Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Владимир Фотиевич Козлов " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Православные монастыри Москвы и их культурное наследие — Владимир Фотиевич Козлов Владимир Фотиевич Козлов В Избранное ( 2  голоса:  5.0 из  5) Книга на сегодняшний день является самым объемным научно-справочным, основанным на первоисточниках изданием, содержащим материал о всех существовавших к началу ХХ в. православных монастырях Москвы. Ее основу составляют написанные на базе архивных и опубликованных материалов 28 очерков по истории обителей, где приводятся общие сведения о возникновении, развитии и судьбе монастыря (причем особое внимание уделено периоду гонений 1920–1930х гг., обстоятельствам закрытия монастырей и их храмов и сноса монастырских ансамблей или их отдельных памятников), а также даются исторические описания монастырских храмов, часовен, наиболее значимых монастырских некрополей и существовавших в ряде монастырей в советский период музеев. Очерки об обителях предваряет раздел, где изложены основные этапы исторического развития монастырей со времени их возникновения до сегодняшнего дня. Научно-справочный аппарат издания составляют списки источников и литературы; алфавитный и хронологический перечни; планы-схемы крупнейших московских обителей и др. Книга иллюстрирована современными фотографиями сохранившихся и возрожденных, а также фотографиями утраченных в годы гонений монастырей и их храмов. Издание рассчитано на историков, краеведов, культурологов, музейных работников, организаторов экскурсий и паломничеств, всех интересующихся наследием Москвы православной. Читать в фopмame pdf Рекомендуемые статьи Самое популярное Сейчас в разделе 0  чел. Всего просмотров 51 тыс. Всего записей 182 поделиться: ©2024 Православный паломник к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/pravosla...

Разделы портала «Азбука веры» 9 Мар 2022 Новый том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву «С», сообщает «Cедмица.RU» . Издание открывает материал о республике Сингапур. Завершает том статья о выдающемся философе и поэте Владимире Сергеевиче Соловьеве. В 64й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить (в алфавитном порядке) материалы о епископе Генуи святом Сире, персидской мученице Сире (Ширин), жившей в VI в., священномученике Сисинии, а также ряде деятелей Церкви с этим именем. Том содержит рассказ о сыне Адама и Евы Сифе. Биографии деятелей науки представлены описанием трудов Михаила Скабаллановича , выдающегося русского литургиста, Петра Скарги, деятеля времен Контрреформации, известного полемиста и агиографа. Особо следует отметить жизнеописание Франциска Скорины, восточнославянского первопечатника, реализовавшего себя в первую очередь в Полоцке и Праге. Упомянем также биографии кардинала Иосифа Слипого; архиепископа Рязанского и Зарайского Смарагда; одного из основателей баптизма Джона Смита; историка Церкви Игоря Смолича; династии текстильных фабрикантов-старообрядцев Солдатенковых. Для студентов и преподавателей философских факультетов особое значение будет иметь биография великого Сократа, а для историков Церкви – Сократа Схоластика . Новый том также содержит подробные статьи о Сирии, Словакии, Словении и Соединенных Штатах Америки. Кроме этого том содержит Смоленский раздел, в который вошли материалы о Смоленской и Дорогобужской епархии РПЦ, Смоленской иконе Божией матери, Смоленской области, Смоленском во имя Святой Троицы женском монастыре, Смоленском в честь Вознесения Господня женском монастыре, Смоленской (Бугабашской) иконы Божией Матери женском монастыре, Смоленской иконы Божией матери Зосимовой мужской пустыне. Многие материалы посвящены всеобщей и отечественной истории, а также религии. Они безусловно привлекут внимание широкой аудитории, к ним относятся (в алфавитной последовательности) статьи о Синедрионе, синтоизме, сирмийских формулах, скандхах (совокупностях дхарм), скапуляре (монашеском одеянии в католической традиции), скинии, скопцах. Статья о Смутном времени повествует о непростом времени для Московского царства.

http://azbyka.ru/news/vyshel-v-svet-64-j...

В особый раздел следует выделить толкования византийских канонистов (Зонары, Аристина, Вальсамона, Властаря) – представителей церковно-юридической доктрины, имевшей специфические особенности как источник. Иоанн Зонара и Алексей Аристин (XII в.) составят объяснения к 19-му правилу Никейского Собора, важные для его последующего понимания в церковно-юридической традиции. К IX веку в Западной Церкви относится глосса, содержащая толкование на 15-й канон Халкидонского Собора, в котором говорилось о возрасте диаконисс и необходимости для них безбрачия, – в Византии позднее это же правило и ряд других комментировал Феодор Вальсамон (XII в.). Последнее описание и истолкование смысла уже исчезнувшего служения диаконисс в XIV веке дал греческий монах Матфей Властарь в «Алфавитной синтагме» (1335). Перечисленные источники относятся к тому периоду, когда церковные функции диаконисс были уже забыты. Толкования важны для понимания служения женщин современниками, причем, как правило, уже недостаточно ясного им самим и поэтому нуждавшегося в объяснении. Апологетом, оставившим свидетельства о женском служении, стал карфагенский пресвитер Тертуллиан (160 – после 220). Наиболее важными произведениями, в которых говорилось о роли женщины в христианской общине, были «К жене», «О Крещении», «О женских одеяниях», «Об увещании к целомудрию». После 212/213 г. Тертуллиан перешел в монтанизм, и к этому периоду его деятельности относятся два произведения, в которых упоминались церковные вдовы: «Об однобрачии» и «О целомудрии». Его произведения отличаются особой эмоциональной насыщенностью, нетерпимостью по отношению к оппонентам, что иногда вело к преувеличениям или искажениям фактов, хотя сведения, касавшиеся непосредственно жизни христианских общин, в целом были им переданы верно. Церковно-исторические. Первым произведением этого жанра является «История» Евсевия, епископа Кесарийского (ок. 260–340), упоминающая послание папы Корнелия (251–253) о призираемых церковью вдовах. «История» Сократа Схоластика , трудившегося в Константинополе в 439–443 годы, охватывает период с 306 по 439 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Москве состоялась презентация книги «Новый Афонский патерик» 5 марта 2018 г. 15:24 4 марта 2018 года в храме преподобной Евфросинии Московской г. Москвы состоялась презентация трехтомника «Новый Афонский патерик», подготовленного Свято-Преображенским скитом Данилова ставропигиального мужского монастыря и выпущенного издательством «Орфограф». Издание представляет собой перевод труда, составленного на Святой Горе Афон и изданного в Греции в 2011 году. Более 30 лет автор, по смирению пожелавший остаться неизвестным, собирал и записывал истории о жизни и подвигах современных ему афонских монахов. В посвящении книги написано: «Новопрозябшим побегам пустыни, юным инокам и инокиням с молитвенным пожеланием от всего сердца возлюбить монашеское Предание, укорениться в нем и от него питаться, дабы в свое время принести плоды». Некоторые старцы, упоминающиеся в книге, уже известны русским читателям: старец Иосиф Исихаст, отец Ефрем Катунакский, преподобный Порфирий Кавсокаливит; большой раздел посвящен преподобному Паисию Святогорцу. В презентации трехтомника приняли участие: иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии Московской; иеромонах Пантелеимон (Королев), насельник Свято-Преображенского скита Данилова ставропигиального монастыря, редактор издательства «Орфограф»; иеромонах Ириней (Пиковский), насельник  Сретенского ставропигиального монастыря , преподаватель Сретенской духовной семинарии . После приветственного слова иеромонаха Клавдиана состоялось выступление редактора издательства «Орфограф» иеромонаха Пантелеимона, который рассказал о том, что такое патерик, и отметил, что важно не только знать заповеди Божии, но и видеть конкретные примеры их исполнения. Жизнеописания святогорских подвижников, собранные в «Новом Афонском патерике», относятся к новейшему времени: концу XIX — началу XXI вв. Первый том патерика содержит жития 25 афонских подвижников. Во второй том вошли краткие истории об афонских иноках и их высказывания. Этот том напоминает классическое произведение древней монашеской литературы «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов» и составлен по принципу этого древнего сборника: истории идут по алфавитному порядку имен старцев, повествования о безымянных отцах собраны в конце книги. Основную часть третьего тома составляют изречения преподобного Паисия Святогорца об истинном подвижничестве, исполненном любви и смирения. Поучительные истории, рассказанные другими отцами, дают возможность глубже проникнуться духом святогорских подвижников благочестия.

http://patriarchia.ru/db/text/5156784.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Москве состоялась презентация книги «Новый Афонский патерик» 05.03.2018 4 марта 2018 года в храме преподобной Евфросинии Московской г. Москвы состоялась презентация трехтомника «Новый Афонский патерик », подготовленного Свято-Преображенским скитом Данилова ставропигиального мужского монастыря и выпущенного издательством «Орфограф». Издание представляет собой перевод труда, составленного на Святой Горе Афон и изданного в Греции в 2011 году. Более 30 лет автор, по смирению пожелавший остаться неизвестным, собирал и записывал истории о жизни и подвигах современных ему афонских монахов. В посвящении книги написано: «Новопрозябшим побегам пустыни, юным инокам и инокиням с молитвенным пожеланием от всего сердца возлюбить монашеское Предание, укорениться в нем и от него питаться, дабы в свое время принести плоды». Некоторые старцы, упоминающиеся в книге, уже известны русским читателям: старец Иосиф Исихаст, отец Ефрем Катунакский, преподобный Порфирий Кавсокаливит; большой раздел посвящен преподобному Паисию Святогорцу. В презентации трехтомника приняли участие: иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии Московской; иеромонах Пантелеимон (Королев), насельник Свято-Преображенского скита Данилова ставропигиального монастыря, редактор издательства «Орфограф»; иеромонах Ириней (Пиковский), насельник Сретенского ставропигиального монастыря, преподаватель Сретенской духовной семинарии. После приветственного слова иеромонаха Клавдиана состоялось выступление редактора издательства «Орфограф» иеромонаха Пантелеимона, который рассказал о том, что такое патерик, и отметил, что важно не только знать заповеди Божии, но и видеть конкретные примеры их исполнения. Жизнеописания святогорских подвижников, собранные в «Новом Афонском патерике», относятся к новейшему времени: концу XIX — началу XXI вв. Первый том патерика содержит жития 25 афонских подвижников. Во второй том вошли краткие истории об афонских иноках и их высказывания. Этот том напоминает классическое произведение древней монашеской литературы «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов» и составлен по принципу этого древнего сборника: истории идут по алфавитному порядку имен старцев, повествования о безымянных отцах собраны в конце книги. Основную часть третьего тома составляют изречения преподобного Паисия Святогорца об истинном подвижничестве, исполненном любви и смирения. Поучительные истории, рассказанные другими отцами, дают возможность глубже проникнуться духом святогорских подвижников благочестия.

http://drevo-info.ru/news/23371.html

Главным же итогом проделанной огромной работы по систематизации и научному описанию архива монастыря стал второй из названных каталогов (составитель каталога — заведующий архивом и библиотекой монастыря монах Ермолай (Чежия), редактор — Жанна Левшина). Важно заметить: общепринятая в архивной практике систематизация фонда по строго хронологическому принципу не отвечала задачам использования монастырского архива. Специфика состава документов обители определила их систематизацию по 60 описям. Первые девять описей составили условный фонд (раздел) «Монахологий». Сюда вошли документы XIX–XX веков: алфавитные книги, книги регистрации, именные и статистические списки братства монастыря, монашеские формуляры, часть архивного фонда Андреевского скита. После завершения «Монахология» были сформированы описи документов исторического содержания: опись 10 «История Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне 1705–2005 гг.» (278 ед. хр.) и четыре описи 16, 17, 18, 19), включающие в себя наиболее древние документы Росикона: греческие, сербские, молдавские, русские, турецкие и церковнославянские акты. Сформированы также личные фонды насельников монастыря: святителя Феофана (Говорова), епископа Вышенского (опись 24), иеросхимонаха Арсения (Минина) (опись 21), иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) (опись 22), схиархимандрита Макария (Сушкина) (опись 23). Опись 25 — личный фонд архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина), опись 11 — дневники, письма и записки иеросхимонаха Владимира (Колесникова). Описи 12–14 включают в себя личный архив иеросхимонаха Флегонта (Лебедева), в котором имеется фотохроника жизни Росикона за 1902–1955 годы. Ряд описей состоит из коллекций: опись 15 — дневники, келейные записки и сочинения иноков монастыря за 1868–1993 годы, опись 20 — Афонский сборник замечательных происшествий, достопамятных событий, предсказаний и разных историй за 1839–1920 годы, опись 48 — Личные фонды и документы насельников Руссика за 1841–1993 годы (здесь письма родных, записные книжки и паспорта насельников).

http://e-vestnik.ru/analytics/arhivnoe_n...

Композиции другого современного виртуоза, ярославского звонаря Андрея Федорычева, даны мною в соавторстве с ним в последнем разделе издания. Этот раздел посвящен современной колокольной музыке как этапу развития звонарского искусства. Все колокольные звоны нотного сборника организованы в алфавитном порядке по разделам, каждый из которых представляет регион, в котором звоны были записаны. Напоследок отмечу, что не стоит относиться к сему изданию как к попытке дать всеобъемлющую картину русской колокольной музыки и зафиксировать всю ее полноту. Это попросту невозможно. Не вызывает сомнений лишь тот факт, что коль скоро в прошлом уже предпринимались попытки нотировать колокольные звоны, то эта тенденция, безусловно, будет развиваться и в будущем. Пока мы только в начале процесса формирования и структурирования колокольной грамоты, а этот сборник партитур только первый опыт подобных изданий. Священник Павел Радин, штатный клирик и звонарь прихода Рождества прор. Иоанна Предтечи деревни Юкки Ленинградской области, руководитель Санкт-Петербургской Епархиальной школы звонарей Читать/скачать весь текст книги: файл pdf (4.9 mb) > > (После нажатия ссылки откроется диалоговое окно. Чтобы читать книгу сразу с монитора нажмите " открыть " , чтобы сохранить у себя на компьютере и прочитать потом, нажмите " сохранить " ) Mon, 29 Oct 2012 15:04:37 GMT Библия короля Иакова В 2011 году во всем англоязычном мире отметили 400-летие публикации так называемой «Библии короля Иакова» — перевода Библии на английский язык, выполненного под патронажем короля Англии Якова I (1566-1625) и выпущенного в 1611 году. За исключением нескольких книг Ветхого Завета, весь текст был переведен с тех языков, на которых Священное Писание было написано изначально. Ее значение для английского языка и культуры исключительно и сохраняется по сей день, хотя сейчас язык ее понимается с усилием и большинство носителей английского читают Библию в других переводах. Достаточно сказать, что в современном английском насчитывают около двух с половиной сотен идиом и устойчивых словосочетаний, происходящих из текста Библии короля Иакова.

http://zavet.ru/a/rss_nocomments_book.ht...

Названия, отсутствующие в «Оглавлении» списка В были вписаны сюда С. Медведевым, в ряде случаев – с корректорским знаком вставки, как например, «Греха ненависть», «Маммона». «Око простое и лукавое», «Пети разумно», «Стиси на некия образы» и др. К стихам же с заглавиями, одноименными тем. что в «Оглавлении» уже имелись («Инок», «Искушение», «Пост». «Слава». «Сытость». «Смерть» и др.). даны отсылки непосредственно в тексте (после последнего стихотворения с данным заглавием): например, при стихотворении «Смерть 14» (435) есть помета, отсылающая к странице 1198 (=641 об.), куда вписано стихотворение «Смерть 15». К стихотворениям «За неблагодарствие демон монаха зауши» и «Страсть блуда», заглавия которых отсутствуют в «Оглавлении» списка В. также даны внутренние отсылки при помощи помет «Зри и на листех 1102 ‘..л» (=593 об.). «Зри на листе 1200» (=642 об.), которые следуют за текстом стихотворений «Неблагодарствие 4» (319) и «Страсть 2» (459). Таким образом, в рукописи В еще не удалось достичь единой алфавитной системы. Нередко встречающиеся здесь пометы «Зри и на листе...» (хотя в действительности ссылки даны к страницам рукописи), отсылающие к одноименным стихам, помогали писцам преодолеть многоступенчатость алфавитных блоков и свести стихи в целостную композицию. Если писец ошибался и дважды вносил в рукопись одно и то же стихотворение, делалась помета: «Писан выше, на листе...» (591 об.). В списке В указаны в ряде случаев первоначальные названия стихотворений. Так. на поле рядом со стихотворением «Адам 9» значится его прежнее заглавие: «Адам много согреши» (27 об.); к стихотворению «Апостоли 8» на поле приведено прежнее заглавие «Апостоли и пророци» (33 об.) и т.д. – На л. 591 об.: рисунки к стихотворениям «Мера возраста Христова». «Мера креста Христова», «Мера деки титлы Христовы» (см. текст и комментарий во втором томе настоящего издания, с. 395, 627–628). В список В из автографа не вошли «Стиси краесогласнии, сложеннии во стретение иконы Пресвятыя Богородицы из царствующаго града Москвы в Полоцк, глаголаннии от отрок училища монастыря Богоявленскаго Полоцкаго в церкви соборной Софии святыя». Учитывая окказиональный характер этих стихов, Симеон перенес их в «Рифмологион», к составлению которого приступил, по-видимому, вскоре после того, как завершилась работа над данной рукописью «Вертограда». Относительно стихотворения «На Рождество Христово» он распорядился: «Сия особно в приветства отнести». В список В не попали еще несколько стихотворений и. естественно, челобитная (см. раздел: Items in A only ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Таким образом, характерной особенностью классификации является единообразие подразделений, применяющихся внутри каждого раздела, что дает способность включить по мере надобности, новые рубрики без ломки ее основы. Внутри рубрик подразделов 22 «История Восточной Православной Церкви», 23. 41 «Организация и внутренняя жизнь РПЦ» (кроме 23. 419), 23. 5 «Духовное просвещение и образование, включая православные школы и гимназии» (кроме 23. 53), 23. 6 « Церковь и общество», 23. 7 «Расколы в РПЦ», 23. 8 «Другие стороны жизни в РПЦ», 24 «История пореформатских Церквей», 29 «Сектоведение», 3 «История религий», 48 «Паломничество по святым местам», 8. 8 “ Церковь и государство, 9 «Экуменическое движение» (кроме 9. 22), 10 «Миротворчество» (кроме 10. 3) материал группируется в хронологической последовательности. Внутри всех остальных рубрик используется алфавитное расположение материала. Кроме общих методических указаний следует отметить частные (специфические) особенности, принятые для классификации материалов внутри отдельных разделов (подразделов). В подразделах 1. 1–1. 4 в начале приведены оригинальные работы святых отцов, а затем даны исследования о них. Житийный материал о святых помещен в раздел 4 «Агиография». В подразделах 23. 1–23. 4 материалы о житиях святых не приводятся. Они помещены в разделе 4 «Агиография», кроме подрубрики «Царская Семья», где помимо статей житийного характера, приводится материал, касающийся проблемы исследования и перезахоронения останков Царской Семьи. В подрубрике 23. 414–1 даны определения, постановления, назначения Священного Синода, затрагивающие вопросы общего характера, также указаны назначения и перемещения архиереев. Постановления Священного Синода, имеющие отношение к назначению Экзархатов, представителей зарубежных учреждений РПЦ (не включая учреждений, находящихся на территории СНГ), ректоров духовных заведений и т. д. указаны в соответствующих рубриках. В подразделе 23. 418 помещены статьи, освещающие общую церковно-приходскую жизнь с ее проблемами и трудностями. Имеются рекомендации и советы старостам по различным хозяйственным вопросам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

59]. Показательно, что свт. Игнатий не только цитирует эту характеристику аввы Арсения из Слова 14 прп. Исаака, но и посвящает ему специальный раздел «Отечника». Здесь, в частности, приводится повествование из Алфавитного патерика о том, как в ответ на молитвенное вопрошание о пути спасения авва Арсений услышал от Бога: «Бегай человеков, молчи, безмолвствуй: это корни безгрешия». Свт. Игнатий сопровождает упоминание об этом эпизоде следующим комментарием: «Так сердцеведец Бог призвал избранный сосуд Свой к отшельнической жизни, ведая его способность к ней» VI, c. 42]. В письме, адресованном иноку, терпящему скорби в общежитии, ссылаясь на прп. Исаака Сирина , свт. Игнатий говорит: «Иные находят, что уединение – ближайшее средство к духовному успеху; а другие говорят, что приводит в духовный успех – любовь к ближнему. Моему сердцу более нравится последнее; потому что любовь к ближнему – непременный долг каждого; а к безмолвию – способны немногие» VII, c. 101]. Из этих комментариев свт. Игнатия, как и из приводимых им высказываний прп. Исаака Сирина , можно сделать вывод о том, что безмолвие и оставление «телесных» дел любви – удел избранников Божиих, которые в ответ на особые дарования Божии подвигом стяжали способность пребывать в непрестанном молитвенном общении с Богом. И в то же время прп. Исаак предупреждает: а «если кто не приближается к Богу тайным подвигом, ниже знает служить Ему духом, при том не печется о явных, ему возможных добродетелях, то какая может быть надежда для такового к стяжанию жизни вечной?» VI, c. 286]. Подчеркнем, что свт. Игнатий неоднократно цитирует те высказывания прп. Исаака, которые свидетельствуют о немногочисленности тех, «кто бы исполнил, хотя и недостаточно, заповеди и постановления закона», достиг чистоты души и «получил таинство духовного видения» VI, c. 266]. Кроме того, из приводимых свт. Игнатием суждений прп. Исаака ясно, что и пребывающий в безмолвии служит не только Богу, но и ближним – молитвой и душеспасительным словом. Преуспевшие исполняют заповеди «духовно», восходя от опытного самопознания к опытному Богопознанию, благодаря чему обретают способность приносить существенную пользу ближним, делясь с ними опытом жизни в Боге и создавая условия для благодатного обновления их душ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010