Раздел персоналий содержит статьи об архитекторе и реставраторе Николае Султанове, церковном писателе Сульпиции Севере, выдающемся русском драматурге Александре Сумарокове, народном герое Иване Сусанине, преподобномученице Сусанне Палестинской, мученице Сусанне Римской, бельгийском современном богослове Эдварде Схиллебексе, святой Схоластике — сестре Венедикта Нурсийского, праведной Тавифе, двух картлийских католикосах с именем Тавпачаг, преподобномученике Таврионе (Толоконцеве), почитаемом старце Таврионе (Батозском), преподобной Таисии Египетской, композиторе Сергее Танееве, святом Патриархе Константинопольском Тарасии. Наиболее подробная статья из раздела персоналий посвещена святой Тамаре, грузинской царице. Данный материал открывает грузинскую тему, которая подобно представлена в 67-м томе статьями о Тбели Абусерисдзе, средневековом грузинском гимнографе, Тбетской епархии Грузинской Православной Церкви, Тбилисской духовной академии и семинарии, Тбилисских мучениках. Раздел, посвященный иконам, представлен материалами о Супрасльской иконе Божией Матери «Одигитрия», Сурдегской иконе Божией Матери, находящейся в Благовещенском соборе в Каунасе, Табынской иконе Божией Матери. 67-й том также содержит ряд фундаментальных богословских и философских статей. В материале «Сущность» рассказывается о развитии учения о сущности в античной философии, доникейском богословии, «Сущности» как понятии никейской триадологии, «Сущности» в христологии, «Сущности» и энергии Бога. Для историков-медиевистов интерес представляют статьи «Схизма в католической церкви 1378-1417», «Табориты», «Тамплиеры». В материале о сциллийских мучениках приводится информация о христианах, пострадавших в Карфагене при императоре Коммоде. В томе содержатся материалы о съездах духовенства и мирян Православной Российской Церкви 1917 г., съездах монашествующих в России. В издание включены также статьи «Сын человеческий», «Таинство». Традиционно статьи «Православной энциклопедии» сопровождаются обширным иллюстративным материалом: цветными картами и многочисленными фоторепродукциями портретов, произведений церковного искусства.

http://patriarchia.ru/db/text/5983296.ht...

Такая последовательность позволяет объективнее отобразить исторический путь православия в Вологодском крае, а также поможет в дальнейшем пополнять ресурс вновь опубликованными материалами. Второй раздел – «Святые места Вологодского края» – содержит информацию о монастырях, церквах, часовнях, святых источниках и поклонных крестах. В разное время в пределах современных границ Вологодской области располагалось около 140 монастырей. Такое большое количество обителей и святых подвижников, подвизавшихся на вологодской земле, закрепили за ней поэтическое название – «Северная Фиваида». В электронном ресурсе представлен материал о 116 обителях. Названия монастырей расположены в алфавитном порядке, каждому посвящена отдельная веб-страница, на которой можно найти информацию о времени основания обители, о том, является ли она действующей или утраченной. Электронные версии книг и статей содержат сведения о важных событиях монастырской жизни, о буднях и духовном труде настоятелей и насельников, о храмах и монастырских постройках, иконах и других святынях. Если основатель монастыря известен, на странице располагается гиперссылка на его персональную страницу. По Спасо-Каменному и Спасо-Прилуцкому монастырям можно совершить виртуальные туры. Они расположены на страницах этих монастырей, в самом конце списка. Кроме информации о монастырях во втором разделе электронного ресурса можно найти документы, посвященные истории и современному состоянию церквей, часовен, святых источников и поклонных крестов. Материал сгруппирован по районам Вологодской области. Отдельные страницы посвящены двум самым крупным городам области – Вологде и Череповцу. Практически по каждой церкви областного центра была найдена информация. Отдельные страницы отведены под материалы по истории Архиерейского подворья, кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы и Спасо-Всеградского собора – великой святыни вологжан, построенной горожанами в 1654 г. всего за один день и разрушенной в 1972 «Вологодская икона» – довольно обширный раздел, который включает

http://sedmitza.ru/lib/text/6417181/

в) И. Куприянов – рецензия на 1-й т. описания. ЖМНПр. 1856, с. 86–98. г) Бессонов П. Описание славянских рукописей Москов. Синод. Б-ки М. 1856. Из Рус. Беседы, кн. II (рецензия на 1 Отд. Описания Горского и Невоструева). д) Смирнов-Платонов Г. свящ. Опис. слав. рук. Моек. Синод. Б-ки. Отд. п. М. 1860, из Прав. Обозр.,1860, 6. е) К. И. Невоструев. Рассмотрение рецензий, явившихся на Описание рукоп. Синод. Б-ки. Сборн. Отд. р. яз. и Слов. 1870 г. т. VII, 1. ж) Витошинский Е. М. Указатель именной и предметный к труду A. В. Горского и К. И. Невоструева: «Описание славянских рукописей M. С. Б-ки», Из Варшав. Унив. Известий за 1914 г. з) Архим. Савва. Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеки. М. 1855 г. 3 изд. М. 1858. и) Викторов А. Е. Алфавитный указатель Славянских рукописей Моск. Синодальной б-ки. М. 1858 г. (краткое перечисление ркп.). к) Буслаев Ф. И. Палеографические и филологические материалы для истории письмен славянских, собранные из XV рукоп. Моск. Синод. Б-ки, с прилож. 22 литогр. снимков. – «Материалы для истории письмен» М. 1855 г. л) Срезненский И. И. Материалы для сравнительного словаря и грамматики. Спб., 1856 г., т. III, с. 501–571 (Дополн. к труду Буслаева). м) Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Моск. Синод. Б-ки VI–XVII ст., изд. Саввы, еп. Можайского. М. 1863 г. н) Ундольский В. М. Описание славянских рукописей (Продолжение следует) 1131 С этими рассуждениями Д.А. Хилкова о Церкви нелишним считаем сопоставить некоторые мысли о том же предмете А.С. Хомякова: „… Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати… Церковь одна… Только в отношении к человеку можно признавать раздел Церкви на видимую и невидимую… Церковь видимая, или земная, (видимая, однако, только верующему) имеет в себе пребывающего Христа и благодать Духа Святого во всей их жизненной полноте, но не в полноте их проявлений; ибо творит и ведает не вполне, а сколько Богу угодно… Так как Церковь земная и видимая не есть еще полнота и совершение всей Церкви, которым Господь назначил явиться при конечном суде всего творения, то она творит и ведает только в своих пределах, не судя остальному человечеству… и только признавая отлученными, т. е. не принадлежащими ей, тех, которые от нее сами отлучаются. Остальное же человечество, или чуждое Церкви, или связанное с нею узами, которые Бог не изволил ей открыть, предоставляет она суду великого дня. Церковь земная судит только себе, по благодати Духа и по свободе, дарованной ей чрез Христа, призывая и все остальное человечество к единству и к усыновлению Божиему во Христе; но над не слышащими ее призыва не произносит приговора, зная повеление своего Спасителя и Главы: „не судить чужому рабу“. М. Н.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Е.В. Тростникова Источники притч Агапит (Беловидов А. И.), схиархимандрит. Житие преподобного Амвросия старца Оптинского: в 2 ч. – Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2008. – [Репр. с изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900]. Архимандрит Павел (Груздев). – М.: Издательство «Отчий дом», 2006. [Варсануфий и Иоанн , преподобные.]. Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. – М.: изд. Донского монастыря, 1993. Репринт издания 4-го, Спб.: Синодальная типография, 1905. Великий Патерик , или великое собрание изречений старцев: Систематическая коллекция. Т. I. – М.: Издание пустыни Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря Новая Фиваида, 2005. Древнерусская притча . М.: Сов. Россия, 1991. (Сокровища древнерусской литературы). Древний Патерик , изложенный по главам. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, изд-во «Планета», 1991. – Репринтное воспроизведение издания 1899 г. Дорофей авва, преподобный. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. – М.: «Отчий дом», 2005. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отечник. – Владимир: Изд-во Владимирской епархии, 2002. [Отечник святителя Игнатия] Иоанн (Маслов И. С.), архимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. – М.: Братство святителя Алексия, 1993. (Раздел III: Избранные изречения старца Амвросия, извлеченные из разных источников и расположенные в алфавитном порядке) Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. [Отечник проповедника] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Беседы. – М.: «Лодья», 2001. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Беседы. Книга вторая. – М.: «Лодья», 2003. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Миссионерские письма. –Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Объяснение десяти заповедей, данных Моисею. – Клин: «Христианская жизнь», 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pritch...

Вот потому-то и возвращаются они к нам, эти рыцари без страха и упрёка - оболганные без меры, но стойко прошедшие до конца свой Крестный путь. Воспоминаниями. Сохранёнными песнями той поры. Картинами (здесь в первую очередь следует назвать полотна замечательного художника Павла Викторовича Рыженко). И, конечно же, фотографиями. Где светом Божьим по благородному серебру запечатлены их светлые лица. В качестве некой изобразительной антитезы любопытно было бы глянуть на подобный альбом их противников - да что-то попыток собрать такой не осуществляется (киношные воплощения, понятно, не в счёт). Собственно об альбоме. Вслед за текстовой частью, которой мы уделили, присовокупив некоторые свои размышления, думается, достаточное место, идут собственно снимки. В отдельный раздел («Белые вожди») выделены лишь 11 человек: это Л.Г. Корнилов, А.М. Каледин, П.Н. Врангель, М.Г. Дроздовский, А.В. Колчак, А.И. Дутов, С.Л. Марков, Е.К. Миллер, Н.Н. Юденич и М.В. Алексеев. Лица их известны большинству читателей по иным публикациям, поэтому нет смысла повторять их все здесь. Поместим, в качестве иллюстрации, разве что блок снимков, на которых изображены действительно легенды Белого движения – П.П. Врангель, М.Г. Дроздовский, В.О. Каппель, А.П. Кутепов (слева направо, сверху вниз; такое построение будет соблюдаться и в дальнейшем). П.П. Врангель, М.Г. Дроздовский, В.О. Каппель, А.П. Кутепов Далее построение альбома идёт не по титулам, чинам и званиям, а исключительно по алфавитному принципу. Высокочтимые фамилии, носителями которых являются князья, генералы, часто Генерального штаба, соседствуют здесь с именами «простых» людей – кои волею судеб и обстоятельств, случалось, поднимались чуть ли не до уровня «вождей»: на следующих снимках, приводимых нами, изображены Дмитрий Константинович Абациев, казак-осетин Терской области, офицер Императорского конвоя, награждённый за храбрость орденом Святого Георгия 4-й степени, проведший Гражданскую войну в Белой армии на Юге России и дослужившийся до чина генерала от кавалерии, и Федор Федорович Абрамов, казак Донского войска, в Донской же армии и воевавший, командуя казачьим корпусом, а затем 2-й армией; генерал-лейтенант Генерального штаба, кавалер ордена Святого Николая 2-й степени.

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/10/...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XV — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. В 15-й алфавитный  том  «Православной Энциклопедии», изданный в 2007 г., вошли статьи 399 научных статей и более 434 иллюстраций. Том открывает статья «Димитрий (Ростовский)». Завершается том материалом «Дополнения к «Актам Историческим»».Основными и наиболее объемными статьями нового  тома  являются богословские статьи. Особо следует отметить блок статей относящихся к термину «догмат». Догматическое богословие – раздел богословия, имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христианских догматов. В 15-й том энциклопедии вошли статьи «Догмат», «Догматического развития теория», «Догматическое богословие». В томе также опубликована статья «Доказательства бытия Божия». Доказательства бытия Божия – разработанные в философии и богословии теоретические аргументы, обосновывающие средствами человеческого разума необходимость признания существования Бога. В статье «Добродетель» рассматривается понятие добродетели с разных точек зрения: как понятие в философских учениях, в свете Священного Писания, в патристическкой традиции и агиографической литературе. Из статей, посвященных монастырям и храмам, выделяется материал, посвященный Донскому монастырю. Донской иконы Божией Матери Московский мужской монастырь основан царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым в 1591 – 1592 гг. в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, во славу чудес совершившихся при этом от Донской иконы Божией Матери. В 15-м томе также присутствует большая статья «Добротолюбие». Добротолюбие — получившая широчайшее распространение в православном мире антология святоотеческих творений (IV – XV вв.), по преимуществу посвященных молитвенно-созерцательному опыту монашеской жизни. В 15-й  том включена статья, посвященная жизни и творчеству великого мастера русского иконописания Дионисия. Дионисий (ок. 1430/40 — между 1503 и 1508) — знаменитый русский художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры. Известен по своим фрескам Феропонтова монастыря, иконе «Спас в силах», иконе Божией Матери «Одигитрия» из Вознесенского собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

http://pravenc.ru/shop/657816/

В самом Новгороде 4 монастыря 1. Антониевский Монахов нет Занят красноармейскими частями 2. Десятинный Монахов 73 чел. Монастырские корпуса в распоряжении монахов 3. Духовской Монахов 60 чел. 4. Звериный Монахов 45 чел. В уезде 5. Юрьевский (в 3 в[ерстах] от Новгорода) Монахов 11 чел. Стоит артиллерийская бригада 6. Савво-Вишерский Число монахов неизвестно В этот монастырь предполагалось перевести часть заключенных из тюрьмы, устроив здесь для них исправительный дом с трудовой колонией. Однако права на этот монастырь заявил волостной совдеп, и монастырь для указанной выше цели не отдал 7. Сырковский Число монахов неизвестно Монастырские корпуса в распоряжении монахов 8. Кирилловский 9. Сковородский 10. Варлаамо-Хутынекий 11. Званкский В этих монастырях прежде помещались женские епархиальные училища.В настоящее время: приют, детская колония, ремесленная школа 12. Деревяницкий 13. Ефремо-Перекопский Монахов 35 чел. Монастырь передан кредитному т[оварищест]ву. Организованы в монастыре: приют, богадельня, племенной рассадник, сельскохозяйственная школа, кирпичный завод, опытное показательное поле 14. Вяжищенский Монахов 11 чел. Монастырские корпуса в распоряжении монахов 15. Монахов 140 чел.   Имеются в виду монастыри Новгородской епархии: 1) Антониево-Дымский мужской монастырь, 2) Десятинный Богородицкий женский, 3) Боровичский Свято-Духов мужской, 4) Зверин-Покровский женский, 5) Юрьев-Новгородский мужской, 6) Савво-Вишерский мужской, 7) Сырков Владимирский Богородицкий женский, 8) Кирилло-Белозерский мужской, 9) Сковородский-Михайловский мужской, 10) Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский мужской, 11) Званский Знаменский женский, 12) Деревяницкий Воскресенский женский, 13) Перекопский (Перекомский) Николаевский Розважский мужской, 14) Николаевский Вяжищский мужской. Приведенный в таблице Церковский монастырь, который упоминает М. Галкин, не существовал ни в Новгороде, ни в его окрестностях (см. также: Денисов Л.И. Православные монастыри: Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин (с кратким топографическим, историко-статистическим и археологическим описанием, библиографическими примечаниями, статистической таблицей и четырьмя алфавитными указателями). М., 1908).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Официальный церковный календарь по традиции состоит из двух частей — собственно календаря, который на церковном языке называется месяцесловом, и обширного справочного раздела. Месяцеслов календаря на каждый день года содержит список имен святых, празднуемых в этот день Церковью, указания на фрагменты Священного Писания, читаемые за богослужением, а также краткие богослужебные заметки и указания о постах. Справочный раздел календаря на 2014 год открывается списком Соборов святых. Далее приводится список имен святых, упоминаемых в календаре. Информация во всех справочных разделах календаря на 2014 год значительно обновлена с учетом последних изменений. В частности, отражены последние решения Священноначалия, касающиеся образования новых митрополий и епархий в Русской Православной Церкви. Многие архиереи, священники и миряне используют настоящее издание Церковного календаря не только как прекрасный подарок, но и как визитную карточку Русской Православной Церкви. Официальный календарь выходит далеко за рамки обычного календаря — это еще и подробный справочник о Русской Православной Церкви, включающий информацию о Синодальных и общецерковных учреждениях, духовных учебных заведениях и православных общеобразовательных учреждениях, зарубежных приходах и представительствах Русской Православной Церкви. В календаре приводятся сведения об архиереях Русской Православной Церкви. Он содержит адреса, телефоны и другую контактную информацию всех епархий. Открывают список российские епархии, за ними следуют украинские и белорусские. Все другие страны размещаются в алфавитном порядке с Австрии до Эстонии, завершает список Японская Автономная Церковь. В справочнике также представлена Русская Православная Церковь Заграницей. В календаре представлена общая информация обо всех Поместных Церквах: их каноническая территория, краткая биография Предстоятеля и краткая история Поместной Церкви. В календаре опубликованы также фотографии Предстоятелей Поместных Церквей. В обширном разделе календаря, посвященном Патриаршему служению, размещены фотоматериалы, отражающие труды Предстоятеля Русской Православной Церкви. В частности, визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Китай — первый в истории страны визит Предстоятеля Русской Православной Церкви, великое освящение нового храма в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Скоропослушница», в таллинском районе Ласнамяэ во время визита Святейшего Патриарха в Эстонию, Патриаршее паломничество на Святую Гору Афон, а также посещение Иерусалимского Патриархата.

http://bogoslov.ru/event/3485270

Том содержит статьи о Сочинской и Туапсинской епархии, Сочинском монастыре во имя святой Троицы и великомученика Георгия Победоносца, Сочинской Крестовой пустыни, монастыре Сошествия святого Духа Орловской митрополии, Спаса Преображения соборе в Переяславле-Залесском, Спаса Преображения соборе в Чернигове, Спаса Преображения храме на Берестове в Киеве, Спасо-Каменном в честь Преображения Господня мужском монастыре в Вологодской области, Ставропольской и Невинномысской епархиях РПЦ, Ставропольском Иоанно-Мариинском женском монастыре и о конфессиональной ситуации в Ставропольском крае. Одна из статей содержит рассказ об иконе «Споручница грешных». Особо отметим статью о Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре. Читатели смогут подробно узнать об его истории, библиотеке и скриптории, хозяйственной и миссионерской деятельности, святых мощах, чтимых иконах и подвижниках благочестия, а также о Спасо-Преображенском Соловецком мужском монастыре. Подробная статья посвящена Нерукотворному образу Спасителя (Спасу Нерукотворному), плату с запечатленным на нем ликом Иисуса Христа. Статья содержит раздел по истории реликвии, о нерукотворных образах и их рукотворных списках, о чудотворениях Мандилиона, о пребывании Нерукотворного образа в Константинополе, о влиянии Спаса Нерукотворного на храмовую иконографию византийского мира, об иконах Спаса Нерукотворного в Византии и Древней Руси и т.д. Внимание читателей привлечет статья о Союзе воинствующих безбожников, действовавшем в СССР в 1925-47 гг. Тема старообрядчества представлена в томе энциклопедии материалом о «Спасовом согласии» беспоповцев, возникшем в 17 в. Том содержит подробную статью о спиритизме.   66-й том открывает статья о деятельности настоятеля Богоявленского Елоховского собора Матфея Стаднюка и завершает материал о Суздальском Александровском мужском монастыре. Во многом том можно считать биографическим. В частности в нем содержатся биографии деятелей церкви и королей с именем Стефан. Том также содержит статью о И. В. Сталине, где подробно излагается история его отношений с иерархами РПЦ. Она несомненно будет полезна для учащихся ВУЗов и школ. В материале о И. Е. Старове, рассказывается о выдающемся представителе русского классицизма, тему русских зодчих продолжают материалы об Осипе Старцеве и Василие Стасове, представителе «александрийского классицизма». Подробная статья о Владимире Стасове позволяет составить представление об этом выдающемся музыкальном критике и знатоке искусства, тему продолжает материал о великом русском композиторе Игоре Стравинском.

http://sedmitza.ru/text/10172875.html

Композиции другого современного виртуоза, ярославского звонаря Андрея Федорычева, даны мною в соавторстве с ним в последнем разделе издания. Этот раздел посвящен современной колокольной музыке как этапу развития звонарского искусства. Все колокольные звоны нотного сборника организованы в алфавитном порядке по разделам, каждый из которых представляет регион, в котором звоны были записаны. Напоследок отмечу, что не стоит относиться к сему изданию как к попытке дать всеобъемлющую картину русской колокольной музыки и зафиксировать всю ее полноту. Это попросту невозможно. Не вызывает сомнений лишь тот факт, что коль скоро в прошлом уже предпринимались попытки нотировать колокольные звоны, то эта тенденция, безусловно, будет развиваться и в будущем. Пока мы только в начале процесса формирования и структурирования колокольной грамоты, а этот сборник партитур только первый опыт подобных изданий. Священник Павел Радин, штатный клирик и звонарь прихода Рождества прор. Иоанна Предтечи деревни Юкки Ленинградской области, руководитель Санкт-Петербургской Епархиальной школы звонарей Читать/скачать весь текст книги: файл pdf (4.9 mb) > > (После нажатия ссылки откроется диалоговое окно. Чтобы читать книгу сразу с монитора нажмите " открыть " , чтобы сохранить у себя на компьютере и прочитать потом, нажмите " сохранить " ) Tue, 13 Nov 2012 12:01:01 GMT благодарность Уважаемый о. Павел. Низкий Вам поклон за ваш труд. Я участвую в обучении колокольному звону и давно искал подобный материал. Еще раз большое спасибо, Божьей помощи и многая лета. С уважением р.б. Игорь, звонарь храма Георгия Победоносца в Лучниках (Москва, 495 6213197), преподаватель колокольного центра при храме свт. Николая в Заяицком (Москва 495 953 92 10), Sun, 08 Apr 2018 19:44:59 GMT евхаристо Всегда любил звонить, но в провинции мало разнообразия. Что-то придумывал сам. сейчас приобрели на " Литексе " монастырский набор и стал искать ноты колокольных звонов. На Пасху начал разучивать звоны по книге о. Павла и очень обрадовался, что даже на 5-ти колоколах есть много вариантов мелодий. Спаси Бог за труд по распространению и сохранению церковных традиций. Отдельная благодарность директору завода Олегу за христианское отношение и помощь в консультациях и отправке колоколов.

http://zavet.ru/a/rss_comments_book.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010