ГОВОРИТЕ: Изменения хлеба и вина на Тайной Вечери заключаются всего лишь в том, что хлеб, прежде обыкновенный, стал знамением и образом Тела Христова. ОТВЕЧАЮ: Такое изменение, или преложение, всякий может сотворить, и земледелец, взяв камень и положив в межу своей нивы, такое изменение, или преложение творит, ибо тем самым камень, праздно лежавший раньше, становится знамением земного предела. И какое же это чудо? Но превратить камни в хлебы и естество камня превратить в естество хлеба – это действительно чудо, превосходящее человеческие возможности. Такая сила приличествует Богу и Его всесильным Словам, которую вы, противники, отнимаете у Христа. Лучший и более достойный помысел о Сыне Божием имел даже диавол, нежели вы, лишенники. Искушая Христа, он сказал: Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами ( Мф. 4, 3 ). Вы же похищаете у Христа, Сына Божия, эту силу преложения Евхаристическаго хлеба. Учитесь хотя бы у этого Капернаумскаго сотника, говорившего Христу: Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой ( Мф. 8, 8 ). Учитесь у этого царственного мужа, который, услышав от Христа: Пойди, сын твой здоров ( Ин. 4, 50 ), тотчас поверил Его Словам о внезапно происшедших переменах. Учитесь у жены Хананейской, которая, услышав Слова Христа: пойди; бес вышел из твоей дочери ( Мк. 7, 29 ), тотчас поверила и действительно обрела эту перемену, по неложному Слову Христову. Что скажете на эти Слова Христовы: Лазарь! иди вон ( Ин. 11, 43 ). Разве не произошло это на самом деле? Это относится и к Слову Христа, обращенному к слепому: Прозри ( Лк. 18, 43 )! И к девице мертвой, и к юноше: Встань ( Лк. 7, 14 )! И снова к расслабленному: Встань, возьми постель твою ( Ин. 5, 8 ). Разве не произошли действительные изменения от этих и других, им подобных, Слов Христа? О, неверие ваше окаянное! Снова скажу вместе со святым Павлом: О, исполненный всякого коварства и злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних ( Деян. 13, 10 )? Вы, лицемеры, называете Христа истинным Богом и Его Слова называете истинными, а всемогущую силу Его Слов отвергаете.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Господь наш Иисус Христос похвалил веру сотника и оправдал ее проявлением Своего всемогущества. И сказал Иисус сотнику: «Ты веруешь, что Я могу повелевать болезням так же, как ты приказывать своим подчиненным; веруешь, что могу одним словом исцелить твоего слугу; за эту веру твою Я и говорю тебе: “Иди, и, как ты веровал, да будет тебе”. И за всемогущим творческим Божиим словом будет тотчас последовало самое дело: и выздоровел слуга его в тот час». Дорогие братия и сестры! Постараемся и мы молитвой, добрыми делами, очищением душ слезами покаяния стяжать такую же крепкую веру и глубокое смирение, какие имел этот сотник-язычник; и еще больше, чем он имел, потому что нам даны все средства к святости, а он был язычник некрещеный и не имел благодати Святого Духа. Если же при помощи Божией у нас будут глубокое смирение и твердая вера в Господа, в Его Святую Церковь, то, чего ни попросим за наших родных и близких, Он все подаст: дарует прощение грехов, исцеление тела и души, откроет очи духовные и поможет спастись всем. Аминь. В четвертую Неделю по Пятидесятнице Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Дорогие братия и сестры! У каждого из нас есть разные скорби и нужды, с которыми мы прибегаем к Богу. Мы часто просим Господа, молимся Ему, ищем помощи у Него во многих своих житейских делах, действительно важных и неотложных. Но Господь не всегда внимает нашим молитвам, не всегда исполняет наши просьбы. И тогда мы ищем причину этого вокруг себя, а не в самих себе. Мы приписываем Богу равнодушие к нашим земным человеческим нуждам, ропщем, а иногда даже богохульствуем. Правильно ли мы поступаем? Ответ на это дает евангельское повествование об исцелении слуги капернаумского сотника, поучительный пример которого разъясняет нам этот важный вопрос. Этот сотник был начальником римского гарнизона в городе Капернауме в Палестине. Он был человеком добрым и честным, отзывчивым на нужды подвластного ему еврейского населения. Этим качеством своей души, своим добрым характером сотник снискал себе уважение и искреннее расположение как у жителей города, так и у еврейских городских старейшин.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Грубо и дерзко поступают наши сектанты, обвиняя нас в идолопоклонстве. Да знают они, да запомнят навсегда, что Седьмой Вселенский Собор утвердил иконопочитание и осудил всех называющих иконы идолами. А сектанты поносят святые иконы, называя их идолами, и нелегко им понять, о чем говорил я ныне. А вы, малое стадо Христово, не полагайтесь на свой разум, не рассуждайте сами дерзко и неверно о том, о чем рассудил Седьмой Вселенский Собор. А вы будьте послушными чадами Церкви и с радостным сердцем празднуйте нынешний праздник Православия. Слово в Неделю четвертую Великого поста. О Причащении Течет Великий пост . Вы во множестве говеете, а мой долг помочь тому, чтобы великое дело покаяния и Причащения Святых Таин было для вас делом не формальным только, а вполне сознательным. О покаянии я говорил вам в Неделю вторую Великого поста, а ныне, в Неделю четвертую, со страхом и трепетом буду говорить о великом Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых. В молитве перед Причащением вы исповедуете: «... Верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя». Да благословит вас Бог за это доброе исповедание, за то, что вы, как дети, не рассуждая, верите в великую тайну Евхаристии. Только те, кто умалились как дети и без всякого рассуждения принимают слова Христовы как величайшую и безусловную истину, получают от Причащения Святых Таин жизнь вечную. А те внешние, ушедшие за ограду Церкви, которые верят только в материальное и отрицают все духовное, совершенно не способны веровать в то, что под видом хлеба и вина нам преподается Тело Христово и Кровь Его. О них сказал апостол Павел: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно ( 1Кор.2:14 ). А тайна Тела и Крови Христовых – величайшая тайна христианской веры. Об этой тайне так говорил Сам Господь наш Иисус Христос в синагоге Капернаумской: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною... Ядущий хлеб сей жить будет вовек ( Ин.6:51 , Ин.53: 56–58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Действительно, «все были научены Богом», но лишь немногие приняли сердцем и умом эту Божью науку. Иисус говорил им о хлебе жизни вечной, о духе, а слушатели оставались на точке зрения материальной. Поэтому они ужаснулись, когда услышали дальнейшие слова Христа: «Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб, же, который Я дам есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». ( Ин. 6:51 ). Недоумение Иудеев перешло в спор друг с другом. Одни из них старались понять Христа, найти смысл в Его речах, другие отмахивались от них говоря: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» Возможно ли – чтобы люди ели плоть, т.е. тело человеческое и этой пищей поддерживали свою жизнь? Иудеи старались понять слова Христа в буквальном и материальном смысле, а такое понимание приводило их к выводам противоестественным и нелепым; Христос говорил о духе, а они помышляли о материи; Христос учил о жизни вечной, а они связали свою мысль с жизнью временной; Христос учил о небесном, а они требовали земного. Зная мысли своих слушателей и ту сумятицу, которая охватила их сердца, Христос преподал им, как и всему человечеству, истинное учение о Святой Евхаристии. Он сказал: «Истинно, истинно говорю вам; если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». ( Ин. 6:53–56 ). Эти великие, но странные и страшные слова Христа были, как бы преддверием скорого конца земного служения Мессии-Христа, и приближением Тайной Вечери. Но в этом смысле, никто из присутствующих в синагоге капернаумской не понял тайны слов Христовых. Он говорил «от вышних», а они были «от нижних». Он учил о небесном и вечном, а они были погружены в интересы дел временных и земных. «Как. послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом», – продолжал Христос, – так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек». ( Ин. 6:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

дела, которые благоугодны Богу, каких требует от них Бог и наградой за которые будет им пища, пребывающая в жизнь вечную (дела Божии – ср. Мф. 6:33 ; Откр. 2:26 ; Иер. 48:10 ; Вар. 2:9 ). – Чтобы вы веровали и пр.: вместо множества дел, благоугодных Богу, понимаемых иудеями, без сомнения с точки зрения закона, дел, требуемых законом Моисеевым, Господь указывает им на одно только дело, какого желает от них Бог, но в котором, как в семени, содержатся все дела, благоугодные Богу, именно дело веры в Иисуса как в особенного посланника Божия, как в Мессию. От этого одного дела веры, как нравственного действия, происходят всякие многообразные дела, благоугодные Богу; все они суть только разные проявления одного этого дела веры как основной добродетели. Всякие добрые дела угодны Богу постольку, поскольку они суть дела веры, без которой невозможно угодить Богу ( Евр. 11:6 ), ибо вера как добродетель именно есть высшее дело свободно-нравственного существа. 30. Ин. 6:30 . На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Ин. 2:18, 4:48 ; Мф. 16:1 . 31. Ин. 6:31 . Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Пс. 77:24 ; Исх. 16:4 . Какое Ты дашь знамение и пр.: (ср. 2:18): иудеи поняли, что выражение – Кого Бог послал (ст. 29) Господь относит к Себе Самому и означает им Себя как Мессию, а потому и обращаются прямо к Нему с вопросом, чем – какими делами необыкновенными докажет Он, что Он именно есть Мессия? Странный, по-видимому, вопрос, странное требование в устах людей, которые только вчера ещё видели столь поразившее их чудо умножения хлебов, что признали чудотворца за Мессию и против Его воли хотели поставить Его царём. Для объяснения этой странности прибегали к разным предположениям, из коих более принятое то, что этот вопрос был предложен не теми, кто был свидетелем чуда умножения хлебов, а не бывшими при этом чуде, может быть, начальниками синагоги капернаумской, в которой происходил этот разговор (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Деян.10:19–20 .  Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я по­слал их.: «Встань, сойди и иди», Αναστς κατβηθι κα πορεου, «восстав сниди, иди» см. выше, к Деян.10:13 . «Нимало не сомневаясь» – μηδν διακρινμενος – «ничтоже разсуждая» – нисколько не задумываясь. Это предусмотрительное предупреждение делается ввиду известных строгих взглядов апостола, которые должны были поставить его в затруднение, последовать ли приглашению его к язычникам, общение с коими возбранялось иудейским Законом ( Деян.10:28 )? Деян.10:21 .  Петр, сойдя к людям, при­слан­ным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом при­шли вы? «За каким делом вы пришли?». Опять неточность русского перевода и предпочтительная верность подлиннику текста славянского – «кая есть вина, ее же ради приидосте?» – τς η αιτα, δι ν πρεστε – какая причина, или какое дело, по которому вы прибыли? Деян.10:22 .  Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетель­ный и боящийся Бога, одобря­емый всем народом Иудейским, по­лучил от святаго Ангела по­веле­ние при­з­вать тебя в дом свой и по­слушать речей тво­их. «Одобряемый всем народом иудейским», на который, очевидно, падала значительная доля милостей доброго Корнилия, подобного в этом отношении другому известному евангельскому Капернаумскому сотнику. «Послушать речей твоих» – ακοσαι ρματα παρα σο – «слышати глаголы от тебе» – выслушать от тебя речи, т.е. твою проповедь, которая должна научить меня, что надлежит мне сделать для спасения. Деян.10:23 .  Тогда Петр, при­гласив их, угостил. А на другой день, встав, по­шел с ними, и некоторые из братий Иоппийских по­шли с ним. Деян.10:24 .  В следу­ю­щий день при­шли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав род­с­т­вен­ников сво­их и близких друзей. «Некоторые из братий Иоппийских» – т.е. из верующих г. Иоппии числом шесть, как видно из дальнейшего ( Деян.11:12 ). Петр угощает посланных Корнилия, как нуждавшихся в отдыхе, и отправляется с ними лишь на другой день, вероятно, не рано, ибо в Кесарию они приходят лишь на следующий день, четвертый со дня видения, бывшего Корнилию ( Деян.10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для апостола Павла это один из источников непрекращающейся боли. «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мечение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян» (Рим. 9: 1–4). В этой печали, в мучении сердца и согласии быть отлученным от Христа ради братьев Павел подобен Моисею, который соглашался погибнуть сам, лишь бы народ сохранился и не был бы уничтожен за отступление. И почему Павел мучается? Потому что без ножа режет его контраст между тем, кем должны быть иудеи, и тем, кем они по факту являются. Ведь, пишет далее он, им «принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетование; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь» (Рим. 9: 4–5). И вот для того, чтобы возбудить в сродниках ревность, разжечь в них желание устремиться ко Христу, он неутомимо проповедует язычникам. Представьте себе, что некий греческий проповедник, видя (Бог да не допустит) полное духовное обнищание своего собственного народа, уходит в бедные африканские деревни и там благовествует, крестит, служит Литургию, изменяет нравы. Он имеет право сказать сродникам: «Греки! Как низко вы пали! На вашем и моем языке написано Евангелие, на наших землях проповедовали апостолы, от нас вышли самые известные и великие отцы Церкви, богослужение во всей красоте своей сформировалось у нас. Мощи лежат в храмах, иконы с грустью смотрят на вас. Богословие прежде текло у нас реками, а теперь едва сочится малым ручьем! Что же это? Видя вас полумертвыми, не желающими воскреснуть через покаяние, я проповедую далеким народам и чужим людям. Не только для того, чтобы они спаслись (это необходимо и обязательно), но и для того, чтобы вы проснулись. Не стыдно ли вам? Другие получают ваши венцы. Возревнуйте о прежней славе и исправьтесь!» Вот именно так обращался святой Павел к евреям, не терпя видеть своими глазами, как первые становятся последними. Точно так же потом он говорил и новорожденным в Духе христианам: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1 Кор. 9: 24). Не спите, бегите. Даже со спортсменов берите пример (ристалища – аналог легкоатлетического стадиона). Те потеют, изнуряются ради суетной похвалы, а вы как войдете в Небесное Царство с ленью и без борьбы? Невыносимо ведь будет потом, как вы, гордившиеся заслугами предков или иной благодатью, явленной в веках, увидите себя обойденными или даже изгоняемыми вон. Таков смысл. В том же духе говорил и Христос, удивившись вере капернаумского сотника: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8: 11–12).

http://pravoslavie.ru/72172.html

Для полноты впечатления нельзя не заключить боговдохновенно правдивых евангельских картин воскресной ночи, где среди любящих Господа и близких Ему лиц весть о Его воскресении встречает или изумление пред неожиданностью у одних, или полное сомнение и неверие у других, последней мрачной картиной сознательной и бесчестной к Нему злобы среди Его врагов. Когда жены, обрадованные явлением воскресшего Господа, шли к себе, " некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, прийдя ночью, украли Его, когда мы спали. И, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня " (Мф.28:11–15). На таком темном, но обычном всегда и всюду, фоне человеческой косности и маловерия у любящих Господа, и злобной энергии у ненавидящих Его ярче, молниеноснее, благодатнее должен воссиять для нас нисшедший прямо с неба помимо всего людского, вопреки всем и всему, светоносный облик нашего воскресшего Спасителя. notes Примечания 1 Первая Пасха — вскоре после Крещения, когда Господь изгнал торжников из храма (Ин.2:13–25). Вторая Пасха, когда Господь исцелил 38-летнего расслабленного (Ин.5:1). Третью Пасху Господь не идет праздновать в Иерусалим, а пребывает в Галилее и празднует ее чудесным насыщением пятью хлебами и проповедью о хлебе небесном в синагоге капернаумской. 2 Так как из последующего видно, что Он тут же сел с Апостолами в лодку (Мф.14:13: Мк.6:32). 3 Поводов удалиться было, вероятно, несколько. Во-первых, Сам Христос говорит Апостолам (Мк.6-31), что им необходимо отдохнуть от утомления и постоянного наплыва народа. Во-вторых, Иисус Сам чувствовал потребность в уединении, как это и говорит: Мф.14:13 и Лк.9:10. После убиения Иоанна, после слухов о том, что Ирод считает Его за воскресшего Иоанна, очевидно, наступила критическая минута в жизни Господа. Со смертью Иоанна обрывается Его связь с ветхозаветной сферой. Глаза всех, ищущих правды, теперь устремлены на Него. Он должен выступить вполне и самостоятельно. Он должен выставить свою особую миссию рельефно и определенно теперь, со смертью Пророка. В решительные минуты Господь всегда прибегал к уединенной молитве; а так как и Апостолам нужно было отдохнуть, то Он и воспользовался этим, чтобы запастись духовными силами в пустынном месте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=803...

е. что сначала он послал просить к себе Иисуса, а потом, когда Иисус уже действительно шел к нему, раскаялся в этом 432 . Само собой понятно, что такое возражение возможно лишь под условием полнейшего непонимания всего разбираемого нами события, между тем как дело представляется совершенно естественно. Сначала сотник, побуждаемый состраданием к страждущему слуге своему, послал просить к себе Иисуса, чтобы Он исцелил его; но потом, когда Иисус был уже на пути, с наступлением каждого момента приближения Иисуса, он все более и более чувствовал свое недостоинство принять Его под свой кров, и, наконец, когда разсудил, что Иисус может помочь его горю и без личного Своего присутствия, он через друзей отправил свою вторую просьбу. Так иногда истинно благочестивый христианин, после совершения какого-нибудь греха, заглянув в глубину своей совести, считает себя недостойным принять под кров своей души пречистое Христово тело и честную кровь, и потому откладывает это святое дело до более благоприятного времени, когда он будет считать себя более достойным. В заключение мы должны отдать должную справедливость заслуге Штрауса для богословской науки, ибо он вполне основательно доказал, что исцелений, совершенных вдали от самого исцеляемого субъекта, так сказать заочных, посредством магнетизма объяснять нельзя 433 . Следовательно, нельзя объяснять посредством каких-нибудь естественных сил и исцеления слуги капернаумского сотника. ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО В КАПЕРНАУМСКОЙ СИНАГОГЕ ( Мр.1:21–28 ; Лук.5:33–37 ) Однажды, бывши в Капернауме, Иисус в субботу вошел в синагогу и учил. И все дивились Его учению, ибо он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. В это время в синагоге был человек, имевший нечистого духа бесовского. Увидев Иисуса, он закричал вдруг громким голосом: „оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас. Знаю Тебя, кто Ты, святый Божий“. Но Иисус запретил ему, говоря: „замолчи, и выйди из него“. Тогда бес, стрясши человека, в котором находился и повергнув его посреди синагоги, вышел из него, ни мало не повредив ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Евангелист Иоанн о содержании этих речей Господа делает лишь краткое замечание, что Он дал иудеям разуметь, какою смертью Он умрет, и тем отнял у них последнюю надежду на внешнее царство, подобно тому как раньше по насыщении пяти тысяч человек Он в капернаумской беседе отказал иудеям в таком питании на будущее время; иудеи же, как тогда, так и теперь, несмотря на столько чудес, сотворенных Христом, не веровали в Него ( Ин.12:3237 ). Но первые три евангелиста более подробно передают содержание бесед Господа Иисуса с иудеями в последнее пребывание Его в Иерусалиме, в первый день или в первые два дня после торжественного входа в Иерусалим. Беседы были начаты Его врагами. Еще во время Его путешествия в пределы иудейские заиорданскою стороною они враждебно окружали Его и старались уловить Его в слове. Так они, искушая, спрашивали Его, по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею. Во время входа в Иерусалим они приступают к Нему и требуют, чтобы Он запретил ученикам сопровождать Его возгласами. На другой день, когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: «какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть?» На этот вопрос Он ответил тоже вопросом: крещение Иоанново откуда было – с небес, или от человеков? Вопрос ставил иудеев в затруднение, так как они Иоанну не поверили, а все почитали его за пророка. Если бы они дали ответ, что крещение Иоанново было с небес, то сами осудили бы себя за неверие, а если бы ответили, что оно было от человеков, то вооружили бы против себя народ. Они отказались отвечать. Но затем Господь Иисус Христос раскрыл им смысл того ответа, который они должны были дать. Он сказал им притчу о двух сыновьях, из которых первый на приглашение отца работать в винограднике сначала отказался, а потом раскаявшись пошел, а второй согласился, но не пошел. Объясняя притчу, Господь уподобил первому сыну, исполнившему волю отца, мытарей и блудниц, а второму иудеев – первосвященников, старейшин народа и книжников, и сказал им: «мытари и блудницы вперед вас идут в царство Божие».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010