Согласно трактату о мессе, записанному в конце Миссала Стоу, обряд преломления зависит от праздника: на рядовых мессах гостия преломляется на 5 частей (обозначают 5 чувств), в праздники св. подвижников и дев - на 7 частей (по числу даров Св. Духа), на праздники мучеников - на 8 частей (обозначают 8-частный НЗ - 4 Евангелия, Деяния, Соборные Послания, Павловы Послания, Откровение), на воскресных мессах - на 9 частей (обозначают 9 небес и 9 церковных степеней), на память апостолов - на 11 частей (обозначают число апостолов после отпадения Иуды), на праздник Обрезания Господня и в Великий четверг - на 12 частей (полное число апостолов), на Октаву Пасхи и Вознесение - на 13 частей (Христос с апостолами). На Пасху, Рождество Христово и Пятидесятницу гостия преломляется на 65 частей (что является суммой всех предшествующих вариантов преломления). После преломления частицы сложным образом выкладываются в форме креста на дискосе ( Stokes. 1882; этот обычай известен и в галликанской, и в испано-мосарабской традициях; в основе, вероятно, лежит постановление Турского Собора 567 г.: Concilium Turonensis. 3//Concilia Galliae (A. 511 - A. 695)/Ed. C. de Clercq. Turnhout, 1963. P. 178). Во время преломления поется антифон «Cognoverunt Dominum, alleluia, in fractione panis, alleluia» (есть аналоги в амвросианской и испано-мосарабской традициях). Само преломление гостии совершается с исповеданием веры (Credimus Domine) в то, что через преломление Тела и пролитие Крови происходит искупление (написано рукой Моэл Каиха поверх плохо затертого текста). К молитве «Отче наш», текст которой не выписан полностью, имеется введение «Divino magisterio edocti» (оно есть также в Книге Диммы и в ркп. St. Gallen. Stiftsbibl. 1394) и эмболизм «Libera nos, Domine» (с добавлением имени св. Патрикия после имен апостолов Петра и Павла). Обряд целования мира (Pax) по рим. традиции совершается после «Отче наш» на возгласе «Мир и любовь Господа нашего Иисуса Христа и причастие всех святых да будут с нами всегда». Также читается краткая молитва Pacem mandasti. После этого совершается обряд соединения Тела и Крови при прочтении формулы «Commixtio corporis et sanguinis». В рукописи St. Gallen. Stiftsbibl. 1394 данная часть мессы описывается так: «И влагает священник Святые Дары в чашу, и дает народ мир [т. е. целование] себе, и причащаются, и во время причащения поется «Мир Мой даю вам» и т. д.».

http://pravenc.ru/text/1684161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (VIII в.), свт. (пам. зап. 30 дек.), еп., почитаемый с кон. VIII в. в г. Медиолан (ныне Милан, Италия). Хронист Ландульф Старший в «Медиоланской истории» (нач. XI в.) со ссылкой на проповедь Медиоланского архиеп. Фомы (759-783) рассказывает историю о Е., заальпийском (transmontanus), видимо галльском, епископе, к-рый стал ревностным защитником амвросианского обряда . Согласно легенде, франк. кор. Карл Великий по инициативе Римского папы Адриана I решил провести в гос-ве франков унификацию богослужебного обряда по рим. образцу. С этой целью он повелел изымать из обращения книги др. лат. богослужебных обрядов. После взятия г. Папия (ныне Павия) в 774 г. Карл прибыл в Медиолан и обнаружил там богослужебный обряд свт. Амвросия , отличный от римского. По его приказу богослужебные книги амвросианского обряда сжигались или, «подобно изгнанникам», отправлялись в Галлию. Вероятно, там с ними ознакомился Е., к-рого Ландульф вслед за Фомой называет «духовным отцом» Карла. Осознав богодухновенность этих книг, святитель выступил в защиту амвросианского обряда. Присутствуя на Соборе в Риме, Е. смело защищал древние обычаи Медиоланской Церкви. Вызванный для собеседования к папе Адриану, Е. отметил, что обряд, восходящий к свт. Амвросию, «украшению всей Церкви, как латинской, так и греческой», не может быть неправильным и что хороши обе богослужебные традиции - и восходящая к Амвросию Медиоланскому, и римская, приписываемая свт. Григорию I Великому , «блаженному учителю и наставнику», к-рый сам не пытался уничтожить амвросианский обряд. Прислушавшись к доводам Е., папа решил предоставить решение вопроса Божию суду. На алтарь в оратории ап. Петра были положены 2 книги, одна содержала богослужебные тексты по амвросианскому обряду, другая - по григорианскому. Обе книги и двери оратория были запечатаны печатью Римского понтифика. После этого был объявлен 3-дневный пост и молебствие о том, чтобы Бог открыл Свою волю,- пусть та книга, обряд к-рой более угоден Ему, будет найдена открытой.

http://pravenc.ru/text/186923.html

В период Великого поста по-прежнему отменяются мессы по пятницам, исключения сделаны для праздников в честь св. Иосифа и Благовещения. Великая пятница, а по возможности и Великая суббота являются постными днями, последование Страстей совершается в субботу после полудня. Пасхальное триденствие начинается с вечерней мессы «На Вечере Господней» и оканчивается вечерней пасхального воскресенья. В пасхальный период отменено триденствие литаний (итал. litanie minori). На пасхальной неделе возможно совершение мессы как по формуляру октавы Пасхи, так и «О новокрещеных» (per i battezati). Праздник Вознесения Господня может совершаться в 7-е воскресенье по Пасхе, Тела и Крови Христовых - в воскресенье после Троицы, к-рое стало называться праздником Торжества Блаженной Богородицы и Приснодевы Марии (лат. Beatae Dei Genetricis semperque Virginis Mariae Sollemnitas). Счет недель (и воскресений) рядового времени - периода от Пятидесятницы до Адвента (tempo per annum) соответствует римскому. Но Торжество Христа-Царя празднуется в последнее воскресенье этого периода в Милане на 2 недели раньше, чем в Риме; в 3-е воскресенье октября отмечается древний праздник Освящения соборной церкви. Исчезли особый цикл воскресений после праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи и цикл «воскресений октября». Особым почитанием пользуется праздник Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.), в честь к-рого освящен Миланский собор. 12 сент. отмечается память Имени Блаженной Девы Марии, отсутствующая в рим. календаре. В амвросианский календарь включили много памятей вселенских святых, из местных епископов были оставлены только памяти святых Амвросия (7 дек.), Карло Борромео (4 нояб.) и еще 3 святителей, памяти остальных перенесены на праздник в честь первого еп. Медиолана св. Анаталона и всех святых миланских епископов (25 сент.). В наст. время в амвросианском календаре 30 святых и 2 блаженных, чья память не отмечена в рим. календаре; 10 памятей заняли более высокое место в иерархии праздников; 18 памятей святых, отмечаемых в Риме в дни перед Рождеством, во время Великого поста, совпадающих с памятями миланских святых, перенесены на др. дни. Введена та же, что и в совр. рим. богослужении, градация праздников (ср. Знаки праздников месяцеслова ). Литургические книги

http://pravenc.ru/text/114338.html

Согласно печатным изданиям литургических книг, амвросианский оффиций состоял из следующих служб: matutinae (букв.- утреня, служба соответствует той части визант. утрени , к-рая включает шестопсалмие и кафизмы), Laudes (букв.- Хвалы, служба соответствует заключительной части визант. утрени), 1, 3, 6 и 9-го часов (лат. horae minores - малые часы), вечерни (vesperae) и повечерия (completorium). Основой служб были псалмы и библейские песни (cantica), помимо этого службы включали в себя молитвы, чтения Свящ. Писания и житий святых, песнопения. Основные певч. жанры служб оффиция А. о.- гимн, антифон и респонсорий (см. Амвросианское пение ). Среди гимнов есть творения, написанные или приписываемые свт. Амвросию, Пруденцию , еп. Венанцию Фортунату , св. папе Григорию I Великому , и множество анонимных. На matutinae пели песнь вавилонских отроков (Дан 3). Каждым будним днем двухнедельного цикла читали одну из 10 декурий (decuria), на к-рые делились Пс 1-108, каждая декурия в свою очередь состояла из 3 ноктурн (ср. Кафизма ). По воскресеньям, Господским праздникам и в пасхальный период эти псалмы заменялись песнями пророков Исаии , Анны , Ионы , в зимнее время - Аввакума (Ис 26, 1 Цар 2, Иона 2, Авв 3). На Laudes пели песнь Захарии (Лк 14; см. Benedictus ) или прор. Моисея (Втор 32), песнь Исхода (Исх 15), Пс 148-150 ( Хвалитные псалмы , лат. Laudes - отсюда название службы). Кроме того, ежедневно читался Пс 50 (по воскресеньям - 2-я часть песни вавилонских отроков из Дан 3, по субботам - Пс 117) и в зависимости от дня недели - дневной псалом (psalmus directus: Пс 112, 53, 66, 69, 113, 142, 89). На этой службе также читались «4 стиха псалма» (psalmi quattuor versus): в обычное время года их брали из Пс 5, 62, 66, 83, 87, 88, 107, в Великий пост - из Пс 98 (по субботам), из Пс 58, 62, 69 и 101 (по воскресеньям). Псалмы 50 и 148-150 являются неотъемлемой частью утрени в большинстве как вост., так и зап. литургических традиций (R. Taft). На малых часах читали разделенный на строфы Пс 118. Кроме того, в состав 1-го и 3-го часов входили Пс 50, 6-го - Пс 53, 9-го - Пс 85 (кроме Великого поста, когда использовался Пс 50).

http://pravenc.ru/text/114338.html

Толли и др. Для методологии изучения раннехрист. памятников богослужения важны работы П. Брадшоу. Исследованием локальных обрядов занимались В. Саксер (североафрикан. богослужение), М. Грос-и-Пужоль, М. Смит, И. Хен, Дж. Хенниг, М. Макнамара (галликанский и кельт. обряды), А. Пареди, А. Триакка, Э. Каттанео (амвросианский обряд), Р. Пфафф, Д. Н. Дамвиль (англосакс. традиция), Ж. Вивес Гатель († 1978), А. Оливар-и-Дайди, Ж. Пинелль-и-Понс († 1997), Х. Ханини (испано-мосарабский обряд и рим. обряд в Испании). Прорыв в изучении монастырского богослужения на Западе произошел с появлением в 1963 г. сер. «Corpus Consuetudinum Monasticarum», инициатором издания которой был К. Халлингер († 1991). Литургические книги и богослужебную практику периода раннего и высокого средневековья изучали П. Де Клерк, С. Фогель († 1982), П. М. Жи († 2004), А. Ангенендт, Э. Палаццо, Р. Рейнолдс. Для истории рим. обряда периода позднего средневековья важны работы С. ван Дейка († 1971) и Р. Амье († 2000), а также опубликованные М. Дикманом († 1991) папские Церемониалы и Понтификалы. Широкий круг тем, связанных с Л., рассматривается в работах А. Жакоба (особо выделяется его диссертация о рукописной традиции формуляра Литургии святителя Иоанна Златоуста). Значительных успехов в изучении вост. литургических традиций добились исследователи, связанные с Восточным папским ин-том в Риме: прежде всего А. Рас († 1983), подготовивший собрание сир. анафор, Х. Матеос († 2003), издатель Типикона Великой ц., изучавший также восточносир. службы суточного круга и чин визант. литургии, М. Арранц († 2008), опубликовавший Мессинский Типикон и исследовавший визант. Часослов и Евхологий, и Р. Ф. Тафт, автор многотомного исследования Литургии святителя Иоанна Златоуста . По-прежнему активно работают их ученики и коллеги С. Жанерас-и-Виларо, Г. Винклер , У. Занетти, Ф. ван де Паверд, С. Паренти и др. Один из наиболее плодовитых исследователей древнего иерусалимского богослужения и арм. обряда - Ш. Рену, издавший, помимо прочего арм.

http://pravenc.ru/text/2110586.html

Вечерня начиналась с psalmus lucernaris (букв.- псалом при светильниках, иначе lucernarium, ср. одно из греч. названий вечерни - λυχνικ, т. е. светильники); обряд возжжения вечернего света - одна из древних черт кафедральной вечерни во многих вост. традициях. Далее читались 5 псалмов из числа Пс 109-117, 119-132, 134, 136-141, 143-147, распределенные по дням недели, пелась песнь Богородицы (Лк 1; см. Magnificat ). В конце вечерни читались «4 стиха псалма» из Пс 8, 14, 30, 36, 76 и 91 (кроме воскресений). Повечерие, как и Laudes, состояло из 6 псалмов: Пс 4; 30. 1-7; 90; 132; 133 и 116 (ср. Шестопсалмие ), песни прав. Симеона Богоприимца (см. Nunc dimittis, Ныне отпущаеши ) и чина покаяния (ср. с чином прощения в конце визант. повечерия). В целом порядок служб оффиция соответствовал зап. (в первую очередь рим.) монашеской практике, за исключением нек-рых частей, сохранявших следы древнего кафедрального богослужения часов. Обряд люцернария (возжжение вечерних светильников) Особенности литургического года А. о. тесно связаны с тем, что в Медиолане было 2 соборных базилики, отдельный баптистерий , ц. св. Лаврентия, часовня Св. Креста и др. храмы, что, как и в др. городах со священной топографией, предполагало стациональное (связанное с определенными храмами и местами города) богослужение . Во времена свт. Амвросия древней или малой (vetus, minor) называли базилику, находившуюся, вероятно, на месте совр. готического собора (il Duomo) в честь Рождества Пресв. Богородицы , а новой (nova) - базилику в честь св. Феклы , построенную ок. 350 г. неподалеку от первой. Впосл. Большой (maior) или летней (aestiva) ц. стал называться собор в честь Пресв. Богородицы, а наименование зимней (hiemalis) или Малой (minor), вероятно, перешло к ц. св. Феклы, что подтверждается уже ранними Сакраментариями (H. Jenner). По Берольду, в XII в. от Пасхи до праздника Освящения Большой ц. (см. ниже) богослужение совершалось в ней, в остальное время - в Малой ц. По большим праздникам предписывалось служить 2 мессы, по одной в каждом из соборов. В 40-х гг. XVI в. ц. св. Феклы была разрушена (ее остатки изучены археологами в сер. XX в.- Краутхаймер. С. 79-83).

http://pravenc.ru/text/114338.html

Латеранский собор, Рим Римский устав влиял на иные литургические традиции, существовавшие в Италии и на Западе, но в VI веке местные Церкви сохраняли богослужебное своеобразие. В строгом соответствии с Римским уставом богослужение совершалось в субурбикарных епархиях. Значительное сходство с римской литургической традицией имело богослужение Карфагена и Африканской Церкви. Но в городах Северной Италии употреблялся иной богослужебный обряд, который сложился в Милане и который поэтому так и называется Миланским, или чаще Амвросианским – в честь Амвросия Медиоланского, потому что первые сведения о нем содержатся в творениях этого святителя. Подвергавшийся впоследствии унификаторским исправлениям в сторону сближения с римским ритуалом, он все же сохранился в церковном употреблении и поныне в церквях Милана и других городов Ломбардии. По своему характеру Амвросианский обряд представляет собой синтез особенностей римской и галликанской традиции, которая в середине I тысячелетия была самой распространенной на Западе, охватывая обширную территорию Галлии, ставшей Королевством франков. Ее особой разновидностью были литургические традиции Испании и – со значительными местными особенностями – Ирландии. Несмотря на ряд спорных вопросов в основном юрисдикционного и дисциплинарного характера, христианский Восток и христианский Запад в VI веке сохраняли вероисповедное единство и евхаристическое общение в лоне Единой Кафолической и Православной Церкви. Литургия по важности своей превосходила все иные события из государственной, общественной и частной жизни Богослужение совершалось в храмах: кафедральных, приходских, монастырских, мученических, куда приходили паломники, чтобы поклониться мощам свидетелей веры. За Литургией совершалось таинство Евхаристии, которое по важности своей превосходило все иные события из государственной, общественной и частной жизни. В эпоху Юстиниана это стало очевидной истиной для значительного большинства ромеев и латиноязычных римлян, для эллинизированных и латинизированных потомков варваров, для коптов, сирийцев, армян – граждан Римского государства и подданных императора.

http://pravoslavie.ru/89147.html

В испано-мосарабском обряде в В. ч. совершались предкрещальные чины: «передача» символа веры, наложение знамения креста и умовение ног (см. ст. Крещение ). Кроме обычной мессы в В. ч., между 3-м и 6-м часами городские приходские священники служили в сельских храмах т. н. missa per titulos (мессу по титульным [храмам]). На вечерней мессе читались: Иер 20. 11-12; 1 Пет 2. 21-25; Ин 16. 32 слл. Богослужебные тексты свидетельствуют, что тема установления Евхаристии не была главной в этот день (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 258-261). В амвросианском обряде службы Страстной седмицы в ср. века носили характер изобразительного символизма. Согласно источникам XII в., в В. ч. в Милане совершался следующий обряд: архиепископ читал молитву над 3 предполагаемыми потомками прокаженного, к-рого исцелил свт. Амвросий Медиоланский. После этого процессия с пением непорочных отправлялась в др. церковь, где одного из этих троих торжественно облачали в новые одежды, архиепископ умывал и целовал ему ноги, затем подводил к алтарю и совершал в его присутствии мессу, затем отпускал, наделив деньгами. Видимо, основой обряда служил евангельский текст о пребывании Христа в дому Симона прокаженного (Ibid. P. 194-195). После 3-го часа совершался обряд окончания оглашения, во время к-рого 3 диакона в красном облачении читали отрывки из Книг пророка Даниила и Премудрости Соломона и рассказ из Евангелия от Марка о предательстве Иуды, так чтобы его могли слышать только те, кто стояли в непосредственной близости (в 1954 заменено обычным чтением Мф 26. 14-16). В этот же день уже со времен свт. Амвросия ( Ambros. Exam. 5. 24. 91-92//CSEL. 32. P. 203; ср. с Ep. 76. 26//CSEL. 82. P. 124, а также с древней иерусалимской и рим. практик) совершалось таинство Покаяния. Важную роль имели обряды приготовления мира и, на вечерне, умовения ног архиепископом священникам, диаконам и начальникам хора и чтецов (при этом читалось Ин 13. 1-15). На вечерне и на мессе читалась Книга Ионы. До XII в. в Милане сохранялся обычай в В. ч. служить мессу не только на опресноках, но и на квасном хлебе (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 198). На мессе читались 1 Кор 11. 20-34 и Мф 26. 17-73. После Евангелия в дореформенном чине было принято петь визант. тропарь «Вечери Твоея».

http://pravenc.ru/text/150115.html

Теорию Дюшена о вост. происхождении А. о. поддержали П. Леже, Э. Каттанео, Ж. Лемарье и К. Альцати. Др. исследователи - Ф. Пробст, А. Чериани, М. Маджистретти, П. Кажен, Ф. Каброль , П. Баттифоль, Й. Юнгманн, А. Пареди- считали наиболее вероятным рим. происхождение А. о., со временем выработавшего собственные, свойственные только ему черты. По мнению Чериани и Маджистретти, А. о. сохранил более раннюю по сравнению с сохранившимися рим. Сакраментариями форму рим. обряда. По мнению Пареди, Миссал из Боббио, как и «Готский» Миссал (Missale Gothicum, VIII в.), содержит молитвы медиоланского происхождения, что подтверждает зависимость галликанской традиции от амвросианской (Paredi. Milanese rite. Р. 842). А. М. Триакка настаивал на исконном своеобразии А. о. среди зап. обрядов, о чем, по мнению ученого, свидетельствуют основные структурные и содержательные особенности А. о. Ученый предположил, что нек-рые общие с вост. традицией черты А. о. могут восходить к первоначальному ядру богослужения ранней Церкви, когда греч. еще мог быть одним из 2 разговорных языков в христ. общине Медиолана и на нем могло совершаться богослужение. Триакка подчеркивал 2 фактора, влиявших на формирование А. о. вплоть до IX-X вв.: борьба с арианством и его эпигонами и влияние западносир. и визант. обрядов (через богослужение Равенны ), александрийского богослужения (через аквилейский обряд ), богослужебных обычаев Сев. Африки, Испании, заальпийских областей Европы и, наконец, Рима, ставшее со временем преобладающим. Это и привело, с т. зр. Триакки, к сложному литургико-богословскому многообразию А. о. Реформа А. о. в XX в. В кон. XIX в. появилась тенденция «очистить» А. о. от более поздних наслоений. В нач. XX в. были изданы исправленные редакции литургических книг: Миссала (1901), подготовленного А. Чериани, Миссала (1913), изданного А. Ратти (буд. папа Пий XI ) и М. Маджистретти, а также певч. книг. Реформа рим. богослужения, начатая на Ватиканском II Соборе (см. Novus Ordo ), повлекла за собой необходимость изменений и в А. о. Еще при кард. Дж. Б. Монтини (1954-1963; буд. папа Павел VI ) были упрощены рубрики богослужебных книг, последования Страстной седмицы приведены в соответствие с шедшей параллельно реформой рим. последований. В дальнейшем был предпринят перевод богослужебных книг на итал. язык. Сначала появились двуязычные издания: чины таинств Крещения и Брака, погребения (1965), а также Миссал (1966).

http://pravenc.ru/text/114338.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИТАЛИЯ. V Церковная музыка Средние века Благодаря географическим условиям и различным культурным влияниям церковное пение в позднеантичной и раннесредневек. И. развивалось в рамках неск. родственных традиций, связанных с местными особенностями совершения богослужения: староримского пения - в Центр. Италии, амвросианского пения - в Медиолане (Милане) и окрестностях и собственных певч. традиций - в Аквилее (см. ст. Аквилейский обряд ) и Равенне на севере, беневентанского пения (см. в ст. Беневентанский обряд ) - на юге. В греч. мон-рях Юж. Италии, Сицилии и Рима, а также в городах, находившихся под властью Византийской империи (в частности, в Равенне), богослужебное пение следовало визант. традиции или испытало влияние последней (см. разд. «Церковное пение» в ст. Византийская империя ). Предание приписывает меры по упорядочению богослужебного пения неск. Римским папам, начиная с Дамаса I (366-384), в частности свт. Григорию I Великому (590-604) - создание репертуара, впосл. названного его именем, и основание корпорации римских певчих - schola cantorum. Однако эти сведения являются легендарными. Так, источники той эпохи не содержат свидетельств об особом интересе свт. Григория к вопросам церковного пения, а совр. исследователи считают, что schola cantorum появилась только во 2-й пол. VII в., следов., любая певч. реформа, для к-рой требуется совместная работа певчих над репертуаром, до этого времени была невозможна ( Dyer. 1993 ; McKinnon. 1995. P. 201-202). Вероятно, ранее в Риме, а в др. итал. традициях и в более поздний период сложные песнопения исполнялись только солистами, что допускало определенный элемент импровизации; мелодии же простых песнопений, исполнявшихся общиной, были неизменными. Усилиями schola cantorum в Риме началось формирование единого корпуса праздничных песнопений - проприя мессы , в основном завершившееся при папе Григории II (715-731) ( McKinnon. 1992). Разделение на сольное и общинное пение для богослужения оффиция засвидетельствовано в ранних монашеских уставах - в «Regula magistri» (нач. VI в.), составленном для неизвестного мон-ря в окрестностях Рима, и в Уставе прп. Венедикта Нурсийского для мон-ря Монте-Кассино (30-е гг. VI в.) (см. изд.: Forman, Sullivan. 1997). В последнем подчеркивается, что сольное пение, как и чтение, необходимо поручать только тем братьям, к-рые своим пением могут назидать слушающих (Reg. Ben. 38).

http://pravenc.ru/text/2033728.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010