Соотнести упоминаемый здесь «сороковой год» с абсолютной хронологической шкалой не представляется возможным, поскольку текст не предоставляет для этого необходимой информации. В Древнем мире время описывалось только относительными категориями («пятый год правления царя X»), и такой же подход демонстрирует библейский текст (здесь – сороковой год после исхода). Абсолютной хронологической системы («1385 год») не существовало. См. статью «Датировка исхода», с. 84. 1:4. История. Рассказ об этих сражениях содержится в Чис. 21:21–35 . Из трех упоминаемых здесь городов раскопки производились только в Есевоне, но их результаты поставили идентификацию этого города под сомнение (см. коммент. к Чис. 21:25–28 ). Аштероф назван здесь столицей Васана. Он упоминается в египетских и ассирийских текстах, в амарнских письмах, а также, по мнению некоторых исследователей, в тексте из Угарита, где Аштероф фигурирует как город, в котором правит бог Эл. В наше время это место известно под названием Телль-Аштера ( " Ashtarah) и расположено на реке Ярмук примерно в 25 милях к востоку от Галилейского моря. Сведения о Сигоне и Оге в каких-либо источниках, кроме Библии, не содержатся. 1:6. Хорив. Другое название горы Синай, которая, по всей вероятности, расположена в южной части Синайского полуострова. Более подробное обсуждение этого вопроса см. в коммент. к Исх. 19:1,2 . 1:7. География. Содержание этого стиха составляют главным образом различные топографические объекты. Выражение «гора аморреев» относится, вероятно, ко всему южному региону, по контрасту с землей хананеев, расположенной севернее. Равнина [Арава] – рифтовая долина Иордана к северу от залива Акаба, тогда как горная местность, разделяемая Изреельской равниной, простирается к северу и к югу вдоль западного берега Иордана. Шфела (Shephelah; [ в русском переводе – «низкие места " ]) тянется в южном направлении от гор к побережью Средиземного моря. Негев ( в русском переводе – «земля Ханаанская») – пустыня, расположенная в треугольнике, образуемом Мертвым морем, Средиземным морем и заливом Акаба.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5:11. Тир. Финикийский город Тир был одним из важнейших портов Древнего мира. Он располагался на небольшом острове (около 150 акров) в Средиземном море, примерно в 100 милях к северу от Иерусалима. Город и его материковая крепость часто упоминаются в древних источниках, в том числе в документах из Эблы, египетских «Текстах проклятий», амарнских письмах, угаритском эпосе о Керете, египетском «Жизнеописании Ун-Амуна», а также в греческих и римских источниках. Помимо морской торговли основу его экономики составляли производство красителей (см. коммент. к Чис. 4:6 ) и экспорт кедра. 5:11. Хирам. Основываясь на хронологических вычислениях римского историка Иосифа Флавия (I в.), временем правления Хирама I Тирского (в финикийских источниках – Ahiram; в ассирийских – Hirammu) считают 969–936 гг. до н. э. По словам Иосифа Флавия, он располагал обширной информацией об истории Тира и правлении Хирама. Предложенная им датировка фактически исключает вероятность того, что Давид и Хирам правили в одно время, но, возможно, это объясняется несовершенством методов вычисления, доступных Иосифу Флавию. В древних ближневосточных документах информация об этом Хираме отсутствует, зато часто упоминается его тезка, Хирам II, правивший позднее. Известность этого имени подтверждается относящимся к этому периоду саркофагом Ахирама, царя расположенного неподалеку Библа. 5:11. Кедровые деревья. Кедры растут очень медленно и живут до трех тысяч лет, достигая высоты 120 футов. Прочность, красота структуры древесины и ее приятный запах обусловили широкое применение кедра в строительстве храмов и дворцов Древнего мира. Высокое содержание смол препятствовало развитию грибка. Леса Ливана на западном склоне Ливанских гор (на высоте около 5 тыс. футов над уровнем моря) были одним из немногих ареалов его распространения. Месопотамия и Египет импортировали кедр, начиная с 4-го тыс. до н. э. К началу X в. от этих легендарных лесов почти ничего не осталось, что сделало редкую древесину еще более ценной. 5:11. Дворец Давида. Археологи не обнаружили никаких остатков дворца Давида, но помощь Хирама Тирского при его строительстве указывает на то, что он был построен по финикийскому архитектурному проекту. Современные финикийские образцы, раскопанные в Сирии, подпадают под аккадское определение bit-hilani, обозначающее портик с колоннами. Здание в стиле bit-hilani, раскопанное в Мегиддоне, идентифицируют как дворец Соломона. Последний, вероятно, дает наиболее наглядное представление о том, как выглядел дворец Давида. Площадь дворца в Мегиддоне составляет около 5 тысяч квадратных футов. Внутри находится несколько больших залов, в том числе зал для приемов, внутренний двор и двенадцать помещений меньшего размера для жилых или административных нужд. В комплекс дворца, состоявшего, по меньшей мере, из двух этажей, входила сторожевая башня.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24:24. Пятьдесят сиклей серебра. По сравнению с четырьмястами сиклями, уплаченными Авраамом за пещеру Махпелу ( Быт. 23 ), эта сумма не так уж велика. Правда, из 1Пар. 21:25 мы узнаем, что Давид заплатил за весь участок шестьсот сиклей золота. Третья Книга Царств 1:1–53 Соломон получает престол в обход Адонии 1:3,4. Статус Ависаги. Поскольку в тексте не сообщается о каких-либо переговорах с родственниками Ависаги, очевидно, она не была официально принята в царский гарем. Хотя Ависага не была ни женой, ни наложницей, роль последней спутницы царя оказалась достаточно двусмысленной, чтобы поместить ее в дальнейшем в самую гущу борьбы за власть (см. коммент. к 1:13–21). 1:3. Сунамитянка. Сунем (совр. Солем) расположен на территории Иссахара, в 7 милях к юго-востоку от Назарета. Упоминается в перечне завоеваний Тугмоса III (XV в. до н. э.) и в амарнских письмах (XIV в. до н. э.). 1:5,6. Право первородства в Израиле. На древнем Ближнем Востоке право первородства соблюдалось не всегда. Из многих текстов явствует, что дети разделяли наследство поровну. Что касается наследования власти, то в некоторых культурах братья имели преимущество перед сыновьями. Иногда право назначать наследника принадлежало царю, причем в некоторых случаях требовалось согласие подданных. У израильтян первенцы обычно имели определенное преимущество, однако и наследство, и власть далеко не всегда доставались первенцам. См. коммент. к Втор. 21:15–17 о наследственных правах первенцев в древней ближневосточной культуре. 1:5. Пятьдесят скороходов. Лица, занимавшие высокое положение в обществе, имели обыкновение демонстрировать свое могущество, разъезжая на колеснице в сопровождении скороходов (см. коммент. ко 2Цар. 15:1 ). Как явствует из анналов Саргона II и других ассирийских царей, в военной обстановке подобная свита превращалась в боевое подразделение. 1:7,8. Поддержка военачальников и священников. В угаритском эпосе о Керете принц Йацциб, старший сын Керета, утверждает, что больной царь не в состоянии исполнять свои обязанности, и потому должен уступить престол наследнику. Такое же стремление овладеть престолом дряхлеющего отца проявляли сыновья Давида. Они приступили к достижению этой цели, обеспечив себе поддержку со стороны наиболее влиятельных группировок внутри государства, а именно военачальников и священников. Противостояние любой из этих группировок предвещало недолгое царствование (см.: 3Цар. 16:15–18 и 4Цар. 11 , соответственно). Поскольку на повестке дня стоял вопрос о переходе власти к одному из членов царствующей династии, в получении поддержки от кланов и колен не было необходимости. Нафан и Вирсавия, с их настойчивым стремлением установить институт регентства (существовавший в Египте и Месопотамии) и нежеланием насильственно отстранять Давида от власти, смогли приобрести престол для Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Под собственным именем И. впервые упомянут в ВЗ как город хананеев, царь к-рого Адониседек заключил союз против Гаваона (Нав 10. 1-4). Считается, что именно И. назван в егип. Текстах проклятий (кон. XIX в. до Р. Х.) и Амарнских письмах (XIV в. до Р. Х.); в последних вассал Египта Абди-Хиба, правящий в И., заверяет фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) в преданности (эти источники упом. в регионе совр. Израиля кроме И. еще Аскалон и Беф-Рехов). Имя И. встречается в ассир. текстах (засвидетельствована форма   , в т. ч. в связи с осадой города Синаххерибом в 701 г. до Р. Х. (ANET. P. 288)). В Библии нет описания города. Понять его топографию помогают сочинения уроженца И. Иосифа Флавия (I в. по Р. Х.), особенно надежные в описании укреплений города (только он описал 3 городские стены) и построек царя Ирода Великого ; необходимо учитывать, что привязки даны к давно не существующим ориентирам, а размеры и расстояния зачастую преувеличены. Город Давида. Вид с юга. Аэрофотосъемка Город Давида. Вид с юга. Аэрофотосъемка Единственная древняя карта - мозаика ок. 565 г. из Мадабы , открытая в кон. XIX в., где И. назван по-гречески «Святой град Иерусалим», окружен овальными стенами (6 ворот, 21 башня) и пересечен по оси «север-юг» 2 колоннадными улицами - большой и малой кардо (cardo maximus и cardo minimus). Схематичные и менее подробные ранневизант. изображения И. сохранились в церковных мозаиках в Умм-эр-Расас в Заиорданье. В средние века и в раннее Новое время сложилась традиция условно-схематических изображений святынь города на картах эпохи крестовых походов и в иллюстрациях к итинерариям (вид из «Итинерария» С. Верро, 1581 г.; план 1588 г. из Генуи). Первые обмерные гравюры и рисунки сделаны в XVI-XVII вв. (напр., фра Бернардо Амико). Простейший план И. совр. типа снял в 1818 г. австр. врач Ф. Зибер; затем брит. картограф и архит. 1-й пол. XIX в. Ф. Катервуд с помощью camera lucida скопировал абрис главных зданий, издал панораму и план И. Видовая фиксация И. стала проводиться чаще с развитием ориентализма в XIX в. (Д. Робертс, У. Бартлет, рус. акварелисты). Сведения письменных источников и картографии дополняют топографические и археологические исследования. История натурных исследований

http://pravenc.ru/text/293782.html

Исторические сведения об этом регионе появляются с XIV в. до Р. Х. В амарнских письмах , адресованных егип. фараону и высоким егип. чиновникам, упоминаются военные конфликты из-за центральной части Голанских высот. Нек-рые из поселений на Голанских высотах, известных из егип. памятников, идентифицированы (Мааха, Гессур). Дискуссионным остается вопрос, в какой мере библейские книги Иисуса Навина, Царств и Паралипоменон могут осветить историю этого региона. Во всяком случае в X-VIII вв. до Р. Х. между арамеями и евреями, потом между Израилем и Дамаском велась непрекращающаяся борьба за контроль над ним (Нав 12. 5; 2 Цар 10. 6-19; 3 Цар 9. 18; 15. 20; 20. 1-43; 4 Цар 10. 32-33; 14. 25; 1 Пар 2. 23). В 733 г. до Р. Х. Голанские высоты были присоединены к Ассирии (4 Цар 15. 29). В раннюю эллинистическую эпоху территория Голанских высот была независимой адм. единицей (ипархией). Селевкиды включили ее в состав более крупной пров. Гилеад, но в результате Маккавейской войны она частично перешла под власть Хасмонеев. В 83-80 гг. до Р. Х. Александр Яннай овладел большей частью Голанских высот. В 64 г. до Р. Х. Гней Помпей передал их правителю Итуреи Птолемею, сыну Меннея. В 20 г. до Р. Х. имп. Август отдал территорию царю Ироду, после смерти к-рого в 4 г. до Р. Х. она перешла под власть тетрарха Филиппа. При нем столицей стала Кесария Филиппова. Поскольку Филипп не оставил наследников, после его смерти в 34 г. территория была включена в состав пров. Сирии, в 37 г. дарована Калигулой царю Агриппе I, а в 53 г.- Агриппе II. Регион сильно пострадал в период 1-й войны с Римом (66-70). После смерти Агриппы II часть территорий отошла Сирии, часть - Иудее. В эпоху поздней Римской империи регион процветал. В VII в. Голанские высоты оказались под властью арабов. Однако евр. общины существовали в регионе до XIII в. Голанские высоты вновь обрели статус адм. единицы только в 80-х гг. XIX в. в составе Османской империи, когда центром региона стала Эль-Кунейтра. С нач. XX в. на ее территорию стали проникать евр. поселенцы, но до 1967 г. там жили в основном мусульмане-сунниты, а также друзы и др. национальные меньшинства. В результате т. н. 6-дневной войны между Израилем и соседними араб. гос-вами в 1967 г. Голанские высоты были оккупированы израильскими войсками и вошли в состав гос-ва Израиль.

http://pravenc.ru/text/165247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСКАЛОН АСКАЛОН [евр.  ; совр. Ашкелон], г. на юге Израиля (20 км севернее Газы ), на берегу Средиземного м. Упоминается в Библии как филистимский с эпохи завоевания Ханаана (Нав 13. 3; Суд 14. 19), как ханаанский в егип. «текстах проклятий», где указано на его враждебность Египту. В амарнских письмах (поздний бронзовый век) сообщается о поддержке правителем А. Уйдийей войска фараона провиантом 320-326, 370), хотя из письма правителя Иерусалима следует, что одновременно А., Гезер и Лахиш намеревались поставлять припасы хапиру - врагам Египта 287). Египтяне захватили А., рельеф храма в Карнаке изображает штурм войсками Мернептаха «Аскелона, проклятого города, взятого… в минуту слабости» (ANET. 256). На 8-м году правления Рамсеса III (1187 до Р. Х.) была разгромлена коалиция «народов моря», включая города филистимлян A., Ашдод , Екрон , Газу и Геф . Напольная мозаика ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания). VIII в. Напольная мозаика ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания). VIII в. После завоевания Ханаана избранным народом А. входил в территорию колена Иуды , однако, завладев холмистой частью, «сыны Израилевы» не смогли изгнать филистимлян с равнин (Нав 13. 3; Суд 1. 18-19). В эпоху Судей А. упомянут в рассказе о Самсоне , убившем в этом городе 30 мужей (Суд 14. 19); Давид называет А. среди филистимских городов, правители к-рых будут рады поражению Израиля при горах Гелвуйских (4 Цар 1. 20); гибель А. предрекал прор. Амос (1. 8). Ассир. источники VIII в. до Р. Х. еще признают А. филистимским вместе с Газой и Екроном, но в 734 г. до Р. Х. Тиглатпаласар III принуждает А. платить подати, а позже захватывает город. Вплоть до сер. VII в. его цари были лояльны по отношению к Ассирии и город служил опорным пунктом для вторжений в Египет. После краха Ассирии филистимские города отказались платить подати вавилонскому царю Навуходоносору , за что А. к зиме 604 г. до Р. Х. был разрушен, его царь и мн. жители уведены в Вавилон. Город вновь достиг расцвета в период персид. господства. В эллинистический период A. овладели Птолемеи, затем Селевкиды; при Маккавеях А. оставался независимым. К 111 г. до Р. Х. его независимость от Селевкидов была подтверждена чеканкой особой серебряной монеты. В рим. период А. - свободный греч. город. Царь Ирод построил здесь бани, источники и колоннады ( Иосиф Фл. Иуд. войн. I 422). В начале Иудейской войны в греч. А. были убиты 2500 евреев (Там же. II 477), но война не нанесла городу экономического ущерба, и в позднерим. эпоху он все еще был известен своим производством сельскохозяйственной продукции ( Strab. Geog. XVI 2. 29).

http://pravenc.ru/text/76616.html

прот. Олег Корытко Глава XIII. Религия и культура Хеттов В 1887 г. в местечке Тель эль-Амарна, что почти в 300 км к югу от Каира, учёные обнаружили глиняные клинописные таблички, содержащие дипломатическую и административную переписку фараонов Эхнатона и его отца Аменхотепа III. Часть табличек была написана на привычном и известном учёным аккадском языке. В письмах Эхнатон и Аменхотеп III обсуждали некоего царя Хатти и передвижение его войск недалеко от границ с Египтом. Кроме того, среди писем было найдено также и послание от некоего царя Суппилулиумы I, написанное на ранее незнакомом языке. За расшифровку этой находки взялся норвежский учёный Й.А. Кнудтцон, который в 1902 г. обнародовал результаты своих исследований. Выводы, сделанные Кнудтцоном, были поистине революционными. Учёный объявил научному сообществу, что открыл новый индоевропейский язык – хеттский. Тогда столь неожиданное открытие не было принято научным миром и подверглось резкой критике. Но в 1906 г. после археологических раскопок в Турции в деревне под названием Богазкёй (современный Богазкале) немецким востоковедом Г. Винклером были найдены тысячи табличек, написанные на том же языке, что и тель-амарнская находка. Это был благодатный материал для лингвистических исследований, результат которых объявил в 1915 г. чешский филолог Бедржих Грозный, занимавшийся этими изысканиями. По свидетельству Б. Грозного, итоги кропотливого изучения материалов, найденных в Богазкёе, полностью подтверждают гипотезу Й.А. Кнудтцона об индоевропейском происхождении хеттского языка. А, следовательно, у учёных появились первые письменные свидетельства индоевропейского присутствия на территории Малой Азии. Более того, хеттский стал первым индоевропейским языком с письменной фиксацией. С открытия Г. Винклера и исследований Б. Грозного и начала развиваться хеттология – наука, изучающая историю, язык и культуру народов Малой Азии II тыс. до н. э., говоривших на хетто-лувийских языках. Что же сегодня науке известно о хеттах? §1 Общие замечания: свидетельства о хеттах

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Handelsgesch d. lud. 25: «едва ли возможно, чтобы столь разумный правитель мог открыть своему народу очень опасный торговый путь в такую сравнительно отдаленную пристань Чермного моря, как Елаф, а между тем оставил без всякого содействия более или менее цветущую торговлю на родном морском побережье». 5 С встречающимся у древних арабов обычаем – воздерживаться от употребления вина до исполнения предпринятого обязательства или данного обета – запрещение вина назореям нельзя сопоставлять. Тот, арабский обычай, обнимающий кроме того и другие предметы, есть воздержание, имеющее побуждать к исполнению обета. Wellhausen, Reste arab. Heidenthums 122. Goldziher, Mihammedanische Studien I:23, между тем как воздержание назореев от употребления вина означает подлинное содержание обета и притом обнимает не только само вино, но и все, что стоит в связи с виноградной лозой (гроздья, даже зеленые ветви). О запрещении вина Магометом см. Jacob, Studien in arabischen Dichtern, 3, 105 ff. 7 Wellhausen. Die Ehe bei den Arabern, Gott. gel. Xachrichten 1893, 439. Cp. Goldziher, Muhammedanische Studien I. 40 ff. 10 Ср. в Тель-Амарнских письмах, напр. N 214, где автор письма пишет, что верно охранял ворота Газы и ворота Яфы. 14 Если книга пр. Иоиля возникла в этот период, в пользу чего во всяком случае говорят, по видимому, довольно важные основания, то здесь мы имеем образ ужасного, но только временного бедствия, которое не уполномочивает ни на какие заключения о других отношениях. Что иудеи под управлением Артаксеркса Охуса терпели очень много, это более и более делается ясным cp. Cheyne Einl. in das Buch Iesaia 362 ff; но именно участие иудеев в восстании доказывает, что они теперь чувствовали себя более сильными. 15 Ср. Robertson Smith, Kinship and Marriage in Early Arabia 1885. Nöldeke Z. D. M. G. 40, 148 ff. Wellhausen, Die Ehe bei den Arabern. Gotting. gel. Nachr. 1893, 474 ff. По Peiser Mittheilungen der Vorderasiat. Gesellsch. I. 1896, 155, в Вавилонии зятья могли переходить в семейство женщины и быть привлекаемы по закону к культу предков в этой семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

В Палестине культ Д. распространился во 2-й пол. 2-го тыс. до Р. Х. (косвенные признаки, напр. личные имена   и т. п., встречаются в Амарнских письмах ). У филистимлян его имя меняется с   на  . Вероятно, в большей степени Д. почитался в прибрежных земледельческих районах как бог зерна или плодородия. Хотя в позднейшей традиции (у Филона Библского) Д. отводится значительная роль, единственное прямое свидетельство встречается в надписи царя Эшмуназара (V в. до Р. Х.), где говорится о «богатых землях Дагона» (      ) (KAI. 14. 19). В Библии одно из наиболее важных мест, связанных с Д.,- это история о принесении захваченного филистимлянами ковчега завета в храм Д. в Азоте ( Ашдоде ) (1 Цар 5. 1-7). Идол Д. дважды падал ниц перед ковчегом завета и в итоге был найден лежащим перед ним с отсеченными головой и руками (1 Цар 5. 4). Низвержение Д. демонстрировало истинность веры Израиля в Господа. В Суд 16. 23 рассказывается о том, как вожди филистимлян, схватившие Самсона, собрались (видимо, в Газе), чтобы принести Д. жертву благодарения - «великую жертву» (    ). В Нав 15. 41 и 19. 27 упоминается местность Беф-Дагон в уделах Иуды и Асира, что указывает на существование там посвященных Д. храмов. Согласно 1 Пар 10. 10, в одном из таких храмов (вероятно, в Беф-Сане; ср.: 1 Цар 31. 10) выставляли отрубленную голову Саула. Однако археологических подтверждений существования культа Д. в этих местах пока не найдено. Возможно, храм Д. раскопан в 1971-1974 гг. в Тель-Касиле ( Mazar. 1980). Нек-рые исследователи (см., напр.: Albright. P. 1046) усматривают аллюзии на культ Д. в Ос 7. 14 и 9. 1. Культ Д. сохранялся и в межзаветный период. В 1 Макк 10. 83-84 рассказывается, как первосвященник Ионафан Маккавей ок. 147 г. до Р. Х. сжег храм Д. в Ашдоде, где скрывался правитель Келесирии Аполлоний. Этот факт демонстрирует продолжительность существования культа Д. в Палестине. Лит.: Schm ö kel H. Der Gott Dagan: Ursprung, Verbreitung und Wesen seines Kultes. Lpz., 1928; Albright W. F. Archaeology and the Religion of Israel. Baltimore, 19462; Roberts J. J. M. The Earliest Semitic Pantheon. Baltimore, 1972; Ringgern H. Dagan  //ThWAT. Bd. 2. Sp. 148-151 (=TDOT. Vol. 3. P. 139-142); Mazar A. Excavations at Tell Qasile. Jerusalem, 1980. Pt. 1: The Philistine Sanctuary: Architecture and Cult Objects; Pettinato G. , Waetzoldt H. Dagan in Ebla und Mesopotamien nach den Texten aus dem 3. Jh.//Orientalia. R., 1985. Vol. 54. P. 234-256; Holter K. Was Philistine Dagon a Fish-God? Some New Questions and an Old Answer//Scandinavian J. of the OT. 1989. Vol. 3. N 5. P. 142-147; Handy L. K. Dagon//ABD. 1992. Vol. 2. P. 1-2; Wiggins S. A. Old Testament Dagan in the Light of Ugarit//VT. 1993. Vol. 43. P. 268-274; Healey J. F. Dagon//Dictionary of Deities and Demons in the Bible/Ed. K. van der Toorn etc. Grand Rapids, 1999. P. 216-219.

http://pravenc.ru/text/168614.html

10:6,7. Яакан, Мозер, Гудгод и Иотвафа. Эти стоянки также упоминаются в Чис. 33:30–34 . Большинство из них не идентифицировано, но Иотвафу обычно отождествляют с Табехом (Tabeh), оазисом на западном берегу залива Акаба. 10:12–11:32 Призыв к верности Господу 10:17. Божественные имена. Перечисление божественных имен и атрибутов – обычная форма восхваления богов на древнем Ближнем Востоке. Например, в вавилонской поэме о творении «Энума элиш» содержится пятьдесят имен Мардука, верховного бога Вавилона. 10:17. Боги, принимающие дары. Согласно религиозным представлениям древнего Ближнего Востока, на богов можно было оказывать влияние, так как у них имелись потребности. Жертвоприношения и содержание храмов составляло неотъемлемую часть заботы о богах. Давая богам пищу, одежду и укрытие, человек мог рассчитывать на их ответную благосклонность. Этот текст ясно показывает, что Яхве не похож на богов соседних народов. Кроме того, Яхве изображен здесь как справедливый судья, который не грешит против истины из корыстных побуждений. 11:1. Любящий бог на древнем Ближнем Востоке. В амарнских письмах (от вассальных царей Ханаана к их египетскому господину) слово «любовь» используется для обозначения дружественных международных отношений. Оно отражает преданность вассалов и их уважение к условиям договора между сторонами. В литературе Месопотамии редко встречается мысль о необходимости любить богов, но и боги обычно не ждали от людей любви и не вступали с ними в отношения завета. 11:2. Крепкая рука. Крепкая, или «простертая», рука – метафора, которую использовали для описания могущества египетских фараонов. Но рука Яхве, простертая над Египтом, принесла Его народу избавление. См. коммент. к Втор. 26:8 . 11:4. Чермное море. По поводу идентификации этого водного массива высказывалось много предположений. По мнению большинства исследователей, это либо озеро Бала, либо озеро Тимса. См. коммент. к Исх. 13:18 . 11:9. Земля, в которой течет молоко и мед. См. коммент. к 6:3. 11:10. Методы орошения в Египте. Противопоставление основано отнюдь не на предпочтении дождей искусственному орошению, ибо значение и эффективность искусственного орошения признается всеми. Не подразумевается здесь и то, что скудные дожди Палестины лучше, чем регулярные разливы Нила. Неизвестно, какой метод орошения можно идентифицировать как полив «при помощи ног», но это выражение использовано как эвфемизм, обозначающий мочеиспускание в некоторых вариантах рукописей 4Цар. 18:27 . Если здесь значение таково, то противопоставление связано не с методами орошения или изобилием воды, а с чистотой воды, используемой для полива предназначенных в пищу растений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010