Это «доверение» происходило по большей части следующим образом. Фараон намечал будущего наследника среди детей правящего князя. Об этом говорят и анналы Тутмоса III: «всякий раз, когда кто-либо из князей умирает, его величество назначает на его место его сына». Иногда наследника вместе собратьями брали в столицу и воспитывали при дворе. Этим достигалась двоякая цель: имели заложников для обеспечения повиновения и давали будущему вассалу соответствующее воспитание в желательном духе. Царевичей держали взаперти; упоминается даже в египетских текстах какой-то укрепленный дворец в восточной части Фив; М. Миллер полагает, что это и есть место их жительства. Впрочем, сами князья вспоминают без горечи о своей юности в Египте. Так, Ябитри, царь Газы, пишет: «когда я был мал, меня привезли в Египет: я служил царю, стоял у дверей царя, моего господина». Случалось, что царь задерживал наследника или послов. Тогда сам город просил, как это было в Тунипе: «мы просим у царя, нашего господина, сына Аки-Тишуба; да отдаст его нам наш господин. Ведь его отослал к нам царь Египта, почему же задержал его на пути царь, наш господин?» Конечно, бывали случаи и самовольного вступления на престол; нередки были и узурпации. Фараон, впрочем, мирился «с ними, если дань выплачивалась с прежней исправностью. Символом вступления на престол было помазание на царство: на голову возливался елей. Тутмос III во время своих постоянных походов имел возможность часто делать это сам, и авторы телль-амарнских писем имели повод вспомнить о том, «как Манахбириа поставил моего деда царем и возлил ему на голову елей». Впоследствии новый царь посылал в Египет своего сына или другого почетного посла за елеем. Как бы ни были настроены вассалы относительно фараона и какова бы ни была степень их верности, выражения, в которых они к нему обращались, исполнены подобострастия, переходящего часто, как и все на Востоке, всякие границы. Самая обыкновенная формула: «царю, моему господину, моему богу (или моим богам), моему солнцу» получает разного рода распространения, напр.: «дыханию моей жизни» (из Сидона), или: «господину земель, царю страны, великому царю, царю брани» (из Библа) и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Вопрос о достоверности предания о взятии Иерихона войском Иисуса Навина по-прежнему служит предметом дискуссии. Итальянские археологи, Лоренцо Нигро и Николо Марчетти, продолжившие раскопки Иерихона в 1997 г., утверждают, что они не нашли там никаких следов разрушений, которые можно было бы связать с приходом израильтян. Джон Гарстанг, исследовавший Иерихон в 1930–1936 гг., пришел к выводу, что город был уничтожен около 1400 г. до Р.Х. – в то время большинство исследователей датировали Исход именно этим временем. К западу от городища Гарстанг обнаружил обширный некрополь. Египетские скарабеи (около 160 экземпляров, большинство из них гиксосского периода), входившие в погребальный инвентарь, позволили ему датировать самые поздние погребения временем правления Аменхотепа III (1388–1351). Кэтлин Кеньон, изучавшая городище в 1952–1958 гг., пересмотрела некоторые выводы Гарстанга. Она установила, в частности, что одна из раскопанных им стен крепости рухнула еще в конце III тысячелетия до Р.Х., и что некоторые из тех слоев разрушения, которые Гарстанг относил к началу XIV b. следует датировать первой четвертью – серединой XVI b. до Р.Х. (время изгнания гиксосов из Египта). В XIV b., после долгого периода запустения, Иерихон возродился, его стены были восстановлены, но через несколько десятилетий он был разрушен вновь, на этот раз, похоже, окончательно (верхние, наиболее поздние слои городища полностью размыты, поэтому ничего определенного о последней стадии существования города сказать нельзя). К. Кеньон датирует этот последний период обживания в пределах 1375–1300 гг. Таким образом, и Гарстанг, и Кеньон обнаружили в Иерихоне метровый слой пепла, разрушенные стены, множество наполненных зерном сосудов в жилых домах – свидетельство того, что пожар и разрушения имели место вскоре после жатвы. Очень многие детали в описании Иерихона в книге Иисуса Навина, вплоть до пристроенных к северному участку оборонительной стены жилых домов, действительно подтверждаются археологическими данными – они явно записаны «со слов очевидца». Однако последние слои разрушений и пожаров датируются концом XIV b. до Р.Х., что, как уже говорилось, противоречит современным взглядам на возможную дату исхода – около 1200 г. до Р.Х. Остается предположить, что некоторые эпизоды, включенные в историю завоевания Ханаана, на самом деле относятся к более раннему времени и могут быть связаны с мятежами хабиру в XIV b. до Р.Х. Упоминание о нападении хабиру на Иерихон содержится в одном из документов амарнского архива. Часть хабиру, среди которых было много семитов, впоследствии могли войти в состав израильского народа и принести с собой воспоминания о штурме Иерихона и других городов Ханаана. Со временем эти рассказы слились в единую повесть о завоевании, где разновременные события перепутались окончательно, и в таком виде вошли в официальные хроники.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

41:1–55. Имя фараона. Имя фараона в истории Иосифа неизвестно. Некоторые подробности повествования указывают на то, что эти события происходили либо во времена гиксосского владычества (1750– 1550 гг. до н. э.), либо в амарнский период (XIV в. до н. э.), когда, согласно египетским источникам, в Египте обосновалось большое количество семитов, в том числе занимавших важные государственные посты. Современные знания о египетской истории и обычаях подтверждают это предположение как наиболее логичное и правдоподобное. Однако библейская хронологическая информация указывает на более ранний период – 12-ю династию Среднего царства (1963–1786 гг. до н. э.). Не имея более точных исторических ориентиров, связать этот рассказ с правлением определенного царя невозможно. Следует заметить, что автор(ы) Книги Бытие никогда не называют фараонов по имени. Возможно, это делается умышленно, поскольку в Египте фараон считался богом, и израильтяне не хотели называть его по имени. 41:1–7. Повторяющиеся сны. На древнем Ближнем Востоке сновидения считались сообщениями богов. Некоторые из них были очень просты и прямолинейны (см. сон Иакова в Вефиле, 28:10–22), но если дело касалось царя или фараона, повторяющимся сновидениям придавали особое значение. Так, здесь фараону приснились два сна, предупреждающие о наступлении голода в Египте. Известно, что у шумерского царя Гудеа также были повторяющиеся сны, в которых он получил повеление строить храм. В обоих случаях сны царственных особ истолковывались волхвами, или представителями бога. В тексте из Мари говорится об особом значения сна, который повторяется на следующую ночь. В эпосе о Тильгамеше и в поэме о невинном страдальце троекратное повторение сна подтверждает его достоверность. 41:8–16. Волхвы и мудрецы. И в Египте, и в Месопотамии, и в Хеттском царстве существовали гильдии магов и чародеев, в задачу которых входило истолкование знамений и снов, а также приготовление снадобий для разрешения различных медицинских проблем магическими средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3:4. Агров. Из приведенного здесь описания явствует, что область Агров была чрезвычайно густо заселена. Иногда она отождествляется с Васаном, объяснением чему может служить то обстоятельство, что это название относится к местности, примыкающей с юга к Ярмуку и частично им окруженной. Ассирийские цари IX в. до н. э. тоже воевали в этом регионе и захватили много городов в окрестностях горы Авран. 3:5. Укрепленные города Трансиордании. В этом регионе проводилось мало археологических раскопок, но такие места, как Тел-Сорег (Tel Soreg), дают ясное представление о неукрепленных селениях сельских общин. Семь городов к востоку от Галилейского моря упоминается в амарнских текстах XIV в. до н. э., локализующих эти города в земле «Гару» (­Гесур?). Археологические исследования на Голанских высотах обнаружили двадцать семь городов, заселенных в конце периода средней бронзы и восемь городов периода поздней бронзы. 3:5. Ворота и запоры. Ворота обычно устраивались с двойными (внутренними и внешними) дверями, а проход внутрь укрепленного города шел не по прямой линии, а под углом. Внешние ворота железного века в Телль-эн-Насвех (en-Nasebeh) запирались с помощью балки, вставляемой в выдолбленные в камне пазы. 3:9. Ермон/Сирион/Сенир. Гора Ермон находится в горной системе Антиливан. Высочайшая вершина этого хребта, Джебел-эш-Шайх (ash-Shaykh), достигает 9232 футов и обычно покрыта снегом. В египетских, хеттских и угаритских источниках используется название Sirion. В ассирийских анналах IX в. до н. э. эта гора именуется Saniru. 3:10. Салха и Едрея. Едрею отождествляют с современным городом Дера в Сирии, в 60 милях к югу от Дамаска и 30 милях к востоку от Галилейского моря, у реки Ярмук. Археологические раскопки здесь не проводились. Город упоминается в древних текстах из Египта и Угарита. Салха, современный Салкат, находится в 25 милях к востоку от Едреи. 3:11. Железный одр Ога. Несмотря на то что многие комментаторы и даже некоторые переводы истолковывают этот предмет как базальтовый саркофаг, язык этого фрагмента не оставляет сомнений, что речь идет именно о «железном одре».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6:1. Иерихон. История заселения Иерихона восходит к 9-му тыс. до н. э., что позволяет этому городу считаться древнейшим в мире. Результаты его раскопок вызвали ожесточенные споры, а их археологическая интерпретация осложняется значительной эрозией, перемешавшей слои, на которых археологи основывают свои датировки, и уничтожившей большое количество вещественных остатков. Раскопки, проведенные К. Кеньон в 1950-х гг., показали, что город 4 подвергся полному разрушению (следы землетрясения и пожара) примерно в 1550 г. до н. э. (в конце периода средней бронзы), после чего, вплоть до IX в., здесь лишь изредка появлялись немногочисленные жители. Этот вывод ставит под вопрос как раннюю, так и позднюю датировку исхода и завоевания. Главным аргументом Кеньон было отсутствие привозной кипрской керамики бронзового века. На это можно возразить, что в Иерихоне найдено множество образцов местной керамики периода поздней бронзы (1550–1200). И все же многие проблемы археологии Иерихона остаются неразрешенными. Город 4 окружен облицованными камнем стенами высотой 15 футов, надстроенными стенами из сырцового кирпича высотой 8 футов. Эти стены поддерживают вал, поднимающийся на высоту 15 футов к следующему, более высокому кольцу стен, также сложенных из кирпича. На вершине этого вала, между стенами, сохранились остатки жилых домов. Иерихон не упоминается ни в амарнских текстах, ни в египетских перечнях этого периода. Географические сведения см. в ком мент, ко 2:1. 6:3,4. Шесть дней обхода в молчании. В угаритском эпосе о Керете (вероятно, известном жителям Иерихона) войско Керета подходит к стенам города Удумми и получает повеление бога Эла соблюдать тишину и не делать ни единого выстрела в течение шести дней. И тогда на седьмой день из города приходят послы, которые предлагают Керету снять осаду за большой выкуп. 6:3,4. Роль священников. Главной обязанностью священников было поддержание святости ковчега. Своим присутствием они постоянно напоминали израильтянам о том, что война, которую они ведут, – это война Яхве. О символике ковчега см. коммент. к 3:17.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

14:13. Тридцать перемен одежд. Тридцать комплектов одежды, о которых здесь идет речь, – это парадные одеяния, используемые в особых случаях. Их можно сравнить с современными костюмами. Подобно тому, как рубашка надевается под костюм, «синдон» надевался под вышитый плащ. 14:14. Мед в трупе. Представление о том, что пчелы устраивают улей в трупе крупного животного, известно из литературы Эгейского региона (откуда вели происхождение филистимляне), поэтому такую загадку филистимляне вполне могли разгадать. 14:18. Загадка в ответ на загадку. Брачные друзья ответили на загадку Самсона, загадав свою загадку, объясняющую, каким образом они получили ответ. Мед и лев – ответ на загадку Самсона. Но что слаще меда и сильнее льва? Разумеется, женские чары. Самсон продемонстрировал свое умение разгадывать загадки, мгновенно дав образный ответ, разоблачающий коварство его жены. 14:19. Аскалон. Аскалон расположен на берегу Средиземного моря, примерно в 40 милях к югу от Тель-Авива. Хорошо укрепленное древнее поселение площадью примерно 150 акров было одним из пяти главных городов филистимлян. В амарнский период (XIV в. до н. э.) хананейским правителем Аскалона был Йидья (Yidya), которому принадлежат семь писем из амарнского архива. Филистимляне обосновались здесь около 1175 г. до н. э. Во времена Самсона (железный век I) Аскалон имел укрепления, по меньшей мере, на северном склоне, а также гласис (скат у основания крепостной стены, затрудняющий доступ к стене) и кирпичную башню. Чтобы добраться от Фимнафы до Аскалона, требовалось покрыть около 25 миль. Неясно, почему Самсон отправился именно туда, а не в Экрон, Геф или Азот, находившиеся значительно ближе. 14:20. Итог свадьбы: жена, отданная другому. Выдача жены Самсона замуж за брачного друга отнюдь не указывает на тайную любовную связь и не противоречит существовавшему в то время порядку вещей. Задача брачного друга состояла в том, чтобы обеспечивать поддержку женщины, если муж ее бросит. В вавилонской молитве, адресованной Иштар, содержится просьба, чтобы разгневанный муж возвратился к жене в дом ее отца, а связанный с этой молитвой ритуал имеет целью зачатие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5:6. Иерусалим. Город занимает важное стратегическое положение на пути с востока на запад, от переправы через Иордан к приморской равнине. Мимо него проходят важнейшие дороги через горную местность, ведущие из Беэршивы в Беф-Сан. Немалое значение имеет и то, что город стоит на границе между Иудой и Вениамином. Глубокие ущелья, пролегающие к востоку и западу от плато, обеспечивают естественную защиту, а наличие источника воды делает это место особенно привлекательным. Древнейшие упоминания Иерусалима в египетских «Текстах проклятий», где его цари именуются Yaqirammu и Shayzanu, датируются началом 2-го тыс. до н. э. В архиве Амарны сохранилось шесть писем правителя Иерусалима Авди-Хевы египетскому фараону с просьбой о военной помощи. В амарнский период (XIV в. до н. э.) Иерусалим, бывший одним из важнейших городов этого региона, вел борьбу с Сихемом за господство над горной местностью. Иерусалим был захвачен израильтянами в период завоевания, но его жители, иевусеи, не были изгнаны из города ( Суд. 1:21 ). В этот период Иерусалим занимал лишь узкую возвышенность площадью около 10 акров, протянувшуюся к югу от современных стен Старого города. Площадка на вершине возвышенности имеет всего 400 футов в ширину и около 1500 футов в длину. Население не превышало тысячи человек. Хананейский город был построен на искусственной платформе, поддерживаемой террасами. Археологи обнаружили ступенчатое каменное строение высотой более 50 футов в северо-восточной оконечности этой возвышенности. Очевидно, это и была упоминаемая в ст. 7 иевусейская крепость, использованная затем Давидом при возведении своего дома (ст. 11). Город был окружен стеной толщиной 10 футов, которая была построена за 800 лет до завоевания города Давидом. Никаких других материалов, относящихся ко времени Давида, археологи не обнаружили. 5:6. Иевусеи. Упоминаемые впервые как потомки Ханаана ( Быт. 10:16 ), иевусеи, вероятно, были несемитским народом, родственным хеттам и хурритам, появившимся в этом регионе в начале 2-го тыс. до н. э. Они жили в городе Иевусе, расположенном на границе Иуды и Вениамина ( Нав. 15:8,63; 18:16 ). После завоевания Иерусалима Давидом иевусеи были либо ассимилированы, либо порабощены израильтянами, и в конечном счете утратили национальную самобытность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

31:13. Под дубом в Иависе. Рассказ о Сауле завершается погребением его костей под дубом, в чем, несомненно, заключается горькая ирония. Под дубом в Гиве собирал он свои войска и осуществлял царскую власть в 22:6. Теперь это одиноко возвышающееся над могилой дерево стало единственным памятником Саулу. Вторая Книга Царств 1:1–16 Известие о смерти Саула 1:1. Хронология. Время действия – примерно 1010 г. до н. э. Эта дата получена путем обратного отсчета от более определенных в хронологическом отношении моментов в дальнейшей истории царств. 1:1. Секелаг. См. коммент. к 1Цар. 27:6 . 1:2. Прах на голове. Посыпание головы прахом или пеплом – обычная форма выражения скорби в библейские времена. Этот обычай существовал также в Месопотамии и Ханаане. Целью многих траурных ритуалов было отождествление живых с умершими. Нетрудно догадаться, что посыпание головы пеплом символизировало погребение. 1:2. Пал на землю и поклонился. Земной поклон был типичным способом выражения почтения на древнем Ближнем Востоке. Росписи египетских гробниц изобилуют изображениями людей, простирающихся ниц перед фараоном. Каждое письмо амарнского архива (XIV в. до н. э.) построено по единому образцу, где за приветствием следует стандартное восхваление фараона, включающее семикратный поклон. 1:2. Распространение новостей. Обычно новости распространялись с помощью гонцов. Поскольку управление государством расстроилось, а многие представители власти бежали или скрывались, гонцов, способных распространить весть об исходе сражения при Гелвуе, почти не осталось (тем более в такой далекий город, как Секелаг, удаленный от места сражения примерно на 75 миль). Вероятно, это известие распространяли воины, возвращавшиеся по домам, или купцы, переходившие из города в город. Однако в данном случае амаликитянин, несомненно, разыскивал Давида в надежде снискать его расположение. 1:6. Пал на свое копье. Копье, которое служило царской регалией Саула ( 1Цар. 22:6 ) и которым он пытался убить Давида ( 1Цар. 18:10,11; 19:9,10 ), сыграло в жизни Саула важную символическую роль, став в конце концов орудием его собственной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11:4. Колесницы позднего бронзового века. Хананейские колесницы позднего бронзового века представляли собой легкие повозки, почти без брони, с колесами, снабженными четырьмя спицами. Обычно в колесницы впрягали двух лошадей. Они не идут в сравнение с железными колесницами следующего периода, покрытыми броней и снабженными массивными колесами с шестью спицами, способными выдержать дополнительную нагрузку. 11:5. Меромские воды. Если локализация Мерома в Карней-Хиттин верна (см. коммент. к 11:1), то воды Меромские – это река или ручей в окрестностях города. К северу от селения Карней-Хиттин проходит русло вад и. 11:6. Порча лошадей. У израильтян не было возможности пристрелить лошадей из милосердия или взять на себя заботу о них. Но и оставлять лошадей врагу они не хотели. Порча лошадей заключалась в подрезании подколенного сухожилия (аналогичного ахиллову сухожилию человека). 11:8. Путь преследования. Путь преследования проходил по области, известной под названием «Верхняя Галилея», на запад, по направлению к побережью Средиземного моря. Сначала израильтяне преследовали хананеев в долинах к северу от Назарета, затем вверх по побережью, до территории Сидона, южная граница которого проходит по реке Литани (Мисрефоф-Маим?). Следуя вдоль течения реки на восток, они вошли в долину Хуле (долина Мицфа) и снова повернули на юг, к Асору, чтобы заявить свое право на завоеванные города. 11:11. Разрушение Асора. Асор был уничтожен пожаром в XIII в. до н. э., причем Нижний город никогда больше не заселялся. Строительная деятельность Соломона в Асоре ограничилась только Верхним городом. 11:12. Города царей. Царские города были административными центрами крупных регионов. В амарнский период некоторые города Палестины, например Газа и Беф-Сан, служили резиденциями египетским наместникам. Такие города, как Сихем и Асор, также могли считаться царскими, поскольку они контролировали большие территории. Уподоблением царским городам Гаваон обязан своему выгодному стратегическому положению и крепостным сооружениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

12:18. Шарон. Опираясь на текст Септуагинты, можно предположить, что «Шарон» указывает местонахождение Афека, поскольку это географическое название используется в других местах по отношению к другим городам (см.: Нав. 13:4 ; 3Цар. 20:26–30 ). Если же это отдельный город, то, скорее всего, он был расположен вблизи территории филистимлян. 12:19. Мадон и Асор. См. коммент. к 11:1. 12:20. Шимрон-Мерой и Ахсаф. См. коммент. к 11:1. 12:21. Фаанах. Несмотря на то что Фаанах (Телль-Тааннук, в 4 милях к северо-западу от Мегиддона, на окраине Изреельской долины) был основан примерно в 2700 г. до н. э., сведения об этом городе не встречаются в небиблейских источниках вплоть до XV в. до н. э., когда Тутмос III упомянул его в своем отчете о битве при Мегиддоне (1468). Впоследствии Фаанах, как и некоторые другие города Изреельской долины, стал регулярно попадать в перечни завоеванных городов этой благодатной спорной территории. Его включение в перечень завоеваний Иисуса Навина – дань этой традиции. Первоначально он входил в состав удела Асира, но затем стал причисляться к владениям Манассии ( Нав. 17:12 ; Суд. 5:19 ). Судя по результатам раскопок, расцвет Фаанаха приходится на середину 3-го тыс. и на период между XVII и XIV вв. до н. э., что свидетельствует о его зависимости от Египта, господству которого положило конец вторжение «народов моря». Тем не менее в X в. до н. э. здесь была построена новая система укреплений, указывающая на возрождение города в период царств. 12:21. Мегиддон. Мегиддон, господствующий над западным проходом к стратегически важной Изреельской долине, равнине Сарон и приморскому торговому пути из Египта в Месопотамию, привлекал внимание многих древних завоевателей. Основанный около 3300 г. до н. э. вблизи двух источников, Мегиддон разрушался и восстанавливался двадцать раз, по мере того как египетские (анналы Тутмоса III, Сети, Рамсеса II; амарнские письма), хеттские и месопотамские войска сражались за господство над городом и торговыми путями, проходившими через Сирию и Палестину. Разрушение города поздней бронзы (слой VIIA) в XII в. до н. э. совпадает с прекращением вассальной зависимости от Египта, последовавшим за вторжением «народов моря» (о чем свидетельствует обнаружение в этом слое филистимской керамики). В рассказе о завоевании Мегиддон упоминается только в этом перечне поверженных царей. Отданный во владение Манассии ( Нав. 17:11 ), город, однако, не был покорен израильтянами вплоть до периода царств (З Цар. 4:12; 9:15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010