«Паломники – наши ближние, и мы должны проявить к ним свою христианскую любовь, хотя бы через гостеприимство» Беседа с епископом Воскресенским Саввой, наместником Новоспасского монастыря Епископ Воскресенский Савва (Михеев) , викарий Святейшего Патриарха, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, – наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, архитектурный ансамбль которого, сложившийся в XVII– XVIII веке, является историческим и художественным памятником. Паломников и туристов обитель привлекает и тем, что связана с родом Романовых: здесь была усыпальница предков царской семьи. А многие приходят в обитель за духовным утешением, за тем, чтобы отрешиться от мирской безумной жизни хотя бы на время. Но как соединить духовный строй монашеского бытия с суетой, неизбежно привносимой в обитель туристами и паломниками? И возможно ли такое соединение? А может, необходимо резко ограничить посещение монастырей посторонними? Об этом – наша беседа с владыкой Саввой. Епископ Воскресенский Савва (Михеев) – Владыка, как вы думаете, представляют ли миряне, приезжающие в монастырь с туристическими целями, опасность для внутреннего устроения монашеской жизни, для устава? – Для человека, посвятившего свою жизнь служению Богу, уже ничего не представляет опасности, так как он полностью вверил себя в руки Божии и Господь его никогда не оставит, как и говорится в псалме 90: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: “прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!” Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его» (Пс. 90: 1–4). Более того, Господь нас призывает любить Бога и ближнего. Паломники – это наши ближние, к которым мы должны проявить свою христианскую любовь, хотя бы через гостеприимство. Может быть, для некоторых из них посещение святой обители – возможность прийти ко Христу, а для иных – еще более укрепиться в вере. Ради одного обратившегося к Богу существование монастыря имеет особое значение и смысл.

http://pravoslavie.ru/105933.html

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:4–7). Вифлеем — маленький и тихий арабский городок (больше похожий на деревеньку), окруженный, как и тысячу лет назад, пастбищами. Главный храм города — базилика Рождества Христова, которая была построена над местом рождения Спасителя. Сейчас пространство храма поделено между двумя Церквями: тут служат православные арабы Иерусалимского Патриархата и греки. Храм заполнен туристами, стоящими в очереди, чтобы попасть в пещерку Рождества. Паломники прикладываются к Вифлеемской иконе Божией Матери и спускаются в пещерку ... В ней возникает ощущение удивительного тепла, и, конечно, дело здесь не только в горящих свечах. На месте Рождества — серебряная звезда … Горненский монастырь Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк 1:41–43). В монастыре тихо и безлюдно, наступает вечер. Небо светло-сиреневое. Если посмотреть по сторонам, хорошо видны соседние селения, расположенные вокруг монастыря, в том числе и Эйн-Карем. Навстречу нам идет совсем молодая инокиня Тамара — она обходит монастырь с Казанской иконой Божией Матери (это традиция монастыря). Матушка улыбается: «Я — облачко, на котором Божья Матерь облетает монастырь…» Горненский монастырь расположен как раз на том месте — Горнем месте, — где Дева Мария встретилась со своей родственницей Елизаветой. Именно здесь Приснодева впервые была названа Божией Матерью и начали сбываться ветхозаветные пророчества… Казанская икона Божией Матери — главная святыня монастыря. Эта икона однажды спасла нескольких монахинь, которые обратились к Богородице после эпидемии холеры и получили исцеление. Есть в храме еще одна удивительная, нежная икона — так называемая икона целования Пресвятой Девы Марии и праведной Елизаветы. На пятый день после Благовещения в Горненском монастыре отмечается праздник, которого нет ни в одной другой обители — праздник целования. В этот день в монастырь приходят люди из Эйн-Карема и других близлежащих селений, и обитель утопает в цветах… Иерусалим

http://foma.ru/evangelskij-marshrut.html

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:4-7). Вифлеем - маленький и тихий арабский городок (больше похожий на деревеньку), окруженный, как и тысячу лет назад, пастбищами. Главный храм города - базилика Рождества Христова, которая была построена над местом рождения Спасителя. Сейчас пространство храма поделено между двумя Церквями: тут служат православные арабы Иерусалимского Патриархата и греки. Храм заполнен туристами, стоящими в очереди, чтобы попасть в пещерку Рождества. Паломники прикладываются к Вифлеемской иконе Божией Матери и спускаются в пещерку ... В ней возникает ощущение удивительного тепла, и, конечно, дело здесь не только в горящих свечах. На месте Рождества - серебряная звезда ... Горненский монастырь Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк 1:41-43). В монастыре тихо и безлюдно, наступает вечер. Небо светло-сиреневое. Если посмотреть по сторонам, хорошо видны соседние селения, расположенные вокруг монастыря, в том числе и Эйн-Карем. Навстречу нам идет совсем молодая инокиня Тамара - она обходит монастырь с Казанской иконой Божией Матери (это традиция монастыря). Матушка улыбается: «Я - облачко, на котором Божья Матерь облетает монастырь...» Горненский монастырь расположен как раз на том месте - Горнем месте, - где Дева Мария встретилась со своей родственницей Елизаветой. Именно здесь Приснодева впервые была названа Божией Матерью и начали сбываться ветхозаветные пророчества... Казанская икона Божией Матери - главная святыня монастыря. Эта икона однажды спасла нескольких монахинь, которые обратились к Богородице после эпидемии холеры и получили исцеление. Есть в храме еще одна удивительная, нежная икона - так называемая икона целования Пресвятой Девы Марии и праведной Елизаветы. На пятый день после Благовещения в Горненском монастыре отмечается праздник, которого нет ни в одной другой обители - праздник целования. В этот день в монастырь приходят люди из Эйн-Карема и других близлежащих селений, и обитель утопает в цветах... Иерусалим

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Прот. Александр Ильяшенко: Мера ответственности человека зависит от его общественного положения 12 сентября, 2012. Протоиерей Александр Ильяшенко Вспомним преподобного Сергия Радонежского. Вокруг него, игумена маленького тогда монастыря, объединилась вся Русь. Простой иеромонах, руководивший небольшой монашеской братией, повлиял на всю страну и на ход мировой истории! Протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что на тех, кто защищает группу Pussy Riot, лежит кровь двух женщин, убийца которых написал на стене лозунг в защиту участниц «панк-молебна», и спиленные кресты, и все остальные антицерковные акции, которые были, есть и будут. Эта точка зрения порождает множество вопросов. Ответственны ли мы за гонения на Церковь в советское время? Ответственны ли православные за то, что сжигали старообрядцев? Ответственны ли атеисты за убийство царя? Где границы коллективной ответственности? Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря: — Мера ответственности человека перед обществом во многом зависит от его общественного положения. Очевидно, что у главнокомандующего ответственность гораздо выше, чем у рядового солдата, и никогда они равны не будут: «Кому много дано, с того много и спросится». Но цель одна. Ее Сам Господь определил в Нагорной проповеди: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16 ). Вспомним преподобного Сергия Радонежского. Вокруг него, игумена маленького тогда монастыря, объединилась вся Русь. Простой иеромонах, руководивший небольшой монашеской братией, повлиял на всю страну и на ход мировой истории! Вот что такое «Так да светит свет ваш пред людьми»! Глядя на наши дела, прославляют ли окружающие нас люди Отца Небесного? Нет, наоборот, мы видим, что хулят. Значит, это и о нас апостол Павел говорит: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2, 24). Если мы живем вопреки заповедям Божьим, относимся друг к другу хуже неверующих – малодушествуем, обманываем, осуждаем, то христиане мы только по названию, и именно мы повинны в том, что в обществе возникают антихристианские и антицерковные настроения. За это мы дадим ответ перед Богом. Об этой ответственности надо думать, а не о том, что другие живут не так, как бы этого хотели.

http://pravmir.ru/prot-aleksandr-ilyashe...

Разделы портала «Азбука веры» Монастырь (от греч. μοναστριον (монастирион) – уединённое жилище) – 1) место жительства и подвижнической деятельности монашествующих , объединенных братскою любовью во Христе, подчиняющихся требованиям единого устава ; 2) община монахов (монахинь) какой-либо монашеской обители. Как община, монастырь имеет свое внутреннее устройство. К основным должностным лицам монастыря относят настоятеля , казначея, духовника, благочинного, ризничего, эконома. Должностными лицами монастыря также являются регент, экклесиарх (старший пономарь), свечник, лавочник, пономарь, звонарь, письмоводитель, библиотекарь, рухлядный, просфорник, трапезник, гостиник, больничный. Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество ради исправления и спасения души. Поступивший в монастырь становится новоначальным и проходит испытание. Если после испытания он оказывается достойным, то постригается в монашеский чин. Высший чин монашеской жизни – великая схима . Монастыри подразделяются на мужские и женские. Особо крупные монастыри принято называть лаврами. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь на Руси (XI в). из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря Православный монастырь – это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни. Основой монашеского духа служат слова Самого Господа Иисуса Христа : «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» ( Мф.19:21 ) положенные в основу обета нестяжания. Дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:21 ) и слову Апостольскому: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (1Kop.7:32).

http://azbyka.ru/monastyr

С 30 июля по 2 августа 1847 года по приглашению игуменьи Марии в монастыре находился святитель Игнатий (Брянчанинов). Она любила сестер, и те отвечали ей любовью и глубокой преданностью Почти 20 лет игуменья Мария была настоятельницей монастыря, добросовестно исполняя свои обязанности, дни и ночи проводя в молитве, в трудах и заботах об обители. При ней на территории монастыря были построены келейный корпус и кирпичные стены с четырьмя башенками. В одной из них была устроена церковь Филарета Милостивого, которую освятил Митрополит Московский и Коломенский Филарет. До последних дней жизни жила в доме напротив усыпальницы сына и символической могилы мужа. Портрет мужа приказала повесить на стене трапезной, у входа в которую по ее приказанию крупными буквами были написаны два стиха из Апостола: «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Петр, 1,22). «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13,3). Незадолго до смерти она сожгла письма мужа к ней, не желая, чтобы их читали чужие люди. Скончалась игуменья Мария 29 апреля 1852 года. На отпевании хор монахинь не смог петь из-за рыданий по матушке Марии, и священники одни завершили отпевание. Похоронили её в склепе храма Спаса Нерукотворного, рядом с могилой сына. На оградке установили доску с надписью: «Се аз, Господи, игумения Мария». Спасо-Бородинский женский монастырь 16 августа 1992 года была возрождена община Спасо-Бородинского монастыря. Монастырские стены свято хранят память о его основательнице и первой настоятельнице – игуменье Марии (Тучковой). Сестры обители по давней традиции выпекают особый хлеб по рецепту семьи Тучковых, который не только вкусен и ароматен, но и долго не черствеет; он получил название «Бородинский». Жизнь Маргариты Михайловны – это гимн любви и верности, самоотверженное служение долгу и безграничное самопожертвование. М.М. Тучкова была необыкновенная женщина, праведница, гордость русской нации. До самой смерти она хранила светлую память о муже. Образ этой русской женщины являет собой еще один пример святости русских женщин. Она не была канонизирована Православной Церковью, но при жизни ее считали образцом святости, которому следует подражать. Славна Земля Русская такими жертвенными людьми!

http://pravoslavie.ru/154581.html

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Во время таинства венчания на головы жениха и невесты надеваются венцы как символ торжества, славы и величия. На это указывает тайносовершительные слова, которые произносит священник: «Господи Боже наш, славою и честью венчай я [их]». Обычай этот весьма древний. На него указывает Священное Писание. «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис. 61:10 . Венцы на головах жениха и невесты являются также прообразами тех победных нетленных венцов, которые ожидают их в Царстве Небесном, если они построят свою семью как спасительный союз и, победив все соблазны и искушения этого мира, наследуют вечную жизнь. В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Не только богослужебный устав Церкви, но и различные молитвенные правила сформировались в монастырях. С этим, повидимому, связан тот порядок молитв на сон грядущим, на который Вы указываете в письме. Обычно в монастырях вечерние молитвы совершаются всей братией после трапезы. До сна еще остается некоторое время. Поэтому читается молитва Достойно есть…и делается отпуст сразу же после молитвы преподобного Иоанникия Великого. Оставшиеся молитвы, которыми верующие приготовляют себя ко сну (преподобного Иоанна Дамаскина , Честному Кресту и др.), произносятся непосредственно перед наступлением ночного покоя. Если для Вас после вечерних молитв начинается время сна, то молитву Достойно есть… и отпуст надо перенести в конец правила. Порядку совершения молитв на сон грядущим, который сложился в монастырях, можно следовать и дома. Тогда для выполнения вечернего молитвенного правила будет больше сил и времени. Почему на воцерковлении младенца священник произносит цитату из Евангелия: «Ныне отпущаеши…»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Десять заповедей были записаны на каменных скрижалях на древнееврейском языке. Можно ли рассказывать другим то, что говорил священник на исповеди? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Если сказанное священником касалось вашей духовной жизни, то рассказывать другим не надо. Если же он давал советы общего характера, тогда можно поделиться с близкими людьми, не касаясь содержания Вашей исповеди. Подскажите, пожалуйста, как объяснить ребенку, кто такой ангел? игумен Амвросий (Ермаков) Постараюсь выполнить Вашу просьбу, обратившись непосредственно к ребенку: Дорогой друг! Ангел это слово греческое, (есть такой язык) и означает оно того, кто приносит новости, вести – вестника. Ведь ты знаешь, что у твоего папы на работе, у тебя в школе и у всех людей, есть начальники. И для того чтобы что-нибудь передать своим подчиненным эти начальники посылают специального человека, вестника. А главный наш Начальник и Создатель – Господь. И вестники, которых Он посылает, называются ангелами. Ангелы приносят от Бога мысли о добре, мире и любви, побуждают людей к исполнению заповедей Бога, охраняют человека от зла. И хотя мы не видим ангелов, мы должны обращаться к ним с молитвой, зная, что ангелы видят нас и слышат и помогают, когда это нам необходимо и полезно. Что в христианстве символизируют крест и обряд крещения? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Воплотившийся Бог Иисус Христос из безмерной любви к нам взял на Себя грехи всего рода человеческого и, приняв на Кресте смерть, принес за нас искупительную Жертву. Так как грехи ведут человека к духовной смерти и делают пленником диавола, то после голгофской смерти Христа Крест стал орудием победы над грехом, смертью и диаволом. В таинстве крещения происходит возрождение падшего человека. Благодатью Святаго Духа совершается его рождение к духовной жизни. Родиться можно только тогда, когда умрет наш ветхий человек. Спаситель сказал в беседе с Никодимом: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:5 –6). В крещении мы сораспинаемся с Христом и совоскресаем с Ним. « Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6:4 ). Как понимать определение «Кафолическая Греко-Российская Церковь»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Дорогая Лейла! Приведенные Вами слова взяты из псалма: «Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь]. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек» ( Пс.120:7–8 ). Вся наша жизнь протекает в двух пространствах: дома и вне дома. Поэтому в этих словах как бы заключено все наше земное бытие. По толкованию блаж. Феодорита: «Сими словами пророк выразил всяческое Божие промышление, при котором преодолеваем неприязненных нам врагов, и избегаем сетей, расставленных нам врагами видимыми и невидимыми». Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорит: «Видишь ли, что везде и всегда подается входящему и исходящему содействие? Что может сравниться с такой любовью, с сим человеколюбием?». Святитель Григорий Нисский дает аллегорическое толкование: «Поистине сей исход и вместе вход охраняется Богом для достойных: потому что исход наш из настоящей жизни есть вход к высшим благам». Могут ли спастись иудеи, верующие в Бога-Отца? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Обратимся к Слову Божию: « Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 . Вера в Бога Отца может быть истинной и неискаженной только тогда, когда человек верит в Иисуса Христа как Бога, потому что Сын Божий – Второе Лицо Божественной Троицы, а все три Ипостаси (Отец, Сын и Святой Дух) составляют единое Божество – Пресвятую Троицу. «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11:27 . Поэтому сказано Спасителем: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин. 3:36 . Что означает надпись на нательном крестике: «Христосъ возноситъ мя распинаемъ…»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Это взято из Октоиха. Служба воскресению, глас 1. Ин канон, крестовоскресный. Песнь 1: Христос возносит распинаемь, Христос совоскрешает мя умерщвляемь, Христос жизнь мне дарует. Темже с веселием рукама плещая, пою Спасителю победную песнь: яко прославися. Как истолковать пророчество о тысячелетнем царстве Христа?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Еммануил в переводе с еврейского значит: « С нами Бог». В этом пророчестве предсказано не собственное имя Христа, а содержится указание на важнейшее свойство Мессии: присутствие Бога в мире после Его воплощения. Можно назвать и другие мессианские имена, содержашиеся в пророчествах, которые также не являются личными (собственными) именами Христа. Например, Цемах (Отрасль): «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» ( Иер. 23:5 ; «и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, – имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим» (Зар.6:12–13). Святые отцы говорят: «творите плоды» и всякую ветвь, не приносящую плода, Отец Небесный отсекает и бросает в огонь. О каких плодах говорится речь? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Спаситель говорит: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их» ( Мф.7:19–20 ). Последователи Христа рождаются от Духа ( Ин. 3:8 , поэтому своей жизнью они должны приносить плоды духовные. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). Почему проклят Ханаан, сын Хама, если он не виноват? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Преп. Ефрем Сирин так объясняет это место в книге Бытия: «Говорят: Хам принял благословение со всеми, входившими в ковчег, и потом снова дано ему благословение со всеми вышедшими из ковчега; и поэтому Ной проклинает не его самого, но его сына, хотя проклятие сына должно причинить скорбь и отцу [Хаму]. Другие же – на основании сказанного в Писании: и узнал [Ной], что сделал над ним меньший сын его, поскольку известно, что Хам был сын не младший, а средний, – заключают, что под сыном меньшим разумеется Ханаан, и что сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца, Хам же со смеющимся лицом вышел и посреди стогна возвестил братьям своим. Посему можно думать, что хотя проклят Ханаан не по всей справедливости, как совершивший [зло] еще в детстве, однако же и не против справедливости, потому что проклят не за другого. Приэтом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не соделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, его заслуживающего» (Толкование на Книгу Бытия. 7.3). Почему в Символе Веры нет слова «умерша» по отношению к Господу Иисусу Христу?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010