Медиоланский епископ всю жизнь боролся с ересью арианства, которая хоть и была осуждена ещё на I Вселенском Соборе, но беспокоила империю ещё 100 лет. Он много писал, много проповедовал, борясь с ересью своим огненным словом. Что же такое ересь? Это искажение христианского учения. Амвросий боролся с ересью с помощью  истинного христианского учения православия. Он в своей проповеди предлагал правильное богословие, правильное учение о Христе. Эта истина была лучшим оружием в полемике с еретиками. Он был автором церковных гимнов, дошедших до наших дней. Считается, что ему принадлежит знаменитый Te Deum «Тебе, Бога, славим, Тебе, Господа, исповедуем». Именем Амвросия называется одна из основных западных богослужебных традиций - амвросианский обряд и певческая школа, связанная с этим обрядом - амвросианское пение. Амвросию приписывают также создание системы восьми ладов григорианского пения. Хотя современные исследования показывают, что эта система сформировалась позже. Во всяком случае, его вклад в христианскую гимнографию неоспорим. Вопрос: Было сказано, что верующие разделились на ариан и православных. В то же время не было еще понятия православия, оно появилось только после разделения на католичество и православие в 1054 году. С.Комаров - Термин «ортодоксия», православие, использовался и в IV веке. Когда я сейчас употребил термин православие, то имел в виду правильное, чистое церковное учение о Христе. Правильное богословие о Христе, истинное учение христианства. В таком значении, как мы сегодня используем понятие «православие», оно сформировалось позже. Хотя использовалось уже и в то время. В последние годы жизни святой Амвросий частично отстранился от общественных дел и больше занимался литературным творчеством. До нас дошли многие его беседы: катехизические, богословские, интереснейшие беседы о священстве. Умер он в 397-ом году, был похоронен в одной гробнице с мучениками Гервасием и Протасием. Сам Амвросий некогда обрел их мощи по Божьему указанию. Ему эти мученики являлись и говорили, где находятся их мощи, повелев обрести их. Впоследствии сам Амвросий был похоронен с этими мучениками. Почитание Амвросия как святого началось практически сразу после его кончины. Ни у кого не возникало сомнений по поводу его святости, его чтили. Уже в V-oм веке были написаны латинские и греческие жития Амвросия. Сам Амвросий считается сегодня одним из великих западных отцов церкви, почитается как у католиков, так и у православных.

http://radonezh.ru/2021/01/12/svyatitel-...

Диакон возглашал Exsultet, текст к-рого отличался от принятого в Риме. Далее следовали 6 чтений (Быт 1. 1 - 2. 3 и 22. 1-19; Исх 12. 1-12; песнь Моисея (Исх 15; по др. источникам - Исх 13. 18 - 14. 8 и песнь вавилонских отроков); Ис 54. 17 - 55. 11 и 1. 16-19). В конце чтений клирики переоблачались для служения мессы и с горящими свечами шли в баптистерий, где архиепископ освящал воду для Крещения и выливал в нее елей. Младшие священник и диакон сходили в купель и крестили младенцев. Архиепископ верхом на лошади отправлялся в ц. Сант-Амброджо и служил там мессу (в память свт. Амвросия, скончавшегося в В. с.), затем возвращался и заканчивал чин Крещения. После этого все шли в ц. Санта-Мария и один из священников служил мессу для новокрещеных. Вслед за прочтением Евангелия архиепископ с клириками отправлялся в ц. Санта-Текла, где провозглашал «Христос Господь воскрес» и совершал пасхальную мессу (Hebdomadae Sanctae Celebratio. 1997. P. 202-201). В Новое время амвросианский обряд испытал сильное влияние рим. В наст. время в Милане в В. с. совершается крещальная литургия с 9 чтениями из ВЗ и НЗ по рим. реформированному чину с нек-рыми особенностями. Византийская гимнография Большинство песнопений В. с. известно со времен действия Студийского устава. К важнейшим относятся: 3 тропаря, заимствованные из воскресной службы 2-го гласа (тропарь «λδβλθυοτεΟτε κατλθες πρς τν θνατον» (          ) и седальны «Ο εσχμων Ιωσφ» (    ) и «Τας μυροφροις γυναιξ» (    ); последние 2 тропаря (седальны) в ранних памятниках, как правило, приводятся полностью, а в поздних Триодях сокращены - опущена последняя строка); кондак 2-го плагального (6-го) гласа «Τν βυσσον κλεσας νεκρς ρται» (        ); 10 самогласнов (в принятые ныне печатные издания литургических книг не вошли и нек-рые др. самогласны и подобны В. с., встречающиеся в рукописях - см.: Bertonière. P. 184; Карабинов. С. 286-287); канон, состоящий из 2 четверопеснцев. 2-й четверопеснец (песни 6-9) написан прп. Космой Маюмским, выдающимся визант.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

Разумеется, мне было очень интересно узнать, какую роль в современном католицизме по другую сторону океана отводят Амвросию Медиоланскому и, осматривая храм, я конечно же искал барельеф с его изображением. Скоро мои поиски увенчались успехом: барельеф Амвросия находится на южной стене Базилики, обращенной к зданию Библиотеки Маллена Католического университета, на входом в которую выбито мудрое изречение: Omnia vincit veritas (Всё побеждает истина). Правда, надо заметить, что изображение Амвросия не столь значительно по исполнению и внешнему виду, если сравнить его, к примеру, с находящимся рядом Августином. Когда я обратил внимание на эту деталь руководителя Программы изучения раннего христианства профессора С.Гриффитса, он сказал, что действительно в современном католицизме Амвросия ценят и почитают несколько меньше, чем других известных святых в силу того, что он был в большей степени церковным политиком, чем теологом. И всё же мне вскоре удалось убедиться, что Амвросий не только не забыт в Америке, но снова и снова заставляет обращать на себя внимание. 7 декабря, в день Святого Амвросия по церковному календарю, в Колдуэлльской часовне Католического университета состоялось совершенно необычная и интереснейшая литургия: от начала до конца она проводилась по сценарию, разработанному в IV веке самим Амвросием Медиоланским . Вся служба велась на латинском языке, звучало знаменитое амвросианское антифонное пение, часовня освещалась свечами, которые создавали таинственный и в то же время торжественный полумрак, священники были облачены в особые одеяния и по ходу службы постоянно общались с паствой, как это было принято в древности (например, в обряд входил обмен поцелуями со священником и непосредственное участие в некоторых эпизодах литургии лиц, не имеющих духовного звания). Другим событием, вызвавшим определенный резонанс в научных кругах Америки, да и не только Америки, стал выход в свет книги Нейла МакЛинна « Амвросий Медиоланский . Церковь и двор в христианской столице». Эта монография, без сомнения, является крупным вкладом в амвросиеведение и содержит принципиально новые критические, а порой и гиперкритические подходы к известным и устоявшимся в науке фактам из жизни Амвросия и истории IV века. Мой знакомый историк церкви из Католического университета – профессор Иноу – назвал книгу МакЛинна «ревизионистской», в том смысле, что она подвергает ревизии устоявшиеся мнения. Когда я сам стал читать её, я убедился, что это действительно так и что использование выводов МакЛинна или полемика с ним приведет к значительной переработке настоящего издания, что вряд ли целесообразно делать, когда книга готова к выходу в свет. Я оставляю это для следующего издания, если в нем возникнет необходимость, о чем, впрочем, предстоит судить читателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

(Ordines, Consuetudines и т. д.) описывали порядок исполнения песнопений в течение литургического года. В них изложены местные особенности исполнения Г. п., разнообразие к-рых относится к характерным признакам средневек. богослужения. Эти уставы используются при определении места создания певч. книг; опыт, накопленный литургической наукой, часто позволяет определить это место предельно точно. Музыкально-теоретические трактаты IX-XVI вв. содержат не только описание композиционных признаков отдельных песнопений и мелодических семейств, но и нек-рые мелодии, не сохранившиеся в практических источниках. К трактатам примыкают тонарии ( Huglo. 1971) - каталоги песнопений, где их мелодии классифицированы по принципу модальной принадлежности (см. разд. «Григорианский октоих»). Исторические документы эпохи средневековья - хроники, грамоты, богословские и научные трактаты, письма и т. д.- включают огромный и лишь частично освоенный наукой материал по истории Г. п. в контексте церковной и социальной жизни зап. мира, о взаимосвязях григорианики с др. видами средневек. искусства и богословской мыслью того времени. История Раннее средневековье Лотарингские невмы. Градуал «Ex Sion» (Пс 49. 2) в Антифонарии мессы. X в. (Лан. Франция. Bibl. municip. 239. Fol. 9) Лотарингские невмы. Градуал «Ex Sion» (Пс 49. 2) в Антифонарии мессы. X в. (Лан. Франция. Bibl. municip. 239. Fol. 9) На исходе патристической эпохи для Зап. Европы было характерно многообразие литургических обрядов и певч. стилей (см. Амвросианское пение , Беневентанский обряд (разд. «Церковное пение»), Галликанское пение , Испано-мосарабское пение , Староримское пение ); попытки Римской кафедры внести единообразие в литургическую жизнь этого времени неизвестны. Распространение рим. богослужебных обычаев на Север относится к VIII в. и связано с оформлением союза между Римом и пришедшей к власти в гос-ве франков династией Каролингов. Встреча папы Стефана II и кор. Пипина Короткого в 754 г. была ознаменована не только политическим союзом против угрожавших Риму лангобардов, но и решением привести литургическую жизнь королевства в соответствие с обычаями Рима. Во Франкское королевство были доставлены первые рим. богослужебные книги. В 760 г. брат короля еп. Ремигий Руанский обратился в Рим с просьбой о присылке певчих рим. певч. корпорации (Schola cantorum). Папа Павел I (757-767) отправил на Север не только рим. канторов, но и певч. книги - Антифонарий и Респонсориал (MGH. Epp. Т. 3. P. 529). В это время возникли певч. школы по рим. образцу, особое значение принадлежит школе при кафедральном соборе г. Меца - главного города Лотарингии; рим. пение вводилось здесь уже во 2-й трети VIII в., при еп. Хродеганге († 766), возглавлявшем Франкскую Церковь. Расположение Меца в центре романо- и германоязычных территорий королевства способствовало распространению нового певч. стиля на Восток и на Запад.

http://pravenc.ru/text/166507.html

Чтения во всех 3 памятниках друг с другом не совпадают. В упоминавшемся Миссале из Боббио каждому формуляру мессы предшествуют 3 чтения, но лекционарная система носит уже смешанный галло-рим. характер. Ряд рукописей содержат только ветхозаветные и апостольские чтения. Напр., Лекционарий из Селесты (Sélestat. Bibl. de la Ville. 1, ок. 700 г.), происходящий из Сев. Италии, содержит 59 перикоп из ВЗ (от 1-го воскресенья Адвента до Великой пятницы) и Деяний св. апостолов (для пасхального периода). Отсутствие чтений из Апокалипсиса и наименования нек-рых недель (напр., Dominica post albas) указывает на смешанный галликано-амвросианский тип. В той же б-ке отдельно хранятся 7 л. с апостольскими чтениями от Адвента до 2-го воскресенья Великого поста (шифр 1B), но наличие чтений Октавы Рождества Христова и Семидесятницы говорит о рим. влиянии. Пассионарий (Легендарий) галликанского типа сохранился в рукописи VIII в. (Münch. Bayer. Staatsbibl. clm. 3514) (т. н. Codex Velseri). Псалтирь изначально содержала не только псалмы и библейские песни для служб суточного круга и мессы, но и песнопения (антифоны, респонсории). Различают 2 типа галликанских Псалтирей. 1-й тип известен по цитатам из псалмов у Евхерия Лионского ( ок. 450) и представлен в рукописи VI в. из Сев. Италии (BNF. Lat. 11947). Традиция связывает ее появление с именем свт. Германа Парижского. К каждому псалму прибавлен 1 или неск. антифонов. Псалтири такого типа были распространены в Лугдунской Галлии и не имеют параллелей среди испан. памятников, а также не несут следов рим. влияния (напр., Псалтирь из Корби с библейскими песнями (РНБ. F v I n 5, нач. VIII в.), Шартрская Псалтирь, уничтоженная во время второй мировой войны (Chartr. Bibl. Mun. 22, X в.), 1-я Псалтирь в конце кодекса из Райхенау, в к-ром находятся и «Мессы Мона» (Karlsruhe. Badische Landesbibl. Augiensis 253, VII в.)). 2-й тип Псалтири представлен Палимпсестом Зинона Веронского из Сев. Италии (Vat. Lat. 5359, VII-VIII вв.), 2-й Псалтирью из того же кодекса из Райхенау, греко-лат. Псалтирью VII в. (Paris. BNF. Coislin. Lat. 186 (Suppl. Gr. 385)) неизвестного происхождения. Цитаты из этого типа Псалтири встречаются у Фавста Регийского, Сальвиана, свт. Кесария, Григория Турского. Имеются параллели среди испано-мосарабских рукописей (напр., Кодекс из Силоса - Lond. Brit. Lib. Add. 30851, X-XI вв.).

http://pravenc.ru/text/161580.html

Хотя древнейшие свидетельства о возглашении «Святая святым» на Западе относятся к V в. (Никита Ремесианский, Фастидий), в источниках оно не зафиксировано. Причащение совершалось в алтарном пространстве (4-е прав. Турского II Собора 567 г.; Greg. Turon. Hist. Franc. 9. 3; 10. 8; Glor. conf. 95) под 2 видами. Был ли хлеб квасным или пресным, точно неизвестно. Священник говорил: «Тело Христово», причащающийся отвечал: «Аминь». Из Чаши причащал диакон. Во время причащения пелся Пс 33 ( German. Ep. 1. 27; Caes. Arel. Serm. 106. 10), но, вероятно, мог использоваться и Пс 22 (как в амвросианском обряде). В поздних певч. рукописях этого региона отмечается пение антифона «Qui manducat corpus» (ср.: Ин 6. 57) и др. После причащения Псевдо-Герман упоминает некое загадочное песнопение trecanum ( German. Ep. 1. 28). Существует неск. гипотез, объясняющих этот термин. По одной - речь идет об ошибке переписчика, к-рый неверно записал лат. буквами греч. название Трисвятого - Τρισγιον. По др. гипотезе, здесь имеется в виду некое песнопение или возглашение, связанное с формулой «Отец в Сыне, Сын в Духе Святом, Святой Дух в Сыне, Сын обратно в Отце», к-рую цитирует Псевдо-Герман (она встречается в краткой (егип.) анафоре свт. Василия Великого). 3-я гипотеза заключается в том, что Псевдо-Герман возвращается здесь к началу анафоры и говорит про Sanctus. Однако более вероятно, что под trecanum имеется в виду возглашение, аналогичное «Един Свят» в вост. литургиях, или - причастный антифон. 2 молитвы после причащения (Post communio или Post eucharistiam) соответствуют традиц. для Г. о. структуре (в испан. и кельт. ркп.- 1 молитва). После них возглашался отпуст, но в галликанских памятниках его образцов не сохранилось (в испан. ркп. говорится: «Месса совершилась. Во имя Господа нашего Иисуса Христа с миром изыдем»). Крещение В отличие от рим. практики Г. о. сохранил древнее богословие таинств, известное по сир. памятникам, в к-ром Крещение понималось не столько как умирание в воде для воскресения со Христом, сколько как просвещение и новое рождение от Духа в водах Иордана, освященных Христом ( Winkler. 1984).

http://pravenc.ru/text/161580.html

В 396 году, узнав о святой жизни Амвросия, Фритигиль, царица германского племени маркоманнов, уверовала во Христа, и по ее просьбе Миланский святитель составил к ней послание в форме оглашения, увещевая ее и ее супруга хранить христианскую веру и мир с Святитель Амвросий скончался 4 апреля 397 года, в Страстную субботу, приняв Святое Причастие из рук епископа Гонората Верцелльского. Он был погребен рядом с найденными им ранее мощами свв. мучеников Гервасия и Протасия в той базилике, которая сегодня называется его именем — Basilica Ambrosiana. Почитание Миланского святителя началось сразу же после его кончины, а в 422 году уже появилось его Житие, написанное его секретарем Павлином, в котором рассказывалось о многочисленных чудесах, совершенных при жизни и после смерти святителя. В Византии почитание Амвросия как святого зафиксировано в IX-X вв. в Типиконе Великой церкви (Mateos. Typicon. Т. 1. Р. 124-125), в редакциях Студийского устава и в ранних списках Иерусалимского устава, а также в большинстве византийских богослужебных гимнографических книг. На Западе с именем святителя Амвросия связывается происхождение особой богослужебной традиции Миланской Церкви, известной как «Амвросианский обряд» (ritus ambrosianus), а также особой певческой традиции, известной как «Амвросианское (антифонное) пение» (cantus ambrosianus). Во второй части нашего выступления мы позволим себе углубиться в богословскую мысль святителя Амвросия и рассмотрим его вклад в раскрытие церковного учения о приснодевстве Божией Матери. Подробнее о развитии этого учения в первом тысячелетии мы рассказали в книге «Тайна Богоматери», где рассмотрели творения греческих, латинских и сирийских Отцов Церкви, произведения церковной поэзии и иконографии, посвященные Пресвятой Вклад святителя Амвросия в раскрытие церковного учения о приснодевстве Божией Матери В одном из писем святитель Амвросий касается мнения о том, что после рождения Христа Мария вступила в брак с Иосифом и родила от него «братьев Иисуса». Это мнение высказывал епископ Сердики Боноз.

http://patriarchia.ru/db/text/5848986.ht...

К Пасхе было приурочено крещение оглашенных, о чем свидетельствуют нек-рые термины: суббота перед Вербным воскресеньем называлась субботой «вручения символа» (in traditione symboli), дни Пасхальной недели - «в белых одеждах» (in albis), 1-е воскресенье по Пасхе - воскресеньем «после снятия белых одежд» (in albis depositis), на Пасху и ежедневно в пасхальную седмицу могли совершаться дополнительные мессы «О крещаемых в зимней церкви». Цикл Пятидесятницы отличался праздничным характером служб. Триденствие литаний (triduum litaniarum - 3 дня, в каждый из к-рых пелись соответственно прошения: апостолам и мученикам, святым медиоланского календаря, святым женам), введенное в Медиолане по примеру Рима при еп. Лазаре (438-451), приходилось на понедельник, вторник и среду после, а не до (как в Риме) праздника Вознесения Господня . Воскресений по Пятидесятнице могло быть до 15, после 29 авг. следуют 4 или 5 воскресений после праздника Усекновения главы св. Иоанна Крестителя (post Decollationem), затем - 3 «воскресенья октября», последнее из к-рых праздновалось как Освящение Большой ц. в память о восстановлении медиоланского собора, вероятно, в 452 г., после нашествия Аттилы ; далее до Адвента отсчет воскресений шел от этого дня. В календаре А. о. отмечалось много дней памятей местных святых. Из праздников рим. календаря времени Великого поста (с кон. февраля по нач. апреля) присутствовали только Благовещение и память св. Иосифа (хотя их формуляры месс помещались в книгах под др. числами), остальные перенесены. Существовали разделения праздников и будней на 7 или 4 класса. Суббота в отличие от рим. традиции считалась праздничным днем, как в вост. обрядах. Воскресный день имел более высокий статус, чем в рим. обряде, уступая только Господским праздникам, праздники в честь Имени Иисусова и Очищения даже переносились на др. день, если приходились на одно из воскресений перед Четыредесятницей. Теории происхождения А. о. Дж. Нил и У. Бишоп утверждали, что А. о. является романизированной формой испано-галликанской литургической традиции, изначально имевшей вост. основу. Л. Дюшен, подчеркивая значение Медиолана как церковного центра, считал наиболее вероятным вост. происхождение А. о. По его мнению, именно через Медиолан вост. обычаи проникали в богослужение Галлии, Испании и Британии. Для реконструкции ранней стадии А. о. Дюшен считал возможным использовать галликанский Миссал из Боббио (VII в.), еще не подвергшийся сильной романизации, к-рая уже видна, по его мнению, во всех сохранившихся амвросианских рукописях.

http://pravenc.ru/text/114338.html

Начало года, как и в др. зап. обрядах, приходилось на 1-е воскресенье Адвента. В А. о. последнее наступало после дня св. Мартина (11 нояб.), т. е. Адвент продолжался на 2 недели больше, чем в рим. традиции. В 6-е (последнее) воскресенье Адвента праздновалось Благовещение Пресв. Богородицы . В последние дни перед Рождеством (feriae de exceptato), число к-рых изменялось от 2 до 7, не считая навечерия, звучали особые псалмы и антифоны. С XI в. известен обычай благословения жилищ в Рождество Христово. На следующий день после Богоявления отмечался установленный архиеп. Федерико Борромео в 1625 г. праздник Christophoria - Возвращение св. Семейства из Египта. Во 2-е воскресенье после Богоявления совершался праздник Имени Иисусова. Число воскресений после Богоявления могло доходить до 6 (как и в рим. обряде). 3 следующих воскресенья (Septuagesima, Sexagesima, Quinquagesima) были подготовительными к Великому посту. Литургическим началом Великого поста первоначально считался понедельник его 1-й седмицы, со 2-й пол. XVI в.- «Воскресенье в начале Четыредесятницы» (Dominica in capite Quadragesimae), началом пощения оставался понедельник. Пепельная среда - начало Великого поста рим. обряда - не отмечалась. На время поста в храме накрывались столбы св. престола, по пятницам не совершались мессы (что соответствует традиции вост. обрядов, большинство к-рых запрещает совершение Евхаристии в будние дни поста). Отменялось празднование памятей святых в будние дни поста, как в первоначальной визант. традиции. Названия воскресений поста - «О самаритянке» (De samaritana), «Об Аврааме» (De Abraham), «О слепом» (De caeco), «О Лазаре» (De Lazaro) - связаны с содержанием евангельских чтений этих дней, что напоминает визант. традицию. Служба Вербного воскресенья (именовавшегося In ramis palmarum или Dominica olivarum) в древности начиналась в ц. св. Лаврентия. Богослужение Страстной седмицы сохраняло множество особенностей А. о. по сравнению с римским. В Великую пятницу не совершалась литургия преждеосвященных Даров ; месса Великой субботы начиналась с троекратной аккламации предстоятеля «Христос Господь воскрес» (Christus Dominis resurrexit) и ответа народа «Благодарение Богу» (Deo gratias).

http://pravenc.ru/text/114338.html

Köln, 1975; Alzati C. La proclamazione del simbolo niceno-consatantinopolitano nella celebrazione eucaristica e la tradizione liturgica ambrosiana//Ambrosius: Riv. di pastorale ambrosiana. Mil., 1978. Vol. 54. P. 27-48; Triacca A. M. Libri liturgici ambrosiani//La liturgia: Panorama storico generale/S. Marsili et al. Torino, 1978. P. 201-217. (Anamnesis, 2); idem. Liturgia ambrosiana//Nuovo dizionario di liturgia. R., 1984. P. 16-52; Biffi I. La reforma liturgica ambrosiana. Traguardi e attese//Ambrosius. 1980. Vol. 56. P. 68-70; Prosdocimi L., Alzati C. La chiesa ambrosiana: Profili di storia istituzionale e liturgica. Mil., 1980; Il Duomo di Milano e la liturgia Ambrosiana/A cura di G. Mellera e M. Navoni. Mil., 1992; Taft R. The Liturgy of the Hours in the East and West. Collegeville (Minnesota), 1993; Dizionario di liturgia ambrosiana/A cura di M. Navoni. Mil., 1996; Порфирий (Успенский), еп. Святыни земли Италийской. М., 1996. С. 97-113; Palazzo. Liturgical books; Краутхеймер Р. Три христианские столицы: топография и политика. М.; СПб., 2000. С. 74-100; Bailey T. The Development and chronology of the Ambrosian Sanctorale//The Divine Office in the Latin Middle Ages. N. Y.; Oxf., 2000. P. 257-277; Jenner H. Ambrosian Liturgy and Rite//The Catholic [Электр. ресурс]; Hassett M. Ambrosian [Электр. ресурс]; Henry H. Ambrosian Hymnography//ibid.//http://www. newadvent.org/cathen/01392a.htm [Электр. ресурс]; The Ambrosian Office, source, inspiration and model// Keller Th. «Short» Breviaries in 20th century America//http://www. keller-book.com [Электр. ресурс]. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа

http://pravenc.ru/text/114338.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010