4. Обозначения дня недели, выставленные на полях напротив определенных ирмосов, указывают на соответствие этих ирмосов утренним канонам Октоиха. Это позволит клирошанам пользоваться Ирмологием на будничном богослужении автономно от Октоиха, по которому чтец читает тропари канона. 5. Ирмосы каждой песни, помещенные после праздничной рубрикации, расположены в алфавитном порядке, что значительно упрощает их поиск. 6. Ударения в словах проставлены не выборочно, а над каждым словом, имеющим более одного слога. 7. Разделители между фразами поставлены в соответствии с требованиями употребительных обиходных распевов каждого ирмологического гласа. Например, 1-й и 4-й ирмологические гласы требуют разделить текст на нечетное количества фраз, 6-й – на четное. 8. Дополнительный раздел, в который вошли циклы ирмосов предпразднств Рождества и Богоявления, дополнен ирмосами Богородичного канона праздника Покрова Божией Матери (стр. 116). 9. Вторая часть данной книги содержит неизменяемы тексты основных чинов богослужения – вечерни, утрени, Литургии. Они изложены в той же последовательности, в которой они поются на службе. 10. Раздел, посвященный чину вечерни дополнен избранными стихами 1-й кафисмы («Блажен муж...»), «Сподоби, Господи...», тропарями «Богородице Дево...» в великопостном варианте. 11. Раздел, посвященный песнопениям утрени, дополнен избранными стихами 134-го и 135-го псалмов (полиелей). 12. Степенны 8-и гласов и воскресные прокимны, следующие за ними, объединены в один раздел. 13. Добавлен текст 50-го псалма, обязательный в чинопоследовании утрени, который встречается на практике как в читаемом, так и в поемом варианте. 14. Особые припевы двунадесятых праздников по 50-м псалме дополнены стихирами этих праздников. 15. В разделе, посвященном канону, существенным дополнением является корпус молебственных припевов, которые в современной практике читаются перед тропарями канона вместо положенных по уставу библейских песен. Формулировки этих припевов были опубликованы в Богослужебных Указаниях за 2006-й год.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Раздел 14. Православное богослужение, II: Таинства    275   Крещение   277 Миропомазание    279 Евхаристия    280 Присутствие Христа во время Евхаристии    283 Евхаристия как жертва    285 Святое Причастие    286 Покаяние    287 Степени священства    289 Брак    293 Соборование    295   Раздел 15. Православное богослужение, III: Праздники, посты и частная молитва   Христианский год    299 Частная молитва    303   Раздел 16. Православная церковь и объединение христиан   «Единая святая кафолическая церковь»: что это значит?    309 Взаимоотношения православных с представителями других вероисповеданий: возможности и проблемы    313 Учится друг у друга    325   Дальнейшее чтение    329   Алфавитный указатель    349 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/book/397045

Календарь представляет всех архиереев Русской Православной Церкви. Содержит адреса, телефоны и другую контактную информацию всех епархий. Открывают список российские епархии, за ними следуют украинские и белорусские. В справочнике также представлена Русская Православная Церковь Заграницей. Все страны размещаются в алфавитном порядке от Австрии до Эстонии, завершает список Японская Автономная Церковь . В календаре представлены все 15 православных Поместных Церквей и в их составе три Автономные Церкви. Содержится краткая информация обо всех Поместных Церквах, их каноническая территория, краткая биография действующего Предстоятеля и краткая история Поместной Церкви. В календаре опубликованы также фотографии Предстоятелей Поместных Церквей. Вышедший в свет официальный календарь является справочником, в котором представлена информация обо всех архиереях Русской Православной Церкви, правящих и викарных. Это особенно важно знать канонических архиереев и отличать их от самозванных лжеепископов, например «филаретовцев» на Украине. В календаре есть информация об официальных структурах Московской Патриархии и Синодальных учреждениях. Несколько лет в календаре существует раздел — «Духовные учебные заведения». В нем представлены духовные академии и семинарии, институты, университеты на всей канонической территории Русской Православной Церкви. В издании будет продолжена начатая в прошлом году публикация сведений о православных гимназиях, которые имеют государственную аккредитацию. Календарь постоянно обновляется. В последнее время каждый год в нем появляется новый раздел. В этом году появился раздел «Зарубежные приходы и представительства Русской Православной Церкви». В этом году существенно улучшилось качество полиграфического оформления календаря, поскольку Издательский Совет Русской Православной Церкви перешел на новую технологию его издания. Дизайн календаря останется неизменным, каким он существует уже несколько десятков лет. Обложка календаря на 2009 год золотистого цвета, на 1-й странице обложки — Соборная площадь Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/db/text/471777.htm...

Восточнослав. буквари отличаются от предшествовавших им южнослав. большой и сложно организованной учебной частью. Обязательные составные части восточнослав. старопечатного букваря определились уже в первом букваре Ивана Фёдорова (1574): 1) алфавит (в прямом и обратном порядке в строку, иногда - вертикальными столбцами сверху вниз); 2) расположенные в алфавитном порядке слоги, вначале обычно двухбуквенные, затем трехбуквенные; 3) грамматический и орфографический материал: образцы спряжений или склонений, сведения об ударении и надстрочных знаках, иногда о знаках препинания; перечни слов, к-рые должны писаться под титлом; 4) азбучный акростих («Азбука толковая о Христе», или «Христова азбука», нач.: «Аз есмь всему миру свет»); 5) текстовая часть, включающая молитвы, Символ веры, отрывки из Свящ. Писания, катехизические тексты. В нек-рых Б. ц. я. (М., 1634, 1637, 1657, 1664, 1679, 1694) есть раздел («Число церковное», «Числа»), раскрывающий числовое значение церковнослав. букв. Материалы в Б. ц. я.- буквы, слоги, грамматические примеры, богословские сентенции - располагаются в алфавитном порядке. Эволюция восточнослав. букваря предстает как его структурно-тематическое усложнение. Расширялась грамматическая часть. Напр., в букваре 1657 г. в разделах «Просодия верхняя, или ударение гласа» и «Строчная препинания» кратко излагаются соответствующие разделы грамматики Мелетия (Смотрицкого) 1619 г. В ряде букварей в разделы о «просодии» включаются терминологические словарики, объясняющие названия ударений и знаков препинания. Ф. П. Поликарпов-Орлов ввел в свой букварь 1701 г. начальную фонетическую классификацию - «О разделении писмен славенских въкратце по грамматице». Симеон Полоцкий. Букварь языка славенска. М., 1679. Титульный лист Симеон Полоцкий. Букварь языка славенска. М., 1679. Титульный лист Усложнялась и текстовая часть Б. ц. я. В 3-й букварь Ивана Фёдорова (1578-1580), в анонимный букварь «Сиа книжка словенская, рекомая Грамматика» (Острог, 1598), в печатные буквари В.

http://pravenc.ru/text/153609.html

В V веке блаженный Феодорит , епископ Киррский († 457), составил описание жизни и подвигов 30 своих современников, сирских подвижников. Свой труд он назвал «История боголюбцев». В VI веке римский архиепископ святой Григорий († 604) составил книгу «Собеседования о жизни италийских отцов», названную впоследствии Римским Патериком. Этот труд святого Григория имеет связь с восточными Патериками. Находясь долгое время в Константинополе, Григорий Двоеслов , несомненно, слушал и читал здесь рассказы о восточных подвижниках и, конечно, воспользовался ими в своих Диалогах с. 160]. Упомянутый блаженный Иоанн Мосх († 622) в конце VI – начале VII века написал «Лимонарь» (цветник), или Патерик Синайский (в русском издании «Луг Духовный». Троице-Сергиева Лавра, 1915), в котором описал жизнь синайских и палестинских подвижников. В последующие века в греческой Церкви получили большое распространение частично составленные на основании перечисленных книг Патерики Иерусалимский, Алфавитный, Византийский (сводный) и другие. Все позднейшие Патерики отличаются подражательностью и компилятивным характером. В Алфавитном Патерике повести и изречения расположены в алфавитном порядке первых букв имен авторов. Повести и изречения безымянных авторов, начинающиеся чаще всего словами «Старец (γρων) сказал...», выделены в раздел под названием Геронтикон (Старчество). Некоторые рукописные сборники Патериков называются Геронтиконами. Вскоре после распространения христианства среди южных славян вместе с другими творениями святых отцов были переведены и греческие Патерики. Житие славянского первоучителя Мефодия, рассказывая о сделанных святым Мефодием переводах, упоминает и о переводе «отеческих книг». Исследователь А. Соболев утверждает, что большинство ученых видит в этих «отеческих книгах» один из греческих Патериков. «Какой именно?» – спрашивает А. Соболев и выдвигает следующее предположение: «Синайский Патерик, или «Луг Духовный», Иоанна Мосха , самый известный из патериков, был переведен на церковнославянский язык, несомненно, не в кружке Мефодия, то же можно сказать и о том Азбучном патерике, церковнославянский перевод которого дошел до нас...– остается Римский патерик, или Беседы папы Григория Великого » 7 . Переводные Патерики со временем из Болгарии проникли в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СПРАВОЧНИКА «ЗЕМЛЯ НЕВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ» СОСТОЯЛАСЬ В МАНЕЖЕ ноября 2006 Выставка «Православная Русь» стала для многих горожан любимым местом приобретения духовных книг: сюда свою продукцию привозят лучшие издательства со всей страны. Книжный раздел в этом году один из самых крупных... Выставка " Православная Русь " стала для многих горожан любимым местом приобретения духовных книг: сюда свою продукцию привозят лучшие издательства со всей страны. Книжный раздел в этом году один из самых крупных: более 70 издательств из крупных городов России представят свои новые книги. Уникален проект " Книжные памятники из фондов Библиотеки академии наук " издательства " Русская симфония " . В этой серии будут переизданы более 20 книг XVIII-XX вв. В числе первых - труд академика Имперской Академии Наук И. Георги " Описание всех обитающих в Российском государстве народов " (1776). 5 ноября в рамках выставки состоялась презентация уникального справочника " Земля Невская Православная " , в котором впервые собраны исторические сведения обо всех церквах, когда-либо существовавших и существующих ныне на территории Ленинградской области. Книга вышла в известном петербургском издательстве " Лики России " при спонсорской помощи фирмы " Невские пороги " . Вниманию читателей предлагалось 2-е издание сборника под общей редакцией знаменитого церковного историка В.В. Антонова; среди авторов - М.В. Шкаровский, свящ. А.В. Берташ, Е.В. Иванова, Н.А. Яковлев, Н.С. Крылов. Встречу с авторами и издателями вел В.В. Антонов, подчеркнувший уникальность издания: " Впервые по Епархии собраны все исторические материалы - о 1200 храмах - со средневековья по сей день. Работа архивистов над энциклопедическим проектом была длительной, а сейчас она была бы и невозможной (архив Сената и Синода закрыт). Нам пришлось исследовать материалы многих периодических изданий, где упоминался тот или иной храм " . Особенность нового справочника в том, что деление по районам области идет не в алфавитном, а в концентрическом порядке, по мере удаления от Петербурга. Книга дополняет известный справочник " Святыни Санкт-Петербурга " , уточнены даты построек, имена архитекторов.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=178...

Сирийский раздел энциклопедии включает материалы о (в алфавитном порядке) Сирийской Католической Церкви, Сирийской яковитской Церкви, Сирийских отцах, сирийском языке, сирийском церковном пении. Статья о Сирии содержит подробные сведения о географии, населении, религии и подробно рассказывает об истории страны с древнейших времен. Читатель с интересом познакомится с текстами о славянских государствах Словакии и Словении, которые только в 1990-х гг. смогли добиться независимости и теперь успешно вошли в сообщество европейских стран. В статье о США подробно рассказывается о многочисленных религиозных организациях этой страны, в т. ч. о местных культах индейского происхождения, о религиозном законодательстве США, о первых общинах и их историческом пути. Особое внимание уделяется Православным Церквям в США. Том содержит Смоленский раздел, в который вошли материалы о Смоленской и Дорогобужской епархии РПЦ, Смоленской иконе Божией матери, Смоленской области, Смоленском во имя Святой Троицы женском монастыре, Смоленском в честь Вознесения Господня женском монастыре, Смоленской (Бугабашской) иконы Божией Матери женском монастыре, Смоленской иконы Божией матери Зосимовой мужской пустыне. Ряд материалов посвящены всеобщей и отечественной истории, а также религии. Они безусловно привлекут внимание широкой аудитории, к ним относятся (в алфавитной последовательности) статьи о Синедрионе, синтоизме, сирмийских формулах, скандхах (совокупностях дхарм), скапуляре (монашеском одеянии в католической традиции), скинии, скопцах. Статья о Смутном времени повествует о непростом времени для Московского царства. Комплекс материалов относится к Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной богослужебной комиссии, Синодальной комиссии по канонизации святых, Синодальной типографии, Синодальному училищу церковного пения, Синодальному комитету по взаимодействию с казачеством, а также ряду других отделов. В обширной статье рассказывается о Славяно-Греко-Латинской Академии, важнейшем в истории отечественного образования учреждении. Важная для истории отечественной мысли статья о славянофилах и западниках также привлечет внимание читателя.

http://pravenc.ru/shop/2672584/

Жизнь свт. Григория Паламы (ок. 1296 — 14 ноября 1357): к 650-летию со дня преставления 26 ноября 2007 г. 19:46 14 ноября (27 ноября по новому стилю) Православная Церковь празднует память свт. Григория Паламы. В настоящее время учеными принята датировка смерти святителя — 1357 г. (см.: Rigo A. La canonizzazione di Gregorio Palama (1368) ed alcune altre questioni//Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici. 1993 Vol. 30 (N. S.). P. 159. Not. 9); прежняя общепринятая дата — 1359. Новая дата была внесена также в официальный календарь РПЦ 2008 г. Таким образом, 14/27 ноября 2007 исполняется 650 лет со дня преставления свт. Григория. В ознаменование этой даты портал Патриархия.ru публикует раздел, посвященный житию святителя, из статьи «свт. Григорий Палама», содержащейся в XIII алфавитном томе «Православной Энциклопедии», автором которой является М.М. Бернацкий. Статья публикуется с сильно сокращенным справочным аппаратом . См. также раздел «Гимнография» , написанный диаконом Михаилом Желтовым и опубликованный на нашем портале.  Жизнь. Детство и учеба. Свт. Григорий Палама (далее — Г. П.) был первым ребенком в семье сенатора Константина Паламы. Семья принадлежала к аристократическому роду, который эмигрировал в кон. XII в. из М. Азии в Константинополь. Имп. Андроник II Палеолог доверил Константину Паламе, который входил в ближайшее окружение императора, воспитание своего внука, буд. имп. Андроника III Палеолога. После кончины Константина (1301), принявшего на смертном одре постриг ( PG. 151. Col. 558), имп. Андроник II взял Г. П. под покровительство. Тогда же будущий святитель сблизился с юным Андроником III, который впоследствии, став императором, оказывал ему содействие. Г. П. получил классическое образование, закончив общеобразовательную программу в императорском университете, где изучал грамматику, физику, риторику и логику. Свт. Филофей (Коккин) сообщает о его глубоком знании сочинений Аристотеля ( Philotheus . Encomium//  PG. 151. Col. 558–560). О том же свидетельствует рассказ Г. П. в ответ на адресованное ему Никифором Григорой обвинение в «неграмотности» и оставлении учебы в 15 лет (Против Григоры//ΓΠΣ. T. 4. Σ. 242), как он еще в 17-летнем возрасте привел в восторг придворных мудрецов своим природным дарованием, произнеся в императорском дворце речь о логике Аристотеля. И позже, в соч. «150 глав», Г. П. демонстрировал знакомство с естественнонаучными сочинениями Аристотеля, ссылался на его «Метафизику», упоминал о теореме Евклида). В то же время изучение сочинений Платона не входило в общеобразовательную программу, а т. к. Г. П. не продолжил обучения (против воли Андроника II, который готовил ему светскую карьеру), то, вероятно, на тот момент не был знаком с ними.

http://patriarchia.ru/db/text/329454.htm...

При том, что в 67-м томе не представлены такие имена как Николай или Серафим, которые могут занимать значительную часть издания, раздел персоналий представляется достаточно интересным и разнообразным. Он содержит статьи об архитекторе и реставраторе Николае Султанове, церковном писателе Сульпиции Севере, выдающемся русском драматурге Александре Сумарокове, народном герое Иване Сусанине, преподобномученице Сусанне Палестинской, мученице Сусанне Римской,  бельгийском современном богослове Эдварде Схиллебексе, св. Схоластике, сестре Венедикта Нурсийского,  праведной Тавифе, двух картлийских католикосах с именем Тавпачаг, преподобномученике Таврионе (Толоконцеве), почитаемом старце Таврионе (Батозском), преподобной Таисье Египетской, композиторе Сергее Танееве, святом Патриархе Константинопольском Тарасии. Наиболее подробная статья из раздела персоналий посвещена св. Тамаре, грузинской царице. Данный материал открывает грузинскую тему, которая подобно представлена в 67 томе статьями о Тбели Абусерисдзе, средневековом грузинском гимнографе,  Тбетской епархии ГПЦ,  Тбилисской духовной академии и семинарии,  Тбилисских мучениках,    Раздел об иконах представлен материалами о Супрасльской иконе Божией Матери " Одигитрия " , Сурдегской иконе Божией Матери, находящейся в Благовещенском соборе в Каунасе, Табынской иконе Божией матери 67-й том содержит ряд фундаментальных богословских и философских статей. В материале " Сущность " расказывается о развитии учения о сущности в античной философии, доникейском богословии, " Сущности " , как понятии никейской триадологии, " Сущности " в христологии, " Сущности " и энергии Бога. Для историков-медиевистов интерес представляют статьи " Схизма в католической церкви " 1378-1417, табориты, тамплиеры. В материале о сциллийских мучениках приводится информация о христианах, пострадавших в Карфагене при императоре Коммоде. В томе присутствуют материалы " Съезды духовенства и мирян православной российской церкви 1917 г. " " Съезды монашествующих в России " .  Важными представляются статьи " Сын человеческий " ., Таинство " . 

http://sedmitza.ru/text/10195406.html

Основную часть фонда составляют рукописи оригинальных сочинений и переводов святителя. Это, в частности, автографы таких широко известных творений, как «Путь ко спасению», «Начертание христианского нравоучения», «Душа и Ангел – не тело, а Дух», «Краткое учение о Богопочитании», толкования на псалмы 1-й, 2-й, 33-й, 51-й и 118-й, толкования на Послания св. Апостола Павла, толкования Евангельских сказаний, сборники слов к Тамбовской и Владимирской паствам, все пять томов «Добротолюбия» (с приложением некоторых черновых статей этого аскетического сборника), «Невидимая брань», «Древние иноческие уставы», «Митерикон», «Избранные покаянные песнопения из Октоиха». Здесь же находится черновик диссертации иеродиакона Феофана «Подзаконная религия, как она дана Богом чрез Моисея народу Израильскому», содержащий правку и пометы рецензента. В главном разделе данного фонда хранятся также списки ранее не публиковавшихся творений (в основном переводов), среди которых «Содержание аскетики», «Правило веры в памятных записках Викентия Леринского», «Лествица, истолкованная или перефразированная иеросхимонахом Афанасием Критянином», «Обозрение духовной брани св. Иоанна Кассиана Римлянина», «Похвальное слово великомученику Пантелеимону Никиты Пафлагона», «Окружное соборное и церковное послание Вселенского Патриарха Григория VI», «Древний патерик, изложенный по главам», «Продолжение Древнего патерика», «Беседы преподобного Аввы Дорофея», «Обзор свода мнений о духовных училищах», программа преобразований русской духовной школы, неизвестные догматические работы – «Конспект богословия», «О воплощенном домостроительстве», переписка с князем Н.Б. Голицыным «О нескверном зачатии Богоматери» (1858 г.), аскетические произведения – «О молитве Иисусовой», статья о молитве и молитвенном правиле, «Чувство зависимости от Бога», никогда не публиковавшиеся ранее проповеди святителя. В следующий раздел, дополняющий основной, вошли неоконченные творения, черновые наброски, развернутые планы произведений. Большой интерес вызывают наброски к месяцеслову на весь год с краткими житийными справками, сделанными святителем. В этот же раздел включены различные научно-справочные материалы к его произведениям. Первое место среди них занимает неизданный «Алфавитный указатель Добротолюбия, переведенного святителем Феофаном» на 1280 страницах. Указатель начал составлять сам святитель, а продолжил и завершил работу над ним его постоянный сотрудник из братии Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Владимир (Колесников).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=239...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010