Память священномученика епископа Амвросия, настоятеля Свияжского Успенского монастыря, отметили в Казанской епархии 10 августа 2006 г. 12:24 9 августа Православная Церковь празднует память священномученика Амвросия (Гудко), епископа Сарапульского, настоятеля Свияжского Успенского монастыря , прославленного в лике новомучеников и исповедников российских. Епископ Амвросий (в миру — Василий Гудко) родился 28 декабря 1867 года в Люблинской губернии в семье благочестивых родителей. В 1893 году он окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, принял монашество и в мае 1893 года был рукоположен во иеромонаха с назначением на должность заведующего Катехизаторского Миссионерского Училища на Алтае. В октябре 1897 года иеромонах Амвросий был назначен начальником Духовной Миссии в Корее с возведением в сан архимандрита. В 1901 году последовало назначение архимандрита Амвросия на должность ректора Волынской Духовной Семинарии, а 30 апреля 1904 года — хиротония во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. С февраля 1909 года епископ Амвросий был перемещен на Балтскую викарную кафедру Подольской епархии, а 14 февраля 1914 года стал епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии. 5 октября 1916 года Государь Император утвердил доклад Священного Синода о наименовании Преосвященного Амвросия, викария Вятской епархии, епископом Сарапульским и Елабужским. Венец мученический епископ Амвросий принял 27 июля по ст. ст. 1918 г. В своем рапорте благочинный 2-го округа монастырей игумен Феодосий сообщал Преосвященному Анатолию, епископу Чистопольскому, что 26 июля ст. ст. 1918 года в Свияжский Успенский монастырь прибыли красноармейцы, чтобы реквизировать хлебные запасы. Епископ Амвросий вышел к солдатам (видимо, протестуя против сего очередного насилия) и был (около 4 часов пополудню) арестован. Владыку отвели к городскому собору, около которого, подождав полчаса, повезли его на станцию Свияжск. Здесь, в вагоне, Преосвященный Амвросий и ночевал. 27-го в 7 часов утра Владыку вывели близ станции в поле, где, по рассказам очевидцев, Преосвященный стоял на коленях и с воздетыми руками молился Богу, пока рыли для него неглубокую могилу. Потом последовали выстрелы. Владыку стащили в яму и присыпали землей. О смерти Епископа Амвросия устно сообщила очевидица Александра Филиппова Ваняшина, жившая близ станции, на задах огорода которой и находится в поле могила Преосвященного Амвросия. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия память священномученика Амвросия, епископа бывшего Сарапульского, настоятеля Свияжского Успенского монастыря, совершается 27 июля (9 августа) в день его мученической кончины, 4 (17) октября — в день празднования Собора всех Казанских святых, а также — в день, когда празднуется Собор новомучеников и исповедников Российских. Патриархия.ru/ Казанская епархия Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/131925.htm...

На Украине установлены дни празднования Соборов Балтских святых и Собора святых земли Житомирской 26 июля. ПРАВМИР. Во время очередного заседания Священный Синод УПЦ принял решение об установлении Дней празднования Соборов Балтских святых и Собора святых земли Житомирской. Это следует из информации, опубликованной в журналах 22, 23, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. По благословению Синода Собор Балтских святых будет праздноваться 22 ноября (9 ноября по старому стилю). В него вошли 8 угодников Божиих: 1) свт. схиархиепископ Антоний (Абашидзе) 2) сщмч. Кирион (Садзаглишвили), Католикос-Патриарх всея Грузии; 3) сщмч. Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский; 4) сщмч. Парфений (Брянских), епископ Ананьевский; 5) сщмч. Павел Гайдай, пресвитер; 6) прмч. Иов (Протопопов) Раифский; 7) прав. Феодосий Левицкий, пресвитер Балтский; 8) блж. Агафья (Маранчук) Кушеловская. День Собора святых земли Житомирской будет отмечаться 5 сентября (23 августа по старому стилю), в день празднования Подольской иконы Божией Матери. Среди них 16 подвижников благочестия: 1) свт. Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, Софийский чудотворец; 2) свт. Мардарий (Ускоковича), епископ Сербской Православной Церкви в США; 3) сщмч. Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; 4) сщмч. Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский; 5) сщмч. Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий; 6) сщмч. Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский; 7) сщмч. Парфений (Брянских), епископ Ананьевский; 8) прмч. Макарий (Токаревский), архимандрит Овручский, Каневский, игумен Пинский, Переяславский чудотворец; 9) сщмч. Александр Хотовицкий, протопресвитер; 10) сщмч. Максим Сандович, пресвитер; 11) сщмч. Арефа Насонов, пресвитер; 12) сщмч. Мирон Ржепик, пресвитер; 13) сщмч. Павел Гордовский, пресвитер; 14) сщмч. Василий Малахов, пресвитер; 15) мч. Николай Варжанський; 16) мц. Веру Трукс. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkovnyiy-kalendar-u...

— Как можно охарактеризовать общий вклад проекта в отечественную церковно-историческую науку? — Изучение жизни и трудов таких личностей, как святитель Феофан, всегда значимо с разных точек зрения. Это и приобретение исторических сведений об эпохе, богословского, церковно-исторического знания. Это и несомненная духовная польза читателей. Несмотря на обилие дореволюционных публикаций и современных исследований, многогранная личность святителя Феофана изучена недостаточно. Приведу лишь некоторые научные плоды, приобретенные нами за время работы над проектом. Внимательное прочтение материала летописи позволило найти новых корреспондентов и атрибутировать лиц, ранее неизвестных. Среди таких корреспондентов: семья Степана Онисимовича Бурачка, тамбовская помещица Анна Федоровна Урнежевская, протоиерей Николай Флоринский, строитель Саровской пустыни иеромонах Серафим (Пестов), студент Санкт-Петербургской духовной академии Василий Иванович Гудко, впоследствии монах Амвросий (Гудко), настоятельница православной общины сельца Ратьково Костромской губернии Серафима (Поливанова), протоиерей Иоанн Виноградов, иеромонах Черниговского Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры Герман (Гомзин), Софья Васильевна Чичерина, моршанский купец Стефан Кирсанович Михайлов и его жена, монахиня Евпраксия (Енгалычева), Вера Григорьевна Лихонина, Серафима Петровна и Ольга Петровна Рязановы, Елизавета Федоровна и Мария Николаевна Давыдовы, Василий Петрович Буяльский и другие лица. Как было упомянуто, жизнь святителя исследователи делят на два этапа: до вступления в Вышенский монастырь на покой и собственно этап жизни в обители. По понятным причинам второй период изучен достаточно хорошо. Летопись восполняет недостаток знаний, публикуя сведения о детских годах святителя, наставнической деятельности, пребывании на Святой Земле. Обильный архивный материал представлен во втором и третьем томах, посвященных епископскому служению на Тамбовской и Владимирской кафедрах. Это позволяет оценить особенности церковного управления святителя, увидеть его интересы, нашедшие отражение во внешней деятельности, в резолюциях, проповедях.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6120876...

В Удмуртской митрополии молитвенно почтили память священномученика Амвросия (Гудко), епископа Сарапульского 11 августа 2017 г. 12:53 9 августа 2017 года, в день празднования памяти сщмч. Амвросия, епископа Сарапульского (1918), торжества в честь святого состоялись в Сарапульской епархии ( Удмуртская митрополия ). Также в этот день отметили окончание крестного хода с чудотворным Николо-Березовским образом святителя Николая. Впервые в истории Сарапульской епархии Божественную литургию совершили шесть архиереев Русской Православной Церкви. В сослужении сонма духовенства богослужение у Покровского кафедрального собора возглавили митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин , епископ Салаватский и Кумертауский Николай , епископ Яранский и Лузский Паисий , епископ Глазовский и Игринский Виктор , епископ Уржумский и Омутнинский Леонид , епископ Сарапульский и Можгинский Антоний . Песнопения исполнили Академическая хоровая капелла Удмуртской Республики и сводный хор храмов г. Сарапула. Участие в богослужении приняли сотни верующих горожан, а также паломники из населенных пунктов Удмуртии и соседних регионов. По окончании Литургии с архипастырским словом к собравшимся обратился епископ Антоний: «Сегодня особое торжество не только для нашего города, но и для всей Удмуртии. Как мы знаем, в то время, когда святитель Амвросий возглавлял Сарапульскую кафедру, она включала в себя три уезда, в том числе Сарапульский, к которому тогда относился Ижевский и Воткинский заводы. Святитель Амвросий вошел в историю не только своими богослужениями и проповедями. Он запомнился людям отсутствием всякого лицемерия. Он обличал купцов и чиновников в том, что сегодня мы называем коррупцией. Он не обращал внимания ни на положение, ни на должности коррупционеров. За такую твердую жизненную позицию он был сослан в Свияжский монастырь Казанской епархии. Там, в Свияжске, он до конца  был предан Богу, предан Государю, даже после его свержения. 9 августа 1918 года святитель Амвросий был расстрелян. Очень радостно, что с каждым годом все больше людей собирается, чтобы почтить память святителя Амвросия. А это значит, что дело его не пропало. Его любовь, его вера в Господа помогает и нам идти за Христом. И мы сегодня молимся священномученику Амвросию, чтобы он нас укреплял в нашей жизни христианской».

http://patriarchia.ru/db/text/4979261.ht...

ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Иоанну (Грозау) на должность настоятельницы женского монастыря в честь святого великомученика Иоанна Сочавского Черновицко-Буковинской епархии Украинской Православной Церкви (с. Красноильск Сторожинецкого района Черновицкой области) с возведением ее в сан игуменьи и возложением наперсного креста по должности. Ж У РН А Л 22 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Балтского и Ананьевского Алексия об установлении дня празднования Собора Балтских святых 9/22 ноября (старый/новый стиль). ПОСТАНОВИЛИ: 1) свт. схиархиепископа Антония (Абашидзе) 2) сщмч. Кириона (Садзаглишвили), Католикоса-Патриарха всея Грузии; 3) сщмч. Амвросия (Гудко), епископа Сарапульского; 4) сщмч. Парфения (Брянских), епископа Ананьевского; 5) сщмч. Павла Гайдая, пресвитера; 6) прмч. Иова (Протопопова) Раифского; 7) прав. Феодосия Левицкого, пресвитера Балтского; 8) блж. Агафию (Маранчук) Кушеловскую. Ж У Р Н А Л 23 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Житомирского и Новоград-Волынского Никодима об установлении дня празднования Собора святых земли Житомирской 23 августа/5 сентября (старый/новый стиль), в день празднования Подольской иконы Божией Матери. ПОСТАНОВИЛИ: 1) свт. Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского, Софийского чудотворца; 2) свт. Мардария (Ускоковича), епископа Сербской Православной Церкви в США; 3) сщмч. Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского; 4) сщмч. Прокопия (Титова), архиепископа Херсонского; 5) сщмч. Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого; 6) сщмч. Амвросия (Гудко), епископа Сарапульского; 7) сщмч. Парфения (Брянских), епископа Ананьевского; 8) прмч. Макария (Токаревского), архимандрита Овручского, Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца;

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский. О воспитании детей. Опубликовано: 16 ноября 2022 Родители должны позаботиться окружить дитя такой обстановкой, чтобы к нему, к его душе имело доступ только всё истинное, доброе, чистое и светлое. Святитель Иоанн Златоуст называет родителей, которые не заботятся дать христианское воспитание детям своим, чадоубийцами, убийцами собственных детей. В таком же духе, в духе христианского домашнего воспитания должно идти и дальнейшее школьное развитие, и воспитание детей. «Порядок обучения, говорит святитель Феофан Затворник, никак не должен быть противоположен показанному настроению, иначе будет разорено всё, что там создано; т.е. должно оградить и детей-учеников, и младенцев благочестием всех окружающих, церковностью, таинствами и также должно действовать на их тело, душу и дух. При этом, применительно к учению, должно только присовокупить: пусть обучение будет так расположено, чтобы видно было, что главное и что неучительное. Мысль о сем всего легче напечатлеть распределением предметов обучения и времени. Пусть считается главным – изучение веры, пусть лучшее время назначается на дела благочестия и, в случае столкновения, преимуществуют последние над научностью; пусть одобрение заслуживает не одна успешность в науках, а также вера и добронравие. Вообще, надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить её так высоко, и в таком блестящем виде, чтобы она занимала всё внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и губительнее для духа жизни христианской, как эта научность и исключительная о ней забота. Она прямо ввергает в охлаждение и потом навсегда может удержать в нем. Другое, на что должно обращать внимание, это дух преподавания или воззрения на предметы обучения. Должно быть поставлено непреложным законом, чтобы всякая преподаваемая христианину наука была пропитана началами христианскими и притом православными . Ясное дело, что для того, чтобы вести таким образом дело воспитания детей, для этого необходимы истинные и опытные воспитатели . Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных, святых. Воспитание из всех святых дел – самое святое. Отрывки из проповеди «Идеал православного пастыря Церкви Христовой и пути к его воспитанию» Волынские епархиальные ведомости. 1901. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/768-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский. Невинное развлечение. Опубликовано: 28 апреля 2023 «Танец Саломеи и мученичество Иоанна Крестителя» Отрывки из проповеди «Несколько слов о некоторых из современных удовольствий и развлечений» Кто дорожит своей душой и её вечным спасением, дорожит не на словах только, но и на деле, кто знает её настоящую цену, кто знает, что душа каждого из нас в очах Божиих ценнее всех сокровищ мира (Мр. VIII, 36-37), – тот будет внимателен к ней; а кто внимателен к своей душе, тот, если он только не крайне легкомыслен, не может не заметить того нравственного вреда, какой приносят танцы чистоте души и сердца каждому из танцующих, исключая разве малых детей или весьма ещё малолетних (телесно и умственно) девиц. Тот, кто говорит, что не испытывает решительно никаких нечистых движений в своём сердце от танцев (перед танцами, во время или после них), тот повторяем, или крайне легкомыслен или же лицемерит, говорит неправду. И такому мы имеем полное право сказать словами Златоуста: «разве у тебя каменное тело или деревянное? разве ты не знаешь, что солома возле огня горит»?! И как мы не искренни и не последовательны в данном случае, – это поразительно! Обнять постороннюю мне женщину, а тем более девицу во всякое другое время – это все считают неприличным, постыдным и явно обнаруживающим в совершившем нечто подобное нечистые движения; а сделать то же в танцах и затем прыгать (с женщиной) в таком положении из угла в угол по комнате под такт музыки – мы считаем почему-то невинным, и приличным, и дозволенным, и приятным! Ни то, ни другое, ни третье чистая неправда, а последнее, пожалуй, верно: да, прыгать в таком положении с женщиной действительно приятно; с этим мы можем вполне согласиться. Но позвольте вас спросить, скажите откровенно: какого рода эта приятность, из какого источника она проистекает, – из чистого или нечистого? Едва ли не из последнего.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/840-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский. Какими мы выходим из лет юношеских? Опубликовано: 16 января 2023 Отрывки из речи, произнесенной в Волынской духовной семинарии Как детство, так и раннее отрочество проходят обычно под полным сторонним руководством: дитя и отрок мало заявляют свою самостоятельность и самосознание вообще, – в деле своего христианского воспитания в частности. Но наступает время, когда это самосознание пробуждается, и тогда очень важно для всей последующей жизни воспитываемого, чтобы он, при благодетельном руководстве со стороны, сознал себя христианином и возымел твердую решимость свято, до конца дней своих, сохранять данные им (или другими за него) обеты при таинстве Крещения. Нельзя определить, когда человек приходит к сознанию себя христианином и самостоятельной решимости жить по-христиански. Это зависит от многих условий и на деле бывает разновременно: в 10–15 лет и позже. Но когда бы оно ни было, важно, лишь бы было прежде вступления в лета юности; это важно в виду опасностей юношеского возраста для нашей духовной жизни. Это время воскипения телесно-духовной жизни. Тихо живет дитя и отрок, мало быстрых порывов у мужа, почтенные седины склоняются к покою; одна юность кипит жизнью. Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн. Самая беспорядочность и порывистость движений опасна. Начинаются первые его собственные движения – начатки пробуждения его сил, и имеют для него всю прелесть: силой своего влияния они вытесняют все, что прежде было положено на мысль и сердце. Прежнее для него станет мечтой, предрассудком. Только настоящие чувства истинны, только они имеют действительность и значение. Но если он, прежде пробуждения своих сил, связал себя обязательством исповедания и жизни христианской, тогда все возбуждения, как уже вторичные, будут слабее и легче уступать требованию первых, уже потому, что те старее, прежде испытаны и избраны сердцем, а главное – скреплены обетом. Юноша решительно хочет держать всегда свое слово. Что сказать о том, кто не только не любил христианской жизни и истины, но даже никогда не слышал о них?

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/794-...

Ярославские епарх. ведомости. Ярославль, 1917. 910. Часть неофиц. С. 109. 24. Распоряжение епископа Вятского и Слободского Никандра (Феноменова) викарному епископу Сарапульскому и Елабужскому Амвросию (Гудко) и благочинным епархии 3 марта 1917 г. По получении газет и телеграмм с Манифестами об отречении Государя от престола распорядитесь прочитать Манифесты в церквах и заменить в ектениях и молитвах прошения о нем и царствующем доме словами «о Всероссийском Правительствующем Синклите». Поступайте так, пока станет Вам известно распоряжение Святейшего Синода. Действуйте на народ успокоительно. Слово и жизнь. Вятка. 19. С. 4. 25. Из заметки о политической позиции викария Вятской епархии епископа Сарапульского и Елабужского Амвросия (Гудко) 35 марта 1917 г. Епископ Амвросий в переполненном молящимися соборе восхвалял бывшего царя [Николая II] и в особенности его супругу [императрицу Александру Федоровну], чем внес в народ нежелательное возбуждение. 117 Кама. Сарапул, 1917. 52. С. 4. 26. Из ответного слова митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) на приветственную речь нового обер-прокурора Св. синода В.Н. Львова на первом заседании Св. синода при Временном правительстве 118 4 марта 1917 г. [Митрополит Владимир] заявил, что давно знает В.Н. Львова как ревностного защитника православной церкви и приветствует его как желанного гостя, под управлением которого работа Синода пойдет успешнее для пользы родины и православной церкви. Русское слово. М., 1917. 51. С. 2. 27. Из речи архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) 119 на первом заседании Св. синода при Временном правительстве 120 4 марта 1917 г. В настоящую историческую минуту не могу не высказать несколько слов, быть может и нескладных, но идущих от сердца. Господин обер-прокурор говорит о свободе Церкви. Какой прекрасный дар! Свобода принесена с неба Спасителем нашим и Господом: «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» [ Ин.8:36 ]; она выстрадана апостолами, куплена кровью мучеников. И великий дар свободы стоит испытаний и страданий. Двести лет Православная Церковь пребывала в рабстве. Теперь даруется ей свобода. Боже, какой простор! Но вот птица, долго томившаяся в клетке, когда ее откроют, со страхом смотрит на необъятное пространство; она неуверенна в своих силах и в раздумье садится около порога дверец. Так чувствуем себя в настоящий момент и мы, когда революция дала нам свободу от цезарепапизма... Великий дар свободы куплен и приобретается всегда ценой испытаний. Утверди, Господи, Церковь Твою!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После прихода к власти большевиков и отделения Церкви от гос-ва в кон. 1917 - нач. 1918 г. были закрыты все домовые церкви, прекращено преподавание Закона Божия в учебных заведениях, в нач. 1918 г. прекратили деятельность ДС (здания переданы Казанскому ун-ту) и миссионерские курсы, все духовные училища и епархиальное училище были преобразованы в советские школы. В КазДА занятия продолжались. В нач. 1918 г. при Правосл. церковном союзе Казанской епархии было образовано епархиальное братство защиты правосл. веры, к-рое организовывало массовые акции протеста, добиваясь от властей возвращения в школы преподавания Закона Божия за счет родителей. Так, 11 марта 1918 г. 200 представителей братства явились к комиссару просвещения Казанской республики А. Максимовичу, потребовав у него отменить декрет о запрещении преподавания Закона Божия и запрещении молитвы в школе (Там же. 1918. 7/8. С. 187). Впосл. члены братства были арестованы. 15 марта 1918 г. в Казани состоялся открытый суд над сщмч. Амвросием (Гудко) , бывшим еп. Сарапульским и управляющим Свияжским монастырем, к-рого обвинили в контрреволюционных действиях уволенные им насельники обители, архиерей был оправдан. В апр. 1918 г. в Казани убили свящ. Иоанна Богоявленского. Весной того же года были разорены Трехсвятительский крещено-татар. мон-рь в Лаишевском у. и Троицкий жен. мон-рь в с. Ромодан (Рамадан) Чистопольского у., принадлежавшие им земли были захвачены крестьянами, а имущество разграблено, обители закрылись окончательно в 1919 г. В июне 1918 г. в Раифском мон-ре местные крестьяне убили 5 чекистов, приняв их за грабителей, позже в этом обвинили монахов. Сергиевская трапезная ц. в бывш. свияжском Иоанно-Предтеченском мон-ре. 1604 г. Фотография. 2009 г. Сергиевская трапезная ц. в бывш. свияжском Иоанно-Предтеченском мон-ре. 1604 г. Фотография. 2009 г. 7-10 авг. 1918 г. Казань была занята белочехами и Народной армией Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч). В Свияжске в это время находился штаб Л. Д. Троцкого, по личному распоряжению к-рого были расстреляны еп. Амвросий (Гудко), свияжский свящ. Далматов Константин . В нач. сент. 1918 г. развернулись бои за Казань, 10 сент. город был взят Красной Армией, при штурме были расстреляны насельники Зилантова монастыря. Митр. Иаков (Пятницкий), еп. Борис (Шипулин) и часть духовенства ушли с отступавшими белыми войсками. Чистопольский еп. Анатолий (Грисюк) в то время находился в Москве на сессии Поместного Собора, вернулся в Казань 26 сент. и стал временно управляющим епархией. В сент.-окт. 1918 г. в городе шли массовые расстрелы, погибли более 30 священнослужителей. 22 сент. Казанский кремль был объявлен военным городком, были закрыты кафедральный Благовещенский собор, Спасо-Преображенский монастырь, конфискованы архиерейский дом и здание консистории. Кафедральным собором стал храм Казанского Богородицкого монастыря, епархиальное управление переехало в казанский во имя св. Иоанна Предтечи монастырь .

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010