Хорошее музыкальное образование и большие способности позволили святому Амвросию стать реформатором церковного пения. В частности, именно он ввел в богослужебную практику Запада антифонное пение. С именем святого Амвросия Медиоланского связано также появление особого, отличающегося от традиционного латинского, амвросианского литургического обряда. Амвросианский обряд поныне используется в Миланской епархии. Благодаря амвросианскому обряду, испытавшему особое влияние византийского обряда, Миланская Церковь «обретает свое лицо, прежде всего, благодаря качеству своей молитвы. Амвросианский обряд оказал большое влияние на становление Миланской Церкви, с ее сильно развитым экклезиологическим измерением, – говорил 27 августа 2008 года в своем докладе в Московской духовной академии епископ Франко Джулио Брамбилла, декан Богословского факультета Северной Италии. – Изучение амвросианского обряда и его духовная практика до сих пор представляют собой один из основных мотивов амвросианского теологического самосознания, особенно в эпоху, когда секуляризация пытается размыть все существующие различия» . Святителем Амвросием в Милане был основан мужской монастырь и построены две базилики: во имя святых мучеников Гервасия и Протасия (ныне Амвросиева) и Апостольская – ныне церковь святого мученика Назария, в алтаре которой покоятся мощи этого святого. Апостольская базилика была сооружена в 382–386 годах и посвящена святителем двенадцати апостолам: частицы их мощей хранились в храме; сейчас эти святыни находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе. Последователями богословских идей святителя Амвросия в Италии были «амвросианцы» – члены католических духовных объединений «Братья святого Амвросия», основанного в 1337 году, и «Монахини святителя Амвросия», ставшего женским монашеским орденом. В память святителя Амвросия в 1609 году кардиналом Карлом Борромео (1538–1584), распространявшим амвросианский литургический обряд и способствовавшим развитию почитания святого Амвросия, в Милане рядом с Амброзийской (Амвросиевой) пинакотекой была открыта Амброзийская (Амвросиева) библиотека, доступная для всех жителей города. Ныне в ее собрании имеется много редких книг, среди них и 12 томов рукописей Леонардо да Винчи.

http://pravoslavie.ru/28732.html

8. Особенности богослужебного пения Западной Церкви Еще в античном мире сложилась ситуация, при которой Запад являлся некоей духовной провинцией Востока. Рим повелевал и властвовал политически, но именно Греция была источником духовных импульсов – религиозных, философских, эстетических. Такое примерно положение сохранилось и в христианские времена. Подобно тому как основные догматические споры волновали Восток и решались на Востоке, так и основные, фундаментальные положения богослужебного пения были сформулированы на Востоке, Западом же восприняты, усвоены и применены на практике, ибо пока Восточная и Западная Церкви составляли единое тело, то и пение их строилось на единой основе, представляя собой лишь различные интерпретации разработанной на Востоке системы, зиждящейся на триаде – осмогласие, центонность, невменная нотация. Именно такими своеобразными интерпретациями этой системы и являлись основные виды богослужебного пения Запада – пение амвросианское и пение григорианское. Амвросианское пение, как пение гораздо более раннее, чем пение григорианское, еще не знало полного осмогласия. Святитель Амвросий Медиоланский , занимавший епископскую кафедру с 374 по 397 гг. и заимствовавший у Востока принцип пения на гласы, ввел в употребление четыре гласа с греческими названиями: Protus, Deuterus, Trims, Tetanus. Им было введено также заимствованное у Востока антифонное пение. Некоторые гимны, составленные святителем Амвросием, употребляются в Западной Церкви и до сего дня, а приписываемый ему гимн «Те Deum» – «Тебе Бога хвалим» в известных случаях поется и Православной Церковью . Окончательное становление системы богослужебного пения на Западе связано с именем святого Григория Двоеслова – Папы Римского (590–604), прибавившего к четырем амвроси-анским гласам еще четыре, в результате чего получилась система, тождественная системе византийского октоиха с четырьмя автентическими и четырьмя плагальными гласами. Составленный святым Григорием антифонарий имел, очевидно, такое же значение для Западной Церкви, какое для Восточной Церкви имел октоих преподобного Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он предсказывает далее, что явятся люди, „которые будут растлевать книги святых евангелий, пиша тропари и эллинские сочинения (τροπρια κα λληνικος λγους) и будет разливаться ум по тронам и по сочинениям эллинским“. 218 Пение западной церкви сначала было также ритмическое. Древнее амвросианское пение, при всей его простоте, имело размер и хроматические ударения, унаследованные им от первенствующей восточной церкви. Гимн св. Амвросия „Te Deum laudamus“, весьма сходный по мыслям и выражениям с гимном св. Григория Богослова (Σ τν φθιτον μονρχην), не имеет стоп, но в пении принимает вид стихотворения, именно он распределен на взаимно соответственные периоды и колена, в которых самое последование сильных и слабых времен усматривается правильное наподобие нашего такта в ¾ или, при ускоренном темпе, в . С 11 века, под влиянием свежих течений с Востока и из Калабрии, встретившихся в Константинополе, допущены в церковном пении отступления от окончательно установленной в 8 веке системы церковного пения и способов его исполнения, выразившиеся особенно в избытке искусственных украшений пения, в его витиеватости, сложности и растянутости. Направление это достигло высшей точки своего развития и стало господствующим особенно в 13 и 14 веках. Сообразно с вышеуказанными тремя главными источниками церковного пения и мелодическое движение в нем и ритм доныне имеют характер троякого вида, именно: 1) речитатива. 2) пения мелодического и 3) пения украшенного. Речитатив есть пение древнейшего происхождения, но не достаточествующее мелодическим движением и близкое к чтению. В нем большая часть слогов произносится унисонно, скороговоркой, без определенной меры, и только заключения периодов скрашиваются мелодическим оборотом, иногда имеющим определенный размер. Колена и периоды в этом пении заключают в себе весьма большое количество слов и не имеют равномерного деления; первые могут состоять из 23 слогов до 20 и более. При этом в продолжение пения только некоторые ударения слов текста отмечаются незначительным повышением или протяжением звука.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Э. П. К. Папский Амвросианский институт церковной музыки (Pontificio Istituto Ambrosiano di Musica Sacra), высшая школа и научный центр университетского уровня в Милане. Основан 12 марта 1931 г. Миланским архиеп. кард. Ильдефонсом Шустером по образцу Папского ин-та церковной музыки в Риме как «Высшая школа амвросианского пения и церковной музыки» (Scuola superiore di Canto Ambrosiano e di Musica Sacra). 12 марта 1940 г. Конгрегация семинарий и ун-тов утвердила статуты ин-та, получившего совр. название, и даровала ему статус папского. Одной из главных задач ин-та является изучение и сохранение в богослужении амвросианского пения . Ин-т присуждает степени в разных областях церковной муз. культуры, в т. ч. по специальности «амвросианское источниковедение». Институт возглавляет президент (в 2009 пресв. Дж. Рускони). Среди выдающихся ученых, деятельность к-рых связана с ин-том,- бенедиктинец Г. Суньоль, один из основоположников лат. певч. палеографии (президент в 1931-1937), и Э. Монета Кальо (президент в 1955-1994). Лит.: Moneta Caglio E. Introduzione allo studio delle forme liturgiche e musicali latine: Lezioni inedite tenute presso il Pontificio Istituto ambrosiano di musica sacra. Mil., 1996; Schuster I. Per una Scuola superiore di Canto ambrosiano e di Musica Sacra. Mil., 2007; An. Pont. 2008. P. 1809. В. Г. Карцовник Папский институт средневековых исследований (Pontifical Institute of Mediaeval Studies) в Торонто. Основан 30 сент. 1929 г. на базе колледжа св. Михаила ун-та Торонто франц. католич. философом и историком средневек. философии Э. Жильсоном совместно с представителями колледжа, членами конгрегации священников свт. Василия Великого Г. Каром и Э. Дж. Маккоркелом, а также Дж. Б. Пеланом из Лёвенского католич. ун-та. С 1935 г. ин-т предоставлял возможность специализации и получения степеней по неск. направлениям исследований средневековья (теология, философия, лат. язык и лит-ра, литургика, история канонического и светского права, искусствоведение). В 1936 г.

http://pravenc.ru/text/468827.html

Такое расширение церковных ладов было вызвано развитием христианской музыки и церковных мелодий, которые не могли более умещаться в рамках четырех амвросианских ладов. Главная заслуга Григория Великого заключалась в том, что он из всех употреблявшихся до него песнопений составил один годовой круг и этим, так сказать, канонизовал их употребление во всей Западной церкви. Составленный им сборник церковных мелодий, известный под именем антифонария, был прикреплен цепью к алтарю церкви св. Петра, чтобы служит на все последующие времена образцом истинно христианского и истинно церковного пения. Антифонарий Св. Григория представляет собою один из самых замечательных памятников богослужебного пения христианской церкви. Григорианское пение по существу своему не отличалось от амвросианского. Всё, что церковные писатели сообщали об исполнении григорианского пения, настолько сходится с тем, что Отцы Церкви писали о пении амвросианском, что можно с уверенностью сказать: настоящей разницы между тем и другим нет. —502— Григорианское пение имело широкий круг распространения. В 8 веке оно было известно в Англии, Франции, Германии и Италии. Одним из самых деятельных распространителей и почитателей этого рода церковного пения был Карл Великий (768–814), приложивший много забот о точности и чистоте григорианского пения. Когда при нём возник спор между французскими и римскими певчими о том, у кого из них сохранилось в более точном виде церковное пение, установленное св. Григорием, Карл Великий решил его в пользу римских певчих на том простом основании, что всякое пение тем вернее, чем оно ближе к месту возникновения. Им были основаны певческие школы, по образцу тех, какие существовали в римской церкви, – в Сен-Галлене и Меце. Между деятелями первой школы особенно славились Туотило и Ноткер Бальбул. Первый известен был, как автор троп, или хвалебных песен, – второй как сочинитель секвенций, под которыми разумеется род музыкальной поэзии, близко родственный гимнам. К этому роду духовно-музыкальных произведений относится знаменитое: «Dies irae», автором которого считается францисканский монах Фома Целлано. «Древняя поэзия со своей энергией, поэзия новейшая с богатством своего колорита, искусство настоящее не создали ничего, равного по силе тому впечатлению, какое производит этот гимн. Всё в нём тоска, безумный ужас страшного суда… Ничего светлого, никакой радости не слышится в этом гимне, но, наоборот, неумолимый гнев Иеговы… Можно легко судить о том ужасе, который охватывал христиан XIII столетия, когда они слышали это пение, выходящее из монастырей». 2412

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИТАЛИЯ. V Церковная музыка Средние века Благодаря географическим условиям и различным культурным влияниям церковное пение в позднеантичной и раннесредневек. И. развивалось в рамках неск. родственных традиций, связанных с местными особенностями совершения богослужения: староримского пения - в Центр. Италии, амвросианского пения - в Медиолане (Милане) и окрестностях и собственных певч. традиций - в Аквилее (см. ст. Аквилейский обряд ) и Равенне на севере, беневентанского пения (см. в ст. Беневентанский обряд ) - на юге. В греч. мон-рях Юж. Италии, Сицилии и Рима, а также в городах, находившихся под властью Византийской империи (в частности, в Равенне), богослужебное пение следовало визант. традиции или испытало влияние последней (см. разд. «Церковное пение» в ст. Византийская империя ). Предание приписывает меры по упорядочению богослужебного пения неск. Римским папам, начиная с Дамаса I (366-384), в частности свт. Григорию I Великому (590-604) - создание репертуара, впосл. названного его именем, и основание корпорации римских певчих - schola cantorum. Однако эти сведения являются легендарными. Так, источники той эпохи не содержат свидетельств об особом интересе свт. Григория к вопросам церковного пения, а совр. исследователи считают, что schola cantorum появилась только во 2-й пол. VII в., следов., любая певч. реформа, для к-рой требуется совместная работа певчих над репертуаром, до этого времени была невозможна ( Dyer. 1993 ; McKinnon. 1995. P. 201-202). Вероятно, ранее в Риме, а в др. итал. традициях и в более поздний период сложные песнопения исполнялись только солистами, что допускало определенный элемент импровизации; мелодии же простых песнопений, исполнявшихся общиной, были неизменными. Усилиями schola cantorum в Риме началось формирование единого корпуса праздничных песнопений - проприя мессы , в основном завершившееся при папе Григории II (715-731) ( McKinnon. 1992). Разделение на сольное и общинное пение для богослужения оффиция засвидетельствовано в ранних монашеских уставах - в «Regula magistri» (нач. VI в.), составленном для неизвестного мон-ря в окрестностях Рима, и в Уставе прп. Венедикта Нурсийского для мон-ря Монте-Кассино (30-е гг. VI в.) (см. изд.: Forman, Sullivan. 1997). В последнем подчеркивается, что сольное пение, как и чтение, необходимо поручать только тем братьям, к-рые своим пением могут назидать слушающих (Reg. Ben. 38).

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда . Т. зр., в соответствии с к-рой термин «Г. п.» применим для обозначения др. певч. традиций Зап. Церкви ( амвросианского пения , староиспанского или испано-мосарабского пения , беневентанского пения (см. в ст. Беневентанский обряд ) и др.) в наст. время выходит из употребления, что не отрицает связей галликанского стиля с др. древнейшими видами церковного пения и в отд. случаях использования одних и тех же текстов и мелодий. Границы распространения Г. п. совпадают с территорией галльских провинций Римской империи (включая часть Сев. Испании). Г. п. достигло наибольшего расцвета в Нарбоне, Тулузе, Лионе, Арле и Отёне, т. е. в городах, развившихся еще в рим. эпоху и ставших крупными литургическими центрами древней Галльской Церкви. В VIII-IX вв. вместе с введением в Галлии (как и во всем гос-ве Каролингов) римского обряда Г. п. выходит из употребления и сменяется григорианским пением . Однако нек-рые галликанские песнопения вошли в новый певч. репертуар и повлияли на его стилистические особенности. После романизации церковной жизни Галлии отдельные службы или распевы могли сочиняться по старым галликанским образцам. Стиль церковной музыки, распространенный во Франции XVII-XVIII вв. и также называемый галликанским, или старогалльским (vieux gaulois), пением, ничем, кроме названия, с древним Г. п. не связан. Источники Прелегенда «Prosperum iter» (Paris. Bibl. Nat. lat. 776. Fol. 135v, нач. XI в.) Прелегенда «Prosperum iter» (Paris. Bibl. Nat. lat. 776. Fol. 135v, нач. XI в.) Начало вытеснения Г. п. из обихода приходится на период в истории лат. церковного пения, отмеченный полным господством устной традиции. В период введения (IX в.; по нек-рым гипотезам - кон. VIII в.) и распространения ранней невменной нотации (2-я пол. IX в.- Х в.; в нек-рых регионах позднее; см.

http://pravenc.ru/text/161590.html

д., с точностью повторяя греческие лады. Всё отличие Григорианского пения от прежнего состояло в том, что оно утратило прежний речитативный характер амвросианского пения и не было уже в такой степени ритмическим, как пение амвросианское, – оно превратилось в одну сплошную мелодию, в которой музыка выдвигается над текстом и господствует над ним. Григорианское пение, в отличие от амвросианскаго, не зависело от долготы и краткости слогов текста и состояло преимущественно из тонов одинаковой ритмической продолжительности, отчего и получило название равного (cantus planus). Система Григорианского пения доселе служит основанием для Богослужебного пения Римско-Католической церкви. Главным источником жизни и учения святого Григория служат, конечно, его собственные творения, особенно в его письмах, доходящих до 850. Лучшие издания сделаны Дионисием Саммартаном (Париж, 1705, в 4 том.) и Галлициоли (Венеция, 1768–1776, в 17 том.). Вслед за тем, по важности, идут древние жизнеописания: 1) в liber Pontificalis у Муратори: Scrip. Her. Jtal. III; 2) у Каннизия: Thes., Antwerp., 1725, II; 3) у Павла Диакона (VIII века); и 4) у Иоанна Диакона (IX в.), оба in Opp. Greg. Некоторые замечания можно также найти у Павла Диакона: De gestis Longobardorum, III, 24–25, IV и V; у Григория Турского : Annales Francorum. Х. I-2; Беды: Hist. Eccl. Angl., I, 23–27, 33. II, 1–3. Среди новейших исследований этого предмета можно упомянуть сочинения Бианки – Джиовини. Милан, 1844. Лау. Лейпциг, 1845; Ифалера, Франкфурт, 1852; Бариаби Лондон, 1879. По частным предметам можно указать: Герберт, De canta et musica sacra, Бамберг, 1744; Guetteë La papaute moderne Greg, le grand, Paris, 1861. Из его творений на русском языке имеются: «Беседы на пророка Иезекииля» в двух книгах, перевод с латинского архим. Климента (Казань, 1863 г.). Из исследований о нем см. нач. диссертации проф. А. Пономарева, «Собеседования святого Григория Великого о загробной жизни в их церковном и историко-литературном значении». СПБ. 1896 г. Там же указана и вся относящаяся сюда литература. Пр. Д. Разумовский , Церковное пение в России. Вып. I. стр. 17–19. Свящ. В. Металлов, Очерк истории православного церковного пения в России, стр. 17–19. Ст. А. С-ва, «Богослужебная музыка Западной церкви» в Чтен. в Общ. Любит. дух. просвещения 1 кн. 1889 г. Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимыя для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке : издание под ред. проф. А. П. Лопухина : с иллюстрациями и картами. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. (Общедоступная богословская библиотека)./Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - с., 1216 стб., 4 л. портр., карты : ил., портр./Митропольский А.А. Григорий Великий (Двоеслов), папа Римский. 661-669 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

На это значение Дамаскина в истории церковного пения указывает общее предание восточной церкви, в полном соответствии с которым стоит и капитальный труд Дамаскина – октоих или расположение церковных служб воскресных на основании этого древнего певческого закона. Иоанн Дамаскин своим октоихом оказал ту важную услугу церковному пению, что придал ему законченность, устойчивость и тем предохранил церковную мелодию от произвола и профанации певцов. Ограничив певческую мелодию восемью гласами или отдельными напевами и подчинив этой системе все разнообразие церковных гимнов, он тем самым установил прочные основы их певческого исполнения и сохранил для последующего времени строгие мотивы древне-церковного пения. Насколько сохранились в теперешнем нашем нотном октоихе основные первоначальные мелодии, положенные Дамаскиным, сказать нельзя, потому что до нас не сохранился не только нотный осмогласник последнего, но и музыкальные положения ближайшего к нему времени. Но что современное нам церковное пение держится на основе древней мелодии, это доказывает связь нынешнего осмогласника с его оригиналом и путь исторического предания. Церковное пение западной церкви основывается на том же музыкальном законе, что и пение восточной церкви. приведенное в строгую систему Иоанном Дамаскиным . Оно стояло в тесной связи с историей пения на востоке и заимствовано от греков, как и церковная гимнография. Амвросий Медиоланский ввел в своей церкви употребление четырех главных напевов или ладов: дорийского, фригийского, лидийского и миксолидийского и на основе их построил певческую мелодию церковных гимнов в своей церкви. Но амвросианское пение вскоре подверглось искажениям в церковной практике, потеряло свою простоту и чистоту, так что ко времени Григория Великого (VI-VII вв.) уже потребовалась настоятельная необходимость в улучшении церковного пения, и Григорий много потрудился на этом поприще и приобрел на западе литургическую известность. К четырем гласам или ладам амвросианского пения он прибавил еще четыре, и таким образом и в западной церкви было введено осмогласие по образцу восточной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Деятельность пастырей церкви на этот раз сдерживала, по возможности, только чрезмерную, иногда выходящую за пределы христианской терпимости, искусственность церковного пения, частью указывая различие между истинно-церковным и противохристианским пением, а частью делая благоразумные уступки требованиям своего времени. И где особенно успевали еретики своими заманчивыми напевами, там особенно процветало такого рода пение. Так, напр., Сирская церковь находилась в опасности от ереси Армония и Вардесана. Армоний сочинил даже некоторые песни и свое нечестие облекал в приятные напевы, и чрез это самое привлекал слушателей в свою ересь. Чтобы отвлечь своих пасомых от заманчивых и бесчестных песней Армония и его последователей, преподобный Ефрем Сирин начал писать в стихах опровержение еретических заблуждений, заимствовав мелодию от еретических песней Вардесана. 537 А что преподобный Ефрем подрожал в некоторых стихотворениях размеру и напевам песней Вардесана, это можно видеть из того, что в конце 65-го гимна его встречаются такие слова: «окончились 17 гимнов, составленных по подражанию песням Вардесана». 538 Феодорит говорит, 539 что преподобный Ефрем составил свои песни по напевам песней Армония. Самые напевы Сирские, на которые переложены были духовные песни Ефремом Сириным , состоять из нескольких гласов. 540 В Константинопольской церкви в противодействие арианской ереси заботами святого Златоуста Богослужебное пение доведено было до такого совершенства, что христиане вовсе перестали посещать еретические собрания. 541 Века 7-й и 8-й особенно умножили церковное пение духовными напевами. И Западная церковь не избегла тлетворного духа времени, развращающего и уничтожающего прежнее благоговение. Здесь, как выше сказали, было пение Амвросианское; но и этот полный жизни образ пения, по замечанию Иеронима, мало-помалу употреблялся во зло. Вследствие множества изменений, притом неблагонамеренными людьми, он стал, увлекать чувство и ослаблять действие слова на дух, и, следовательно, сделался неспособным вполне выражать высокую важность христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010