Святой Ефрем Сирин учит: «Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой». Святой праведный Иоанн Кронштадтский учил: «Если увидишь красивую девушку или красивого юношу, сразу прославь Бога за эту красоту и подумай, сколь более прекрасны небесные ангелы». Нехорошо также и слушать что-либо предосудительное. Святой Марк Подвижник писал: «Слушатель худого бывает и худым (плохим)». Особенно же надо бояться что-либо худое говорить о духовных отцах. Так, Евагрий Монах писал: «Не прислушивайся к речам против своего духовника и не возбуждай против него тех, кто не уважает его, чтобы не прогневался Господь твоими поступками и не изгладил тебя из книги жизни». Один монах отправился из монастыря в город. По дороге ему встретился иудей, который всю дорогу до города ругал настоятеля монастыря. Монах молча слушал, как поносили его игумена. Когда они подошли к городу, жид продолжал провоцировать собеседника: «Согласись, что я прав». На что монах ответил: «Может быть…» Когда монах сделал все дела в городе и вернулся в монастырь, навстречу ему вышел старец и сказал: «Ты теперь не монах и не христианин, ибо осудил своего духовного отца». Защищая глаза и уши от соблазнов, мы стяжаем целомудрие веры и целомудрие нравов. Обуздывая собственный язык, начинаем контролировать и все наше тело. Сказано: «… буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною» (Пс. 38, 2); и еще: «Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло» (Сир. 19, 6); и еще: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1, 26). Если чувствуете, что ваша речь касается чего-то раздражающего или греховного, осуждающего ближнего, моментально начинайте говорить медленно. Так гораздо легче контролировать эмоции и обуздывать их в словах и помыслах. Контролируя свои глаза, уши и свой язык, мы приводим душу в равновесие и избегаем многих падений.

http://pravoslavie.ru/103375.html

  разделы   рассылка  распечатать Дмитрий Сладков, Саров Соловецкое искушение Или испытание согласием во имя наживы И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. Лк. 4, 3-4 Редакция Правой.ру обратилась ко мне с просьбой прокомментировать официальное заявление г-на М. Лопаткина, директора Соловецкого государственного музея-заповедника, распространенное 20 октября сего года ( www.museum.ru ). Руководство Соловецкой обители не раз приглашало меня быть представителем монастыря на различных встречах, семинарах, симпозиумах. Сегодня я говорю от себя лично – как мирянин, полноправный член Церкви, представитель православной общественности России. Официальное заявление г-на М. Лопаткина – интересный и показательный документ. Завершается оно значительной и весомой фразой: " Глубоко убежден, что будущее Соловков, как и будущее России – в согласии, а не в войне всех против всех " . Согласие, конечно, великая ценность. Но иногда оно означает безвольное подчинение. Иногда – соучастие. Есть в нашей русской традиции и многогласие, и даже несогласие, отнюдь не ведущее к войне всех против всех. Итак, согласие кого и с кем? И во имя чего? В официальном заявлении г-на М. Лопаткина все слова расставлены грамотно, политкорректно и весьма обтекаемо, оставляя широкое поле для дальнейших действий. Но очевидные достоинства этого документа не отменяют сказанного Спасителем: " По плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: " Господи! Господи! " , войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного " (Матф. 7, 20-21). Наблюдая за развитием ситуации на Соловках последние пять лет, могу сказать следующее. Что нужно инокам в монастырских стенах? Спасать свои души, попутно вдыхая жизнь в мертвые здания: в храмах возносить соборное молитвословие ко Господу, в келлиях жить и соблюдать личное монашеское правило (по уставу Соловецкого монастыря каждый монах – в отдельной келлии), в трапезной трапезничать, в ризнице хранить облачения, в квасоварне варить квас, в просфорном корпусе печь просфоры, в монастырских гостиницах принимать паломников, в скитах затворяться для уединенной молитвы.

http://religare.ru/2_22553.html

А другие отцы, в свою очередь, собирали овощи со своих огородов и оставляли возле тропинок у скита, по которым чаще всего проходили монахи, паломники и рабочие, чтобы все могли свободно вкусить дары отцов, беря все что нужно. На дальних тропах и по сей день рядом с остановками для молитвы можно найти кусок хлеба и оливки, предназначенные для усталого путника. Это проявление афонского гостеприимства в саду Пресвятой Богородицы, где монахи видят в каждом госте самого Христа, согласно Его словам: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня», и «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (см.: Мф. 25: 42–43, 45). Святой Агапий, усердный труженик, подвизался в ските монастыря Кутлумуш, недалеко от монастыря Ватопед. Он попал в плен к туркам и после двенадцати лет плена чудом был освобожден Богородицей и вернулся на Афон к своему наставнику. Старец сделал ему выговор за тайный побег из плена. Святой Агапий послушался его, вернулся и, благодаря своей добродетели и святости, уговорил одного турка и двух его сыновей идти с ним на Святую гору, где они приняли крещение и стали монахами. Слова нашего современника мудрого отца Афанасия Ивиронского, ласкающие слух, исполненные любви и стремления к Господу, отзываются эхом в моих оглохших ушах, пробуждают мое окаменевшее сердце: «Райское блаженство и радость в этом мире наступят тогда, когда каждый человек осознает тайну Божественного замысла вочеловечения Иисуса Христа через Богородицу Деву Марию ради спасения всего человечества. Иисус и Мария, Мария и Иисус, эти два чудесных имени – вот сам рай!». «Господь спустил меня с высот духовных созерцаний на поле практической добродетели», – сказал один смиренный монах. Он ухаживал за древним, одряхлевшим старцем, который страдал от простатита. У старца было неконтролируемое мочеиспускание, отчего его ученик не спал всю ночь напролет. Другой монах сказал: «Наша любовь должна быть одинаково братской как к родным, так и к незнакомцам».

http://pravoslavie.ru/41549.html

Авва Исаак сказал: «Когда я был молод, то жил у аввы Крония, и никогда он мне не говорил, чтобы я сделал что-нибудь, хотя был стар и весь трясся. Он сам вставал и приносил мне стакан воды, как и другим. Потом я жил у аввы Феодора Фермийского, и он мне тоже не говорил, что нужно делать, но сам накрывал на стол со словами: «Брат, если хочешь, иди поешь». А я говорил в ответ: «Авва, я пришёл к тебе, чтобы получить пользу, что же ты мне не велишь что-нибудь сделать?» Но старец молчал. Я пошёл и рассказал об этом другим старцам. Те пришли и упрекнули его: – Авва, брат пришёл, чтобы от твоей святости получить пользу, почему же ты не говоришь ему, что нужно делать? Старец им ответил: – Но я не начальник монастыря, чтобы командовать. Да. я ему ничего не говорю. Но он же видит, что я делаю, и если хочет, то может работать вместе со мной. С тех пор я внимательно следил за тем, что он делал, и вместе с ним брался за работу. А он работал всегда молча. Этому и меня научил – всегда молчать за работой». Авва Петр говорил, что авва Макарий отличался незлобием в отношениях со всеми братьями. Люди спрашивали: – Почему ты позволяешь так обращаться с собой? – Двенадцать лет я работал Господу моему, – отвечал он, – чтобы Он даровал мне этот дар, а вы советуете отказаться от него? Авва Пимен сказал, что, если человек себя уничижает, то обретает успокоение, в каком бы месте он ни жил. Об авве Петре и авве Епимахии рассказывали, что они были сподвижниками в Раифе 8 . Как-то раз, когда они сели обедать в церкви, им велели пересесть за стол старцев. После долгих уговоров согласился только авва Петр. Но когда он встал, авва Епимахий спросил его: – Как же ты дерзнул пойти за стол к старцам? – Если б я остался, – ответил он, – то братия попросила бы меня как старца первым делом благословить трапезу и считала бы меня первым среди вас. А там, среди старцев, я все же буду меньшим и в помыслах самым смиренным. Петр, пресвитер Дийского 9 монастыря, когда молился с кем-то, то хотя по своему священному сану мог стоять впереди, но по смирению всегда становился позади всех исповедующихся, о чем написано в житии аввы Антония. Он поступал так, чтобы никого не обидеть.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

архимандрит Захария Захару Скачать epub pdf Слово к общине Монастыря Путна – 1 октября 2011 г. – Архимандрит Мелхиседек Велник : Мы рады, что среди нас находится Отец Захария Захару. Я считаю присутствие Его Высокопреподобия здесь Божьим благословением. Мы, в Путне, прошли через несколько тяжелых лет, со многими проблемами, со многими испытаниями. И эти проблемы духовно ослабляют нас. Ещё месяц назад я говорил за трапезой, что для того, чтобы укрепиться, мы бы хотели, чтобы нас посетил какой-нибудь отец, который сказал бы нам несколько слов. И вот, Преблагой Бог даровал нам – и не в какой-нибудь обычный день, но в день Покрова Божией Матери – радость, иметь среди нас Отца Захарию, радость, за которую мы преклоняемся перед Ним и благодарим Его. Также мы благодарим и Отца Захарию за то, что ответил на приглашение Высокопреосвященнейшего Митрополита Феофана, и просим его обратиться к нам с назидательной речью. Простите. Прежде всего я хотел бы поблагодарить Бога, Который Своим замечательным Провидением привел меня в это святое место, а затем поблагодарить Отца Мелхиседека за его теплые слова и исполненный любви прием, который он мне оказал. Я благодарю Бога за каждого из вас, потому что таким образом я делаюсь причастником тех даров, которые Бог вложил в каждого из вас. Когда мы благодарим Бога за дары, которые Он изливает на наших братьев, то и мы становимся причастниками этих даров. Именно это мы и делаем за каждой Литургией. Мы благодарим Бога за все Его к нам благодеяния – известные или неизвестные. Благодарим Его за дары, которые Он излил на Своих святых, особенно на Свою Пресвятую Матерь, и, благодаря Бога, мы входим в общение благодати и даров всех святых всех времен. Монашество является даром Святого Духа, всеобъемлющим даром. Наш отец-основатель, Отец Софроний, говорил, что монашество это упражнение для достижения универсальности Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы предстаем перед Господом в молитве, особенно на Литургии, и Он видит в сердце каждого из нас всю общину, ни один из братьев там не отсутствует, то Бог находит в этом радость и расширяет наше сердце. И это расширение может достичь того, что охватит небо и землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Блаженными слезами можно также назвать слезы сострадания, сопереживания нашим ближним, когда мы проникаемся их горем и стараемся чем можем помочь им. Третья заповедь Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.      Блаженны кроткие. Кротость — это мирный, спокойный, тихий дух, который человек стяжал в своем сердце. Это покорность воле Божией и добродетель мира в душе и мира с ближними. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко (Мф 11, 29–30), — учит нас Спаситель. Он был во всем покорен воле Отца Небесного, Он служил людям и с кротостью принял страдания. Взявший на себя благое иго Христово, следующий Его путем, ищущий смирения, кротости, любви найдет покой, успокоение своей душе и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Некоторые под словом землю разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю. Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все». Кроткие и смиренные христиане без войн, огня и меча, несмотря на страшные гонения со стороны язычников, смогли обратить в истинную веру всю огромную Римскую империю. Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Сам он в полной мере стяжал этот мирный дух, встречая каждого приходящего к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Известен эпизод из его жития, когда к его лесной келье пришли разбойники, желая ограбить старца, думая, что посетители приносят ему много денег. Святой Серафим рубил в это время дрова в лесу и стоял с топором в руках. Имея оружие и обладая большой физической силой, он не захотел оказать пришедшим сопротивление. Он положил топор на землю и сложил руки на груди. Злодеи схватили топор и обухом его жестоко избили старца, проломив голову и переломав кости. Не найдя денег, они скрылись. Преподобный Серафим еле добрался до монастыря. Он долго болел и до конца дней оставался согбенным. Когда разбойников поймали, он не только простил их, но и просил отпустить, говоря, что если этого не сделают, он уйдет из монастыря. Вот какой удивительной кротости был этот человек.

http://pravoslavie.ru/104825.html

Ближайшими помощниками игумена в духовном руководстве иноками были духовники, которые не входили в число соборных старцев. Настоятель мог благословить какогонибудь старца быть духовником всей обители. При поставлении в духовника читалась молитва: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже Наш, иже ключе Царствия Твоего Небесного верховному Твоему апостолу поручив…» и отрывок из Евангелия от Матфея, в котором рассказывается, как Господь, обращаясь к апостолу Петру, сказал: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах» ( Мф.16,18–19 ). Двойная система управления обителью посредством игумена и соборных старцев создавала равновесие в монастыре: с одной стороны, устанавливалось единоначалие, с другой – сохранялся основной принцип церковной жизни – соборность. Соборные старцы могли поправить игумена или чтото посоветовать ему. Однако ни одна система земной власти, как известно, не бывает совершенной. Большие права соборных старцев иногда становились источником раздоров в обители. Известно немало примеров, когда игумен, пытавшийся бороться с нарушениями устава и нерадивой братией, терпел поражение. Великий князь Иоанн III назначил старца Паисия Ярославова, монаха строгой и аскетической жизни, игуменом Троице–Сергиева монастыря, дабы возобновить в нем дух былого подвижничества. После трех лет упорной борьбы с братией (1479–1482) старец Паисий был вынужден удалиться в свой родной Спасо–Каменный монастырь. На протяжении многих лет отношения игумена и соборных старцев в Троицком монастыре оставались весьма непростыми. Их итогом стал уникальный документ, очень дерзкий по тону, если не сказать, – нагловатый. Это своего рода указ игумену, как вести себя в монастыре. В 1584 году собор старцев Троице–Сергиевой лавры предложил архимандриту Митрофану (Дмитровцу) следующие условия: «Стой в церкви со страхом и на своем месте, а с места без дела не сходи и ни с кем не говори, только смотри на божественные иконы и со слезами Бога моли за здоровье Государя и Государыни и за всех православных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Братья же, слыша слова эти из уст преподобного, горько плакали. А преподобный, утешая их, говорил: «Обещаю вам, братия и отцы, что если телом отхожу от вас, то духом всегда буду с вами. И знайте: если кто-либо из вас умрет здесь, в монастыре, или будет отослан куда-нибудь игуменом, то, если даже и согрешит в чем, все равно буду я за того отвечать перед Богом. А если же кто по своей воле уйдет из монастыря, то до такого мне дела нет. Если после того, как я покину свет этот, буду я Богу угоден и примет меня Бог, то монастырь этот начнет устраиваться и пополняться; так и знайте, что принял меня Бог. Если же когда-либо увидите оскудение монастыря и в нищету впадет он, то знайте, что далек я от Бога и не имею дерзновенья Ему молиться». После этих слов преподобный отпустил всех, не оставив у себя никого. Лишь один монах, который всегда прислуживал преподобному, проделав небольшую дырочку в двери, смотрел в нее. Он увидел, что преподобный, став на колени, со слезами молился Богу о спасении души своей, призывая на помощь всех святых и Пречистую Богородицу, Которой поручал он братию и Печерский монастырь. Помолившись, преподобный лег и, казалось, забылся сном. Вдруг воскликнул он громко и радостно: «Благословен Бог! Вот уже не страшно мне, но радуюсь я, что отхожу от света сего!» Что за явление видел он – Бог весть. Потом выпрямился, вытянул ноги, руки крест-накрест сложил на груди и предал свою святую душу в руки Божии. В то же время князь Святослав, находившийся невдалеке от Печерской обители, вдруг увидел огненный столп, поднявшийся над тем монастырем до самого неба. Так он понял, что преподобный отошел ко Господу, и сказал своей свите: «Мне кажется, что сегодня преподобный Феодосий преставился от земли на небо». Оплакивая преподобного, иноки отнесли тело его в церковь и отпели. В то время перед воротами монастырскими собралось множество почитателей преподобного. Братья же заперли ворота и никого не впускали, как повелел преподобный, и сидели возле тела его, ожидая, когда разойдутся люди, чтобы тогда и похоронить его, как он сам повелел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В данной книге доказывается на основании Священного Писания , что иеговисты заблуждаются сами, а затем вводят в заблуждение других людей. Они настолько фанатичны и напоены ядом ереси, что вызывает сомнение, решится ли кто-нибудь из них прочесть эту или подобные ей книги, чтобы понять свои заблуждения и принять истину Божию, нашу Православную веру. Впрочем, если существуют благонамеренные иеговисты, то уверен, что эта книга поможет им пересмотреть свои убеждения. Но больше она поможет православным христианам узнать о заблуждениях иеговистов и беречься от них, как от заразной болезни. Святой Дух наставляет нас: Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти... Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его ( 2Ин.7–11 ) 1 . При написании этого исследования мною были использованы в качестве вспомогательного материала просветительские труды проф. П. X. Димитропулоса (Заблуждения свидетелей Иеговы. Фессалоники, 1963), В. К. Анастопулоса (Хилиасты: их зловерия и опровержения. Афины, 1970) и И. Ф. Колицараса (Свидетели Иеговы. Ч. 1 и 2. Афины, 1961). Стоит, наконец, отметить, что главы этой книги составили серию лекций, которую я прочел в Фонде христианской молодежи «Пантократор» в Пальо-Фалиро для просвещения наших христиан. Было бы неплохо, если бы читатели обратились к соответствующим местам Священного Писания и взяли их себе на заметку, чтобы быть готовыми всякому, требующему отчета, дать ответ ( 1Пет.3:15 ) о нашей вере. Если же читатели получат духовную пользу от этой книги, то да прославится наш Всеблагой Триединый Бог – источник всякого блага. Игумен Священного монастыря Преподобного Григория архимандрит Георгий. Октябрь, 2013 Читать далее Источник: Наша Православная вера и заблуждения иеговистов/архимандрит Георгий (Капсанис), игумен монастыря Григориат на Святойй Гое Афон. Св. Гора Афон : Монастырь Григориат, 2018. – 112 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

В тот же день преставление блаженного Лаврентия Христа ради юродивого Калужского в 1515 году.  Память 11 августа Житие преподобных отец наших Феодора и Василия, иноков Киево-Печерских «Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим.6:10), — говорит святой Апостол Павел. Исполнение этого изречения мы видим в настоящем житии преподобных Феодора и Василия: враг и виновник зла возбудил в душе святого Феодора греховные мысли и намерения ничем иным, как сребролюбием; чрез сребролюбие диавол причинил телесные страдания и смерть не только преподобному, но и советнику его, блаженному Василию. Об этих святых отцах повествуется следующее. Преподобный Феодор во время жизни в миру обладал очень большим состоянием. Услышав однажды слова Господа в Евангелии, — «всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14:33), он последовал им: оставив мир и раздав свое богатство нищим, преподобный Феодор сделался черноризцем Печерского монастыря, ведя жизнь полную подвигов. По приказанию игумена он поселился в пещере, известной под именем Варяжской, где и прожил много лет, соблюдая строгое воздержание. Во время пребывания преподобного Феодора в этой пещере диавол поселил в нем скорбь и сожаление о розданном нищим имении, приводя ему на ум преклонность лет, слабость здоровья и скудость монастырской пищи. Блаженный Феодор не понял, что подобные мысли есть дьявольское искушение. Забывая слова Господа: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф.6:25–26), и видя нищету свою, он начал приходить от скорби к отчаянию, с каждым днем всё более пленяясь искушением. Однажды он открыл, ничего не утаивая, свою печаль своим друзьям. Среди черноризцев Печерского монастыря был некто Василий, один из наиболее добродетельных по жизни. Желая извлечь преподобного Феодора из рва отчаяния и утешить его, он сказал ему:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010