Нельзя предположить, чтобы у Евангелиста не было при этом особенного намерения; и мы, с своей стороны, признаем более, чем вероятным, что евангелист Матфей в столь важных обстоятельствах хотел прикровенно «указать именно на Ту, Которую христиане верующие «могли узнать и без прямого названия, и Которой не должны были знать враги христианства. 399 Положим, однако же, что Мария Клеопова действительно была не дочь, а жена Клеопы, брата Иосифа Обручника Пресвятой Девы, как и полагают, больше частью, истолкователи: в том и другом случае, ей будет принадлежать имя сестры, или родственницы Матери Господа (ибо δελφ, подобно слову δελφς, не всегда означает родную сестру). Тем не менее, останется еще, во-вторых, недоказанным то, что ее муж Клеопа – тоже, что Алфей. Автор «объяснения уверяет, что «в этом нет никакого сомнения, так же, как в том, что Хаггей (еврейское) по-гречески называется Аγγαος. Но для всякого очевидно, что разница между словами Хаггей и Аггей не столь велика, как между словами Клеопа или Клопа и Алфей. Признаемся, для нас нисколько не представляется убедительным предположение разного произношения, хотя и еврейского имени, но взятого вовсе нс из еврейского текста (ибо в ветхозаветных книгах оно и не встречается), 403 а из греческого. И почему надобно думать, что евангелист Иоанн еврейское имя Хлофай написал именно по галилейскому выговору – Клопа, а Марк и Лука, и особенно Матфей 404 по греческому – Алфей? На это не представлено никаких доказательств, Да едва ли и можно представить: иначе, известнейшие ученые, постоянно сопровождавшие свои толкования разными филологическими соображениями, не преминули бы изложить их, и, стремясь к той же цели – к удостоверению, что Иаков брат Господень есть сын Алфея, не были бы принуждены придумывать другой способ соединения в лице Марии, матери его, имен Клеопы и Алфея. Способ же этот состоит в том предположении, что Мария, мать Иакова и Иосии, есть дочь Клеопы, и жена Алфея. 405 Но и это предположение основывается на одних догадках, которые мы уже видели в предыдущих доводах. Поэтому бездоказателен и вывод из него, равно как и из вышеприведенных филологических соображений, 406 – бездоказательно, что «Мария и Алфей“, а не кто другой, «были родители тех лиц, которые именуются братьями Господними, и из которых Иаков, Иуда, Фаддей и Симон был в числе 12 апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

с перенесением мощей сего Лазаря. 18 Св. муч. Платон . В Деяниях св. (Jul. V. 226) после небольшого исторического исследования помещены теже акты, известные под именем Метафрастовых, которые в славянской минее в сокращении. На 7 вселенском соборе читано было из письма св. Нила, ученика Иоанна Златоустог о (12 нояб.), в Илиодору чудо св. муч. Платона: как он освободил из плена сына инока, родом галатянина. Сын его взять был в плен внезапно напавшими варварами. Старец со слезами молил соотечественного ему мученика Платона о помощи в сей беде. И вот является сыну его всадник на коне, приведший и другого свободного коня и велит юноше садиться. Юноша узнал в нем мученика, ибо часто видал его таким на иконе; юноша сел на коня; святой, доставив его отцу, сделался невидим. В Константинополе импер. Анастасий I (491–518) построил во имя сего мученика храм, а импер. Юстиниан возобновил его (Дю-Канж IV, 133). Греческий текст Метафрастова жития у Миня в Патрологии (Т. 115. 403) Свв. мучч. Закхей, Алфей, Роман и Варул. В Кесарии палестинской было следующее установление когда приближались двадцатилетия императоров, тогда заключенным обыкновенно объявлялось прощение преступлений. Но префект провинции, даровав свободу даже величайшим преступникам, христиан подверг жесточайшим мучениям. В сие время Закхей, диакон гадаринской церкви, будучи схвачен сначала сечен розгами, потом терзаем железными гребнями, ввергнут в колодке в темницу. Алфей рода знаменитого из Елевферополя, чтец заклинатель и проповедник в кесарийской церкви, но своей ревности вбегает в толпу отпадших и отвлекает их от идольских жертв; за сие в оковах ввергнут в темницу, чрез несколько дней терзается розгами, раздирается гребнями и растянутый колодкою опять ввергается в тюрьму, в коей уже был Закхей его родственник. На третий день оба обезглавлены. Роман в тот же день, но в Антиохии, подвергся мученичеству. Родом он из одного села Кесарии палестинской, исправлял должность заклинателя и диакона, также, как и Алфей, он громко увещевал отпадших в раскаянию, за что осужден судиею на сожжение, а дитя, подавшее голос за Христа, предано смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Александра , мученица коринфская, 6 ноября. Александр , (мужественный, отгоняющий муж, помогающий, греч ) муч. римский, из 7 сынов св. Филицытаты , 25 янв. Александр ,муч. африканский, 10 апр. Александр , еп. иерусалимский, 12 дек. Александр иерей, муч. памфилийский, 16 марта. Александр , муч. киликийский, 20 мая. Александр муч. и с ним другий тогож имени с Агапием, 15 марта. Александр , муч. антиохийский, 28 сент. Александр , из 10 мучч., 1 авг. Александр , муч. остийский, 11 авг. Александр , еп. команский, 12 авг. Александр , муч. селунский, 9 ноября. Александр римлянин, муч. дризипарский, 13 мая. Александр , муч. пиндский, 13 марта. Александр воин и Антонина девица, 10 июня. Александр , из числа 40 мучч. севастийских, 9 марта. Александр , из числа 45 мучч. никопольских, 10 июня. Александр воин, мучч. египетский, 9 июля. Александр , патриарх цареградский, 30 авг. Александр св., 7 июля. Александр еп., 22 окт. Александр преп, первоначальник обители неусыпающих, 23 февр. и 3 июля. Александр невский, великий князь, 23 ноября и 30 августа. Александр пр., игумен куштский, 9 июня. Александр , пр. свирский, 30 авг. Алексий (помощник, греч.) преп., человек Божий, 17 марта. Алексий , муч. цареградский, 9 авг. Алексий , митрополит московский, 12 февр. и 5 окт. Алим (Ахим) маккавей, 1 авг. Алипий (беспечальцый, греч.), столпник адрианопольский (в Пафлогонии), 26 ноября. Алипий иконописец, преп. печерский, 17 авг. Алла мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Алфей (перемена, евр.) ап. (вне 70), 26 мая. Алфей , муч. кесарийский, 18 ноября. Алфей, муч. антиохийский в Писидии, 28 сент. Алфий , муч. италийский, 10 мая. Амвросий (бессмертный, божественный, греч.), еп. медиоланский, 7 дек. Аммоний , муч. антиохийский, 4 сент. Аммон или Аммун , (егип. или греч. песчаный, см. Лекс. Александра) преп. нитрийекий, 4 окт. Аммун диакон, муч. ираклийский с 40 девами постницами, 1 сент. Аммун или Аммон , преп. нитрийский, 4 окт. Амонит , муч. меиитинский, 7 ноября. Амос (тяжесть, крепость, евр.), пророк, 15 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Александр, муч. Остийский при Диоклетиане, с Сосанной и др. 11 авг. Александр, еп. Команский, муч. при Диоклетиане. 12 авг. Александр, муч. Солунский при Максимиане. 9 ноября. Александр Римлянин, муч. Дризиперский во Фракии при Максимиане. 13 мая. Александр, муч. Пидийский в Макед. при Максимиане. 13 марта. Александр воин и Антонина девица, мучч. ок. 313 года. 10 июня. Александр, из числа 40 мучч. Севастийских. ок. 320 года. 9 марта. Александр, из числа 45 мучч. Никопольских, ок. 320 года. 10 июля. Александр воин, муч. Египетский при Иулиане, с Патермуфием. 9 июля. Александр, патриарх Цареградский, ум. 340. 30 авг. Александр св. (4 века), с мучч. Епиктетом и Астионом. 7 июля. Александр еп., Ираклий воин и четыре жены: Анна, Елисафета, Феодотия и Гликерия, мучч. 22 окт. Александр преп., первоначальник обители Неусыпающих. Ум. ок. 430. 23 февр. и 3 июля. Александр Невский, Великий кн. Ум. 1263. 23 ноября. Перенесение мощей его в С. Петербург 1724. 30 авг. Александр преп , игумен Куштский, ум. 1439. 9 июня. Александр преп. Свирский, ум. 1533. 30 авг. Алексий преп., человек Божий, ум. 411. 17 марта. Алексий, муч. Цареградский при Льве Исавр., с Иулианом и др. 9 авг. Алексий, митрополит Киевский, ум. 1378. 12 февр. и 5 окт. Алипий, столпник Адрианопольский (в Пафлагониии), прест. при Ираклии. 26 ноября. Алипий иконописец, преп. Печерский, ум. ок. 1114. 17 авг. Алла мученица, из 26 мучч. Готфских. 4 века. 20 марта. Алоний, преп. Египетский 5 чека. В субб. с. Алфей ап. (вне 70). 20 мая. Алфей, муч. Кесарийский в Палест. ок. 303 г., с Закхеем. 18 ноября. Алфей, муч. Антиохийский в Писидии при Диоклетиане, с Александром и др. 28 сент. Алфий, Филаделф, Киприан и др., мучч. Италийские при Ликинии. 10 мая. Амвросий, еп. Медиоланский, ум. 397. 7 дек. Аммонафа, пустынник Египетский. В субб. с. Аммоний, муч. Антиохийский при Максимиане, из 81 детей, пострад. с еп. Вавилой. 4 сент. Аммоний преп., ученик Памвы, сконч. в конце 4 или в начале 5 века. В субб. с. Аммон, или Аммона, преп. в Верхнем Египте, 5 века. Субб. с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Память святых мучеников Закхея и Алфея В Кесарии Палестинской, с приближением двадцатилетия царствования императоров, заключенным в темницах объявлялось обыкновенно прощение преступлений. Так было и в царствование Диоклитиана. При этом правитель области, даровав свободу даже величайшим преступникам, христиан подверг жесточайшим мучениям. В это время за исповедание Христовой веры был схвачен диакон Гадаринской церкви Закхей [ 1 ]. Спрошенный на судилище о вере, он смело и безбоязненно исповедывал Христа. За это его подвергли жестоким истязанием: секли розгами, затем терзали когтями и, наконец, забив ноги его в колодки, ввергли в темницу. Святой доблестно переносил мучения. Когда мучили святого Закхея, приведен был на судилище еще один исповедник за имя Христово, именем Алфей. Он происходил из знатного рода и был родственником Закхея, родился же в Палестинском городе Елевферополе [ 2 ]. Когда началось Диоклитианово гонение на христиан, Алфей занимал должность чтеца в Кесарийской церкви. Гонение, воздвигнутое на исповедников Христовой веры, было очень жестоким, и многие из христиан не снесли тяжести мучений, отпали от веры Христовой и уже готовы были принести жертвы идолам. Тогда Алфей, ревнуя о Боге, вбегает в толпу отпавших и отвлекает их от идольских жертв. За это он был схвачен и в оковах отведен в темницу. Через несколько дней его подвергли таким же мучениям, как и родственника его Закхея: терзали розгами, раздирали когтями, и, наконец, заковали в одну колодку вместе с праведным Закхеем. В таком положении они пробыли ночь и день. Когда и после сих мучений, святые мученики продолжали непрестанно исповедывать Христа, их обезглавили [ 3 ]. Так скончались святые мученики, претерпев многие страдания за имя Христово. Память 19 ноября Житие святого пророка Авдия Святой пророк Авдий был родом из села Вифарама, близ Сихема [ 1 ]; он служил при дворе царей Израильских и был домоправителем у царя Ахава [ 2 ]. От юности своей он был весьма богобоязнен, и когда весь Израиль отступил от Бога и стал поклоняться скверному Ваалу [ 3 ], он тайно служил Единому Истинному Богу отцов своих, спасшему Израиля от Египта и проведшему его чрез Чермное море посуху. Когда беззаконная Иезавель истребляла всех пророков Господних [ 4 ], Авдий взял сто пророков, скрыл их по пятидесяти в двух пещерах и кормил их хлебом и водою во время голода, бывшего во дни пророка Илии [ 5 ]. Однажды Ахав призвал Авдия и сказал ему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В часовне Живоносного источника каждый паломник спешит испить святой воды из каменных чаш (самый водоем внизу) и помыться, а запасливые люди наливают чудодейственную воду в припасенные для этой цели бутылки. Самое возникновение источника связывается со сказанием, как император Лев Великий дал испить из него воды слепому нищему, и тот прозрел. Отсюда мы поехали во Влахернский храм, где также имеется источник воды, в котором омывались византийские императоры перед вступлением на престол. В храме мы застали вечернюю службу. Пели на два клироса очень гнусаво, но горячо, страстно, так что один паломник серьезно заметил: – Отчего они так дико поют? На хорах есть треугольная доска, связанная по преданию с явлением Божией Матери. По углам доски сделаны три лунки. Паломники пьют из них святую воду во имя Святой Троицы. И, конечно, за все это приходится платить греческим монахам. Настоящий небольшой Влахернский храм стоит на месте древнего, ознаменованного дивным видением Андрея Юродивого (Покров Пресвятой Богородицы). Нарвав здесь веток зеленеющего лавра, мы поехали в Патриархию. По дороге несколько задержала нас поломка экипажа, и мы не успели попасть к началу архиерейской службы. Тем не менее, наш проводник-монах подвел нас к константинопольскому патриарху, Константину V-мy, для благословения. Приложившись к чудотворной иконе Божией Матери и осмотрев кафедру Иоанна Златоуста , мы отправились через греческую часть Фанар домой. По дороге греки приветствовали нас по-русски: – Здравствуй! Здравствуй! Ha другой день назначен осмотр мечетей. После обедни паломники группами, человек по пятнадцати-двадцати, пешком отправились сперва к Айя-Софии. На мосту, соединяющем Галату с Стамбулом, толпу паломников остановили турки в белых рубахах. Это были сборщики денег за проход по мосту. Наш проводник, отец Алфей, поспешил расплатиться сразу за всех. В массе двигающегося народа по улицам и площадям Стамбула группы паломников совершенно потонули. Отец Алфей все время с озабоченным видом оглядывался назад, беспокоясь, как бы не растерялась его партия. После нескольких переходов и подъемов мы пришли на обширную площадь древнего храма св. Софии. Наш монах скромно попросил турок пропустить путешественников для осмотра мечети. Бакшиш открыл нам двери или, правильнее сказать, толстую дверную завесу, но не оберег от грубого обращения турок. Надевши на сапоги бабуши – просторные туфли, мы стали тихо обходить храм боковыми переходами, как бы стесняясь сразу войти в его средину, где в это время учились и молились турки. И, только обойдя половину храма, отец Алфей ввел нас под своды необъятного купола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То, что Иаков Зеведеев, упомянутый во 2-м стихе, не тождествен с Иаковом Алфеевым, об этом едва ли нужно говорить ввиду того, что сами евангелисты ясно различают этих лиц и, конечно, в целях этого именно различения прибавляют Зеведеев и Алфеев. Что же касается отношения Иакова Алфеева к Иакову, брату Господню, то предания и мнения об этом предмете так неопределенны и запутаны, что решительно нет возможности сказать или установить что-либо точное об этих апостолах. Некоторые средневековые писатели принимали, что этот Иаков (т.е. Алфеев) был брат Господень и он же упоминается в Посланиях ( 1Кор.9:5, 15:7 ; Гал.1:18–19, 2:9, 12 ), потому что Мария ( Мк.15:40 ), жена Алфея, была сестрой Марии, Матери Господа, а евангелист Иоанн ( Ин.19:25 ) назвал жену Алфея Марией Клеоповой; может быть, он одинаково назывался и Клеопой (Клофа) и Алфеем. Или та же Мария по смерти Алфея и после рождения Иакова вышла замуж за Клеопу. Но то, что Мария Клеопова была сестрой Богоматери, ничем не подтверждается. Обстоятельство, что две сестры (Богоматерь и Мария Клеопова) назывались одним именем, маловероятно. Мнение о тождестве Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, поэтому в настоящее время можно считать совершенно оставленным. Иоанн Златоуст и Феофилакт различают двух Иаковов – Иакова Зеведеева и Иакова Алфеева, двух Иуд – Фаддея и Иуду предателя, трех Симонов – Петра, Кананита и предателя, который также, по словам Феофилакта, назывался Симоном. Но об Иакове, брате Господнем, в толкованиях рассматриваемого места Евангелия Матфея не упоминают. Этот Алфей, отец Иакова, не был тот же Алфей, который был отец Матфея ( Мк.2:14 ). У Алфея от Марии родились Иаков и Иуда. Иаков называется Малый, или Меньший ( μικρς – Мк.15:40 ), т.е. возрастом, как считают некоторые, или, может быть, по времени призвания он был моложе Иакова Большого, брата Иоанна. По словам Цана, о втором Иакове существует большое разнообразие текстуального предания, которое, по-видимому, возникло вследствие стремления изгладить разноречия между евангелистами. Рядом с очень натянутыми примирениями и комбинациями, которые уже вследствие одной своей недостаточности и невероятности оставляются без рассмотрения, подозрительны и гармонические тексты, где у Матфея и Марка имеются одинаковые имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Самое тщательное раскрытие доводов в пользу сказанного мнения, из числа книг современных нам деятелей на поприще духовной нашей литературы, находим в «Опыте объяснения на послание апостола Павла к галатам, принадлежащем перу одного из знаменитейших наших богословов. 394 Его-то мы, главным образом, и подвергнем подробному рассмотрению, так, чтобы при этом видно было, насколько убедительны соображения и других. Автор «объяснения представляет следующий ряд доводов, что Иаков Алфеев и Иаков брат Господень – одно и тоже лицо: Иаков – брат Господень, но не родной: имя брата не всегда означает родного брата. (Главное – имеется в виду дальше показать, что он не сын Иосифа Обручника, мнимого отца Господа Иисуса Христа). Иаков брат Господень, Апостол – наверное, есть одно и тоже лицо с Иаковом Алфеевым; потому что в списках 12-ти Апостолов, кроме Иакова Зеведеева, есть другой Иаков, который постоянно называется Алфеевым. 3) Имя Иакова Алфеева ставится вместе либо с именем Фаддея, или Леввея, или что тоже, Иуды Иаковлева, либо с именем Симона: по мнению автора, надобно думать, что это братья Иакова Алфеева, потому что Иуда сам называет себя братом Иакова; известно притом, что и Симон был брат Иакова и Иуды. Мать Иакова малого и Иосии, она же мать Иуды и Симона, Мария, по мнению автора, – тоже, что Мария Клеопова, сестра Матери Господа; потому-то ее дети и вместе дети ее мужа Клеопы – называются братьями Господними, конечно, двоюродными – посредством сестер матерей. Клеопа – муж Марии Клеоповой – тоже, что Алфей, и он-то, Клеопа – Алфей, значит, был отцом Иакова и братьев его, из коих Иуда и Симон тоже были в числе 12-ти. Тожество Клеопы и Алфея, по мнению автора, доказывается разным произношением одного и того же имени, по еврейскому, по галилейскому и по греческому выговору. Что Иаков брат Господень был Апостол, об этом свидетельствует святой апостол Павел; стало быть, утверждает автор, он принадлежит к лику 12-ти Апостолов, и есть именно Иаков Алфеев. Что Иаков сын Алфея – Клеопы и Марии, сестры Матери Господа, был двоюродным братом Господним, – тому, по замечанию автора, не противоречит ни звание Апостола, ни близкое родственное отношение к нему Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Святитель Исидор – один из многих святых неразделенной Церкви, кому посвящена одна из глав «Синаксаря», составленного иеромонахом афонского монастыря Симонопетра Макарием и изданного Сретенским монастырем в 2011 г. Его имя также внесено в святцы Православной Церкви в Америке. Корпус литературы, посвященной святителю Исидору, огромен. Домингес де Валь, автор шеститомного труда, посвященного латинской испано-христианской литературы, посвящает Исидору отдельный третий том. Также отметим прекрасную французскую монографию Пьера Казье. 517 Пролог Освященная Испания, вечно счастливая мать вождей и народов, прекраснее ты всех земель от запада до самых индусов. Ты теперь по праву царица всех провинций, излучающая свет не только западу, но и востоку. Ты – честь и краса мира, славнейший край земли, в котором изобильно процветает в великой радости славное готское племя. По заслугам одарила тебя милостивая природа плодовитостью всего живого. Ты богата ягодами, ты – сила неиссякаемая, тебя радуют жатвы, ты одета нивой, осенена оливами и разукрашена узором лоз. Цветут твои луга, горы зеленеют и берега обильны рыбой. Лежишь ты в самой лучшей стране света, не выгораешь летом от солнечного жара и не чахнешь от ледяного холода, но, окруженная умеренным небесным поясом, питаешься счастливыми зефирами. Рождаешь ты все, что есть плодоносного в пашнях, драгоценного в металлах, красивого и полезного в живых существах. He хуже ты тех потоков, которые славятся своими знаменитыми стадами. He сравнится с тобой ни Алфей 519 своими конями, ни Клитумн скотом, хотя мчит крылатые квадриги Алфей, посвященный олимпийским пальмам, и огромных быков приносил некогда Клитумн в жертву капитолийцам. Даже в Этрурии не найти таких жирных пастбищ, как у тебя, и рощам Молорха ты не дивишься, полная пальм, и не боишься признать своих коней в беге на годовых скачках. Богата ты полноводными реками и желта от золотоносных потоков. У тебя источник конеродный. 520 У тебя руно от природного пурпура пламенеет, как тирский багрянец. У тебя камень, сверкающий среди мрака обрывистых гор, светится блеском солнца, которое рядом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как произошло его обращение? Ап. Павел говорит, что Сам Господь явился ему по воскресении ( 1Кор. 15:7 ). Затем, как ревностный служитель Господа и Его Церкви, состоявшей первое время главным образом из Иудео-христиан, он был избран епископом Иерусалимской церкви ( Деян. 12:17 ; Гал. 2:9 ), председательствовал на Апостольском соборе (51 г. Деян. 15:13 ) и пользовался высоко-авторитетным положением в древней Церкви не только как апостол Господа в более обширном смысле, но и как апостол наравне с ап. Павлом и в ряду с верховными апостолами из 12 Петром и Иоанном ( Гал. 1:9; 2:9 ) 3 . Он умер мученической смертью в Иерусалиме при первосвященнике Анане в 63–64 г., когда после смерти проконсула Феста новый – Альбин ещё не прибыл сюда (Иосиф Флавий. Древн. XX, 9, § 1; Евсевий. II. 23). По преданию он был апостолом из 70, и память его чтится православной церковью 23 октября. Примечание. От Иакова, брата Господня, должно отличать Иакова, брата Иоанна Богослова, сына Зеведеева, и Иакова Алфеева, апостолов из 12 ( Мф. 10:2–4 ). – Некоторые западные учёные и толкователи, а также и русские (Филарет, митрополит Московский, Филарет, епископ Черниговский, протоиерей Богословский, профессор Чельцов, священник Кибальчич) отождествляют Иакова, брата Господня, и Иакова Алфеева. Одни полагают, что Алфей имел другое имя греческое Клеопа (Κλωπ, греческое имя, сокращение от Κλεοπτρος). И таким образом отожествляют Алфея и Клеопу ( Ин. 19:25 ), которого Егезипп называет братом Иосифа обручника и отцом Иакова праведного (кн. 4, 32). Другие – просто отожествляют имена: Алфей или Халпай и Клеопа, как одно еврейское имя в различной только транскрипции и произношении (филологически не оправдываемое допущение) 4 . Затем, находя, что Иаков и Иосия в других местах Евангелия называются детьми Марии Клеоповой ( Мф. 27:56 ; Мк. 15:40, 47; 16:1 ), или, следовательно, всё равно Алфеевой, т. е. жены Клеопы, или Алфея, они утверждают, что Иаков, Иуда, Иосия и Симон были детьми Марии Клеоповой, почитаемой за сестру Богоматери, и, таким образом, двоюродными братьями Иисуса Христа, и детьми Клеопы или Алфея; а отсюда далее, – что Иаков, брат Господа, потом епископ Иерусалима и писатель послания, был одним и тем же лицом с Иаковом Алфеевым, апостолом из 12, тем более что о личности Иакова Алфеева совершенно ничего не известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010