Вид на Галату. Фотография. Кон. XIX в. Вид на Галату. Фотография. Кон. XIX в. Разграбление сокровищ К. не завершилось в 1204 г. и продолжалось весь период существования власти крестоносцев. Торговля церковными и светскими произведениями искусства, мощами святых, драгоценностями из К. все это время была важной статьей доходов Латинской империи. Постоянно продолжалась переплавка бронзовых статуй и др. украшений для чеканки монет, распродажа мраморных изделий в качестве строительных материалов. Т. о., к сер. XIII в. К. переживал тяжелейший упадок. Ремесла и торговля в городе почти прекратились; относительно оживленная экономическая жизнь проходила только в Галате; огромное число брошенных домов и кварталов превратилось в строительный материал для новых немногочисленных построек. В 1205 г. имп. Генрих заключил также с венецианцами договор о единстве военного управления силами империи, получив под свое командование как франкские, так и венецианские контингенты. Венецианцы в К. оказались в привилегированном положении. По договору 1223 г. с имп. Робером де Куртене они получили 3/8 всех пошлинных сборов с купеческих кварталов К. и имели большое влияние в среде лат. клира; венецианские церкви получили права иммунитета. Франки, захватившие военно-политическую власть, вели себя пассивно. Они все больше попадали в финансовую зависимость от Венеции и др. кредиторов, но при этом не искали средств для увеличения своих доходов, не завоевывали земли, но лишь просили помощи в Европе. На протяжении своего правления они так и не установили равноправных или хотя бы устойчивых деловых отношений с греками, неизменно презрительно считали их лишь завоеванным населением, ущемляли их права и не заботились об их благосостоянии, что стало причиной постоянного оттока жителей из К. в др. области региона и в Европу. Захват К. не означал консолидированной победы всех группировок латинян. Те из них, кто не участвовали в крестовом походе, серьезно пострадали. Наибольшие убытки понесли генуэзцы, к-рые по требованию венецианцев были вынуждены закрыть свою факторию в К. сразу после падения города. Будучи вытесненными из города, его рынков и торговых путей, генуэзцы в дальнейшем поддерживали дружественные связи с греческими гос-вами, в т. ч. с Никейской империей, и как союзники имп. Михаила VIII участвовали в отвоевании К. в 1261 г. Монастыри и др. владения амальфитанцев также столкнулись с большими трудностями, поскольку Амальфи не поддержал крестовый поход и враждовал с Венецией. Эти владения подвергались постоянному давлению со стороны лат. властей, так что в 1256 г. папа Римский Александр IV даже объявил их под своей защитой.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Этот участок невелик – он имеет всего 1.429 кв. метров или 2.489 кв. пик. Но с точки зрения христианской археологии его значение громадно. С южной стороны его находится (согласно записке Г. Доргобужинова от 1860 г.) развалины церкви Св. Марии Латинской, сооружённой Крестоносцами в XII веке на месте храма, построенного в XI веке Амальфитанцами. Этот последний, в свою очередь, был возведён на основаниях первой Латинской странно-приимницы, устроенной Карлом Великим в IX веке. Главные развалины, однако, находятся в северо-восточной части этого приобретения. Здесь сохранились остатки портиков и пропилей, образовывавших главный вход в атриум Святогробской Базилики, построенной Святым Царём Константином в IV веке и разрушенной персидским царём Хозроем в начале VII века. В него врезывается углом участок, на котором живут Абиссинские монахи, и принадлежащая им терраса или, точнее выражаясь, наружная часть свода пещеры обретения Св. Животворящего Креста. Долгое время эти драгоценные развалины лежали под толстым слоем мусора. Но 7 марта 1883 г. по приказанию и непосредственным указаниям Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича, здесь были начаты раскопки знаменитым о. Антонином. Работы эти оказались крайне плодотворными. Здесь (см. стр. 79, 7-ой выпуск Сообщений Православного Палестинского Общества) были найдены 10 июня 1883 года остатки стены 33 г. по Р. Хр. того укреплённого замка, в котором жил областеначальник, и порог ворот Ефремовых, через которые был выведен Господь наш Иисус Христос на Голгофу, отстоящую отсюда едва на 20 сажен. Вместе с тем это открытие привело к точному определению направления второй Иерусалимской стены и доказало, что Голгофа и Святой Гроб Господень находились к западу от неё, а следовательно вне городских стен, а не внутри них, как то утверждали некоторые учёные, ошибочно определявшие направление второй стены к востоку от Голгофы. Этим был положен конец сомнениям в подлинности ныне существующих Голгофы и Святого Гроба. Вследствие этого, вероятно, первоначальная мысль о постройке небольшого музея для сохранения найденных древностей была оставлена. Вместо музея было решено выстроить хороший дом. Подобный дом действительно необходим для возрастающего из года в год числа паломников и уже ныне приносит существенную пользу. Что касается святыни, то она была заключена, как это постоянно делается в Святой Земле, в небольшую церковь . Церковь эта почти готова, но ещё не освящена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Главнейшие известия о торговле Византии с балканскими придунайскими славянами, находятся в Уставе константинопольского Эпарха, где читаем, как болгары и другие ϑνη привозят в столицу мёд, лён и полотняные ткани, выменивая их здесь на дозволенные к экспорту худшие сорта шёлковых тканей и сирийские материи 936 . В связи с дунайско-черноморской торговлей, развивалось и речное судоходство по Дунаю, о котором находим сообщение в житии пр. Кирилла Филеота, три года прослужившего у купца-лодочника в качестве матроса 937 . Об оживлённости торгового обмена на Чёрном море свидетельствуют кроме приводившихся данных относительно Трапезунта и Амастриды, моливдовулы коммеркиариев фракийских портов Весемврии и Девельта 938 . О торговле с Ю. Россией говорят сигиллы коммеркиариев Херсонеса 939 , и показания различных источников: Кедрина 940 , Евстафия Солунского 941 , Михаила Акомината 942 , и, особенно, начальной русской летописи. Агиография, которая, как мы видим, молчит относительно северной торговли империи, даёт, однако, некоторые указания на торговлю Византии со средневековым Западом. В житии по Епифания Кипрского мы читаем о римских купцах и ювелирах, посещающих Кипр и Иерусалим по торговым делам 943 . Об александрийских купцах, торговавших в вв. с Галлией (γαλλδρμοι), говорилось выше. О ввозе в Константинополь в X в. «галльского» мыла есть указания в Уставе Эпарха 944 . О торговле с империей амальфитанцев и венецианцев, контрабандой вывозивших из неё запретные шёлковые ткани, рассказывает Лиутпранд 945 . О двух «латинских» купцах из Аквилеи, скупавших шёлковые изделия на месте их производства в Спарте, читаем в житии пр. Никона Метаноите 946 . Наконец, стихотворное описание чудес св. Николая Угодника, составленное Никифором Ксанфопулом, повествует о фракийском юноше-купце, который плавал по торговым делам в сицилийскую Катану, и о константинопольце Иоанне, плававшем, с этой же целью, в Адриатическое море 947 . Упомянув, что в житии пр. Фрументия, отец которого увёз юношу-сына с собой в «Индию» (Эфиопию, где Фрументий и был епископом-просветителем), отражаются торговые морские сношения ранней Византии с бассейном Красного моря 948 , и что в назывании чудесами вмч. Артемия, в числе прочих ересей, буддизма с его учением о метамисихозе 949 , мы имеем след торговых соприкосновений с Индией, мы исчерпаем известия наших агиографических источников о византийской торговле. Чтобы покончить теперь с изображением промышленно-торговой деятельности византийского мира, нам следует коснуться лишь вопроса о степени интенсивности как самого менового хозяйства, так и денежного обращения в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основано было много монастырей и греческих церквей, которые существовали бок о бокс латинскими, были епископии, принадлежавшие к Константинопольскому патриархату. В самом центре западного христианства, в Риме, и поблизости к Риму были греческие монастыри и церкви, державшиеся собственного обряда и не встречавшие ни запрещения, ни притеснения со стороны пап, как об этом положительно потом засвидетельствовал папа Лев IX. 2973 Места, освященные учением и кровью Христа Спасителя, еще более сближали христиан. Иерусалим был объектом чистых религиозных чувствований всего христианского мира, куда, несмотря на препятствия со стороны сарацин, под властью которых находился Св. Г рад, отовсюду прибывали массы пилигримов. Он одинаково был дорог как грекам, так и латинянам, те и другие одинаково были готовы для него на жертвы. Когда египетский халиф ал-Хаким разрушил в начале XI в. иерусалимский храм Воскресения, задушевной мыслью византийских императоров сделалось восстановление этого храма. Роман III Аргир, Михаил IV Пафлагон и Константин IX Мономах вели по этому поводу переговоры, по заключении договора приступлено было к работам за счет византийского правительства, и постройка окончена в 1048 г. Из Западной Европы прибывали во множестве пилигримы на поклонение Гробу Господню. По пути они заходили в Константинополь, Антиохию, посещали греческие храмы, молились наравне со всеми православными перед иконами греческого письма, приносили и собственные иконы, которые чествовались греками. 2974 Для удовлетворения религиозных нужд западных христиан, прибывавших на Восток, существовали разные учреждения, подобно тому как таковые были в Италии для удовлетворения нужд явившихся сюда и поселявшихся здесь греков. Учреждения заведены были теми, которые не случайно только, не один раз посещали Восток, но находились в более или менее постоянных сношениях. Таковы были амальфитанцы и венецианцы, рано вступившие в торговые сношения с греками. В Иерусалиме был амальфитанский монастырь и странноприимница во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Неувядаемый Цвет Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Эта икона находится в Церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах Подольского района Московской области. Знаменская церковь была заложена в 1690 г. князем Борисом Алексеевичем Голицыным и является часть архитектурного ансамбля, вошедшего в сокровищницу мирового искусства. Файл 1580.jpg:   Размер: 474x690, 0.33 MPix, 107 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 18 (1443) , (215) . Описание: Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» ювелир: Горский Дмитрий художник: Шустова Марина скань, расписная эмаль, роспись по эмали. Файл 12645.jpg:   Размер: 474x555, 0.26 MPix, 444 Kb. Дата: 2011-05-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (416) , (36) . Описание: [По иконографии: Евтропьевская] Икона находится в Лукиановой пустыни Владимирской епархии. В 1922 году один из последних монахов, покидавших обитель после ее закрытия, укрыл от поругания и взял с собой одну из монастырских святынь – икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет» . Уже в наши дни из монастырских документов 1718 года установлено, что она находилась в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы и висела вблизи правого клироса. Поселившись в квартире своего брата, священника Богоявленског[...] Файл 15760.jpg:   Размер: 1138x1428, 1.63 MPix, 1245 Kb. Дата: 2012-01-02, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (506) , (31) . Описание: иконописная мастерская ИКОНАМИРЪ, написана 2012 году, иконописец Инна Крицкая. Дерево-липа, левкас, наполока, яичная темпера, позолота, прописки твореным золотом, размер23х28 см. Файл 19869.jpg:   Размер: 2213x2688, 5.95 MPix, 922 Kb. Дата: 2012-10-23, анонимно. Рейтинг изображения: 13 (371) , (13) . Описание: Названа Акафистной из пустыни вмч.Артемия на Афоне. На Афоне у Великой Лавры существовала келия вмч. Артемия, но была ли там такая икона http://www.pravenc.ru/text/150059.html Провата расположена между мон-рем Каракал и Морфону, на высоте от 80 до 200 м над уровнем моря. В древности это монашеское поселение принадлежало мон-рю Амальфитанцев и называлось скитом Глоссия (1071), посвященным св. Апостолам (вероятно, Петру и Павлу). Во 2-й пол. XIII в. скитом управлял прп. Григорий Византи[...]

http://pravicon.com/icon-209-photo

Ввиду начавшейся после смерти кор. Людовика Немецкого (28 авг. 876) борьбы Карла Лысого за королевство вост. франков имп. помощь в защите Италии существенно ослабла, и И. обратился за поддержкой к кор. Астурии и Галисии Альфонсу III, к-рого просил прислать для защиты Рима араб. скакунов, чтобы создать легкую конницу и использовать против сарацин их же военную тактику. Желая получить поддержку кор. Альфонса III, папа возвысил статус епископской кафедры Овьедо до митрополии Галисии (древняя митрополия Брага была завоевана арабами). В апр. 877 г. по просьбе И. командующий визант. флотом спафарий Григорий, находившийся в Тирренском м., выделил 10 хеландиев (тяжелых военных кораблей), оснащенных «греческим огнем». Пытаясь заставить консула Неаполя Сергия II разорвать союз с сарацинами, И. безуспешно предлагал ему денежную компенсацию, и, вероятно, был причастен к восстанию против Сергия (877), к-рым руководил сторонник папы еп. Афанасий. Консул был лишен власти, ослеплен и отправлен в Рим. Провозгласив себя дуксом, магистром и консулом Неаполя, еп. Афанасий потребовал от папы обещанную компенсацию, и И. был вынужден пообещать, что выплатит деньги, когда представится возможность. После вторжения в февр. 877 г. отряда сарацин в обл. Сабину и разграбления окрестностей Рима папа призвал на помощь правителей Юж. Италии, но на их встрече в июне 877 г. в г. Траэтто (ныне Минтурно) достичь соглашения удалось только с ипатом (консулом) Амальфи Пульхром, взявшимся обеспечить защиту побережья от Траэтто (к югу от Рима) до Чивитавеккья (к северу от Рима) за денежные выплаты. Однако, получив деньги, амальфитанцы не выполнили обязательств, оправдываясь тем, что папа выплатил меньше обещанного. Поскольку объединить силы южноитал. правителей представлялось невозможным, И. вновь обратился к имп. Карлу Лысому, который к тому времени потерпел поражение от Людовика Младшего, сына кор. Людовика Немецкого, и прекратил борьбу за королевство вост. франков. Для укрепления имп. авторитета папа на Соборе в Риме (февр. 877) подтвердил законность избрания Карла Лысого, пригрозив его противникам отлучением от Церкви.

http://pravenc.ru/text/469686.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРАКАЛ [Каракалл; греч. Ιερ Μον Καρακλου, Καρακλλου], монастырь во имя апостолов Петра и Павла, занимает 11-е место в иерархии афонских обителей. Находится на востоке п-ова Афон (Айон-Орос), между Иверским мон-рем и Великой Лаврой . Расположен на покрытом зеленью склоне, на высоте 200 м над уровнем моря, на расстоянии примерно 1,5 км от побережья. Престольные праздники - дни памяти апостолов Петра и Павла (29 июня), мч. Христофора (9 мая), прмч. Гедеона (пам. греч. 30 дек.). Мон-рь Каракал, Афон Мон-рь Каракал, Афон По преданию, название мон-ря связано с именем рим. имп. Каракаллы (211-217). Это представление отразилось в росписи экзонартекса кладбищенского храма (1708), где император изображен как ктитор на сев. стене. Поскольку гонитель христиан Каракалла не мог быть основателем мон-ря, высказывалось предположение, что император построил оборонительную башню на берегу моря недалеко от К., получившую его имя, к-рое впосл. перешло к монастырю. Гипотеза о тур. происхождении названия мон-ря от kara kule (черная башня) опровергается упоминанием этого топонима еще в визант. документах. Др. гипотезы связывают название обители с окружающим К. густым ореховым лесом (греч. καρυα καλα - «хорошие орехи»), либо с городом Каракал в Валахии (в 53 км от Крайовы). Наиболее вероятно, что топоним К. происходит от фамильного имени ктитора - Николая из рода Каракалов ( Λμπρος Σ. Τ Πτρια το Αγου Ορους//Νος Ελληνομνμων. 1912. τ. 9. Σ. 138). По преданию, Николай был современником прп. Афанасия Афонского . Печать хрисовула визант. имп. Романа IV Диогена. 1068-1071 гг. Печать хрисовула визант. имп. Романа IV Диогена. 1068-1071 гг. К. основан в кон. Х - нач. XI в.; 1-е упоминание о мон-ре, уже имевшем немалые земельные владения, встречается в акте 1018/19 г., к-рым прот Никифор устанавливал границы между К. и Амальфитанцев мон-рем (Actes de Lavra. 1970. N 23). В Типиконе Константина IX Мономаха (1045) ничего не говорится о К., однако в хрисовуле имп. Романа IV Диогена (1068-1071) подтверждаются его владения. Этот документ упоминается прп. Никодимом Святогорцем в «Пидалионе» ( Νικδημος Αγιορετης. Πηδλιον. Αθναι, 18412. Σ. 479), уже тогда текст хрисовула был частично утрачен, до наст. времени от него сохранилась только имп. печать. В актах Хиландара и Ксиропотама 1076 и 1081 гг. игуменом К. назван Феодул (Actes de Xéropotamou. N 6; Actes de Chilandar. N 2), в акте 1086 г.- Михаил, подписавшийся в документе прота Саввы за свой мон-рь и за обитель Плака (Actes de Philothée. 1975. N 1).

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Гробница прп. Афанасия. Фотография. Кон. ХХ в. Согласно «Завещанию» прп. Афанасия, эпитропами В. Л. стали прп. Иоанн Мтацминдели († ок. 1005-1006) (а затем его сын прп. Евфимий Святогорец , духовное чадо прп. Афанасия) и патрикий Никифор Уран, военачальник и секретарь имп. Василия II. В 1052 г. после смерти эпитропа Никифора визант. имп. Константин IX Мономах поручил попечение о В. Л. препозиту Иоанну (Actes de Lavra. Pt. 1. N 31). 2-м игуменом В. Л. после прп. Афанасия стал Антоний (ок. 1000), затем Феоктист (до апр. 1010), Феодорит (1010-1016), Евстратий (1016-1018) и др. Рост числа братии В. Л. происходил стремительно: в 976 г. в ней подвизалось 120 монахов, в 978 г.- 150, а в сер. XI в.- более 700, как явствует из хрисовула 1030 г. и из Типикона 1045 г. Имп. Михаил VI хрисовулом 1057 г. добавил к получаемой мон-рем от прежних императоров сумме 3 литры золота (Actes de Lavra. Pt. 1. N 32). Эти права и привилегии В. Л. подтвердил имп. Исаак I Комнин. В первые века своего существования к В. Л. отошли владения небольших афонских обителей: мон-рь Гомату, или Орфану (989), на месте совр. г. Иериссо; мон-рь Моноксилиту (996); бухта Платис (991); небольшой п-ов от Хиландарского мон-ря до Неа-Рода; местность Вулевтирии (1030); мон-рь Калика и Ксирокастро (1259); Амальфитанцев мон-рь (1287). Постепенно В. Л. стала крупным землевладельцем, также получавшим доходы от ряда светских земельных владений. В 1098 г. имп. Алексей I Комнин во время визита к нему делегации 60 афонских игуменов пожаловал игум. Феодору солидную денежную сумму ежегодно на расходы обители. В 1115 г. мон-рь получил в дар от Никифора Кефаласа, племянника игум. Феодора Кефаласа, земельные владения в Моглене, Траянополе и Делкосе (Actes de Lavra. Pt. 1. N 60). В начале правления Алексея I на Афоне произошел серьезный конфликт, связанный с поселением на Св. Горе неск. сот семей влахов. Соседство мирян, особенно влашских женщин, к-рые в муж. одежде пасли стада, привнесло нестроения в жизнь иноков и вызвало их негодование.

http://pravenc.ru/text/150059.html

По преданию, каждому из них Божия Матерь подарила по золотой монете в знак признания их певч. дарований ( Αθανσιος (Παναγιτης), μον. Σ. 62). В 1259 г. имп. Михаил VIII Палеолог пожаловал мон-рю с. Токсомпус в области р. Струмы (Стримона), освободив его от гос. податей, а также подтвердил право на владение В. Л. рядом имений, среди к-рых были подворье на о-ве Лемнос, местность Озолимнос, дер. Камена и др. (Actes de Lavra. Pt. 2. N 71). В 1298 г. имп. Андроник II Палеолог подтвердил своим хрисовулом земельные владения Лавры, в т. ч. и на подворье уже не существовавшего мон-ря Амальфитанцев и дер. Дримоситра с 2 мельницами и виноградником в Каламарии, в 1302 г. он же обещал передать во владение игум. Афанасию Метаксопулосу мон-рь Линоврохейон в Каламарии близ Фессалоники (Ibid. Pt. 2. N 89, 94). В 1322 г., в разгар междоусобной войны буд. имп. Андроника III Палеолога против своего деда имп. Андроника II Палеолога, игум. В. Л. Герасим принял участие в спасении правителя Фессалоники деспота Константина, дяди Андроника III, к-рый был взят в плен своим племянником и, находясь под угрозой смерти, облачился в монашеские одежды. Митр. Фессалоникийский Иеремия и игум. Герасим убедили Андроника III в искреннем намерении Константина принять монашеский постриг, что и было затем осуществлено. Расцвет монашества на Афоне в XIV в. связан с распространением исихазма . Наибольшее число исихастов (напр., прп. Герман Марулис († 1336), сподобившийся получить дар безмолвия, послушания и созерцания) подвизалось в окрестностях В. Л. Непродолжительное время (в 20-х гг. XIV в.) здесь жил основоположник исихастского возрождения прп. Григорий Синаит († 1346) с учениками, среди к-рых был буд. свт. Патриарх К-польский Каллист I , биограф прп. Григория, строгий подвижник и богослов, автор «Глав о молитве», вошедших в состав «Добротолюбия». Став Патриархом (1350-1353), свт. Каллист направил на Афон постановление петь за литургией свт. Василия Великого «О Тебе радуется», однако его преемник отменил это нововведение, из-за чего на Афоне возникли разногласия.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Великомученик Пантелеимон - небесный покровитель Равелло Беседа с Михаилом Талалаем 05.08.2012 721 Время на чтение 4 минуты - 9 августа Русская Православная Церковь празднует день Великомученика Пантелеимона. А празднуют ли его память на Западе? Да, конечно, празднуют, но не так широко, как у нас, или скажем точнее, не везде - так широко. Например, в местечке Равелло, что недалеко от Неаполя, на Амальфитанском побережье, это - пышный, шумный престольный праздник, с крестными ходами и петардами и концертами. Кстати, празднуют в тот же самый день, 27 июля - именно это число стоит в старом юлианском календаре. Про Пантелеимона русскому читателю объяснять не надо, а вот про Равелло.... - Это местечко лишь с недавних пор стали осваивать наши паломники, да и курортники тоже. Отделенное горою от серпантина Амальфитанского берега, оно представляет собой оазис безмятежной тишины и как будто парит между небом и морем. Расцвет Равелло, укрывшегося между двумя долинами, пришелся на XIII век, когда его жители деятельно занимались торговлей с Ближним Востоком и Сицилией. Эти коммерческие связи зримо отразились в равелльской архитектуре, воспринявшей норманно-арабские черты. Визитной карточкой Равелло стал силуэт Благовещенской церкви, того же периода, - ее две звонницы, крытые пологими «мавританскими» куполами, четко прорисовываются на фоне моря, скал и растительности. В особый восторг привела известного искусствоведа начала прошлого века, Павла Муратова, Вилла Руфоло (XIII-XIV вв.): «ни во всей Италии, ни в Сицилии нет более любопытного памятника арабской, или, вернее, навеянной арабами, архитектуры». Путешественник-литератор так пишет о равельских пейзажах: «чистые очертания гор пробуждают желание идти по новым дорогам, пить воду из ледяных ключей и искать первые весенние цветы». Согласно Муратову, Равелло, «где укрывались амальфитанцы... создано желанием спокойно наслаждаться благами жизни, добытыми ценою всевозможных опасностей». - А что же св. Пантелеимон?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010