4, 206. 65 Роскошные леса Галаада теперь большей частью не принадлежат никому, но вследствие этого постепенно сводятся жителями. 66 Относительно до-израильского времени здесь следует припомнить характеристичный образ в Тель-Амарнских письмах 214.239 Winkler): скорее кирпич выпадет из своего положения, чем я поколеблюсь в моей верности. 68 Bellum 7,189. В связи с этим можно упомянуть и о горячих ключах и источниках вулканических местностей Палестины, так как они уже в древнее время употреблялись в качестве целебных купален, cp. Dechent, Heilbäder und Badeleben Palästina, Zeitschrift d. deutsch. Pal. Ver. 1,173 ff. 72 Cm. Wetzstein y Delitsch Ion. 2,358. Ветцштейн отождествляет эту ropy с железной горой I. Флавия (Bell. 4,454), о которой, впрочем, у последнего говорится, что она простирается до земли Моавитской, что не подходит к Джебель-мирад. Находящиеся здесь рудники были, открыты снова и утилизированы Ибрагимом – пашей, что, понятно прекратилось с новым переходом страны во владение Турок. 73 Заслуживает внимания то обстоятельство, что большинство ветхозаветных названий ремесел и художеств встречаются и в Финикийском языке. 75 Позднее льняное ткачество процветало в Галилее, особенно в Скифополисе, ткачество из шерсти – в Иудее, Schurer, Gesch. 2,37. 76 Ткачество у иудеев, как и вообще на Востоке (см. Kremer, Kulturgesch. 3,86), было очень презираемо, cp. Rieger, Versuch einer Technologie und Terminologie der Handwerker in der Mischna (Dissert.) 1894, s. 25. И. И. Флавий (Arch. 18,314) упоминает в качестве особенности Вавилонии то, что тканье льна и прядение шерсти там считались почтенными для мужчин ремеслами. 78 Что означает рядом стоящее слово мастер, не известно с точностью, обыкновенно его переводят: слесарь. 83 Начало 55 гл. кн. пр. Исайи, вероятно, составляет подражание восклицаниям торговцев водой и других продавцов. 85 В словах Втор.33:19 о Завулоне и Иссахаре: «созывают они народ на гору, там закалают они законные жертвы, ибо они питаются богатствами моря и сокровищами, сокрытыми в песке», Граф и другие видят упоминание о международных праздниках, которые, может быт, соединены были с ярмарками.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

13:23. Ваал-Гацор. Это место отождествляют с Jebel el- " Asur, в 5 милях к северо-востоку от Вефиля в центральной горной местности. 13:23. Стрижка овец. Производство шерсти играло важнейшую роль в экономике древнего Ближнего Востока. Например, значительная часть табличек с хозяйственными документами из шумерского города Ниппур посвящена производству шерсти и торговле этим товаром. Овец стригли в начале лета, обычно в тех местах, где имелось красильное производство и работали ткачи (множество ткацких гирек найдено в Фимне). Поскольку стрижка овец требовала большого количества рабочих рук, эта операция, как и уборка зерновых, выполнялась общими усилиями и сопровождалась праздником (см.: 1Цар. 25:7,8 ). 13:34. География. Маршрут бегства сыновей Давида из Ваал-Гацора невозможно восстановить с достаточной долей уверенности. Их путь, несомненно, был окольным, но текст не сообщает никаких подробностей. Возможно, Horonaim, включенный в NIV из Септуагинты, представляет Верхний и Нижний Беф-Орон, близ которого проходил главный путь на северо-запад. Эти пункты отождествляют с Beit Иг el-Foqa и Beit Ur et-Tahta, примерно в 10 милях к северо-западу от Иерусалима. Они не видны из Иерусалима, но можно предположить, что на западном направлении были выставлены дозорные, которым поручили оповестить о приближении царских сыновей. 13:37,38. Бегство Авессалома. После убийства Амнона Авессалом убежал к своему деду, царю Гессура (в южной части Голанских высот в Васане). Это независимое государство и его города, расположенные к востоку от моря Галилейского, упоминаются в амарнских письмах и египетских «Текстах проклятий». Брак Давида с дочерью Фалмая был одним из многочисленных «дипломатических браков», подтверждавших заключение политических соглашений ( 2Цар. 3:3 ). 14:1–20 Умная женщина из Фекои 14:2. Умная женщина. В сложившейся ситуации потребовался человек, наделенный даром красноречия (см. также об умной женщине из Авеля во 2Цар. 20:16–19 ). Однако, для того чтобы мнение женщины имело вес, она должна была обладать особым статусом. В древних ближневосточных материалах иногда упоминаются образованные или занимающие высокое положение женщины (жрицы, пророчицы, переписчицы), но такой категории, как «умные женщины», еще не существовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Города, отданные Хирамом. См. коммент. к 3Цар. 9:11 , где описывается, как Соломон отдал тирскому царю Хираму двадцать городов в Галилее. Если речь идет о тех же самых городах, то, возможно, Хирам, руководствуясь определенными соображениями, вернул их Соломону. Если же здесь имеются в виду другие города, то местоположение их и обстоятельства, связанные с их передачей, неясны. 8:3. Емаф-Сува. Ранее эти объекты упоминались порознь (см. коммент. ко 2Цар. 8 ), но во времена Соломона они, по-видимому, были объединены. Сува и Емаф находились на самой северной окраине Соломонова царства. Любой поход туда носил либо мирный характер, либо это была завоевательная кампания, наподобие тех, которые месопотамские цари называли походом «к морю». Емаф был известен своими прекрасными пастбищами, и позднее ассирийские цари использовали их для выпаса лошадей во время остановок в пути. Не исключено, что их использовал и Соломон, когда вывозил лошадей из Кувы (см. коммент. к 1:16). 8:4–6. Строительные проекты. См. коммент. к 3Цар. 9:15–19 о строительных проектах Соломона. Фадмор – это оазис Пальмира (около 125 миль к северо-востоку от Дамаска) на караванном пути, связывающем Палестину с Северной Аравией. Города-близнецы Верхний Вефорон (Beit Ur el-Foqa, в 2 милях к северо-западу от Гаваона) и Нижний Вефорон (Beit Ur el-Tahta, в полутора милях далее на северо-запад и ниже по отметкам рельефа на 1000 футов) охраняли Вефоронский проход. Этот проход ведет в Аиалонскую долину (упоминающуюся в амарнских текстах как Ayyaluna), соединяющую холмистую область страны с прибрежными равнинами. Высказывается предположение, что Вефорон упоминается в письмах из Амарны как Bit Ninurta. Ваалаф обычно отождествляется с Кириаф-Иаримом или местечком в его окрестностях к востоку от Иерусалима ( Нав. 15:9; 18:14 ). В Нав. 15он перечисляется среди городов Иуды (Кириаф-Ваал) и обычно отождествляется с Tell el-Azhar, в 9 милях к северо-западу от Иерусалима, однако это не подтверждается археологическими находками и небиблейскими источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24:7. Помазанник Господень. Давид не воспользовался возможностью убить Саула (см. также: 26:8–11), потому что царь был «помазанником Господним». Эта роль была поручена Саулу Богом, и лишить ее мог только Бог. Цареубийство, совершенное претендентом на престол, создавало бы крайне нежелательный прецедент (о нарастающем использовании этого метода см.: 3Цар. 15– 16:27 ). Священное право на престол может служить охранной грамотой царю только до тех пор, пока выражение «помазанник Господень» обладает мистической силой. Таким образом, бездействие Давида, свидетельствуя о его почтении к решению Бога, назначившего Саула царем, является в то же время веским аргументом против покушений на его жизнь в будущем, когда царем станет он сам. На древнем Ближнем Востоке считали, что царь находится под защитой божества. Это отражено, в частности, в хеттском гимне, где говорится, что бог бури уничтожит всякого, кто посмеет угрожать царю. 24:15. Мертвый пес. В аккадской литературе покорность обычно выражалась при помощи самоуничижительных сравнений, в том числе таких, как «мертвый пес» и «блоха». Подобные сравнения встречаются также в амарнских и лахисских письмах. 24:22. Поклянись, что ты не искоренишь потомства. Бесцеремонное умерщвление царем, незаконно захватившим власть, потомков предшествующего царя с целью исключения возможного соперничества или подстрекательства к его свержению было на древнем Ближнем Востоке обычным явлением. Однако древние воспринимали это целесообразное, с политической точки зрения, истребление родовой ветви как угрозу загробному существованию тех членов рода, которые уже умерли (дополнительную информацию см. в коммент. к Чис. 3:12,13 и Нав. 8:29 ). 25:1–44 Встреча Давида с Навалом и Авигеей 25:1. Пустыня Маон ( в русском переводе – «Фаран»). См. коммент. к 23:24. 25:2. Кармил. Этот город находится в Иудейской пустыне, примерно в 8 милях к юго-востоку от Хеврона, чуть севернее Маона. В 15Кармил был отвоеван у амаликитян Саулом, поэтому неудивительно, что его жители верны Саулу (как явствует из ответа Навала Давиду в ст. 10, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВИМЕЛЕХ Авимéлех [евр.    ,  ], имя 2 персонажей ВЗ. Этимологически имя А. означает «отец мой царь»; встречается у др. древневост. народов (   - имя царя г. Тира в амарнских письмах 146-150; филистимский царь А. Быт 20; 26). 1. Царь г. Герара , к-рый встречается в рассказе об Аврааме и Сарре (Быт 20) и об Исааке и Ревекке (Быт 26). Авраам, вступив в поисках воды и пищи на подвластную А. территорию, выдал свою жену за сестру из страха быть убитым местными жителями. Ничего не подозревавший А. взял Сарру в свой дом, и, хотя «не прикасался к ней», Господь явился ему во сне и под страхом смерти повелел вернуть Сарру Аврааму. Царь наделил их богатыми дарами и предоставил право жить на его земле «где угодно» (Быт 20. 15). Позже Авраам заключил договор с А. относительно колодца в Вирсавии , где он построил жертвенник Господу (Быт 21. 22-32). Похожий эпизод рассказывается и в истории об Исааке, к-рый по причине голода пришел «к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар» и выдал Ревекку за свою сестру. И в этот раз никто из народа А. не прикоснулся к жене Исаака, к-рому Господь дал обетование отдать во владение «земли сии» и умножить потомство. Поселившись на земле А., Исаак быстро разбогател, что вызвало зависть у А. и его слуг. Они сначала засыпали колодцы, вырытые еще Авраамом, а затем потребовали удаления Исаака из Герара и постепенно отобрали колодцы Исаака, право на к-рые, однако, он увековечил в их названиях. Остается неясным, идет ли в обоих рассказах речь об одном и том же или 2 разных правителях Герара. Возможно древнеевр. повествователями слово «А.» употреблялось не как имя собственное, а как название царского титула герарских правителей (ср., напр., «фараон» у египтян, «падишах» у тюрок). Характеристика А. как «царя Филистимского», видимо, является анахронизмом, т. к. филистимляне не населяли район Герара вплоть до вторжения «народов моря» на Ближ. Восток (ок. 1200 до Р. Х.).

http://pravenc.ru/text/62766.html

И. М. Дьяконов пишет, что термином   «обозначается такое лицо из числа племен " ибрим, которое либо не входит (вообще или в данное время) в состав членов израильского племенного союза [утратило племенные связи], а позже в состав подданных Израильского или Иудейского царства, либо же изображено в разговоре с собеседником [чужеземцем], который не может быть в курсе [тонкостей] данной племенной структуры [племенных родословий]; таким образом, всякий член израильского племенного союза - ибри, но не всякий ибри - израильтянин; первый термин - общеэтнический, второй обозначает племенную, а позже государственную принадлежность» ( Дьяконов. 1988. С. 273-274; Он же. 1991. С. 122-123). Т. о., имело место терминологическое развитие в описании потомков патриарха Израиля - от   (этническое обозначение) к   (этнополитическое обозначение в период монархии) и к   (после падения единого царства) ( Freedman, Willoughby. 1999. P. 431-432). Нек-рые исследователи отождествляют   с т. н.   о к-рых начиная со 2 пол. II тыс. до Р. Х. сообщают мн. источники (первое упоминание - текст от эпохи Третьей династии Ура (ок. 2050 г. до Р. Х.); в течение последующих 700-800 лет - в ассир., вавилонских, егип. (как  ), угаритских, хеттских текстах; в т. н. амарнских письмах (XIV в. до Р. Х.)). К. Кеньон подчеркивала наличие семит. имен в этой группе хапиру, понимала ее название как этноним и допускала сопоставление этого названия с названиями «евреи» и егип. «апиру». По мнению Кеньон, повествования об Аврааме в общем соответствуют ситуации, связанной с вторжениями гиксосов, в состав к-рых могли входить и хапиру. Однако хапиру изображаются в источниках в основном как воины-наемники, мародеры, торговцы и т. д., орудовавшие на территории всего древнего Ближ. Востока, что не соответствует описанию евреев в Свящ. Писании ( LaSor e. a. 1982. P. 207). В наст. время ряд специалистов считают, что древние евреи выделились из среды хапиру, воспринимая тех и других либо как особые этносы (Р. де Во ), либо как социальные группы. На фоне этого признания делаются новые попытки лингвистических сближений терминов «хапиру» и «ибри». Однако происхождение от одного корня слов   и   систематическое переплетение их семантики (ибри-Евер-переход через Евфрат) и устойчивое соотнесение друг с другом в традиции едва ли допускают поиск иного толкования ( Немировский. 2001. С. 157. Примеч. 26). Отечественные востоковеды считают, что словами «евреи» и «хапиру» обозначаются различные группы людей (Там же. С. 68-69; Тантлевский. 2005. С. 47-49). Согласно Дьяконову, «хапиру не были кочевниками, кем несомненно являлись ибрим, и их этнический состав был не только и не столько аморейско-сутийским, сколько ханаанейским, аккадским и, возможно, хурритским и т. п.» ( Дьяконов. 1988. С. 275; ср.: Ahlström . 1993. P. 234-235). Ветхозаветные патриархи

http://pravenc.ru/text/293912.html

27:5. Сенирские кипарисы. Вероятно, речь идет о разновидности можжевельника, восточном можжевельнике (Juniperus sabina). Согласно Втор. 3:9 , гора Ермон, расположенная в южной части Антиливанского хребта, к востоку от долины Бика, у аммореев называлась Сениром. Ассирийцы называли ее Саниру. 27:5–7. Материалы для строительства кораблей. Перечисленные здесь строительные материалы считались товарами высшего качества в Восточном Средиземноморье. Египтяне использовали сосны и ели для строительства корабельных мачт и при производстве ремонтных работ. Твердая древесина шла на изготовление весел для финикийских галер с двумя рядами весел. Слоновая кость для инкрустации поступала из Киттиона на острове Кипр. Из Египта привозили полотняные ткани, которые пользовались большим спросом по всему Средиземноморью. Красители для парусов, навесов и тентов были самыми дорогими товарами. 27:7. Елиса. Местоположение островов Елисы не установлено. Елиса был сыном Иавана ( Быт. 10:4 ). Это название было дано тирской колонии, которая славилась своими красителями. Вероятно, Елиса соответствует Alashiya – предположительному названию Кипра в амарнских текстах. На семи табличках из Амарны упоминается правитель земли Alashiya, который переписывался с египетскими фараонами в XIII в. до н. э. 27:8. Сидон и Арвад. Сидон и Арвад были финикийскими городами, которые находились на побережье Средиземного моря к северу от Тира. Арвад лежал примерно в 110 милях к северу, а Сидон – на расстоянии около 25 миль от Тира. В описываемую эпоху они, по-видимому, подчинялись Тиру. Оба города часто упоминаются в письмах из Амарны и в ассирийских хрониках. 27:9. Гевал. Как Сидон и Арвад, Гевал (или Библ) был финикийским городом на средиземноморском побережье к северу от Тира, на расстоянии около 60 миль от него. Он, вероятно, находился под властью своего южного соседа. Библ был торговым партнером Египта в 3-м тыс. до н. э. и занимал видное место в текстах из Амарны и в ассирийских анналах. 27:10. Персия, Лидия и Ливия (Пут). Перечисляя эти географические названия, Иезекииль упоминает народы, которые проживали в самых отдаленных частях открытого для них мира. Персия находилась на западе Ирана, Лидия – в Центральной Малой Азии, а Ливия (страна Пут) – к западу от Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9:1. Хабиру. «Хабиру» (Habiru) – понятие, использованное по отношению к людям, не имеющим собственности, более чем в 250 текстах на протяжении 2-го тыс. до н. э. от Египта и Анатолии до земель, лежащих к востоку от Тигра. Во многих амарнских письмах цари Ханаана обращаются к фараону с просьбой прислать дополнительные войска для борьбы с «хабиру», которые доставляют им массу беспокойства. Израильтян, несомненно, причисляли к хабиру, и не исключена вероятность, что понятие «еврей» (Hebrew) произошло от «хабиру» (см. коммент, к Быт. 14и Исх. 21:2 ). Однако обширное географическое пространство, на котором появлялись хабиру в первой половине 2-го тыс. до н. э., когда Израиль был в Египте, не позволяет отождествлять хабиру только с израильтянами. 9:3. Гаваон. Город Гаваон обычно идентифицируют как el-Jib, расположенный в 6 милях к северо-западу от Иерусалима и в 7 милях к юго-западу от Гая. Раскопки обнаружили здесь двойную систему водоснабжения, построенную в начале периода судей. Для создания более ранней из двух систем потребовалось вырубить в известняке шахту глубиной около 35 футов (в которую можно было спуститься по спиральной лестнице), благодаря чему жители города получили доступ к водам подземного источника. Вторая, более поздняя система, обеспечивала доступ к другому источнику с помощью тоннеля. Водная система является веским доказательством того, что это место действительно Гаваон, поскольку достопримечательностью этого города был знаменитый Гаваонский пруд. Кроме того, правильность идентификации подтверждается найденными здесь ручками кувшинов, на которых написано «Гаваон» (хотя следует заметить, что здесь найдены ручки кувшинов с названиями и других городов, но это легко объясняется специализацией Гаваона на виноделии). Остатков, которые датировались бы периодом завоевания, обнаружено очень мало, но раскопки (проведенные в конце 1950-х гг.) ограничились лишь небольшой частью площади древнего города. Гаваон упоминается в некоторых небиблейских источниках. Фараон Сусаким I (X в. до н. э.) включил Гаваон в перечень завоеванных (или встретившихся на его пути) городов в ходе успешного военного похода в Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9:3. Тактика обмана. Хотя в древней ближневосточной литературе не встречаются примеры точно такого же рода, случаи нечестного поведения и обмана в процессе заключения международных договоров были довольно частым явлением. 9:7. Евеи. Евеев часто путают с хорреями, а тех и других вместе отождествляют с хурритами. Хурриты – индоевропейские племена, которые, объединившись, создали царство Митанни, просуществовавшее примерно с 1500-го до 1350 г. до н. э. (см. коммент. к 9:1). Часть переписки хурритов Митанни с египтянами сохранилась в амарнском архиве. Хурриты составляли основное население Хеттского царства и города-государства Нузи. В египетских документах этого периода Ханаан часто обозначается как «земля Хуру». 9:10. Сигон и Ог. Историческая информация о Сигоне и Ore нигде, кроме Библии, не встречается. Это были аморрейские цари, потерпевшие поражение от израильтян в Трансиордании. См. коммент. к Чис. 21:21–35 . 9:10. Астароф. Астароф назван здесь столицей Васана. Он часто упоминается в египетских текстах этого периода, в амарнских письмах и в поздних ассирийских текстах. Некоторые исследователи считают, что Астароф встречается в угаритских текстах как город, в котором правит бог Эл. В наши дни он известен как Телль-Аштара, расположенный на реке Ярмук в 25 милях к востоку от моря Галилейского. 9:14. Вопрошание Господа. Вопрошание Господа осуществлялось посредством оракулов, для чего в Израиле обычно использовался такой механизм, как урим и туммим. См. коммент. к 7:14–18. 9:17. Города Гаваона. Два из трех городов Гаваона можно идентифицировать с некоторой долей уверенности. Кефира – это современный Khirbet el-Kefireh, в 5 милях к югу от Гаваона. Кириаф-Иарим, в нескольких милях от Кефиры, – Tell el-Azhar. Беероф обычно локализуют к северу от Кефиры, в районе Вефиля и Гая, в el-Bireh или Nebi Samwil. 9:18. Обязывающая природа клятв. В культурах, наделявших богов могуществом и способностью активно вмешиваться в жизнь, клятвам придавали очень большое значение. Обеты не исключали возможности послабления ( Лев. 27 ; Чис. 30 ), но неисполнение клятв ставило тех, кто их приносил, под угрозу божественного возмездия. Если человек не держал слово, значит, имя бога, которого он призывал, было для него пустым звуком. Хеттский царь Мурсили (XIV в. до н. э.) истолковывал войну и чуму как следствие нарушения договоров, скрепленных клятвами. Правота Иисуса Навина, считавшего эту клятву священной, подтвердилась во 2Цар. 21 , где нарушение такой же клятвы привело к ужасным последствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

7:13. Сын, который построит храм. Сохранилась надпись, в которой Адад-Гуппи, царица Нововавилонского царства (VI в. до н. э.), описывает сон, посланный ей богом Сином. Бог сообщил, что его храм в Харране суждено построить ее сыну. Но если сыну Давида предстояло построить новый храм, то сыну Адад-Гуппи – восстановить храм, лежащий в руинах. 7:14. Отеческое отношение Бога к царю. Представление о божественном происхождении царской власти нашло наиболее яркое воплощение в египетской идеологии. Фараон считался в Египте сыном солнечного бога Ра. В угаритском эпосе Керет, царь Ховара, является сыном Эла, верховного бога хананеев. У арамейских царей имя бога даже входило в состав их тронных имен (Бен-Адад означает «сын Адада»). В Месопотамии о своем божественном происхождении заявляли, начиная с Гильгамеша, такие цари, как Гудеа, Хаммурапи, Тукультининурта и Ашшурбанипал (и это еще далеко не полный перечень). 7:14,15. Забота и наказания. В договоре 2-го тыс. до н. э. хеттский царь Хаттусили III обещает своему вассалу, Ульми-Тешупу из Тарунтассы, что его сын и внук унаследуют пожалованную ему землю. Далее в тексте говорится о том, что если потомки Ульми-Тешупа совершат преступления, они будут наказаны (вплоть до смертной казни), но династия Ульми-Тешупа не лишится земли, пока в ней будут рождаться наследники. 7:15. Милость. Из хеттских, аккадских, угаритских и арамейских материалов явствует, что доброе отношение сюзерена к вассалам обозначалось как милость, на которую вассалы отвечали повиновением и преданностью. В амарнских письмах (от зависимых хананейских правителей египетскому фараону) «милость» используется как ключевое понятие, характеризующее мирные международные отношения. В библейском тексте сходное употребление этого понятия представлено в 3Цар. 3:6 . В литературе Месопотамии редко встречается мысль о необходимости любить богов, но и боги обычно не ждали любви от своих почитателей и не вступали с ними в отношения завета. 7:18–29. Замечание о молитве Давида. Ашшурнасирпал I (ассирийский царь, правивший лет на тридцать раньше Давида) в своей молитве благодарит Иштар за покровительство. К оказанным богиней благодеяниям царь причисляет свое возвышение из безвестности, превращение в пастыря народа, прославление и возможность установить справедливость для своего народа. О некоторых из подобных услуг Бог напоминает Давиду через Нафана (ст. 8:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010