Медиоланский епископ всю жизнь боролся с ересью арианства, которая хоть и была осуждена ещё на I Вселенском Соборе, но беспокоила империю ещё 100 лет. Он много писал, много проповедовал, борясь с ересью своим огненным словом. Что же такое ересь? Это искажение христианского учения. Амвросий боролся с ересью с помощью истинного христианского учения православия. Он в своей проповеди предлагал правильное богословие, правильное учение о Христе. Эта истина была лучшим оружием в полемике с еретиками. Он был автором церковных гимнов, дошедших до наших дней. Считается, что ему принадлежит знаменитый Te Deum «Тебе, Бога, славим, Тебе, Господа, исповедуем». Именем Амвросия называется одна из основных западных богослужебных традиций - амвросианский обряд и певческая школа, связанная с этим обрядом - амвросианское пение. Амвросию приписывают также создание системы восьми ладов григорианского пения. Хотя современные исследования показывают, что эта система сформировалась позже. Во всяком случае, его вклад в христианскую гимнографию неоспорим. Вопрос: Было сказано, что верующие разделились на ариан и православных. В то же время не было еще понятия православия, оно появилось только после разделения на католичество и православие в 1054 году. С.Комаров - Термин «ортодоксия», православие, использовался и в IV веке. Когда я сейчас употребил термин православие, то имел в виду правильное, чистое церковное учение о Христе. Правильное богословие о Христе, истинное учение христианства. В таком значении, как мы сегодня используем понятие «православие», оно сформировалось позже. Хотя использовалось уже и в то время. В последние годы жизни святой Амвросий частично отстранился от общественных дел и больше занимался литературным творчеством. До нас дошли многие его беседы: катехизические, богословские, интереснейшие беседы о священстве. Умер он в 397-ом году, был похоронен в одной гробнице с мучениками Гервасием и Протасием. Сам Амвросий некогда обрел их мощи по Божьему указанию. Ему эти мученики являлись и говорили, где находятся их мощи, повелев обрести их. Впоследствии сам Амвросий был похоронен с этими мучениками. Почитание Амвросия как святого началось практически сразу после его кончины. Ни у кого не возникало сомнений по поводу его святости, его чтили. Уже в V-oм веке были написаны латинские и греческие жития Амвросия. Сам Амвросий считается сегодня одним из великих западных отцов церкви, почитается как у католиков, так и у православных. |
Эту книгу принято считать «самой ранней христианской книгой гимнов». Наиболее известным родоначальником христианской музыки и пения был гностик Бардайсан Эдесский, который около 200 г. сочинил гимны и песнопения, покорившие широкую аудиторию. Стремясь противостоять его еретическому влиянию, лидеры Сирийской Церкви, такие как Ефрем Сирин, сохранили эти старые мелодии и ритмы, но положили на них православные тексты собственного сочинения. Сирийская музыка оказала большое влияние на более поздних композиторов как на Востоке, так и на Западе. Она также сформировала различные музыкальные формы в западном латинском мире, а в Милане амвросианское пение предписывалось «распевать в сирийской манере» . Восточные папы, естественно, привозили с собой в Рим обычаи и знакомую им музыку. Когда современные католики и епископалы поют Agnus Dei во время литургии, когда призывают «Агнца Божьего, который берет на Себя грехи мира», они следуют сирийскому обычаю, перенесенному в западную церковь папой Сергием. Описывая прибытие Феодора и Адриана из Средиземноморья, Беда отмечает, что «в то время они начали обучать церковной музыке во всех церквях Англии». То, что мы называем григорианским песнопением, является более поздним синтезом музыкальных традиций, которые в конечном итоге проистекали из Сирии . На протяжении многих веков азиатская культура оказывала доминирующее влияние. К X в. в Византийской империи служили 51 митрополит из 515 епископов. Из этого общего числа 32 два митрополита и 373 епископа владычествовали в Малой Азии. Некоторые митрополичьи престолы базировались в городах, восходящих к эпохе раннего христианства, в их подчинении находились епархии, численность населения которых достигала общей численности некоторых западных народов. У митрополита Ефесского было 34 подчиненных епископа; в Мире их было 33; в Лаодикии и Селевкии — по 22; в Сардах и Антиохие Писидийской — по 21 в каждом . Восточники могли позволить себе презирать притязания Рима и церкви-выскочки Запада. Один византийский император издевался над латынью как «варварским и скифским языком», на котором не пристало говорить в цивилизованной среде греческого и сирийского: он считал его едва ли был пригодным для использования христианами. |
К тому же первоначальному ядру относятся и молитвы. В современном уставе и утренние молитвы и светильничные стали тайными и читаются предстоятелем подряд во время чтения Псалтири. Но уже из их текста видно, что первоначально они относились к разным моментам богослужения и чередовались с псалмами и гимнами 164 . Об этом свидетельствуют их надписания в ранних рукописях – «молитва пятидесятого псалма», «молитва на хвалитех» и т. д. И по содержанию эти молитвы близки к tephilla – к ходатайственно-молитвенной части синагогального богослужения, что указывает на их раннее включение в устав суточных служб 165 . Как важную часть службы их упоминают «Сирская Дидаскалия» и связанные с нею памятники 166 . Уже у Ап. Павла мы находим упоминание псалмов, гимнов и песней духовных ( Еф. 5, 19 ; Кол. 3, 16 ), и этот перечень, по словам Э. Веллеша, «в настоящее время понятен каждому, кто занимается сравнительной литургикой. Три эти группы соответствуют трем родам пения, обычным в византийском ритуале. Они происходят от еврейского богослужения синагоги, которое ученики Христа ежедневно посещали» 167 . Перечень первых гимнов, употреблявшихся в Церкви, сохранился в александрийском кодексе пятого века 168 , но есть все основания думать, что они употреблялись в христианском богослужении и до Константина 169 . Этот перечень включает в себя наши теперешние десять ветхозаветных песней, которые позднее составят канон, а также Великое славословие, песнь Симеона Богоприимща, молитву Царя Манассии и др. Пользуясь сравнительным методом, Баумштарк показывает постепенное «становление» этой ранней гимнографической традиции, в которой первичной, по его мнению, является песнь Трех Отроков. Для нас важен сейчас только факт наличия гимнов в уставе первоначальных суточных служб. В том же, что касается термина «песни духовные», то по мнению Веллеша, они относятся к песнопениям так наз. «мелизматического» типа, главный тип которых представляют «Аллилуиа» 170 . Для всякого знакомого с современным строем нашего богослужения ясно, что теперешнее употребление Аллилуариев несомненно предполагает более значительное место, занимавшееся ими в древности. И здесь также можно установить связь с синагогальной традицией: на нее указывает, например, музыкальная структура Аллилуариев Амвросианской Литургии, самый древний образец их, дошедший до нас 171 . |
Вследствие реформ, начатых Ватиканским II Собором и отраженных в реформированном Миссале папы Павла VI 1969 г. и последующих изданиях, предпасхальное воскресенье получило 2 темы - воспоминания В. Г. в И. и Страстей Христовых. Совр. римско-католич. книги предлагают на выбор 3 варианта празднования: процессия с последующим совершением мессы; месса, предваряемая торжественным входом в храм, без совершения процессии; месса без торжественного входа. Процессия начинается с пения: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядущий»; затем предстоятель читает 1 из 2 молитв на благословение пальмовых ветвей и окропляет их св. водой. Далее читается то Евангелие о В. Г. в И., к-рое соответствует принятому ныне в Римско-католич. Церкви 3-годичному циклу чтений (год A, B или C). Во время процессии поются псалмы и антифоны. Обряд перед закрытыми вратами сохраняется лишь в нек-рых храмах в качестве местного обычая. После входа предстоятеля в храм совершается месса по чину. Если у прихода нет возможности организовать и провести процессию, совершается торжественный вход в храм верных с пальмовыми ветвями в руках. Предстоятель входит при пении «осанна» и, не заходя в алтарную часть, благословляет пальмовые ветви. Затем читается Евангелие о В. Г. в И. и организуется небольшая процессия клириков к алтарю при пении «Ingrediente Domino». Чин без процессии и входа может быть совершен только в исключительных случаях. На мессе читаются Ис 50. 4-7, Флп 2. 6-11 и Евангелие о Страстях, соответствующее циклу. В амвросианском обряде одной из главных составляющих праздника В. Г. в И. был первоначально обряд передачи Символа веры, позже перенесенный на день раньше ( Ambros. Mediol. Ep. 76. 4//CSEL. 82. P. 109-110). Шествие с пальмовыми ветвями появилось позже и было, вероятно, заимствовано из галликанской традиции. В XI-XII вв. утром в день В. Г. в И. совершалась месса в базилике Сан-Лоренцо Маджоре. После входа архиепископа и его проповеди священник совершал мессу (Евангелие: Ин 12. 12-13), в конце ее архиепископ благословлял ветви, к-рые раздавались при пении антифонов. Затем он выходил из храма, садился верхом на белую лошадь, держа в руках украшенный пальмовыми листьями крест, и отправлялся с процессией в ц. Сант-Амброджо, а часть клира - в собор Санта-Мария, и в этих храмах совершались праздничные мессы (чтения: Ис 53. 1-12, 2 Фес 2. 15-3. 5, Ин 11. 57-12. 11). |
Пс 140 в других христианских традициях . В большей части сохранившихся традиций вост. христианства Пс 140 является частью группы вечерних псалмов. В арм. богослужении на вечерне поется группа псалмов 139, 140 и 141 (псалмы 139 и 141 могут быть поздним добавлением к арм. традиции, где также известно повторение стиха из Пс 140. 2 в определенные дни - см.: Janeras. 1964. P. 219-220). В различных традициях сир. христианства (яковиты, марониты, несториане) вечерние псалмы включают группу из псалмов 140, 141, 118. 105-112 и 116 (в стихе из Пс 118. 105 говорится о «светильнике», что, возможно, и стало причиной выбора этого отрывка), к к-рой может прибавляться поэтический материал (в Церкви Востока до или после этой группы псалмов, в практике др. сир. Церквей - только после нее) (см.: MacLean. 1894; Griffiths. 2005; Woolfenden. 2004). В эфиоп. традиции Пс 140 включен в праздничную вечерню (wazema) как последний из 3 псалмов, составляющих основную часть этой службы ( Habtemichael-Kidane. 1998). В копт. традиции, напротив, единственная связь Пс 140 с вечерним богослужением - это использование 1-2 стихов с припевом «Аллилуия» в вечерней службе каждения ( Burmester. 1967. P. 42-43). Насколько важной была роль Пс 140 в традиц. вечерней службе зап. Церквей - менее понятно. Все богослужебные традиции кафедрального типа в Риме были поглощены монашеским обрядом, к-рый со мн. изменениями был зафиксирован в рим. Бревиарии, использовавшемся до 1914 г. Вечерня в этом обряде имеет разные наборы псалмов для каждого дня недели, за ними следуют гимн (добавленный в службу позднее), короткое библейское чтение, стих и респонсорий перед песнью Богородицы ( «Величит душа Моя Господа» ; см. также ст. Magnificat ). Стих и респонсорий для большинства дней недели - Пс 140. 2. Предполагается, что это может быть остатком пения всего псалма, т. к. ритуал каждения лежал в основе вечерни по рим. и бенедиктинскому обрядам ( Winkler. 1974. S. 97-99). В амвросианском обряде Пс 140 первоначально употреблялся по пятницам в период Великого поста как 1-й элемент службы lucernarium, соединяя т. о. ритуал возжжения света с принесением каждения; последовательное использование Пс 140 в испано-мосарабском и галликанском обрядах не прослеживается (см.: Woolfenden. 2004). |
2/3 И. основаны на текстах псалмов (причем вплоть до реформ II Ватиканского Собора тексты заимствовались не из Вульгаты, а из старолат. версии - Италы). В средние века такие И. назывались regulares. Часть И. заимствована из др. книг Свящ. Писания. Такие И. назывались irregulares (напр., И. 4-го воскресенья Адвента - Rorate Caeli - взят из Ис 45. 8). Реже встречаются авторские сочинения - на Богородичные праздники, на заупокойных мессах, на праздник Всех святых (напр., на мессах Девы Марии по тридентскому чину поется соч. Седулия Salve sancta parens; на память св. Агаты - И. Gaudeamus omnes in Domino, diem festum celebrantes, текст которого, возможно, составил свт. Григорий Великий в связи с освящением ц. св. Агаты в Риме в 592). Часто содержание И. согласуется с темой праздника или евангельским чтением (напр., в среду Светлой недели в И. заметна крещальная тематика - Introduxit vos Dominus in terram fluentem lac et mel (Привел вас Господь в землю, где текут молоко и мед)). В других западных литургических традициях также существуют элементы богослужения, подобные рим. И. В амвросианском обряде аналогичный элемент носит название ingressa. Однако в отличие от рим. обряда ingressa поется без псалмического стиха и славословия и сопровождает не вход священнослужителей, а каждение алтаря (хотя, возможно, что это не изначальное местоположение этого элемента). Ряд текстов ingressa заимствован из византийской традиции (напр., на мессе Великого четверга поется «Вечери Твоея тайныя»). В испано-мосарабском и сарумском обрядах И. называется officium missae, что является следствием ошибочного переноса на него заглавия всей службы - Ad missam officium. Такое же наименование И. встречается в литургических книгах нек-рых монашеских орденов - картузианцев, доминиканцев, кармелитов. Относительно галликанского обряда точной информации нет. По мнению нек-рых ученых, аналог И. мог носить название antiphona ad praelegendo, о чем говорится в толковании литургии, сохранившемся под именем свт. Германа Парижского ( German. Ep. 1. 1; ср.: PL. 72. Col. 89). Однако в наст. время это сочинение датируется каролингским периодом, а в богослужении, к-рое в нем описывается, заметно влияние рим. обряда (символическое толкование этих антифонов как голосов ветхозаветных патриархов, возвестивших пришествие Христово, совпадает с толкованием Амалария Мецского). Тем не менее начальные антифоны мессы упоминаются уже в 30-м каноне Агатенского (Агдского) Собора 506 г. ( Mansi. T. 8. Col. 330). Пение И. сохраняется в богослужении лютеран. церквей. В восточнохрист. литургических традициях полного аналога И. нет, хотя евхаристическое богослужение начинается с антифонного пения псалмов (наиболее близким к И. в византийской традиции является входный стих ). |
Перечень первых гимнов, употреблявшихся в ранней Церкви, сохранился в александрийском кодексе V века (см. 105, с. 29). В него входят десять ветхозаветных песней. Великое славословие, песнь Симеона Богоприимца, молитва царя Манассии и др. Что касается так называемых “духовных песен”, которые имеются в уставе первоначальных суточных служб, то они, по мнению Эгона Веллеша, относятся к “мелизматическим” песнопениям, главный тип которых представляют “Аллилуиа”. И здесь, как считает прот. Иоанн Мейендорф , можно установить связь с более древней синагогальной традицией: «на нее указывает, например, музыкальная структура Аллилуариев Амвросианской Литургии, самый древний образец их, дошедший до нас» (120, с. 174). Как преобразователь церковного пения, св. Амвросий ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как «амвро-сианский напев»; это пение (от греч. antifonon) попеременно поется двумя хорами. Об этом согласно свидетельствуют Блаженный Августин (в “Исповеди”) и биограф святителя Павлин. Папа Целестин I (422–432 гг.), распространивший антифонное пение впоследствии в Риме, в годы своей юности был прихожанином св. Амвросия в Милане. Целестин I оставил об этом следующее свидетельство: “Я помню, как в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа блаженной памяти Амвросий побуждал народ петь в унисон: «Приди, Искупитель рода человеческого, яви Деву рождающей, и все веки тому изумятся: ибо сие рождение подобает только Богу» (цит. по: 123, с. 230). По сравнению с григорианским распевом, амвросианское пение кажется более простым и непосредственным. Святитель Амвросий составил 12 гимнов, которые исполнялись еще в период его епископства. «Поэт и композитор, он является поистине творцом гимнов латинской Церкви – песнопений, объединивших в богослужении весь церковный народ» (127, с. 306). Последние годы жизни К концу жизни святитель Амвросий пользовался славой и всенародной любовью, достойно неся нелегкое бремя своего креста. Предание сохранило множество рассказов о чудесах, совершенных Амвросием в эти годы. Рассказывают, например, что однажды некий арианин увидел в храме ангела, который говорил Амвросию на ухо те слова, которые святитель передавал затем народу. Потрясенный этим арианин тотчас принес святителю покаяние и был принят в церковное общение. Так или иначе, не приходится сомневаться, что Амвросий был великой харизматической личностью и сподобился от Господа особых духовных дарований, например, дара исцелять от недугов и болезней. Кротость и горячая любовь к ближним сочетались у святителя с непоколебимой твердостью духа. Многие христиане, прибегавшие к его молитвенной помощи еще при жизни святителя, получили с его помощью исцеление. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Де-цента, он воскресил умершего мальчика. |
Поводом к этому послужило то, что христиане стали увлекаться музыкой театральной и стройным пением еретиков. Ввиду предохранения их от подобных увлечений, отцы Церкви допустили и в богослужение стройное, мелодичное пение. Так поступали Ефрем Сирин и Златоуст. На Западе ввел размерное мелодичное пение Амвросий Медиоланский , именем которого оно и обозначалось (cantus ambrosianus). Но так как в амвросианское пение с течением времени привнесен был театральный элемент, то папа Григорий Двоеслов ввел новый напев – важный, торжественный. Окончательное определение церковных напевов принадлежит Иоанну Дамаскину . Он изобрел 8 гармоний или гласов и на них положил составленные им воскресные службы, которые образовали так называемый Октоих или Осмогласник. Осмеричное число гласов или напевов Дамаскина вскоре вошло во всеобщее употребление в восточных Церквах и даже принято было отчасти в западных, после чего церковное пение получило большее или меньшее единство и однообразие во всех Церквах. Что касается порядка пения, то он был различен. Пели все присутствующие при богослужении вместе или попеременно, на два хора, начинал петь один певец, а за ним повторял то же самое народ; наконец, пели один или несколько певцов, причем иногда в конце той или другой песни припевал с ним и народ. Ограничение участия народа в богослужебном пении относится ко временам Лаодикийского собора (364 г.), запретившего петь в церкви «иным некоторым», кроме певцов, состоящих в клире 258 . В совершении таинств не произошло никаких перемен, сравнительно с первыми веками. Так, чтобы принять крещение, требовалось предварительно пройти степени оглашения, которые были те же, что и в III веке. Только число оглашенных в V веке стало уменьшаться, потому что в V веке окончательно утвердился обычай крещения детей. К этому же времени стал мало-помалу прекращаться распространившийся было в IV веке обычай взрослых откладывать свое крещение на неопределенное время в расчете чрез крещение, принятое перед концом жизни, получить отпущение всех грехов. |
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОСМОГЛАСИЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Осмогласие (греч. οκτωηχος, букв. - восьмигласие) - система музыкальной организации богослужебных песнопений по восьми гласам - различным ладово-мелодическим комплексам или наборам напевов (музыкальное понимание термина " глас " весьма различно в разных культурах и в разные исторические периоды). Есть основания полагать, что система гласов (сперва четырех, позднее восьми) начала формироваться в Византии в IV веке, оказав влияние на зарождение на Западе сначала амвросианского пения, а позднее - григорианского (по имени свт. Григория Двоеслова , принесшего эту византийскую традицию в Рим). Свое окончательное оформление система осмогласия получила трудами преп. Иоанна Дамаскина . Осмогласие представляет собой совокупность определенным образом соотнесённых друг с другом богослужебных текстов и напевов. Почти все (за редким исключением) богослужебные песнопения имеют указание на глас, которым они должны петься. В рамках каждого гласа также существует определенная иерархия: указание на глас может быть простым, а может содержать ссылку на конкретный образец - " подобен " например, указание " подобен Доме Евфрафов " требует распеть данный текст по образцу одной из стихир предпразднства Рождества Христова " Доме Евфрафов " , которая в свою очередь является " самоподобном " , т.е. образцом); есть также немногочисленные " самогласны " - песнопения, распеваемые особым образом, не имеющим аналогов. Системе осмогласия строго подчинен один из богослужебных кругов - восьминедельный, тексты которого собраны в книге " Октоих " ( " Осмогласник " ); он начинается с Фоминой недели после Пасхи, после чего каждая седмица имеет свой глас, и круг повторяется несколько раз до следующего Великого поста. На Светлой седмице осмогласие представлено в уникальном " концентрированном " виде - каждый ее день из Октоиха берется воскресная служба очередного гласа (таким образом, с богослужебной точки зрения в пасхальной седмице нет понедельника, вторника и т.д., а есть только одни воскресенья!) |
Э. П. С. Гимны А.- автор неск. богослужебных гимнов для оффиция (богослужения суточного круга). Традиционно его имя носят ок. 30 гимнов, однако не все они написаны самим А. Блж. Августин приписывает ему авторство 4 гимнов: «Aeterne rerum Conditor» (Вечный вещей Основатель, утренняя песнь - Retract. I 21), «Deus Creator omnium» (Господь Создатель всяческих, вечерняя песнь - Confess. IX 12; XI 27), «Iam surgit hora tertia» (Уже грядет час третий, на Крестную смерть Спасителя - De natura et gratia. 74), «Intende, qui regis Israel» (Внемли, царствующий над Израилем, на Рождество Христово (ср.: Пс 79. 1) - Sermo de Nativit. 372). Кроме них признаются аутентичными еще не менее 8; в определении общего числа подлинных гимнов А. исследователи расходятся: от 12 (М. Симонетти) до 18 (А. С. Уолпол); по мнению А. Пареди ( Paredi. La liturgia), А. был составлен также гимн «Похвала Светильнику» (Laus cerei - Aug. De civ. Dei. XV 22). Гимны состоят из 8 строф по 4 строки в каждой, написанных ямбическим диметром. Такой тип был назван амвросианским и стал впосл. образцом для подражания. Гимны содержат исповедание христ. веры, излагая существо христ. учения. В них говорится о воплощении Искупителя (о рождении от Девы, о 2 природах, сошествии во ад), раскрывается учение о Кресте Христовом (о разрушении царства смерти и даровании благодати); верующие призываются к духовному бодрствованию, спасительные плоды к-рого изображаются в поэтической форме. С именем А. традиционно связывается создание гимна «Te Deum» ( ). Именем А. обычно называется богослужение (см. Амвросианский обряд ) и певч. традиция (см. Амвросианское пение ) Миланской Церкви. А. приписывалось также создание системы 8 ладов, «церковных тонов» григорианского пения , но эта система и ее теоретическое осознание сформировались не ранее VIII-IX вв. (см. Modus ). С. Н. Лебедев Свт. Амвросий Медиоланский. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА) Память А. зафиксирована в Типиконе Великой ц . IX–X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. Р. 124-125), в редакциях Студийского устава и в ранних списках Иерусалимского (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. Р. 35), а также в большинстве визант. богослужебных гимнографических книг. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. Р. 67-68) и Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 103-104об., XII в.) отражена практика совмещения службы А. с отданием праздника свт. Николая Чудотворца, ради к-рого отменялись часы и поклоны. Студийско-Алексиевский Типикон также отмечает, что в этот день в самом Студийском мон-ре пелась служба с Аллилуия , т. к. последование А. соединялось с заупокойными текстами в память о «в мори утопшая братия нашея... в службу посланых и по бездьне Божия суда утопшем» (Л. 103). Рус. первопечатный 1610 г. и принятый ныне в РПЦ Типиконы указывают службу с Аллилуия, совр. греч. богослужебные книги содержат службу без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). |
| |