Античные колонны и архитравы, львы, орлы и кентавры в украшавшей стены лепнине (теперь фрагменты ее расставлены в качестве экспонатов по аллеям), вперемежку с традиционными иудаистическими символами: семисвечником, виноградной гроздью, колесницей с Ковчегом Завета, – типичная картина эллинистического, греко-восточного синтеза. Он отразился и в Евангелиях, написанных по-гречески и пронизанных «арамеизмами» – узнаваемыми приметами живого арамейского языка Спасителя и Его апостолов. В 1968 г. с ювелирной точностью, чтобы не повредить памятника археологами, было заложено шесть стратиграфических траншей внутри и вне синагоги. Оказалось, что она построена на высоком искусственном цоколе. Пропорционально уклону местности глубина фундамента варьируется от 1 до 4 метров. Найденные монеты и фрагменты керамики заставляют датировать здание второй половиной IV в. – временем Юлиана Отступника, поощрявшего, «в пику» христианам, иудейское культовое строительство. Школа (бет-мидраш), занимающая восточную часть комплекса, была пристроена в начале V в. Внутри две колоннады – нижняя коринфского, верхняя дорического ордера. Двери главного входа обращены по традиции к Иерусалиму – в данном случае, прямо на озеро. Можно представить себе, как великолепно смотрелась она с озера – возвышавшаяся над грудой темных домиков, блистающая белизной, – когда возвращались домой с уловом капернаумские рыбаки. И среди них Симон, сын Ионин, брат Андрея Первозванного (впоследствии Петр – «Камень»). Он жил с семьей (женой и тещей) в таком же, как у всех, маленьком доме, неподалеку от синагоги. ...В один из первых Своих дней в Капернауме, в субботу, Иисус «вошел в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» ( Мк. 1:21–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Болезнь сына капернаумского вельможи привела к вере в Иисуса Христа весь дом. б) То же самое представляет нам и ежедневный опыт. Как вследствие болезни изменился иной высокомерный человек, иная злая женщина, иной распущенный юноша, иная тщеславная дочь? в) Наш собственный опыт доказывает то же. Какие обещания дали все мы в болезни? Конечно, многие потом не сдержали своих обещаний; но многие другие остались верны им и идут иным путем. Так как в болезнях обнаруживается милосердие Божье, то мы должны через них действительно исправляться и за них благодарить. Нужно по истине благодарить за всякое благодеяние! 3. Как действия Божьего правосудия. Грех служит причиной большей части болезней. Болезнью очень часто Бог наказывает грех. Отсюда мы познаем карающее Божье правосудие. а) Так учит Священное Писание: “ Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными ” (Втор. 28:58–59). “ Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже ” (Иоан.5:14). б) Опыт подтверждает это. Чем кто согрешает, от того и болеет . Невоздержание и скряжничество, ленность и излишний труд, гнев и зависть, разврат и недовольство, скорбь и тоска имеют спутниками своими толпу болезней. И если такой грешник не страдает еще болезнью, то Бог щадит его только для другого наказания Так как болезни суть действия Божьего правосудия, то христианин подвергается им с целью раскаяния . Причина того, что всемогущая сила благодати не исцеляет наших душевных недугов заключается в нас самих, в нашем нехотении “ В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших ” (ст. 3) Неудивительно, если при купели Силоамской находилось много больных. В ней действовала Божья сила, но действие ее было весьма ограниченно. На купель сходили не многие ангелы, a только один, и не каждый день, a только один раз в год (ст. 4). Притом не каждый, сходивший в купель по возмущении воды, исцелялся, a один тот, кто сходит в нее первый: “ кто первый входил в нее ” (ст. 4).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Бременит ли тебя вина, тяжелая вина? Что же? Взгляд на тот берег, где ходил Иисус, близь моря Галилейского 357 , где Он жил, учил, исцелял и освобождал, пробудит в душе живое воспоминание о Нем с Его любовью к грешникам. Припомним лишь человека, одержимого духом нечистым в синагоге Капернаумской. Замолчи и выйди из него, сказал Иисус, и дух нечистый оставил его 358 . Или приведем себе на память расслабленного, который чрез разобранную кровлю дома был спущен к ногам Спасителя. И Иисус, видя веру его, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. А тем, которые соблазнялись в сердце своем, Он сказал: чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи, (тогда говорит расслабленному) встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, и пошел в дом свой. Народ же, увидя это, удивился и прославил Бога 359 . Доведена ли душа житейскою суетою до того, что для нее становится неясным тот путь, которым она должна следовать, – бросим взор на те высоты, где некогда Иисус излагал учение о блаженствах 360 . Учение это осветит нам наш путь, наполнит радостно наше сердце и, как бы освеженные обильною росой, мы принесем новые плоды в тридцать, в семьдесят, во сто крат. Но быть может, при встрече на нашем пути, со всевозможными соблазнами, мы, испытав наше сердце, убедимся в крайнем его развращении, – пусть и это не приводить нас в отчаяние. На этом берегу стоял некогда дом для сбора пошлин, и в нем сидел Иисус среди множества мытарей и грешников, так что книжники говорили Его ученикам: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию 361 . И еще в другой раз, говоря о потерянной овце, Он изрек: Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее 362 . А женщина, страдавшая 12 лет кровотечением 363 , а слепые, прокаженные, бесноватые, особенно же Гадаринские 364 , не доносится ли к нам, чрез водную поверхность, их голос: взгляни, возлюбленная душа какова бы ты ни была, на нашу болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Будем помнит заповедь Апостола служить Богу не только душею, но и «прославлять Его в телесех наших, яже суть Божия» ( 1Кор. 6:20 ), и члены тела употреблять в орудия служения Богу по слову того же Апостола: «да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя и члены ваши Богу в орудия праведности» ( Рим.6:12–13 ). К телесным подвигам для угождения Богу относятся между прочим посты. Церковная заповедь о постах должна быть строго соблюдаема, особенно в наступающий Великий пост . Должно впрочем помнить, что ревность к соблюдению этой заповеди спасительна только в соединении с постом духовным, который состоит в обуздании страстей, в духовном бдении, в строгом самоиспытании, самоосуждении, в постоянном молитвенном настроении души и делах любви к ближним. Постящеся телесне, постимся, братие, и духовне. Дом учения и врачевания Блажен дом, который удостоился чести принять Иисуса и быть свидетелем благодати, исшедшей из уст Его в слове евангельского учения и проявленной в деле чудесного благотворения страдальцу. Но Христос вчера и днесь, тойже и во веки. Он, в силу своего обетования пребывать с верующими до скончания века, до сих пор являет и до скончания века будет являть Свое присутствие не в одном доме, а в бесчисленных домах, которые именуются храмами Его. В этих святых храмах Он продолжает учить нас тому же самому, чему Он учил в одном из капернаумских домов во дни земной Своей жизни. Это святое учение предлагается ежедневно в каждом христианском храме в евангельском чтении, в котором слышатся те же самые глаголы живота вечного, какими Он оглашал своих слушателей в домах, полях и на всех других местах во время земной своей жизни. Где бы тогда ни являлся Христос, везде окружали Его желающие послушать Его в таком количестве, что не только в домах, где Он беседовал, но и вне их становилось тесно. Все старались быть к Нему поближе, чтобы не проронить ни одного Его слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

будете сынами Всевышнего. Т.е., проявляя к людям милость, подобную той, которую проявляет к нему Господь, верующий уподобляется Господу. 6 будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. У Матфея эти слова Христа выражены более категорично: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5,48 ). 6:37–38 Иисус раскрывает неизменный принцип: «Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал. 6,7 ). 6:39 У Матфея (15,14) эта притча имеет прямое отношение к фарисеям и их ученикам. У Луки же она связана со ст. 36 и, дополняя его, приближает к тому же значению, что и у Матфея (5,48): прежде чем вести за собой других, ученикам следует «прозреть» усовершенствоваться (ст. 40) и уподобиться своему Учителю. 6 Что вы зовете Меня: Господи!., и не делаете того, что Я говорю? Ср. Иак. 2,14 . Глава 7 7 сотника. Или «центуриона». У римлян командир отряда численностью в сто человек. слуга. В греческом тексте: «раб». Забота сотника о рабе свидетельствует о его доброте и великодушии. 7 послал к Нему Иудейских старейшин. То обстоятельство, что лидеры капернаумской общины пошли просить Иисуса помочь сотнику, показывает, что этот римлянин пользовался среди евреев большим уважением. 7 сотник прислал к Нему друзей. У Матфея (8,6) сотник сам приходит Иисусу. Для Матфея, видимо, не принципиально, как именно сотник пригласил Иисуса лично или через посредников; суть поступка от этого не меняется. У Луки же, посылая навстречу Иисусу друзей, сотник выказывает глубокое смирение: «ибо я недостоин... себя самого не почел я достойным...» (ст. 6,7). 7 Иисус удивился ему. Иисус лишь дважды выказывает удивление: в данном случае вере иноземца, и неверию жителей Назарета ( Мк. 6,6 ). 7 Господь. Во всех четырех Евангелиях люди обращаются к Иисусу как к Господу, но это первый случай употребления Лукой, как автором Евангелия, данного титула. Лука называет Иисуса Господом только в местах, которым не находится параллелей у Марка (в данном случае впервые); Иоанн употребляет этот титул лишь несколько раз, а Матфей и Марк ни разу. Очевидно, что он вошел в постоянный обиход у последователей Иисуса не во время Его земной жизни, а позднее, во времена ранней Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Будучи достоянием сердца, любовь необходимо проявляется вовне, и по делам человека можно знать, имеет ли он любовь к Богу или нет. Как проявляется любовь через дела, это мы покажем на примерах. Припомним историю Офни и Финееса, детей Илии. Можно ли думать, что они имели в сердце своем любовь к отцу своему? Нет, ибо они не были послушны ему. Несмотря на все увещания Илии к добродетельной жизни, эти сыны его упорно продолжали порочную жизнь. А где есть непослушание, там нет любви. Добрые дети только тем проявляют любовь свою к родителям, что повинуются им. Или вспомним также об Авессаломе. Имел ли он любовь к отцу своему? Нет: он оказал непослушание отцу и даже возмутился против него. Между тем там, где сын любит отца своего или слуга – господина своего, должно быть так, как было в доме упоминаемого в Евангелии капернаумского сотника. Когда последний говорил слуге своему: пойди, то слуга шел, или когда о говорил ему приди и сделай то, то слуга приходил и делал. В таком поведении выражается охотное и всецелое послушание, и подобное послушание не только вытекает из любви, но само есть любовь. В силу любви к нам Бог открыл нам волю Свою в заповедях. Ясно, что и мы свою любовь к Богу можем проявить не иначе, как только добрыми делами и охотным исполнением заповедей Его. Этому именно и научает нас апостол Иоанн, когда говорит: «это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его». Значит, мы должны делать только то, что Бог повелевает, и не должны делать того, что Бог запрещает. Только этим путем мы можем проявить свою любовь к Богу. Таким образом, любить Бога значит всем сердцем прилепляться к Нему и охотно исполнять заповеди Его. Откуда же происходит любовь? Где ее источник? Есть два источника любви; один находится внутри человека, а другой – вне его. Внешний источник любви есть Бог, ибо, по слову Писания, Бог есть любовь, и пребывающий в любви в Боге прибывает, и Бог – в нем. На Бога, как на источник любви, указывает апостол Павел, говоря: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Внутренним источником любви служит наша вера. На веру, как на источник любви, указывает катехизис, когда на вопрос: какое должно быть действие и плод истинной веры в христианине? – отвечает: «любовь и сообразные с нею добрые дела, ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». Это значит, что в христианстве не имеет силы обрядовый закон Моисея, но вера, действующая любовью, то есть деятельная, проявляющаяся в исполнении заповедей Божиих и в добрых делах. Последние столь тесно связаны с верою, что грехи всегда свидетельствуют о недостатке и слабости веры, и наоборот, верующий всегда уклоняется от совершения злых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В беседе с народом в капернаумской синогоге на другой день после чуда с пятью хлебами, Христос назвал Себя хлебом, сшедшим с небес. Восторг народа пред Великим Чудотворцем только что перед тем дошел до своего апогея. Только-что за минуту пред тем он искренно спрашивал Христа: «что нам делать, чтобы творить дело Божие?» и был готов веровать в Него как в пророка, которому надлежало прийти в мир. И этот народ теперь возроптал. «Не Иисус ли это, сын Иосифов, которого отца и мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» Что же? Смягчил ли Христос свои слова, чтобы успокоить смущение? Совершенно наоборот! Речь Его зазвучала еще суровее. «Не ропщите. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня... Я есмь хлеб живый, сшедший с небес, – с удвоенною решительностью повторяет Он; – ядущий от этого хлеба будет жить во веки. Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Когда речь о ядении плоти Сына Человеческого еще более смутила умы слушателей, и даже «многие из учеников Его» говорили: «какие странные слова! Кто может это слушать?» – опять ни единого слова компромисса не сошло с Его уст. Он знал, что словами Его соблазнились, но это послужило для Него только поводом к тому, чтобы предъявить еще более высокие запросы к верующему в Него и повторить прежние свои слова о необходимости особого дара от Отца, чтобы прийти к Нему. «С этого времени, – замечает Евангелист, – многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». Остался малый кружок двенадцати избранных и тем Христос предлагает: или принять Его слово во всей его суровости, веровать в Него так, как Он хочет, или оставить Его по примеру других учеников. «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго», – таков был ответ смирения и веры, которого требовали Христос от того, кто хотел оставаться Его учеником. Отношение к Христу современного общества, к которому принадлежит проф. Гарнак, невольно напрашивается на сравнение с тем отношением к Нему иудеев, которое изображает Евангелист в приведенной сцене.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

В Евангелиях повествуется о трех случаях воскрешения Христом мертвых. У начальника Капернаумской синагоги Иаира лежала при смерти двенадцатилетняя дочь. Иаир просил Иисуса прийти к нему в дом и исцелить ее. Иисус пошел за ним, но в пути было получено известие, что больная умерла. Иисус сказал Иаиру: – Не бойся, только веруй, – и продолжал путь. В доме Иаира Иисус увидел свирельщиков и плакальщиц и общее смятение домашних. – Что смущаетесь и плачете? – сказал Христос. – Девица не умерла, но спит. Недоверчиво отнеслись к Его словам. Но Христос, выслав всех из дома, кроме отца и матери умершей и трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна, входит с ними в комнату, где лежала усопшая, берет ее за руку и говорит: – Девица, Я тебе говорю: встань. Девица встала и начала ходить. Христос велел дать ей пищи ( Мк.5:36–41 ; Мф.9:18, 23–25 ; Лк.8:49–55 ). В другой раз Иисус, приближаясь к городу Наину, встретил похоронную процессию: выносили из города на кладбище умершего юношу, единственного сына у матери-вдовы, и много народа шло с ней из города. Господь Иисус сжалился над ней и сказал ей: – Не плачь. Затем подошел, прикоснулся к одру, на котором несли усопшего. Несшие остановились. Христос сказал: – Юноша, тебе говорю: встань. Мертвый поднялся, сел и стал говорить ( Лк.7:12–15 ). Самое поразительное чудо владычества над смертью Господь Иисус явил в воскрешении Лазаря. Услышав о предсмертной болезни Лазаря, Иисус сказал: – Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Говоря это, Иисус знал, что болезнь Лазаря кончится смертью, и имел намерение воскресить его к славе Божией. Действительно, Лазарь вскоре умер. Иисус, узнав об этом по Своему всеведению, назвал его смерть сном и сказал, что идет разбудить его. Иисус пришел в Вифанию, где жил Лазарь, уже на четвертый день после его смерти. Лазарь уже был похоронен и от тела его ощущался запах гнилости. Сестры его плакали, и Сам Иисус прослезился. Затем Он велел открыть гробовую пещеру и громко возгласил:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В наиболее емкой форме этот тезис развит Иисусом в беседе с иудеями в храме Иерусалимском: Сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его ( Мф. 21:43 ). В этой беседе Иисус говорит о Себе как о камне, который отвергли строители, но который сделался главой угла ( Мф. 21:42 ). Впоследствии учение Иисуса о новом Израиле будет продолжено апостолом Павлом. Критерий веры для него, как и для Иисуса, является ключевым: Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения… ( Рим. 9:30–32 ). Павел ставит серию вопросов и дает на них ответы: Неужели Бог отверг народ Свой? Никак… Неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам ( Рим. 11:1, 11 ). Иными словами, благодаря тому, что израильский народ не уверовал, открылась возможность спасения язычников. В исторической перспективе это было именно так: после того как первые попытки проповеди апостолов среди иудеев не увенчались успехом, Церковь – прежде всего под воздействием Павла – приняла решение обратить основное внимание на язычников. Именно с этого момента она начала стремительно расти. При этом апостол Павел продолжал считать, что неверие израильтян носит временный характер: ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется ( Рим. 11:25–26 ). Павел искренне надеялся, что рано или поздно израильский народ уверует в Христа и все будут помилованы ( Рим. 11:33 ). Капернаумский сотник был одним из тех самых язычников, которые получили праведность от веры. История спасения язычников начинается не с Павла, а с Иисуса. Именно Он был Тем, Кто – вопреки прочно установившимся в Израиле обычаям – обратил внимание на язычников. Отношение иудеев к язычникам было крайне презрительным, их не считали за людей: слова Иисуса в Мф. 18:17 (да будет он тебе, как язычник и мытарь) вполне отражают это умонастроение. Однако для Самого Иисуса такое отношение не было характерно. Безусловно, Его проповедь была адресована иудеям, Он считал, что послан только к погибшим овцам дома Израилева ( Мф. 15:24 ), и мы не находим в Евангелии ни одного случая, когда Он проповедовал бы перед группой язычников. Однако Он не отказывал язычникам в исцелении, когда они обращались к Нему с верой, и в беседах с иудеями приводил в пример веру язычников, как это было в случае с капернаумским сотником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В некоторых случаях исцеления совершались заочно: по слову Иисуса выздоравливал человек, находившийся в другом месте. Следовательно, даже такие простые средства, как прикосновение к больному или обращение к нему, не были непременными атрибутами исцелений. Какие слова Иисус произносил при исцелениях? Часто, обращаясь к исцеляемым, Он использовал краткие императивные формы, например: Хочу, очистись ( Мф. 8:3 ); Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой ( Мф. 9:6 ); Протяни руку твою ( Мф. 12:13 ); Талифа куми (девица, встань – Мк. 5:41 ); Еффафа (отверзись – Мк. 7:34 ); Пойдите, покажитесь священникам ( Лк. 17:14 ); Пойди, умойся в купальне Силоам ( Ин. 9:7 ). Во многих повествованиях о чудесах центральной оказывается тема веры 89 . Иисус очень часто требовал веры от исцеляемых или проверял их веру. Слепцов, просивших об исцелении, Он спрашивает: Веруете ли, что Я могу это сделать? ( Мф. 9:28 ). Отцу бесноватого отрока Он говорит: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. Знаменателен ответ отца: Верую, Господи! помоги моему неверию ( Мк. 9:23–24 ). Не реже Иисус констатировал спасительную силу веры исцеленного: Вера твоя спасла тебя ( Мф. 9:22 ; Мк. 10:52 ); О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему ( Мф. 15:28 ; ср. Лк. 7:50 ); Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей ( Мк. 5:34 ; ср. Лк. 8:48 ); Встань, иди; вера твоя спасла тебя ( Лк. 17:19 ); прозри! вера твоя спасла тебя ( Лк. 18:42 ). Вера является тем состоянием души и ума человека, которое необходимо для того, чтобы произошло исцеление. Обратим внимание на то, что Иисус не приписывает целительную силу Себе, не говорит: «Слово Мое исцелило тебя». Он делает акцент на вере того, кто просит об исцелении, и этой вере приписывает спасительную силу. Вера необходима как ответная реакция человека на желание Бога помочь ему. Чудо становится плодом синергии Бога и человека. 2. Исцеление сына царедворца и слуги сотника Точную последовательность, в которой Иисус совершал чудеса, не всегда возможно установить. Тем не менее в Евангелии от Иоанна рассказывается о двух чудесах, из которых одно названо первым, другое вторым. Первое – преложение воды в вино на браке в Кане Галилейской. Второе – исцеление сына капернаумского царедворца. Возможно, автор четвертого Евангелия был свидетелем обоих чудес. Второе чудо также происходит в Кане Галилейской ( Ин. 4:46 ), куда Иисус возвращается после краткого пребывания в Иерусалиме:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010