – это око 27 твое, то есть, надо понимать, внутреннее око твоего ума. Зажги этот светильник, который принял духовный елей и светит в доме твоем 28 . Ищи драхму, искупление души твоей, которую кто потеряет, тот приходит в смятение, а кто найдет, радуется. 3. Искупление души – это также и милосердие. Ведь искупление души человека – его богатство ( Притч. 13. 8 ), от которого, конечно, проистекает милосердие, помощь бедным из своих средств. Следовательно, вера – благодать, милосердие – искупление души, которое приобретается за драхму, то есть за полную стоимость наибольшей суммы. Ведь так написано, где Господь говорит Моисею: Когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при смотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу, и не будет у них ошибки при смотре их. И вот что они дадут, сколько их придет на смотр, половину дидрахмы, то есть по дидрахме священной: двадцать оболов – дидрахма, а половина дидрахмы – приношение Господу. Всякий, приходящий на смотр, от двадцати лет и выше, даст приношение Господу. Кто богат, дает не больше, кто беден, не меньше половины дидрахмы, когда будут давать приношение Господу для выкупа душ своих. И ты возьмешь деньги приношения от сынов Израилевых и отдашь их на служение скинии завета; и будет это для сынов Израилевых законной памятью пред Господом, для искупления душ ваших ( Исх. 30. 12–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Прощай, и если ты считаешь, что эта дидрахма вверена мне не бесплодно, если у тебя есть что-то еще, не усомнись вверить. 2 (Maur. 65). Амвросий Симилициану 68 1. Ты сообщил мне, что при чтении был озадачен: что именно означают слова о том, что Моисей, когда совершили священнодействие и заклали Господу спасительные жертвы, половину крови влил в наши, а другою половиной окропил жертвенник ( Исх. 24. 6 ). Но почему ты сомневаешься и спрашиваешь это у нас, в то время как сам ради веры и из жажды божественного познания объехал весь свет 69 и всю жизнь свою ежедневно в смене дней и ночей посвящаешь чтению, острым умом объемля все, что доступно пониманию, ибо даже и в философских книгах ты обычно видишь, насколько они отклонились от истины и насколько большинство из них пусты, так что в сочинениях этих писателей смысл исчез еще до того, как окончилась их жизнь? 2. Однако поскольку собирание слов, как и денег, приносит большую пользу и обещает огромный прибыток для общей пользы дела, не могу умолчать, с коль удивительно это разделение крови. Ибо часть ее, как представляется, обозначает нравственное учение премудрости, а часть – таинственное. 70 Та кровь, что собирается в чаши, означает нравственное учение, та, что изливается на алтарь, – таинственное; потому что божественным даром и неким вдохновением изливается она в человеческие души, чтобы они мыслили о Боге как подобает и исполнялись верою. 3. Наконец те, кто говорил о Его величии и о вещах пренебесных, – это или апостолы, или святые пророки, отважившиеся говорить об этом не иначе как получив божественное откровение. Поэтому и Павел в своем послании свидетельствовал, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12. 4 ), а также Стефан видел небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Дсин. 7. 56), а пророк Давид видел Его сидящего. 71 И что мне сказать о Моисее, о котором говорит Писание: Не восстал во Израиле пророк такой, как Моисей, который знал Господа 72 лицом к лицу по всем знамениям и чудесам, которые соделал Он в земле Египетской ( Втор. 34. 10–11 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Каждый возраст в жизни человека по-своему неоценим и составляет богатство нашего личностного бытия, возрастающего от чрева матери перед очами Господа Бога: Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс. 138, 16). Рейтинг: 9.9 Голосов: 747 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  См.:  Иоанн Златоуст , свт. Гомилии на Книгу Бытия.  Последнее слово –  гоийм  – почти никогда не используется в Ветхом Завете по отношению к самим евреям, за редкими исключениями.   Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет  (Откр. 20,6)  См.:  Амвросий Медиоланский . Об Аврааме.   Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] ()  См.:  Василий Великий , свт. Беседа 13. Побудительная к принятию святого Крещения.  См.:  Амвросий Медиоланский . Об Аврааме.  «Говорит это (т. е. Павел. –  О.С. ), поскольку еще могут уверовать те (т. е. члены семьи. –  О.С .), кто не ненавидит (т. е. пока. –  О.С .) имя Христа» ( Амвросиаст . На Послания к Коринфянам).  Имеется в виду обычай смешивания воды и вина для употребления во время евхаристии.  См.:  Ориген . Фрагменты.  «Авраам рассмеялся не потому, что усомнился; сказав же:  хотя бы Измаил был жив , обнаружил только любовь свою к Измаилу. Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость, тогда Авраам рассмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит это с ними. Посему-то и говорит ему Бог:  именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына . Не искушая тебя, говорю это, но чтобы ты верил тому, чего не исполняю» ( Ефрем Сирин . Толкование на Книгу Бытия).  Катены на Книгу Бытия.  См.:  Иоанн Златоуст . Гомилии на Книгу Бытия.

http://pravoslavie.ru/105441.html

10. Да умрет душа моя среди душ их ( Числ. 23. 10 ), умрет для этой телесной жизни, чтобы среди душ праведных ( Числ. 23. 10 ) стяжать благодать жизни той, вечной. 777 Здесь уже открыто величие небесного таинства святого Крещения, чрез действие которого люди умирают для древнего греха и для дел неправедных, чтобы в обновленной жизни ( Рим. 6. 4 ), преобразившись в уделе праведных, воскреснуть с их нравственными достоинствами. И что удивительного, если люди умирают для греха, чтобы жить для Бога? 778 11. Слыша это, Валак вознегодовал и сказал: Я привел тебя, чтобы проклясть врагов моих, а ты благословляешь ( Числ. 23. 11 )! А тот ответил: Поношение терплю из-за того, чего не ведаю, ибо я ничего не говорю от себя, но, как кимвал звучащий, 779 издаю звук. 780 И когда его стали водить с места на место, 781 он вновь, желая проклясть, благословлял: Нет бедствия в Иакове, и нет несчастья ( Числ. 23. 21 ), Бог защищает этот народ. И затем приказывает приготовить семь жертвенников и жертвоприношения. Конечно, он должен был просто уйти, но в слабости ума своего и переменчивости суждения полагал, что может отклонить волю Божию. Пребывая в исступлении ума, он желал одного, а говорил другое. 12. Как прекрасны, – изрек он, – жилища твои, воинство еврейское! Шатры твои расстилаются как рощи тенистые, как сады при реке, как кедр у воды. Выйдет человек из Иакова и будет властвовать над множеством племен, и возвысится царство его ( Числ. 24. 5–7 ), и на земле распространит он владычество свое на Египет. 782 Благословляющий его благословен, и проклинающий его проклят ( Числ. 24. 9 ). Так о ком же говорит Бог и кого Он благословляет, как не народ Христов, в самую сердцевину которого снизошло слово Божие, до разделения души, составов и мозгов ( Евр. 4. 12 )? И Валаам стяжал бы благодать Господню, если бы благословил его по собственной воле и собственным чувством. Но так как душа злая связана своими помышлениями, а тайны духа обличаются, выходя на поверхность, поэтому истинное его лицо раскрывается в последующих кознях.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

10 . Имеющий эту любовь, ничего не боится, ибо любовь прочь изгоняет страх ( 1Ин. 4:18 ), и потому, отложив и совлекши страх, всё терпит, всё переносит ( 1Кор. 13:7 ). Тот, кто благодаря любви всё переносит, не может бояться мученичества. И потому апостол, как победитель, говорит в конце: Для меня мир распят, и я для мира ( Гал. 6:14 ). Прощай, сын, и люби нас, ибо мы тебя любим. 67 (Maur. 80). Амвросий 142 1 . Ты услышал, брат, евангельское чтение, в котором рассказывалось, как Господь Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения ( Ин. 9:1 ). Мимо него счел невозможным пройти Господь, поэтому и мы не должны обойти вниманием того, кто был слепорожденным. 2 . Это упомянуто особо – ведь бывает слепота, которая происходит от болезни, помутняюшей зрение, но она проходит со временем; бывает слепота, которая происходит от излияния жидкости, и она также, если устранить ее причину, в основном лечится при помощи искусства медицины. Упомянуто же это, чтобы ты знал, что исцеление того, кто слеп от рождения, совершилось не искусством, но могуществом божьим. Ибо Господь даровал здравие, а не применил лечение; ибо Господь Иисус исцелил тех, кому никто не мог помочь. 3 . Насколько глупы иудеи, объясняющие телесные немощи бременем грехов, вопрошая: Кто согрешил, он или родители его? ( Ин. 9:2 ). Потому Господь говорит: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии ( Ин. 9:3 ). То, чего недоставало по природе, может возместить Творец, Создатель природы. Поэтому Он прибавляет: Доколе Я в мире, Я свет этому миру ( Ин. 9:5 ), – то есть «все слепые могут обрести зрение, если попросят света у Меня». Приступите и вы и просветитесь, чтобы обрести способность видеть 143 . 4 . Он Своею волей даровал жизнь, Своим словом даровал спасение. Он сказал мертвому: Иди вон! ( Ин. 11:44 ), – и вышел Лазарь из гробницы. Он сказал расслабленному: Встань, возьми постель твою ( Мк. 2:11 ), – и встал расслабленный и сам понес свою постель, на которой носили его, неподвижного членами. Что означает Его действие? Он плюнул и сделал брение и помазал очи слепого и сказал ему: Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и начал видеть ( Ин. 9:7 ). Какой в этом смысл? Смысл, если не ошибаюсь, великий: больше видит тот, кого касается Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

11. Следовательно, если уж небесные творения и силы сносят рабство тлению ( Рим. 8. 21 ), но в надежде, чтобы впоследствии радоваться за нас и с нами, то и мы в страданиях века сего будем утешаться надеждой и чаянием будущей славы. 672 Прощай, сын, и люби нас, ибо мы тебя любим. 22 (Maur. 35). Амвросий Оронциану 1. В предыдущем письме был дан ответ на твой вопрос, это же часть моего ответа, которая не отменяет, но дополняет предыдущее письмо. Ибо, когда я вспомнил его заключение, признаюсь, мое внимание привлекло добавленное апостолом слово «вся»: ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает ( Рим. 8. 22 ), в то время как чуть выше он сказал без добавления: тварь покорилась суете ( Рим. 8. 20 ), таким образом, он сказал не «вся тварь покорилась», но «тварь покорилась». И еще говорит: что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению ( Рим. 8. 20 ). А в третий раз он добавил, что вся тварь стенает ( Рим. 8. 23 ). 2. Что, по-твоему, означает это добавление, если не то, что не вся тварь покорилась суете и что не вся она суете покорилась, не вся освобождена будет от рабства тлению ( Рим. 8. 20–21 )? Ибо зачем освобождаться от рабства тому, что было непричастно и неподвластно суете и тлению? Однако вся тварь стенает – не о своем, но о нашем страдании – и, может быть, в муках рождает ( Рим. 8. 22 ) дух спасения, дух сладости, ожидая усыновления, чтобы стяжать общую радость и ликование об искуплении человеческого рода. Или из-за любви стенает вся тварь о нашем страдании, или же из-за того, что это часть тела, глава которого – Христос. 673 Но так ли это, как мы сказали, или апостол просто сказал, что вся тварь, покорившаяся, стенает и мучается, – понимай, как хочешь. 674 3. Сейчас поразмыслим о том, что он добавил: И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего ( Рим. 8. 23 ). Что такое усыновление, показано на предыдущей странице и потому, ради того чтобы понять его смысл, надо вернуться на предыдущую страницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

152 . Научись же ныне, что как Отец является Источником жизни, так и Сына многие называют Источником жизни. Возвещаем то, что у Тебя, – как сказал Иоанн, – Боже Вседержителю, Сын Твой является Источником жизни, то есть Источником Святого Духа, ибо Дух есть жизнь, как сказал Господь: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин 6:63 ). Ибо где Дух, там и жизнь, и где жизнь, там и Дух Святой. 153 . Многие, однако, полагают, что в этом месте Отец показан лишь как Источник. Но да узрят они, что сообщает Писание: «У Тебя источник жизни» ( Пс 35:10 ), то есть у Отца Сын, так как Слово было в начале, и было у Бога. 154 . Но Отца ли кто понимает в этом месте под Источником, или Сына, в любом случае, речь идет не об источнике той воды, что сотворена, но об Источнике той божественной благодати, которая есть Святой Дух, Который сам является водой живой. Потому Господь сказал: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» ( Ин 4:10 ). 155 . Этой воды возжаждала душа Давида ( Пс 41:3 ). Олень, не желающий испить змеиного яда, стремится к источнику таких вод. Ибо вода духовной благодати есть жизнь. Она просвещает глубины разума, смывает все грехи души и очищает тайные пороки. Глава 16 Святой Дух – это большая река, орошающая горний Иерусалим. Он равен Источнику Своему, то есть Отцу и Сыну, что видно из Писания. Его воды жаждет и свт. Амвросий. Однако он напоминает, что для того, чтобы она сохранилась в нас, нужно уклоняться от диавола, страсти и ереси. Сосуды наши худы, а потому необходимо оставить ветхие колодцы, чтобы по примеру самаритянки и патриархов найти воду Господню. 156 . Но чтобы никто не умалял могущество Духа, желая тем самым внести различие в равночестность Лиц Святой Троицы, указывая, что вода является лишь малой частью всего источника (хотя тварные примеры вовсе не применимы к божественным вещам), все же, чтобы они не судили лишь по этому сравнению, пусть научатся, что не только водой называется Святой Дух, но и рекой, как написано: «Из чрева его потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин 7:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

15. Таким образом, если нельзя надеяться на то, что видишь, неправильно понимают те, кто читает: ибо если кто видит что-то, на то и надеется, – а не так: ибо кто видит, чего ему и надеяться или чего ему ожидать? Поистине надеемся мы на то, чего не видим, и потому, хотя видим, что у нас этого нет, но ожидаем в терпении ( Рим. 8. 25 ). Ибо ожидая, я ожидал Господа, и Он призрел на меня ( Пс. 39. 2 ). И следовательно, потому мы ожидаем терпеливо, что благ Господь к терпящим Его ( Плач 3. 25 ). И кажется, что это согласуется и с такими словами: ожидаем в терпении то, на что надеемся, но не видим, 697 ибо велик труд того, кто надеется и ожидает чего-то невидимого, а потому на все, что есть, устремляя ум, терпит. 16. Однако слова: Надежда же, когда видит, не есть надежда ( Рим. 8. 24 ) – весьма уместны применительно к могуществу мира сего, к почестям, богатствам. Ты видишь, как кто-нибудь кичится фасциями 698 и колесницами, – но нет никакой надежды на колесницы, которые видимы! И на саму стихию неба нет надежды, но лишь на Господа неба, ни халдей 699 не надеется на звезды, которые наблюдает, ни богач на свое имущество, ни скряга на проценты. Но надежду имеет лишь тот, кто возлагает ее на Незримого, то есть на Господа Иисуса, Который стоит посреди нас, но невидим. Ведь не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2. 9 ). 23 (Maur. 36). Амвросий Оронциану 1. Наши письма переплетаются между собой так, как будто мы ведем беседу наяву и – я из твоих вопросов, а ты из моих объяснений – черпаем темы для следующих писем. 2. Ты написал, что тебя озадачило: о каком духе сказано, что он ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим. 8. 26 )? Давай повторим сказанное раньше, чтобы из самого чтения явствовало искомое. Также и Дух подкрепляет немощь ( Рим. 8. 26 ) нашей речи: неужели ты не видишь, что это Святой Дух, наш Утешитель, 700 как и Тот, к Кому обращены слова: Ты помощник мой; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой ( Пс. 26. 9 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

16. Итак, мы узнали, что закон требует половину дидрахмы, потому что половина оставлялась для этого рода, то есть для мирского образа жизни, для домашнего употребления и для потомства, которому предписывался удел безудельный, то есть переходивший другим. 56 Потому и Господь, когда фарисеи искушали Его лукавыми вопросами, подобает ли давать подать кесарю, ответил: Что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий, на котором было изображение кесаря. Тогда говорит им: Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ( Мф. 22. 18–21 ), показывая им, насколько несовершенны те, которые сами себе казались совершенными, ибо они прежде всего платят кесарю, а не Богу, для них важнее забота мирская, и они прежде всего платят подать миру. Потому Он и говорит: Отдавайте, – то есть именно вы, у которых обретается образ и подобие кесаря, отдавайте то, что кесарево! 57 17. Поэтому и те еврейские юноши, Анания, Азария, Мисаил, тот мудрейший Даниил, которые не поклонились образу царя, которые не приняли его, которые не брали ничего с царского стола, 58 не были удержаны для выплаты подати, ибо не было у них ничего, что принадлежало бы земному царю. Итак, те, кто подражает им, не платят подати, это те, которым Сам Бог – удел. 59 Поэтому Господь говорит: Отдавайте, – то есть именно вы, которые выставляете изображение кесаря, отдавайте! Я же ничего не должен кесарю, ибо ничего не имею от этого мира. Ибо идет князь мира сего, и во Мне не обрящет ничего ( Ин. 14. 30 ). Ничего не должен ни Петр, ни апостолы Мои, потому что они не от мира ( Ин. 17. 14 ), хотя и пребывают в этом мире. Я послал их в этот мир ( Ин. 17. 18 ), но уже они не от мира, потому что они вместе со Мной над миром. 18. Стало быть, приказано платить то, что повелевает закон божественный, a не то, что – кесарев. Однако не должен платить совершенный, то есть проповедник Евангелия, ибо он проповедал большее. Не должен был платить Сын Божий, не должен и Петр, по благодати усыновленный Отцом. 60 Но чтобы они не соблазнились, – говорит, – пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя ( Мф. 17. 27 ). О великие таинства! Он дает половину дидрахмы, как повелевал закон, и не отрицает, что подчиняется закону как рожденный женщиной, подвластный закону. 61 Он родился, сказал я, по воплощению, от женщины – по полу; женщина – это пол, дева – образ, пол – по роду, дева – по чистоте. Следовательно, как Он родился от женщины, то есть в теле, так Он стал подзаконным и потому повелевает заплатить дидрахму за Себя и за Петра, что оба рождены под законом. И так, повелевает платить по закону, чтобы искупить подзаконных ( Гал. 4. 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

19. Однако статир повелевает дать, чтобы положить засовы на уста их, 62 чтобы в многословии не совершить им греха. 63 И приказывает дать то, что найдено во рту рыбы, чтобы они познали Слово. Почему те, кто требовал то, что по закону, не знали, что – по закону? Они не должны были пренебрегать Словом Божиим, ибо написано: Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем ( Рим. 10. 8 ). Итак, целую дидрахму платит Богу тот, кто ничего не сохранил для этого мира. Ибо Богу воздается праведность, которая есть трезвение ума. Богу воздается хранение слова, которое есть трезвение словесное, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению ( Рим. 10. 10 ). 20. Но и драхма может быть принята за Ветхий Завет , а дидрахма – цена обоих Заветов, ибо по закону каждый искуплен законом, а тот, кто искуплен Евангелием платит драхму по закону, искуплен кровью Христовой, по сугубой благодати имея искупление и благочестия, и крови. Ведь для совершенства недостаточно одной веры, если также не стяжать благодати крещения и, будучи искупленным, не принять крови Христовой. Стало быть, благая это драхма, которая воздается Богу. 21. Драхма – это не динарий, 64 но противоположна ему. Ибо на динарии – образ кесаря, а на драхме 65 образ Бога, ибо монада 66 применима к одному Богу для изображения Его: от Единого все начинается и до бесконечности распространяется, и вновь от бесконечного числа к единому как к завершению все возвращается, ибо Бог – начало и конец всего. Поэтому монадой не число, но элемент числа назвали те, кто сведущ в подобных вещах. 67 И это мы сказали потому, что написано: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний ( Откр. 22. 13 ). И: Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Господь един есть ( Втор. 6. 4 ). 22. Так и ты по подобию Божию будь один и тот же, не так, чтобы сегодня ты был трезвенным, а завтра опьяненным, сегодня миротворцем, завтра сварливым, сегодня умеренным, завтра невоздержным. Ибо каждый меняется от разнообразия нравов и бывает другим, и в нем не признать того, что было, и он начинает быть тем, чем не был, вырождаясь по сравнению с самим собой. Это ведь тяжко – меняться к худшему. Но как образ на драхме неизменен с течением дней, так и ты, сохраняя тот же обычай, глядя на драхму, взирай на образ, то есть, видя закон, взирай на Христа – образ Божий в законе, ибо Он есть образ Бога невидимого ( Кол. 1. 15 ) и нетленного, пусть Он светит тебе, словно в зеркале закона. Исповедай Его в законе, чтобы узнать Его в Евангелии. Если ты познал Его в заповедях, узнаешь и в трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010