Между тем в России полыхала Гражданская война, в огне которой погибали не только военные люди, но и мирные жители. Жертвами кровавых расправ со стороны красных стали и многие священнослужители. 13 (26) апреля 1918 г. патриарх Тихон в храме Московской духовной семинарии молился об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Он помянул имена митрополита Киевского Владимира, протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия, иеромонаха Герасима, священников Михаила Чафранова, Павла Кушникова, Петра Покрывало, диакона Иоанна Касторского и других служителей алтаря Господня. В 1918–1919 гг. погибли архиепископы Пермский Андроник, Воронежский Тихон, Черниговский Василий, Астраханский Митрофан, епископы Тобольский Гермоген, Орловский Макарий (Гневушев), Енотаевский Леонтий (Вимпфен), Ревельский Платон (Кульбуш). Епископ Амвросий (Гудко) был убит в августе 1918 г. по особому указанию Троцкого, нагрянувшего в Свияжск со своим штабом. В канун своей кончины на собрании братства православных приходов епископ Амвросий говорил: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткие страдания и венец мученичества искупают грехи всякие». 23 августа (9 сентября) в Москве расстреляли селенгинского епископа священномученика Ефрема (Кузнецова), а вместе с ним всероссийски известного церковного и общественного деятеля миссионера протоиерея Иоанна Восторгова и бывших министров внутренних дел Н. А. Маклакова и А. Н. Хвостова, председателя Государственного совета И. Г. Щегловитова, сенатора С. П. Белецкого, а также ксендза Лютостанского с братом. Перед расстрелом приговоренным разрешили помолиться и проститься друг с другом. После молитвы священномученики епископ Ефрем и протоиерей Иоанн Восторгов благословляли мирян. В этот же день в Петербурге расстреляли настоятеля Казанского собора священномученика протоиерея Философа Орнатского и двух его сыновей, служивших в гвардии. Это был талантливый проповедник и благотворитель, основатель детских приютов в столице. Вместе с отцом Философом были убиты еще 31 человек. Расстрелянных бросили в море. Тело пастыря было выброшено на берег у Ораниенбаума, его подобрали, опознали и тайком погребли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В ночь на Великий Четверг, 16 апреля, владыку арестовали и немедленно переправили в Екатеринбург. В мае об освобождении епископа ходатайствовала делегация епархиального съезда: священник Михаил Макаров, брат владыки протоиерей Ефрем Долгапов, присяжный поверенный К.А. М инятов, но они тоже были арестованы и переведены для следствия в Тобольск, их спасло то, что город заняли белые. Епископа Гермогена вместе с другим и арестованными отправили в Тюмень и поместили на пароход «Ока». Опасаясь прихода белых, комиссар, прежде чем бежать, приказал утопить арестованных. Епископ Гермоген молился вслух. Ему скрутили руки, привязали на шею камень и сбросили в Туру, та же участь постигла и священника Петра Карелина. Честные останки епископа Гермогена были вынесены на берег реки и 3 июля обнаружены крестьянами. При огромном стечении народа священномученика погребли в склепе Софийского собора, где ранее почивали святые мощи Иоанна Тобольского . Еще одной жертвой стал архиепископ Пермский Андроник. В ночь с 4-е на 5-е июня в покои владыки ворвался отряд красноармейцев. Архиерей бодрствовал, около него было два священника. Предводитель отряда объявил, что явился его арестовать. В это время монах отец Михаил поднялся на колокольню и ударил в набат, по колокольне открыли огонь. Арестованных немедленно отвезли в чрезвычайку, священном ученик Андроник перед казнью сам себе выкопал могилу... ...В августе на станции Тюрлем был замучен епископ Амвросий (Гудко), живший на покое в Свияжском монастыре. На собрании братства православных приходов епископ Амвросий говорил: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупают грехи всякие и дадут вечное блаженство, которого никакие чекисты не смогут отнять». Расправились с владыкой по приказу Троцкого, нагрянувшего со своим штабом в Свияжск и расположившегося на станции Тюрлем. Посреди некошеного поля келейник святителя нашел тело архипастыря со штыковыми ранами, предал его честные останки земле и многие годы, пока не вынужден был уехать из это го места, платил крестьянину, чтобы тот не вспахивал поле, где покоился прах священномученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3591, 5547; Архив УФСБ РФ по Тульской обл. Д. 11295, 11514; Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д. 12257; Архив УФСБ РФ по Архангельской обл. Д. 7799. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 184-186; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 486; Голубцов С., протодиак. Профессура МДА в нач. XX в. М., 1999. С. 4, 44-45, 122-123, 126; Святые и праведники земли Рязанской X-XX вв./Сост. Т. Веселкина. Рязань, 2000. С. 223-228; Были верны до смерти: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX в./Сост. прот. С. Трубин и др. Рязань, 2002. Т. 1. С. 71-81; Дамаскин. Кн. 7. С. 9-36; Житие сщмч. Игнатия (Садковского), еп. Скопинского, викария Рязанской епархии//Рязанский церк. вестн. 2002. 9. С. 54-59; Иоаким (Заякин), иеродиак. Заступник земли Скопинской//Там же. 11. С. 26-28; ЖНИР. Янв. С. 369-398. Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Яковлевич Вислянский (1870 – 1930), сщмч., сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/293427.html

   В августе на станции Тюрлем был замучен епископ Амвросий (Гудко), живший на покое в Свияжском монастыре. На собрании братства православных приходов, епископ Амвросий говорил: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупают грехи всякие, и дадут вечное блаженство, которого никакие чекисты не смогут отнять». Расправились с владыкой по приказу Троцкого, который нагрянул со своим штабом в Свияжск и расположился на станции Тюрлем. Посреди нескошенного поля его келейник нашел тело архипастыря со штыковыми ранами и предал честные останки святителя земле и многие годы, пока не вынужден был уехать из этого места, платил крестьянину, чтобы тот не вспахивал поле, где покоился прах священномученика.    Летом в Смоленске убили епископа Вяземского Макария (Гневушева). Вместе с ним расстреляли еще 13 человек. Их пригнали на пустырь и построили спиной к свежевырытой яме. Убивали по очереди, подходя вплотную и приставляя винтовку ко лбу. Владыка был последним, он молился с четками в руках и благословил каждого: «С миром отыди». Когда очередь дошла до епископа Макария, у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача, святитель сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твое. Твори волю пославшего тебя!» Несколько лет спустя этот красноармеец, простой крестьянин, оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого святителя, благословляющего его. «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе как мог он узнать, что у меня захолонуло сердце? А ведь он узнал и благословил из жалости, и теперь из жалости является ко мне, благословляет, как бы говоря, что не сердится. Но я-то знаю, что моему греху нет прощения. Божий свет мне стал не мил, жить я недостоин и не хочу».    Тогда же был арестован епископ Балахнинский Лаврентий (Князев). Перед казнью он обратился к солдатам, и они отказались стрелять в него. Тогда по приказу чекиста Булганина пригнали китайцев, которые и убили архипастыря. Та же участь постигла епископов Вольского Германа (Косолапова) и Кирилловского Варсонофия (Лебедева).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ведь даже вознесение молитв за здравие представителей Дома Романовых в одночасье превратилось для духовных лиц в серьёзное должностное преступление. Уличённые в этом " страшном " политическом " грехе " местные священники вынуждены были теперь оправдываться перед " Казанской Духовной Консисторией " (КДК), что совершали его по недомыслию, так как не получали на данный счёт своевременных указаний епархиального начальства. Редко кто, несмотря на различные издевательства и преследования, находил в себе силы не отказываться от своих убеждений. Так, к примеру, поступил управляющий (на правах настоятеля) Свияжским Успенским Богородицким мужским монастырём епископ Амвросий (в миру - В.Гудко), " почтённый " доносом нескольких нравственно деградировавших представителей местной " братии " , которые плавно переросли в обвинительное заключение по делу этого известного духовного деятеля. Результатом разбирательства явилось намерение удалить неудобного новым властям владыку из монастыря. 31 октября 1917 г. в своём " Объяснении " перед КДК епископ Амвросий ответил на это, что: " Всё изложенное о моей деятельности в донесении Г.[осподину] Товарищу Министра Исповеданий настолько далеко от истины, что я, по Архиерейской совести, должен назвать его самой наглой, бессовестной и злонамеренной ложью " . Приводя достаточно веские аргументы в пользу своих слов, он, в частности, заметил: " Не помню, чтобы я посылал кому-либо телеграмму с выражением надежды на восстановление в России самодержавного строя. Думаю, что какая-то " Комиссия " сообщает подложную телеграмму. Впрочем, если бы я или кто-либо другой и позволил себе выражать подобную надежду, как своё личное мнение, в частной телеграмме или письме, то, полагаю, после объявления революционным Правительством всех свобод и затем, при наблюдении всех тех ужасов, каких мы являемся очевидцами по всей России вообще и в соседней Казани в частности, - едва ли дозволившего себе подобную смелость можно [было] бы назвать преступником, особенно если бы он мечтал о самодержавии не в духе Николая II-ro, а Александра III-ro, когда Русь наша была славна, сильна, мирна, а всем её врагам и злодеям страшна " .

http://ruskline.ru/analitika/2007/03/21/...

Чита, 1911; Земельная обида крещеных инородцев Забайкалья. М., 1914. Арх.: ГА Читинской обл. Ф. 283. Оп. 1. Д. 1, 2; Ф. Р-422. Оп. 1. Д. 45. Лит.: Польский. Ч. 1. 178, 190-192; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 163-166; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 425-426; Свящ. Собор Правосл. Российской Церкви, 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2002. 2-я сессия. С. 33, 110, 183, 286; Кудрявцев С. Священномученик Ефрем, еп. Селенгинский//Православие в Забайкалье: история и современность: Сб. Чита, 2004. С. 23-28; Гумеров А., свящ. Житие Преосв. Ефрема, епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии: [Электр. ресурс]. Д. В. Саввин Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч.

http://pravenc.ru/text/182103.html

«Святая Православная Церковь , искони помогавшая русскому народу собирать и возвеличивать государство русское, не может оставаться равнодушной при виде его гибели и разложения.(…) Этот мир, принужденно подписанный от имени русского народа, не приведет к братскому сожительству народов. В нем нет залогов успокоения и примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества. В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества». Очень верные и глубокие слова. Германия, которая, строго говоря, Первую мировую войну проиграла уже в конце 1914-го года, обреченная на поражение, в общем-то, уже в 1917-м году, вдруг оказывается в ситуации, когда один из главных противников, Россия, выходит из войны, жертвует умирающей Германии огромные территории – Польшу, Прибалтику, Белоруссию, Украину, обязуется выплачивать репарации деньгами, продовольствием. Это был, конечно же, абсурд и позор. Показательно, что даже без России её союзники добили Германию через год, даже через полгода после этих событий. А Россия, вынесшая на себе огромную тяжесть этой войны, лишилась каких бы то ни было плодов победы и навлекла на себя позор союзника, изменившего своим обязательствам. Это возмутило всех мало-мальских живых людей, в том числе и многих членов Собора. Возмутило это и Патриарха. И он вдруг высказался по этому, чисто политическому вопросу, и достаточно резко. В это время в стране продолжал нарастать, впрочем, еще не объявленный официально властями, большевистский террор. И летом 1918-го года период, когда Собор прервал свою работу второй и третьей сессии, стал временем новых, невиданных в русской истории убийств дворян, купцов, офицеров, не пошедших к ним на службу, интеллигентов, священнослужителей. Мы сейчас это принимаем как норму – но тогда это было внове. И особенно страшно было узнавать об убийствах священнослужителей, ибо в отличие от всех других перечисленных категорий, священнослужитель ведь совершенно беззащитен перед своими убийцами, он не вправе защищать себя с помощью силы, каноны не допускают священнослужителю защищать себя с оружием в руках. Архиепископ Пермский Андроник (Никольский) , епископ Тобольский Гермоген (Долганов), епископ Сарапульский Амвросий (Гудко), архиепископ Черниговский Василий (Богоявленский), епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев), епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов), епископ Орловский Макарий (Гневушев), епископ Верненский Пимен (Белоликов) . Это все канонизованные епископы, убитые, как вы видите по названию кафедр, в разных концах страны летом 1918-го года. Это, конечно, было что-то из ряда вон выходящее. Я уж о священниках не говорю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее ярким проявлением массового гражданского протеста стало посещение 11 марта 1918 г. особой депутацией " представителей приходов г.[орода] Казани, Алафузовских фабрик и Порохового завода в количестве до 200 человек " комиссара просвещения Казанской Советской Рабоче-Крестьянской Республики А.А.Максимова, во время которого они в категорической форме потребовали отмены декретов последнего о запрете преподавания Закона Божия и молитв в низших и средних учебных заведениях Казани. Безусловно, деятельность о. Николая и руководимого им КБЗСПВ сильно досаждала представителям " пролетарской власти " , но открыто противодействовать ей они были ещё не в силах, так как на стороне Братства выступали, главным образом, те самые рабочие, единственными выразителями интересов которых лицемерно пытались представить себя большевики. Поэтому на первых порах они вынуждены были терпеть деятельность КБЗСПВ и близких ему по духу организаций, а в ряде случаев даже идти на серьёзные уступки требованиям православной русской общественности. Так, например, в июне 1918 г. под угрозой забастовки организованных Н.М.Троицким рабочих Алафузовского и Порохового заводов на поруки был отпущен арестованный большевиками по очередному " Раифскому делу " управляющий (на правах настоятеля) Свияжским Успенским Богородицким мужским монастырём епископ Амвросий (в миру - В.Гудко). [ 17 ] Однако терпеть подобные " безобразия " бесконечно долго большевики, естественно, не могли. И хотя КБЗСПВ, по позднему признанию самого о. Николая, " боролось легально и открыто " и имело " разрешение на устройство собраний и крестных ходов от Совета Народных Комиссаров РСФСР " , а его религиозные воззвания печатались " с разрешения и ведома местных властей " , уже летом 1918 г. терпение последних начало иссякать. Как сообщают А.В.Колясев и В.А.Кучин, во время крестного хода 9 июля (26 июня по ст. ст.) указанного года, " чтобы прекратить произнесение проповеди и раздачу религиозных листовок " , красноармейцы предприняли попытку арестовать членов Братства, в том числе - и Н.М.Троицкого, но " верующие заступились за них " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/14/...

Крест – знак избрания Божия, печать Христова. Этой печатню запечатлевает Христос Своих! Все святые признавали за непреложную истину, что тот, который проводит жизнь бесскорбную, – забыт Богом. Не ищи, говорит один из них, совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его; оно таинственно хранится в кресте Христовом!» стр. 397]. А епископ Амвросий (Гудко) перед мученической кончиной говорил братии: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупают грехи всякие и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять!» с. 105]. Изощренные издевательства и пытки порою не поддаются описанию. ...Иеромонаха Нектария, преподавателя Воронежской Духовной семинарии, богоборцы «причащали» расплавленным оловом, а в голову ему забивали деревянные гвозди... ... Архимандрита Аристарха из храма Спаса Нерукотворного в Борках скальпировали вместе с иеромонахом Родионом... ... Пермского священника отца Игнатия схватили во время богослужения, выволокли из храма, привязали к хвосту лошади и гнали ее, пока мученик не скончался... ... Чердынского протоиерея Николая Конюхова обливали водой на морозе, пока он не превратился в ледяную статую... ... Протоиерея Евграфа Плетнева из Семиречья с сыном Михаилом сожгли на медленном огне в пароходной топке... По своей жестокости изуверы стремились превзойти императоров-язычников первых веков христианства. Но, как и в те далекие времена, злоба гонителей разбивалась о мужество и непоколебимую веру новых исповедников. «Теперь только начинаю быть учеником. Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня прийти ко Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки дьявола придут на меня, – только бы достигнуть мне Христа... Никакой пользы не принесут мне ни удовольствия мира, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею. Его ищу, умершего за нас. Его желаю, за нас воскресшего... Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету... Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего...», – так писал накануне мученической кончины в римском амфитеатре от клыков голодных диких зверей святой Игнатий Богоносец в 107 году с. 293].

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНФИМ сщмч. (пам. в Соборе Тамбовских святых), еп. Сарский. Упоминается под 11 июня в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). В др. исторических источниках имя А. не встречается. Сарская епархия была открыта в столице Золотой Орды в 1261 г. Время жизни и мученическую кончину А. предположительно можно отнести ко времени от кон. XIII в. до 1-й пол. XV в. Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 10. Июль. С. 80-81; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 357-358; Т. 3. С. 549. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/114106.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010