В этих словах Господь учит нас, что кто отрекается от мира, тот должен делать это окончательно. Так, как если бы он шел на войну — не следует полагать слабое и развращенное начало, чтобы и других не отпугнуть от евангельского совершенства и не вселить в них страх. А иначе к нам можно будет отнести слова Василия Великого, обращенные к сенатору, который отрекся от мира робко, удержав при себе часть своих денег: «И сенатором быть перестал, и монахом не стал».    Итак, мы должны со всем усердием исторгать из нашей души корень всех зол — сребролюбие. Мы точно знаем, что если остался корень, то ветви быстро разрастутся. Перед своими очами нужно всегда представлять смерть, которая может нас посетить в любой момент. Да не придет наш Господь в час, который не чаем и не найдет нас запятнавшими свою совесть сребролюбием, и не скажет нам, как в Евангелии Он сказал богачу: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк 12:20). Нужно знать, что добродетель нестяжания трудно исполнить тому, кто живет не в общежительном монастыре, где можно не задумываться даже о наипервейших потребностях. Глава 7: О тех, кто продает или похищает монастырское имущество, весьма грешит перед Богом и будет сурово наказан, ибо, что посвящено Богу, должно почитаться, а не оставаться в небрежении, даже если это ничтожная мелочь; и о том, что подобная небрежность наносит человеку большой вред    В числе братии монастыря святого Евфимия был некий монах Феодот из Галатии. Стефан, который был настоятелем монастыря еще до Фомы, после смерти брата получил наследство в шестьсот золотых монет и все их отдал монастырю. Деньги он хранил в ризнице. Феодот по внушению лукавого незаметно взял эти деньги, когда игуменом монастыря стал не знавший об этих деньгах Фома из Апамеи. Утром Феодот проснулся и притворился разгневанным и раздраженным якобы из-за того, что тут нет никакого покоя. Он ушел из монастыря как бы на поиски безмолвия, а на самом деле для того, чтобы скрыться и унести золото.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

  Старец говорил, что для полноценного занятия молитвой нужно уходить жить на кельи и принимать отшельнический устав - более строгий. А игумен боролся за укрепление административной жизни монастыря, единства братства и, наоборот, не давал благословения преуспевающим братьям уходить в отшельничество. Кстати, побыв после Ставроникиты много лет игуменом Иверона архим. Василий не изменил своих взглядов, несмотря на то, что сам стал отшельником.   Необычна конструкция крыши в храме кельи     Именно за то, что старец Паисий благословлял преуспевающим братьям менять образ жизни на отшельнический, и они уходили из монастыря, игумен поставил Святогорца в такое положение, что старцу оказалось лучше покинуть келью. Так, в июне 1979 года он ушел в Кутлумуш, монастырь более демократичный, к более терпимому игумену Христодулу, который, кстати, тоже не изменил своих взглядов, он до сих пор продолжает поддерживать отшельников. С Паисием из монастыря ушла на кельи часть братии монастыря, что вызывало еще большее негодование игумена.     Стасидия старца Паисия   Опала коснулась не только Паисия Святогорца, но и самой кельи Честного Креста, на которой продолжали собираться любители уединения. А могила старца Тихона стала их святыней.     И вот, с тех пор даже до настоящего времени эта келья была заброшена. В то время как владеющий монастырь Ставроникита крайне ревниво относился к любым попыткам навести там порядок или даже просто облагородить могилу старца Тихона Русского. Вот так Келья оказалась камнем преткновения, а люди дошли в своей вражде до борьбы с камнями.         Весной этого года был очищен родник старца Паисия внизу кельи, который как бы напоил жизнью и камни с деревом. Но не зря написано в Писании: " Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут:  если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. " (Иов, 14.7)   Мы очень рады тому, что этим летом наконец-то келия Честного Креста приведена в порядок, убраны поздние пристройки. Остался только храм с комнаткой Тихона Русского и туалет, как и было 30 лет назад. Территория кельи убрана. И даже удалось снова посадить  на очищенной могилке старца Тихона рододендроны, те самые, которые сажал Паисий Святогорец, чтобы могилка старца не попиралась. Эти растения со временем были заглушены травой и засохли.  

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=1937

Авва Иоанн , живший в горе, называемой Каламон, имел сестру, которая с детства посвятила себя святому подвижничеству. Она воспитала брата своего, этого авву Иоанна, и внушила ему, чтоб он, оставив суету мира, принял монашество. Вступив в монастырь, он не выходил из монастыря в течение двадцати четырех лет и не виделся с сестрою своею. Она же очень желала видеть, почему часто писала и посылала к нему письма, в которых просила посетить ее прежде исшествия ее из тела, чтоб ей утешиться в любви Христовой присутствием его. Иоанн извинялся, не желая выйти из монастыря. Честная раба Божия, сестра его, опять написала ему письмо, в котором было сказано: «Так как ты не хочешь прийти ко мне, — необходимо мне придти к тебе, чтоб по прошествии столь долгого времени я удостоилась поклониться святой любви твоей». Иоанн, прочитав это, очень опечалился и так рассуждал сам с собою: «Если я позволю сестре моей прийти ко мне, — это даст повод и прочим родственникам и знакомым моим навещать меня». Он решился — лучше сам посетить сестру. Он пошел к ней, взяв с собою двух братий, иноков своего монастыря. Когда они пришли к дверям уединенного дома, в котором жила сестра, — Иоанн сказал громким голосом: «Благословите! примите странников!» На голос вышла сестра его с другою рабою Божиею, отворила дверь и не узнала брата своего. Он узнал ее, но не сказал ни слова, чтоб она не узнала его по голосу. Монахи, бывшие с ним, сказали ей: «Просим тебя, госпожа и мать, повели нам дать воды для утоления жажды, потому что мы устали от пути». Им подана была вода, и они пили. Потом, сотворив молитву, возблагодарив Бога и простившись с рабою Божиею, возвратились в монастырь. По прошествии нескольких дней Иоанн опять получает от сестры письмо, в котором она приглашает его прийти к ней для свидания прежде кончины ее и для совершения молитвы в ее келлии. Он написал ей ответ и послал его с монахом монастыря своего. В ответе было сказано: «По благоволению и милости Христа моего я приходил к тебе, и никто не узнал меня. Ты сама выходила к нам, подала мне воды; я принял ее из рук твоих и пил, и, возблагодарив Господа, возвратился в монастырь. Довольно для тебя, что ты видела меня. Более не стужай мне, но моли о мне непрестанно Господа нашего Иисуса Христа» [ 1332 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Авва Иоанн , живший в горе называемой Каламон, имел сестру, которая с детства посвятила себя святому подвижничеству. Она воспитала брата своего, этого авву Иоанна, и внушила ему, чтоб он, оставив суету мира, принял монашество. Вступив в монастырь, он не выходил из монастыря в течении двадцати четырех лет и не виделся с сестрою своею. Она же очень желала видеть: почему часто писала и посылала к нему письма, в которых просила посетить ее прежде исшествия ее из тела, чтоб ей утешиться в любви Христовой присутствием его. Иоанн извинялся, не желая выйти из монастыря. Честная раба Божия, сестра его, опять написала ему письмо, в котором было сказано: так как ты не хочешь придти ко мне, - необходимо мне придти к тебе, чтоб по прошествии столь долгого времени я удостоилась поклониться святой любви твоей. Иоанн, прочитав это, очень опечалился и так рассуждал сам с собою: " если я позволю сестре моей придти ко мне, - это даст повод и прочим родственникам и знакомым моим навещать меня " . Он решился - лучше сам посетить сестру. Он пошел к ней, взяв с собою двух братий, иноков своего монастыря. Когда они пришли к дверям уединенного дома, в котором жила сестра, - Иоанн сказал громким голосом: Благословите! примите странников! На голос вышла сестра его с другою рабою Божиею, отворила дверь и не узнала брата своего. Он узнал ее, но не сказал ни слова, чтоб она не узнала его по голосу. Монахи, бывшие с ним, сказали ей: просим тебя, госпожа и мать, повели нам дать воды для утоления жажды, потому что мы устали от пути. Им подана была вода, и они пили. Потом сотворив молитву, возблагодарив Бога и простившись с рабою Божиею, возвратились в монастырь. По прошествии нескольких дней, Иоанн опять получает от сестры письмо, в котором она приглашает его придти к ней для свидания прежде кончины ее и для совершения молитвы в ее келлии. Он написал ей ответ и послал его с монахом монастыря своего. В ответе было сказано: по благоволению и милости Христа моего я приходил к тебе, и никто не узнал меня. Ты сама выходила к нам, подала мне воды; я принял ее из рук твоих и пил, и возблагодарив Господа, возвратился в монастырь. Довольно для тебя, что ты видела меня. Более не стужай мне, но моли о мне непрестанно Господа нашего Иисуса Христа [ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Амфилохий (в миру Андрей Яковлевич Константинов; 1748–1824) — иеромонах Ростовского Яковлевского монастыря. Амфилохий (в миру Андрей Яковлевич Константинов; 1748–1824) — иеромонах Ростовского Яковлевского монастыря. Иеромонах Флавиан был родом петербургский купец, ближайший родственник знаменитому петербургскому купцу и лесному торговцу Федулу Громову. У Флавиана меньший брат Даниил был послушником у Мартирия «образного старца» и в этом звании уехал с Мартирием в Филиппо-Ирабскую пустынь, где оба они и кончили жизнь. Иеромонах Флавиан был родом петербургский купец, ближайший родственник знаменитому петербургскому купцу и лесному торговцу Федулу Громову. У Флавиана меньший брат Даниил был послушником у Мартирия «образного старца» и в этом звании уехал с Мартирием в Филиппо-Ирабскую пустынь, где оба они и кончили жизнь. Леонтий (XI b.) — первый епископ Ростовский; канонизирован в качестве святого в 1164 г. Леонтий (XI b.) — первый епископ Ростовский; канонизирован в качестве святого в 1164 г. Антоний Дымский (? — 1224) — основатель Тихвинской обители; первоначально был игуменом Хутынского монастыря под Новгородом, но удалился в леса близ Тихвина, где основал свою обитель. Канонизирован в качестве святого. Антоний Дымский (? — 1224) — основатель Тихвинской обители; первоначально был игуменом Хутынского монастыря под Новгородом, но удалился в леса близ Тихвина, где основал свою обитель. Канонизирован в качестве святого. Гоги Магог — апокалиптическое именование народов будущего, которые-наущению диавола, восстанут против Царства Божия в последние дни мира: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей, и выйдет обольшать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань. Число их — как песок морской» (Откр. 20:7). Гоги Магог — апокалиптическое именование народов будущего, которые-наущению диавола, восстанут против Царства Божия в последние дни мира: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей, и выйдет обольшать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань. Число их — как песок морской» (Откр. 20:7).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Они же сказали: «Ни о чем не рассуждая, отче, иди к святителю». Блаженный же сказал: «Воля Господня да будет!» И, устремив взор к иконе Господней, молвил: «О Владыко Христе, Царю, милостив будь ко мне грешному, ибо на Тебя, Создатель, возложил упование мое от юности моей!» И сказав это, умолк. И начал готовиться к путешествию. Взял с собою некоторых из братии, чтобы идти в Новгород, и так отправились в путь. Был же путь святого благополучным – по морю, по озерам и по рекам. И в скором времени оказался он в преславном Великом Новгороде. И сообщили о нем архиепископу. И пришел преподобный Зосима к архиепископу. Святитель же благословил его и повелел сесть, и начал расспрашивать обстоятельно о Божественном Писании, и об исследованности острова, и об устроении монастыря. Блаженный же рассказал ему все о себе и о своем приходе на то место. Было же известно о нем архиепископу еще до прихода преподобного, и понял он по виду его и по уму и по образу мыслей, что это воистину «человек Божий». И рукоположил его, почтив саном священства, и совершил поставление игуменом Спасского Соловецкого монастыря. И дал его пришедшей с ним братии и сказал им: «Отныне этот отец – ваш игумен. Имейте его во образ Христов – со всяческим послушанием и повиновением!» И дал игумену Зосиме на устроение монастыря золота и серебра, церковные сосуды и ризы, и все, что необходимо в дорогу, и, благословив, отпустил их с миром. Многие же бояре города того дали в монастырь блаженного немало всякого добра, и сосудов и одежд церковных, серебра и жита. И другие давали обещания помогать его монастырю, ибо пронесся о нем слух, благодаря добродетельной его жизни, и имя его в той стране стало известно. Ведь говорит Господь: «Славящих Меня прославлю» – и «волю боящихся Его творит». Преподобный же помолился в соборной церкви Святой Софии и в прочих святых церквах, готовясь в путь; и ушел в свой монастырь, неся немало (пожертвований) для устроения церкви и нужд монастыря, – и, с Божией помощью, благополучно достиг своей обители. Старец же Герман и вся братия вышли встречать преподобного к пристани под монастырем. Он же, приветствовав их целованием во Христе, благословил всех – и вошли они в церковь святого Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Дьякон же сотворил ектенью за правоверных князей и за архиепископа и за всех православных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предстоятель Русской Церкви поздравил с праздником Преображения Господня братию Соловецкого монастыря 19 августа 2008 г. 14:23 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий поздравил братию и паломников Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря с праздником Преображения Господня. Текст послания приводится ниже. Его Высокопреподобию архимандриту Мефодию, и.о. наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Дорогой отец Архимандрит Мефодий, братия и паломники Соловецкой обители! Сердечно поздравляю всех вас с праздником Преображения Господня — праздником Соловецкой обители. Праздник Преображения Господня напоминает, что каждому из нас надо обновлять, преображать свою жизнь благодатью Божией, горячей молитвой ко Господу, укреплением братства, взаимопонимания и христианской любви друг ко другу. Нося высокое звание православного христианина, мы должны быть последователями Господа нашего Иисуса Христа не только по имени, но и по жизни. Благочестивая жизнь святых, в том числе и тех, кто подвизался на Соловках, дает нам назидательные примеры того, как нужно проходить земное поприще, чтобы наследовать жизнь вечную. Пребывая в любви, терпении и смирении мы призваны к исполнению апостольской заповеди: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу… И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 1-2). Помнить об этом следует всем нам, живущим в XXI столетии, в эпоху, когда исполняются предостережения апостола: «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны… и уклоняйтесь от них, ибо такие люди служат… своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16, 17). Ныне мой взор обращен к Соловкам. Молитва, для которой нет ни границ, ни расстояний, связывает нас крепкими узами любви во Христе. Разделяя с вами радость великого праздника Преображения, призываю Божие благословение на всех вас, собравшихся ныне на общую церковную молитву под сводами этого величественного храма. Да пребывает с вами милость и благодатная помощь Божия на всех путях жизни вашей. С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Московской Патриархии   Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/449680.htm...

Псалтирь Давида пророка и царя песнь Псалтирь на церковнослав. яз. : — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2018. — 560 с. Новое издание Сретенского монастыря, «Псалтирь» на церковнославянском языке удобного малого формата, содержит помимо 20 кафисм, молитв по их прочтении и последования по исходе души от тела, — церковнославянскую азбуку, список слов, которые могут встречаться под знаком титла, словарь некоторых церковнославянских слов и сравнительную таблицу чисел. Текст набран в две краски, объем — 560 страниц, твердый переплет. «Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а Книга псалмов соединяет в себе все это, и есть некая полная сокровищница спасения человеческого» (Святитель Амвросий Медиоланский). «В ней (Псалтири), как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах и всякий читающий ее, может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? – в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» (Святитель Афанасий Великий) Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26, 30). Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3, 16). Книгу можно приобрести: ·  в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15 тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40) ·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17, тел.: +7 (495) 150-19-09) ·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС. 3 мая 2018 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/112686.html

С благословения игумена допускается посещение монастыря родственниками монашествующего, во время которого они могут проживать в монастырской гостинице, посещать богослужения, говеть и причащаться. Встречи насельников с родственниками внутри монастыря должны совершаться с благословения игумена в особо отведенном для этого месте. В отдельных случаях, по благословению игумена, насельник может посетить близких родственников вне монастыря, к примеру, во время тяжелой болезни, или выехать из монастыря для участия в погребении родственников. 8.7. Отношение монашествующих к имуществу Стремящийся к евангельскому совершенству и избирающий монашеский образ жизни должен освободить себя от попечения об имуществе. Обоснование этому можно найти в евангельских установлениях. Обращаясь к некоему человеку, вопрошающему: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» , - Христос сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 16 и 21). Пристрастие к обладанию имуществом препятствует духовному развитию человека. Господь сказал Своим ученикам: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Мк. 10, 24). Жизнь святых апостолов являет собой пример доброго нестяжания. Святой Петр свидетельствовал Господу от лица апостольского лика: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» (Мк. 10, 28). Каждый монах во время пострига дает обет пребыть «до смерти в нестяжании и вольней Христа ради во общем житии сущей нищете, ничтоже себе самому стяжавая или храня, разве яже на общую потребу, и се от послушания, а не от своего произволения» . Отказываясь от стяжания имущества, монашествующий отлагает лишнее попечение, стремясь освободить свое сердце для Богообщения. По слову преподобного Иоанна Лествичника, «нестяжание есть отложение земных попечений, беззаботность о жизни, невозбраняемое путешествие, вера заповедям Спасителя; оно чуждо печали» . Вот почему святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что «имуществом, богатством, сокровищем инока должен быть Господь наш Иисус Христос» . Нестяжание по праву может быть названо Божественным призывом к ищущим духовного совершенства, по слову Христа Спасителя: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 33).

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/po...

109 ...яко при Ильи бысть: “Горьсть мукы... не умалится?” – Имеется в виду библейский эпизод. Во время великого голода Илью-пророка по Божьему повелению должна была кормить вдова. Придя в Сарепту Сидоноскую, Илья попросил у встретившейся ему женщины дать ему напиться воды и накормить его. Эта женщина – вдова – ответила: «У меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот я наберу полена два дров, и пойду приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем». На это Илья сказал женщине: «...говорит Господь, Бог израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю...» ( 3Цар. 17 ). 110 И от того дне уставися монастырь сей. – Ростовский Петровский монастырь, что на Поле, находился на берегу озера Неро в трех верстах к северо-востоку от Ростова. Согласно «Повести», он был основан в XIII в. при епископе Игнатии. Исторические документы о монастыре сохранились только начиная со второй половины XVII в. Известно, что в монастыре в 1684 г. вместо деревянной была выстроена каменная церковь Петра и Павла. Летописи сохранили известие о существовании в Ростове Петровского монастыря еще в начале XIII в.: ростовский епископ Пахомий, умерший в 1216 г., до поставления в епископы (в 1214 г.) был тринадцать лет игуменом Петровского монастыря. По всей видимости, летописные известия относятся к другому Петровскому монастырю, более древнему. В. В. Зверинский (в кн.: Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1897. Т. III. С. 125) считает, что второй (древнейший) ростовский Петровский монастырь находился не на восточной, а на западной окраине г. Ростова, недалеко от Спасско-Яковлевского монастыря, на улице Петровской. 112 Ахмыл – посол золотоордынского хана Узбека. В 1322 г., как сообшают летописи, он с большим воинским отрядом, сопровождая возвращавшегося из Орды московского князя Ивана Даниловича Калиту, пришел на Русь: «...и много зла учиниша Низовским градом, и Ярославль взяша сожгоша, и много полона безчислено взят» (Никоновская летопись//ПСРЛ. СПб., 1885. Т. Х. С. 188).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010