Сегодня нам было предложено дивное евангельское благовествование о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом слуги римского сотника (см. Мф. 5:5-13 ). Капернаумский сотник, слугу которого исцелил Иисус Христос, — личность очень светлая и добрая и во многом может послужить нам примером для спасительного подражания. Язычником был сей человек, но обнаружил пред Господом такую веру, что удивился Христос: подобной веры, как засвидетельствовал Сам Спаситель, Он не нашел и в Израиле. В чем же именно обнаружил капернаумский сотник особенную веру, которая удивила Христа Спасителя и которой нам можно поучиться у него? Прежде всего, в прошении сотника об исцелении его слуги выразилась сердечная и твердая вера во всемогущество Иисуса Христа. Скажи только слово, — говорил он Спасителю, — и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает ( Мф. 8:8-9 ). «А Ты, — как бы так рассуждал сотник, — Ты Повелитель всего мира, распоряжающийся силами его и дарами Божиими. Ты — всемогущий Чудотворец, по одному слову Твоему исполнится всё, чего Ты только ни захочешь». Эта-то твердая вера во всемогущество Иисуса Христа и была столь угодна и приятна Спасителю, и такой-то веры прежде всего требовал Он от всех, обращавшихся к Нему с теми или иными нуждами, с теми или другими просьбами: Веруете ли, что Я могу это сделать?.. По вере вашей да будет вам ( Мф. 9:28,29 ). И от нас, братия и сестры, если мы желаем, чтобы наши прошения на земле были услышаны Богом, требуется прежде всего сердечное, живое и твердое убеждение в том, что Бог — везде, всё видит, всё знает, что Он премудр, всесилен и всемогущ, что Он, кроме того, благ, милосерд и любвеобилен, — по всему этому Он и может, и восхощет исполнить наши прошения, к Нему обращаемые. Господу угодно и приятно, когда мы воздаем Ему славу, исповедуя Его величие, а нашей твердой верой мы и являем пред Ним это исповедание.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Случилось, что у сотника смертельно заболел слуга. Как раз в это время в Капернаум пришел Иисус Христос, сопровождаемый, как обычно, множеством народа. Сотник обратился к Иисусу Христу с просьбой исцелить его слугу. Выслушав просьбу, Спаситель сказал ему: «Я приду и исцелю его» — и направился было к дому, в котором жил сотник. Но тут совершилось то, чего не ожидал никто из присутствующих и что на все времена останется образцом великого смирения, надежды и глубокой веры в благость и силу Божию, что служит наглядным примером того, какой должна быть наша молитва, возносимая к Богу. Капернаумский сотник, рожденный и воспитанный в язычестве, скромно и с должным почтением к Иисусу Христу откровенно говорит, что чувствует, что думает и в чем глубоко убежден: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой»! Достойна удивления и поучительная вера римского воина. И нам нужно подражать евангельскому сотнику и иметь такую же веру в Бога. Сам Господь удивился, увидев силу и искренность его веры, и вознаградил его по заслугам, действительно, по-божески. «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры… И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час». Святое Евангелие свидетельствует, что капернаумский сотник, благодаря своей твердой вере и глубокому смирению, был достоин милости Божией. Всегда ли мы можем сказать то же самое о себе? Всегда ли другие люди могут сказать о нас то, что сказали Христу иудейские старейшины: «Он достоин, чтобы Ты сделал для него это». Сотник просил у Господа милости не для себя лично, а для своего больного слуги, искренно сочувствуя ему в его жестоких страданиях и проявляя любовь к ближнему. Сотник просит у Господа исцеления для ближнего, он делает доброе христианское дело. А всегда ли мы, пораженные гордостью, эгоизмом, себялюбием, обращаемся к Богу с просьбой о том, что обернется добром для нас, для нашей души, для окружающих нас ближних? Скажите, пожалуйста, плакал ли кто из нас и, стоя на коленях, умолял Господа за больного соседа, за больного чужого нам человека?

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Царедворец, однако, смиренно выслушал этот упрек, признал себя как бы достойным его за свое легкомыслие и ничего не возразил против этих слов, в которых Христос ясно выразил ту мысль, что Он не простой только благодетель, к которому всякий может обращаться, как скоро его постигнет беспомощная нужда, но Лицо, в Которое должно веровать, даже не испытывая непосредственно на себе Его чудодейственной силы и не требуя от Него никаких знамений. Своим смиренным молчанием царедворец как бы подтвердил истинность сказанных ему слов, а между тем мысль о безнадежном состоянии сына и указание Христа на то, что только для верующего возможно невозможное, мало-по-малу усиливали в нем веру во всемогущество Христа, которая наконец ясно выразилась в повторенной и уверенной просьбе его: „Господи! прииди, пока не умер сын мой“. Вняв просьбе царедворца и в то же время продолжая испытывать веру его, Христос не пошел вместе с ним в Капернаум, чтобы на месте исцелить больного сына его, а только сказал ему: „иди, сын твой здоров“. Царедворец поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. Такая горячая вера в одно слово Христа может быть объяснена только тем необыкновенно сильным впечатлением, которое производила на окружающих личность Христа, – вследствии чего в Него веровали, по словам евангелиста ( Иоан. 4: 41 ), гораздо более „по Его слову“, чем даже по Его действиям. Когда царедворец возвращался уже домой, на дороге его встретили слуги его и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из сего отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров. И уверовал сам, и весь дом его. Это чудесное исцеление отрицательная критика 377 несправедливо признает за одно и то же событие с чудесным исцелением слуги капернаумского сотника, только несколько переделанное евангелистом Иоанном из повествования трех первых евангелистов. Но очевидно, что такое мнение совершенно несправедливо. Если-бы у Иоанна рассказ об исцелении сына царедворцева был только переделкой рассказа трех первых евангелистов об исцелени слуги капернаумского сотника, то совершенно непонятно, зачем Иоанну нужна была эта переделка; непонятно, зачем ему нужно было, чтобы просителем не сотник был, как у Матфея, а царедворец, чтобы больным был не слуга, как у Матфея, а сын, чтобы болезнь была не расслабление, как у Матфея, а горячка, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

11). Но Христос, не обращая внимания на усиливающуюся против Него вражду, неуклонно продолжал Свое дело искупления человечества и основания царства Божия на земле: Он избрал учеников (ст. 13 –16), раскрыл перед ними, что Его царство – не чувственное, а духовное, и что они не должны бояться неприязни плотского израиля, равно как и грубого язычества, что не израиль только войдет в Его царство, но и язычники, потому что у язычников (сотник капернаумский) иногда бывает такая горячая вера, какой нельзя найти и у самого израиля (7: 9), хотя, конечно, и израиль верующий не лишается благодати и помощи Божией, способной воскрешать даже мертвых (11–16). Впрочем оппозиция против Христа тогдашних иудейских авторитетов – явление совершенно понятное. Трудно было иудею сразу освободиться от формализма и обрядности, освященных „преданиями старцев“; трудно было ему понять ветхозаветный теократизм только как вид приготовлений к великому будущему, только как ,,сень грядущих благ“, а еще труднее было для него выработать себе понятие о духовном, истинном Мессии в то время, когда он сам находился под тяжелым политическим гнетом римского владычества; даже Иоанн Предтеча посылал двух учеников своих спросить Иисуса Христа: „Ты ли тот, который должен приити, или ожидать нам другого?“ (7: 19). Поэтому глубокий смысл заключают в себе слова Христа, сказанным по поводу этого же посольства Иоаннова: „блажен, кто не соблазнится о Мне!“ (ст. 23). Такой блаженной Лука выставляет именно ту женщину, которая, не соблазнившись о Христе, „принесла алавастровый сосуд с миром и, ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его и мазала миром“ (ст. 38). Здесь кстати заметить, что после рассказа о посольстве, Лука уже не говорит более об Иоанне Крестителе; паралель между Христом и Иоанном окончена; ни слова и о противоположности между самооправданием иудея и жаждой искупления у язычника. С этих пор Лука обращает свой взор лишь ко Христу и Его первым последователям.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

14:33). Люди, зная, что Господь не сел в лодку с учениками, искали Его в пустыне и, найдя Его уже на другой стороне озера, поучающим в капернаумской синагоге, расспрашивали с удивлением, когда Он успел приплыть сюда? Господь оставил этот вопрос без ответа, но сделал его поводом к пространной беседе о Себе, как о Хлебе Жизни. Начал Он беседу с того упрека евреям за то, что они во всем, даже в следовании за Ним, остаются рабами своей чувственности. «Ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились»; то есть не потому, что уразумели в чудесах благость Божию, подающую вечные и нетленные блага, а потому что совершенным накануне чудом удовлетворен был голод так же, как остальными чудесами прекращались другие страдания тела; но никто не заботится об удовлетворении потребностей духа, ради чего, собственно, Христос и пришел на землю. «Я есть хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда,» — этот упрек Господа направлен против всех тех, кто считает христианство ценным лишь постольку, поскольку оно полезно для благоустройства нашей временной земной жизни. «Старайтесь не о пище тленной,» погибающей вместе с телом, «Но о пище, пребывающей в жизнь вечную,» то есть о той, которая пребывает вечно и послужит жизни вечной. Эту пищу «Даст вам Сын Человеческий,» — говорит дальше Господь, — «Ибо на Нем положил печать Свою Бог Отец.» Под «печатью» нужно понимать те знамения и чудеса, которые творил Христос по воле Отца. Возбуждаемые упреком иудеи спросили Его: «Что нам делать, чтобы творить дела Божий?» Они поняли, что в словах Господа содержится требование нравственных действий с их стороны, но не поняли, каких именно. На это Господь, вместо множества дел угождения Богу по закону Моисея, указывает им на одно только дело: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.» Это — главное Богоугодное дело, без которого невозможна Богоугодная жизнь вообще, поскольку в нем, как в семени, содержатся все дела, угодные Богу. Поняв, что Иисус называет Себя «Посланником Божьим,» иудеи отвечают, что для такой веры в Него, какую имели израильтяне в Бога и в Моисея, пророка Его, мало тех знамений, какие Он творит.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

1. Вера и дела Мы созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф.2:10 ). Имейте веру Божию. Ибо истину говорю вам: если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море; и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его; будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите; и будет вам (Мк.11:23, 24). Иисус сказал ей (хананеянке): о женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час ( Мф.15:28 ). Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Он (ап. Петр) скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой ( Деян.10:6 ). Слово Божие научает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя: иное истинная вера и иное добрые дела ( Иак.2:24 сравни Евр.11:6 ). Название «вера» также имеет не один смысл: вера есть сердечное влечение человека к Богу (Мк.11:23, 24), и вера есть вероучение, или знание о Боге ( Ин.17:3 ). Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой ( Рим.10:14 . Деян.10:6 ); вера сердечная может быть не только у сынов Церкви, но и у язычников, например, у Капернаумского сотника и у Сирофиникийской женщины ( Мф.8:10, 15:28 ; Мк.7:26); дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, например, у Италийского сотника Корнилия ( Деян.10:1, 2, 28 ). Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть еще истинный христианин. И штундисты и им подобные отступники от Церкви не имеют истинного вероучения (или вероисповедания), и потому они весьма заблуждаются. 2. Закон христианский Научите все народы, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Кто соблюдает весь закон, и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всём ( Иак.2:10 ). Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20 . Трости надломленной не переломит и льна курящегося не погасит, пока не изведет в победу суд. 21 . И на имя Его будут уповать народы. Все это место читается у Исаии так: 1) Вот служитель Мой, которого взял Я (себе), избранный Мой, в котором Мое благоволение. Я полагаю Дух Мой ва Него: Оправдание (закон) принесет Он к народам. 2) Не будет шума от Него, не поднимет Он праха, не услышат гласа Его на улице. 3) Трости надломленной Он не сокрушит и льна курящегося не угасит; а оправдание (закон, учение благочестия) изведет во (свет) истины т. е., утвердит как истину). 4) Не замедлит и не ускорит , (доколе) утвердит на земле оправдание (см. выше) и в законе Его острова (народы отдаленные) будут полагать надежду свою. 5) Так говорит Господь Иегова, создавший небо и простерший его, утвердивший землю и произведения ее: дающий дыхание народу, живущему на ней и дух ходящим по ней. 6) Я, Иегова, призвал тебя в правде; Я возьму тебя за руку и сохраню тебя. И дам тебя в завет народу (Моему) и в свет языкам. 7) Чтобы ты отверз очи слепых, извел из темницы заключенных и седящих во тьме из-под стражи. Действительно, нельзя было лучше изобразить кротости Божественного учителя к неверующим и милостивой внимательности ко всякому, даже слабому расположению к вере, как изобразил сие пророк. Тот, Которого свидетельствовал при крещении глас Бога Отца с небеси, возлюбленным Сыном Его именуя, в котором Его благоволение, на Которого низшел Дух в виде кроткой голубицы, с самого вступления Своего в Божественное служение принужденный вести борьбу с предрассудками и страстями человеческими, тихо, без шума, не силой власти своей, но светом истины побеждал их и разрушал. Если какая-нибудь трость, на которую доселе люди опирались, могла еще сколько-нибудь держаться, хотя и поврежденная, – Он еще оставлял ее служить опорой до времени. Если какой-нибудь светильник издавал еще, хотя тусклый, свет, Он давал ему гореть, доколе может. И от служителей храма Он только требовал очищения его; и учителей закона, не отвергал совсем ( вся елика аще рекут вам, творите). Когда страсти человеческие, раздраженные Его светом, восставали против Него, Он удалялся от них, не поражая виновных никакими казнями. Назарет Он оставил без всякого прещения, из Иерусалима уклонися Он вскоре, не смутив ничьего покоя, – и теперь не услышали гласа Его на улице: Он пошел к морю и запрещал разглашать о Себе исцеленным, что Он есть Сын Божий. В ком примечал хотя слабый начаток обращения и веры, того восставлял, ободрял, постепенно возводил к высшему состоянию: так поступил Он с Самарянкой, с Капернаумским царедворцем, с расслабленными. Так постоянно поступал Он со своими учениками. Избрание двенадцати апостолов

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

—305— почему вера и любовь одних членов Церкви может спасительно воздействовать на других, мы не в состоянии. Но во всяком случае это – истина, не подлежащая ни малейшему сомнению и засвидетельствованная во множестве мест Св. Писания. В слове Божием заповедуется нам молиться друг за друга ( Иак.5:16 ), молиться за всех людей ( 1Тим.2:1 ; сн. Еф.6:18–19 ), – говорится, что молитвы наши за ближних могут быть благотворны для них в нравственном отношении ( 2Фес.1:11–12 ; Еф.6:18–19 ), что особенно много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16 ). Разделять здесь умерших от живущих не согласно с духом Библии, где сказано: «Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Сам Спаситель наш, во время Своей земной жизни, не раз являл животворную помощь людям по вере и предстательству их ближних. Так, Он отпустил грехи и исцелил расслабленного за веру принесших его (Мф.9:2; Мк.2:5 ); исцелил слугу сотника капернаумского по вере господина его (Мф.8:13; Лк.7:9–10 ); исцелил бесноватую дочь хананеянки за веру матери ее ( Мф.15:28 ); воскресил дочь Иаира по вере отца ее ( Мк.5:36 ; Лк.8:50 ) и сына вдовы наинской – по состраданию к ней ( Лк.7:13 ). Ряд библейских свидетельств, подобных сейчас приведенным, можно было бы продолжить слишком далеко; но для утверждения той мысли, что вера и молитва одних может оказывать спасительное действие на других, вполне достаточно и сказанного. Молитва верующих содействует не телесному только и временному благосостоянию их ближних, но и духовному их совершенствованию, очищению от грехов и нравственному преспеянию. Ап. Павел свидетельствует перед филиппийцами: «молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве; чтобы познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (1:9–11). Но чтобы предстательство верующих друг за друга имело силу и действенность, необходимы известные условия со стороны тех, за кого это предстательство совер-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4. Ин. 6:4 . Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Ин. 2:13, 11:55 . Приближалась же Пасха: см. прим. к Мф. 26 и парал. Это как бы мимоходом поставленное здесь замечание имеет, с одной стороны, значение хронологического указания; им даётся знать, что здесь в повествовании евангельском большой перерыв. С другой стороны, оно имеет характеристическое значение собственно в Евангелии Иоанновом. Иоанн не говорит, чтобы на этом третьем празднике Пасхи Господь был в Иерусалиме, и ниоткуда не видно, чтобы действительно был. Он не ходил в это время в Иерусалим потому, как далее говорит Иоанн, что иудеи искали убить Его ( Ин. 7:1 ), а час Его ещё не пришёл, и Он проповедовал только в Галилее, долго не бывав в Иудее и Иерусалиме, года приблизительно полтора. Теперь Он окружён народом, из коего многие по закону скоро должны отправиться в Иерусалим на праздник Пасхи. Пусть же они скажут верующим там, что вдали от них, вдали от храма, в пустыне, презренный ими в Иерусалиме торжествует предпразднство новой Пасхи чудным образом, питая тысячи народа немногими хлебами и рыбами, и затем торжественно в синагоге капернаумской разъясняет таинство этой новой Пасхи. Если же и эти напитанные и наученные поколеблются в вере, пусть знает мир, что ослепление напало на всего почти Израиля, что неверие одолело его и что за это отнимется от него Царство Божие и отдастся язычникам. Указать как можно яснее и рельефнее это упорное неверие народа и вождей – одна из самых характеристических черт Евангелия Иоаннова. 5. Ин. 6:5 . Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идёт к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Мф. 14:14 д. п. Мф. 15:32 д. п. 6. Ин. 6:6 . Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Быт. 22:1 . 7. Ин. 6:7 . Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Мк. 6:37 . 8. Ин. 6:8 . Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: Ин. 1:41, 12:22 . 9. Ин. 6:9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

4й член. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. Смысл этого тот: вспоминая следующие слова, той же беседы Спасителя с Никодимом, где Он сказал: И как Моисей вознёс змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную… Ибо не для того Бог послал в мир Сына Своего, чтобы От судил мир, но чтобы мир спасён был чрез Него ( Ин.3:14, 15 17), всякий Православный Христианин должен повторять в душе: верую и исповедую, что Господь Иисус Христос, не имевший ни единого греха на Себе, добровольно принёс Себя в умилостивительную жертву Правосудию Божию за наши грехи; был распят при Понтийском Пилате (наместнике Римского Императора в Иудее); страдал вдвойне, и телом и духом, за ослепление и жестокосердие людские, — и наконец, уснув плотью человеческою — был погребён. 5й член. И воскресшаго в третий день по Писанием. Смысл этого тот: что, кроме древних пророчеств, так верно оправданных Христом во всю жизнь Его, и так ясно изобразивших Его страдания, смерть и воскресение, — припомнив ещё Собственные слова Его, сказанные Апостолам при последнем входе их в Иерусалим: Се Мы восходим в Иерусалим, и совершится всё написанное Пророками о Сыне человеческом. Ибо предадут Его язычникам, и поругаются Ему, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его; и в третий день воскреснет ( Лк.18:31–34 ), — всякий Православный Христианин должен в глубине души своей сказать: верую, и всем сердцем исповедую, что Господь Иисус Христос, будучи погребён в недрах земли, в пещере, закрытой огромным камнем, запечатанной печатями Первосвященников и стрегомый их стражей, — в третий день воскрес из мёртвых, силою Божества Своего, и этим снова оправдал то, что было сказано о Нём в пророческих писаниях и предречено Им Самим. 6й член. И возшедшаго на Небеса, и Седяща Одесную Отца. Смысл этого тот: что, припомнив слова Спасителя, сказанные Им в Капернаумской синагоге, роптавшим на Него ученикам: Это ли вас соблазняет! Что ж, если увидите Сына человеческого, восходящего туда, где был прежде ? ( Ин.6:62 ), и потом, те слова, которыми Он отвечал судившим Его Первосвященникам, на вопрос: — Он ли Сын Благословенного? Я; и вы узрите Сына человеческого, сидящего одесную Силы Божией, и грядущаго на облаках небесных ! ( Мк.14:62 ), — всякий Православный Христианин должен от всей души воскликнуть вместе с Ап. Павлом: верую и исповедую, что Господь Иисус Христос, будучи Сиянием славы и Образом существа Божия, держащий всё сильным словом Своим,  — очистив крестною жертвой грехи наши, взошёл с плотью на небо и воссел, как равный Богу-Отцу, одесную величия Его ( Евр.1:3 ), не покидая в то же время землю, как Вездесущий Бог!

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010