Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы. Часть 6. Афон и внешний мир Отношения святогорцев с римо-католиками 26 преподобномучеников зографских, сожженых католиками. Фреска у входа в монастырь Зограф. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Надо ли говорить об отношениях святогорцев с римо-католиками в работе, посвященной влиянию Святой Горы Афон на Православные Церкви Восточной Европы? На первый взгляд, это не совсем уместно. Но не будем спешить с выводами. Очень скоро мы увидим, что «вклад» Западной Церкви в процесс кристаллизации истинной православной веры на Афоне трудно переоценить. Неоднократно предоставляя святогорцам возможность самой своей жизнью свидетельствовать верность Христу, латиняне невольно приняли весьма деятельное участие в «выплавке» того эталона православной веры, который потом «транслировался» на Восточную Европу через утвержденные на крови мучеников афонские монашеские традиции. Понимая эсхатологическое значение Афона, Запад всегда пытался обозначить здесь свое присутствие. К счастью, безуспешно. Так, на Афоне издавна существовал Амальфитанский монастырьмонастырь католического монашеского ордена бенедиктинцев. Основанный не позднее 990 года Львом Беневентским, братом князя Беневента Падольфа II, и его учениками, прибывшими из города Амальфи, что в Южной Италии, этот монастырь в богослужении следовал уставу св. Бенедикта Нурсийского. О приезде Льва в сопровождении шести спутников на Афон и о первоначальном проживании их в Иверском монастыре упоминается в житии преподобных Иоанна и Евфимия. Расцвет монастыря пришелся на X–XII века. Это было связано с развитием г. Амальфи и фактории амальфитанцев в Константинополе (3, т. 2, 95). В 1169 году авва пресвитер амальфийцев Фома, как свидетельствует «История Афона», собственноручно подписал по-латыни протатское дело о передаче россам монастыря Св. вмч. Пантелеимона (5, 687). В конце XIII века Амальфитанский монастырь пришел в упадок и в 1287 году присоединен к владениям Великой Лавры. В первой половине XIII века, в 1204 году, святой город Константинополь был захвачен крестоносцами. За первый день оккупации они уничтожили четыре тысячи христиан, разграбили храм Святой Софии и другие церкви, не оставив ни одного золотого сосуда, креста, облачения, иконы или лампады. Их священники вывозили ковчеги со святыми мощами, чтобы отправить в Рим. Были опустошены правительственные здания, музеи, дома горожан. В храме Святой Софии на патриарший престол поставили уличную проститутку и, надев на нее патриаршее облачение, заставляли петь непристойные песни. Все это стало грозным предзнаменованием для афонской братии.

http://pravoslavie.ru/31879.html

Раз уж книга и статья о ней вышли в свет, рекомендуем к чтению эту несколько поспешную статью о башне. В любом случае, остается только порадоваться, что об Афоне начали серьезно писать ученые, снимая с нашего портала непосильную ношу. - Афон   «Неизвестный Афон. Рождение и история бенедиктинского монастыря» - под таким названием в издательстве " Индрик " увидела свет в переводе на русский язык новая книга итальянского профессора Марко Мерлини. В ней впервые подробно исследуется история возникновения, развития и упадка на Афоне латинского бенедиктинского монастыря X-XIII вв., известного под названием «Амальфион» (перевод с итальянского, научная редакция и предисловие М. Г. Талалая). В своей книге Марко Мерлини приоткрывает завесу таинственности и загадочности, по сей день висящую над этой древней святогорской обителью. Он знакомит нас с удивительной историей – о латинском монастыре западного обряда, с итальянскими насельниками, учрежденном в цитадели православия, на Священной Горе Афон. Оказалось, что эти итальянцы – впрочем, правильнее италийцы, а еще правильнее именовать их по городам и княжествам еще не объединенной тогда страны (т.е. амальфитанцы, салернитанцы, беневентцы) – пришли на Афон в числе одних из самых первых иноков. Первые насельники италийской обители лично знали основателя святогорской «республики», преподобного Афанасия, у которых он пользовался непререкаемым авторитетом. Вместе с тем, они принесли на Восток и духовный опыт западного монашества, из его самого главного источника той поры – братства, основанного преподобным Венедиктом (Бенедиктом) Нурсийским.   Прп. Бенедикт Нурсийский. Фреска из афонского монастыря Ватопед Обитель называли сначала по местному топониму – Апофикон («склады»), потом – Амальфион, т.е. монастырь амальфитанцев; затем возникло эллинизировнное Морфину и даже, в наши времена, русифицированное Морфино. Эпизод, рассказанный Мерлини, воссоздает образ истинно Вселенской Церкви, в тот момент еще не потревоженной схизмой. Церкви еще единой, пусть и имевшей в своем лоне разного рода трения и расхождения. Святогорцы-латиняне стали затем свидетелями взаимной анафемы Восточного и Западного первоиерархов в 1054 г., но, как показывает история Афона (наряду со множеством иных примеров), то драматическое событие было почти не " замечено " церковным народом Востока и Запада: разделение еще не пошло вглубь и вселенскость христианства сохраняла соответствующее географическое пространство – всей эйкумены.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=16&iid=2...

Монастырь амальфитанцев, важнейший из трех итальянских монастырей на Афоне, вероятно, жил по уставу св. Венедикта и существовал до XIII в. До наших дней от него сохранилась башня в местности, называемой Морфону. Афанасий питал такие теплые чувства к Иоанну Иверскому, что в своем Завещании назначил его эпитропом Великой лавры. В обязанности последнего входило следить за порядком в монастыре и назначением игумена. Сам Афанасий жаловался на то, что так и не сумел найти достойного преемника. Св. Иоанн скончался уже после смерти святого, его сын, св. Евфимий, также был назначен эпитропом, но не смог должным образом выполнять эти обязанности из-за распрей между греками и грузинами, возникшими в Иверском монастыре. Тем не менее оба монастыря поддерживали дружественные отношения, а игумен Иверской обители ежегодно возглавлял празднование памяти св. Афанасия. После видения ангела св. Фантину (память 30 августа) он с учениками, в том числе с Никифором Нагим, уехал из Калабрии. После кончины тело св. Никифора источало миро. Он не упоминается в Синаксарях и его не следует путать с Никифором, поминаемым 4 мая. В XI в. их число достигнет 700. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 18 июля 2012 г. Рейтинг: 9.2 Голосов: 127 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии М 19 июля 2019, 20:57 Святой Афанасий и другие монахи!молите Господа Бога о нас грешных! андрей варламов 17 апреля 2018, 19:19 Святой мой миленький Афанасий спасибо тебе за то что позволил по быть с тобой наедине инесса 19 февраля 2018, 23:31 Святой Афанасий!молю тебя!прошу прощения!у Господа и всех Святых!тяжело просить такое..но когда ты знаешь что диагноз старшный!и я немогу ничем помочь своему отцу..прошу облегчить ему ...страдания !ему очень больно и тяжело!я прошу отпустить все его грехи и если он что то сделал не так при жизни...и не мучать и не страдать..я его очень люблю мне сложно его отпускать...Я стараюсь!и хочу что бы ему было хорошо!что бы Господь его принял к себе!и он наблюдал за нами с верху и продолжал любить!!!!

http://pravoslavie.ru/54896.html

Афанасием, когда ему здесь предстала Небесная Царица и повелела возвратиться назад в свою обитель. При источнике находится небольшая церковь в честь Богородицы Живоносного источника, воздвигнутая в память явления Божией Матери св. Афанасию; в церкви горит неугасимая лампада пред иконою, изображающей совершившееся здесь чудо. В получасе разстояния от источника Афанасиева есть древнейший столп с церковью св. Великомученика Георгия, называемый Морфина и созданный, как говорят святогорские иноки, еще в то время, когда на св. горе не было и следов иночества. На этом столпе вела подвижническую жизнь дочь одного Греческого Царя, по имени Морфина, от которой осталось название месту её подвигов. Часом далее от того же источника находятся на приморской скале, над обширной пристанью, развалины обители Амальфитанской, процветавшей во время крестовых походов. Эта обитель основана была православными жителями республики Итальянской Амальфи в начале крестовых походов ( т. е. в конце ΧΙ или в начале ΧΙΙ века), когда Амальфитанцы вели торговые сношения с Востоком; она существовала во все продолжение крестовых походов и после них до взятия Царьграда Турками. После того ни в одних актах уже не упоминается о монастыре Амальфитанском. На стенах его доселе уцелело много латинских надписей. На границе монастырей Филофея и Ивера принадлежит Лавре одно приморское место, довольно обширное, с лесом, виноградниками и келлиями, называемое Милопотам. На этом месте, на самом берегу моря, находится древнейшая церковь в честь св. Евстафия, окруженная несколькими келлиями. Церковь эта осталась от древнейшей обители св. Евстафия, существовавшей здесь еще прежде великих монастырей св. горы. Чрез Милопотам идет скорейший и удобнейший путь от Лавры в Карею, отстоящую от него на час ходу; а до Милопотама от Лавры отправляются морем. К северу от монастыря идет дорога в Карею через горы, и здесь, в разстоянии четырех часов ходу, на границе Лавры есть место, называемое Провата (овчее). Это место составляет род дачи, где находятся различные хозяйственные заведения Лавры и подворье с церковью св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

После четвертого крестового похода торговое процветание восточного Рима было совершенно сломлено. Его подданные более или менее ограничивались одним береговым судоходством. Крупная торговля с Левантом совершенно перешла в руки итальянцев. Ее начало лежит далеко позади. Что итальянские приморские города Амальфи и Венеция так долго оставались верными подданными Восточной империи, объясняется тем обстоятельством, что, в качестве имперских подданных, они могли беспрепятственно вести торговлю в пределах Византийской империи без всяких таможенных беспокойств. Эти итальянцы избрали Константинополь своим местопребыванием отчасти уже в XI в., так, например, амальфийский нобиль Панталеоне, дом которого был так блестяще устроен, что в нем мог иметь временную квартиру салернский князь Гизульф. Панталеоне подарил также целый ряд произведений византийского искусства в итальянские церкви, так, бронзовые двери для собора в Амальфи и для римской церкви S. Paolo fuori le mura в Риме. Амальфитанцы основали монастырь даже на Святой горе, и золотые буллы Алексея I Комнина и сына его Иоанна, заключающие в себе привилегии этого монастыря, до сих пор сохраняются в архиве Великой Лавры св. Афанасия. Когда же Амальфи передался в руки норманнов, то император Алексей перенес всю свою милость на своих верных союзников венецианцев. Их торговля с Левантом очень давня. При дворе Карла Великого франкские придворные одевались в пышные одежды, которые они покупали у венецианцев. На своей большой ярмарке венецианцы выставляли на показ все великолепие Востока, которое они привозили с собой из заморских стран. Со времен экзархата сохранилась слабая связь зависимости Венеции от империи. Географическое положение города влекло за собой то, что преимущественно его граждане бороздили греческие воды своими торговыми судами. Уже в X в. они вели с Константинополем цветущую торговлю. Правда, перед отплытием их корабли, не без основания, строго осматривались, чтобы удостовериться в том, не нагружены ли они товарами, вывоз которых запрещен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Ростовского Борисоглебского монастыря архимандрит Иосиф. Солочинского монастыря архимандрит Исаакий. Переславля-Залесского Никицкого монастыря архимандрит Иосиф. Колоцкого монастыря, что в Можайске, игумен Тихон. Николая Угрешского монастыря игумен Феофан. Из Дмитрова Борисоглебского монастыря архимандрит Адриан. Высоцкого монастыря, что в Серпухове, архимандрит Герасим. Владычня монастыря, что на Рязани, архимандрит Аарон. Игумен Леонтий с Унжи Макариева монастыря. Иринарх, архимандрит Кириллова монастыря. Иона, архимандрит Каменного монастыря. Арсений, архимандрит Прилуцкого монастыря. Феофилакт, архимандрит Павлова монастыря. Макарий, архимандрит Корнильева монастыря. Филипп, игумен Ферапонтова монастыря. Дамаскин, игумен монастыря Михайловского Переяславского. Рафаил, игумен Спасского Золотоноского монастыря. Евстратий, архимандрит Елецкий Черниговский. Герман, архимандрит Свято-Троицкий Ильинский Черниговский. Епифаний, архимандрит Назарета Благовещенского Нежинского. Иеромонах Нил, игумен монастыря святителя чудотворца Христова Николая Мокошинского. Иеромонах Зосима, игумен Любецкого Антониева монастыря. Святой великой чудотворной лавры Печерской Киевской архимандрит Иоанникий. Московского Симоновского монастыря архимандрит Пётр подписую второе. Свято-Михайловского Золотоверхового Киевского монастыря наместник, иеромонах Гедеон. Свято-Михайловского Видубицкого монастыря Киевского наместник, иеромонах Венедикт. Общежительного Киево-Межигорского монастыря архимандрит Иродион Жураковский. Софийского монастыря наместник Григорий Гошкевич. Свято-Никольского монастыря Пустынного Киевского игумен Христофор Чарнуцкий. Свято-Богоявленского братского монастыря Киевского вице-ректор Селиверст Помовский. Свято-Троицкого Кириллского Киевского монастыря настоятель Иоасаф Томилович. Свияжского Богородицкого монастыря архимандрит Симеон. Казанского Кизического монастыря игумен Иоасаф. Нижнего Новограда Печерского монастыря архимандрит Варсонофий. Нижегородского уезду Троицкого Макариева Желтоводского архимандрит Филарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алмаз Иванов, Григорей Караулов, Александр Дуров. И того ж часа, после его государева пришествия, пришли в столовую избу святейшие вселенские кир Паисий папа и патриарх александрийский и кир Макарий патриарх антиохийский, а с ними пришли преосвященные митрополиты: Питирим Новгороцкий и Великолуцкий, Лаврентий Казанский и Свияжский, Иона Ростовский и Ярославский, Павел Сарский и Подонский, Феодосий Сербский, Паисий Газский, Григорий Никейский, Козма Амасийский, Афанасий Иконийский, Филофей Тралезонский. Архиепископы: Анания Синайский, Симон Вологоцкий и Белоозерский, Филарет Смоленский и Дорогобужский, Иларион Резанский и Муромский, Иоасаф Тверский и Кашинский, Иосиф Астараханский и Терский, Арсений Псковский и Изборский. Епископы: Александр Вяцкий и Великопермский, Лазор Черниговской и Новгородцкий, Мефодий Мстиславский и Оршанский, Иоаким Сербский. Архимандриты: Троицы Сергеева монастыря Иоасаф, Из Володимеря Рожественного монастыря Филарет, Чюдова монастыря Иоаким, Спасского монастыря Нового Иосиф, Савы Сторожевского монастыря Варнава, Андроньева монастыря Пафнотей, Из Казани Преображенского монастыря Мисайло, Ипатцкого монастыря Кирил, Из Нижнего Печерского монастыря Иосиф, Из Новгорода Футыня монастыря Иосиф, Кирилова монастыря Моисей, Горицкого монастыря Сергий, Лужецкого монастыря Иосиф, Из Ростова Богоявленского монастыря Дионисий, Богоявленского монастыря из-за ветошного ряду Герасим, Из Ярославля Спасского монастыря Сергей, С Волоколамского Иосифова монастыря Саватей, Из Суздоля Спаса Еуфимьева монастыря Павел, Из Новгорода Антоньева монастыря Макарей, Соловецкого монастыря Ворфоломей, Из Нижнего Макарьева монастыря Пахомей, С Вологды каменного монастыря Еуфросим, Из Переславля Залеского Данилова монастыря Аврамий, Из Новгорода Вяжицкого монастыря Ияков, Из Кашина Колязина монастыря Сергий, Покровского монастыря что на Москва Феодорит, Борисо-Глебского монастыря из Дмитрова Аврамий, С Коломны Спасского монастыря Еуфстафей, Из Перемышля Лютикова монастыря Вельямин,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

В. Грамматин М.В. Созонов И. Миловский От корпорации Черкасского духовного училища: В. Креминский Корпорация духовного училища —54— Г) Пожертвования по подписным листам через настоятелей и настоятельниц монастырей Московской епархии. В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Наместника Кафедрального Чудова монастыря, Архимандрита Арсения: От о. Наместника и братии монастыря Наместника Богоявленского монастыря, Иеромонаха Ипполита: От Московского Богоявленского монастыря Настоятеля Златоустого монастыря: От Златоустого монастыря Настоятеля Высоко-Петровского монастыря, Архимандрита Макария: Иеромонах Сергий Иеромонах Митрофан Иеромонах Мартирий Иеродиакон Александр Иеродиакон Пантелеймон Иеромонах Иоанн Иеродиакон Иоасаф Иеромонах N. N. Благочинного Епархиальных монастырей г. Москвы, настоятеля Знаменского монастыря, архимандрита Модеста: Архимандрит Модест с братией Казначея Даниловского монастыря, иеромонаха Геронтия: От Даниловского монастыря Иеромонах Феофан Иеромонах Кассиан Иеромонах Андрий —55— 7. Настоятеля Никольского Единоверческого монастыря, игумена Мины: От Никольского Единоверческого монастыря Настоятеля Ставропигиального Первоклассного Новоспасского монастыря, Архимандрита Макария: От Настоятеля и братии Настоятеля Сретенского монастыря, Архимандрита Афанасия: Архимандрит Афанасий И. д. Настоятеля Донского Ставропигиального монастыря, иеромонаха Александра: Настоятель, Архимандрит Иаков Наместн., Иеромонах Александр Иеромонах Антонин Иеромонах Иона Настоятеля Старо-Голутвина монастыря, Игумена Иоасафа: Настоятель, Игумен Иоасаф Настоятеля Никольского Угрешского монастыря, архимандрита Макария: Архимандрит Макарий Настоятеля Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря, игумена Павла: Спасо-Преображенский монастырь Настоятеля Волоколамского Иосифова монастыря, Архимандрита Нифонта: Настоятель, Архимандрит Нифонт —56— 15. Благочинного Общежительных монастырей Московской епархии, Архимандрита Валентина: От настоятеля Вознесенской, Давыдовой пустыни, Архимандрита Валентина (на 1908 и 1909) От Белопесоцкого Троицкого монастыря Управляющего Ставропигиальным Заиконоспасским монастырем, Епископа Евфимия: Епископ Евфимий От казначея Екатерининской пустыни Наместника Саввино-Сторожевского монастыря, Архимандрита Никодима: Ежегодное пожертвование от монастыря Настоятеля и братии Николо-Перервинского монастыря Настоятельницу Вознесенского монастыря, игумению Евгению: От настоятельницы, игумении Евгении Настоятельницу Алексеевского монастыря, игумению Сергию: От настоятельницы, игумении Сергии с сестрами Настоятельницу Новодевичьего монастыря, игумению Леониду: От настоятельницы, Игумении Леониды Настоятельницу Зачатиевского монастыря, игумению Марию: Игумения Мария —57— 23.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Протоиерей И. Полянский Свящ. И. Васильев В. Пожертвованы по подписным листам через настоятелей и настоятельниц монастырей Московской епархии и настоятелей соборов. В пользу студентов Академии В пользу бывших воспитанников О. Наместника Моск. Богоявленского монастыря, арх. Ипполита: От монастыря о. Настоятеля Моск.-Златоустова монастыря. архимандрита Феодосия: От монастыря о. Настоятеля Моск. Высоко-Петровского монастыря архим. Никодима: Архим. Никодим О. Настоятеля Моск. Знаменского монастыря, архим. Модеста: От монастыря О. Казначея Даниловского монастыря, иеромонаха Геронтия: От монастыря Настоятельницы Моск. Вознесенского монастыря, игуменьи Евгении: Игуменья Евгения Настоятельницы Моск. Новодевичьего монастыря Игуменьи Леониды: Игуменья Леонида Наст-цы Моск. Ивановского монастыря игуменьи Епифании. Игуменья Епифания —44— 9. Нас-цы Моск. Никитского монастыря игуменьи Паисии: Игуменья Паисия Н-цы Моск. Скорбященского монастыря игуменьи Нины: От монастыря Наст-цы Моск. Страстного мон. игум. Сергии: От монастыря На-цы Моск. Всехватского монастыря: Игуменья Платонида Настоятельницы Борисо-Глебского Аносина монастыря, игуменьи Иоанны: От монастыря Наст-цы Покровского, Хотькова монастыря, игуменьи Никандры: Игуменья Никандра Настоятеля Моск. Сретенского мо-настыря, архим. Афанасия: От монастыря Настоятеля Афонской Пантелеимоновской Часовни, иером. Аристоклия: Иеромонах Аристоклий Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, наместника архим. Ионы: От монастыря Настоятеля Екатерининской пустыни игумена Феогноста: От Екатерин. пустыни Настоятеля Донского монастыря архиепископа Алексея: Архиепископ Алексей Братия монастыря —45— 19. Настоятельницы Александро-Невской в г. Клине, монастыря игумении Анатолии: Настоятельница монахиня Анатолия Г. Пожертвования по подписным листам от духовно-учебных заведений. 1. От корпорации Импер. Моск. Дух. Академии: Р. А. Епископ Феодор Инспектор архим. Анатолий Орд. проф. С.И. Соболевский Орд. проф. А.А. Спасский 5 на ст. Н.Ф. Сергиевского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К.И. Иванов —44— 4. Настоятеля Покровского и Василия Блаженного Собора, протоиерея И.И Восторгова: Прот. И. Ковалевский Прот. И. Кузнецов В) Пожертвования по подписным листам чрез настоятелей и настоятельниц монастырей Московской Епархии Мужские монастыри: а) г. Москвы 1. Московская Часовня Св. Вм. Пантелеимона Настоятеля Симоновского монастыря Епископа Мисаила: Епископ Мисаил От Наместника Л.Ф. Иером. Рафаил Монах Питирим в) уездные 1. Настоятеля Белопесоцкого монастыря иеромонаха Митрофана: от монастыря Настоятеля Воскресенского, именуемого Новый Иерусалим, монастыря Епископа Александра: От монастыря Настоятеля Давидовой Пустыни Архимандрита Валентина: От пустыни Настоятеля Дмитровского Борисоглебского монастыря Архимандрита Феодосия: От монастыря От настоятеля —45— 4. Настоятеля Екатерининской Пустыни Игумена Феогноста: От пустыни Настоятеля Коломенского Старо-Голутвина монастыря: От монастыря Настоятеля Троицкого Ново-Голутвина монастыря Архимандрита Алексия: Арх. Алексий Настоятеля Саввино-Сторожевского монастыря Женские монастыри: 1. Настоятельницы Борисоглебского Аносина монастыря Игумении Иоанны: От монастыря Настоятельницы Брусенского монанастыря Игумении Ювеналии: Игум. Ювеналия Казн. М. Филар Настоятельницы Серпуховского Владычного монастыря Игумении Валентины: От Игум. Валентины Настоятельницы Казанского Головинского монастыря Игумении Евгении Игум. Евгения Настоятельницы Покровского-Васильевского монастыря Игумении Алевтины: Игум. Алевтина Настоятельницы Покровского Хотькова Монастыря Игумении Никандры: Игум. Никандра —46— 7. Настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря игумении Ангелины: От игумении с сестрами Настоятельницы Спасо-Влахернского монастыря игумении Евпраксии: От монастыря Единоверческое благочиние 1. Троицко-Введенской, у Салтыкова моста, церкви протоиерея Г.И. Васютина: От Прот. Г.И. Васютина От причта и церкви Свящ. П.А. Копьев Диакон Г.Е. Егоров Всехсвятской, Единоверческого женского монастыря, церкви священника В.А. Волкова: От причта Г) Пожертвования по подписным листам от духовно-учебных заведений

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010